Научная статья на тему 'Общая и профессионально-прикладная физическая подготовка студентов учебного военного центра (УВЦ) ТГУ'

Общая и профессионально-прикладная физическая подготовка студентов учебного военного центра (УВЦ) ТГУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MILITARY TRAINING CENTER (MTC) / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL FITNESS / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL MILITARY ACTIVITY / ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА / CONDITIONING AND SPECIAL APPLIED MILITARY TRAINING / УЧЕБНЫЙ ВОЕННЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Болдин В.А., Шилько В.Г.

Military training center (MTC) at TSU is a military department, where the profile training of officers is being carried out. MTC were created by the governmental decree dated March 6, 2008 № 275 in 37 universities of the country (federal government educational institutions of higher professional education) and are implementing a new form of training officers for contract military service. Students of the faculty of radiophysics (FRP) and the faculty of foreign languages (FFL) are admitted to MTC at TSU after the third year of studies. The section «Physical training» is missing in the curriculum of training officers, and skill standards for graduates of MTC are lacking the requirements to the level of their psycho-physical fitness. The purpose of the study was to develop, test and implement the curriculum for cadets of MTC of conditioning and special applied military training. The test results and the analysis of average indicators of the level of development of the basic physical qualities of cadets of MTC indicated the low level of physical development, the lack of skills of applied professional training and, as a consequence, the inadequacy of the identified indicators for the military officers. The results of the study confirm the importance of physical training and the need to introduce it as a compulsory section in the curriculum for students of MTC in the system of higher professional education. It is assumed appropriate to submit to the Ministry of Defense of the Russian Federation the package of guidance documents and a report on the experiment to discuss the issue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общая и профессионально-прикладная физическая подготовка студентов учебного военного центра (УВЦ) ТГУ»

УДК: 796.07-57

ОБШАЯ

и профессионально-прикладная физическая подготовка студентов учебного военного центра (УВЦ) ТГУ

Аоиент УВЦ ТГУ В.А. Болдин

Доктор педагогических наук, профессор В.Г. Шилько

Томский государственный университет, Томск

GENERAL AND APPLIED PROFESSIONAL PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF MILITARY TRAINING CENTER (MTC) AT TSU V.A. Boldin, associate professor of MTC at TSU

V.G. Shil'ko, professor, Dr.Hab. Tomsk State University, Tomsk Key words: military training center (MTC), physical fitness, professional military activity, conditioning and special applied military training. Military training center (MTC) at TSU is a military department, where the profile training of officers is being carried out. MTC were created by the governmental decree dated March 6, 2008 № 275 - in 37 universities of the country (federal government educational institutions of higher professional education) and are implementing a new form of training officers for contract military service.

Students of the faculty of radiophysics (FRP) and the faculty of foreign languages (FFL) are admitted to MTC at TSU after the third year of studies. The section «Physical training» is missing in the curriculum of training officers, and skill standards for graduates of MTC are lacking the requirements to the level of their psycho-physical fitness.

The purpose of the study was to develop, test and implement the curriculum for cadets of MTC of conditioning and special applied military training. The test results and the analysis of average indicators of the level of development of the basic physical qualities of cadets of MTC indicated the low level of physical development, the lack of skills of applied professional training and, as a consequence, the inadequacy of the identified indicators for the military officers. The results of the study confirm the importance of physical training and the need to introduce it as a compulsory section in the curriculum for students of MTC in the system of higher professional education. It is assumed appropriate to submit to the Ministry of Defense of the Russian Federation the package of guidance documents and a report on the experiment to discuss the issue.

vy

Ключевые слова: учебный военный центр, физическая подготовленность, военно-профессиональная деятельность, общая физическая и специальная военно-прикладная подготовка.

Введение. Учебный военный центр (УВЦ) ТГУ — это военный факультет, где ведется профильная подготовка офицеров. УВЦ созданы распоряжением Правительства РФ от 6 марта 2008 г № 275-р в 37 вузах страны (федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования) и осуществляют новую форму подготовки офицеров для прохождения военной службы по контракту [3, 5].

В УВЦ ТГУ принимают студентов радиофизического факультета (РФФ) и факультета иностранных языков (ФИЯ) после окончания третьего курса обучения.

В учебной программе подготовки офицеров отсутствует раздел «Физическая подготовка», а в квалификационных требованиях к выпускникам УВЦ не сформулированы требования к уровню их психофизической подготовленности.

Цель исследования — разработка, апробация и внедрение в образовательную программу курсантов УВЦ общей физической и специальной военно-прикладной подготовки.

Методы и организация исследования. На начальном этапе были сформированы 2 группы: экспериментальная (из числа студентов РФФ, обучающихся по специальностям «Эксплуатация и ремонт наземной аппаратуры радиосвязи» и «Эксплуатация и ремонт средств боевого управления и связи РВСН») и контрольная (студенты ФИЯ, обучающиеся по специальности «Лингвистическое обеспечение военной деятельности»). Студенты контрольной группы занимались по учебной программе, в которой отсутствует раздел физической подготовки, а экспериментальной — проходили обучение по этой же программе, но дополненной разделом «Физическая подготовка».

Для оценки уровня общей физической подготовленности курсантов УВЦ использовались тесты (табл. 1).

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты тестирований и анализ среднестатистических

показателей уровня развития основных физических качеств курсантов УВЦ определили низкий уровень физического развития, отсутствие навыков профессионально-прикладной подготовки и, как следствие, несоответствие выявленных показателей нормативным требованиям, предъявляемым к офицерскому составу ВС.

Среднеарифметический показатель выполнения упражнения «подтягивание на перекладине» в контрольной и экспериментальной группах составил 12 раз (оценка «удовлетворительно»). Курсанты военных училищ аналогичного профиля показывают в этом упражнении результаты не менее 15, что соответствует оценке «отлично» действующего норматива.

Время преодоления дистанции 3000 м курсантами УВЦ составило 13 мин 50 с — оценка «неудовлетворительно» (у курсантов военных училищ — чуть более 12 мин — оценка «хорошо»).

Среднестатистический показатель тестирования быстроты у курсантов УВЦ составил 14,7 с — оценка «удовлетворительно» (курсанты военных училищ пробегают спринтерскую дистанцию на оценку «отлично»).

Аналогичная ситуация складывается и по остальным видам тестирования, таким как метание гранаты на дальность, прыжок через коня в длину, а также в выполнении гимнастических упражнений и преодолении полосы препятствий.

Анализ процесса физической подготовки в военно-учебных заведениях показал, что для повышения ее эффективности необходимо обеспечить комплекс организа-

ционно-методических условий, к числу которых относится и мотивационно-ценностная составляющая, способствующая осознанию необходимости и значимости физического совершенствования будущих офицеров.

Для выявления мотивации к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни мы в своем исследовании использовали метод анкетного опроса. Выборка составила 40 человек (20 — экспериментальная группа, 20 — контрольная) в возрасте 20-22 лет. 95 % респондентов до поступления в вуз имели среднее образование. Среди личностных качеств, необходимых будущим офицерам, 74 % отметили «целеустремленность», 68 % — «ответственность», 63 % — «трудолюбие и дисциплинированность». Среди причин, не позволяющих иметь более высокие результаты в учебе, больше половины опрошенных (58 %) отметили плохие условия организации обучения. На вопрос «Удовлетворены ли вы выбором профессии офицера?» 52 % исследуемых ответили «Да», 42 % затруднились ответить, 6 % ответили «Нет». 42 % респондентов регулярно делают утреннюю физическую зарядку, такой же процент опрошенных систематически играют в спортивные игры в свободное от учебы время [1].

Для оценки психофизиологических и психологических свойств и функций организма на начальном этапе эксперимента использовался компьютерный комплекс «НС-Психотест». Исследование показало, что все испытуемые имеют хорошее субъективное самочувствие при полном отсутствии психологических проблем и психических нарушений.

Таблица 1. Результаты тестирования физической подготовленности курсантов УВЦ ТГУ

Вид тестирования Группа Начальный этап (сентябрь) Конечный этап (май) Достоверность различий, р

Физическое качество Упражнение

Быстрота Бег на 100 м, с ЭГ 14,7 ± 0,5 14 ± 0,4* <0,05

КГ 14,7 ± 0,5 14,6 ± 0,5 >0,05

Выносливость Бег на 3000 м, мин, с ЭГ 13.50 ± 1.07 12.50 ± 0.03* <0,05

КГ 13.50 ± 1.07 14.00 ± 1.10 >0,05

Полоса препятствий, мин, с ЭГ 3.02 ± 0.14 2.15 ± 0.7* <0,05

КГ 3.02 ± 0.14 3.05 ± 0.15 >0,05

Сила Подтягивание на перекладине, колич. раз ЭГ 12 ± 3 14 ± 2* <0,05

КГ 12 ± 3 12 ± 3 >0,05

Гибкость Упражнение на брусьях, баллы ЭГ 2** 3,4 ± 0,6* <0,05

КГ 2** 2** >0,05

Ловкость и координация движений Прыжок через коня в длину, баллы ЭГ 2** 3,3 ± 0,6* <0,05

КГ 2** 2** >0,05

Метание гранаты на дальность, м ЭГ 33,3 ± 3,8 39,0 ± 2,3* <0,05

КГ 33,3± 3,8 32 ± 5 >0,05

Кувырки вперед, баллы ЭГ 3,5 ± 0,5 4,3 ± 0,8* <0,05

КГ 3,5 ± 0,5 3,0 ± 0,5 >0,05

* Статистически значимое различие между показателями экспериментальной и контрольной групп на конечном этапе наблюдения (р<0,05). ** Указан балл без среднеквадратичного отклонения, так как на момент тестирования оценку «неудовлетворительно» получили 100% испытуемых. Упражнение не выполнено согласно описанию либо имело место искажение / пропуск элемента.

16

№ 6 • 2014 Июнь | Juпe

Таблица 2. Сравнительная таблица результатов исследования физической работоспособности по данным велоэргометрии

Показатель Группа Начальный этап (сентябрь) Конечный этап (май) Достоверность различий

ЧСС до нагрузки, уд/мин ЭГ 75±7 71±5 р>0,05

КГ 74±8 74±6 р>0,05

ЧСС при нагрузке 75 Вт, уд/мин ЭГ 109±6 91±4* р<0,05

КГ 110±6 109±7 р>0,05

ЧСС при нагрузке 125 Вт, уд/мин ЭГ 128±7 115±5* р<0,05

КГ 132±5 134±6 р>0,05

ЧСС при нагрузке 175 Вт, уд/мин ЭГ 161±9 146±5* р<0,05

КГ 169±10 170±8 р>0,05

Хронотропный резерв ЭГ 117±11 103±8* р<0,05

КГ 131±12 128±15 р>0,05

* Статистически значимое различие между показателями экспериментальной и контрольной групп на конечном этапе наблюдения (р<0,05)

Тестирование психофизиологических показателей и социологические исследования убедили нас в необходимости разработки и внедрения в учебную программу подготовки офицеров в УВЦ обязательного курса «физическая подготовка». Разработанный курс физической подготовки рассчитан на 1 учебный год (4-й курс) и содержит следующие основные разделы:

— на осенний (весенний) период — ускоренное передвижение и легкая атлетика, преодоление препятствий;

— на зимний период — гимнастика и атлетическая подготовка, лыжная подготовка.

Кроме того, независимо от времени года в процессе обучения должны проводиться комплексные занятия, включающие упражнения из разных разделов программы физической подготовки (бег, упражнения на перекладине, преодоление элементов полосы препятствий), а также спортивные и подвижные игры [1].

Эффективность разработанной программы занятий физическими упражнениями была подтверждена в процессе педагогического эксперимента. По всем показателям тестируемых физических качеств были отмечены достоверные изменения после окончания исследований по сравнению с результатами в начале эксперимента (см. табл. 1).

В контрольной группе к окончанию эксперимента наблюдалась тенденция к снижению показателей развития физических качеств по сравнению с исходным уровнем (см. табл. 1).

На начальном и конечном этапах эксперимента были исследованы физиологические возможности курсантов для оценки их функциональных резервов, а также дана сравнительная оценка полученных результатов (табл. 2).

Установлено, что занятия физическими упражнениями положительно сказываются на состоянии здоровья и физической подготовленности респондентов. В ходе учебно-тренировочного процесса снижается хронотроп-ный резерв сердца и увеличивается его резистентность к физической нагрузке, что говорит о повышении уровня тренированности. Полученные результаты подтверждают положительную динамику, характеризующую повышение физиологических возможностей организма.

Заключение. Результаты проведенного исследования подтверждают значимость физической подготовки и необходимость введения этого раздела в качестве обязательного в программу подготовки курсантов УВЦ в системе высшего профессионального образования.

Считаем целесообразным представить в Министерство обороны РФ пакет методических документов и отчет об эксперименте для обсуждения данного вопроса. Литература

1. Гусева Н.Л. Социологический анализ образа жизни и физкультурно-спортивной деятельности студентов / Н.Л. Гусева,

B.Г. Шилько // Вестник Томского государственного университета. - Томск, 2011. - № 352. - С. 199-202.

2. Капилевич Л.В. Мониторинг системы физического воспитания в вузах Сибирского федерального округа / Л.В. Капилевич, В.Г. Шилько // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 10. - С. 16-18.

3. Министерство обороны РФ. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации. -М., 2001.

4. Потовская Е.С. Применение анализа вариабельности сердечного ритма для оценки функционального состояния организма студенток / Е.С. Потовская, А.В. Кабачкова, В.Г. Шилько // Вестник Томского государственного университета. - Томск, 2011. - № 346. -

C. 140-143.

5. Шилько В.Г. Физическое воспитание в вузе / В.Г. Шилько, Н.Л. Гусева, Т.А. Шилько // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 11. - С. 59-62.

References

1. Guseva, N.L. Sociological analysis of way of life and sports activity of students / N.L. Guseva, V.G. Shil'ko // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - Tomsk, 2011. - № 352. P. 199-202. (In Russian)

2. Kapilevich, L.V. Monitoring of physical education in universities of the Siberian Federal District / L.V. Kapilevich, V.G. Shil'ko // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2010. - № 10. - P. 16-18. (In Russian)

3. Ministry of Defense of the Russian Federation. Instruction in physical training and sport in the Armed Forces of the Russian Federation. -Мoscow, 2001. (In Russian)

4. Potovskaya, E.S. The use of the heart rate variability analysis to assess the body functional status of female students / E.S. Potovskaya, A.V. Kabachkova, V.G. Shil'ko // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - Tomsk, 2011. - № 346. - P. 140-143. (In Russian)

5. Shil'ko, V.G. University physical education / V.G. Shil'ko, N.L. Guseva, T.A. Shil'ko // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2012. - № 11. -P. 59-62. (In Russian)

Информация для связи с автором: vshilko@mail.ru

Поступила в редакцию 24.03.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.