ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — ВАЖНЕЙШИЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 373
Т. В. Коваль
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва E-mail: [email protected]
Tatiana V. Koval
PhD (Education), Senior Researcher, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
\
УЧ
& i
С. Е. Дюкова
Аналитик лаборатории социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва E-mail: [email protected]
Svetlana E. Dukova
Analyst, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ-НОВЫЙ КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Статья рассматривает особенности глобальной компетентности как базового формирования личности (динамизм и развивающийся характер, деятельностная и коммуникативная направленность и пр.) и ее сущность как специфического ценностно-интегративного компонента функциональной грамотности, имеющего определенное предметное содержание и нацеленного на развитие универсальных навыков (soft skills). Исследование выявляет взаимосвязи базовых представлений о формировании и оценивании глобальной компетентности школьника в международном мониторинге PISA и требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к предметным, метапредметным и личностным результатам образования. Авторы утверждают, что целенаправленное формирование глобальной компетентности может осуществляться в урочной и во внеурочной деятельности образовательного учреждения, и характеризуют условия ее формирования (целостность и непрерывность процесса с 5-го по 9-й классы; определение общих целей и их дифференциация на каждом этапе обучения; преемственность и последовательное усложнение содержания, сочетание образовательных и воспитательных задач, учет возрастных особенностей учащихся, накопленных ими контекстных знаний и пр.). Авторы разрабатывают перечень дидактических единиц, составляющих предметную (знаниевую) основу глобальной компетентно-
Как цитировать статью: Коваль Т. В., Дюкова С. Е. Глобальные компетенции — новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 112-123.
сти обучающихся и подлежащих проверке в 5-м и 7-м классах общеобразовательной школы.
Ключевые слова: PISA, функциональная грамотность, глобальная компетентность (глобальные компетенции), оценка качества образования, модель (рамка) глобальной компетентности.
Введение. В ситуации, когда ускоренными темпами происходит глобализация «внешней среды» и глобальный контекст превращается в постоянно действующий социальный фактор, когда высокими темпами развиваются новые технологии и возрастает неопределенность профессиональной перспективы, появляются новые ориентиры успешности и полноценной самореализации подрастающего поколения — «способность к критическому, творческому мышлению, способность к совместной работе и способность адаптироваться к постоянно меняющейся технологии, используемой в быту и на производстве» [4].
Одним из ответов образовательной среды на вызовы времени стало расширение научно-педагогических представлений о сущности и структуре функциональной грамотности школьников. Современное понимание функциональной грамотности отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество. Быть функционально грамотным означает освоить знания, умения и навыки, которые обеспечивают «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней» [1, с. 342], а в более широком плане — способность «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [8, с. 35]. Сформировать функциональную грамотность означает «сформировать готовность жить в постоянно изменяющейся природной и социальной среде, <...> найти свое место в современной жизни, которое гармонично отражало бы две важнейшие идеи — принятие индивидом общества и принятие обществом индивида» [3, с. 9].
Содержательная структура функциональной грамотности в современных условиях расширяется, что отражают и международные исследования качества образования. Так, международный мониторинг PISA в 2018 г. впервые в качестве объекта проверки включал компонент
«global competence» / «глобальная компетентность» (в русскоязычной литературе, как правило, используется термин «глобальные компетенции», в статье названные термины употребляются как равнозначные) [13; 14].
Разработчики международного исследования 2018 г. рассматривали глобальную компетентность как способность обучающихся взаимодействовать с окружающим миром: «Global competence is a multidimensional, life-long learning goal. Globally competent individuals can examine local, global and intercultural issues, understand and appreciate different perspectives and worldviews, interact successfully and respectfully with others, and take responsible action toward sustainability and collective well-being» [13, p. 165]. (Глобальная компетентность — это многомерная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия — перевод Т. В. Коваль.)
Результаты участия российских школьников в международных исследованиях качества общего образования признаны в РФ «важнейшими показателями, характеризующими положение России относительно других стран по качеству общего образования» [6], тем самым признано, что оценка качества российского образования предполагает учет результатов сравнительных международных исследований. Однако в центре внимания традиционно остаются такие виды функциональной грамотности, как читательская, математическая и естественнонаучная, несмотря на то, что исследования PISA предполагают и оценку «новых» видов грамотности, включая «global competence». Целенаправленное формирование данного вида функциональной грамотности позволит российским учащимся демонстрировать высокие результаты на международном уровне. Тем не менее при обращении к формированию инновационных компонентов функциональной грамотности такая цель, как успешное участие в международном мониторинге, не должна доминировать в системе целевых установок. Более существенные результаты связаны с реализацией потребностей социализации личности в современном мире. Формирование глобальной
компетентности соответствует требованиям времени, и ориентация национальной системы оценки качества образования на международные требования [2, с. 85-122; 9] стимулирует модернизацию национальной модели образования: разработку адекватных по подходам и содержанию образовательных программ [5]; активизацию новых направлений деятельности образовательных учреждений.
Постановка проблемы. Цель и методы исследования. Включение направления «global competence» в систему международных исследований качества образования поставило перед отечественными педагогами вопрос: возможен ли прямой перенос зарубежного опыта и инструментария оценки глобальной компетентности школьников в российскую систему образования? Какие условия необходимо учитывать при разработке подходов к отбору проверяемого содержания при этой оценке?
Цель данной статьи:
а) определить сущность глобальной компетентности как компонента функциональной грамотности с позиций и в системе российского образования;
б) выявить взаимосвязь знаниевой составляющей глобальной компетентности и содержания федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
в) представить отобранное предметное содержание направления мониторинга «глобальные компетенции», которое может быть сформировано в процессе изучения школьных дисциплин.
В исследовании использовались следующие методы: анализ подходов к оцениванию сформированности глобальных компетенций в международном исследовании качества образования; сопоставительный анализ контента глобальных проблем в нормативных документах российского образования; метод когнитивных лабораторий при проведении апробации модели предметного проверяемого содержания; анализ статистических данных российского мониторинга качества образования (май 2019 г.)
Результаты исследования. Данное выше определение глобальной компетентности отражает следующие ее особенности: а) динамизм и развивающийся характер содержания под воздействием постоянно изменяющегося мира; б) осознание взаимосвязи и взаимопроникновения локального и глобального, проявление глобальных аспектов в со-
бытиях и процессах локального уровня и отражение, проецирование локальных явлений в глобальном; в) включение в контент глобальной компетенции представлений о межкультурных взаимодействиях; г) деятельностная направленность; д) коммуникативная направленность; е) определенная ценностная основа. Парадокс сформированной глобальной компетентности как базового личностного образования связан с пониманием ее открытого, незавершенного состояния. Опосредованно это выражается в постоянной готовности человека к переработке дополнительной информации, к получению новых знаний о мире и социальных взаимодействиях, под влиянием которых может меняться представление о соотношении глобального и локального, о целевых установках самостоятельной деятельности и коммуникаций. С другой стороны, стабильность глобальной компетентности связана с ее ценностной основой: направленностью на понимание ценности другого, на ответственное отношение к окружающим, принятие ценностей устойчивого развития.
Отечественные исследователи выделили в содержании функциональной грамотности два типа компонентов: предметные (содержание которых отражает и отражается в содержании учебных предметов) и интегративные (сопровождают любой предметный компонент функциональной грамотности) [3, с. 21-22]. Приходится признать, что данная классификация недостаточна для характеристики глобальной компетентности. Во-первых, она (компетентность) однозначно не может быть охарактеризована как исключительно предметный компонент, хотя и включает элементы содержания отдельных школьных предметов, что будет показано далее. Во-вторых, ее аспекты не обязательно реализуются в иных предметных компонентах функциональной грамотности, хотя интегративный характер присущ данной компетентности. В-третьих, вызывает также сомнение возможность определения ее как «смешанного», предметно-интегративного компонента. В случае глобальных компетенций мы имеем дело с интегративностью не столько через предметное содержание, сколько через ценности, инте-риоризированные личностью. Глобальная компетентность ориентирована на так называемые «мягкие», или универсальные, навыки (soft skills) [12, с. 7]. Специфика глобальной компетентности позволяет нам охарактеризовать ее обособленное место в структуре функциональной грамотности как ценностно-интегративного компонента наряду
с предметными и интегративными компонентами.
В международном исследовании PISA подходы к оцениванию глобальной компетентности учитывают:
- овладение знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества;
- формирование аналитического и критического мышления;
- осознание собственной культурной идентичности и понимание культурного многообразия мира;
- освоение опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия.
Разработчики мониторинга указывали, что степень овладения данной функциональной грамотностью выражается в способности ученика
- критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях;
- осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству [15].
Глобальная компетентность проявляется, раскрывается и оценивается в PISA через знание (глобальных проблем) / понимание (межкультурных взаимодействий), умения, ценности и отношения. При этом непосредственной оценке на основе системы вопросов и заданий подлежат знания и умения. Сформированность двух других компонентов выявляется в процессе анкетирования, в котором помимо учащихся участвуют представители образовательных организаций.
Опорный для разработки отечественной модели оценивания комплекс «знания / понимание» нацеливал на выделение предметной (знаниевой) составляющей глобальной компетентности, формировать которую можно через систему школьных предметов. Анализ федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [7], Проекта федерального государственного образовательного стандарта [11], обсуждение которого проводилось в начале 2019 г., примерной основной образовательной программы
основного общего образования [10] выявил общность целей формирования глобальных компетенций и элементов содержания, которые совпадают с проверяемым содержанием исследования PISA и могут служить основой для формирования глобальной компетенции российских школьников в образовательном процессе. В Проекте ФГОС ООО они названы:
а) в предметных результатах освоения программы основного общего образования с учетом общих требований стандарта и специфики содержания предметных областей (предметы «обществознание», «география», «биология», «история», «иностранный язык», «основы духовно-нравственной культуры народов России»),
б) в предметных результатах освоения программы по годам обучения, подлежащих промежуточной и итоговой аттестации (предметы «обществознание», «география», «биология», «история»),
в) в метапредметных образовательных результатах,
г) в целях воспитания, сформулированных в Программе воспитания обучающихся при получении основного общего образования.
Характеристика, пути формирования и способы проверки сфор-мированности умений являются предметом отдельного рассмотрения и не входят в задачи данной статьи. Однако следует подчеркнуть, что формирование аналитического и критического мышления, которое рассматривается в международном мониторинге как умение и подробно характеризуется в материалах PISA [13, с. 172-174], имеет прямой аналог в российских нормативных документах в структуре метапред-метных результатов образования (в частности, в перечне познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий и характеристике умений работы с информацией).
Анализ содержательной составляющей глобальной компетентности в международном исследовании PISA и нормативных документов отечественного образования послужил основой разработки предметного содержания глобальной компетентности, подлежащего формированию и проверке в национальном мониторинге. Для 5-го и 7-го классов были отобраны следующие дидактические единицы (эти классы участвовали в первом мониторинге на федеральном уровне, кроме того, логично было начинать создание концептуальной модели / рамки глобальных компетенций именно с 5-го класса):
5 класс. Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответствен-
ное отношение к живой природе). Здоровье как ценность. Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентификация с определенной культурой). Права человека как ценность. Семья (аспект: роль семьи в социализации индивида / в воспитании и образовании ребенка).
7 класс. Основные причины возникновения глобальных проблем. Человек и природа (аспект: экологический кризис и его причины). Здоровье (аспект: глобальные проблемы и основы здорового образа жизни). Традиции и обычаи (аспект: понимание необходимости межкультурного диалога). Права человека (аспекты: равноправие, противостояние политическому, расовому, гендерному, религиозному и другим видам неравенства). Семья (аспект: роль семьи в жизни общества). Образование как ценность и право.
Как было указано выше, при разработке подходов к формированию глобальной компетентности российских школьников учитывались установки разработчиков международного мониторинга. Однако прямой перенос этих установок (например, перевод моделей заданий, использованных в мониторинге 2018 г.) был признан нецелесообразным. Первое, организационно-методическое обстоятельство данного решения связано с тем, что задания PISA предназначены для пятнадцатилетних учащихся. Они демонстрируют определенный уровень сформированности функциональной грамотности, что является результатом обучения каждого школьника на протяжении нескольких лет. Для того чтобы добиться успехов в пятнадцатилетнем возрасте, школьники должны пройти этапы формирования глобальной компетентности, которая не связана с конкретным школьным предметом и в ряде предметов представлена фрагментарно. Это означает, что целенаправленная деятельность школы требует определенного и специфического инструментария на каждом предшествующем этапе обучения.
Второе обстоятельство можно назвать социальным. Оно связано с особенностями российского социума, отличием реалий нашей жизни, иным набором «чувствительных» проблем и ситуаций, в которые вовлекаются российские школьники. Например, вопросы межкультурного взаимодействия имеют важное значение для многонациональной России, однако вряд ли было бы целесообразно раскрывать их через проблемы миграции и мигрантов.
Наши исследования показали, что целенаправленное формирова-
ние глобальной компетентности в отечественном образовательном учреждении должно отвечать следующим условиям:
1. целостность и непрерывность процесса с 5-го по 9-й класс основной школы;
2. определение общих целей и их дифференциация на каждом этапе формирования (то есть в каждом классе основной школы);
3. сочетание образовательных и воспитательных целей и задач;
4. учет требований преемственности содержания и требований и их последовательного усложнения;
5. отбор предметного, «знаниевого» содержания с учетом возрастных особенностей школьников, накопленных ими контекстных знаний, а также «чувствительных» для российского общества вопросов;
6. направленность на достижение метапредметных образовательных результатов;
7. необходимость междисциплинарной интеграции учителей.
При отборе дидактических единиц были реализованы все условия,
связанные с предметным содержанием. Предметная составляющая была адаптирована к требованиям стандарта, прошла экспертное оценивание, исследование на основе методики когнитивной лаборатории и апробацию в условиях школы, а затем использовалась в федеральном мониторинге.
Заключение. Создание модели формирования и оценивания глобальной компетентности — процесс, осуществление и анализ которого на данном этапе позволил сделать следующие выводы:
1. Глобальная компетентность (глобальные компетенции) можно рассматривать как специфический обособленный ценностно-инте-гративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков (soft skills). Целенаправленное формирование глобальной компетентности связано с реализацией требований ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным образовательным результатам и может осуществляться в урочной и во внеурочной деятельности образовательного учреждения.
2. Разработка инструментария проверки и оценивания сформированное™ глобальной компетентности школьников должна в целом соответствовать требованиям международного мониторинга, но учиты-
вать особенности российского общества и российского образования.
3. Компоненты предметного содержания глобальной компетентности должны быть отобраны в соответствии с требованиями ФГОС к результатам образования, учитывать возрастные особенности школьников, обладать воспитательным потенциалом, что учитывалось при создании представленного «кодификатора».
Статья выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2018-2019 годы «Создание методологии исследования, анализа и прогноза результатов международных и национальных исследований качества образования. Научное обоснование и проведение работ по оценке качества общего образования на основе методологии и инструментария международных исследований качества подготовки обучающихся».
Литература
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.
2. Болотов В. А., ВальдманИ. А., Ковалева Г. С. и др. Российская система оценки качества образования: главные уроки // Качество образования в Евразии. 2013. № 1. С. 85-122.
3. Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с.
4. Ковалева Г. С. Современные исследования качества образования (международные, национальные, региональные) // Курсобр. Качество. Управление. Развитие системы образования: информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. URL: https://kursobr. ru/ekspertnoe-mnenie/6-na-kursobre-material-otkrytaya-lektsiya-kovaleva-g-s-sovremennye-issledovaniya-kachestva-obrazovaniya-mezhdunarodnye-natsionalnye-regionalnye.html (дата обращения: 22.06.2019).
5. Лазебникова А. Ю., Коваль Т. В., Королькова Е. С. Подходы к оцениванию учебных достижений учащихся: отечественный и зарубежный опыт // Образовательное пространство в информационную эпоху: сб. науч. тр. междунар. науч-практ. конф. / под ред. С. В. Ивановой. М.: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2018. С. 643-653.
6. Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся: приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 // КонсультантПлюс: официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_325095 (дата обращения: 22.06.2019).
7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) // КонсультантПлюс: официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/c2b2d8185c0a6e95fd5e5cbd2eec34 b4445cf314/ (дата обращения: 23.06.2019).
8. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. мат-лов / под
науч. ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс: Издательский дом РАО, 2003. 368 с.
9. Половникова А. В. Создание системы национальной оценки качества образования в Российской Федерации и международные исследования // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: мат-лы III Всеросс. науч.-практ. конф. / под ред. А. А. Сорокина. М.: Книгодел, 2016. С. 117-130.
10. Примерная основная образовательная программа основного общего образования // КонсультантПлюс: официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455 (дата обращения: 22.06.2019).
11. Федеральный государственный образовательный стандарт. Основное общее образование. Проект // Преобразование [Электронный ресурс]. URL: https://www.preobra.ru/ attachments/1/62/5775b2-7a83-4989-85b2-5e1534301fc8/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D 0%9E%D0%9E%D0%9E.pdf (дата обращения: 22.06.2019).
12. Фрумин И. Д., Добрякова М. С., Баранников К. А. и др. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.
13. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p. DOI: https://doi.org/10.1787/b25efab8-en.
14. PISA 2018 Global Competence // OECD [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/ pisa/pisa-2018-global-competence.htm (дата обращения: 22.06.2019).
15. Preparing our youth for an inclusive and sustainable world. The OECD PISA global competence framework. 2018 // OECD [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/pisa/Handbook-PISA-2018-Global-Competence.pdf (дата обращения: 22.06.2019).
GLOBAL COMPETENCE IS A NEW COMPONENT OF FUNCTIONAL LITERACY
The article examines the features of global competence as a basic personality formation (dynamic and developing, activity-oriented and communication-oriented, etc.) and its essence as a specific value-integrative component of functional literacy, with a certain content, based on school curricula and aimed at developing of universal skills (soft skills). The study reveals the interrelation of basic ideas about formation and assessment of global competence in international monitoring PISA with the requirements of the Federal State Educational Standard of basic general education on achieving the subject, interdisciplinary (meta-subject) and personal results of education. The authors argue that the targeted formation of global competence can be carried out in the classroom and extracurricular activities of an educational institution, and determine the conditions for its formation (integrity and continuity of the process from grades 5 to 9, the definition of common goals and their differentiation at each stage of education; continuity and sequential complication of content, a combination of educational and value-oriented tasks, consideration of the age peculiarities of students, their contextual knowledge, etc.) The authors develop a list of didactic units that belongs to the subject (knowledge) basis of global competence and are assessed in 5th and 7th grade.
Keywords: PISA, functional literacy, global competence, education quality assessment, global competence model (framework).
References
• Azimov E. G., Shchukin A. N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obu-cheniya yazykam). M.: Ikar, 2009. 448 s. [In Rus].
• Bolotov V. A., Valdman I. A., Kovaleva G. S. i dr. Rossijskaya sistema ocenki kachestva obrazovaniya: glavnye uroki // Kachestvo obrazovaniya v Evrazii. 2013. № 1. S. 85-122. [In Rus].
• Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart. Osnovnoe obshchee obrazovanie. Proekt // Preobrazovanie [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.preobra.ru/attachments/1/62/5775b2-7a83-4989-85b2-5e1534301fc8/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%9E%D0%9E%D0%9E.pdf
(data obrashcheniya: 22.06.2019). [In Rus].
• Frumin I. D., Dobryakova M. S., Barannikov K. A. i dr. Universal'nye kompetentnosti i novaya gramot-nost': chemu uchit' segodnya dlya uspekha zavtra. Predvaritel'nye vyvody mezhdunarodnogo doklada
0 tendenciyah transformacii shkol'nogo obrazovaniya. M.: NIU VShE, 2018. 28 s. [In Rus].
• Kovaleva G. S. Sovremennye issledovaniya kachestva obrazovaniya (mezhdunarodnye, nacional'nye, regional'nye) // Kursobr. Kachestvo. Upravlenie. Razvitie sistemy obrazovaniya: informacionno-analiticheskij portal [Elektronnyj resurs]. URL: https://kursobr.ru/ekspertnoe-mnenie/6-na-kursobre-material-otkrytaya-lektsiya-kovaleva-g-s-sovremennye-issledovaniya-kachestva-obrazovaniya-mezh-dunarodnye-natsionalnye-regionalnye.html (data obrashcheniya: 22.06.2019). [In Rus].
• Lazebnikova A. Yu., Koval T. V., Korol'kova E. S. Podhody k ocenivaniyu uchebnyh dostizhenij uchash-chihsya: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt // Obrazovatel'noe prostranstvo v informacionnuyu epohu: sb. nauch. tr. mezhdunar. nauch.—prakt. konf. / pod red. S. V. Ivanovoj. M.: Institut strategii razvitiya obrazovaniya Rossijskoj akademii obrazovaniya, 2018. S. 643-653. [In Rus].
• Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya: prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.12.2010 № 1897 (red. ot 31.12.2015) // Konsul'tantPlyus: oficial'nyj sajt kompanii «Konsul'tantPlyus» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_110255/c2b2d8185c0a6e95fd5e5cbd2eec34b4445cf314/ (data obrashcheniya: 23.06.2019). [In Rus].
• Ob utverzhdenii Metodologii i kriteriev ocenki kachestva obshchego obrazovaniya v obshcheob-razovatel'nyh organizaciyah na osnove praktiki mezhdunarodnyh issledovanij kachestva podgotovki obuchayushchihsya: prikaz Rosobrnadzora № 590, Minprosveshcheniya Rossii № 219 ot 06.05.2019 // Konsul'tantPlyus: oficial'nyj sajt kompanii «Konsul'tantPlyus» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_325095 (data obrashcheniya: 22.06.2019). [In Rus].
• Obrazovatel'naya sistema «Shkola 2100». Pedagogika zdravogo smysla: sb. mat-lov / pod nauch. red. A. A. Leont'eva. M.: Balass: Izdatel'skij dom RAO, 2003. 368 s. [In Rus].
• PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p. DOI: https:// doi.org/10.1787/b25efab8-en.
• PISA 2018 Global Competence // OECD [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.oecd.org/pisa/pi-sa-2018-global-competence.htm (data obrashcheniya: 22.06.2019).
• Polovnikova A. V. Sozdanie sistemy nacional'noj ocenki kachestva obrazovaniya v Rossijskoj Federacii
1 mezhdunarodnye issledovaniya // Aktual'nye voprosy gumanitarnyh nauk: teoriya, metodika, praktika: mat-ly III Vseross. nauch.—prakt. konf. / pod red. A. A. Sorokina. 2016. S. 117-130. [In Rus].
• Preparing our youth for an inclusive and sustainable world. The OECD PISA global competence framework. 2018 // OECD [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.oecd.org/pisa/Handbook-PISA-2018-Global-Competence.pdf (data obrashcheniya: 22.06.2019).
• Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma osnovnogo obshchego obrazovaniya // Konsul'tantPlyus: oficial'nyj sajt kompanii «Konsul'tantPlyus» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455 (data obrashcheniya: 22.06.2019). [In Rus].
• Vinogradova N. F., Kochurova E. E., Kuznecova M. I. i dr. Funkcional'naya gramotnost' mladshego shkol'nika: kniga dlya uchitelya / pod red. N. F. Vinogradovoj. M.: Rossijskij uchebnik: Ventana-Graf, 2018. 288 s. [In Rus].