(XXI в.) применение педагоги, педагоги высококлассного процесса с учетом
инклюзивной специалиста в нозологических
стратегии определенной области для особенностей
обучения; выполнения трудовых обучающихся путем
развитие отношений, отвечающих создания адаптированной
инклюзивного требованиям и стандартам, образовательной
образования, заданным обществом программы в рамках
направленного адаптивной
на обучение образовательной среды;
людей с ОВЗ и развитие концепции
без в одном «независимой жизни», где
классе, группе обучающийся получает образование и профессию; разработка инклюзивных технологий направленных на обучение людей с отклонениями в здоровье с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей
Проследив динамику изменения профессиональной деятельности, следует, что основная цель специалиста работающего с обучающимися с ОВЗ заключатся в обучении этих людей, решая определенные задачи, зависящие от потребностей обучающегося и запросов общества. Так, одной из задач специалиста работающего с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является поиск новых, ранее не использовавшихся методов обучения. Это происходит из-за того что методы обучения имеют свойство устаревать, что в один исторический период использовалось хорошо, то в другой исторический период не работает, требуя модернизации.
Выводы. Таким образом, специалистам, обучающим людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), педагогам, необходимо быть готовым к различного рода вызовам, встречающимся в процессе выполнения своей профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.
Литература:
1. Борисова, Н.В. Опыт инклюзии обучающихся с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательную среду школы «Ковчег» / Н.В. Борисова, М.Е. Бушмелев // Аутизм и нарушения развития. - Т. 14. - № 1. - 2016. - С. 19-26.
2. Ведихова, Д.С. Развитие инклюзивного образования / Д.С. Ведихова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2011. - № 2 (15). - С. 39-44.
3. Выготский, Л.С. Основы дефектологии: учебник для вузов. Специальная литература / Л.С. Выготский. - Сантк-Петербург: Лань, 2003. - 656 с.
4. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом / Н.Н. Малофеев. - Ч. 1. - М. - 1996 г. - 125 с.
5. Мальцева, Е.Ю. Ретроспективный анализ развития инклюзивного образования: международный опыт / Е.Ю. Мальцева // Проблемы современного образования. - 2019. - № 2. - С. 80-88 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/retrospektivnyy-analiz-razvitiya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-mezhdunarodnyy-opyt/viewer
6. Неретина, Т.Г. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России / Т.Г. Неретина, Т.В. Кружилина, Т.Ф. Орехова // Гуманитарно-педагогические исследования. - 2018. - Т.2. - № 2. - С. 14-23
Педагогика
УДК 376.3
кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Ольхина Елена Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
СУБЪЕКТИВНЫЙ ПОДХОД РОДИТЕЛЕЙ СЛАБОВИДЯЩЕГО РЕБЕНКА К РЕАЛИЗАЦИИ ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
Аннотация. В статье акцентируются особенности и закономерности планирования и реализации индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) усилиями семьи слабовидящих детей. Доказывается, что родители обучающегося с нарушениями зрения испытывают серьезные трудности в адекватном выборе образовательного маршрута ребенка с учетом его особых образовательных потребностей. Представляется анализ данных эксперимента по критериям, определяющим родительскую тактику реализации образовательной траектории на этапе завершения дошкольного и школьного образования слабовидящими детьми. В исследовании предпринимается попытка проанализировать представления родителей об ответственности при выборе ИОМ и его приоритетных задачах. Уделяется внимание степени родительской удовлетворенности качеством образовательных услуг. Изучаются ожидания семьи о конечной точке ИОМ и их эмоциональное восприятие образовательного будущего своего ребенка.
Ключевые слова: родители, семья ребенка с нарушениями зрения, слабовидящие обучающиеся, индивидуальный образовательный маршрут, траектория образования, образовательная организация, детский сад, школа.
Annоtation. The article focuses on the features and patterns of planning and implementation of an individual educational route (IOM) by the efforts of a family of visually impaired children. It is proved that the parents of a visually impaired student experience serious difficulties in adequately choosing the educational route of the child, taking into account his special educational needs. The analysis of the experimental data is presented according to the criteria that determine the parental tactics of implementing the educational trajectory at the stage of completion of preschool and school education by visually impaired children. The study attempts to analyze parents' perceptions of responsibility when choosing an IOM and its priorities. Attention is paid to the degree of parental
satisfaction with the quality of educational services. The expectations of the family about the end point of the IOM and their emotional perception of the educational future of their child are studied.
Key words: parents, family of a visually impaired child, visually impaired students, individual educational route, educational trajectory, educational organization, kindergarten, school.
Введение. Индивидуализация и непрерывность образовательной траектории в течении всей жизни считаются лидирующими принципами международного и отечественного образования. Реализация этих базовых положений на начальном этапе планирования индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) ложится на плечи семьи обучающегося, выступающей как гарант и одновременно субъект образовательных отношений. Согласно российскому законодательству именно родители несут первоочередную ответственность за получение ребенком основного общего образования [8, 9].
Выполнение этой обязанности со стороны семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), сопровождается целым комплексом дополнительных мер, связанных с нозологическим статусом ребенка. Оптимальный выбор образовательного маршрута с учетом особых образовательных потребностей обучающегося является объективно сложной задачей для семьи [12]. Так наличие зрительной патологии у ребенка не всегда становится определяющим фактором в моделировании и реализации его образовательного маршрута. Пользуясь своим законным правом выбора образовательной программы и организации, родители слабовидящих детей активно планируют траекторию образования ребенка. Однако этот процесс затруднен из-за часто возникающих противоречий между представлениями семьи о качественном обучении, учетом индивидуальных особенностей ребенка и возможностями региональной системы образования [1, 6, 13].
Семьей слабовидящего обучающегося должно быть учтено множество факторов, с начальной точки ИОМ до момента его завершения. К ним целесообразно отнести факторы личностного порядка: нозологический статус, уровень интеллектуального развития и социальной адаптации, степень владения специальными умениями и навыками и пр. [2, 3, 10]. Комплекс обстоятельств на уровне семьи определяется ее социально-экономическим статусом, образованием и личностными ресурсами родителей, местом проживания, семейными традициями, образовательными запросами и ожиданиями и пр. [7]. На уровне региональной образовательной системы важно адекватно оценить возможность выбора инклюзивной или коррекционной школы, наличие специальных условий обучения, степень готовности педагогов и т.д. Многообразие этих условий затрудняет продвижение и навигацию семьи слабовидящего ребенка по образовательному маршруту [4, 5, 11]. К сожалению, практический опыт свидетельствует о том, что главное условие выбора траектории образования адекватность и ориентация на особые образовательные потребности ребенка не всегда соблюдается. Ошибки и неадекватные решения в планировании ИОМ имеют крайне негативные последствия для дальнейшей социализации самого ребенка и провоцируют конфронтацию семьи и образовательной организации. Поэтому требуется серьезная консультативная и просветительская работа с семьей, повышающая родительскую компетентность в вопросах маршрутизации образования. Реализация этой задачи невозможна без знания специфики и трудностей выбора ИОМ со стороны семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями зрения. Следовательно, предлагаемый в статье анализ экспериментальных данных имеет важное научно-практическое значение.
Изложение основного материала статьи. Эксперимент был проведен на базе дошкольных и школьных образовательных организаций г. Нижнего Новгорода. Его целью стал анализ особенностей и трудностей проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута, слабовидящего обучающегося усилиями его семьи. Для достижения исследовательской цели был использован следующий диагностический инструментарий: авторская анкета «Образовательные запросы семьи ребенка с ОВЗ» Ольхиной Е.А. Шитиковой А.А., анкета Лыжиной Н.П. «Выбор образовательного маршрута семьей» и опросник Бузмаковой Т.Н. «Практикоориентированная модель системы профориентационной работы с родителями учащихся школ». Данный комплекс позволил проанализировать специфику реализации ИОМ семьей слабовидящего ребенка и ответить на следующие вопросы:
1. Кто повлиял на выбор ИОМ?
2. Какие приоритетные задачи ставят родители при реализации ИОМ?
3. Удовлетворены ли родители качеством предоставляемых образовательных услуг?
4. Каковы представления семьи о результатах ИОМ и постшкольном маршруте слабовидящего ребенка?
5. Каково эмоциональное восприятие семьей образовательных и профессиональных перспектив слабовидящего обучающегося?
В экспериментальном исследовании приняли участие 40 родителей слабовидящих детей. Для объективной оценки динамики их запросов на образование слабовидящих обучающихся были сформированы две экспериментальные группы: первая была составлена из 20 родителей слабовидящих детей дошкольного возраста, вторая включала семьи, воспитывающие обучающихся старших классов с нарушениями зрения.
В первой экспериментальной группе возрастной диапазон отцов и матерей, воспитывающих дошкольников со слабовидением составил от 27 до 40 лет. Образовательный ценз у 55% испытуемых представлен наличием средне профессионального образования (СПО), а 45% респондентов закончили вуз. На сегодняшний день воспитывают одного ребенка 75% участников анкетирования, следовательно, их опыт в реализации ИОМ можно считать начальным. Определенными умениями по выстраиванию траектории образования располагают 25% испытуемых, они имеют двух и более детей. Полные семьи составляют 90% участников эксперимента, что позволяет предполагать об участии в ИОМ ребенка обоих родителей. В неполных семьях (10%) эту функцию выполняет мама. Возраст родителей данных семей составил от 40 до 50 лет. Уровень образования у 80% семей определяется наличием диплома вуза у 20% отцов и матерей СПО. Участники эксперимента указали, что в 60% случаев в семье воспитывается один ребенок, в 40% два и более детей.
Анализ результатов опросника семей, воспитывающих слабовидящих детей дошкольного возраста свидетельствует о достаточном количестве проблемных моментов в планировании и проектировании ИОМ. Определяя зону ответственности и тех кто повлиял на выбор траектории образования 65% испытуемых утверждают, что на них лежит основная обязанность по продвижению слабовидящего ребенка по образовательному маршруту. Они уверены в собственной компетентности в данном вопросе и не планируют пользоваться рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Их дети посещают группы общеразвивающей направленности, а при поступлении в школу родители не планируют посещать комиссию и обнародовать статус своего ребенка. Они ориентированы на поступление детей в общеобразовательную школу.
Перекладывают ответственность за реализацию ИОМ на плечи педагогов ДОО 35% респондентов. Они высказывают сомнения в своей осведомленности по выбору и реализации траектории образования своих детей и планируют при продолжении обучения посетить ПМПК. Они убеждены в компетенции специалистов комиссии и полагают, что их мнение является определяющим при образовательной маршрутизации ребенка. Эта часть респондентов рассчитывает на обучение детей в специальной (коррекционной) школе.
Первоочередной задачей получения ребенком дошкольного образования 70% респондентов считают успешное усвоение им в полном объеме образовательной программы. Вызывает тревогу тот факт, что только 20% родителей полагают не менее важной задачей эффективную коррекцию вторичных отклонений в детском развитии. Приоритет в решении вопросов социализации слабовидящего ребенка, как важнейшего условия его развития, отдают 10% участников эксперимента.
По мнению большинства семей, воспитывающих дошкольников с нарушенным зрением, детский сад успешно решает все образовательные задачи и имеет для этого весь перечень необходимых специальных условий. Они удовлетворены качеством предоставляемых услуг и считают созданные условия достаточными. Однако в 20% случаев родители обращают внимание на острую необходимость своевременного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в области тифлопедагогических знаний и необходимости пополнения образовательной среды ДОО специальными тифлотехническими средствами обучения.
Определяя дальнейшую образовательную траекторию своего ребенка родители планируют не только школу, но и задумываются о постшкольном обучении. На поступлении слабовидящих детей в вуз рассчитывают 70% респондентов, считающих высшее образование конечной и закономерной точкой ИОМ. Они полагают, что обучение в вузе является важной составляющей социализации их детей. На СПО ориентируются 25% участников опроса, а трудоустроить ребенка после школы планирует 5% родителей. При планировании будущего образования все участники эксперимента хотят учитывать интересы и желания своих детей, но не считают значимым при профессиональном выборе ориентироваться на характер и степень нарушения зрения у ребенка. Эмоциональное восприятие профессиональных и образовательных перспектив у 65% семей слабовидящего дошкольника можно оценить как оптимистичное. Они с надеждой смотрят в будущее в отличии от 35% респондентов, испытывающих растерянность и тревогу за конечную точку ИОМ своих детей.
Результаты экспериментального исследования представлений семьи, воспитывающей старшеклассников со слабовидением об ИОМ позволяют выявить ряд существенных трудностей и особенностей. По сравнению с первой экспериментальной группой остается неизменной распределение ответственности за реализацию образовательной траектории ученика. Продолжают настаивать на собственной ответственности 60% респондентов, исходящих из личных представлений о необходимости продолжения обучения. назначают ответственными за будущее образование своих детей педагогов 40% респондентов. Никто из участников анкетирования не считает самого обучающегося с нарушениями зрения ответственным за собственный выбор постшкольного маршрута.
Испытуемые данной экспериментальной группы, также как и родители дошкольников с нарушениями зрения, считаю себя достаточно осведомленными в вопросах обучения и воспитания детей. Они уверены в своей компетентности и понимании особых образовательных потребностях своего ребенка и знают о законном праве выбора образовательной программы. В связи с этим 40% участников опроса в процессе реализации ИОМ не обращались за рекомендациями в ПМПК и не планируют делать это при переходе на следующую ступень образования. Их дети проходят обучение в общеобразовательном классе. О возможностях продолжения обучения после школы 35% родителей планируют консультироваться у врачей, вероятно надеясь установить наличие противопоказаний при выборе профессии. В настоящее время 25% респондентов обратились в ПМПК и воспользовались ее советами по обучению ребенка по АООП. Однако при проектировании образовательного маршрута после школы они не планируют посещать комиссию, в том числе и по причине достижения ребенком восемнадцатилетнего возраста.
Существенные изменения претерпели позиции семьи по сравнению с дошкольным возрастом в отношении ориентации на интересы и стремления старшеклассника при переходе на дальнейшую ступень образования. Его мнение примут во внимание только 20% семей. 80% родителей слабовидящего обучающегося будут ориентироваться на состояние его здоровья при определении постшкольного будущего.
По ходу реализации ИОМ смещаются и его приоритеты в представлениях семьи старшеклассника с нарушениями зрения. По сравнению с дошкольной ступенью образования у 15% респондентов на первое место выступают задачи социализации обучающегося. Увеличивается количество семей (25%), настаивающих на первоочередной необходимости проведения коррекционно-развивающей работы. Сокращается число родителей, полагающих основной задачей и приоритетом овладение слабовидящим учеником образовательной программы (60%). При этом все участники опроса сильно обеспокоены предстоящей процедурой прохождения ЕГЭ. Неизменным остается позитивная оценка семьей качества и доступности образовательных услуг и удовлетворенность специальными условиями обучения. Однако на нехватку специальных тифлотехнических средств указывают 40% испытуемых. Претензий к уровню профессиональной компетентности педагогического коллектива никто не высказал.
Сопоставление результатов анкетирования двух групп позволяет отметить сокращение количества семей, ориентированных на поступление слабовидящего обучающегося в вуз. Родители с данной ориентацией составили только 35% из числа опрошенных вместо 70%. Планируют продолжение обучения в СПО слабовидящего старшеклассника 35% семей, четко представляющих себе направления подготовки и специальности: массажное дело и педагогика. На трудоустройство ребенка после школы уже рассчитывают 30% родителей вместо 5%. Сделав окончательный и более реалистичный выбор, родители слабовидящих старшеклассников все с оптимизмом смотрят на индивидуальный постшкольный образовательный маршрут.
Выводы. Таким образом, анализ особенностей и трудностей в проектировании и реализации ИОМ семьей слабовидящего обучающегося позволяет констатировать, что основной проблемной зоной является эффективное взаимодействие родителей, образовательной организации и ПМПК. Процесс его совершенствования должен строится на принципе детоцентричности. Интересы ребенка и учет его особых образовательных потребностей должны выступать базовыми ориентирами в проектировании и реализации индивидуальной траектории образования.
Отвечая на поставленные в исследовании вопросы важно подчеркнуть, что при выборе ИОМ большинство семей слабовидящих детей ориентируются на собственные представления, а не рекомендации ПМПК. Приоритетными задачами в реализации ИОМ многие родители считают овладение ребенком образовательной программой. Понимание важности коррекции и социализации на этапе завершения маршрута усиливается, но не выступает в приоритет. Основные заказчики образовательных услуг в подавляющем большинстве удовлетворены их качеством, но некоторые указывают на недостаток тифлотехнческих средств обучения и на недостаточный уровень тифлопедагогических знаний у педагогов. Конечной точкой ИОМ своего ребенка значительная часть родителей видит продолжение обучения в сузе или вузе. Они с оптимизмом смотрят на профессиональное и образовательное будущее своих детей.
Литература:
1. Денискина, В.З. Выбор образовательного маршрута для детей с нарушением зрения, поступающих в 1 класс / В.З. Денискина, Н.С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2016. - №7. - С. 8-20.
2. Дружинина, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина. -Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. - 254 с.
3. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учеб. пособие для студентов высш. пед.учеб. заведений. - СПб.: КАРО, 2006. - 328 с.
4. Мельникова, Е.Г. Проектирование вариативного образовательного маршрута сопровождения ребенка с ОВЗ, инвалидностью в условиях крупного образовательного комплекса (из опыта работы // Профессиональное образование и общество. - 2017. - №3 (23). - С. 181-185
5. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов детей дошкольного возраста: методика и практический опыт реализации: Сборник методических материалов / сост. О.А. Блохина. - Калининград: Изд-во Калининградского областного института развития образования, 2018. - 103 с.
6. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. -М.: МГППУ, 2012. - 84 с.
7. Семенова, Л.Э., Божкова, Е.Д., Конева, И.А. Личностные ресурсы психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №1. URL https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1327/870 (дата обращения 9 03 2022)
8. Соловьева, С.В. Проектирование индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: методические рекомендации / С.В. Соловьева. - Екатеринбург: ИРО, 2011. - 134 с.
9. Солдатов, Д.В. Солдатова, С.В. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2016. - № 1 (67). - С. 26-39.
10. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства. - М.: Полиграф сервис. - 2000. - 326 с.
11. Сухонина, Н.С. Основы обучения младших школьников с нарушениями зрения учебное пособие. - Саратов: Вузовское образование, 2018. - 121 c.
12. Технологии разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / авт. колл.; рук. авт. колл. Е.В. Самсонова. - М.: МГППУ, 2020. - 192 с.
13. Фомичева, Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. - СПб.: КАРО, 2007. - 245 с.
Педагогика
УДК 378.037.1
кандидат педагогических наук, доцент Медведева Светлана Адольфовна
Частное образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики» (г. Санкт-Петербург)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВУЗЕ
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные проблемы организации физкультурно-оздоровительной деятельности студенческого самоуправления в вузе. Установлено, что в настоящее время значительно снизилось общественное воздействие на студенческую среду, развитие системы студенческого самоуправления при занятии спортом, позволит решить задачи воспитательного характера молодежи. По мнению специалистов в области физической культуры и образования действующая на данный момент система физического воспитания не справляется c обозначенными проблемами. Для выявления оптимальной модели организации физкультурно-оздоровительной деятельности студенческого самоуправления был определен профессионально-образовательный потенциал средств физической культуры и спорта. В работе показано, что в условиях современного образования в процессе внедрения инноваций приоритетной задачей в вузе стоит освоение проектной деятельности. На основании анализа научной литературы было определено, что на фоне сниженной двигательной активности и ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи, пропаганда здорового образа жизни является одной из социально-педагогических задач, стоящих перед образовательной организацией. Однако, использование устаревших подходов физкультурно-оздоровительной деятельности в вузовской среде не позволяет достичь желаемых результатов. Необходимо модернизировать самостоятельную деятельность обучающихся, максимально учитывая интересы и потребности современной молодежи в физическом самосовершенствовании. Физкультурно-оздоровительная деятельность в учреждениях высшего образования является базовой ступенью формирования культуры личности современного студента. Актуализация студенческого самоуправления создает потенциальные возможности для реализации студенческого спорта. Таким образом, в целях оптимизации профессиональной подготовки будущих специалистов следует укреплять здоровье студентов, продвигать здоровый образ жизни в молодежной среде, организовывать и проводить физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу, развивать студенческое самоуправление, создавать активный досуг студентов средствами физической культуры. Инструментом решения данной проблемы может стать спортивный студенческий клуб, деятельность которого будет способствовать развитию студенческого спорта. Помимо секционных занятий можно заниматься волонтерской работой и деятельностью фан-клубов. Результатом эффективной организации процесса физического воспитания в СПбУТУиЭ стала деятельность ССК «Орион». Спортивный клуб был создан как орган студенческого самоуправления для осуществления работы спортивных секций, формирования сборных команд университета, а также с целью оказания практической помощи в организации и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Ключевые слова: образовательный процесс вуза, педагогическое проектирование, физкультурно-оздоровительная деятельность, здоровье, здоровьесбережение, модель, студенческое самоуправление, студенческий спортивный клуб.
Annotation. The article deals with the actual problems of the organization of physical culture and recreation activities of student self-government at the university. It is established that at present the social impact on the student environment has significantly decreased, the development of the student self-government system in sports will allow solving the tasks of the educational nature of youth. According to experts in the field of physical culture and education, the current system of physical education does not cope with the identified problems. In order to identify the optimal model of the organization of physical culture and recreation activities of student self-government, the professional and educational potential of physical culture and sports facilities was determined. The paper shows that in the conditions of modern education, in the process of introducing innovations, the development of project