Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ВОЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ВОЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЕДИНОБОРСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОЕННЫЙ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугай Максим Валерьевич, Мараховская Оксана Валерьевна, Бобровский Андрей Владиславович, Сокоренко Елизавета Алексеевна

В статье рассматриваются проблемы в формировании и развитии студентов военного учебного центра на занятиях по физической культуре с элементами единоборств. Отмечена важность физической и психологической подготовленности будущих военных офицеров, для дальнейшей военной профессиональной деятельности. Роль педагогических подходов крайне важна для укрепления духовного здоровья, стрессоустойчивости, уравновешенности. Данные отличительные качества необходимы студентам военного учебного центра для формирования личности и прохождения дальнейшей воинской службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бугай Максим Валерьевич, Мараховская Оксана Валерьевна, Бобровский Андрей Владиславович, Сокоренко Елизавета Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS OF THE MILITARY TRAINING CENTER IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION OF MILITARY AND CIVILIAN EDUCATION

The article deals with the problems in the formation and development of students of the military training center in physical culture classes with elements of martial arts. As well as the importance of physical and psychological readiness of future military officers for further military professional activities. The role of pedagogical approaches is extremely important for strengthening spiritual health, stress resistance, and balance. These specific qualities are necessary for students of the military training center to form a personality and pass further military service.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ВОЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

циал в различных областях, как смежных с профессиональной деятельностью, так и отличных от нее; наладить не только вертикальную связь «преподаватель-студент», но и сформировать множество горизонтальных связей «студент-студент», которые качественно влияют на ощущение защищенности и комфорта при обучении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемьев М.В. Внеучебная деятельность студентов как фактор, влияющий на выбор будущей профессии / М.В. Артемьев. // Психологическая наука и образование. 2003. - № 3. - С. 100— 105.

2. Ломакина Т.Ю. Внеучебная деятельность студентов высшей школы в контексте реализации концепции непрерывного образования / Т.Ю. Ломакина, Д.А. Писаренко // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2020. — Т. 1, № 1 (65). — С. 20—32.

3. Петрунева Р.М. Воспитательная деятельность вуза: что оценивать и как? / Р.М. Петру-нева // Высшее образование в России. — 2006. — № 4. — С. 99—102.

4. Тарасевич, И.В. Педагогические условия формирования интереса к будущей профессиональной деятельности у студентов вуза физкультурно-спортивного профиля / И.В. Тарасевич, В.А. Пегов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2018. — № 11(165). — С. 341—344.

REFERENCES

1. Artemyev, M.V. (2003), "Extracurricular activity of students as a factor influencing the choice of a future profession", Psychological science and education, No. 3, pp. 100—105.

2. Lomakina, T.Y (2020), "Extracurricular activities of higher school students in the context of the implementation of the concept of continuing education", Domestic and foreign pedagogy, Vol 1, No. 1 (65), pp. 20—32.

3. Petruneva, R.M. (2006), "Educational activity of the university: what to evaluate and how?", Higher education in Russia, No. 4. pp. 99—102.

4. Tarasevich, K.A. and Pegov, V.A. (2018), "Inconsistency of internet in creation views of a healthy lifestyle among the young generation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp. 341—344.

Контактная информация: brenchl@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.05.2022

УДК 796.011.3

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ВОЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Максим Валерьевич Бугай, старший преподаватель, Оксана Валерьевна Мараховская,

кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный технический университет, Омск; Андрей Владиславович Бобровский, кандидат педагогических наук, доцент, Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации; Елизавета Алексеевна Сокоренко, студентка, Омский государственный технический

университет, Омск

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы в формировании и развитии студентов военного учебного центра на занятиях по физической культуре с элементами единоборств. Отмечена важность физической и психологической подготовленности будущих военных офицеров, для дальнейшей военной профессиональной деятельности. Роль педагогических подходов крайне важна для укрепления духовного здоровья, стрессоустойчивости, уравновешенности. Данные отличительные качества необходимы студентам военного учебного центра для формирования личности и прохождения дальнейшей воинской службы.

Ключевые слова: психологическая подготовленность, единоборства, физическая культура, военный, студент.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p61-66

IMPROVING THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS OF THE MILITARY TRAINING CENTER IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION OF MILITARY AND CIVILIAN EDUCATION

Maksim Valerievich Bugay, the senior teacher, Oksana Valerievna Marahovskaya, the candidate in pedagogical sciences, docent, Omsk State Technical University; Andrey Vladislavovich Bobrovskiy, the candidate in pedagogical sciences, docent, Omsk academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; Elizaveta Alekseevna Sokorenko, the student, Omsk

State Technical University

Abstract

The article deals with the problems in the formation and development of students of the military training center in physical culture classes with elements of martial arts. As well as the importance of physical and psychological readiness of future military officers for further military professional activities. The role of pedagogical approaches is extremely important for strengthening spiritual health, stress resistance, and balance. These specific qualities are necessary for students of the military training center to form a personality and pass further military service.

Keywords: psychological readiness, martial arts, physical culture, military, student.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к военным структурам. Прежде всего, это связано с тем, что сложившаяся вокруг Российской федерации военно-политическая обстановка, крайне обостряется и требует особого внимания по сохранению спокойного существования в мире. Россия делает решительные шаги с целью стабилизации военного паритета в приграничных территориях и в зонах прерогативных интересов государства.

По этой причине в России приобретают популярность военные профессии, подготовка студентов по данному направлению осуществляется не только в специализированных вузах, но и в гражданских. Ежегодно увеличивается количество абитуриентов, поступающих в военные учебные центры, но при этом специалистов волнует проблема физической подготовленности студентов, поскольку уровень физической подготовленности является важнейшим комплексным показателем формирования готовности молодежи к профессиональному обучению и дальнейшему совершенствованию в выбранной профессии. Этот показатель у молодых людей, к сожалению, регрессирует. Одна из причин -снижение двигательной активности молодёжи вследствие развития научно-технического прогресса. Кроме того, падает уровень их психологической стрессоустойчивости и уравновешенности. Вышеуказанные качества так же связаны с актуальными тенденциями и проблемами в воспитании молодежи. У молодых людей, которые поступают в военные учебные центры при гражданских вузах, все чаще выявляют различные формы болезней. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии здоровья молодежи. Большая часть юношей и девушек страдает хроническими заболеваниями. На здоровье подрастающего поколения отрицательно влияет малоподвижный образ жизни. Вместе с тем, оказывает влияние и патриотическое воспитание молодежи. Крайне важна роль философских подходов для укрепления духовного здоровья, стрессоустойчивости, уравновешенности.

Сложившаяся традиционная система вузовского образования не в полной мере отвечает потребностям современного уровня мировой цивилизации [1].

ПРЕДЛАГАЕМАЯ МЕТОДИКА

Основной целью исследования является повышение уровня физической и психологической подготовленности будущих офицеров, а также разработка взаимосвязи филосо-

фии и спорта в качестве методологического основания индивидуальной подготовки студентов военного учебного центра в условиях интеграции военного и гражданского образования. Предметом физического воспитания обучающихся высших учебных заведений выступает гармоничное развитие молодежи в формировании физического образования личности.

Актуальность популяризации здорового образа жизни, в данных обстоятельствах, отсутствует. Прежде всего, это связано с тем, что сложно переубедить значительную часть абитуриентов, которые поступают в военные учебные центры при гражданских вузах в том, что неправильное питание, вредные привычки ведут к регрессу физического и психологического состояния. В настоящее время в качестве актуальной проблемы современной студенческой молодежи выступает реализация работы по сохранению и укреплению собственного здоровья. К сожалению, будущие офицеры, обучающиеся в военных учебных центрах при гражданских вузах, имеют слабую физическую и психологическую подготовленность. Помимо этого, у них негативное отношение к учебно-тренировочным занятиям по физической культуре, отсутствуют потребности в занятиях спортом, в развитии физкультурной грамотности. Следовательно, перед преподавателями стоит важная задача, замотивировать студентов на личностное развитие, а не заставлять и переубеждать их. Мотивационной составляющей в формировании профессиональной готовности принадлежит особое место, потому что без мотива невозможна ни одна деятельность. Мотивы занимают важное место в структуре профессиональной готовности офицера к службе в войсках. Кроме того, существенным является формирование физически здорового и крепкого поколения [2], развитие личности каждого индивида средствами через применение новых методов в физическом воспитании.

В условиях интеграции военного и гражданского образования в современных условиях значительно (увеличивается) возрастает потребность в высококвалифицированных выпускниках военного учебного центра. В связи с этим, особую значимость приобретает формирование подготовленности к профессиональной деятельности у курсантов в Омском государственном техническом университете [3].

Как давно известно, в подготовку будущих военных по физической культуре входит легкая атлетика. В связи с этим была предложена новая экспериментальная методика подготовки студентов военного учебного центра. С помощью дополнительных учебно-тренировочных занятий, в рамках новой экспериментальной дисциплины - общая физическая подготовка с элементами единоборств, на примере боевого самбо и бокса. Особенность данной методики состоит в том, что широко используется интенсивное практическое обучение при ее освоении. Основу составляют большое количество практических занятий со студентами. Неотъемлемой частью является обязательная сдача контрольных нормативов, а также участие курсантов в спортивных соревнованиях различных единоборств. Данные контактные виды единоборств, считают очень травмоопасным, поэтому они запрещены в стандартной программе в высших учебных заведениях. Хотя, как давно известно, существует много спортивных дисциплин в физическом воспитании, которые проводятся во всех учебных заведениях страны, являются не менее травмоопасными. Контактные виды спорта такие, как: футбол, борьба, баскетбол.

На фоне этого проходил наглядный обзор в специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва по боксу, где работают лучшие специалисты тренеры-преподаватели. Обзор проводился как в бюджетных группах, в которых были спортсмены - профессионалы, так и в коммерческих группах, в которых занимались любители разной физической подготовленности и разных возрастов. Отследив динамику травматизма в специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва и сравнив её с несколькими высшими образовательными заведениями, пришли к выводу о том, что в первом случае число травматизма значительно ниже, чем во втором случае.

Известно, что в военных структурах, в перечень обязательной боевой подготовки входят такие единоборства как: самбо, дзюдо, бокс, армейский рукопашный бой, боевое самбо и т.д. Во время освоения таких боевых дисциплин развиваются не только физическая, но и психологическая подготовленность. Военнослужащие развивают в себе следующие качества: духовность, дисциплинированность, уравновешенность, моральную устойчивость. Данные качества необходимы для выполнения военно-профессиональных задач будущему военному, как в мирное время, так и в боевой обстановке. Современные условия жизни и подготовка молодежи к защите Отечества предъявляют высокие требования не только к физической подготовленности будущих офицеров, но и к его психологической надежности, эмоциональной устойчивости и способности оптимально реагировать на экстремальные воздействия, которые возникают в процессе обыденной и специальной деятельности. В настоящее время становятся привычными данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня психофизического состояния подрастающего поколения [4]. Адаптация к новым условиям социальной жизни, формирование самостоятельного мировоззрения приводит к выявлению индивидуальных черт характера взрослого человека.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Перед усовершенствованием стандартной программы по физической культуре и введением новой экспериментальной методики, нами осуществлялся социологический опрос для студентов военного учебного центра. Социологический тест дал возможность выявить студентов желающих заниматься единоборствами на учебно-тренировочных занятиях. Более 90% всех опрошенных желали перейти с легкой атлетики на контактные виды спорта, на примере бокса и боевого самбо.

Для осуществления педагогического эксперимента, который проводился в течение двух учебных семестров с сентября 2018 года до мая 2019 года, было привлечено 18 студентов военного учебного центра. По завершении эксперимента сравнили результаты до и после проведения эксперимента, выполнили статистический анализ. Результаты эксперимента представлены в таблице.

Таблица - Статистика сдачи нормативов студентов военного учебного центра до и после эксперимента._

№ Прыжки в длину с места до эксперимента (см) Прыжки в длину с места после эксперимента (см) Подтягивания на перекладине до эксперимента Подтягивания на перекладине после эксперимента Бег 100 метров до эксперимента (сек.) Бег 100 метров после эксперимента (сек.)

1 205 209 11 12 14,5 14,5

2 211 217 12 12 14,2 14,1

3 198 205 6 8 15,1 14,8

4 242 239 9 10 14,8 14,6

5 223 225 10 10 14,7 14,4

6 197 208 7 9 15,2 15,0

7 250 255 13 14 13,2 13,4

8 213 219 11 12 13,8 13,7

9 230 232 16 15 14,0 13,7

10 223 220 12 14 13,6 13,5

11 209 214 9 10 14,7 14,4

12 247 245 14 14 12,9 13,0

13 260 262 18 18 12,7 12,6

14 203 215 10 13 13,5 13,2

15 192 198 8 11 13,8 13,5

16 206 204 5 8 14,9 14,6

17 229 236 12 13 14,4 14,1

18 235 245 14 14 13,4 13,2

Сред. показ. 220,72 224,88 10,94 12,05 14,07 13,90

Статистические материалы доказали, что уровень подготовленности студентов военного учебного центра изменился в лучшую сторону. Средний показатель прыжка в длину с места вырос на 4,16 сантиметра, подтягивания на перекладине из положения вис улучшился на 1,11 раза, показатель бега на 100 метров вырос на 0,17 секунды.

ВЫВОД

Данные статистики доказывают, что внедренная в программу университета экспериментальная методика упражнений является более эффективной, чем стандартная методика. Экспериментальная программа даст возможность студентам стремиться к совершенствованию, саморазвитию, укреплению собственного характера. Кроме того, она позволит будущим офицерам военного учебного центра при гражданском университете, легче адаптироваться к тяготам и лишениям воинской службы.

Физическое воспитание позволяет формировать у студентов военного учебного центра фундаментальные культурные ценности. Для достижения быстрого эффекта психологического, физического формирования и развития будущих офицеров, молодым людям необходимо овладевать мужскими видами спорта, которые помогут им в дальнейшей военной службе. Кроме того, построение процесса общей физической подготовки в единоборствах с применением экспериментальной методики, способствует разностороннему развитию двигательных качеств студентов. Достижение высоких показателей двигательных качеств студентов военного учебного центра с помощью средств общей физической подготовки служит, функциональной основой для оптимального развития специальных физических качеств и эффективного совершенствования технической, тактической и психологической составляющих подготовленности молодых людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Панова Е.О. Содержание и организация физического воспитания студентов на основе приобщения к ценностному потенциалу физической культуры и спорта : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Панова Евгения Олеговна. - Москва, 2012. - 24 с.

2. Бугай М.В. Мотивация студентов военного учебного центра в гражданском университете на занятиях по физической культуре / М. В. Бугай, А. Г. Балахмет // Роль физической культуры и спорта в развитии человеческого капитала и реализации национальных проектов : материалы Всероссийской. научной конференции с международным участием. - Омск, 2019. - С. 97-101.

3. Болотин А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки 51 специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - №2(96). - С. 14-19.

4. Москвич А.С. Социальное здоровье молодежи как фактор социально- экономического развития региона: на примере Хабаровского края : автореф. дис. ... канд. соц. наук / Москвич Анна Сергеевна. - Хабаровск, 2008. - 30 с.

REFERENCES

1. Panova, E.O (2012), The content and organization of physical education of students on the basis of familiarization with the value potential of physical culture and sports, dissertation, Moscow.

2. Bugay, M.V. and Balakhmet, A.G., (2019), "Motivation of students of the military training center at a civilian university in physical education classes", The role of physical culture and sports in the development of human capital and the implementation of national projects: mat. all-Russian scientific conference with international participation, Omsk, pp. 97-101..

3. Bolotin, A.E. and Vasileva, V.S. (2013), "Pedagogical model of professional training of 51 specialists in protection in emergency situations at the university, using official activities in voluntary fire brigades", Uchenye zapiski universiteta imeni PF. Lesgafta, Vol. 96, No.2, pp. 14-19.

4. Moscvich, A.S. (2008), Social health of young people as a factor of socio-economic development of the region: on the example of the Khabarovsk Territory, dissertation, Khabarovsk.

Контактная информация: maksim559155@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.