Научная статья на тему 'Системно-комплексный подход к организации повышения педагогической культуры родителей'

Системно-комплексный подход к организации повышения педагогической культуры родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОДИТЕЛИ / СИСТЕМНО-КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ / PARENTS / COMPREHENSIVE APPROACH / PEDAGOGICAL CULTURE OF PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочергина Ольга Александровна, Кирюшина Ольга Николаевна,

В статье рассматривается системно-комплексный подход к организации повышения педагогической культуры родителей, на основе которого определен ряд направлений деятельности: организация родительского всеобуча, подготовка в рамках внеурочной деятельности обучающихся старших классов будущих родителей, организация повышения квалификации практикующих педагогов по работе с родителями, обучение студентов-педагогов работе с родителями в рамках профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочергина Ольга Александровна, Кирюшина Ольга Николаевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A comprehensive approach to facilitating improvement of the parents' pedagogical culture

The article considers a comprehensive approach to facilitating improvement of the pedagogical culture of parents, on the basis of which, the following activities are defined: organization of parental education, training of students of senior classes (future parents) in the framework of extracurricular activities, organization of training for teachers for collaboration with parents, training of students-future teachers for working with parents in the framework of professional training.

Текст научной работы на тему «Системно-комплексный подход к организации повышения педагогической культуры родителей»

ститут дополнительного профессионального образования". - 2017.-С. 15-18.

6. Зубенко Н.Ю., Сухова Е.И. Особенности построения ЩЕ'М-модуля "Проектирование образовательных программ дошкольного образования" для бакалавров по направлению подготовки "Педагогическое образование" // Общество: социология, психология, педагогика. — 2018, — М9 11,— С. 76-80.

7. Киричек К.А. Подготовка бакалавров профиля "Дошкольное образование" К осуществлению математического развития детей в образовательных организациях//Kant.-2016, - № 1 (18). - С. 37 40.

8. Киричек К.А. Теория и технологии развития математических представлений удетей : учебно-методическое пособие. - Ставрополь: Ставролит, 2018.-144 с.

9. Павлова Л.И. Подготовка студентов к творческому решению задач по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста // Дошкольное образование и профес сиональная подготовка кадров: традиции и инновации : сборник научных статей Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МП ГУ. -2017.-С. 71.

Ю.Рослякова Н.И., Черепкова A.B. Профессиональная индивидуальность е содержании подготовки педагога дошкольного образования // Воспитание и обучение детей младшего возраста. -2016. - №5,- С. 866-868.

11.Толкачева Г,11„ Изотова Ё.И., Волобуева Л.М., Парамонова М.Ю. Концептуальное обоснование и этапы моделирования программы практике-ориентированной подготовки педагогических кадров (воспитателей) в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций ВО и ДО // Психологическая наука и образование. -2014.-Т. 19,- № 3. - С. 168-185.

12.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки'14.03.01 Педагогическое образование. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04,12.2015 г. №1426. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94.

13.Kirichek К., Bazhenov R., Bogdanova 0,,Shtepa Y., I edovskikh I. Formation of competence of using modern methods and technologies of education in. bachelors of education training // INTED2018" Proceedings, pp. 2403 2410.

CD «ч

О cu

-0 Q-LÜ

Ш h-X

a

cu

CO CD

г

s

A COMPREHENSIVE APPROACH TO FACILITATING IMPROVEMENT OF THE PARENTS'PEDAGOGICAL CULTURE Kochergina Olga Aiexandrovna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor

Kirjushina Olga Mkolaema, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Taganrog institute named after A.P. Chekhov (branch), Rostov State University of Economics, Taganrog

The article considers a comprehensive approach to facilitating improvement of the pedagogical culture of parents, on the basis of which, the following activities are defined: organization of parental education, training of students of senior classes (future parents) in the framework of extracurricular activities, organization of training for teachers for collaboration with parents, training of students future teachers - for working with parents in the framework of professional training.

Keywords; parents; comprehensive approach; pedagogical culture of parents.

СИСТЕМНО-КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ

в статье рассматривается системно-комплексный подход к организации повышения педагогической культуры родителей, на основе которого определен ряд направлений деятельности: организация родительского всеобуча, подготовка в рамках внеурочной деятельности обучающихся старших классов - будущих родителей, организация повышения квалификации практикующих педагогов по работе с родителями, обучение студентов-педагогов работе с родителями в рамках профессиональной подготовки.

Ключевые слова: родители; системно-комплексный подход; педагогическая культура родителей.

53

УДК 371

ВАК РФ 13.00.05

О Кочергина O.A., 2019 & Кирюшина О.Н., 2019

КОЧЕРГИНА Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент

Семья-это часть общества, связанная с перспективой его развития, поэтому жизнь в ней должна строиться на позитивной основе, чуткости и требовательности, любви и сердечном отношении друг к другу, особенно к детям, чтобы они "прошли школу человечности" {В.А. Сухомлинский},

Однако в настоящее время большинство семей озабочено решением экономических проблем, часто не осознавая значимость орга-

КИРЮШИНА Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент

Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал), Ростовский государственный экономический университет (РИНХ% Таганрог

низации воспитания и личностного развития ребенка в рамках семейного дискурса. Педагогические коллективы, родительское со обще ство понимают, что сегодня разрушаются духовно-нравственные нормы и традиции семейного уклада, возникают и прогрессируют негативные явления в детской среде, ухудшается психическое и физическое здоровье детей, что является, в числе прочего, следствием снижения уровня педагогической культуры родителей и роли воспитательного воздействия семьи на социализацию подрастающего поколения.

Динамичное развитие социокультурной ситуации в России, девальвация семейных ценностей предопределяют изменение технологии взаимодействия с родителями и необходимость организации их педагогического просвещения и образования, повышения педагогической культуры как важнейшей составляющей развития общества, усовершенствования профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, работающих в этом направлении.

В современных условиях социальное партнерство школы и семьи (педагоги - дети - родители) обусловлено равностью миссии {Конституция РФ} и равностью ответственности (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года) перед государством за воспитание будущего поколения. Ответственность за получение образования лежит не только на государстве и педагогах, но и прежде всего на родителях, семье. Именно семья, являясь первичным институтом социализации личности, при содействии образовательной организации, оказывает влияние на формирование и изменение социальныхустановок и целеопре-деления ребенка, а также несет ответственность за его жизненные перспективы. К сожалению, педагогическая культура родителей в целом имеет невысокий уровень, что обусловлено рядом причин: изменение системы ценностей, утрата традиций и обычаев, разрушение семейного уклада, трансформация представлений молодежи о роли семьи в жизни человека, недостаточный уровень понимания основной социально-психологической функции человека - родительства, пропаганда свободных отношений и др. [3].

Сложившаяся в российском обществе ситуация требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогической поддержки семьи, построения отношений между родителями и образовательными организа-

циями разных уровней на принципиально новой технологической платформе. 8 настоящее время накоплен достаточный ресурс инновационных программ, методик, техник, способствующих развитию педагогических компетенций у родителей, повышению их педагогической культуры. Российские ученые и учителя-практики, опираясь на многолетний опыт отечественных и зарубежных педагогов в области просвещения и образования родителей, занимаются разработкой и обоснованием теоретических основ повышения педагогической культуры родителей. Во многих образовательных организациях педагогические коллективы и отдельные авторы создают программы родительского всеобуча, рассматривают различные направления работы с родителями (по предупреждению правонарушений среди детей, патриотическому воспитанию в семье и др.), осуществляют организационно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение. Основной целью такой деятель-ности является социальная поддержка и защита институтов семьи, материнства, отцовства, детства и семейных ценностей, решение иных социальных проблем, а также развитие гражданского общества в России.

Повышение педагогической культуры родителей будет результативнее, если его осуществлять на основе системно-комплексного подхода, включающего следующие направления:

- организация психолого-педагогического просвещения родителей;

- формирование у обучающихся старших классов понимания ценности брака, семьи, используя адаптированные программы подготовки молодых людей к семейной жизни;

- профессиональная подготовка студентов педагогического направления к работе с родителями, в ходе которой должно уделяться особое внимание коммуникативному аспекту в педагогическом общении;

-осуществление подготовки практикующих педагогов по программам повышения квалификации, позволяющим качественно организовывать работу с родителями в современных условиях.

Реализация этих направлений дает возможность осуществлять системно-комплексный подход к организации повышения педагогической культуры родителей и общества в целом, развивая тем самым среду естественного взаимодействия, диалоговые отношения социальных институтов и структур государственной власти в области формирования социокультурных, в частности, семейных ценностей, скрепов их функционирования.

Одним из основных направлений комплексной системы повышения педагогической культуры родителей является их психолого-педаго-гическое просвещение. Оно предусматривает изучение вопросов развития личности ребенка, способов выстраивания с ним наиболее благоприятных отношений в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей и др. К этой работе также следует привлекать специалистов (психологов, медицинских работников, юристов и др.),деятельность которых связана с воспитанием и развитием подрастающего поколения. Психолого-педагогическое просвещение родителей в отличие от информирования предполагает "обратную связь", определение их активности и выявление отношения к обсуждаемым вопросам. Организация любой деятельности, в том числе и просвещения родителей, будет наиболее эффективной, если она основана на определенных принципах:

- учет индивидуальных особенностей родителей и их запросов;

- демократичный и гуманный характер отношений между всеми участниками (организаторами и слушателями} занятий;

- темы занятий с родителями должны рассматривать актуальные вопросы, раскрывающие специфику определенного возраста ребенка, а также носить "опережающий" характер;

- участие всего педагогического коллектива образовательной организации в просвещении родителей;

- сочетание в осуществлении семейного воспитания родителями репродуктивного и творческого подхода (с учетом особенностей своего ребенка и конкретной ситуации) на основе полученной от специалистов информации [5].

Просвещение современных родителей должно включать как теоретическую подготовку в области педагогики, психологии и других наук, так и практические занятия, способствующие решению вопросов, с которыми они чаще всего сталкиваются в воспитании своих детей.

Одним из приоритетных направлений деятельности образовательных организаций по преодолению кризиса семьи и семейного воспитания должна стать работа не только с родителями, но и с учениками старших классов -будущими семьянинами-родителями. Важность реализации данного направления состоит в том, что именно старшеклассники - это создатели будущих семей, именно от их взгля-

дов и мнении зависят перспективы российской семьи и государства в целом.

Существующие проблемы (преобладание ценности собственного материального благополучия и достатка по сравнению с ценностью создания семьи; непонимание современным поколением проблем и трудностей семейной жизни, обязанностей в семье и равных прав; увеличение числа разводов и рост неполных семей; снижение рождаемости населения и др.) требуют серьезного подхода к решению и подтверждают необходимость целенаправленной и систематической работы с молодежью по подготовке к семейной жизни.

Обычно первые знания о семейной жизни дети получают в своей семье. Подрастая, они, как правило, самостоятельно их пополняют. Однако используемые ими различные источники информации не всегда способствуюгдо-стижению положительных результатов в становлении достойных будущих родителей. Поэтому особое значение имеет профессионально, грамотно организованная деятельность образовательной организации по вопросу подготовки старшеклассников к будущей самостоятельной жизни. Расширению представлений подростков о семье и браке будут способствовать систематизированные знания, полученные от квалифицированных специалистов в процессе организованных для них занятий, например, в рамках внеурочной деятельности по программе "Школа будущего родителя".

Данный курс направлен на воспитание у подрастающего поколения серьезного, ответственного отношения к ценностям брака и семьи, формирование активного интереса обучающихся к отечественным традициям в области семейных отношений. Ценность занятий в рамках программы определяется не только передачей информации и формированием первоначального опыта в области семейного воспитания, но и оказанием помощи молодым людям в приобретении навыков общения, взаимодействия и организации совместной деятельности и др. |4].

Работа с молодежью по подготовке к самостоятельной семейной жизни - важное направление в деятельности современной школы. Это сложный и динамичный процесс, фундаментом которого является организация результативной педагогической коммуникации, основанной надиалоге как наиболее благоприятной форме взаимодействия субъектов образовательных отношений, базирующихся

СП

о си

-О О-

ш о; ь-X

о

си т.

со х

Ё

55

ш S

О ш

<

С1 ш

*

56

на принципах взаимообогащения, взаиморазвития и взаимоуважения.

Третьим аспектом системно-комплексного подхода к организации повышения педагогической культуры родителей является формирование в ходе профессиональной подготовки у будущих учителей необходимого опыта педагогической коммуникации с родителями, знакомство с современными формами и методами взаимодействия с ними и др.

Для решения названных задач в учебные планы подготовки будущих учителей целесообразно вводить специальные дисциплины (например, "Современные технологии организации работы педагога с родителями школьников"), позволяющие студентам приобрести первичные знания по теории и практике организации работы с родителями, сформировать общее представление об этом направлении в профессиональной деятельности учителя, что позволит в дальнейшем конструктивно решать педагогические и коммуникативные задачи при построении оптимальных взаимоотношений с родителями обучающихся.

Подготовка будущих педагогов к работе с родителями школьников и целенаправленное формирование коммуникативной компетентности в ходе получения профессионального образования возможны при соблюдении следующих условий:

- погружение студентов в специфику профессиональной деятельности педагога;

- организация совместной научно-исследовательской работы преподавателя и студентов по вопросам взаимодействия с родителями, так как коммуникативная направленность влияет на уровень сформированности исследовательского интереса будущих учителей, самоорганизации их деятельности;

- рациональная организация воспитательной работы (общественно-полезная и волонтерская деятельности, работа в кружках, педагогических отрядах)студентов, связанной с просвещением и обучением родителей;

- изучение будущими учителями учебно-методической литературы по теории и практике коммуникации с родителями [2].

Содержание и структура современных учебных занятий должны включать не только теоретическую составляющую, но и лрактико-ори-ентированную деятельность, направленную на выполнение различных заданий, а также непосредственное участие студентов в организации и проведении многообразных форм взаимодействия с родителями (классные часы, родительский всеобуч, социальные опросы и

др.). Подготовку студентов-педагогов к работе в этом направлении целесообразно осуществлять не только в учебных аудиториях, но и в условиях образовательных организаций с целью приобретения будущими учителями непосредственного первоначального опыта работы с родителями.

Координирующая роль в осуществлении повышения педагогической культуры родителей остается за школой. Эффективное взаимодействие с семьями является одной из важнейших задач, стоящих в настоящее время перед коллективами образовательных организаций различного типа. Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями, профессионально применять практический инструментарий для организации психолого-педаготического просвещения - одна из основных функций деятельности учителя (классного руководителя), В условиях изменяющегося социума педагоги должны расширять круг используемых форм, методов и технологий организации семейного воспитания, знакомить родителей с инновациями в области образования и т. д. Данные обстоятельства обусловливают требование постоянного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации родительского всеобуча. Это отвечает задачам "Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года", предусматривающим необходимость подготовки, переподготовки и повышение квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества. При всей значимости профессиональной подготовки педагога к работе с родителями именно непосредственная практическая деятельность в образовательных организациях и непрерывное повышение квалификации педагогов на основе программ обеспечивают эффективную организацию этой деятельности, соответствующей современным требованиям [1].

Широкий тематический спектр программ повышения квалификациидолжен охватывать актуальные вопросы и основные направления деятельности педагога с родителями в современных условиях, которые определены в государственных документах; концентрировать внимание на проблемах, играющих важную образовательную роль в работе с семьей и недостаточно систематизированных и освещенных в учебно-методической литературе; расширять представление об особенностях

современной семьи и ее отношения к школе; раскрывать содержа неэффективные формы, методы и технологии (организационно-дея-тельностные и психологические игры, творческие мастерские, проблемные лаборатории, дискуссии, а также клубы родительской культуры, семейные гостиные и т. д.) организации и проведения родительского всеобуча, предусматривать комплексный характер совершенствования знаний с применением научных методов исследования. Предлагаемая информация должна помочь учителям продуктивно выстраивать взаимодействие с родителями для комплексного решения образовательных задач.

Таким образом, в настоящее время вопросы развития партнерства школы и семьи все более активно интерпретируются в координатах пересечения интересов государства и общества: эффективность инструментария государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения существенно повышается при условии участия социальных институтов, одним из важнейших сегментов которых выступает семья. В связи с этим требуется создание новой, более эффективной системы социально-педагогической поддержки семьи, построение новых отношений между родителями и образовательными организациями. А повышение педагогической культуры родителей будет результативнее, если его осуществлять на основе системно-ком-плексного подхода, включающего организацию родительского всеобуча; подготовку будущего семьянина-родителя; введение

программ дополнительного профессионального образования для практикующих педагогов по работе в этом направлении, а также профессиональную подготовку будущих учителей к работе с семьей в современных условиях. Ре-ализовываться эти направления должны посредством рационального использования традиционного и инновационного практического инструментария.

Примечания:

1. Кирюшина О.Н.Формирование профессиональной компетентности педагогов к работе с семьей 8 современных условиях // Социален о-псих »логические проблемы современной семьи : сборник статей VIM Всероссийской (с международным участием} научно практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / под общ. ред. И.В. Ткаченко. - Ставрополь: Логос, 2018. -С. 100-103.

2. Кочергина O.A. Подготовка будущего педагога к работе с родителями : учеб. пособие / O.A. Кочер-;: тина, Таганрог: Изд-ль Ступин CA, 2017. - 58 с.

3. Кочергина O.A., О.Н. Кирюшина Программа "Си стемно-комплексный подход к организации повышения педагогической культуры родителей"/ O.A. Кочергина, О.Н. Кирюшина, - [Электронный ресурс]. URL: http://nra-r ussia.ru/glavnaya/ roditelskoe-prosveshhenie/iuchshie-regionalnye-praktiki-roditelskogo-prosveshcheniya/ ros tovskaya-obla st/s is tern no-korri pie ksny ij-pocixod-k-organizaczii-povyisheniya-pedagogicheskoj kultUiyi rodrtelej.html

4. Кочергина О. А., Кирюшина О.Н. "Школа будущего родителя" для старшеклассников в сов ре мен ной образовательной организации : учебное пособие. -Таганрог: Изд-льСтупин А.Н.,2018, - 72с.

5. Семеновских Т.6. Психолого-педагогическая работа учителя с родителями : учебное пособие. -Тюмень : Изд-воТГУ,2015,- 268с.

СП

о

CXJ

-0 Q-Ш

щ

I-X

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

си

со

со г

s

57

ACADEMIC MOBILITY AND DISABILITY IN HIGHER EDUCATION: A THEMATIC AND BIBLIOMETRIC ANALYSIS OF PUBLiCA TTONS ON THE PORTAL EUBRARY.RU

Kukuev Evgeny Anatotfevkh, PhD of Psychological sciences, Associate Professor, Department of Child Psychology and Pedagogy

Vofosnikova Ludrntta Mlkhaylovna, PhD of Historical sciences, Associate Professor, Director Ogorodnova Olga Vasilievna, PhD of Pedagogical sciences Head of Department of Child Psychology and Pedagogy Institute of Psychology and Pedagogy, Department of monitoring research Resource training center for the disabled and persons with disabilities, Tyumen State University, Tyumen

The social context of the problem is associated with the low level of involvement of students with disabilities in academic mobility in Russia and abroad, in spite of international and domestic imperatives and increasing flexibility and transparency of living conditions. The aim of the study is to analyze and categorize the Russian scientific products posted on the portal eL1BRARY.RU, concerning the problem of academic mobility and disability in higher education. The method of research is bibliographic and thematic analysis. We analyzed 1662 scientific publications placed in the scientific library "elJBRARY.RU" for the period from 1999 to 2019, Results. The number of publications grew steadily between 1990and 2018, especially since 2011, When is the proportion of studies in category "Akademic mobility of students with disabilities, is 0,0009%. The distribution of scientific research by branches of knowledge was uneven. Pedagogical and Psychological aspects of inclusion prevail. The results show ideas about intersecting topics, "empty" and problem areas and breakthrough research topics in this direction. The next step in the research is to conduct research in problem areas and analyze the representation of Russian scientific publications on this topic in international databases (SSCi) on the basis of the hypothesis of their insignificance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.