УДК 378.14 КУРАСБЕДИАНИ З.В.
доцент кафедры физического воспитания, Юго-Западный государственный университет E-mail: [email protected] СОЛОМЧЕНКО М.А.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики избранного вида спорта, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева E-mail: [email protected]
UDC 378.14 KURASBEDIANI Z.V.
associate Professor of physical education, South-West state
University E-mail: [email protected] SOLOMCHENKO M.A. Candidate of pedagogical, associate professor, department of theory and methodology of chosen sports, Orel state Universitynamed after I. S. Turgenev E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
РАБОТНИКОВ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВУЗЕ
MODEL OF THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONAL QUALITIES OF CUSTOMS OFFICERS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN HIGH SCHOOL
В статье представлена модельпроцесса формирования профессионально значимых личностных качеств работников таможенной службы средствами физической культуры и спорта в вузе, включающая три блока. Предложена экспериментальная программа для дисциплины «Физическая культура», повышающая уровень физической подготовленности и уровень сформированности профессионально значимых личностных качеств будущих работников таможенной службы.
Ключевые слова: модель, процесс, личностные качества, физическая подготовленность, студенты, таможенная служба, педагогические условия.
The article presents a model of the process of formation of professionally significant personal qualities of customs officers by means ofphysical culture and sports at the University, which includes three blocks. An experimental program for the discipline «Physical culture», which increases the level of physicalfitness and the level of formation of professionally significant personal qualities of future customs officers, is proposed.
Keywords: model, process, personal qualities^physical preparedness, students, customs service, pedagogical conditions.
Специалист таможенной службы - это востребованная и популярная в России профессия. Работники таможенной службы призваны обеспечивать экономическую безопасность, общаться с различными людьми. Для получения данной специальности необходимо получить образование в профильном учреждении. К подготовке работников таможенной службы предъявляются особые требования, которые касаются личностных качеств и физической подготовленности. О развитии профессио-нальнозначимых качеств личности таможенников, профессиональной компетентности и совершенствование профессионализма отмечалось в трудах авторов [1, 4, 5, 9].
Абитуриент, который выбирает данную специальность, должен оценить свои качества, слабые и сильные стороны личности. После поступления в высшее учебное заведение, необходимо получить качественное образование, в том числе и по дисциплине «Физическая культура». Во время вступительных испытаний сдается творческий экзамен по физической культуре. Все это показывает на актуальность нашего исследования.
В своей работе мы решили разработать модель процесса формирования профессионально значимых
личностных качеств работников таможенной службы средствами физической культуры и спорта в вузе (рис. 1). Процесс моделирования помогает определить объект исследования - профессиональную подготовку будущих работников таможенной службы в вузе. Особенностями моделирования является то, что можно увидеть взаимосвязь элементов, положительные и отрицательные моменты процесса формирования качеств и скорректировать учебный процесс.
При разработке различных видов моделей большинство исследователей [2, 3] рассматривают це-леполагание, содержание и особенности, оценку результатов. Можно предположить, что в этом прослеживается связь с основными требованиями к системе подготовки в вузовской практике. В нашем исследовании модель также условно можно подразделить на три основных блока: целевой, содержательный, оценочный. Практическая ценность модели заключается в отражении основных требований, которые предъявляются к специалистам таможенной службы, содержанием образовательного стандарта по данному направлению подготовки и программами дисциплин, отвечающими за качество подготовки.
© Курасбедиани З.В., Соломченко М.А. © Kurasbediani Z.V., Solomchenko M.A.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Социальный заказ общества
Педагогические условия (организационные, педагогические, методические)
Содержание занятий по дисциплине «Физическая культура» Секционные занятия в вузе
Уровни сформированности профессионально значимых личностных качеств работников таможенной службы (высокий, средний, низкий)
Рис. 1. Модель процесса формирования профессионально значимых личностных качеств работников таможенной службы средствами физической культуры и спорта в вузе.
Целевой блок показывает необходимость постановки целей и задач в исследовании. Цель должна удовлетворять той или иной потребности. В данном случае при социальном заказе мы планируем получить специалистов таможенной службы со сформированными личностными качествами и хорошей физической подготовленностью. Цель должна быть достижимой, поэтому ее необходимо обеспечить средствами для ее осуществления - переход к содержательному блоку модели. Важное условие совершение подготовки будущих работников таможенной службы - это выработки у них определенных умений решать свои профессиональные задачи.
В содержательном блоке основным инструментом для достижения цели являются педагогические условия, которые включают «совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса» [8].
В нашей работе педагогическими условиями могут выступать: хорошая организация по дисциплине «Физическая культура»; планирование содержательной стороны занятий; проводимые физкультурно-оздоровительные мероприятия; занятия в различных спортивных секциях; подбор средств и методов физического воспитания, приемлемых для профессиональной деятельности работников таможенной службы и т. д.
Оценочный блок модели отвечает за конечный результат, он показывает уровни сформированности профессионально значимых личностных качеств работников таможенной службы.Оценка проводится с помощью тестирования личностных качеств и уровня физической подготовленности. Личностные качества оценивались по следующим характеристикам с помощью бланковых тестов: интеллект, оперативная память, концентрация внимания, стрессоустойчивость, общительность, уверенность в своих силах. [2, 5]. Оценивались личностные качества по 10-бальной шкале. В исследовании принимали участие 96 студентов (60
юношей, 36 девушек), обучающихся по направлению подготовки «Таможенное дело». Данные представлены в таблице 1.
Полученные данные в таблице 1 свидетельствуют о среднем уровне сформированности личностных качеств студентов, которые обучаются по направлению подготовки «Таможенное дело». Такие качества как оперативная память и уверенность в своих силах оказались на низком уровне.
Таблица 1.
Оценка личностных качеств будущих работников таможенной службы
№/№ Личностные качества Баллы (средний результат) Уровень сформированности
1 Интеллект 5,27 средний
2 Оперативная память 3,34 низкий
3 Концентрация внимания 6,23 средний
4 Стрессоустойчивость 4,31 средний
5 Общительность 6,72 средний
6 Уверенность в своих силах 3,56 низкий
Физическая подготовленность оценивалась по следующим тестам: бег 2000м (девушки), 3000 м (юноши); Сгибание и разгибание рук из исходного положенияу-пор лежа от скамейки (девушки), подтягивание на перекладине (юноши); тест на гибкость; метание набивного мяча весом 1 кг на дальность; прыжок в длину; челночный бег 10 х 5 м; прыжки на скакалке за 1 мин; поднимание туловища из исходного положения лежа на спине, ноги не закреплены за 1 мин. Результаты представлены в таблице 2.
Результаты, представленные в таблице 2, показывают данные тестирования, которые свидетельствуют о низком уровне физической подготовленности студентов.
Для проведения исследования были сформированы две равноценные группы студентов по 20 человек: кон-
трольная и экспериментальная. Исследование проводилось в течение одного семестра. Контрольная группа занималась по общепринятой программе по дисциплине «Физическая культура». Для экспериментальной группы была разработана программа, включающая в занятия дополнительно единоборства (различные приемы борьбы, защитные действия и т.д.), правильное питание и ведение дневников самоконтроля. Питание подбиралось для студентов в зависимости от комплекции телосложения. Рацион питания обязательно записывался в дневниках самоконтроля. Со студентами велись разъяснительные беседы о значимости питания и занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью для их будущей профессиональной деятельности. Специфика физкультурно-оздоровительной деятельности состоит в том, что молодой человек, занимаясь физическими упражнениями и поддерживая правильный распорядок дня, воздействует на свои физические и духовные качества. Единоборства помогают будущим работникам таможенной службы обрести уверенность в себе, защитить себя в сложных ситуациях профессиональной деятельности, повысить уровень физической подготовленности. При осмыслении технических приемов в единоборствах у студентов во время занятий необходимо формировать представление об этом двигательном действии [6, 7]. Для этого решаются три основные задачи: а) осмысление основ составляющих двигательного действия;б) составление определенного проекта решения двигательной задачи; в) выполнение двигательного действия, начиная от простых элементов к сложным.
Для лучшего освоения действий необходимо применять определенные методические особенности во время занятий: на начальном этапе исключить действие сбивающих факторов; оценивать психофизическое самочувствие занимающихся, чередовать нагрузку с интервалами для восстановления; не включать в занятие обучение более двум техническим приемам; взаимосвязь технического приема и уровня развития физических качеств.На занятиях в экспериментальной группе
применялись также совместные действия в группах, где осуществлялась поддержка и взаимопомощь членов группы, помощь в преодолении различных препятствий. Это помогало организовать совместные действия, развивать коммуникативные качества будущих работников таможенной службы.
В начале и конце семестра было проведено тестирование физической подготовленности студентов испытуемых групп. Данные представлены в таблице 3.
Результаты по физической подготовленности повысились в обеих группах, что свидетельствует об эффективности занятий по дисциплине «Физическая культура». В контрольной группе изменения произошли на 9,8 %, в экспериментальной группе - на 21,2 %, что свидетельствует о целесообразном подборе средств и методов для экспериментальной методики. Некоторые студенты экспериментальной группы показали результаты высокого уровня физической подготовленности.
Средства физической культуры также помогают развивать личностные качества для будущей профессиональной деятельности. Оценивались по предложенным тестам и личностные качества в испытуемых группах. Данные представлены в таблице 4.
В экспериментальной группе можно наблюдать более положительную динамикуличностных качеств будущих работников таможенной службы, чем в контрольной группе (таблица 4). Это так же свидетельствует об эффективности экспериментальной методики занятий. Особенно повысились баллы в тестах на стрес-соустойчивость и оперативную память.
Предложенная в нашем исследовании модель и экспериментальная программа для дисциплины «Физическая культура», повышающая уровень физической подготовленности и уровень сформированности профессионально значимых личностных качеств будущих работников таможенной службы, можно применять и для студентов других специальностей для формирования профессионально значимых личностных качеств.
Таблица 2.
Уровень физической подготовленности будущих работников таможенной службы
№/№ Тесты по физической подготовленности Средний результат Уровень сформированности
Юноши Девушки
1 Бег 2000 м (девушки), 3000 м (юноши) (мин) 17,1 14,2 низкий
2 Сгибание и разгибание рук из и.п. упор лежа от скамейки (девушки), подтягивание на перекладине (юноши) (кол-во раз) 5,4 6,2 низкий
3 Тест на гибкость (см) 3,2 12,9 средний
4 Метание набивного мяча весом 1 кг на дальность (м) 9,7 5,3 низкий
5 Прыжок в длину (см) 194,5 162,2 низкий
6 Челночный бег 10 х 5 м (сек) 12,2 13,8 средний
7 Прыжки на скакалке за 1 мин(кол-во раз) 90,6 87,1 средний
8 Поднимание туловища из и.п. лежа на спине, ноги не закреплены (кол-во раз) 39,3 28,2 низкий
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Таблица 3.
Динамика уровня физической подготовленности испытуемых групп
№/ № Тесты по физической подготовленности Г Р У П П А Средний результат в начале семестра Средний результат в конце семестра
Юноши Девушки Юноши Девушки
1 Бег 2000 м (девушки), 3000 м (юноши) (мин) КГ 17,3 14,2 16,8 13,6
ЭГ 17,0 14,1 15,4 12,9
2 Сгибание и разгибание рук из и.п. упор лежа от скамейки (девушки), подтягивание на перекладине (юноши) (кол-во раз) КГ 5,4 6,2 7,1 7,3
ЭГ 5,2 5,9 9,2 12,1
3 Тест на гибкость (см) КГ 3,2 12,9 5,1 13,2
ЭГ 3,1 12,3 7,4 14,5
4 Метание набивного мяча весом 1 кг на дальность (м) КГ 9,7 5,3 10,5 6,2
ЭГ 9,3 5,4 12,7 7,3
5 Прыжок в длину (см) КГ 194,5 162,2 202,6 166,8
ЭГ 193,7 159,6 207,1 170,1
6 Челночный бег 10 х 5 м (сек) КГ 12,2 13,8 11,8 13,1
ЭГ 12,3 14,1 11,2 12,9
7 Прыжки на скакалке за 1 мин(кол-во раз) КГ 90,4 87,1 100,3 89,7
ЭГ 89,9 87,4 110,4 96,9
8 Поднимание туловища из и.п. лежа на спине, ноги не закреплены (кол-во раз) КГ 39,3 28,2 40,6 32,3
ЭГ 38,1 26,7 47,5 35,8
Таблица 4.
Оценка личностных качеств будущих работников таможенной службы в процессе исследования
№/№ Личностные качества Группа Баллы (средний результат) в начале семестра Баллы (средний результат) в конце семестра
1 Интеллект КГ 5,31 5,32
ЭГ 5,26 6,24
2 Оперативная память КГ 3,32 3,45
ЭГ 3,38 6,26
3 Концентрация внимания КГ 6,21 6,23
ЭГ 5,97 6,35
4 Стрессоустойчивость КГ 4,33 4,32
ЭГ 4,32 7,34
5 Общительность КГ 6,65 6,71
ЭГ 6,71 7,23
6 Уверенность в своих силах КГ 3,56 4,12
ЭГ 3,28 5,89
Библиографический список
1. Баландин М.М. Методика повышения психологической устойчивости как профессионально-значимого качества сотрудника таможенных органов // Форум: методический сб. Вып. 9. М.: РИО РТА, 2001. С.58-60.
2. Веселков А.Ф. Отбор и оценка потенциальных возможностей руководящих кадров (резерва) // Кадровая служба и управление персоналом. 2004. N 5. С. 17.
3. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность, неопределенность // Стандарты и мониторинг. 2002. №4.С.22-26.
4. Деркач А.А., Маркова А.К. Профессиограмма государственного служащего. М.: РАГС, 1999.
5. Мишин К.А. Развитие коммуникативных технологий дознавателей структуртаможенной службы: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2007. 256 с.
6. Педро Д. Дарбин У. Дзюдо. Техника и тактика. М. Новыша. М. : изд-во «Эксмо», 2005. С. 96.
7. Харрингтон П. Дзюдо. Полное иллюстрированное руководство; пер. с англ. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2003. 400 с.
8. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. 2015. №23. С. 1020-1022. — URL https://moluch. ru/archive/103/23955/ (дата обращения: 01.02.2019).
9. Шорников Л.И. Формирование гражданственности в системе вузовской профессиональной подготовки специалистов таможенного дела: дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2009.189 с.
References
1. Balandin M.M. Methods of improving psychological stability as a professionally significant quality of customs officers / / Forum: methodical sat. Issue. 9. M.: RIO ROTA, 2001. P. 58-60.
2. VeselkovA.F. Selection and evaluation of potential possibilities of the managerial personnel (reserve) // Personnel service and personnel management. 2004. N 5. P. 17.
3. DahinAN. Pedagogical modeling: essence, efficiency, uncertainty / / Standards and monitoring. 2002. No. 4.P. 22-26.
4. Derkach A.A., MarkovaA.K. job analysis of the civil servant. M.: rags, 1999.
5. Mishin K.A. Development of communicative technologies of investigations of the structures of the customs service]. ... kand. the course of studies. sciences'. M., 2007.256 p.
6. PedroD. Darbin W. Judo. Technique and tactics. M. Novye. M.: publishing house "Eksmo", 2005. P. 96.
7. Harrington P. Judo. Complete illustrated guide to the; lane.from English. M. : fair-PRESS, 2003. 400 p.
8. Khushvakhtov A. H. the Terminology of "pedagogical conditions" // the Young scientist. 2015. No. 23. P. 1020-1022. URL https://moluch. ru/archive/103/23955/ (accessed: 01.02.2019).
9. ShornikovL. I. formation of citizenship in the system of University training of customs specialists: dis. ... kand. PED.sciences'. Nizhny Novgorod, 2009.189 p.