Научная статья на тему 'Проблема реализации системного подхода в непрерывном образовании в процессе внедрения педагогических инноваций'

Проблема реализации системного подхода в непрерывном образовании в процессе внедрения педагогических инноваций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА / СИСТЕМНОЕ ЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дементьева И.В.

Решение проблемы реализации системного подхода в непрерывном педагогическом образовании является одной из приоритетных задач современной казахстанской педагогической науки. Системный подход, отражающий всеобщую взаимообусловленность явлений и процессов, является основополагающим при осуществлении коренного реформирования не только самой педагогической системы, но и определяющей, и во многом опережающей ее системы непрерывного педагогического образования. Установлено, что потребности реформы казахстанской школы, находящейся в состоянии активной модернизации, выдвигают новые требования к системе непрерывного педагогического образования, и, прежде всего, в части применения системного подхода в обучении педагогов.Важно сохранить преемственность между обучающими программами в системе непрерывного образования, не только в идеологии реформы, но и в ее содержании; самообразование педагога должно быть целенаправленным в соответствии с уровнем его профессионализма и квалификационной категорией, и влиять на уровень заработной платы и режим труда педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема реализации системного подхода в непрерывном образовании в процессе внедрения педагогических инноваций»

щ

И.В. Дементьева,

кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, Iуровня КГУ «Гимназия №2» г. Рудный

He?i)?i свздер: j jOiKcij пе-дагогикалыц бтм беру, жуй-e.ii ыцпал, лс] ite.ii oi.iiM, элеу-метппк-кэаби цузыретттк, тутастыц принцит, педаго-гикальщ лс] iieni жацгырту.

Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, системный подход, система, системное знание, социально-профессиональная компетентность, принцип целостности, модернизация педагогической системы.

Keywords: continuous

pedagogical education, system approach, system, system know ledge, socio-professioncil competence, the principle of integrity, modernization of pedagogical system.

Вестник «Qp.fiey»-kst ИИ

ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ

Ацдатпа

Уэд1кс13 педагогикальщ бшш беруде жуйел1 ьщпалды жузеге асыру мэселесш шешу, казфп казакстандык педагогикальщ гылымньщ басты мшдеттершщ бф1. Кубылы-стар мен удерютердщ жалпы езара шарттарын керсететш жуйел1 ьщпал тек кана педагогикальщ жуйенщ езш туп-та-мырымен реформаларды жузеге асыру кезшде емес, сон-дай-ак уздшс1з педагогикальщ бшм беру жуйесшщ езш аньщтау шы жэне кеп жагдайда озьщ непзш калау шы болып табылады. Белсенд1 жацгыру жагдайындагы казакстандьщ мектептердщ реформалауга муктаждыгы узди<С13 педагогикальщ бшм беру жуйесше жана талаптар коятындыгы белгш жэне бастысы педагогтарды окытуга жуйел1 ьщпал колдану кажеттш1пн керсетед1.Узд1ксп бшш беру жуй-есш багдарламалар арасында сабактастьщты тек кана реформа идеологиясында гана емес ,сондай-ак оньщ мазму-нын да да сактау манызды; педагогтьщ езш-ез1 окытуы оньщ кэабилшк децгеш мен бшктшш санатына сэйкес багытталган болу керек жэне оньщ бастапкы денгеш мен педагогтьщ жумыс тэрт1бше эсер ету керек.

Аннотация ^

Решение проблемы реализации системного подхода в д непрерывном педагогическом образовании является одной «

из приоритетных задач современной казахстанской педа- ^

р !

гогической науки. Системный подход, отражающий все- «

общую взаимообусловленность явлений и процессов, яв- з

ляется основополагающим при осуществлении коренного м

реформирования не только самой педагогической систе- «

мы, но и определяющей, и во многом опережающей ее си- ^ стемы непрерывного педагогического образования. Уста-

новлено, что потребности реформы казахстанской школы,

м

находящейся в состоянии активной модернизации, выдви- гг

гают новые требования к системе непрерывного педагоги- ^

ческого образования, и, прежде всего, в части применения §

системного подхода в обучении педагогов.Важно сохра- о

нить преемственность между обучающими программами м

в системе непрерывного образования, не только в идео- ^

логии реформы, но и в ее содержании; самообразование §

педагога должно быть целенаправленным в соответствии о

с уровнем его профессионализма и квалификационной ка- о

тегорией, и влиять на уровень заработной платы и режим о

труда педагога. з

- Вестник «Qp.fiey»-kst -

Л n notation

The solution of the problem implementation of the systematic approach to the continuous pedagogical education is one of the priority tasks of the modern Kazakh pedagogical science. A systematic approach, reflecting the universal interdependence of phenomena and processes, is fundamental not only in reforming of the educational system, but also critical and in many ways ahead of its system of continuous pedagogical education. It is established that the needs of the reform of the Kazakhstan school in the state of active modernization, put forward new requirements to the system of continuous pedagogical education, and, above all, in terms of a systemic approach in the training of teachers. It is important to maintain continuity between the training programs in continuing education, not only in the ideology of reform, but also in its content; self-education of the teacher must be targeted in accordance with the level of professionalism and qualification category, and to influence the level of wages and the mode of work of the teacher.

В настоящее время, коренные изменения в педагогической практике продиктованные реформой казахстанского образования, требуют значительного улучшения кадрового потенциала на основе постоянного повышения уровня педагогического состава общеобразовательных школ.

Насущная потребность этих изменений была отмечена Президентом нашей страны Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 31 января 2017, где прозвучал важнейший ориентир -четвертый приоритет в области развития социума - улучшение качества человеческого капитала [1]. — Главным условием и ведущим фактором, § определяющим успешность этого процесса, ^ выступает непрерывное образование личности, т ведь от многопланового процесса самообразования педагога зависит его самоопределение, О степень свободы конструирования им урока и,в ^ конечном итоге, результат развития всей обрати зовательной системы.

Идея постоянного саморазвития учителя до-

Он

С статочно давно исследуется и в педагогической § дидактике, в тезаурусе которой еще в конце 90-х о годов появилось понятие «непрерывное педагога гическое образование». В определении понятия ^ «профессиональное становление специалиста» ^ часто исходят из трактовки Э.Ф. Зеера: «Мы ^ понимаем профессиональное становление лич-^ ности как развитие личности в учебно-профес-^ сиональной и профессиональной деятельности, м направленное на формирование устойчивых § положительных мотивов профессиональной О деятельности, социально значимых и профес-3 сионально важных качеств личности, готовно-§ сти к постоянному профессиональному росту, Ф нахождения оптимальных приемов и способов качественного и творческого выполнения про-

фессиональной деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности специалиста» [2, с. 65].

В настоящее время можно констатировать, что уже разработаны теоретические и методические основы профессионального становления и развития педагога в системе непрерывного образования.Например, И.А. Зимняя, определяет его как «целостную социально-профессиональную компетентность человека» [3]. Однако реформы, проходящие в данный момент в казахстанском образовании, создают новые вызовы к процессу подготовки педагогического состава, особенно в части применения системного подхода в обучении педагогов.

Системный подход, позволяющий нам изучить объект с точки зрения его внутренних и внешних системных свойств, отражает всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности.

В разработке положений теории систем активное участие принимают философыВ.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Н.В. Кузьмина, А.И. Уемов и другие. В своих работах они рассмотрели сущность и методологическую специфику понятий системы и системного подхода, а также органически связанных с ними понятий целостности, элемента, подсистемы, связи, отношения, структур. Практически все исследователи системного подхода подчеркивают, что систему можно определить «как совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам... Система активно воздействует на свои компоненты, преобразуя их соответственно собственной природе... Чтобы всесторонне познать систему, нужно изучить, прежде всего, её внутреннее строение,

Вестник «Орлеу»-!^

то есть установить, из каких компонентов она образована, каковы ее структура и функции, а также силы, факторы, обеспечивающие ее целостность и относительную самостоятельность»^,с.3].

Таким образом, придерживаясь разработанных в педагогической науке основ системного подхода, под системой следует понимать «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостность, единство» [4,с.99]. Тогда педагогической системой может являться множество «взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей» [5]. В контексте непрерывного педагогического образования задача системного подхода - обеспечить на основе принципов целостности, структурности, иерархичности взаимодействие всех элементов системы подготовки и совершенствования практики преподавания учителя.

Да недавнего времени непрерывное образование определялось лишь потребностью учителя в самообразовании, его стремлением к личностному росту и саморазвитию. На уровне государственной политики эти процессы регулировались частично и в целом определялись часто субъективными условиями. Однако за последние годы проделана существенная работа по систематизации и согласованию дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, предоставляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, повышать квалификацию на протяжении всей жизни[6,с.55].

Для реализации данных задач существует единая система, включающая все возможные типы учебных заведений, обеспечивающих максимальное развитие способностей педагога и позволяющая ему постоянно совершенствовать свои умения и навыки в процессе его основной педагогической деятельности. Интегрированное объединение образовательных институтов, обеспечивающих профессиональное обучение и повышение квалификации педагогов и руководителей, их профессиональную защищенность, возможность совершенствования научной, технологической, психолого-педагогической компетентности и востребованности творческих инициатив, существует в виде совокупного взаимодействия учебных курсов,

периодических изданий, конференций, сетевого сообщества и т.д.

Однако, потребности реформы казахстанской школы, находящейся в состоянии активной модернизации, выдвигают новые требования к системе непрерывного педагогического образования и, прежде всего, в части применения системного подхода в обучении педагогов. Существенное усложнение педагогической практики, коренные изменения в задачах, целях и методах обучения, основанных на международном опыте, часто приводят к проблеме множественности подходов к педагогической практике, что в свою очередь может привести к нарушению основных принципов системного подхода.

Чтобы избежать подобных последствий, относительно самостоятельные компоненты процесса непрерывного педагогического образования на этапе реформы должны рассматриваться не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Системный подход позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов, выявляет и объединяет все признаки системы непрерывного педагогического образования: цели, задачи, структуру, взаимодействие составных частей процесса, методы, содержание, управление и организационные формы на этапе его реформирования. Система открыта и функционирует, каждая составляющая системы развивается, приобретает новое качество благодаря существованию системы, все части системы взаимосвязаны и совершенствуются при определенных условиях, при этом существуют системообразующие факторы, объединяющие элементы.

С учетом потребностей реформы системообразующим фактором, определяющим содержательную и организационную стороны данной системы, является общая цель - обеспечение непрерывного педагогического образования с системой моральных и материальных стимулов в их новом соотношении, продиктованном сменой приоритетов в оценке личности и профессиональной деятельности учителя. По мнению И. Д. Лушникова эти изменения существенны: экспертная оценка переходит в самооценку; самооценка внешних видимых сторон личностного проявления и педагогического процесса переходит в рефлексию; односторонний приоритет значимости педагогического

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

ш

Вестник «öp.fiey»-kst

ö? s к с m О

го £

« О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

процесса или его результата заменятся значимостью процессуально-результативной целостности^].

Очевидно, что внесение таких принципиальных изменений в теорию и практику подготовки педагогического состава без учета основных принципов системного подхода может привести к потере единообразия в содержании и методах непрерывного образования учителя; ослаблении целостности между взаимосвязанными компонентами, несущими определенную смысловую нагрузку и работающими на конечный результат; недооценке личного педагогического опыта учителя и установит принципиальные отличия в ходе педагогических воздействий в части элементов, строения и функциональных связей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подобные структурные нарушения могут привести к ухудшению педагогической практики и нарушениям в реализации основных идей реформы, утверждающей в целом единообразный подход к изменениям в системе обучения. Следовательно, для того, чтобы избежать таких последствий, когда идеи реформы из-за неоднозначных трактовок, не обладающих валидно-стью, могут быть искажены, необходимо активное применение системного подхода и в части планирования основных положений реформы образования, и в части обучения педагогов и в ходе практической реализации ее внедрения в учебный процесс.

Важно сохранить преемственность между обучающими программами в системе непрерывного образования, не только в идеологии реформы, но и в ее содержании; разработка системы курсов должна относиться к области инноватики, призванной дать новые стимулы в повышении квалификации по сравнению с ранее сложившимся опытом; самообразование не столько должно находиться в зоне свободных интересов учителя, сколько быть организованным и систематизированным в соответствии с уровнем его профессионализма, квалификационной категорией, на которую он намерен аттестоваться, заработной платой и режимом труда педагога.

Необходимо отметить, что модернизация образования, т.е. обеспечение его соответствия запросам и возможностям общества, в той или иной мере осуществлялась всегда,во все периоды исторического развития общества. Однако, следует учитывать, что этот процесс зависит от

способности системы образования к изменениям, а сама эта способность во многом определяется подходом к постановке целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, оценке достигнутых результатов. Системное же знание и связанные с ним способы анализа социальной действительности заключается в том, что они позволяют лучше понимать сегодняшний мир, в котором мы живем и принимать осознанные самостоятельные решения в нем.

Следовательно, любые изменения, проводимые в сфере образования, должны быть тщательно выверены в соответствии с основными принципами системного подхода. Только при этом условии, заявленные реформы достигнут максимального результата, и, как сказал наш президент H.A. Назарбаев,«сделают образование центральным звеном новой модели экономического роста».

ЛИТЕРАТУРА

1. Послание Президента Республики Казахстан H.A. Назарбаева народу Казахстана. 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность».

2. Зеер, Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога [Текст] /Э.Ф. Зеер. - Свердловск: Изд-во Уральского профессионально-педагогического института, 2008. - 120 с.

3. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / Зимняя И. А. - [Электронный ресурс] -режим доступа - // Интернет-журнал «Эйдос». -2009. 4 мая. - http://www.eidos.rn/journal/

4. Леднев, B.C. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству [Текс]/В. С. Леднев. 2-е изд. перераб - М.: МГАУ, 2002. -120с,- 101.

5. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности [Текст] / Н.В. Кузьмина. - Л.: изд-во Ленингр. университета, 1970.- 114 с.

6. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств [Тект]. - М., 2004,- 244с.

7. Лушников, И. Д. В поисках педагогических истин [Текст] / И.В.Лушников. - Издательский центр Вологодского института развития образования. - В., 2006. -32с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.