Вестник «Орлеу»-!^
ФИЛОСОФСКИЕИМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
М.В. Слесарь,
кандидат педагогических наук, директор филиала АО «НЦПК «брлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
Heei32i сездер: Мемлекетппк багдарлама, педагогикалъщ психология, стратегия, механизмдер, сауал-нама, o jin-o ji тану.
Ключевые слова: Государственная программа, педагогическая психология, стратегии, механизмы, анкет ирование, самопознание.
Keywords: State program, pedagogical psychology, strategies, mechanisms, questioning, self-cognition.
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ УЧИТЕЛЯМИ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Ацдатпа
2016-2017 жылдарга арналган К^азацстан Рес-публикасыныц бшш жэне гылым мемлекеттш багдарламасыныц мшдеттерш орындау, атап айткднда, мектептщ табысты тулепн тэрбиелеу контекстшде бшш беру процеа кдтысушылары-ныц педагогикалык; психология бшш денгешн арттыру езект! мэселелер] кдрастырылады.
Осы багытта педагогтардыц жумыс тишдш!-пн арттыратын педагогикалык; психологиясына тусшпс бершед]. Педагогикалык; психологияны жогары децгейде бшуд] талап ететш, бшш беру-дщ казфп замангы стратегияларын пайдалану механизмдер] сипатталады. Мектептщ табысты
тулектерж тэрбиелеуде педагогтардын, жумыс ^
... д
нэтижес1н арттыратын, жетшдфу кджеттипгш < растайтын бшжтшжт! арттыру курс тыцдаушы- О лардыц сауалнама нэтижелер] усынылды. 2:
о
Аннотация ^
м
Рассмотрена актуальность проблемы повы- §
шения уровня знаний педагогической психоло- 2
С
контексте решения задач Государственной про- §
граммы развития образования и науки Респу- «
блики Казахстан на 2016 — 2019 годы, в частно- §
сти воспитания успешного выпускника школы. §
Дано понятие педагогической психологии, и
знания которой повысит эффективность работы н
педагогов в этом направлении. Описаны меха- ^
низмы использования современных стратегий м
образования, требующие высокого уровня зна- ^
ний педагогической психологии. Представлены О
результаты анкетирования слушателей курсов и
повышения квалификации, подтверждающие ^
©
гии участниками образовательного процесса в
(о)
о)
Вестник «Qp.fiey»-kst
необходимость совершенствования знаний этой науки, что повысит результаты работы педагогов в воспитании успешных выпускников школы.
Annotation
The urgency of the problem of the increasing the level of the knowledge of the pedagogical psychology by participants of the educational process in the context of the solving the tasks of the State Program for the Development of Education and Science of the Republic of Kazakhstan for 2016 - 2019 years, in particular the education of a successful school graduate, is considered.
The concept of pedagogical psychology is given, knowledge of which will increase the effectiveness of the teacher's work in this direction. The mechanisms of using modern educational strategies, requiring a high level of the knowledge of the pedagogical psychology, are described. The results of the questioning of the students of the advanced training courses confirming the need to improve the knowledge of this science are presented, which will increase the results of the work of the teachers in the education of the successful school graduates.
tç
s к с
m О
го £
« О
w «
О
Он
С w s
U
W Сг1 S
[—I
О
4
о «
о н w
5 w s
U ©
О
и
о -
s ©
В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы перед педагогическим сообществом страны поставлена цель:«формирование интеллектуально,физически, духовно развитого и успешного гражданина», одна из главных её задач «обновление содержания среднего образования; формирование у школьников духовно - нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мэцгиик Ел» и культуры здорового образа жизни»[1].
В реализации этой Программы огромная роль принадлежит психологам. Главная цель психолога сегодня - сделать всё, чтобы учитель, обучающийся, родитель поверили в себя, верили в успех всех начинаний, и только в этом случае возможно воспитать успешного гражданина нашей страны.
Одному психологу в образовательном учреждении справиться со всеми возникающими проблемами будет сложно, если каждый педагог в процессе своего самообразования не будет постоянно совершенствовать свои знания в области педагогической психологии, науки, которая сегодня указывает пути к победному обучению и воспитанию, результатом ко-
торых должен быть успешный выпускник, конкурентоспособная личность.
Определений педагогической психологии множество, на наш взгляд, заслуживает внимание мнениеВ.А. Крутецкого, что она изучает закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах..., закономерности формирования у школьников творческого активного мышления..., изменения в психике, т.е. формирование психических новообразований» [2, с. 16].
Данное определение подтверждает важность знаний психологии каждым педагогом, которые являются составляющими педагогической психологии.
В совершенствовании их специалистами образовательного учреждения огромная роль принадлежит психологам.
Новые стратегии в образовании, которые изучаются сегодня на курсах повышения квалификации, также требуют современных знаний психологии, так как в комплексе задействованных педагогических механизмов исследователи выделяют в качестве важных следующие:
• понимание принципов обучения, принятие во внимание стилей общения, осознание необходимости и выбор мето-
Вестник «Орлеу»-!^
дов личного самообучения на протяжении всей жизни;
• систематическое развитие мышления;
• исследование и выявление собственных творческих талантов и путей их оптимального использования;
• эмоционально-положительное отношение к обучению как увлекательному процессу, способу самопознания;
• грамотное владение речью, наличие пространственного мышления[3,с. 128].
На наш взгляд, в современном образовательном процессе важно:
• во -первых, чтобы эти механизмы были задействованы у педагога и у обучающихся;
• во-вторых, направленность деятельности учителя на реализацию механизмов школьников.
Исходя из этого на курсах повышения квалификации на начальном этапе, мы проводим тестирование слушателей на готовность понимания новых задач образования школьников. Исследователи утверждают, эмоционально - положительное отношение к обучению как увлекательному процессу возможно в условиях уважительного отношения к учащемуся, доверия к нему, симпатии к каждому школьнику и любви к нему. С целью выяснения способен ли педагог создать эти условия мы проводим тестирование: «Любят ли Вас люди?» [4,с.273 -274].
Причём речь идёт не о любви к замечательным, талантливым, послушным детям - мечте каждого педагога, а о любви ко всем детям, независимо от того, хорошие они или плохие (возможно, к «плохим», «недолюбленным» - особенно) уже потому, что они - дети, и потому, что только чью- то любовь, как говорил Э. Фромм, даёт каждому человеку возможность раскрыться и «быть» [4,с.29].
Различные бывают случаи, однако нередко результаты тестирования показывают, что педагоги, больше любят себя, им
характерен эгоцентризм, такие педагоги больше придерживаются авторитарного стиля, субъект - субъектное обучение -требование времени для них остаётся неизведанным. Следует менять мышление, о чём мы ведём разговор на курсах.
Теоретически мы все понимаем, что педагоги совершенствуют своё мастерство всю жизнь, особенно в новых условиях, когда всё стремительно меняется, в том числе и стратегии образования. Очень важен для педагога процесс постоянного развития самопознания, так как необходимо реалистично и осознанно относиться к себе, это воспитывать и у школьников.
Человек, имея сознание, обладает самосознанием, следовательно, каждый способен к самопознанию, самоконтролю и саморегулированию. К. Роджерс считал, что люди постоянно, даже помимо своей воли, занимаются самопознанием. По его мнению, наиболее важно, как человек воспринимает не внешнюю реальность, а свой внутренний мир. По мнению исследователей работ К. Роджерса, реальность, окружающий мир для него существуют только как символы, а то, что формирует восприятие этого мира, заложено в самом человеке [5,с.42].
Однако, многие современные учёные отмечают, что в процессе самопознания важную роль играет деятельность самооценивания, сравнения себя с другими людьми или некоторым идеальным образом.
Исследователи предлагают определять его по уровню сформированности педагогической рефлексии. Мы используем на курсах методику Е.Е. Рукавишниковой [5,с.291-293]. Проведённое тестирование показало, что 35% респондентов имеют высокий уровень сформированности педагогической рефлексии, средний уровень - 59%, низкий - 6%. Затем обсуждаем, достаточен ли для педагога сегодня средний уровень развития самопознания? Хотим ли мы меняться?
О?
К С ер О
го £
« О
м «
О
Он
С
м ^
и м
¡г1
[—I
О ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
ш
Вестник «Qp.fiey»-kst
S
К <
т О
СП £
« О
w «
О
Он
С
w
U
W Сг1 S [—i О
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
Пример из проведённого тестирования. Вопрос из тестов: «Часто ли бывает так, что, проанализировав своё поведение, вы меняете свой стиль общения с людьми?» 47% педагогов считают, что не меняют свой стиль, а психологи утверждают: «Да, меняться нужно». 30% респондентов на вопрос «Изменились ли ваши духовные ценности после того, как вы, проанализировав свои недостатки, приходили к решению изменить их?», - отвечают: «Нет», а психологи так не считают.
К сожалению, вторые результаты, подтверждают объективность первого тестирования «Любят ли Вас люди?»
Следует отметить, что изучаемый в об-разовательныхучреждениях курс самопознания, благотворно влияет на совершенствование педагогического мастерства учителей и выполняет своё главное предназначение:
«Вдохновить на познание самого себя, на поиск смысла жизни и своего предназначения!
Вдохновить на бескорыстную любовь и светлое творчество!
Вдохновить на ответственность за свои мысли!
Вдохновить на расширение сознания, взаимопонимание и единение!
Вдохновить на видение единства в многообразии!
Вдохновить на мудрость и терпение!» [6,с.3-4].
Проведённое тестирование среди учителей самопознания по методике диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса показало, что 80% респондентов имеют слишком высокий уровень и умеренно высокий уровень мотивации на успех, следовательно, они смогут мотивировать на успешную жизнедеятельность обучаемых, что представляет главную цель новой Государственной
программы.
Задача психологов образовательных учреждений состоит в том, на наш взгляд, чтобы курс «Самопознания» был интегрирован в другие учебные предметы, что повысит эффективность их работы в образовательном учреждении, будет способствовать убеждению каждого педагога в том, что необходимо постоянно повышать уровень знаний по педагогической психологии.
ЛИТЕРАТУРА
1 .Государственная программа развития образования и науки РК на 2016 -2019 годы [Электронный pecypcjhttp:// www.inform.kz/ru/gosudarstvennaya-programma-razvitiya-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-kazahstan-na-2016-2019-gody_a2983365
2.Мандель, Б.P. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы[Текст] /Б.Р. Мандаль. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. -384с.
3.Руководство для учителя. Третий базовый уровень [Текст]. - Астана.АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012. - 196с.
4.Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика[Текст]: учебное пособие /Т.В. Ми-шаткина /Серия «Высшее образовани-е»./Т.В. Мишаткина. - Ростов н/Д:Фе-никс; Мн.: Тетра Системе, 2004. - 304с.
5.Андреева, Н.Ю. Психология личности [Текст]: учеб.пособие для слушателей курсов профессиональной переподготов-ки/Н.Ю. Андреева, Н.В. Трусова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2013. - с.308.
6.Мукажанова, РА. Методика преподавания дисциплины «Самопознания» в школе [Текст]: учебно - методическое пособие для учителей./Р.А. Мукажанова, Г.А. Омарова. - Алматы: ННПООЦ «Бе-бек», 2013. - 176с.