Благодаря совместным усилиям государственный институтов и
общественных организаций по
национальным, традиционным видам спорта было восстановлено звание «Мастер спорта России по национальным видам спорта». В последующем мы сможем увидеть из наших рядов и мастеров спорта международного класса, подобно тому, что в наших рядах уже, есть судьи международной категории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нашими совместными усилиями предприняты значительные шаги по признанию национальных видов спорта Республики Саха (Якутия) на всероссийском и международном масштабах. Следующий шаг-это выход на олимпийский уровень, который
поддерживается нашим всенародно избранным лидером - Президентом страны Владимиром Путиным.
Список литературы
1. Кузнецов А.С., Новаковский С.В., Соломахин О.Б. О целесообразности параллельного изучения атаки и защиты в греко-римской борьбе на этапе начальной подготовки. Педагогико -психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(1): 16-26. URL: http://www.journal-
science.org/ru/article/931.html. DOI:
Подана: 25.05.2018
10/14526/01_2018_279
2. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
3. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
References
1. Kuznetsov A. S., Nowakowski, S. V., Solomakhin O. B. On the feasibility of a parallel study of attack and defense in Greco-Roman wrestling at the stage of initial training. Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports. 2018; 13 (1): 16-26. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/931.html. DOI: 10/14526/01_2018_279
2. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
3. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
Ким-Кимэн Александр Николаевич - доктор юридических наук, профессор, председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия), президент, Ассоциация «Сахаада-спорт», 670000, Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Кузнецова Зинаида Михайловна - доктор педагогических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: kzm_diss@,mail. ru
DOI 10.14526/02_2018_320 УДК 371.134: 378.147
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ, ФОРМИРУЮЩИЕ КУЛЬТУРУ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
12 3
Милованова И.Г. , Моисеева Л.В. , Байназарова Т.Б.
1 Региональая Общественная Организация «Свердловская областная ассоциация бывших
узников гетто и нацистских концлагерей», Региональное отделение «Союз Десантников России» Россия, г. Екатеринбург, [email protected] 2ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Россия, г. Екатеринбург, [email protected] «Казахский женский государственный педагогический университет» Казахстан, г. Алматы, [email protected]
Аннотация. Донести факты истории, чтобы они стали примером и источником патриотических начал, возможно при использовании инновационных образовательных форм как инструментария, соответствующего разрешению проблемности социально-образовательной реальности. Применение инновационных форм патриотического воспитания способствует рождению нового опыта, является механизмом трансформации и развития сознания представителей молодого поколения, эффективным средством при преодолении кризисных этапов различного генезиса, как следствие - обретение обновленного культурного потенциала межнационального общения в молодежной среде. Материалы. Определение новых форм патриотического воспитания как способа формирования культуры межнационального общения молодых людей разных этнических групп и сообществ. Социально-методологический анализ составляющих в содержании патриотических ценностей, их изменений при использовании преобразующих педагогических форм в воспитании учащихся, способных гуманистические ориентиры использовать для идейного объединения в проводимых мероприятиях многонационального российского общества. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, анализ применения организационно-деятельностной игры как инструмента инновационного образования, проектирование, эксперимент. Методы математической статистики. Результаты. Организация и проведение военно-патриотических мероприятий с привлечением молодых людей разных национальностей демонстрирует наличие качеств патриота многонациональной России в сознании современной молодежи и наглядно подтверждает эффективность применения инновационных игровых образовательных технологий с использованием форм исторической реконструкции по формированию межнациональной культуры. Заключение. Применение игровых педагогических технологий с процессом, который отводит важную роль каждому участвующему в реализации молодому человеку, объединяющей всех патриотической идеи формирует общественное гуманистическое сознание. А многонациональный состав участников обусловливает обмен опытом и диалог представителей разных мировоззрений и культур, рождает совместное творческое мышление, дружбу между участниками.
Ключевые слова: игровые формы патриотического воспитания, культура межнационального общения, историческая реконструкция.
Для цитирования: Милованова И.Г., Моисеева Л.В., Байназарова Т.Б. Игровые технологии патриотического воспитания молодежи, формирующие культуру межнационального общения. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(2): 148-156. DOI 10.14526/02_2018_320
PLAYING TECHNOLOGIES OF PATRIOTIC UPBRINGING AMONG YOUNG PEOPLE, WHICH FORM CULTURE OF INTERNATIONAL COMMUNICATION
* 1 * 2 * 3
Milovanova I.G. , Moiseeva L. V. , Bainazarova T.B.
1Regional Public Organization "Sverdlovsk regional Association of former prisoners Of ghetto and Nazi concentration camps", Regional branch of the «Union of Paratroopers of Russia" Russia, Ekaterinburg, milig63@,mail.ru.
2
FGBOU VO "Ural state pedagogical University» Russia, Ekaterinburg, [email protected]
3 a ft
"Kazakh women's Pedagogical University " Kazakhstan, Almaty, tursinai-64@ mail.ru
Annotation. It is possible to report the facts of history, in order to make them example and the source of patriotic qualities, if innovative educational forms are used, as the instruments of solving the problem of social-educational reality. Innovative forms of patriotic upbringing use leads to new experience, is the mechanism of young generation's consciousness transformation and development, an effective means of crisis stages of different genesis overcoming and as a result new cultural potential gaining of international communication among youth. Materials. New forms of patriotic upbringing determination, as the way of international communication culture formation among young people of different ethnic groups and societies. Social-methodological analysis of the components in the content of patriotic values, their changes during the transforming pedagogical forms use in upbringing of students, who are able to use humanistic guiding lines for ideological unity in held events of multinational Russian society. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, analysis of organizational-activity-based game use as the instrument of innovative education, projection, experiment. Methods of mathematical statistics. Results. Military-patriotic events organization and realization involving young people of different nationalities demonstrates qualities of a patriot of multinational Russia in the consciousness of modern youth and proves the effectiveness of innovative playing educational technologies application using historical reconstruction forms of international culture formation. Conclusion. Playing pedagogical technologies use with the process, which pays great attention to each young person, who takes part in realization of uniting everybody patriotic idea, forms social humanistic awareness. A multinational content of the participants conditions experience exchange and the dialogue between the representatives of different world views and cultures, forms mutual creative thinking, friendship between the participants.
Keywords: playing forms of patriotic upbringing, culture of international communication, historical reconstruction.
For citations: Milovanova I.G., Moiseeva L.V., Bainazarova T.B. Playing technologies of patriotic upbringing among young people, which form culture of international communication. The Russian Journal of Physical Education and Sport (Pedagogico-Phycological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports). 2018; 13(2): 14-156. DOI 10.14526/02_2018_320
ВВЕДЕНИЕ
«Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу - над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями».
В.О. Ключевский [1].
Огромными усилиями и за многие столетия Россия сформировалась как государство, аналогов которому по размерам, составу, численности и многонациональности народов нет и, вероятно, не будет. Перед народом, создавшим уникальное государство, стоят,
прежде всего, задачи напряженной работы над собой, развитием умственных, нравственных, гражданских начал. Переселение народов как историческая данность, другие факторы - все это способствовало объединению и смешению народностей. Россия - многонациональное
государство, на территории которого проживает более 180 народностей.
Географическое местонахождение России делает особой ее роль в историческом развитии человечества. Находясь в центе материка, между Европой и Азией, Востоком и Западом, наша страна формировалась под воздействием этих различных культур. Влияние европейской цивилизации и восточной мудрости обусловило рождение могучей державы с собственной судьбой: яркой, трагичной, но всегда победной, оказывающей значительное влияние на развитие мировых процессов. Данное влияние выстраивалось многими веками исторического развития России, которая стала мостом между противоположными сторонами света, связующим в понимании разных культур. Очень часто именно Россия выступала парламентером: на Западе - как представитель Востока, на Востоке - как представитель Запада, и прочным щитом, препятствующим воинственным столкновениям двух различных миропониманий.
Сумма исторических и
геополитических факторов повлияла на формирование совершенно особого мировоззрения русского народа: чуткого переосмысления событий истории, оптимистичного и жизнеутверждающего взгляда на мировые процессы. Этнический состав народов России бесконечно меняется, так как происходят слияния малых групп людей в более крупные народности и нации, смешение национальностей в условиях совместной жизнедеятельности народов в границе одного государства. Русский народ на всем протяжении многовекового развития истории составлял основу
многонационального Российского
государства. Русская культура повлияла на развитие культур других народов, русский язык является вторым языком для многочисленных народов России.
В современном мире отношения между национальностями сложны, остры, часто нетерпимы, и это становится одной
из главных проблем нашей действительности, а в многонациональном государстве - краеугольной. Необходима четко выстроенная система получения молодежью информации об образе жизни, обычаях, традициях соседствующих народов, выработка конкретных механизмов нейтрализации
межнациональных конфликтов.
Настоящий момент развития педагогической науки и образования определяет важность возрождения и системного формирования у современной молодежи патриотических ценностей, о чем свидетельствуют научные
исследования Н.А. Белоусова, В.В. Буткевича, А.Д. Живейко, Г.К. Жукова, М.Б. Кусмарцева, В.И. Лутовинова, П.С. Нахимова, Е.А. Патрушевой [2].
Донести факты истории, чтобы они стали источником возрождения
патриотических начал и межнациональной толерантности возможно при
использовании инновационных
воспитательных форм как инструментария, соответствующего разрешению
проблемности социально-образовательной реальности. Исследовательский опыт представлен в литературных работах Ю.В.Громыко, А. П. Зинченко, Г. Р. Иваницкого, М.В. Кларина, С.И. Котельникова, Р. Г. Надеждиной, С. В. Наумова, М.К. Мамардашвили, П. Фейерабенда, И. Хейзинга, Г. П. Щедровицкого [3]. Инновационное образование способствует рождению нового опыта, является механизмом трансформации развития всех категорий граждан многонациональной России, эффективным средством при преодолении кризисных этапов различного генезиса, как следствие - обретение обновленного культурного потенциала в пространстве многонационального общения.
Значимость проблем патриотизма и патриотического воспитания
первостепенна для каждого государства и любой исторической эпохи. Особое значение приобретают эти вопросы в современном обществе, которое потрясено
военными конфликтами и противоречиями между народами. Бережно сохраняя традиции и свершения старших поколений, мы формируем условия для последовательного и планомерного движения в завтра, и в этом одна из главных задач образования как процесса, обеспечивающего воспитание молодежи в духе патриотизма и толерантности, что, в свою очередь, оказывает огромное влияние на вопросы сохранения стабильности в государстве и «мира во всем мире». Важным фактором воспитания
патриотизма у современной молодежи служит воспитание на славных примерах периода Великой Отечественной войны.
Историческая актуальность знания событий Великой Отечественной войны продиктована временем, в котором постоянно возгораются милитаристские конфликты между странами. Своей жизнью наши прадеды и деды пожертвовали ради того, чтобы мы, наша молодежь, государство могли сейчас думать о развитии мирных процессов. Патриотические ценности являются сущностью осознания единения народов не только отдельно взятой страны, но и человечества в целом.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Процессу формирования
патриотических ценностей в сознании молодежи способствуют правильно выбранные воспитательные формы, в частности, формы игровой
мыследеятельности при применении организационно-деятельностной игры как инструмента инновационного образования, при использовании которого происходит погружение молодежи в процесс познания способов мыслительной деятельности, приобретение личностных
междисциплинарных знаний-ориентиров, знаний-отношений [4]. Проектирование и конструирование информационного
пространства с применением форм реконструкции исторических событий является организационной формой патриотического воспитания. Поиск, изучение, аналитическое освоение научно-
педагогической литературы,
преобразование, интегрирование,
сравнение и обобщение имеющихся результатов и опытов, позволили определить путь и выбрать игровую технологию с использованием
практического эксперимента, в результате которого, используя метод
математического анализа, измерить изменение личностных свойств
современной молодежи, привлеченной к исследованию [5].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Общение многонациональных
народов России и Казахстана основывается на принципах терпимости, принятия и уважения, где общество объединено едиными идейными помыслами и все сферы жизнедеятельности: учеба, культура, спорт и быт - пронизаны соблюдением общечеловеческих норм и правил. Воспитание на принципах взаимопонимания, демократии,
толерантности, мира, способности к диалогу - формирование культуры межнационального общения, является основополагающим для каждого образовательного учреждения.
«Культура межнационального
общения - это сложное явление, которое включает в себя следующие структурные компоненты:
1. Знание и понимание норм гуманистической этики (честь, долг, совесть, справедливость и др.).
2. Мотивационный - большой интерес и желание познать этнические особенности жизни многих народов для свободного общения друг с другом.
3. Эмоционально-коммуникативный -взаимодеятельное соучастие, понимание и оценка жизни.
4. Поведенческий - объективность восприятия процессов жизнедеятельности и различий вероисповедания народов.
Перечисленные компоненты, в основном, определяют содержание воспитания культуры межнационального общения, включающего изучение
молодежью прав и свобод человека, получение научных знаний о нациях и народах, религиозных конфессиях и их взаимоотношениях; формирование
высокогражданственных чувств и сознания, определяющих поведение и общение между представителями различных культур. Единство
общечеловеческого и национального -сущностная основа межнациональных отношений между странами, в государстве, регионе и отдельно взятых объединениях, движущая сила развития и понимания между людьми разных вероисповеданий» [6].
Формирование культуры
межнационального общения в
современном обществе вынужденно приобретает преобразующий характер, возникают новые формы воспитания с превалирующими понятиями патриотизма, религиозной и национальной
толерантности.
Многофакторный характер
воспитательного процесса определен, с одной стороны, внешними влияниями (государство, общество, различные формы коммуникативного потребления), с другой стороны - субъектными характеристиками (семья, среда, личностные особенности и особенности восприятия обучаемого) [7]. Все факторы влияния на личность молодого человека диктуют
необходимость организации
воспитательного процесса, включающего в себя подготовку и введение личности в общество, иными словами - социализацию как гражданское становление.
«Воспитание в широком социальном смысле - воздействие на личность общества в целом. Воспитание - есть целенаправленная деятельность,
призванная формировать у детей систему качеств личности, воззрений и убеждений», - сформулировал
определение А.В. Мудрик [8]. А.С. Макаренко дал следующее определение объективного воспитательного процесса: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все:
люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». «Воспитание - планомерное и целенаправленное воздействие на поведение человека, с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих
необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду», - утверждал А.В. Петровский [9]. Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что воспитательный процесс - процесс суммарный, комплексный,
характеризующийся как «сознательно организуемое взаимодействие
воспитателей и воспитанников,
организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по постижению ими социального и духовного опыта, моральных ценностей, отношений, т.е. формирование личности как при помощи внешних воздействий, так и самовоспитание личности» [10].
«Патриотическое воспитание - это один из системообразующих компонентов воспитания, определяющих развитость мировоззренческой культуры личности. Патриотическое воспитание является сущностной основой формирования духовно-нравственной личности, его гражданственности, проявляемых в системе основополагаемых ценностей. Оно определяет целевые установки поведения граждан, направленные на служение интересам страны, готовность защитить ее, вплоть до самопожертвования» [11]. В Постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. №1493 О Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы" определены цель и задачи военно-патриотического воспитания,
способы реализации программы [12]. Главные результаты поставленных задач -«активизация и повышение интереса граждан к изучению истории Отечества, в том числе военной истории, к
историческому прошлому нашей страны, ее героическим страницам; повышение уровня сознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества».
Основные задачи патриотического воспитания современной молодежи:
• формирование качеств патриотизма в сознании молодых людей;
• понимание значения понятия «Родина», преданность служению ей;
• бережное отношение к историческому наследию государства;
• преемственность примеров героического прошлого Отечества;
• пропаганда национальных видов спорта и военно-патриотических мероприятий для участия широких молодежных масс.
Совокупность всех компонентов, применимых в процессе воспитания, неизбежно приведет к оздоровлению нации, правильным формам общения и взаимодействия всех категорий граждан многонациональной России.
Проведение мероприятий военно-патриотической направленности - одна из наиболее эффективных форм воспитания межнационального общения.
Исторический опыт Великой
Отечественной войны, в которой принимали участие представители многонационального советского народа, в том числе казахи - грандиозный пример общечеловеческой толерантности и способности единения в мыслях и поступках. К переосмыслению данных страниц истории мы неизбежно обращаемся в России и в Казахстане снова и снова, привлекая каждое последующее поколение.
Мир развивается, появляются новые образовательные технологии,
инновационные инструменты, но неизменным остается наша душевная организация, объединяющая все народы России. Приобщение к проведению военно-патриотических мероприятий
молодежи разных учебных заведений,
представителей разных национальностей, различных возрастных категорий создает возможность для интересного
межнационального общения,
укрепляющего дружбу между народами нашего Отечества. Использование новых форм организации образовательного процесса в виде ролевых и организационно-деятельностных игр,
исторических реконструкций, способно увлечь, заинтересовать молодежь, способствовать привлечению к участию в патриотических мероприятиях.
Интерактивный характер военно-патриотических мероприятий
популяризирует темы военной истории страны, делает возможным детальное изучение опыта многонационального народа России. Примером новейших форм патриотического воспитания молодежи может служить акция «Помним Подвиг Урала», организованная в г. Екатеринбурге Свердловской области, посвященная 75-й годовщине с начала Великой Отечественной войны, которая проводится в формате «Реконструкция памяти 1941.. ,2016гг». Мероприятие с привлечением студентов вузов г. Екатеринбурга и Свердловской области, учащихся средних специальных учебных заведений, школ и творческих коллективов объединяет молодежь разных возрастов в организованном творческом пространстве. Длительный по протяженности и этапный характер подготовки к акции, включающий организационный, основной, итоговый периоды, способствует появлению и пониманию чувства патриотизма, что является целью и максимальным эффектом от проведенного масштабного военно-патриотического мероприятия. В качестве приглашенных гостей выступили студенты Казахского женского государственного
педагогического университета, которые на площадке своего вуза провели серию патриотических мероприятий. Лучшие проектные игровые блоки
продемонстрированы в городе
Екатеринбурге в общей концепции
исследования. Итогом большой плодотворной работы станет дружба между участниками, которые являются представителями разных национальностей и вероисповеданий. Идея патриотизма, объединяющая молодежь в совместной организации акций и мероприятий, -интересный исследовательский опыт, полученный от творческой реализации проекта. фундамент благополучия Родины и стабильности развития российского общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение игровых
педагогических технологий с процессом, который отводит важную роль каждому участвующему в реализации молодому человеку, объединяющей всех
патриотической идеи, формирует общественное гуманистическое сознание. А многонациональный состав участников обусловливает обмен опытом и диалог представителей разных мировоззрений и культур, рождает совместное творческое мышление, дружбу между участниками. Юноши и девушки анализируют историческую правду, впитывают в себя накопленные многими поколениями знания, героический опыт, переосмысляют значение подвигов периода военного времени.
Достигнутый результат способен продемонстрировать готовность нашей современной молодежи, несмотря на национальные отличия, сплотиться перед лицом любой опасности. А приверженность к традиционным для всех народов России и Казахстана культурным, духовным, нравственным, гражданским ценностям очевидна. Объединенность в патриотических порывах - педагогическая область, где деятельность национально-культурных, общественных и религиозных организаций имеет стратегическое значение, независимо от государства, в котором находится. Патриотическая идейность имеет мировое общественное объединение, это одна из немногих тем, важная для понимания и оценки важности каждым человеком.
Список литературы
1. Ключевский В.О. Русская история. М.: Эксмо. 2007: 912.
2. Белоусова Н.А., Белоусова Т.Н. Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования. Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. М. 2004: 38-41.
3. КларинМ.В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта. Настольная книга преподавателя. Часть I. СПб: Златоуст. 2004.
4. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс 1992.
5. Файерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс. 1986.
6. Солодова Г.Г. Цель и сущность процесса воспитания: Учебное пособие по курсу "Общая и возрастная педагогика". Часть 4. Кемерово: Кузбасвузиздат. 2003: 128.
7. Милованова И.Г. Сущностные аспекты патриотического воспитания молодежи, Актуальные проблемы и инновации в обеспечении безопасности. Материалы Дней науки (6-9 декабря 2016 г.) в 2-х частях. Екатеринбург: Уральский институт ГПСМЧС России, Ч. 2017: 115.
8. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2004: 304.
9. Петровский А.В. Общая психология. М. 1976: 393.
10. Кузьмина Е.О. Воспитательный процесс и роль педагога в его организации. Молодой ученый. 2009; 2: 285-288.
11. Теория и методика воспитания. URL: https://ur-consul.ru/Bibli/Tveoriva-i-mvetodika-vospitaniva-konspvekt-lvektsivi.76.html.
12. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" (с изменениями и дополнениями).
13. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
14. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
References
1. Kliuchevsky V.O. Russkaya istoriya [Russian history]. Moscow: Eksmo. 2007: 912.
2. Belousova N.A., Belousova T.N. Patriotic education of students as a problem of pedagogical education. Patrioticheskoe vospitanie: istoriya I sovremennost'. Sbornik nauchnyh statej [Patriotic
education: history and modernity: Sat. sci. Art]. M. 2004: 38-41.
3. Clarin M.V. Interaktivnoe obuchenie instrument osvoeniya novogo opyta [Interactive learning tool to learn new experiences]. Part I. St. Petersburg: Chrysostom. 2004.
4. Heysinga J. Homo lidens. V teni zavtrashnego dnya [Homo ludens. In the shadow of tomorrow]. M.: Progress. 1992.
5. Fayerabend P. Izbrannye Trudy po metodologii nauki [Selected works on the methodology of science]. M.: Progress. 1986.
6. Solodova G.G. Cel' I suchnost' processa vospitaniya: Uchebnoe posobie po kursu "Obchaya I vosrastnaya pedagogika " [The purpose and essence of the process of education: A manual on the course "General and age pedagogy." Part 4]. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat. 2003: 128.
7. Milovanova I.G. Essential aspects of patriotic education of youth, Actual problems and innovations in ensuring security. Materialy dnej nauki (6 -9 dekabrya 2016g.) v 2-h chastyah [Materials of the Days of Science (December 6-9, 2016) in 2 parts]. Part 2. Ekaterinburg: Ural Institute of the State Fire Service of Russia. 2017: 115.
8. Mudrik A.V. Socializaciya cheloveka: Uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij [Socialization Rights: Proc. allowance for
Подано: 12.05.2018
stud. supreme. training. Institutions]. Moscow: Publishing Center "Academy". 2004: 304.
9. Petrovsky A.V. Obchaya psihologiya [General psychology]. M. 1976: 393.
10. Kuzmina E.O. The educational process and the role of the teacher in his organization. Molodoj uchenyj. 2009; 2: 285-288 [In Russ.].
11. URL: /http: https://ur-consul.ru/Bibli/Tyeoriya-i-myetodika-vospitaniya-konspyekt-lyektsiyi.76.html.
12. Decree of the of December 30, 2015 N 1493 Russian Federation Government "On the state program «Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020 years» (with changes and additions)
13. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In
Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
14. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
Милованова Ирина Геннадьевна - куратор Региональной Общественной Организации «Свердловская областная ассоциация бывших узников гетто и нацистских концлагерей», независимый эксперт Регионального отделения «Союз Десантников России», 620000, Россия, г. Екатеринбург, e-mail: milig63@ mail.ru
Моисеева Людмила Владимировна - доктор педагогических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет», 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, дом 26, e-mail: [email protected]
Байназарова Турсынбай Бейсембековна - кандидат педагогических наук, и.о. ассоциированный профессор, член-корреспондент МанПО, «Казахский женский государственный педагогический университет», Казахстан, г. Алматы, e-mail: [email protected]
DOI 10.14526/02_2018_321 УДК 796.4, 373.1
СОДЕРЖАНИЕ ГИМНАСТИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Михайлова Э.И.1, Михайлов Н.Г.1, Деревлёва Е.Б.1, Каймин М.А.1, Кудрявцева О.В.1
1 Педагогический институт физической культуры и спорта ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»