Научная статья на тему 'ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ВОЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ВОЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / МОЛОДЁЖЬ / СТУДЕНТ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТ / ЕДИНОБОРСТВА / ОБЩЕСТВО / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / САМБО / ДЗЮДО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугай Максим Валерьевич, Сокоренко Елизавета Алексеевна, Гуров Савелий Андреевич

В настоящее время важнейшая роль в процессе военно-патриотического воспитания студентов в условиях интеграции военного и гражданского образования принадлежит военным учебным центрам (ВУЦ), представляющие собой обособленное подразделение высшего учебного заведения, в рамках которого реализуются программы военной подготовки. Именно ВУЦ призван стать важным фактором, обеспечивающим решение задач развития личности студентов. Главным ориентиром, стоящим перед российскими военными учебными центрами, является повышение качества военно-патриотического воспитания в процессе получения военного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бугай Максим Валерьевич, Сокоренко Елизавета Алексеевна, Гуров Савелий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION OF MILITARY AND CIVILIAN EDUCATION

Currently, the most important role in the process of military-patriotic education of students in the conditions of integration of military and civilian education belongs to military training centers (VUC), which are a separate subdivision of a higher educational institution within which military training programs are implemented. It is the university that is called upon to become an important factor ensuring the solution of the problems of students' personality development. The main guideline facing Russian military training centers is to improve the quality of military-patriotic education in the process of obtaining military education.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ВОЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 796.011.1

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ВОЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бугай Максим Валерьевич

Старший преподаватель, ФГАОУ ВО «Омский государственный технический университет»

3011LizaS@mail.ru

Сокоренко Елизавета Алексеевна

Гуров Савелий Андреевич

Студенты, ФГАОУ ВО «Омский государственный технический университет»

В настоящее время важнейшая роль в процессе военно-патриотического воспитания студентов в условиях интеграции военного и гражданского образования принадлежит военным учебным центрам (ВУЦ), представляющие собой обособленное подразделение высшего учебного заведения, в рамках которого реализуются программы военной подготовки. Именно ВУЦ призван стать важным фактором, обеспечивающим решение задач развития личности студентов. Главным ориентиром, стоящим перед российскими военными учебными центрами, является повышение качества военно-патриотического воспитания в процессе получения военного образования.

Ключевые слова: патриотизм, молодёжь, студент, патриотическое воспитание, спорт, единоборства, общество, физическая культура, самбо, дзюдо.

MILI TARY-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION OF MILITARY AND CIVILIAN EDUCATION

Bugai Maxim Valerievich

Senior Lecturer, Omsk State Technical University 3011LizaS@mail.ru

Sokorenko Elizaveta Alekseevna

Gurov Savely Andreevich

Students, Omsk State Technical University

Currently, the most important role in the process of military-patriotic education of students in the conditions of integration of military and civilian education belongs to military training centers (VUC), which are a separate subdivision of a higher educational institution within which military training programs are implemented. It is the university that is called upon to become an important factor ensuring the solution of the problems of students' personality development. The main guideline facing Russian military training centers is to improve the quality of military-patriotic education in the process of obtaining military education.

Keywords: patriotism, youth, student, patriotic education, sport, martial arts, society, physical culture, sambo, judo.

В ходе обучения по программе военной подготовки студенты изучают строевую, огневую, тактическую подготовку, закрепляют полученные знания в ходе практических занятий и сборов. Среди многообразия способов воспитания студентов одним из важнейших является военно-патриотическое. Систематическое воспитание, вытекающее из

требования федерального закона [1] и проходящее на примерах боевых традиций народа и Вооруженных сил, формирует в молодых людях активную гражданскую позицию, приобщая их к духовному осознанию самой сути патриотизма.

Военно-патриотическое воспитание -воспитание в духе патриотизма и готовности к

военной службе, представляющее собой сложный в исполнении комплекс многоплановых и систематических процедур. Тема патриотизма всегда достаточно актуальна. Для его формирования существует прочная база, состоящая из событий истории и культуры. Однако, воспитание людей, имеющих уважение к своей Отчизне, своему народу, которые готовы нести службу на благо страны - в нынешних условиях задача очень сложная.

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ САМБО И ДЗЮДО. Коренные изменения, произошедшие в конце ХХ века в нашей стране, породили такие изменения как: исчезновение национальной идеи, упадок уровня культуры, утрата духовных ценностей и переориентирование жизненных приоритетов граждан. Дух патриотизма среди молодого поколения начал падать с начала девяностых годов. Выстроенная долгими годами идеология, в которой гордость за Отчизну ставилась на высшее место, распалась, и на замену ей пришли новые ценности, в которых любовь к Родине вообще не учитывается. Всё это, в свою очередь, не могло не сказаться на военно-патриотическом воспитании, тем самым, создав проблему, которая существует и по сей день.

Возрождение системы военно-патриотического воспитания - это важное направление обеспечения национальной безопасности современной России. Оно выступает фактором укрепления

государственности, консолидации общества, что определяет стратегию инновационного развития России. В связи с этим перед ВУЦ, как местами воспитания будущих защитников Отечества, встает первостепенная задача внедрения в воспитательный процесс новых методов и средств, для развития среди молодого поколения патриотических чувств. Иными словами, создание новой, более эффективной системы военно-

патриотического воспитания, которая утверждает в сознании студентов патриотических ценностей, убеждений, воспитывая в них чувство уважения к культурному и историческому прошлому России, обеспечивает благоприятные условия развития у студентов любви к Родине, готовности к служению обществу и государству, а также выполнению своего долга.

Нами предлагается введение занятий по единоборствам для студентов ВУЦ, что, на наш взгляд, благоприятно повлияет на развитие военно-патриотического воспитания. Занятия по физическому воспитанию в ВУЗе охватывают теоретическую часть (изучение развития физической культуры, работу организма человека) и двигательную деятельность, с целью саморазвития и

самосовершенствования в данной сфере. В ходе таких занятий студенты ставят перед собой цели определенной сложности, которые соответствовали бы его реальным возможностям [2]. Сущность содействия содержится не в навязывании воззрения иных, а общее творение осознанного выбора и самостоятельного поведения занимающегося. Содействие содержится в том, что идти следует не от наружных воздействий, а от самих субъектов, которые относятся избирательно к таким воздействиям [3]. Самыми популярными видами единоборств в Росси являются самбо, рукопашный бой, каратэ и др. Рассмотрим влияние на развитие военно-патриотического воспитания на примерахсамбо и дзюдо.

Одним из наиболее перспективных направлений развития физкультурного образования детей и молодежи является обучение основам единоборств, учитывая, что борьба самбо относится к числу наименее травмоопасных, и в тоже время наиболее эффективных средств, используемых для самообороны и в целях физического совершенствования [4]. С незапамятных времен народы, населяющие просторы нашей Родины, культивировали национальные виды спортивной борьбы и приемы самообороны. Спортивная борьба с древнейших времен служила одним из средств воспитания молодежи. Каждый народ имел свою национальную борьбу, свой опыт, который не только рос и преумножался, но и был одним из способов патриотического воспитания молодого поколения. На основе положительного опыта всех национальных видов борьбы и была создана интернациональная спортивная борьба САМБО. Из всех видов спортивной борьбы самбо наиболее приближено к условиям реальной рукопашной схватки. Занятия самбо всесторонне действуют на организм, укрепляют внутренние органы, костно-связочный и мышечный аппараты, сердечнососудистую и нервную системы, положительно влияют на обмен веществ. Коллективное выполнение упражнений, разучивание новых трудных приемов, тренировочные схватки, участие в соревнованиях, борьба за спортивную честь коллектива - все это учит занимающихся ребят взаимной помощи и выручке, воспитывает характер, волю, мужество и развивает физические качества, а самое главное, занятие самбо приносит радость. Основателями и отцами этой уникальной борьбы являются, В. А. Спиридонов, В. С. Ощепков, А. А. Харлампиев.

Единоборство дзюдо, как думают С. В. Суряхин, В. М. Андреев, - это система физического воспитания, неразрывно связанная с эстетическим, добронравным и умственным воспитанием, включающая в себя три раздела: искусство техники, спорт и

искусство самообороны без орудия. Например, основоположник борьбы дзюдо Д. Кано считал, что тренировка как педагогическая система, далековато выходит за рамки физического воспитания и нацелена на решение всеобщей задачи - обеспечение благоденствия и прогресса сообщества,

самосовершенствование личности, являющий из себя окончательную цель и смысл жизни каждого человека. При правильных занятиях, на которых недопустимы оскорбления, лицемерие, ханжество, заносчивость, обман ипрочие недобрые проявления [5]. В ходе физического воспитания и занятий спортом происходит высоконравственное воспитание человека, которое содействует формированию общечеловеческих ценностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Учитывая

вышеизложенное, стоит отметить, что патриотизм занимает особое место в

социальном, нравственном и физическом развитии личности учащейся молодежи. Однако, в настоящее время воспитание патриотизма находится на недостаточном уровне, оно есть долгий процесс, берущий начало ещё в детстве и продолжающийся на всех этапах жизни и обучения.

Направленность педагогического воздействия на воспитание патриотизма студентов, занимающихся видами

единоборств, должна быть связана с применением средств физической культуры и спорта и соответствующих форм, методов воспитания и обучения.

Несмотря на обилие проблем, немаловажную роль в этом играют ВУЦ при университетах России, продолжая успешно осуществлять военно-патриотическую

подготовку подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный Закон от 28.03.1998 №53-Ф3 (ред. от 26.05.2021) «О воинской обязанности и военной службе».

2. Бугай М.В., Сокоренко Е.А. / Мотивация студентов в университете на занятиях по физической культуре // Заметки ученого. - 2021. - № 11-1/2021. - С. 213-217.

3. Еганов А.В, Сиротин О.А, Куликов Л.М / Патриотическое воспитание учащейся молодежи, занимающейся видами единоборств в условиях спортивного вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №2/2012.

4. Методическое пособие по самбо для общеобразовательных организаций / под ред. В.Ш. Каганова ; Рос. гос. ун-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 2016. - 92 с.

5. Суряхин С. В., Андреев В. М. Этические основы педагогической системы Дзигаро Кано // Спортивная борьба: ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - С. 84- 86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.