Научная статья на тему 'Повышение уровня физической подготовленности студентов военных учебных центров на занятиях по физической культуре с элементами контактных видов спорта'

Повышение уровня физической подготовленности студентов военных учебных центров на занятиях по физической культуре с элементами контактных видов спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОЕННЫЙ / СТУДЕНТ / СПОРТ / PHYSICAL EDUCATION / MILITARY / STUDENT / SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугай Максим Валерьевич, Лепешинский Игорь Юрьевич

В данной статье рассматривается проблема развития психологической и физической подготовленности студентов военных учебных центров (ВУЦ) в гражданском вузе. Одной из важнейших задач по подготовке будущего офицера, стоящих перед вузом, является формирование и развитие у студентов ВУЦ не только физической культуры, но и необходимых будущему военному профессиональных компетенций для выполнения военно-профессиональных задач, как в мирное время, так и в боевой обстановке. Для решения указанной выше задачи мы предлагаем внедрить на занятиях физической культуры экспериментальную программу с элементами контактных видов спорта. Предложенная методика упражнений позволит поднять уровень скоростно-силовых показателей, специфических координационных способностей, уровень психологической устойчивости и будет способствовать формированию личности будущего выпускника ВУЦ. Предполагается, что после проведения соответствующего эксперимента, по предложенной методике упражнений, полученные статистические данные подтвердят актуальность новой экспериментальной программы "Общая физическая подготовка с элементами контактных видов спорта".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бугай Максим Валерьевич, Лепешинский Игорь Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical training level improvement for students of military training centers during the physical culture classes with elements of contact sports

This article deals with the problem of development of the psychological and physical preparedness of students at Military Education Center in the civilian university. One of the most important tasks for preparing the future officer, what is faced by the university, is the formation and development of not only the physical fitness among the students of the Military Education Center, but also the professional competencies necessary for the future military man that he needs to accomplish the military professional tasks, both in peacetime and in combat situation. To solve the above problem, we propose to introduce in the physical education classes the experimental program with elements of the contact sports. The proposed method of the exercises will allow raising the level of speed-strength indicators, specific coordination abilities, level of psychological stability, and it will contribute to the formation of the personality of the future graduate of the Military Education Center. It is assumed that after carrying out the relevant experiment, according to the proposed method of exercises, statistical data were obtained that confirm the relevance of the new experimental program "General physical training with elements of contact sports".

Текст научной работы на тему «Повышение уровня физической подготовленности студентов военных учебных центров на занятиях по физической культуре с элементами контактных видов спорта»

УДК 796.011.3

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ КОНТАКТНЫХ ВИДОВ СПОРТА

Максим Валерьевич Бугай, преподаватель, Игорь Юрьевич Лепешинский, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный технический университет (ОмГТУ)

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема развития психологической и физической подготовленности студентов военных учебных центров (ВУЦ) в гражданском вузе. Одной из важнейших задач по подготовке будущего офицера, стоящих перед вузом, является формирование и развитие у студентов ВУЦ не только физической культуры, но и необходимых будущему военному профессиональных компетенций для выполнения военно-профессиональных задач, как в мирное время, так и в боевой обстановке. Для решения указанной выше задачи мы предлагаем внедрить на занятиях физической культуры экспериментальную программу с элементами контактных видов спорта. Предложенная методика упражнений позволит поднять уровень скоростно-силовых показателей, специфических координационных способностей, уровень психологической устойчивости и будет способствовать формированию личности будущего выпускника ВУЦ. Предполагается, что после проведения соответствующего эксперимента, по предложенной методике упражнений, полученные статистические данные подтвердят актуальность новой экспериментальной программы - "Общая физическая подготовка с элементами контактных видов спорта".

Ключевые слова: физическая культура, военный, студент, спорт.

PHYSICAL TRAINING LEVEL IMPROVEMENT FOR STUDENTS OF MILITARY TRAINING CENTERS DURING THE PHYSICAL CULTURE CLASSES WITH ELEMENTS OF CONTACT SPORTS

Maksim Valeryevich Bugay, the teacher, Igor Yuryevich Lepeshinskiy, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Omsk State Technical University

Annotation

This article deals with the problem of development of the psychological and physical preparedness of students at Military Education Center in the civilian university. One of the most important tasks for preparing the future officer, what is faced by the university, is the formation and development of not only the physical fitness among the students of the Military Education Center, but also the professional competencies necessary for the future military man that he needs to accomplish the military professional tasks, both in peacetime and in combat situation. To solve the above problem, we propose to introduce in the physical education classes the experimental program with elements of the contact sports. The proposed method of the exercises will allow raising the level of speed-strength indicators, specific coordination abilities, level of psychological stability, and it will contribute to the formation of the personality of the future graduate of the Military Education Center. It is assumed that after carrying out the relevant experiment, according to the proposed method of exercises, statistical data were obtained that confirm the relevance of the new experimental program - "General physical training with elements of contact sports".

Keywords: physical education, military, student, sport.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире стали популярны военные профессии, которые готовят в гражданских вузах. Поток молодежи, который поступает в военные центры с каждым годом все больше. А уровень физической и психологической подготовленности заметно снижается. Это связано с тем, что у подростков выявляется больше разновидностей болезней, малоподвижный образ жизни.

Традиционно сложившаяся система вузовского образования не полностью отвечает потребностям сегодняшнего уровня мировой цивилизации [1].

Не будем поднимать тему пропаганды здорового образа жизни. В данной ситуации она неактуальна. Так как современную молодежь тяжело переубедить в том, что вредные привычки и неправильное питание - вредны. Основная задача педагогов не переубеждать и заставлять, а мотивировать студентов, направить их в правильное русло, а также формировать личность каждого средствами новых методов в физическом воспитании.

В современных условиях неизмеримо возрастает необходимость в высокопрофессиональных выпускниках военных учебных центров. Поэтому формирование готовности к профессиональной деятельности у студентов ВУЦ в Омском государственном техническом университете приобретает особую значимость [2, 3]. В связи с этим была предложена новая методика подготовки студентов ВУЦ при гражданском вузе. С помощью дополнительных упражнений, в рамках новой экспериментальной программы - "Общая физическая подготовка с элементами контактных видов спорта".

Бокс, как один из значимых контактных видов спорта, считают травмоопасным, что для высшего учебного заведения создает определенные проблемы. Хотя существует много спортивных дисциплин (футбол, борьба, баскетбол и т.д.) в физическом воспитании, которые включены в учебные планы вузов, являющиеся не менее травмоопасными, чем бокс.

На фоне этого проходил наглядный обзор в специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва по боксу, где работают лучшие специалисты -тренеры-преподаватели. Обзор проводился как в бюджетных группах, в которых были спортсмены-профессионалы, так и в коммерческих группах, в которых занимались любители разной физической подготовленности и разных возрастов.

Мы проследили динамику травматизма в специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва и сравнили с несколькими высшими образовательными заведениями. Заметили, что в первом случае число травматизма значительно ниже, чем во втором случае. Соответственно, данную методику предлагается внедрять в учебную программу в ВУЦ. Она поможет повысить уровень не только физической, но и психологической подготовленности.

Как давно известно, в военных структурах, в обязательную подготовку входят единоборства. Они развивают как физические качества, так и психологическую подготовку. Военнослужащие становятся, более дисциплинированными, уравновешенными, морально устойчивыми, что и отражается на их дальнейшей военной службе.

Одна из самых важных задач, которая стоит перед нами, это правильно преподнести обучающимся студентам ВУЦ схему проведения учебно-тренировочных занятий. Они должны сами осознать для чего это нужно в будущей военной профессии.

ПРЕДЛАГАЕМАЯ МЕТОДИКА

Прежде, чем совершенствовать стандартные группы ОФП (общая физическая подготовка) и создать экспериментальную группу ОФП с элементами бокса, мы провели социологический опрос среди студентов ВУЦ. Опрос заключался в том, есть ли из них желающие перевестись в такую группу и заниматься мужским видом спорта. 94% всех опрошенных согласились заниматься по новой программе.

Для определения эффективности разработанной методики упражнений был организован и проведен педагогический эксперимент с участием студентов ВУЦ гражданского вуза. В основу этого эксперимента был положен "круговой" метод тренировки, который проводился один раз в неделю.

Сущность его заключается в следующем. После организационной части занятия приступали к разминке, характер, подбор упражнений и интенсивность которой были такие, что у занимающихся создавалась положительная эмоциональная настроенность. Это очень важный момент на учебных занятиях, который влиял на посещаемость занятий и на

мотивацию обучаемых при выполнении упражнений. Для этого в подготовительную часть вводился бег с короткими спуртами, различного рода темповые прыжки через гимнастические снаряды. Регулярное набивание теннисных мячей, которые использовались в течении всего учебного занятия.

Предлагаемые в разминке общеразвивающие и специальные упражнения были непродолжительны по времени. Студенты ВУЦ выполняли задания в максимально высоком темпе, с быстрым переключением внимания, направления, ритма и темпа.

Все предложенные подводящие и основные упражнения, на развитие скоростно-си-ловых показателей и координационных способностей, соответствовали основному содержанию программы учебного занятия.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Педагогический эксперимент проводился в течение двух учебных семестров с сентября 2017 года до мая 2018 года, в котором участвовало 20 студентов ВУЦ. После эксперимента был проведен статистический анализ, сравнение результатов до и после эксперимента. В таблице 1 представлены результаты эксперимента.

Таблица 1 - Статистика сдачи нормативов курсантами до и после эксперимента

№ 100 метров до эксперимента, (сек) 100 метров после эксперимента, (сек) Прыжки в длину с места до эксперимента, (см) Прыжки в длину с места после эксперимента, (см) Подтягивание на перекладине до эксперимента Подтягивание на перекладине после эксперимента

1 13,9 13,8 245 249 12 13

2 14,4 14,2 234 240 10 11

3 15,1 14,8 196 202 8 8

4 14,9 14,8 204 200 9 10

5 13,6 13,5 269 275 11 12

6 15,6 15,1 204 201 6 8

7 14,2 14,2 269 273 14 15

8 13,6 13,5 224 227 13 15

9 13,2 13 198 210 16 15

10 14,5 14,4 245 245 7 9

11 15,1 14,9 214 223 5 8

12 16,1 15,7 213 228 7 10

13 14,3 14,2 212 210 11 12

14 13,3 13,3 210 217 15 15

15 12,9 12,8 228 235 18 20

16 13,8 13,5 254 260 14 15

17 14,9 14,3 270 270 13 12

18 15,2 15,1 216 225 5 7

19 14,8 14,5 281 280 12 14

20 13,9 13,7 235 249 15 16

Средний показатель 14,37 14,17 231,05 235,95 11,05 13,1

Как следует на таблицы 1, показатели изменились в лучшую сторону. Средний показатель на 100 м улучшился на 0,2 сек. прыжки в длину с места выросли на 4,9 см, подтягивания на перекладине из положения вис на 2,05 раза.

ВЫВОД

Статистические данные подтверждают тот факт, что предложенная экспериментальная методика упражнений является более эффективной.

Данная программа позволит студентам ВУЦ быстрее адаптироваться к тяготам и лишениям будущей военной службы, а также стремиться к совершенствованию, саморазвитию и укреплению собственного характера.

Немаловажную роль играет формирование личности будущего военного профессионального специалиста, которая будет строиться на протяжении нескольких лет пребывания в вузе. С помощью физического воспитания будут строиться фундаментальные культурные ценности. Приспособление к новым условиям социальной жизни, формирование самостоятельного мировоззрения приводит к выявлению индивидуальных черт характера взрослого человека [4]. Следовательно, для более эффективного физического и психологического развития современной молодежи, обучающихся на военных специальностях в гражданских вузах, необходимо осваивать мужские виды спортивной деятельности, которые помогут им в дальнейшей военной службе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Панова, Е.О. Содержание и организация физического воспитания студентов на основе приобщения к ценностному потенциалу физической культуры и спорта : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Панова Е.О. - М., 2012. - 23 с.

2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.

3. Болотин, А.Э. Структура готовности выпускника вуза МЧС России к профессиональной деятельности / А.Э. Болотин, С.С. Аганов, М.С. Довженко // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. - 2015. - № 1. - С. 159-163.

4. Перевозникова, Н.И. Роль физической культуры и спорта в вузе / Н.И. Перевозникова // Материалы V междунар. научно-практической конференции «Физическая культура и здоровье студентов вузов», 23 янв. - СПб., 2009. - С. 58-59.

REFERENCES

1. Panova E.O. (2012), Content and organization of physical education of students on the basis of initiation to the value potential of physical culture and sports, dissertation, Moscow.

2. Bolotin A.E. and Vasil'eva V.S. (2013), "Pedagogical model of professional training specialists in emergency situations protection at a higher educational institution, using official activity in voluntary fire brigades", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.

3. Bolotin A.E., Aganov S.S. and Dovzhenko M.S. (2015), "The structure of readiness of a graduate of the university EMERCOM of Russia for professional activity", Bulletin of the St. Petersburg University of the State fire service of the Emercom of Russia", No. 1, pp. 159-163.

4. Perevoznikova N.I. (2009), "The role of physical culture and sports in high school", Proceedings of the V Intern. scientific practical conf. "Physical culture and health of university students", St. Petersburg, pp. 58-59.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.06.2019

УДК 378

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

Татьяна Валерьевна Бушма, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Георгиевна Зуйкова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ); Людмила Михайловна

Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (СПбГУ ГА)

Аннотация

В работе рассматриваются факторы, влияющие на психо-эмоциональную устойчивость студентов вузов разных профилей обучения, выявлены личностные качества, совокупность которых позволяет противостоять учебным перегрузкам. Определены базовый, динамический и итоговый

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.