Научная статья на тему 'Управление динамикой показателей физических упражнений на военном факультете в вузе'

Управление динамикой показателей физических упражнений на военном факультете в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ВОЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДУЛИ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫЕ НАВЫКИ / PHYSICAL CULTURE / CONTINUITY / MILITARY TRAINING / TRAINING MODULES / PROFESSIONAL AND APPLIED SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Громов Виктор Александрович, Шайхетдинов Рашит Гильметтинович

Рассматриваются вопросы использования достижений передовых педагогических технологий по дисциплине «Физическая культура» в комплексе с военным обучением для повышения профессиональной прикладной подготовленности. Организация и методика проведения комплексных занятий должна нести черты модульного двухступенчатого построения процесса освоения учебного материала по интересам, персонального планирования волнового сетевого графика, внедрения средств повышения активности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Громов Виктор Александрович, Шайхетдинов Рашит Гильметтинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF DYNAMICS OF INDICATORS OF PHYSICAL EXERCISES AT MILITARY FACULTY IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Questions of use of achievements of the advanced pedagogical technologies on discipline "Physical culture" in a complex with military training for increase of professional applied readiness are considered. The organization and technique of carrying out complex occupations has to bear lines of modular two-level creation of process of development of a training material on interests, personal planning of the wave network schedule, introduction of means of increase of activity of the student.

Текст научной работы на тему «Управление динамикой показателей физических упражнений на военном факультете в вузе»

Багрецова Екатерина Александровна, канд. пед. наук, уч. мастер, e. ponyrkoanarfu. ru, Россия, Северодвинск, филиал Северного (Арктического) федерального университета, институт судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз),

Быков Анатолий Валентинович, канд. пед. наук, доц., av.bykovanaifu.ru, Россия, Северодвинск, филиал Северного (Арктического) федерального университета, институт судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз)

FUNCTIONAL STATUS OF STUDENTS WITH DISABILITIES OF THE POSTURE WHILE

USING FORMS OF HEALTH GYMNASTICS

E.A. Bagretsova, A.V. Bykov

In this article presents the effect of the experimental method of improving health gymnastics on the functional state of students with impaired posture. Analyzed the effect of exercise used in terms of the specificity of the methodology. Spotted use application line method in studies of modern types of exercises for students of high schools having an asymmetrical posture.

Key words: forms of health gymnastics, physical education, university students, and functional conditions.

Bagretsova Ekaterina Aleksandrovna, candidate of pedagogical Sciences, e.ponyrko@narfu.ru, Russia. Severodvinsk, branch of NARFUin Severodvinsk,

Bykov Anatolii Valentinovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, av.bykov@narfu.ru, Russia, Severodvinsk, branch of NARFU in Severodvinsk

УДК 796.012.

УПРАВЛЕНИЕ ДИНАМИКОЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ВОЕННОМ ФАКУЛЬТЕТЕ В ВУЗЕ

В.А. Громов, Р.Г. Шайхетдинов

Рассматриваются вопросы использования достижений передовых педагогических технологий по дисциплине «Физическая культура» в комплексе с военным обучением для повышения профессиональной прикладной подготовленности. Организация и методика проведения комплексных занятий должна нести черты модульного двухступенчатого построения процесса освоения учебного материала по интересам, персонального планирования волнового сетевого графика, внедрения средств повышения активности студента.

Ключевые слова: физическая культура, преемственность, военное обучение, модули обучения, профессионально-прикладные навыки.

В настоящее время педагогические возможности для формирования индивидуальной мотивации укрепления здоровья студентов средствами физического совершенствования реализуются не в полной мере. В

университетах открываются новые специальности. Имеются исследования особенностей трудовой деятельности многих профессий. Успешность профессиональной деятельности определяется функциональными возможностями организма, которые формируются в результате направленной физической тренировки [2].

Специалисты физической культуры определили огромное количество средств для выполнения задач общей, специальной психофизической подготовки к конкретной профессиональной деятельности. Однако пересмотр организации физкультурно-спортивной работы в университете является необходимым условием внедрения и эффективного их использования с внедрением новых технологий, с постоянными изменениями технических возможностей, форм и методов обучения.

Дисциплина «Физическая культура» является неотъемлемой частью всего периода обучения в университете. Профессиональноприкладная физическая подготовка строится на основе и в единстве с общей физической подготовкой [4].

Перспективность результатов при организации физической подготовки в период лагерных сборов будет успешной за счет использования доступных средств и методов, применяемых в обучении; последовательного обучения в выполнении упражнений и приёмов; осуществления подготовки на основе упражнений, применяемых в тренировке военно-прикладных навыков, сходных по структуре со спортивной специализацией; персонализации обучения с составлением волнового сетевого графика, с модульным двухступенчатым построением процесса формирования и совершенствования в выполнении физических упражнений.

Спортизацией физического воспитания считается использование элементов прогрессивных технологий, выверенных в практике спортивной подготовки, в системе физического воспитания в образовательных учреждениях и при осуществлении физической активности людей в семейных, коллективных и других массовых формах занятий физическими упражнениями. Персонализация - процесс обретения человеком общечеловеческих свойств и качеств, позволяющих самобытно выполнять определённую социальную роль, активно влиять на восприятие людьми себя, оценку собственной личности, деятельности [1].

Педагогический эксперимент проводился на базе Южно-Уральского государственного университета (национальный исследовательский университет) под руководством преподавателей кафедры физического воспитания ЮУрГУ и факультета военного обучения. В эксперименте принимали участие студенты-юноши, составившие контрольные группы (КГ) и экспериментальную группу (ЭГ), не имеющие достоверных различий в исходном тестировании по показателям физической и

спортивно-технической подготовленности (Р>0,05). Результаты тестирования анализировались методом сравнения.

Результаты физической подготовленности студентов имеют крайне противоположный разброс от «явных спортсменов» до еле «подвижных». Отбор (как правило, на 2 курсе) на факультет военного обучения дает возможность сблизить исходные показатели физической подготовленности. Но последующие контрольные испытания в период изучения дисциплины «Физическая культура», по итогам военного обучения ярко свидетельствуют о недостаточности физической готовности к выполнению учебно-боевых задач.

В период обучения по дисциплине «Физическая культура» на учебных занятиях нет возможности отделить студентов военного факультета от остальных и сосредоточить на них внимание. Однако по окончании общего курса военного обучения, в период проведения лагерных сборов (34 дня), выделяется время на проведение физической подготовки как раздела учебно-боевой деятельности. Выходом может стать использование достижений внедрения новых технологий, спортизации обучения по дисциплине «Физическая культура», персональное планирование волнового сетевого графика, модульное двухступенчатое построение освоения учебного материала, высокая активность и желание студента.

Экспериментальная группа была разделена на три экспериментальные подгруппы, с разным уровнем подготовленности спортивных специализаций и пожеланием студентов: ЭПГ-1 -

преимущественно развитых по силе, быстроте и выносливости; ЭПГ-2 - по ловкости, координации; ЭПГ-3 - без спортивной квалификации.

Экспериментальные подгруппы занимались по двухступенчатой модульной обучающей программе: модуль первой ступени и модуль высшего уровня совершенствования.

Волнообразность физической тренировки применима только в спорте и редко используется в физической подготовке. При составлении волнового сетевого графика освоения конкретного модуля, весь объем материала делится на отдельные «функциональные узлы». Каждый модуль направлен на решение конкретной задачи, имеет свои тесты, которые определяют успеваемость усвоения учебного материала, а также упражнения из разных групп физических качеств и прикладных навыков. Особое значение приобретает наличие у каждого студента индивидуального «журнала учёта» и «паспорта здоровья», где фиксируется весь курс обучения с периода поступления и до окончания вуза, что позволяет алгоритмизировать и достигнуть запланированных результатов.

Процесс физической подготовки в контрольной группе был организован в соответствии с традиционным подходом. Стратегия программы в экспериментальной группе определена как выборочно-

модульная система физической подготовки, которая работает на основе базы полученных знаний и умений в процессе занятий в вузе в спортивных специализациях по интересам в течение 4 -х лет.

По данным годовых отчётов, студентов занимающихся в спортивных секциях и специализациях числится до 53 % из общего числа студентов. Количество проведённых учебных часов полного курса обучения в период лагерных сборов в ЭГ и КГ было одинаковым. Критерием успешности освоения учебного материала являлась экспертная оценка преподавателями посещения учебных занятий, результатов тестов, в соответствии с программой по физической культуре, нормативов по Наставлению по физической подготовке в Вооруженных Силах РФ (НФП-2009), а также по военному обучению. Измерения проводились по общепринятым методикам определения работоспособности и сердечной деятельности с использованием экспресс-анализатора «Олимп» до и после нагрузки (изготовитель Республика Беларусь, сертифицированное предприятие «Медиор»).

Проведены измерения реакции сердечно-сосудистой системы, как наиболее доступные для оценки адаптационных возможностей на нагрузку в тяжёлых условиях при выполнении профессиональных задач в средствах химической защиты. Дозированная нагрузка выполнялась в течение 10 минут в средствах защиты в реальных профессиональных условиях, с выполнением конкретной учебно-боевой задачи.

Признаками полной адаптации к нагрузке с адекватным напряжением систем организма является адекватный рост частоты сердечных сокращений (ЧСС), амплитуда моды (АМо), индекс напряжения (ИН) и значительное снижение вариационного размаха пульса (ВР). Такое распределение основных показателей позволяет заключить о резервных возможностях повышения нагрузки.

Повышенный рост ЧСС, увеличение АМо, повышение уровня ИН, при реверсивном нестабильном движении ВР указывает на уменьшение резервных возможностей. Включение в работу периферийных нервных узлов говорит о повышении нагрузочных явлений на сердечную деятельность. Одновременное включение центральной и периферийной нервной системы свидетельствует о предельных и запредельных нагрузках, о возможных срывах в работе и последующем длительном восстановлении. В этом случае наблюдается рост ЧСС, АМо, ИН и высокие значения ВР. При таких условиях сердце работает с напряжением.

Из таблицы 1 видно, что показатели ЧСС, АМо, ИН и ВР в ЭПГ-1 и ЭПГ-2 предпочтительнее, по сравнению с ЭПГ-3 и КГ. ЭПГ-1 и ЭПГ-2 демонстрируют более высокие показатели прироста результатов. В ЭПГ-3 и в КГ высокая активация центральной нервной системы и снижении амплитуды дыхательных волн (ДВ). Проведя расчёты в составе сборной ЭГ (ЭПГ-1, ЭПГ-2, ЭПГ-3) получены результаты готовности к адаптации к

высоким нагрузкам в профессиональной деятельности, не требующие специальной технической подготовленности. В этих случаях функциональные возможности можно определить по приборам, которые не зависят от волеизъявления или неточного определения своих ощущений. Объективные показатели, полученные в результате контрольных замеров, дают возможность точно определить, что прирост функциональных возможностей выше у ЭГ в целом по сравнению с КГ.

Таблица 1

Параметры сердечной деятельности ЭГ и КГ в сложных условиях

Показатели ЭПГ-1 ЭПГ-2 ЭПГ-3 ЭГ КГ

х+т начало эксперимента х+т конец эксперимента

ЧСС 178+8 Р<0,05 165+6 177+6 Р<0,05 161+5 186+4 Р> 0,05 181+8 179+6 Р<0,05 164+6 188+5 Р<0,05 177+7

ВР 0,05+0,02 Р<0,05 0,08+0,02 0,04+0,01 Р<0,05 0,06+0,01 0,02+0,00 Р>0,05 0,03+0,00 0,04+0,01 Р<0,05 0,06+0,01 0,03+0,02 Р<0,05 0,04+0,00

АМо 90+5 Р<0,05 85+6 91+6 Р<0,05 86+8 97+5 Р>0,05 95+7 95+6 Р<0,05 88+6 95+7 Р>0,05 93+8

ИН 6525+389 Р<0,05 4768+389 5386+389 Р<0,05 4156+260 7924+258 Р>0,05 7675+469 7177+360 Р<0,05 5569+380 7683+319 Р<0,05 6874+499

Кардиограмма показывает перенапряжение, недостаточность адаптационных перестроек в том случае, когда усиливается активность симпатической и парасимпатической систем. Центральная нервная система берёт на себя регулирование сердечной деятельностью с обязательным включением автономных звеньев, участвующих в управлении сердечным ритмом.

Особое внимание надо обратить на недостаточность функциональных сдвигов в ЭПГ-3. Группа укомплектована по остаточному принципу условно «самых слабых». Группа укомплектована студентами не проявившихся ранее в спортивных специализациях, в секциях, на элективных курсах и в других мероприятиях У ЭПГ-3 в таблице 1 видно, что показатели незначительны при Р>0,05, это связано с малым количеством времени адаптационных сдвигов для данной категории студентов.

Подбор профессиональных упражнений, имеющих физическую составляющую, осуществлялся из разных разделов нормативов боевой

подготовки для танкистов: для танковых подразделений - «Н-Т-1» (посадка в танк), «Н-Т-2» (высадка из танка); медицинская подготовка -«Н-М-7» (извлечение раненного из танка), «Н-М-8» (оттаскивание раненного); техническая подготовка - «Н-Тх-3 (установка аккумуляторных батарей на танк); огневая подготовка - «Н-ОП-1.2» (загрузка 3 артиллерийских выстрелов во вращающийся конвейер-транспортер и коробки к спаренному пулемету); радиационная, химическая, биологическая защита - «Н-РХБЗ-4» (надевание общевойскового защитного комплекта «ОЗК» и противогаза). Анализ результатов, показанных студентами в процессе испытаний выявил корреляционные связи физической и профессиональной подготовленности отдельных упражнений (см. табл. 2).

Таблица 2

Корреляционные связи показателей физической подготовленности с результатами выполнения профессиональных нормативов

Физические упражнения (НФП-09) «Н» - Нормативы боевой подготовки (г)

Т-1 Т-2 М-7 М-8 Тх-3 ОП-1.2 РХБЗ-4

Сила

Подтягивание на перекладине -0,39 -0,41 -0,48 -0,57 -0,54 -0,43 -0,27

Рывок гири 24 кг -0,32 -0,37 -0,38 -0,53 -0,55 -0,46 -0,24

Координация и ловкость

Акробатическое упражнение 0,48 0,52 0,49 0,27 0,22 0,37 0,62

Передвижение по узкой опоре 0,42 0,44 0,35 0,27 0,25 0,32 0,38

Быстрота

Бег на 100 метров 0,54 0,46 0,33 0,25 0,52 0,35 0,34

Челночный бег 10х10м 0,58 0,56 0,13 0,15 0,18 0,15 0,61

Выносливость

Бег 3 км 0,41 0,43 0,45 0,48 0,38 0,29 0,23

Бег на 400 м 0,23 0,35 0,40 0,26 0,27 0,48 0,28

Военно-прикладные навыки

ОКУ на ЕПП 0,56 0,52 0,64 0,47 0,59 0,57 0,46

Метание гранат 0,49 0,42 0,53 0,30 0,30 0,30 0,30

Рукопашный бой (№30) -0,46 -0,49 -0,37 -0,58 -0,57 -0,58 -0,48

Средняя корреляционная связь наблюдается между результатами бега на 100 метров и выполнением нормативов по боевой подготовке Н-Т-1, при г=0,54; Н-Т-2, при г=0,46; Н-Тх-3, при г=0,52.

Но наиболее сильная корреляционная связь наблюдается между результатами выполнения нормативов боевой подготовки и результатами выполнения норматива общего контрольного упражнения (ОКУ) на единой полосе препятствий. Статистическая обработка результатов позволяет заключить что, качество выполнения профессиональных нормативов находится в прямой зависимости от успешности освоения физических упражнений военно-прикладного характера. Так, например: корреляционная связь между результатами выполнения упражнения № 32 (ОКУ) и нормативов Н-Т-1(посадка в танк) - высокая (г=0,56); Н-Т-2 (высадка из танка) - высокая (г=0,52); Н-М-7 (извлечение раненного из танка) - высокая (г=0,64); Н-М-8 (оттаскивание раненного) - средняя (г=0,47); Н-РХБЗ-4 (надевание общевойскового защитного комплекта «ОЗК» и противогаза) - средняя (г=0,46); Н-Тх-3 (установка аккумуляторных батарей) - высокая (г=0,59); Н-ОП-1.2 (Загрузка

3 артиллерийских выстрелов во вращающийся конвейер (транспортер) и коробки к спаренному пулемету) - высокая (г=0,57). Подтверждается зависимость результатов выполнения профессиональных нормативов от уровня физической подготовленности студентов будущих офицеров. Быстрота преодоления препятствий определяется, прежде всего, уровнем скоростно-силовой подготовленности студентов. Наиболее характерным признаком высокой скоростно-силовой подготовленности служит время преодоления второй половины полосы препятствий на фоне нарастающей усталости.

Результаты корреляционного анализа подтверждают положение о развитии основных физических качеств, что обеспечивает общую работоспособность, в то время как тренировка в выполнении упражнений из военно-прикладных разделов физической подготовки определяет, в конечном итоге, эффективность и успешность выполнения профессиональных учебно-боевых задач.

Сформированные организационно-методические условия и новые технологии по дисциплине «Физическая культура», практикуемые в вузах, могут быть использованы для повышения уровня физической специально-прикладной подготовленности на военных факультетах. Для этого требуется создание обучающих программ переходного периода с учётом достигнутого уровня, учитывая группы со спортивной специализацией, которые успешнее осваивают военно-специальные упражнения, в особенности спортигровики, борцы, гимнасты. Повышение

профессиональной подготовленности на военном факультете находится в тесной корреляционной связи с повышением качества обучения по дисциплине «Физическая культура» и освоением прикладных упражнений.

Динамика результатов участников экспериментальной группы подтверждает предварительные выводы о том, что действующая программа по физической подготовке действительно ориентирована главным образом на достижение результативности в значимых упражнениях, какими являются военно-прикладные упражнения (НФП-2009). Это некоторым образом также подтверждается аналогичной тенденцией к изменениям показателей работоспособности. Отсутствие значимых изменений в результатах других упражнений у КГ, хотя они и были использованы в учебном процессе в том же объёме, что и в экспериментальной группе, предполагает подтверждение причин такого факта. По-видимому, это обусловлено особенностями организации занятий, характерными для ЭГ, поскольку все другие условия проведения эксперимента были идентичны.

Студенты экспериментальной группы, которые на начальной стадии имели низкие результаты, также показали уверенный прирост уровня физической подготовленности. Это объясняется фактором тяги к более подготовленным и сильным товарищам. В контрольной группе многие студенты, имея хорошие показатели, не стремились перевыполнить установленные нормативы. Можно предположить, что, имея большой потенциал, они были не заинтересованы в реализации своих физических возможностей.

Модульное ступенчатое разделение программы по физической подготовке на «важные узлы» по физическим качествам и группам физических упражнений позволяет осуществить преемственность перехода от дисциплины «Физическая культура» к военному обучению.

Результаты тестов выполнения физических военно-прикладных упражнений будут выше при условии занятий в подгруппах, как по интересам, так и по отдельным программам; достигнутые успехи спортизации дисциплины «Физическая культура» могут быть использованы для повышения эффективности военного обучения.

Список литературы

1. Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Рн/Д.: Изд. центр «МарТ», 2005. 448 с.

2. Миронов В.В., Собина В.А., Яковец А.С. Учебник для курсантов высших ВВУЗов МО РФ. М.: Военное изд-во, 2005. 462 с

3. Сборник нормативов по боевой подготовке Сухопутных войск. Кн.1. М.: Воениздат, 2011. 89 с.

4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, 2-е изд. М.: Академия, 2003. 450 с.

Громов Виктор Александрович, канд. пед. наук, доц., Заслуженный тренер РФ, kiekpaevaov@susu.ac.ru, Россия, г. Челябинск, Южно-уральский государственный университет (национальный исследовательский университет),

Шайхетдинов Рашит Гильметтинович, преп., kiekpaevaov@susu.ac.ru, Россия, г. Челябинск, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

MANAGEMENT OF DYNAMICS OF INDICATORS OF PHYSICAL EXERCISES AT MILITARY FACULTY IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

V.A. Gromov, RG. Shaykhetdinov

Questions of use of achievements of the advanced pedagogical technologies on discipline "Physical culture" in a complex with military training for increase of professional applied readiness are considered. The organization and technique of carrying out complex occupations has to bear lines of modular two-level creation of process of development of a training material on interests, personal planning of the wave network schedule, introduction of means of increase of activity of the student.

Key words: physical culture, continuity, military training, training modules, professional and applied skills.

Gromov Victor Aleksandrovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, Honored trainer of the Russian Federation, kiekpaevaov@susu.ac. ru, Russia, Chelyabinsk, Southern Ural state university (national research university),

Shaykhetdinov Rashit Gilmettinovich, teacher, kiekpaevaov@susu.ac. ru, Russia, Chelyabinsk, Southern Ural state university (national research university)

УДК 796.011

МОДУЛЬНОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

В.Н. Егоров, Е.Д. Грязева

Рассмотрены особенности реализации модульного обучения в условиях вуза. Кратко представлен программный материал изучения теоретико-методических основ дисциплины «Физическая культура», на основе модульного структурирования ее содержательной части.

Ключевые слова: физическая культура, учебная дисциплина, теоретикометодические основы, модульный подход.

На фоне высоких темпов депопуляции населения, кризиса ценностных ориентаций, низкого уровня знаний основ здорового образа жизни, нерациональной организации режима двигательной активности, слабой мотивации к занятиям физической культурой и негативной динамики употребления табака, алкоголя и наркотических веществ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.