Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ КАФЕДР'

К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ КАФЕДР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-КУРСАНТЫ / ВОЕННАЯ КАФЕДРА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ВОЕННО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифорова Ольга Николаевна, Маркин Эдуард Васильевич, Хотеева Марина Викторовна, Поскрякова Екатерина Олеговна

В статье рассматривается актуальная проблема совершенствования учебного процесса в части профессионально-прикладной физической подготовки студентов-курсантов военных кафедр (военных учебных центров). На основе проведенного опроса преподавателей кафедры физического воспитания и военного учебного центра были выявлены основные двигательные тесты, которые могут использоваться при контроле за уровнем специальной подготовленности студентов-курсантов. Были определены значимые средства физической культуры и спорта оказывающие эффективное влияние на повышения профессионально-прикладной физической подготовленности к воинской службе. Исследование проводилось с использованием педагогического тестирования, включающего военизированную полосу препятствий, для оценки уровня физической и военной подготовленности. Результаты позволили установить, что в программу по дисциплинам физической культуры для студентов-курсантов военных кафедр нужно включать больше прикладных видов спорта таких, как рукопашный бой, различные виды единоборств, пулевую стрельбу, альпинизм, спортивное ориентирование, туризм, биатлон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никифорова Ольга Николаевна, Маркин Эдуард Васильевич, Хотеева Марина Викторовна, Поскрякова Екатерина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF IMPROVING THE MILITARY-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF MILITARY DEPARTMENTS

The article deals with the actual problem of improving the educational process in terms of professionally applied physical training of cadet students of military departments (military training centers). Based on the conducted survey of teachers of the Department of Physical Education and the military training center, the main motor tests were identified that can be used to monitor the level of special preparedness of cadet students. Significant means of physical culture and sports have been identified that have an effective impact on improving professional and applied physical fitness for military service. The study was conducted using pedagogical testing, including a paramilitary obstacle course, to assess the level of physical and military readiness. The results allowed us to establish that more applied sports such as hand-to-hand combat, various types of martial arts, bullet shooting, mountaineering, orienteering, tourism, biathlon should be included in the program of physical education disciplines for cadet students of military departments.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ КАФЕДР»

УДК 378.147

К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ КАФЕДР

Ольга Николаевна Никифорова, кандидат педагогических наук, доцент, Эдуард Васильевич Маркин, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Викторовна Хотеева, старший преподаватель, Екатерина Олеговна Поскрякова, студентка, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема совершенствования учебного процесса в части профессионально-прикладной физической подготовки студентов-курсантов военных кафедр (военных учебных центров). На основе проведенного опроса преподавателей кафедры физического воспитания и военного учебного центра были выявлены основные двигательные тесты, которые могут использоваться при контроле за уровнем специальной подготовленности студентов-курсантов. Были определены значимые средства физической культуры и спорта оказывающие эффективное влияние на повышения профессионально-прикладной физической подготовленности к воинской службе. Исследование проводилось с использованием педагогического тестирования, включающего военизированную полосу препятствий, для оценки уровня физической и военной подготовленности. Результаты позволили установить, что в программу по дисциплинам физической культуры для студентов-курсантов военных кафедр нужно включать больше прикладных видов спорта таких, как рукопашный бой, различные виды единоборств, пулевую стрельбу, альпинизм, спортивное ориентирование, туризм, биатлон.

Ключевые слова: студенты-курсанты, военная кафедра, педагогическое тестирование, военно-прикладная физическая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p295-299

ON THE ISSUE OF IMPROVING THE MILITARY-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF MILITARY DEPARTMENTS

Olga Nikolaevna Nikiforova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Eduard Vasi-lyevich Markin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Marina Viktorovna Khoteeva, the senior teacher, Ekaterina Olegovna Poskryakova, the student, Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy

Abstract

The article deals with the actual problem of improving the educational process in terms of professionally applied physical training of cadet students of military departments (military training centers). Based on the conducted survey of teachers of the Department of Physical Education and the military training center, the main motor tests were identified that can be used to monitor the level of special preparedness of cadet students. Significant means of physical culture and sports have been identified that have an effective impact on improving professional and applied physical fitness for military service. The study was conducted using pedagogical testing, including a paramilitary obstacle course, to assess the level of physical and military readiness. The results allowed us to establish that more applied sports such as hand-to-hand combat, various types of martial arts, bullet shooting, mountaineering, orienteering, tourism, biathlon should be included in the program of physical education disciplines for cadet students of military departments.

Keywords: cadet students, military department, pedagogical testing, military-applied physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая подготовка - самый важный приоритет, которому в любой армии страны уделяется особое внимание. Для студентов университетов подготовка к службе в рядах вооруженных сил осуществляется в результате освоения дисциплины «физическая

культура», одним из разделов которой является профессионально-прикладная физическая подготовка. Как известно профессионально-прикладная физическая подготовка направлена на воспитание физических и связанных с ними психических качеств личности, а также формирование двигательных умений и навыков применительно к конкретным особенностям трудовой и военной деятельностей [6]. В тоже время подготовка студенческой молодежи к военной службе в вузах России осуществляется военными кафедрами (военными учебными центрами) в течение двух лет.

В учебном процессе профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов, одновременно обучающихся в военных учебных центрах, рассматривается как единый процесс развития физических качеств и овладения специальными навыками военной подготовки [3, 4, 5]. Эффективность военно-прикладной физической подготовки студентов, обучающихся в военных учебных центрах, обеспечивается путем сдачи контрольных нормативов. Систематический педагогический контроль уровня физической и военной подготовленности студентов-курсантов позволяет своевременно корректировать степень физической нагрузки и тем самым повышать итоговые результаты контрольных нормативов. Управляемость процессом физической подготовки студентов-курсантов военных учебных центров должна опираться на объективные результаты измерений. Только в этом случае педагогический контроль будет высокоэффективным [1, 2, 7].

В связи с вышеизложенным можно утверждать, что решение проблемы совершенствования учебного процесса военно-прикладной физической подготовленности студентов-курсантов военных кафедр приобретает актуальное значение.

Цель исследования - выявление возможностей совершенствования учебного процесса и поиска объективных тестов оценки уровня военно-прикладной физической подготовки студентов.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретические и экспериментальные исследования проводились в течение 20192021 гг. на базе аграрного вуза на кафедре физической культуры и военной кафедре (военном учебном центре).Программа исследования включала: опрос преподавателей военной кафедры и кафедры физической культуры, а также определение уровня физической и военно-прикладной подготовленности в процессе педагогического тестирования, обработку и анализ полученных результатов.

В естественных условиях был проведен сравнительный анализ показателей уровня физической подготовленности студентов, занимающихся специальной военной подготовкой в течение двух лет на втором и третьем курсах по результатам ежегодного педагогического тестирования, включая прохождение военизированной полосы препятствий.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведённого опроса 27 преподавателей военного учебного центра и кафедры физической культуры были определены основные двигательные тесты, которые могут использоваться при контроле уровня физической и военно-прикладной подготовленности студентов-курсантов. Результатами опроса стало распределение тестов, характеризующих специальную подготовку к службе в вооруженных силах на следующие группы: специальные военно-прикладные (48%); стандартные, используемые в учебном процессе (28%); психологические, характеризующие психические состояния и свойства личности (24%) (таблица 1). Основными требованиями к используемым тестам преподаватели выделили их естественность и доступность, надежность и информативность. Группа психологических тестов была выделена преподавателями военной кафедры, как характеризующих свойства личности, необходимых во время экстремальных (боевых) условиях. Следует отметить, что проведение психологических тестов требует присутствия специалиста-психолога.

Таблица 1 - Основные тесты специальной физической и военно-прикладной подготовленной_

Группы тестов

Психологические, характеризующие

Специальные военно-прикладные Стандартные психические состояния и свойства личности

48% 28% 24%

Содержание теста

Военизированная полоса препят- Бег 100 м, Опросник Айзенка - шкала уровня

ствии Бег 3000 м, нейротнзма

Подтягивание на перекладине, раз Опросник Тейлора - шкала прояв-

Прыжок в длину с места, м ления тревоги

Методические указания

Показать максимальный результат Показать максимальный результат Откровенность ответов

Кроме того, в результате опроса были установлены значимые средства физической культуры и спорта для повышения эффективности военно-прикладной физической подготовленности студентов-курсантов военных кафедр, которые представлены в таблица 2.

Таблица 2 - Средства физической культуры и спорта формирования специальной военно-прикладной физической подготовки (п=27)_

Средства

36% 28% 26% 10%

Единоборства, рукопашный бой, биатлон, пулевая стрельба, альпинизм, спортивное ориентирование и др. Туризм (пешеходный, лыжный, горный) Учебные занятия по физической культуре и спорту Военная и строевая подготовка

Физические качества

Общая и специальная выносливость, специальная сила, координационные способности Общая выносливость, сила, координационные способности, быстрота Общая и специальная выносливость, сила, координационные способности, быстрота, гибкость Общая выносливость, сила, координационные способности, быстрота

Психологические качества

Целеустремленность, решительность, внимательность, терпение, тактическое мышление, образная память Взаимовыручка, готовность к перенесению трудностей воля, смелость и т.д. Терпение, воля к победе, коллективизм, умение быстро принимать решение, стремление к победе, дисциплинированность Долг, честь, ответственность, патриотизм, воля, смелость и т.д.

В состав профессионально-прикладной физической подготовки студентов-курсантов военных учебных центров входили средства физической культуры из таблицы 2 и применялись на следующих этапах подготовки: общефизическом, военно-прикладном, психологическом (психической готовности к воинской службе, готовности к действиям в экстремальных условиях).

Для оценки эффективности применяемых средств развития ППФП был проведен сравнительный анализ физических качеств и военно-прикладных умений и навыков у студентов, занимающихся специальной военной подготовкой, по результатам ежегодного педагогического тестирования, включая прохождение военизированной полосы препятствий, в начале и конце учебного года. В военизированную полосу препятствий вошли: сборка автомата, бег в костюме специальной химической защиты, парный бег с носилками, стрельба в цель из положения «лежа», бег 100 м, броски в цель, парный бег при перемещении больших отягощений (колесо от грузовой машины).

Анализ усредненных показателей выполнения четырёх тестов - физических и военно-прикладных упражнений, а также динамика прироста изучаемых показателей представлена в таблице 3. Проведенный сравнительный анализ уровня физической и военно-прикладной подготовленности студентов-курсантов военной кафедры показал, что за один год обучения улучшились показатели быстроты в беге на 100 м у юношей второго

курса на 1,4 с, выносливости в беге на 3000 м на 1,06 мин, силы в подтягивании на перекладине на 1,4 раз, быстроты прохождения военизированной полосы препятствий на 9,5 с.

Таблица 3 - Показатели тестирования студентов военной кафедры - будущих сержантов и офицеров за период исследований___

Педагогические тесты Курсанты 2-ого курса (n=12) А Курсанты 3-его курса (n=12) А P

I II I II

Бег на 100 м, с 14,4±0,59 13,0±0,32 1,4 14,7±0,22 13,7±0,52 1,0 >0,05

Бег на 3000 м, мин 12,42±1,23 11,36±1,43 1,06 12,46±1,26 12,04±1,69 0,42 >0,05

Подтягивание, раз 15,6±2,29 17,0±2,26 1,4 14,8±3,15 16,4±3,41 1,6 <0,01

Бег с преодолением полосы препятствий 400 м, с 146,30±3,71 136,8±3,86 9,5 146,1±4,04 143,4±3,87 2,7 <0,05

Примечание: I - начало учебного года; II - конец учебного года.

Улучшения были у студентов-курсантов военных кафедр третьего курса, но они были меньше, кроме подтягиваний на перекладине. Так, показатели быстроты в беге на 100 м у юношей третьего курса улучшились на 1,0 с, выносливости в беге на 3000 м на 0,4 мин, силы в подтягивании на перекладине на 1,6 раз, быстроты прохождения военизированной полосы препятствий на 2,7 с. Из полученных данных следует, что более высоким уровнем военно-прикладной физической подготовленности соответствовали студенты-курсанты второго курса, а у студентов-курсантов третьего курса наблюдалось снижение показателей физической подготовленности.

ВЫВОДЫ

Полученные результаты исследований показали, что общий прирост показателей физической и военно-прикладной подготовленности у юношей второго курса за учебный год составил 8,8% (р<0,05), у юношей третьего курса 5,7% (р<0,05). Снижение показателей физической подготовленности у студентов третьего курса подтверждает необходимость совершенствования форм и содержания учебного процесса по разделу военно-прикладной физической подготовки студентов-курсантов военных учебных центров.

Совершенствование учебного процесса в части военно-прикладной физической подготовленности может осуществляться в результате включения в программу по дисциплинам физической культуры больше прикладных видов спорта таких, как рукопашный бой, различные виды единоборств, пулевая стрельба, альпинизм, спортивное ориентирование, туризм, биатлон.

ЛИТЕРАТУРА

1. О концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р // КонсультантПлюс [справочно-поисковая система]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97419/ (дата обращения 18.03.2022).

2. Маркин Э.В. Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов аграрных вузов / Э.В. Маркин, А.С. Парфенов // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 9. - С. 34-37.

3. Никифорова О.Н. Особенности физической и военно-патриотической подготовки студентов в процессе обучения / О.Н. Никифорова, М.В. Хотеева, Г.А. Чернобров // Сборник трудов, приуроченных к 74-й Всероссийской студенческой научно-практической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения П.А. Ильенкова. - Москва: РГАУ - МСХА имени К. А. Тимирязева, 2021. - С. 97-100.

4. Николаев В.В. Средства и методы формирования готовности курсантов образовательных учреждений к занятиям физической подготовкой: дис. ... канд. пед. наук / Николаев Валерий Владимирович. - Ярославль, 2010. - 181 с.

5. Радченко Д.Г. Формирования военно-прикладной физической готовности студентов в процессе физического воспитания вуза : дис. канд. пед. наук / Радченко Дмитрий Геннадьевич. -

Тула, 2014. - 154 с.

6. Трапезников С.А. О состоянии физической подготовленности выпускников высших учебных заведений российской федерации с учетом требований военной безопасности страны / С.А. Трапезников, Г.А. Шашкин // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 1. - С. 45-49.

REFERENCES

1. Government of the Russian Federation (2010), "On the concept of the federal system of training citizens of the Russian Federation for military service for the period up to 2030", Order of 03/02/2010 No. 134-r, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97419/ (date of accessed 18.03.2022).

2. Markin, E.V. and Parfenov, A.S. (2013), "Pedagogical foundations of professionally applied physical training of students of agricultural universities", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 34-37.

3. Nikiforova, O.N., Khoteeva, M.V. and Chernobrov, G.A. (2021) "Military-applied physical training as a means of improving the physical and moral-volitional preparedness of students of an agrarian university", Collection of works dedicated to the 74th All-Russian Student Scientific and Practical Conference dedicated to the 200th anniversary of the birth ofP.A. Ilyenkov. Moscow: RGAU-MSHA named after K. A. Timiryazev, Moscow, pp. 97-100.

4. Nikolaev, V.V. (2010), Means and methods offormation of readiness of cadets of educational institutions for physical training, dissertation, Yaroslavl.

5. Radchenko, D.G. (2014), Formation of military-applied physical readiness of students in the process of physical education the university, dissertation, Tula.

6. Trapeznikov, S.A. and Shashkin, G.A. (2016), " On the state of physical fitness of graduates of higher educational institutions of the Russian Federation taking into account the requirements of the country's military security", Actual problems ofphysical and special training of law enforcement agencies, No. 1, pp. 45-49.

Контактная информация: olganikiforova2014@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.04.2022

УДК 796.418.6

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СПОРТСМЕНОВ НА АКРОБАТИЧЕСКОЙ ДОРОЖКЕ И СПОРТСМЕНОВ, ТРЕНИРУЮЩИХСЯ НА ДВОЙНОМ МИНИ

ТРАМПЕ 13-15 ЛЕТ

Мария Олеговна Одинцова, старший преподаватель, Астраханский Государственный

медицинский университет, Астрахань; Александр Сергеевич Одинцов, спортсмен-инструктор, Центр спортивной подготовки Сборных команд России, Москва; Ирина Евгеньевна Янкевич, доцент, Астраханский Государственный университет, Астрахань

Аннотация

Для каждого вида спорта характерен определенный тип телосложения и темпы биологического созревания индивида. Физическое развитие и морфофункциональные показатели могут являться в значительной степени ограничителями в достижении высоких спортивных результатов в спорте. В последние годы накоплен большой материал по динамике физического и биологического развития спортсменов различных специализаций, изучена взаимосвязь спортивных достижений с темпами роста и развития индивида. Пубертатный период, обусловленный системной гормональной перестройкой, представляет наибольший интерес для исследователей в области детско-юношеского спорта. Наибольшие сдвиги в физическом развитии человека происходят в возрасте 13-15 лет. Известны работы, посвященные изучению физического развития спортсменов в этот период, а также исследования морфофункциональных показателей спортсменов, тренирующиеся на акробатической дорожке и спортсмены, тренирующиеся на двойном мини трампе 13-15 лет. Однако сравнение показателей телосложения и физического развития спортсменов, тренирующихся на акробатической дорожке и спортсменов, тренирующихся на двойном мини трампе 13-15-летнего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.