Научная статья на тему 'ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ В УЧЕБНЫХ ВОЕННЫХ ЦЕНТРАХ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА'

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ В УЧЕБНЫХ ВОЕННЫХ ЦЕНТРАХ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ВОЕННЫЙ ЦЕНТР / OFFICER TRAINING CENTRE / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SERVICE ACTIVITY / COMBAT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдин В.А.

В данной статье рассмотрена проблема отсутствия у курсантов учебного военного центра необходимого уровня физической подготовленности. Выявлена и обоснована необходимость внедрения отдельной дисциплины «Физическая подготовка», имеющей военно-прикладную направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REASONS FOR INCLUSION OF DISCIPLINE ‘PHYSICAL TRAINING’ INTO OFFICERS’ TRAINING AT EDUCATIONAL AND MILITARY CENTRES

This article examines the problem of military students at the Officer Training Centre lacking the necessary level of fitness. The necessity of implementing a separate subject “Physical Training” with military applied elements is identified and substantiated.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ В УЧЕБНЫХ ВОЕННЫХ ЦЕНТРАХ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»

В .А . БОЛДИН

V. A . BOLDIN

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ В УЧЕБНЫХ ВОЕННЫХ ЦЕНТРАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»

THE REASONS FOR INCLUSION OF DISCIPLINE PHYSICAL TRAINING' INTO OFFICERS' TRAINING AT EDUCATIONAL AND MILITARY CENTRES

Сведения об авторе. В.А. Болдин — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», УЧЕБНЫЙ ВОЕННЫЙ ЦЕНТР.

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема отсутствия у курсантов учебного военного центра необходимого уровня физической подготовленности. Выявлена и обоснована необходимость внедрения отдельной дисциплины «Физическая подготовка», имеющей военно-прикладную направленность.

Ключевые слова. Учебный военный центр, физическая подготовка, слу-жебно-боевая деятельность.

Information about the author. V.A. Boldin, Federal state budgetary institution of higher professional education "National Research Tomsk State University", Officer Training Centre.

Summary. This article examines the problem of military students at the Officer Training Centre lacking the necessary level of fitness. The necessity of implementing a separate subject "Physical Training" with military applied elements is identified and substantiated.

Keywords. Officer Training Centre, physical training, service activity, combat activity.

Учебный военный центр -это военный факультет учреждения высшего профессионального образования, где ведется профильная подготовка офицеров для службы по контракту в ВС РФ . При поступлении в УВЦ молодые люди заключают договор с Министерством обороны, а по окончании обязаны отслужить по контракту три года (далее по желанию) на офицерских должностях в ВС РФ или, по согласованию с Министерством обороны, в органах исполнительной вла-

сти, где предусмотрена военная служба1 .

Учебные военные центры при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования созданы распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. N 275-р «Об учебных военных центрах, факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального об-

разования» и являются новой формой подготовки граждан для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами . С 2008 года УВЦ открыты в 37 вузах страны . В сборниках программ не предусматривается физическая подготовка как отдельная дисциплина, а в квалификационных требованиях к выпускникам учебных военных центров не сформулированы требования к уровню физической подготовленности .

АВГУСТ 2016 № 1 (1) tjttJ]

Основной причиной недостаточной эффективности образовательного процесса по физической подготовке курсантов учебного военного центра при ТГУ является отсутствие необходимого уровня физической подготовленности для выполнения служебно-боевых задач в соответствии с их предназначением. Студенты, поступившие на первый курс УВЦ, проходят военную подготовку по специальностям «Эксплуатация и ремонт наземной аппаратуры радиосвязи» и «Эксплуатация и ремонт средств боевого управления и связи РВСН» . Обучение осуществляется совместно с радиофизическим факультетом (РФФ) Томского госуниверситета, где они проходят подготовку по гражданской специальности «Радиоэлектронные системы и комплексы»; дисциплина «Физическая культура» изучается только в объеме университетской программы, рассчитанной на 3-летний период (1-3 курс), и не содержащей элементов военно-прикладной направленности .

Физическая подготовка способствует:

— повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности и окружающей среды;

— воспитанию психической устойчивости, уверенности в своих силах, целеустремленности, смелости и решительности, инициативы и находчивости, настойчивости и упорства, выдержки и самообладания;

— формированию готовности военнослужащих к перенесению экстремальных физических и психических нагрузок в период подготовки и ведения боевых действий2.

Тестирование общей физической подготовленности курсантов 4-го курса учебного военного центра ТГУ показало низкий уровень физического развития, отсутствие навыков профессионально-прикладной подготовки

Результаты тестирований и анализ среднестатистических показателей уровня развития основных физических качеств курсантов учебного военного центра в соответствии с требованиями к физической подготовленности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации показали следующее:

1. В оценке силовых способностей применялось широко распространенное упражнение — подтягивание на перекладине. Средний показатель в этом упражнении в экспериментальной группе составил 12 раз (оценка «удовлетворительно») . Здесь необходимо отметить, что курсанты 4-го курса военных училищ, как правило, выполняют данное упражнение не ниже оценки «отлично» — 15 раз .

2 . Уровень развития жизненно важного качества — выносливости (бег на дистанцию 3 километра — время выполнения упражнения курсантами экспериментальной учебной группы — 13 минут 50 секунд, что соответствует оценке «неудовлетворительно») . По тем же норматив-

ным требованиям курсанты военных училищ аналогичного профиля показывают результаты не более 12 минут 20 секунд, что соответствует оценке «хорошо». Хочу подчеркнуть, что уровень развития выносливости существенно влияет на продолжительность жизни человека

3. В оценке развития быстроты, или скоростных способностей, использовалось не менее популярное упражнение для тестирования данного физического качества — бег на 100 метров Среднестатистическое значение показателя развития быстроты у курсантов учебного военного центра равно14,7 секунды, что соответствует оценке «удовлетворительно» В военных вузах курсанты выполняют данное упражнение с результатом не более 13,7 секунды, что соответствует оценке «отлично» действующего норматива .

В качестве теста, требующего комплексного проявления физических качеств, применялось упражнение на преодоление полосы препятствий . В этом упражнении был зафиксирован результат 3 минуты 2 секунды, что соответствует оценке «неудовлетворительно», тогда как курсанты военных училищ аналогичного профиля показывают результаты не более 2 минут 10 секунд, что соответствует оценке «хорошо»3.

Аналогичная ситуация складывается по остальным видам тестирования, таким как метание гранаты на дальность, прыжок через коня в длину, выполнение гимна-

Таблица 1

Сравнительная таблица результатов определения исходного и конечного уровней физической подготовки по основным физическим качествам экспериментальной и контрольной групп курсантов

УВЦ (статистический анализ с использованием Т-критерия)

' : 1 Л й ! 1 \ 1 I

*;=; 1 Е С , [ 1 ] | ;п

11; ':1 ! 1 1;

Вид тестирования Группа Показатели начального этапа (сентябрь) Показатели конечного этапа (май) Прим.

Физические качества Упражнения

Быстрота — бег 100 м, сек эксп 14,7 + 0,5 14 + 0,4

контр 14,7 + 0,5 14,6 + 0,5

Выносливость — бег 3000 м, мин, сек эксп 13.50 + 1.07 12.50 + 0.03

контр 13.50 + 1.07 14.00 + 1.10

— полоса препятствий, мин, сек эксп 3.02+0.14 2.15 + 0.7

контр 3.02+0.14 3.05 + 0.15

Сила — подтягивание на перекладине (кол-во повторений) эксп 12 + 3 14 + 2

контр 12 + 3 12 + 3

Гибкость — упражнение на брусьях, баллы эксп 2 3.4 + 0.6

контр 2 2

Ловкость и координация движений — прыжок через коня в длину эксп 2 3.3 + 0.6

контр 2 2

— метание гранаты на дальность, м эксп 33.3 + 3.8 39 + 2.3

контр 33.3+ 3.8 32 + 5

— кувырки вперед, баллы эксп 3.5 + 0.5 4.3+ 0.8

контр 3.5 + 0.5 3 + 0,5

стических упражнений на брусьях

Необходимость и значимость реализации решения проблемы улучшения физической подготовленности способствовали поиску оптимального решения по разработке и внедрению системы физического воспитания в программу обучения .

С этой целью на начальном этапе была сформирована экспериментальная группа курсантов (студентов РФФ ТГУ), обучающихся в учебном военном центре ТГУ по программам подготовки офицеров для последующей службы по контракту в Вооруженных Силах РФ по специальностям «Эксплуатация и ремонт наземной аппаратуры радиосвязи» и «Эксплуатация и ремонт средств боевого управления и связи РВСН» . Офицер данной ка-

тегории должен иметь общевойсковую подготовку и обладать прикладными физическими качествами, обусловленными спецификой военно-профессиональной деятельности данного рода войск . В процессе службы он сталкивается с различного рода неблагоприятными факторами военно-профессиональной деятельности и окружающей среды, необходимостью преодоления таких нагрузок, как:

— длительные переходы — марши как в пешем порядке в снаряжении, так и на машинах;

— передвижение на поле боя различными способами в снаряжении (бег, переползание);

— продолжительные дежурства на боевых постах, в подвижных агрегатах с аппаратурой и средствами связи;

— укачивание в процессе совершения марша в подвижных объектах

Для более качественного и достоверного анализа результатов исследования была сформирована контрольная группа студентов факультета иностранных языков, обучающихся в учебном военном центре ТГУ по программам подготовки офицеров для последующей службы по контракту в Вооруженных Силах РФ по специальности «Лингвистическое обеспечение военной деятельности»

Для выявления мотивации к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, изучения основных закономерностей, лежащих в основе формирования соответствующих мотиваций, использовался метод анкетного опроса. В анкетировании принимали участие 40

Таблица 2

Сравнительная таблица результатов определения исходного и конечного уровней физической подготовки по основным физическим качествам экспериментальной группы курсантов УВЦ (статистический анализ с использованием программ Microsoft Exсel и пакета программ SPSS for Windows 16.0)

№ п/п Параметр Me(Q1-Q3) W P

Сентябрь Май

1 Подтягивание 12,5(10-13,75) 15(12,25-15) -171 0,05

оценка 1 3(2-4) 5(3,25-5) -171 0,05

2 Бег 3 км 14(12,33-15) 12,75(12,2-13,1) -190 0,05

оценка 2 2(2-3) 3(2-4) -91 0,05

3 Бег 100 м 14,5(14,5-14,8) 14(13,725-14) -210 0,05

оценка 3 3(3-3) 4(3,25-5) -190 0,05

4 Конь, оценка 2(2-2) 3(3-4) -171 0,05

5 Брусья, оценка 2(2-2) 3(3-4) -190 0,05

6 Метание гранаты 34(30-35) 40(38-41,5) -210 0,05

оценка 6 3(2-3) 4(4-4,75) -190 0,05

7 Полоса препятствий 3(2,46-3,1) 2,15(2,1-2,15) -210 0,05

оценка 7 2(2-2) 3(3-4) -190 0,05

8 Кувырки, оценка 3,5(3-4) 4(4-5) -120 0,05

9 Общая оценка 2,65(2,2-2,9) 3,850(3,3-4,275) -170 0,05

Примечание. Проверку на нормальность закона распределения проводили с использованием критерия Колмогорова—Смирнова. Так как данные не подчинялись нормальному закону распределения, для каждого параметра определялось значение медианы (Ме) и интерквартильный размах (01-03) . Для оценки достоверности различия по малым зависимым выборкам использовался непараметрический критерий Вилкоксона4.

человек (20 курсантов экспериментальной группы, 20 — контрольной), возраст 20-22 года . 95 % опрошенных до поступления в вуз имели среднее образование . Среди личностных качеств, необходимых будущим офицерам, 74 % отмечают целеустремленность, 68 % — ответственность, 63 % — трудолюбие и дисциплинированность. Среди причин, не позволяющих иметь более высокие результаты в учебе, больше половины опрошенных (58 %)отмечают плохие условия организации обучения. На вопрос «удовлетворены ли вы выбором профессии офицера?» 52 % исследуемых ответили «да», 42 % затруднились ответить, 6 % ответили «нет» 42 % опрошенных регулярно делают утреннюю физическую зарядку, такой

же процент систематически играющих в спортивные игры в свободное от учебы время .

Для оценки психофизиологических и психологических свойств и функций организма на начальном этапе эксперимента использовался компьютерный комплекс «НС-Психотест» По проведенным тестам можно сделать заключение о текущем психологическом состоянии исследуемых:

— все испытуемые имеют хорошее субъективное самочувствие и в дополнительных мероприятиях не нуждаются;

— текущее психическое состояние является умеренным, полное эмоциональное благополучие;

— психологических проблем нет, психических нарушений нет;

— позитивная самооценка и оптимизм, отсутствует склонность к тревогам;

— уровень склонности к суицидальным реакциям ниже среднего;

— все курсанты готовы к дополнительным занятиям по физической подготовке, противопоказаний нет

На наш взгляд, целесообразно разработать систему (методику) подготовки, направленную на развитие физических качеств студента в соответствии с профессиональным предназначением (сила, быстрота, выносливость, ловкость и координация движений). Программа физической подготовки рассчитана на 1 учебный год (4 курс) и должна содержать следующие основные разделы.

V

■ : 1 =f ^ d : 1 i :

1 Е С .Ml

jM 1J; Oil *;

Рис. Оценка хронотропного резерва миокарда при физической нагрузке у курсантов УВЦ

На осенний (весенний) период:

1. Ускоренное передвижение и легкая атлетика .

2 . Преодоление препятствий

На зимний период: 1. Гимнастика и атлетическая подготовка .

2 . Лыжная подготовка . Кроме того, независимо от времени года в течение периода обучения должны проводиться комплексные занятия, включающие упражнения из разных разделов программы физической подготовки (бег, упражнения на перекладине, преодоление элементов полосы препятствий), а также спортивные и подвижные игры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С экспериментальной группой в течение учебного года были спланированы и проведены занятия по вышеперечисленным разделам .

Итоговый контроль показателей уровня развития основных физических качеств курсантов экспериментальной группы на завершающем этапе исследования в целом показал положительную динамику:

1. Подтягивание на перекладине Средний пока-

затель в этом упражнении в экспериментальной группе составил 14 раз (оценка «хорошо»). Прирост по количеству раз — 2, оценочный показатель увеличился на 1 балл Средний результат на начальном этапе в осеннем семестре — 12 раз (оценка «удовлетворительно»)

2. Бег на дистанцию 3 километра Среднее время выполнения упражнения курсантами экспериментальной учебной группы сократилось на 1 мин 20 сек и составило 12 минут 50 секунд, что соответствует оценке «удовлетворительно» . Средний результат 13 минут 50 секунд, оценка «неудовлетворительно»)

3. Бег на 100 метров . Средний показатель времени выполнения упражнения сократился на 0,7 секунды и составил 14 секунд, оценка «удовлетворительно» На начальном этапе он составлял 14,7 секунды, средний балл без изменений

4 . Преодоление полосы препятствий. Средний результат в этом упражнении составил 2 минуты 15 секунд, что соответствует оценке «удовлетворительно», время выполнения сократилось на

47 сек. При определении исходного уровня был зафиксирован результат 3 минуты 2 секунды, что соответствует оценке «неудовлетворительно» .

В процессе проведенного экспериментального исследования по всем направлениям были получены положительные результаты. Зафиксирован явный прирост результатов в упражнениях при проведении тестирований начального и конечного этапов После проведенного годового комплекса дополнительной физической подготовки возросли все параметры функционально-диагностических исследований5 .

Исходя из этого считаю целесообразным предложить и внести изменения в квалификационные требования, сборники программ военно-профессиональных дисциплин с целью включения в систему подготовки офицеров данных специальностей обязательной дисциплины «Физическая подготовка».

ЛИТЕРАТУРА

1 Приказ Министра обороны РФ N 666 от 10.07.2009 «Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр».

2 Министерство обороны РФ. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации. — М ., 2001.

3 Там же.

4 Боровиков В.П. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows : М ., 1998. — С. 591.

5 Капилевич Л.В. Методы функционально-диагностических исследований/ Л. В . Капилевич.— Томск, 2005. — С . 154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.