Научная статья на тему 'Ключевой ориентир совершенствования качества образования: развитие функциональной грамотности школьников'

Ключевой ориентир совершенствования качества образования: развитие функциональной грамотности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИО-НАЛДЫ САУАТТЫЛЫЦ / ХАЛЪЩ-АРАЛЪЩ БАГДАРЛАМА / ПЕДАГОГ әРЕКЕТіНіЦ ПОЛИФУНКЦИОНАЛДЫ ЦЫЗМЕТі / ДИАЛОГ АРЦЫЛЫ ОЦЫ-ТУ ТЕХНОЛОГИЯСЫ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИАЛОГА / DIALOGUE TRAINING TECHNOLOGY / СЫН ТУРГЫ-СЫНАН ОЙЛАУ ТЕХНОЛОГИЯСЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / FUNCTIONAL LITERACY / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА / INTERNATIONAL PROGRAM / ПОЛИФУНКЦИОНАЛЪНЫЙ ХАРАКТЕР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MULTIFUNCTIONAL NATURE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / CRITICAL THINKING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турткараева А. К.

Рассматривается актуальность проблемы развития функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира совершенствования качества образования. Показаны результаты участия пятнадцатилетних школьников Казахстана в исследованиях PISA (Международная программа оценки достижений). Описаны особенности функциональной грамотности школьников, роль учителя в её развитии, осознание им полифункционального характера педагогической деятельности, необходимости обучения и воспитания посредством технологии диалога и развития критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key guideline of improvement of education''s quility: development of functional literacy of pupils

Relevance of school students’ functional literacy development as key point of educational quality improvement is considered. Results of Kazakhstani fifteen-year-old school students in the researches PISA (The international program of assessment of achievements) are shown. Features of school students’ functional literacy, teacher’s role in its development, teacher’s awareness of multifunctional nature of pedagogical activity, need of dialogue and critical thinking technologies for training and education are described.

Текст научной работы на тему «Ключевой ориентир совершенствования качества образования: развитие функциональной грамотности школьников»

Вестник «Орлеу»-!^

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

А. К. Турткараева,

руководитель ГУ «Управление образования Костанай-ской области»

Негт! свздер: функцио-налды сауаттылыц, хальщ-аралыц багдарлама, педагог эрекеппн/ц полифункционалды цызмепп, диалог арцылы оцы-ту технологиясы, сын тургы-сынан ойлау технологиясы.

Ключевые слова: функциональная грамотность, международная программа, полифункциональный характер педагогической деятельности, технология обучения посредством диалога, технология развития критического мышления.

Keywords: functional literacy, international program, multifunctional nature of pedagogical activity, dialogue training technology, critical thinking technology.

ключевой ориентир совершенствования качества образования: развитие функциональной грамотности школьников

Ацдатпа

Бш1м беру сапасын жетивдрудщ Heri3ri багда-ры ретшде окушылардьщ функционалдьщ сауат-тылыгын дамытудыц езекп мэселелер] кдрасты-рылган. PISA емтиханына катыскан 15-жасар окушылардьщ нэтижелер] керсетшген. Окушылардьщ функционалдьщ сауаттылыгыныц ерекшелж-тер1, оны дамытудагы мугалтнщ рол1, педагог эрекетшде полифункционалды кызметте болуын, диалогпк жэне сын тургысынан ойлау технологиясы аркылы окыту мен тэрбиелеу кажетпНн Tycmyi сипатталган.

Аннотация

Рассматривается актуальность проблемы развития функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира совершенствования качества образования. Показаны результаты участия пятнадцатилетних школьников Казахстана в исследованиях PISA (Международная программа оценки достижений). Описаны особенности функциональной грамотности школьников, роль учителя в её развитии, осознание им полифункционального характера педагогической деятельности, необходимости обучения и воспитания посредством технологии диалога и развития критического мышления.

Annotation

Relevance of school students' functional literacy development as key point of educational quality improvement is considered. Results of Kazakhstani fifteen-year-old school students in the researches PISA (The international program of assessment of achievements) are shown. Features of school students' functional literacy, teacher's role in its development, teacher's awareness of multifunctional nature of pedagogical activity, need of dialogue and critical thinking technologies for training and education are described.

s я с m О

го £

« О

w «

О

Он

С

w

U

W

¡г1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

(о) t&)

Вестник «öp.fiey»-kst

ö? s я с m О

го £

« О

w «

О

Он

С

w

U

W

¡г1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

Сегодня становится всё более понятней, что государственное и общественное процветание и благополучие - это не только высокий экономический и технологический ресурс это, прежде всего, ресурс человеческий. Ресурс человеческий - это люди, образованные, воспитанные, патриотичные, с высоким уровнем творческой силы и желанием жить и трудиться во благо своей страны, мира на планете [1, с. 15].

В воспитании такого будущего поколения важная роль принадлежит школе, следовательно, судьба государства, его дальнейшее успешное развитие зависит от модернизации системы образования.

В свете проведения в нашей стране государственной политики обновления содержания среднего образования важно проникнуться основными идеями, подходами ... Когда мы говорим о типичных проблемах отечественного школьного образования, мы, как правило, указываем на его знаниецентризм и репродуктивный характер... Такой подход до сегодняшнего дня отвечал требованиям ЕНТ. Мы осознаём, что данный подход неэффективен и не отвечает запросам современного информационного общества [6, с. 15].

Всё это является главной причиной сегодняшних модернизационных процессов в системе образования. Велика роль Президента нашей страны H.A. Назарбаева в высоких темпах её преобразования, особого внимания к совершенствованию. В Посланиях народу Казахстана, в выступлениях, на встречах со студентами и учащимися Нурсултан Абишевич придаёт важное значение различным аспектам развития системы: повышению квалификации педагогов, внедрению новых технологий и лучшего мирового опыта, строительству объектов образования, оснащению их современным оборудованием, духовному, нравственному воспитанию подрастающего поколения, развитию его функциональной грамотности и т.д.

Огромное значение в нашей стране уделяется участию молодёжи в различных

международных проектах, соревнованиях, конкурсах. Успехи подрастающего поколения радуют.

Однако, по результатам участия 15-летних казахстанцев в Международной программе оценки учебных достижений (PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), среди 65 стран они заняли 49 позицию по математике, 52 - по естественно-научным дисциплинам и 63 - по читательской грамотности.

Ключевой вопрос исследования: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие основное общее образование, умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире[2].

PISA оценивает следующие способности 15-летних подростков: умение использовать знания, умения и навыки, приобретённые в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности: в межличностном общении, социальных отношениях и т.д., т.е. оценивает функциональную грамотность.

Функциональная грамотность рассматривается в науке и практике как способность личности на основе знаний, умений навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде[2]. В современном быстро меняющемся мире функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социально-культурной, политической и экономической деятельности, а также обучения на протяжении всей жизни, так как она выступает как способ социальной ориентации, интегрирующей связь

Вестник «Орлеу»-!^

образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью [3].

Сегодня развитие функциональной грамотности обучающихся является ключевым ориентиром для совершенствования качества образования в стране.

Разработан Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 гг., в котором представлен механизм его реализации.

Результаты анализа выполнения Национального плана, участия Казахстана в международном проекте PISA показывает, что педагоги образовательных школ республики, давая прочные предметные знания, не достаточно в процессе изучения основ наук акцентируют внимание на важность применения этих знаний в жизненных ситуациях, в будущей трудовой деятельности. Это в перспективе будет сдерживать реализацию идеи «Казахстан - общество всеобщего труда».

Кроме того, участие в проекте позволяет получить сравнительную оценку уровня подготовки наших учеников по параметрам функциональной грамотности с уровнем подготовки учащихся других стран, а также обеспечивает доступ к методикам, соответствующим последним мировым достижениям в сфере оценки качества образования. Они разрабатываются ведущими специалистами мира по проведению кросс - национальных исследований, оценке учебных достижений и анализа результатов исследований.

Важным компонентом механизма развития функциональной грамотности школьников является подготовка педагогических кадров на курсах повышения квалификации, ориентированных на подготовку школьников к этому исследованию. Осознавая, что этот процесс сложный и требует повышения уровня педагогического мастерства учителей, нами проводится огромная работа по осознанию педагогами в новых условиях полифункционального

характера их деятельности (селекции, консервации и трансляции знаний).

Сегодня очень важен процесс селекции знаний - отбор из всего многообразия постоянно увеличивающегося культурного наследия тех необходимых фундаментальных знаний, которые могут лечь в основу дальнейшего развития цивилизации [4, с. 13]. Понимая, что этот объём определяют стандарты, учитывая, что они не могут постоянно меняться, а жизнь стремительно вносит коррективы, педагог должен ориентироваться в происходящих событиях, новых открытиях в науке, инновационной практике, учитывать, что «система образования, как и любая другая сложная социальная система, имеет относительную свободу функционирования» [1, с. 14].

В новых условиях перед педагогами стоит задача самообразования, самосовершенствования, саморазвития. Этим процессам в образовательных учреждениях следует обращать особое внимание. Именно они приводят педагогов к осознанию, что в момент обучения в школе происходит социализация личности и содержание образования является жизнеобеспечивающей ^ системой. ^

Логическим продолжением процес- ^ са селекции является консервация знаний т

- сохранение и закрепление отобранно- ^ го человечеством знания, признанного на ° определенном этапе культурной ценностью ^ [4, с. 14 ]. Сильное и здоровое государство ^ строится на духовных основах националь- О ного опыта народа, который сохраняется и ^ передаётся от поколения к поколению пос- § редством системы национального образо- и вания. Здесь педагог выступает хранителем ^ истинности этого знания, но очень важно, О чтобы из профессиональной необходимое- О ти это не стало личным консерватизмом ^ педагога и убеждению, что «я всё знаю».

Важная функция - трансляция знаний ^

- процесс передачи знаний от поколения к 3

поколению. Он требует высокого уровня ^

©

педагогического мастерства, творчества, О знания и применения новых технологий О

Вестник «Qp.fiey»-kst

обучения и воспитания в условиях гуманистической парадигмы образования.

Эта парадигма ставит в центр внимания ученика как субъекта жизни, как свободную и духовную личность, имеющую потребность в самосовершенствовании. Она ориентирована на развитие внутреннего мира ребёнка, на межличностное общение, диалог, на помощь в личностном росте [5, с.85].

Влияние на внутренний мир ребёнка предполагает «проникновение» в него педагога, знание жизненных целей школьника, и только в этом случае учитель поможет ученику осознать ценность процесса обучения, что непременно будет способствовать его успешности.

Особое значение в развитии функциональной грамотности имеет овладение педагогами новыми технологиями обучения и воспитания. Во внедрении их важную роль играет опыт Назарбаев интеллектуальных школ, так как инновационные технологии успешно применяются в этих образовательных учреждениях.

Наблюдения показывают, что педагоги, прошедшие уровневые курсы, владеют главной технологией в организации ^ образовательного процесса - обучение т посредством диалога. Применение этой ^ технологии способствует гуманизации образовательного процесса, освобождению

3

^ педагога от авторитарной педагогики, от авторитарного стиля общения, в результате О школьник становится равноправным участником образовательного процесса, приобретает опыт конструктивного общения. ^ Использование технологии обучения

§ посредством диалога способствует разви-

[—I

О тию критического мышления школьников. О Существует мнение, что переход к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О критическому уровню мышления - необ-

^ ходимая предпосылка для начала цивилизо-

3 ванного развития сообщества.

м

3 Одно из распространённых его опре-

и делений - разумное рефлексивное мышле-

© ~

ние, направленное на принятие решении

О

чему доверять и что делать.

Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метапознание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость [7].

На наш взгляд, успешное развитие критического мышления возможно в образовательном процессе в условиях, когда им в совершенстве обладает педагог.

Итак, развитие функциональной грамотности школьников - ключевого ориентира совершенствования качества образования определяет осознание педагогами новых задач, их готовность и педагогическое мастерство направлять грамотно этот процесс.

литература

1. Егорычев, A.M. Традиции и новации в системе современного образования [Текст] /A.M. Егорычев //Вестник «Орле-y»-kst. -2014. -№1. С. 14-19.

2. w.naric. kz/index.pnp-option=com_ content viem= article&id 13-pisa catid 3-2011-05-29-17-58-07&Ltemid= 138& lang=ru.htm

3. www.ihfort.kz/kaz/article/2478586

4. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика [Текст]: Учебное пособие/ Т.В. Мишаткина. - Ростов н/Д.: Феникс; Мн.: Тетра Системе, 2004. - 304с.

5. Столяренко, Л. Д. Педагогика[-Текст]: /Т.В. Мишаткина. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. -445с.

6. Сыздыкова, Г.С. Контекстное обучение как условие эффективности школьного образования [Текст]/Г.С. Сыздыкова// Образование. -2014. - №3 - С. 15 - 17.

7. https: //ru.wikipedia.ord/wiki/Крити-ческое мышление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.