dc <
m О
го £
из О
3 о и ш ИГ О а. с ш 3 DC dc О S
а
<
m О dc dc
УДК 37.002
ВАК 13.00.01. 05.25.05
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Ацдатпа
Ka3ipri уакытта кузыретп, бэсекеге кабшетп, сыни ойлауды калыптастыру мэселеш езекп болып табыла-ды. Осыган байланысты заманауи окыту технологияла-ры дэстурл1 педагогикалык технологияларды алмасты-рады, олардыц 6ipi акпараттык жэне ко м м у н и к а ц и я л ы к техно логиялар. M акал ада окушылардьщ математика-лык сауаттылыгын калыптастыруда акпараттык-комму-никациялык технологиялардын, рел1 аныкталды.
Аннотация
В статье рассматривается вопрос формирования компетентной, конкурентоспособной, критически мыслящей личности. Подчёркивается, что в связи с этим на смену традиционным технологиям обучения приходят современные педагогические технологии, одна из которых - информационно-коммуникационная. В статье раскрывается роль информационно-коммуникационных технологий при формировании математической грамотности школьников.
Annotation
In the article formation of competent, competitive, and critically thinking person is considered. It is emphasized that in this regard, traditional technologies of teaching and learning are succeeded by modern pedagogical technologies, one of which is IT. In the article the role of information and communication technologies when forming mathematical literacy of school students is revealed.
Современный педагог в своей профессиональной деятельности исходит из того, что всякое обучение можно считать успешным, если оно востребовано, обеспечивает формирование компетенций для практической деятельности, соответствующей личным способностям и запросам. Поэтому необходимо научить каждого обучающегося деятельности обобщенной,
Л.В.Батура,
средняя школа № 7,
Л.В.Батура,
КГПУ
им. У. Султангазина, г. Костанай
Нег1зг1 сездер: ацпа-раттыц жэне коммуни-кациялъщ технологиялар, математикалыц сауат-тылыц.
Ключевые слова: инфор-мационно-коммуникацион-ные технологии, математическая грамотность.
Keywords: information and communication technologies, mathematical literacy.
актуальной для любой сферы жизни человека, профессионально значимой, реализуемой на личностно значимом уровне [1, с. 196].
Государственная политика в области образования направлена на формирование общих компетенций, которые позволят осуществить формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики [2]. Однако, формирование этих компетенций не является реальной целью ни одной дисциплины, так как в процессе изучения конкретных учебных дисциплин происходит формирование специальных предметных компетенций.
Таким образом, нужны образовательные технологии, обеспечивающие формирование и развитие личности в процессе активной и осознанной деятельности, способствующие осознанию учеником ценности получаемых знаний на основе свободного выбора собственного жизненного пути, достижения внутренней гармонии, реализации всех способностей и талантов. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс способствует быстрой адаптации как образования в целом, так и специального предметного к изменяющимся потребностям общества и рынка труда.
Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину [3]. Основными индика-
торами математической грамотности школьников является умение воспроизводить математические факты, применять математические методы в решении повседневных жизненных задач, выполнять вычисления, осуществлять интеграцию различного учебного материала, необходимого для выполнения поставленной задачи. Процесс формирования математической грамотности носит непрерывный характер. Мы считаем, что именно математическая грамотность способствует развитию практических умений эффективного решения жизненных проблем. В связи с чем, большое значение имеет формирование у учащихся положительной мотивации и потребности к изучению математических дисциплин в школе. В математике все подчинено определенным неизменным правилам, которые одинаковы для всех, действуют во всех странах во все времена. Во всем мире приняты одни и те же знаки и формулы, понятные на любом языке - это делает людей ближе [4, с.7]. Прикладной характер математики делает ее востребованной во всех сферах деятельности человека: в повседневной жизни необходимо умение логически и рационально мыслить, здраво принимать решения; в каждой профессии так или иначе производятся математические расчеты; успешное изучение химии, физики, информатики, географии, биологии невозможно без знания алгоритма математических действий и операций. Высокий уровень сформированности математической грамотности обеспечит конкурентоспособность и социальную защищенность личности ученика. При этом невозможно сформировать какую-либо компетентность без создания проблемных ситуаций, провоцирующих поиско-
ос з:
I
<
т О
го
иа О
35 и и и
0 а.
С щ
-а
1
О
X <
ш О X X 5
х
<
т О
го
из О
3 о
О
ш Я" О о. С ш 3 X X
о х
X
<
оа О т х
вую деятельность учащихся.
На современном этапе развития общества необходимо постоянно обновлять имеющиеся знания. Правильно организованное внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий будет способствовать самостоятельному овладению учащимися знаниями и умениями в процессе активной умственной и практической деятельности при руководящей роли учителя. Неоспорима роль информационно-коммуникационных технологий в процессе побуждения учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе получения новых знаний. Одним из основных доказательств является высокая степень самостоятельности, инициативности, социализации, практического применения теоретических знаний, развития творческих способностей, критического мышления. Свобода выбора источника информации и способа ее получения актуализирует сознательность, продуктивность и результативность процесса обучения. ИКТ предоставляют в распоряжение учащихся большое количество средств для достижения определенного уровня математической грамотности.
Рассмотрим ряд позиций, иллюстрирующих актуальность ИКТ в образовательном процессе для формирования математической грамотности школьников:
• активизация познавательной деятельности происходит через организацию «виртуальных путешествий» с целью найти новые знания;
• работа непосредственно с компьютерной техникой вызывает у обучающихся повышенный интерес и мотивацию к обучению;
• обеспечение доступа к современ-
ной, актуальной информации способствует разнообразию способов обогащения специальных предметных умений и знаний;
• осуществление оперативного контроля над уровнем усвоения программного материала в разнообразных формах оценки;
• реализация принципа наглядности при использовании средств мультимедиа достигается в максимальной степени;
• визуализация изучаемых свойств математических объектов;
• развитие навыка математического моделирования учебной ситуации;
• формирование умения самостоятельно разбираться в новой информации, опираясь на уже имеющиеся знания.
На наш взгляд, основным инструментарием в процессе формирования математической грамотности посредством ИКТ является:
• использование мультимедийных пособий и учебников;
• использование электронных библиотек, энциклопедий, изданий, медиа-ресурсов Интернет;
• создание в электронном формате презентаций, рефератов, проектов;
• решение прикладных предметных задач с применением справочных систем;
• организация индивидуального опроса при помощи возможностей программного обеспечения тестового контроля различных форм;
• преподавание и обучение на основе активных модулей 1еагпищАрр8, ВШт1епс1, GoogleForms, ОеоОеЬга;
• использование возможностей интерактивного оборудования кабинета для интенсификации процесса обучения, создания содержательных и на-
глядных интерактивных упражнений.
Универсальность информационно-коммуникационных технологий - в доступности использования как учителем в процессе подготовки и организации урока, так и учащимися при организации самостоятельной деятельности. Усилия, затраченные на управление учебной-познавательной деятельностью с помощью ИКТ, оправдывает себя повсеместно: повышается качество знаний через продвижение ученика в общем развитии, создается благоприятная творческая атмосфера взаимопонимания и сотрудничества между учителем и учеником, учителем и родителями, между самими учениками. Эффективность их внедрения зависит не только от материально-технической базы организации образования, но и от готовности педагогического коллектива принимать и внедрять инновационные технологии в образовательную деятельность.
Центром всех учебно-воспитательных воздействий должен стать конкретный ученик (а не учебная информация), способности (а не пресловутые ЗУНы), а отправной точкой - здоровье, интересы, права ребенка, которые обеспечивали бы ему полноценное личностное развитие в максимально возможном диапазоне роста его индивидуальных психологических ресурсов [5, с.21-22].
Применение информационно-коммуникационных технологий актуально не только как способ передачи учебного
Ш
материала, но и как демонстратор возможного пути познания, хода мыслительного процесса при решении проблемы, что и является неотъемлемой частью формирования математической грамотности школьников.
Формирование и развитие навыков самостоятельного умственного труда, познавательных интересов, критического мышления - основной индикатор роли информационно-коммуникационных технологий в формировании математической грамотности школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1.Беликов В.А. Дидактика учебно-познавательной деятельности. - Москва: Изд-во Перо, 2017. - 296 с.
2.Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III
3.Сайт журнала «Вестник Вятского государственного университета» - режим доступа: https://cyberleninka. га/ article/n/struktura-matematicheskoy-gramotnosti-Shkolnikov-v-kontekste-formirovaniy a-ih-funktsionalnoy-gramotnosti^ara обращения: 26.02.2018)
4.Гусев В.А. Как помочь ученику полюбить математику? - Москва: Изд-во с*
Авангард, 2014. - 15 с. х
с
5.Жампеисова К.К. Актуальные g проблемы педагогического образова- < ния Республики Казахстан. - Вестник g КазНПУ - Алматы: Изд-во Артикль, 15 2016,- 39 с.
д
О о. С
И
J3
сс ЭС О s
В
<
со О ас ас з: