Научная статья на тему 'Организационно-деятельные военно-патриотические игры - преобразующая образовательная форма воспитания современной молодежи'

Организационно-деятельные военно-патриотические игры - преобразующая образовательная форма воспитания современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНАЯ ИГРА / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеева Людмила Владимировна, Милованова Ирина Геннадьевна, Удилова Инна Яковлевна

В статье рассмотрены организационно-деятельные игры (ОДИ) как преобразующая образовательная форма воспитания, применяемая при формировании патриотизма у современной молодежи. Проанализирован процесс совместимости воспитания, образования и игры. Отмечается, что главным принципом организационно-деятельных игр является практическое действие, основанное на теоретическом знании, осмыслении и творческой производной. Формулируется предположение о преобразующем влиянии ОДИ, организуемых в рамках военно-патриотического воспитания, на психологические, ценностные и поведенческие установки личности. Раскрыты теоретические аспекты подготовки и проведения ОДИ. На примере военно-патриотической акции «Помним подвиг Урала» представлен конкретный опыт проведения ОДИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеева Людмила Владимировна, Милованова Ирина Геннадьевна, Удилова Инна Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ACTIVE MILITARY-PATRIOTIC GAMES AS TRANSFORMING EDUCATIONAL FORM OF UPBRINGING OF MODERN YOUTH

The article describes the organizational and active games as a transformative educational form of education, used in the formation of patriotism among the youth of today. The process of compatibility of upbringing, education and play is analyzed. An assumption is made about the transformative influence of organizational and active games, organized in the framework of military-patriotic education, on the psychological, value and behavioral attitudes of the individual. Theoretical aspects of the preparation and implementation of organizational and active games are revealed. On the example of the military-patriotic campaign «Remember the feat of the Urals» a concrete experience of the organizational and active games is presented.

Текст научной работы на тему «Организационно-деятельные военно-патриотические игры - преобразующая образовательная форма воспитания современной молодежи»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

DOI 10.7442/2071-9620-2017-9-2-64-70

УДК 371.134: 378.147 ББК 74.480.26

Л.В. Моисеева

(Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия) И.Г. Милованова

(Свердловская областная ассоциация бывших узников гетто и нацистских концлагерей, г. Екатеринбург, Россия) И.Я. Удилова

(Екатеринбургский центральный парк культуры и отдыха им. В.В. Маяковского, г. Екатеринбург, Россия)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНЫЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФОРМА ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье рассмотрены организационно-деятельные игры (ОДИ) как преобразующая образовательная форма воспитания, применяемая при формировании патриотизма у современноймолодежи. Проанализирован процесс совместимости воспитания, образова-нияиигры.Отмечается,чтоглавнымпринципоморганизационно-деятельныхигрявляется практическое действие, основанное на теоретическом знании, осмыслении и творческой производной. Формулируется предположение о преобразующем влиянии ОДИ, организуемых в рамках военно-патриотического воспитания, на психологические, ценностные и поведенческие установки личности. Раскрыты теоретические аспекты подготовки и проведения ОДИ. На примере военно-патриотической акции «Помним подвиг Урала» представлен конкретный опыт проведения ОДИ.

Ключевые слова: организационно-деятельная игра, пространственное проектирование, методология, преобразующая образовательная форма, историческая реконструкция, формирование патриотизма; военно-патриотические мероприятия.

L.V. Moiseeva

(Ural state pedagogical University Yekaterinburg, Russia) I.G. Milovanova

(Sverdlovsk regional Association of former prisoners of ghetto and Nazi concentration camps, Yekaterinburg, Russia) I.Ya. Udilova

(Yekaterinburg Central Park of culture and leisure Vladimir Mayakovski, Yekaterinburg, Russia)

ORGANIZATIONAL AND ACTIVE MILITARY-PATRIOTIC GAMES AS TRANSFORMING EDUCATIONAL FORM OF UPBRINGING OF MODERN YOUTH

The article describes the organizational and active games as a transformative educational form of education, used in the formation ofpatriotism among the youth of today. The process of compatibility of upbringing, education and play is analyzed.

An assumption is made about the transformative influence of organizational and active games, organized in the framework of military-patriotic education, on the psychological, value and behavioral attitudes of the individual. Theoretical aspects of the preparation and implementation of organizational and active games are revealed. On the example of the military-patriotic campaign «Remember the feat of the Urals» a concrete experience of the organizational and active games is presented.

Keywords: Organizationally-oriented game, spatial design, methodology that transforms an educational form, historical reconstruction, formation of patriotism; military-patriotic events.

Современная действительность -время серьезных и сложных изменений, связанных, с одной стороны, с глобальными процессами в экономическом пространстве, с другой - с формированием социальной и культурной среды общества. Преобразующие явления затрагивают все сферы жизни и вырабатывают новейшие механизмы взаимодействия, развития и саморазвития.

Воспитание, образование и игра -совместимы ли эти понятия? Вымышленный мир, созданный игрой, и реальность - дискуссионное поле вопросов с 60-х годов 20 века.

Первым в России применением игровых методов в педагогике стал заниматься философ и мыслитель Г.П. Щедровицкий. Созданная им систе-момыследеятельная методология стала одним из обсуждаемых в 80-е годы прошлого столетия направлением философии. Именно через призму философии на свет родился интереснейший педагогический прием: организационно-деятельные игры (ОДИ) - практический пласт методологии Г.П. Щедровицкого, «развитие мышления и игры» [9].

Научное знание не способно дать полное представление о нашей деятельности и мышлении, как и знание о деятельности, так называемое, рефлексивное, поворотное с объекта к деятельности на процесс деятельности. И только союз теоретического знания с практическим, назовем его даже техническим, открывает возможность пространственного проектирования.

В результате осмысления понятий «деятельный подход» и «деятельная точка зрения» в ходе междисциплинарных

исследований во второй половине 20 века рождается наука о мышлении и деятельности - методология как область научного знания, изучающая средства, подходы и методы, используемые в самых различных сферах деятельности.

Методологическое мышление анализирует и выстраивает системы, способные к развитию и саморазвитию, так называемую «общую схему методологической организации системно-структурных исследований» [8]. Методологические подходы на практике реализуются через организационно-деятельные игры (ОДИ) [1]. Они как раз и запускают механизмы саморазвития, решают вопросы всестороннего развития участвующей в процессе личности, являются «методом развития образования» [2]. «Центральным предметом становится взаимодействие развивающегося мышления и игры» [6; 7; 9; 10; 11].

Человек, разработавший игру, - фигура культурно очень значимая. Вот как про нее пишет Й. Хейзинга на примере софиста: «Софист являет собой ... преемника той главной фигуры архаической культурной жизни, которую мы называли поочередно пророком, шаманом, ясновидцем, чудодеем, поэтом, и которую будем и в дальнейшем именовать лучше «vates»...» [5]. Тем не менее, рождение игровых отношений еще не означает начала игры, затем следует определение объектной области, в игру вовлекаемой: что, кроме людей, будет вовлечено в игру.

Основу игры представляет проблема, т.е. такая ситуация, которая не способна быть разрешенной в поле имеющихся возможностей, в противном случае метод ОДИ не может быть применим.

*

ф ч о с; о

0

1

I

ф

' I

a. m

i- о

s о

ф и;

^ го

ф н

т s

s с

fe °

о о

s ш

§ -а

ф

0

ш

ф

_0

1

_0 ? f

£ к É §■

° э ^ 2

ГО п со ГО S Ü.

I ю го о

го со о

с; ^

£ ос

го ш

0

1

го ш о с;

го

ш

ф

ф о

03

с;

Исторические события всегда представляли объект исследования, а конкретные факты и формы деятельности подлежат постоянному анализу новых поколений. Подвиги русских солдат и офицеров, тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны детально изучаются современной молодежью. Организаторы акции «Помним подвиг Урала», посвященной 75-й годовщине с момента начала Великой Отечественной войны, прошедшей 21-22 июня 2016 г., прибегли к методу ОДИ как к наиболее эффективному способу осмысления исторических событий.

На этапе осуществления замысла -запуска тематической ОДИ первоначально создается организационный комитет, в состав которого входят представители с высокой степенью профессионализма, из различных сфер деятельности. Они представляют «мозговой центр» реализации проекта. После определения круга участников перед ними ставятся задачи по подготовке мероприятия, доводятся требования оргкомитета к формату ОДИ, при этом способы их решения предлагается определить самостоятельно, посредством изучения исторического материала и индивидуального видения ситуации, что провоцирует способность мыслить и действовать, опираясь на личностный интеллектуальный потенциал.

Первый этап игры - погружение участников в историческую ситуацию, период самоорганизации и определения собственных целей, которые должны быть дифференцированными при реализации всего проекта. Теоретическое изучение страниц исторического прошлого, переосмысление современной молодежью трагических событий героического прошлого - начальная фаза процесса военно-патриотического воспитания, способная сформировать личностное отношение к давно пережитому.

Первый этап завершается пониманием всеми участниками поставленных целей и осознанием собственных возможностей, а также составлением сценарного

плана с распределением ролей. Видение ситуации и способность прочувствовать ее в эпизодах творческого взаимодействия - результат первого этапа организационно-деятельной игры. Формируется «чистое мышление: мышление, создающее свои собственные сущности -идеальные объекты» [4; 5].

На втором этапе продолжается работа с источниками информации о выбранных объектах исследования, предпринимаются попытки претворения осмысленных сюжетов в ролевую игру. Участники фиксируют свои рефлексивные впечатления доступными имеющимися средствами. Это сложный процесс, так как далеко не все готовы к перевоплощениям. Второй этап демонстрирует погружение в исследуемый материал, проживание проблемной ситуации. Характерно, что в связи с незнанием индивидуальных особенностей каждого участника организаторы до начала игры не могут построить ее окончательную модель, а данный этап позволяет завершить первым полную разработку идейной модели, определить грань известного и неизвестного, скорректировать пути решения поставленных задач, определить дополнительные программы исследования, обеспечить реализацию проекта.

Третий этап игры - результативный.

Главный принцип ОДИ - практическое действие, основанное на теоретическом знании, осмыслении и творческой производной. Вновь рожденная мыследе-ятельность по-новому создает представление не только о действии и мышлении, но и способах коммуникации участников, готовности системно взаимодействовать в совместной работе. Алгоритм «мысль - слово - дело» - методологическое основание организационно-деятельных игр.

Научные исследования и теоретические понятия ОДИ в настоящее время еще не выстроены, хотя практика различного рода игр многообразна. Виды проектирования, подготовки, выработка механизмов игры позволяют дости-

гать нужных результатов и делать новые открытия.

Рассмотрим и проанализируем ОДИ на примере уже упомянутой военно-патриотической акции «Помним подвиг Урала», проведенной в г. Екатеринбург и Свердловской области в июне 2016 г., под названием «Реконструкция памяти 1941...2016 гг.», с использованием форм «исторической реконструкции». Под термином «историческая реконструкция», мы будем понимать воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников; движение, ставящее перед собой научные цели, использующее метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем и более глубокого изучения исследуемого вопроса [3].

Как демократичная, творческая и интерактивная форма военно-патриотического воспитания, направленная на осмысление военных эпизодов истории Отечества, историческая реконструкция приобретает особое значение для молодого поколения граждан России. Это связано с тем, что знания об исторических событиях черпаются из учебников и другой литературы, а участвуя в подготовке и воссоздании исторического эпизода, молодежь проникает в историческую действительность, сопереживание меняет понимание ею исторической правды, героизма победившего поколения. Обширный диапазон факторов привлекательности исторической реконструкции позволяет молодежи наиболее полно реализовать духовные потребности, входя в реальность прошлого и соприкасаясь с «живой историей» [3].

Подготовка к военно-патриотической акции имеет сложный многоэтапный продолжительный период. Создание организационного комитета, который берет на себя функции консультационного, информационного, руководящего, материального характера, в состав которого входят представители различных государствен-

ных, общественных, образовательных, коммерческих и иных структур, определяет начало организационной работы по воплощению идеи. Формулируются этапы подготовки к мероприятию, распределяются обязанности, утверждаются ответственные, формируются рабочие группы.

На первом этапе происходит интенсивное информационное продвижение идеи мероприятия в общество, затем определяется круг участников из представителей различных учебных заведений, творческих коллективов и других категорий граждан. На встречах, семинарах, совещаниях, презентациях организаторы знакомят общественность с форматом готовящегося мероприятия, излагают идейную концепцию и технические требования ко всем потенциальным участникам.

Ключевым событием мероприятия является День памяти и скорби - день российского гражданского общества, основная нравственная, национальная компонента страны. Современное общество с чувством глубокой благодарности в организованных различными способами акциях вспоминает о высокой цене победы над фашистскими захватчиками, подвиге русского солдата. Акция «Помним подвиг Урала», организованная в формате телемоста, соединяющего большое количество городов Свердловской области, представляет собой грандиозный, проведенный в режиме реального времени, военно-патриотический открытый урок памяти, объединяющий народы Урала в едином патриотическом порыве.

Второй этап подготовки организационно-деятельной игры подразумевает ознакомление с материалом, подобранным участниками для ролевой игры и составление сценарного плана. Большой исследовательский интерес молодежи к изучению страниц истории нашей Родины - начало процесса патриотического воспитания. Плодотворный репетиционный период подготовки к военно-патриотическому мероприятию, как и весь процесс реализации организаци-

*

ф ч

о ц

о

0

1

I

ф

' 1

2 й-

а. т

1- о

^ о

ф к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ го

ф н

т ^

^ с

°

о 0

^ т

§ &

ф

0

т

ф

1

_о £ &

? §

9 к

х §■ ^ 2

го со со ГО ^ О.

I ю го о

го m о с;

s £

ос

го ш

0

1

го ш о с;

го

ш

ф

ф о

со

онно-деятельной игры, производит большой преобразующий эффект - рождение духа патриотизма в молодых сердцах.

При большем погружении в темы военного времени, осмыслении подвига русских воинов становится понятным, что невозможно в рамках акции не показать достижения сегодняшнего дня. Рождается идея посредством телемоста соединить городские площадки и города региона, прошлое и настоящее. Экспозиционная площадка под названием «Подготовка сегодня - безопасность завтра» -это не что иное, как показ современной мощи России и Урала.

На третьем - основном этапе происходит одномоментная организационно-деятельная игра в режиме реального времени по сценарию, разработанному организаторами. Для достижения максимального эффекта от проведения игры используются интерактивные технические средства: светодиодные экраны, через которые транслируется специально созданный видеоконтент, цифровые камеры и другие средства передачи сигналов. Все используемые атрибуты и компоненты способны сделать акцию более зрелищной и впечатляющей.

В целом, крупномасштабная, грандиозная, правильно организованная организационно-деятельная игра способна произвести на ее участников неизгладимое впечатление. Творческий поиск в едином информационном пространстве, в котором соединяются прошлое и настоящее, история, культура, где успешность участников определяется не по рангам, а по интеллектуальному вкладу в содержание игры, способен оставить неизгладимый след и яркое впечатление. Морального удовлетворения от проведенной организационно-деятельной игры хватает на годы и способствует интеллектуальному развитию ее участников успешнее, чем использование других педагогических приемов и форм воспитания.

Сегодня военно-патриотическая тематика во всем многообразии ее форм вызывает большой интерес в обществе.

Военно-историческая реконструкция воссоздания начала Великой Отечественной войны в форме организационно-деятельной игры способна оказывать преобразующее военно-патриотическое воспитание современной молодежи, а как массовое зрелищное мероприятие, охватывающее все категории граждан, способна привлечь интерес к темам великого исторического прошлого России, идейно сплотить многонациональный русский народ и молодежь, в частности, в едином патриотическом порыве.

Данная форма организационно-деятельной игры позволяет участвующим лично переживать события военной истории Родины, увидеть ее особенности своими глазами, глазами потенциальных защитников Отечества. Пространство, созданное в организационно-деятельной игре, дает ее участникам возможность ощутить сопричастность к победному и трагическому прошлому нашей страны, сделать важный вывод о необходимости бережного отношения к миру на земле. Библиографический список:

1. Бакунович В.Н., Танкенов А.С. Развитие гражданско- и военно-патриотических качеств студентов - будущих организаторов ОБЖ допризывной подготовки // Образование и наука в современных условиях: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. -2016. - № 1 (6). С. 66-70.

2. Громыко Ю.В., Организационно-деятельные игры и развитие образования. - М.: Независимый Методологический Университет, 1992. - 191 с.

3. Милованова И.Г., Удилова И.Я. Военно-историческая реконструкция, как одна из инновационных форм военно-патриотического воспитания молодежи [Электронный ресурс] // Бюллетень науки и практики. - 2016. № 12 (13). С. 347-353. - Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/ milovanova-udilova

4. Попов С.В. Организационно-деятель-ностная игра - мышление в зоне риска. - М.: Сфера, 2005. - 84 с.

5. Файерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М.: Прогресс, 1986. - 543 с.

6. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М.: Прогресс, 1992. - 416 с.

7. Щедровицкий Г.П. Игра и детское общество // Дошкольное воспитание. -1964. - № 4. С. 74-78.

8. Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок. Системные исследования. Ежегодник. 1981. - М.: Наука, 1981. - 432 с.

9. Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мысле-деятельности // Нововведения в организациях. - 1983. С. 33-54.

10. Щедровицкий Г.П., Надеждина Р.Г. О двух типах отношений руководства в групповой деятельности детей // Вопросы психологии. - 1973. - № 5. С. 74-84.

11. Щедровицкий П.Г. К анализу топики организационно-деятельностных игр. - Пущино: НЦБИ, 1986. - 35 с.

Поступила 23.05.2017

Об авторах:

Моисеева Людмила Владимировна, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» (Россия, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26), доктор педагогических наук, профессор, [email protected]

Милованова Ирина Геннадьевна, куратор Региональной Общественной Органи- | зации «Свердловская областная ассоциация бывших узников гетто и нацистских кон- ч цлагерей»; независимый эксперт Регионального отделения «Союз Десантников России»; | вице-президент Информационно-Туристического центра Свердловской области, ответ- >| ственный секретарь Свердловской Региональной Общественной Организации «Обще ство «Знание - народу» (Россия, г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, д. 45), [email protected] ]

Удилова Инна Яковлевна, заместитель директора муниципального бюджетного учреждения культуры «Екатеринбургский центральный парк культуры и отдыха им. В.В. Маяковского» (Россия, г. Екатеринбург, ул. 8-е Марта, д. 8Б), кандидат педагогиче- | го ских наук, кандидат педагогических наук, [email protected]

I I

ф

S ф

2

a m

1- о

s о

ф к

Для цитирования: Моисеева Л.В., Милованова И.Г., Удилова И.Я. Организацион- <5 ^ но-деятельные военно-патриотические игры - преобразующая образовательная форма ° воспитания современной молодежи // Современная высшая школа: инновационный £ го

аспект. - 2017. - Т. 9. - № 2. С. 64-70. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-2-64-70 ф £

References: £ §

к

1. Bakunovich V.N., Tankenov A.S. Development of civil and military-patriotic qualities of ^ ig students - future organizers of the OBZH pre-conscription training // Education and science § g

X ^

in modern conditions: materials VI Intern. Scientific-practical. Conf. - 2016. - № 1 (6). I 2 P. 66-70. [in Russian]

2. Gromyko Yu.V., Organizational-active games and the development of education. Moscow,

ГО со

со ГО

s a

I Ю

го о

Ф

Nezavisimyy Metodologicheskiy Universitet, 1992. - 191 p. [in Russian] q

a с

3. Milovanova I.G., Udilova I.Ya. Military historical reconstruction, as one of the innovative forms of military-patriotic education of youth // Bulletin of science and practice. - 2016. No. 12 (13). P. 347-353. Available at: http://www.bulletennauki.com/milovanova-udilova [in Russian]

4. Popov S.V. Organizationally-activity game - thinking in the risk zone. Moscow, Sfera, 2005. - 84 p. [in Russian]

5. Fayeabend P. Selected works on the methodology of science. Moscow, Progress, 1986. -543 p. [in Russian]

6. Heisinga J. Homo ludens. In the shadow of tomorrow. Moscow, Progress, 1992. - 416 p. [in Russian]

7. Shchedrovitsky G.P. Game and children's society // Doshkol'noye vospitaniye. - 1964. -№ 4. P. 74-78. [in Russian]

8. Shchedrovitsky G.P. Principles and general scheme of the methodological organization of system - structural research and development. System research. Yearbook. 1981. Moscow, Nauka, 1981. - 432 p. [in Russian]

9. Shchedrovitsky G.P., Kotelnikov S.I. Organizational - activity game as a new form of organization and method of development of collective thought activity // Novovvedeniya v organizatsiyakh. - 1983. P.33-54. [in Russian]

10. Shchedrovitsky G.P., Nadezhdina R.G. On Two Types of Relationships of Leadership in the Group Activity of Children // Voprosy psikhologii. - 1973. - №. 5. P. 74-84. [in Russian]

11. Shchedrovitsky P.G. To the analysis of the topic of organizational and activity games. Pushchino, NTSBI, 1986. - 35 p. [in Russian]

CO m о с;

s £

ос

го m о x го m о с;

го ш ф ф о

0Q

About the authors:

Moiseeva Lyudmila Vladimirovna, Ural state pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), Professor, Doctor of Science (Pedagogics), [email protected]

Milovanova Irina Gennadievna, curator of the Regional Public Organization «Sverdlovsk regional Association of former prisoners of ghetto and Nazi concentration camps»; the independent expert of the Regional branch of «Union of Paratroopers of Russia»; Deputy President of the Tourist Information centre of the Sverdlovsk region, the Executive Secretary of the Sverdlovsk Regional Public Organization «the Society «Knowledge people» (Yekaterinburg, Russia), [email protected]

Udilova Inna Yakovlevna, Deputy Director of the municipal budgetary cultural institution, Yekaterinburg Central Park of culture and leisure Vladimir Mayakovski (Yekaterinburg, Russia), Candidate of Sciences (Pedagogics), [email protected]

For citation: Moiseeva L.V., Milovanova I.G., Udilova I.Ya. Organizational and active military-patriotic games as transforming educational form of upbringing of modern youth // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 9. - No. 2. P. 64-70. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-2-64-70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.