Научная статья на тему 'Анализ государственной образовательной политики по военно-патриотическому воспитанию молодёжи в Воронежской области'

Анализ государственной образовательной политики по военно-патриотическому воспитанию молодёжи в Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / "ЮНАРМИЯ" / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королев Андрей Сергеевич, Севрюков Сергей Тихонович

В данной статье рассматриваются основные положения и перспективы современной государственной образовательной политики по вопросам военно-патриотического воспитания молодёжи. Региональная программа реализуется на основе знаний, накопленного опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование патриотического сознания. Программа ориентирована на все социальные слои населения и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королев Андрей Сергеевич, Севрюков Сергей Тихонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of state educational policy on military-patriotic education of youth in Voronezh region

This article discusses the basic provisions and prospects of the modern state educational policy on military-patriotic education of youth. The regional program is implemented on the basis of knowledge, the accumulated experience and traditions of patriotic education of citizens considering importance of ensuring the civil identity, the continuity of the educational process directed to formation of patriotic consciousness. The program is focused on all social groups of the population and age groups of citizens at preservation of the priority of patriotic education of children and youth.

Текст научной работы на тему «Анализ государственной образовательной политики по военно-патриотическому воспитанию молодёжи в Воронежской области»

12. "Digital School" will change the role of teachers in educational organizations (2018), available at: https://минобрнауки.рф/пресс-центр/12933.

13. E-Rate and Education, available at: https://www.fcc.gov/general/e-rate-and-education-history.

14. Impact of Information Technology on Education, available at: http://www.eduroute.info/Im-pact_of_Information_Technology_on_Education.aspx.

15. Trucano, M., "Expanding the conversation in education around 'access' to the Internet", available at: http://blogs.worldbank.org/edutech/expanding-internet-access-debate-education.

Контактная информация: kolykhmatov@loiro.ru

Статья поступила в редакцию 24.09.2018

УДК 378.147

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЁЖИ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Андрей Сергеевич Королев, преподаватель, Сергей Тихонович Севрюков, преподаватель, Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ)

Аннотация

В данной статье рассматриваются основные положения и перспективы современной государственной образовательной политики по вопросам военно-патриотического воспитания молодёжи. Региональная программа реализуется на основе знаний, накопленного опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование патриотического сознания. Программа ориентирована на все социальные слои населения и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.

Ключевые слова: государственная образовательная политика, военно-патриотическое воспитание, «Юнармия», молодежь.

ANALYSIS OF STATE EDUCATIONAL POLICY ON MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH IN VORONEZH REGION

Andrey Sergeevich Korolev, the teacher, Sergey Tikhonovich Sevryukov, the teacher, Voronezh State Pedagogical University

Annotation

This article discusses the basic provisions and prospects of the modern state educational policy on military-patriotic education of youth. The regional program is implemented on the basis of knowledge, the accumulated experience and traditions of patriotic education of citizens considering importance of ensuring the civil identity, the continuity of the educational process directed to formation of patriotic consciousness. The program is focused on all social groups of the population and age groups of citizens at preservation of the priority of patriotic education of children and youth.

Keywords: state educational policy, military-patriotic education, "Unarmia", youth.

ВВЕДЕНИЕ

В Воронежской области патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан является приоритетной и неотъемлемой частью деятельности органов государственной власти в тесном взаимодействии с общественными объединениями и гражданами.

Мы считаем, что патриотическое воспитание - это многогранный процесс, в которой вовлечены: семья, образования, религия, общественные организации, спорт, культура, но большую часть задач по формированию гражданской позиции, а вследствие патриотизма молодежи решают образовательные учреждения.

Следовательно, можно предположить, что военно-патриотическое воспитание является важной частью государственной политики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ литературных источников показал, что военно-патриотическое воспитание молодёжи осуществляется в рамках государственной образовательной политики во многих государствах. «На высоком уровне была развита система военно-патриотического воспитания в СССР, при этом, необходимо отметить, что военно-патриотическое воспитание в Советском Союзе было построено на основе коммунистической идеологии. В России в период 90-х годов XX века государственная политика в области военно-патриотического воспитания молодёжи полностью отсутствовала. Как следствие, в период 90-х годов XX века наблюдался крайне низкий престиж службы в силовых структурах (прежде всего, в вооружённых силах) и катастрофическая ситуация с призывом в армию. Таким образом, ставились под угрозу государственный суверенитет и целостность страны. В этот период военно-патриотическое воспитание осуществлялось по автономной инициативе некоторых образовательных учреждений и ветеранских организаций. Восстановление работы по военно-патриотическому воспитанию в рамках государственной образовательной политики в России произошло в начале XXI века» [Цит. по: 1, с. 1].

В конце 2015 г. правительством России была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Мы полагаем, что хороший результат в формировании патриотизма у граждан может быть обеспечен в том случае, если работа по её формированию начнется с учащимися школ, начиная с младших классов. По окончанию сроков реализации программы в регионе предполагается решить следующие задачи:

- рост количества специалистов в области патриотического воспитания молодежи, что даст импульс дальнейшему развитию данного направления в регионе;

- рост образовательных и общественных организаций всех типов принимающих участие в реализации программ, направленных на патриотическое воспитание;

- рост количества патриотических объединений, клубов, военно-патриотических музеев, центров, волонтерских организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Воронежской области;

- рост доли граждан, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

В плане региональной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Воронежской области, на 2016 - 2020 годы» предложены, как новые, так и традиционные мероприятия, и события для нашей области. Перечислим некоторые из них:

Областной смотр школьных музеев и экспозиций, областной конкурс юных чтецов «Живая классика», областной конкурс патриотической песни «Красная гвоздика», областной конкурс - слет отрядов «Пост № 1», областные соревнования по спортивному туризму на пешеходных дистанциях среди обучающихся и региональный слет - соревнование «Школа безопасности», областной лагерь детского археологического движения «Возвращение к истокам», областной конкурс творческих работ «Символы России и Воронежского края», областная военно-спортивная игра «Победа».

Эффективной формой патриотического воспитания в регионе является деятельность школьных музеев. На сегодняшний день в Воронежской области действуют 320 школьных музеев, из них 213 музеев содержат разделы о Великой Отечественной войне, 54 музея боевой славы и 53 музея иного профиля: краеведческого, литературного, исторического. Важное место в системе образования региона занимает кадетское образование. На территории Воронежской области обучается порядка 800 кадетов, а так же открыты кадетские классы, в которых обучаются 539 подростков по образовательным программам

различных направленностей: авиационной, пожарной, спасательной, казачьей.

В 2015 году в Воронеже открылась первая в России кадетская школа авиаинженеров на базе ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».

1 сентября 2016, на основании указа Президента России, начало работу Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое движение «Юнармия».

Движение «Юнармия», на сегодняшний день, представлено в 85 субъектах Российской Федерации, численность организации более 230 тысяч человек.

Анализ планов работы «Юнармейских» организаций, показывает, что движение развивается и осуществляет свою деятельность по четырем направлениям:

- духовно-нравственное направление;

- социальное направление;

- спортивное направление;

- интеллектуальное направление.

Анализируя работу и планы деятельности движения «Юнармия», можно прийти к выводу, что поставленные задачи решаются такими средствами, как:

- организация летних военно-спортивных лагерей и военно-спортивных соревнований;

- проведение вахт памяти и уроков мужества;

- волонтерская деятельность;

- исторические реконструкции.

В Воронежской области региональное отделение Всероссийского детско- юношеского военно-патриотического движения «Юнармия» очень активно развивается. На сегодняшний день, в движение вступило около 1200 воронежских школьников. Координацию и планирование деятельности движения «Юнармия» осуществляет государственное бюджетное учреждение Воронежской области «Областной центр развития дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи».

Некоторые политики и историки проводят параллель между юнармейцами и юными защитниками Родины времён Великой Отечественной войны. «По данным Межрегионального (Российского) союза юных участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, порядка 300 тысяч несовершеннолетних ребят добровольно взяли в руки оружие, и ушли на фронт - защищать Родину. Они геройски сражались на всех фронтах, во всех родах войск, награждены большим количеством боевых наград, есть среди них и Герои Советского Союза. Порядка 50 тысяч юных защитников Родины навсегда остались на полях сражений» [ Цит. по: 1, с. 4].

ВЫВОДЫ

Региональная программа реализуется на основе знаний, накопленного опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование патриотического сознания. Программа ориентирована на все социальные слои населения и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гранкин, В.Е. Анализ государственной образовательной политики по военно-патриотическому воспитанию молодежи на примере движения «Юнармия» / В.Е. Гранкин // Политика, экономика и инновации. - 2017. - № 5 (15). - С. 1-4.

REFERENCES

1. Grankin V. E. (2017), "Analysis of the state educational policy on the military-patriotic education of youth on the example of the movement "Unarmia", Politics, economics and innovations, Vol. 15, No. 5, pp. 1-4.

Контактная информация: kudra88@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.09.2018

УДК 612.776.1

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ВОЗДЕЙСТВИЯ БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ

КОМПОНЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ ПРИ НАПРЯЖЕННОЙ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игорь Альлерович Криволапчук, доктор биологических наук, заведующий лабораторией, Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, доцент, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва

Аннотация

Результаты исследования свидетельствуют о том, что функциональное состояние (ФС) мальчиков-подростков 13-14 лет в условиях напряженной когнитивной деятельности в значительной степени зависит от совместного влияния биоэнергетических компонентов физической работоспособности. Установлено, что взаимодействие аэробных, анаэробных гликолитических и анаэробных алактатных способностей положительно сказывается на динамике показателей вегетативного обеспечения и эффективности когнитивной деятельности, способствует улучшению настроения и снижению интенсивности переживания социального стресса.

Ключевые слова: физическая работоспособность, познавательная деятельность, функциональное состояние, аэробные и анаэробные возможности, синергетический эффект, половое созревание.

SYNERGISTIC EFFECT OF INFLUENCE OF BIOENERGETIC COMPONENTS OF PHYSICAL STATE ON SCHOOL-ADOLESCENTS FUNCTIONAL STATE UNDER INTENSIVE COGNITIVE ACTIVITY

Igor Allerovich Krivolapch.uk, the doctor of biological sciences, head of laboratory, Maria Borisovna Chernova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education, Moscow

Annotation

The research results show that the functional state (FS) of 13-14 aged boy-adolescents under conditions of the intensive cognitive activity to a great degree depends on the cooperative effect of bioenergetics components of the physical working capability. It has been stated out that the influence of aerobic, anaerobic glicolitic and anaerobic alactic capabilities have a positive effect to the dynamic of indexes of vegetative supply and effectiveness of cognitive activity, facilitates mood enhancement and decrease experiencing the intensity of social stress.

Keywords: physical working capability, cognitive activity, functional state, aerobic and anaerobic capabilities, synergetic effect, puberty.

Одним из действенных средств решения проблемы оптимизации функционального состояния (ФС) подростков в условиях напряженной учебной деятельности, улучшения их адаптации к современной образовательной среде, является направленное улучшение в процессе занятий по физическому воспитанию тех показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности, которые оказывают влияние на устойчивость организма к высоким когнитивным нагрузкам. Имеются исследования, свидетельствующие о том, что отмечаемые при стрессе и напряженной познавательной деятельности изменения ФС во многом зависят от уровня развития аэробных и анаэробных компонентов физической работоспособности как взрослых [25, 20, 12, 11, 22, 18, 17 и др.], так и детей разного возраста [23, 15, 16, 1, 24, 19, 21, 13, 10]. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в доступной нам литературе нет данных о совместном воздействии аэробных, анаэробных глико-литических и анаэробных алактатных возможностей организма на ФС человека в условиях напряженной когнитивной деятельности. В отечественной и мировой науке вопрос об

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.