Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ'

ИННОВАЦИИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ВОЕННО-УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР / ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ СВЯЗЬ С ПАТРИОТИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ / ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТЫ / МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / "ЮНАРМИЯ" / "САМБЕКСКИЕ ВЫСОТЫ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головань Сергей Анатольевич

В данной статье поднимаются проблемы внедрения различных инновационных форм и методов военно-патриотического воспитания студентов в военно-учебном центре. Актуализация данной проблематики детерминирована духовно-нравственной люмпенизацией; кризисом духовности и патриотизма в молодежной среде. Автором обозначены основные задачи и описаны инновационые формы военно-патриотического воспитания студентов в ВУЦ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головань Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN THE MILITARY TRAINING CENTER

This article raises the problems of introducing various innovative forms and methods of military-patriotic education of students in the military training center. The actualization of this problem is determined by spiritual and moral lumpenization; the crisis of spirituality and patriotism among young people. The author identifies the main tasks and describes innovative forms of military-patriotic education of students at the VUC.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ»

УДК 316.4

РО! 10.23672/81797-0202-1965-8

Головань Сергей Анатольевич

кандидат философских наук, профессор,

Южный федеральный университет g8a@8fedu.ru

Sergei A. Golovan

Candidate of Philosophical Sciences, Professor,

Southern Federal University gsa@sfedu.ru

Инновации

военно-патриотического воспитания студентов в военно-учебном центре

Innovations

of military-patriotic education of students in the military training center

Аннотация. В данной статье поднимаются проблемы внедрения различных инновационных форм и методов военно-патриотического воспитания студентов в военно-учебном центре. Актуализация данной проблематики детерминирована духовно-нравственной люмпенизацией; кризисом духовности и патриотизма в молодежной среде. Автором обозначены основные задачи и описаны инновационые формы военно-патриотического воспитания студентов в ВУЦ.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, студенты, военно-учебный центр, военно-историческая реконструкция, коммуникативная связь с патриотическими объектами, интернет-проекты, музейная деятельность, «Юнармия», «Самбекские высоты».

Annotation. This article raises the problems of introducing various innovative forms and methods of military-patriotic education of students in the military training center. The actualization of this problem is determined by spiritual and moral lumpenization; the crisis of spirituality and patriotism among young people. The author identifies the main tasks and describes innovative forms of military-patriotic education of students at the VUC.

Keywords: military-patriotic education, students, military training center, military-historical reconstruction, communication with patriotic objects, Internet projects, museum activities, «Unarmia», «Sambek heights».

В XX! веке, как впрочем, и на протяжении практически всей истории существования, российское государство продолжает переживать стремительные перемены в современных социально-политических процессах и вынуждена становиться на защиту своих военно-политических интересов. И в этой связи актуализируется вопрос «сохранения духовно-нравственных ценностей, формирования патриотических качеств» и военно-патриотического воспитания студентов [1; 2]. Многие ученые подчеркивают, что в сознании современной молодежи произошел целый ряд кардинальных изменений, в числе которых: замена коллективных установок на индивидуальные; духовно-нравственная люмпенизация; кризис духовности и патриотизма в социуме; утрата способности различных социальных групп и, молодежи, в частности, ставить перед собой социально значимые цели и стремиться к их реализации [3; 4; 5].

Следует отметить, что важнейшая роль в процессе военно-патриотического воспитания студентов принадлежит военным учебным центрам (ВУЦ) России, которые представляют собой обособленное подразделение высшего учебного заведения, в рамках которого реализуются программы военной подготовки. Именно ВУЦ призван стать важным фактором, обеспечивающим решение задач развития личности студентов.

Главным ориентиром, который стоит перед российскими военными учебными центрами, является повышение качества военно-патриотического воспитания в процессе получения высшего военного образования [4].

Под военно-патриотическим воспитанием нами подразумевается целенаправленно организованный процесс в рамках военного учебного центра, н а п ра вленный на формирование и развитие личностных военно-патриотических качеств личности студента, который способен успешно выполнять свои профессиональные и гражданские обязанности, как в мирное, так и в военное время. При этом на наш взгляд, военно-патриотическое воспитание студентов - это одно из приоритетных направлений в образовательной системе ВУЦ.

По мнению таких современных исследователей, как И.Г. Милованова, И.Я. Удилова, А.М. Дорофеев, П.В. Тимченко, Р.Р. Туктаров, инновацион-ность военно-патриотического воспитания студентов заключается в том, что оно рассматривается в качестве «многоплановой, систематической, целенаправленной и скоординированной деятельности государственных учреждений», военных учебных центров и организаций по формированию у молодежи возвышенного патриотического сознания, благородного чувства верности к

своему родному Отечеству, высокой готовности к выполнению гражданского долга перед обществом, основных конституционных обязанностей по защите интересов своей страны, является одним из направлений современной государственной политики [5; 6].

В рамках данной публикации необходимо обозначить основные задачи военно-патриотического воспитания студентов в военном учебном центре:

- активная пропаганда военно-исторического прошлого России, ее героического наследия и военно-боевых традиций Вооруженных сил, а также трудового и ратного подвига русского народа по защите своей страны;

- воспитание преданности своей Родине и готовности к ее обороне, а также подготовка молодежи в условиях военных учебных центров к службе в Вооруженных силах Российской Федерации (РФ);

- привитие студентам чувства гордости и глубокого уважения и почитания символов РФ: Флага, Гимна, Герба и военно-исторических святынь Родины, а также воспитание молодых людей в духе уважения к Конституции РФ, законности, нормам общественной и коллективной жизни;

- формирование высоко духовных и морально-нравственных качеств патриотизма в сознании личности молодого человека в целях обеспечения реализации гражданского и воинского долга;

- обеспечение преемственности поколений, а также передача и приобретение студентами накопленного практического опыта в военно-патриотическом воспитании;

- обязательное привлечение студентов, обучающихся в военных учебных центрах к активному участию в различных физкультурно-спортивных мероприятиях военно-прикладного и военно-патриотического характера.

М.И. Банниковым подчеркивается, что военно-патриотическое воспитание студентов в ВУЦ происходит посредством таких методов, в числе которых присутствуют и инновационные формы и методы:

- присяга, проведение воинских ритуалов;

- встречи с ветеранами войны и участниками военных конфликтов в горячих точках;

- индивидуальные и групповые беседы;

- тематические вечера в целях информирования и проведения военно-патриотического воспитания;

- олимпиады;

- конкурсы;

- научно-практические конференции по военно-патриотической тематике [7].

Одной из инновационных форм военно-патриотического воспитания студентов является военно-историческая реконструкция [5]. Под категорией «военно-историческая реконструкция» российскими исследователями И.Г. Миловановой и И.Я. Удиловой подразумевается «воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников; движение, ставящее перед собой научные цели, использующие метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем и более глубокого изучения исследуемого вопроса» [5, с. 4].

Считается, что инновационная категория «военно-историческая реконструкция» семантически подразумевает двузначный смысл:

- во-первых, это определенная деятельность, нацеленная на восстановление разнообразных аспектов общественно-исторических событий, явлений, объектов и пр.;

- во-вторых, это восстановительная работа по сохранившимся остаткам, фрагментам, а также, имеющей место быть общественно-исторической информации внешнего вида и конструкции объекта (восстановление как теоретического, так и практического плана) посредством существующих методов гуманитарных и социально-исторической науки.

Военно-историческая реконструкция, будучи креативной, демократической и интерактивной формой военно-патриотического воспитания, имеет наибольшую важность для студенческой молодежи.

Инновационность, простота и доступность метода военно-исторической реконструкции военно-патриотического воспитания студентов в военном учебном центре заключается в том, что этот метод носит двухэтапный характер.

Так, на первом этапе - организационном, происходит набор подходящих по своим личностным свойствам участников среди студенческой молодежи; планируются действия, распределяются обязанности среди данных участников по организации военно-исторической реконструкции.

Второй же этап является основным, реализующе-исполнительным, предполагающим решение целого спектра проблемно-поисковых задач, к каковым относятся:

- работа (контент-анализ) с архивными документами, накопленными научными материалами, сбором и анализом содержания военных мемуаров очевидцев прошлых событий;

- реконструкция развития действий, а также проектирование и прогнозирование реализации военно-исторической реконструкции [5].

Еще одним инновационным способом военно-патриотического воспитания студентов в учебном центре является актуализация военно-

патриотических чувств посредством коммуникативной связи с патриотическими объектами. Д.И. Петросьяном в рамках диссертационного исследования предложена схема такого рода: молодой человек испытывает патриотическое чувство как некоторую реакцию на группу особых (военно-патриотических) объектов, в которых молодыми индивидами отражаются специфические качества, имеющие жизненно важное значение для бытия «референтного индивиду общества». Если обратиться к цитате автора, всякий военно-патриотический «коммуникативный акт, активация чувства сопричастности даже у небольшой группы соотечественников, является актом гомогенизации личных базовых абстракций в коллективный образ общности, страны, и выполняет функцию синхронизации реакций на внешний патриотический объект» [8, с. 10].

Памятуя о том, что информационное общество породило новую социальную реальность - социальные компьютерные сети, в которых дети, подростки и молодежь проводят очень много времени в сети Интернет, проходя киберсоциализа-цию [9], этот факт инициировал появление еще одной инновации - разработку ряда интернет-проектов и мероприятий для школьников и студентов, носящих военно-патриотическую направленность.

Следующей инновацией военно-патриотического воспитания студентов в ВУЦ является музейная деятельность. Так, российский исследователь Е.Н. Корчагин в своей работе показал значимость и роль музея в воспитании гражданина и патриота, причем он особое место уделил музеям воинской славы, ибо, как подчеркивает автор: «Музеи могут воссоздать исторические реалии, вызвать высокие чувства сопричастности значимым событиям минувшего времени», способствуя развитию патриотических чувств в сознании молодых людей [10, с. 3].

Говоря о музейной деятельности как обновленной формы военно-патриотического воспитания студентов в ВУЦ, уместно привести возникновение в Ростовской области такого народного военно-исторического музейного комплекса

Литература:

1. Клименко П.В. Технологии военно-патриотического воспитания студентов в военных вузов / П.В. Клименко // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016.

2. Верещагина А.В. Парадоксы толерантности и девиантное поведение молодежи / А.В. Верещагина, Н.Х. Гафиатулина, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 4. С. 32-37.

3. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье российской молодежи в условиях риска трансформирующегося общества / Н.Х. Гафиатулина // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2012. № 3(31). С. 137-142.

Великой Отечественной войны, как «Самбекские в ы соты », созданного по инициативе ветеранских и общественных организаций при поддержке губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева. Архитектурно-дизайнерское решение, благодаря гармоничному сочетанию мемориальных, музейных объектов и ланшафтно-парковой зоны, формирует особое пространство, способствующее сохранению в сознании молодых поколений памяти о войне и ее героях, и является комфортным для проведения досугового времени и отдыха [11].

Нельзя обойти стороной и такое молодежное инновационно-патриотическое движение, как «Юнармия», предполагающая занятия со школьниками. Описать и представить Юнармию можно следующим образом:

- юнармейский отряд как «первичная ячейка» движения, которая формируется в школах по всей стране под руководством учителей физической культуры или преподавателей дисциплины «Основы безопасной жизнедеятельности»;

- районный штаб, который управляет деятельностью школьных юнармейских отрядов;

- региональный штаб, который, в свою очередь, формируется при наличии достаточно большого количества юнармейских отрядов и нескольких районных организаций;

- федеральный штаб «Юнармии», руководящий всем движением в целом, управляет работой региональных и районных организаций. В то же время, штаб непосредственно подчиняется Министерству обороны РФ [12].

Таким образом, в качестве инновационных форм военно-патриотического воспитания студентов в ВУЦ в рамках данной публикации описаны следующие: военно-историческая реконструкция, коммуникативная связь с патриотическими объектами, интернет-проекты, музейная деятельность, «Юнармия», военно-исторический музейный комплекс Великой Отечественной Войны «Самбекские высоты».

Literature:

1. Klimenko P.V. Technologies of military-patriotic education of students in military universities / P.V. Klimenko // Bulletin of the Maikop State Technological University. 2016.

2. Vereshchagina A.V. Paradoxes of tolerance and deviant behavior of young people / A.V. Vereshchagina, N.Kh. Gafiatulina, S.I. Samygin // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2018. № 4. P. 32-37.

3. Gafiatulina N.Kh. Social health of Russian youth in conditions of risk of a transforming society / N.Kh. Gafiatulina // Bulletin of the Institute of History, Archeology and Ethnography. 2012. № 3(31). P. 137-142.

4. Картамышев Д.А. Специфика патриотического воспитания курсантов военно-учебного заведения как важнейшего компонента профилактики их противоправного поведения / Д.А. Картамышев // Молодой ученый. 2019. № 51. С. 341 — 343.

5. Милованова И.Г. Военно-историческая реконструкция как одна из инновационных форм военно-патриотического воспитания молодежи / И.Г. Милованова, И.Я. Удилова // Бюллетень науки и практики. 2016. № 1.

6. Дорофеев А.М. Военно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза: сущность и определение / А.М. Дорофеев, П.В. Тимченко, Р.Р. Туктаров // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 1.

7. Банников М.И. Комплекс педагогических условий патриотического воспитания курсантов в военном учебно-научном центре / М.И. Банников // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2018. Т. 10. № 3. С. 103-111.

8. Петросьян Д.И. Противоречия патриотических настроений как отражение социальных изменений : дис. ... канд. социол. наук. М., 2011. С. 10.

9. Касьянов В.В. Киберсоциализация как риско-генный фактор влияния на социальное здоровье российской молодежи в эпоху цифровых технологий / В.В. Касьянов, Н.Х. Гафиатулина, С.И. Самы-гин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 6. С. 21-26.

10. Корчагин Е.Н. Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2002.

11. URL : https://militaryarms.ru/armii-mira/yunarmi ya-novyj-patrioticheskij-proekt-shojgu

12. URL : Ь^://самбек.рф

4. Kartamyshev D.A. The specifics of patriotic education of cadets of a military educational institution as the most important component of preventing their illegal behavior / D.A. Kartamyshev // Young scientist. 2019. № 51. Р. 341-343.

5. Milovanova I.G. Military-historical reconstruction as one of the innovative forms of military-patriotic education of youth / I.G. Milovanova, I.Ya. Udilova // Bulletin of Science and practice. 2016. № 1.

6. Dorofeev A.M. Military-pathoritic education of cadets of a maritime university: the essence and definition / A.M. Dorofeev, P.V. Timchenko // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2015. № 1.

7. BannikovM.I. Complex of pedagogical conditions of patriotic education of cadets in the military educational and scientific center / M.I. Bannikov // Modern higher school: innovative aspect. 2018. Vol. 10. № 3. Р. 103-111.

8. Petrosyan D.I. Contradictions of patriotic moods as a reflection of social changes : dis. ... cand. sociol. sciences. M., 2011. P. 10.

9. Kasyanov V.V. Cyber socialization as a risk-generating factor of influence on the social health of Russian youth in the era of digital technologies / V.V. Kasyanov, N.Kh. Gafiatulina, S.I. Samygin // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2019. № 6. P. 21-26.

10. Korchagin E.N. Historical and patriotic education with the elements of the lyceum activity : dis. ... cand. of pedag. sciences. SPb., 2002.

11. URL : https://militaryarms.ru/armii-mira/yunarmi ya-novyj-patrioticheskij-proekt-shojgu

12. URL : https://caM6eK.p$

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.