Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уровень финансовой грамотности / преподаватели ВУЗов / курсы финансовой грамотности / финансовое мошенничество / личные финансы / финансовое планирование / инвестиции / страхование / кредит / оценка рисков / the level of financial literacy / university teachers / financial literacy courses / financial fraud / personal finance / financial planning / investments / insurance / credit / risk assessment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьева Лариса Викторовна, Корнусова Валерия Максимовна, Медведева Дарья Григорьевна

В статье поднимается проблема повышения финансовой грамотности педагогических работников. Проведен анализ исследования Института фонда «Общественное мнение» по уровню финансовой грамотности. Рассмотрена проблема финансового мошенничества, жертвами которого стали педагогические работники, обусловлена актуальность проблемы. В статье разработан прототип курса финансовой грамотности для педагогических работников. Курс состоит из шести разделов и итогового тестирования. Изучения разделов завершаются тестированием, а также усвоением материала, который подробно описан в статье. Разработанный курс повышения финансовой грамотности педагогических работников позволяет выбрать удобное время для изучения материала, а также удобный формат для преподавателя ддя усвоения теоретического материала. Курс финансовой грамотности позволит повысить финансовую грамотность педагогических работников, но также и финансовую грамотность студентов, которые с ними взаимодействуют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьева Лариса Викторовна, Корнусова Валерия Максимовна, Медведева Дарья Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article raises the problem of increasing the financial literacy of teaching staff. An analysis of the study by the Institute of the Public Opinion Foundation on the level of financial literacy was carried out. The problem of financial fraud, the victims of which were teaching staff, is considered, and the relevance of the problem is determined. The article develops a prototype of a financial literacy course for teaching staff. The course consists of six sections and a final test. Studying sections ends with testing, as well as mastering the material, which is described in detail in the article. The developed course for improving the financial literacy of teaching staff allows you to choose a convenient time to study the material, as well as a convenient format for the teacher to master the theoretical material. A financial literacy course will improve the financial literacy of teaching staff, but also the financial literacy of students who interact with them.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Корнусова Валерия Максимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Медведева Дарья Григорьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация. В статье поднимается проблема повышения финансовой грамотности педагогических работников. Проведен анализ исследования Института фонда «Общественное мнение» по уровню финансовой грамотности. Рассмотрена проблема финансового мошенничества, жертвами которого стали педагогические работники, обусловлена актуальность проблемы. В статье разработан прототип курса финансовой грамотности для педагогических работников. Курс состоит из шести разделов и итогового тестирования. Изучения разделов завершаются тестированием, а также усвоением материала, который подробно описан в статье. Разработанный курс повышения финансовой грамотности педагогических работников позволяет выбрать удобное время для изучения материала, а также удобный формат для преподавателя для усвоения теоретического материала. Курс финансовой грамотности позволит повысить финансовую грамотность педагогических работников, но также и финансовую грамотность студентов, которые с ними взаимодействуют.

Ключевые слова: уровень финансовой грамотности, преподаватели ВУЗов, курсы финансовой грамотности, финансовое мошенничество, личные финансы, финансовое планирование, инвестиции, страхование, кредит, оценка рисков.

Annotation. The article raises the problem of increasing the financial literacy of teaching staff. An analysis of the study by the Institute of the Public Opinion Foundation on the level of financial literacy was carried out. The problem of financial fraud, the victims of which were teaching staff, is considered, and the relevance of the problem is determined. The article develops a prototype of a financial literacy course for teaching staff. The course consists of six sections and a final test. Studying sections ends with testing, as well as mastering the material, which is described in detail in the article. The developed course for improving the financial literacy of teaching staff allows you to choose a convenient time to study the material, as well as a convenient format for the teacher to master the theoretical material. A financial literacy course will improve the financial literacy of teaching staff, but also the financial literacy of students who interact with them.

Key words: the level of financial literacy, university teachers, financial literacy courses, financial fraud, personal finance, financial planning, investments, insurance, credit, risk assessment.

Введение. Повышение финансовой грамотности всегда было актуальной проблемой современного общества. В эпоху развития финансовых технологий и инноваций, которые становятся необходимым элементом жизни общества, обостряется проблема развития финансового мошенничества. Развитие и внедрение новых технологий в финансовой сфере позволяет мошенникам разрабатывать новые схемы мошенничества. На территории Российской Федерации проблема повышения финансовой грамотности нашла свое отражение в законодательстве. Финансовое мошенничество преследуется по закону на всей правовой иерархии. Повышением финансовой грамотности занимается Банк России [6].

В 2022 г. по поручению Банка России было проведено масштабное исследование уровня финансовой грамотности населения. Согласно исследованию самым высоким уровнем финансовой грамотности обладает молодежь от 14 до 22 лет. Молодежь активно пользуется цифровыми финансовыми услугами, что составляет 91%. К сожалению, население в возрасте от 22 лет обладает низким уровнем финансовой грамотности. Только 61% пользователей является потребителям цифровых финансовых услуг. Согласно исследованию 19% населения никак не защищают финансовые данные в Интернете.

Жертвами мошенников становятся люди разных возрастов и профессий. Исходя из данных исследования больше всего подверженными финансовому мошенничеству становятся люди в возрасте от 22 лет. Деятельность преподавателя связанна не только с обучением, но и воспитанием личности обучающихся. Именно в высших учебных заведениях происходит заключительный этап формирования личности обучающихся. Педагогический состав ВУЗа старше 22 лет в связи с требованиями к образованию педагогических работников. В 2023 г. зафиксированы случаи финансового мошенничества, в которых жертвами стали педагогические работники. Вышеперечисленное становится ключевыми проблемами в повышении финансовой грамотности педагогических работников, и проблема повышения финансовой грамотности педагогического состава становится актуальной в современности.

Изложение основного материала статьи. Повышение финансовой грамотности педагогических работников в основном связана с педагогами неэкономических дисциплин. Данная категория педагогического состава наиболее подвержена финансовому мошенничеству, а значит требует особого внимания к уровню финансовой грамотности. В Нижнем Новгороде участились случаи мошенничества с фишингом социальных сетей ректора. Случаи мошенничества в августе 2023 г. зафиксированы сразу в нескольких ВУЗах Нижнего Новгорода. Мининский Университет сообщил, что от имени ректора поступала рассылка сообщений преподавателям в телеграмме с просьбой связаться с другим человеком. Мошенники перезванивали преподавателю и с помощью различных схем пытались получить доступ к банковским счетам преподавателей [9]. Мининский Университет был не единственным. Мошенники также связывались от имени ректора с преподавателями ННГУ им. Лобачевского и преподавателями других учебных учреждений. У доктора наук нижегородского медицинского ВУЗа мошенникам удалось получить 8,5 миллионов рублей [7]. В других городах России также заявили об учащении случаев мошенничества, жертвами которого стали преподаватели ВУЗов. В Новосибирском государственном университете зафиксировали случаи мошенничества от имени ректора университета [8].

Учащение случаев мошенничества среди педагогического состава ВУЗов России обуславливают решение задачи повышения уровня финансовой грамотности педагогических работников [5]. Действенным методом повышения финансовой грамотности педагогических работников ВУЗа является прохождение курсов финансовой грамотности [4]. Дистанционные курсы на образовательной платформе для преподавателей позволяет повысить финансовую грамотность преподавателей в ограниченных временных ресурсах [1-3]. Повышение финансовой грамотности педагогических работников ВУЗа предлагается с помощью открытого курса финансовой грамотности для преподавателей с помощью платформы МООК на базе Мининского Университета. Мининский Университет использует платформу МООК. Курс финансовой грамотности

позволит не только повысить финансовую грамотность преподавателей Мининского Университета, но и преподавателей других ВУЗов, так как является открытой площадкой.

Доходы и расходы:

Риски и их классификация

Рисунок 1. Основные разделы курса финансовой грамотности для преподавателей

Первоначальным условием повышения финансовой грамотности преподавателей ВУЗов является изучение основных источников дохода и возможных расходов для формирования и использования личного и семейного бюджета. В форме лекционных занятий преподаватели изучают основные возможные источники доходной и расходной части бюджета. Лекции доступны в двух вариантах: в форме коротких видеороликов и текстового материала. Преподаватель самостоятельно выбирает удобный способ для восприятия информации. Раздел подразделяется на следующие темы:

1. Структура бюджета.

2. Формирование доходной части бюджета.

3. Формирование расходной части бюджета.

4. Финансовое планирование.

После прохождения лекционных материалов преподаватели проходят тест по усвоению раздела. В результате изучения первого раздела преподаватель будет осознанно подходить к формированию и планированию собственного бюджета.

После изучения первого раздела преподаватели познакомятся с основными видами мошенничества, связанными с личным финансами. Преподаватели изучат основные мошеннические схемы. Формат обучения такой же как в первом разделе. После изучения также предусмотрено тестирование. В результате изучения раздела преподаватель сможет распознавать мошенников и уберечь личные финансы от мошенников.

Изучение раздела «Кредит» предполагает изучение потребительского кредита, ипотечного кредита, использование кредитных карт, овердрафт, финансовое обеспечения кредита. Форма обучения и контроля остается прежней. В результате изучения данного раздела преподаватель сможет выбирать кредит в зависимости от финансового положения и разбираться в условиях кредитного договора.

Изучение раздела «Инвестиции» включает в себя изучение следующих тем:

1. Экономическая сущность инвестиций в финансовом планировании.

2. Отличительные особенности инвестиций от других финансовых продуктов.

3. Взаимосвязь риска и доходности инвестирования.

4. Основные виды инвестиций.

5. Оценка степени риска инвестиционного продукта.

После прохождения теоретического материала преподаватель закрепляет полученные знания с помощью теста. В результате освоения раздела он будет осознавать роль инвестиций в личном финансовом планировании, разберется в основных инвестиционных продуктах, осознает принятие риска при совершении инвестиционной сделки и купли-продажи инвестиционных продуктов.

В результате освоения раздела «Страхование» преподаватель изучит сущность страхования, его основные принципы и задачи, узнает про основные виды страхования, научится сравнивать страховые продукты и выбирать страховые продукты в зависимости отличных целей и финансового положения [2].

Последним разделом в курсе финансовой грамотности преподавателей ВУЗов занимает раздел «Риски и их классификация». В результате изучения раздела преподаватели изучат теоретические основы рисков, их классификацию, взаимосвязь с доходами, смогут оценивать риск в основных финансовых продуктах и выбирать финансовый продукт в зависимости от уровня риска, который соответствует их риск-аппетиту.

После прохождения курса преподаватели сдают итоговое тестирование, который позволяет упорядочить полученные финансовые знания для их дальнейшего применения на практике.

Прохождение курса финансовой грамотности для преподавателей позволит повысить не только их уровень финансовой грамотности, но и финансовую грамотности студентов, для который их знания и опыт являются авторитетными в процессе обучения.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод об актуальности повышения уровня финансовой грамотности педагогических работников. Педагогические работники в 2023 г. являются целевой группой финансовых мошенников. Действенным методом повышения финансовой грамотности педагогических работников ВУЗа является прохождение курсов финансовой грамотности. Курс финансовой грамотности включает в себя обширный перечень разделов, в целях углубленной подготовки педагогических работников. Курс направлен на дистанционную подготовку педагогического состава с выбором удобного формата изучения теоретического материала, а также прохождение промежуточных тестов по разделам и прохождение итогового тестирования. Внедрение и реализация курса финансовой грамотности для педагогических работников позволит повысить не только их уровень финансовой грамотности, но и финансовую грамотности студентов, для который их знания и опыт являются авторитетными в процессе обучения.

Литература:

1. Агаева, A.A. Российские и международные практики повышения финансовой грамотности населения / A.A. Агаева // Скиф. - 2022. - №5 (69). - С. 481-488

2. Белозёров, С.А. Повышение финансовой грамотности населения как фактор развития национального финансового рынка (опыт Санкт-петербургского Государственного университета) / С.А. Белозёров // Известия СПбГЭУ. - 2023. - №3-1 (141).-С. 144-149

3. Крушинский, Н.К. Финансовая грамотность: проблемы программной реализации в образовательном процессе / Н.К. Крушинский // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №74-2. - С. 146-148

4. Рубцова, О.Л. Финансовая компетентность педагога как элемент формирования финансовой грамотности обучающегося / О.Л. Рубцова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №60-2. - С. 304-307

5. Фролова, C.B. Концептуальные основы создания цифровой платформы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов / C.B. Фролова. - 2023. - №4(10). - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1384 (дата обращения: 18.03.2023)

6. Официальный сайт Банка России. - URL: https://cbr.ru/analytics/szpp/fin_literacy/fin_ed_intro/ (дата обращения: 18.03.2023)

7. Официальный сайт Городского интерактивного портала «Открытый Нижний». - URL: https://opennov.ru/?q=news/science-and-education/2023-06-20/88848 (дата обращения: 17.10.2023)

8. Официальный сайт Издательского дома «Сибирское слово». - URL: https://4s-info.ru/2023/08/31/prepodavatelej-ngu-razveli-na-dengi-ot-imeni-rektora/ (дата обращения: 17.10.2023)

9. Официальный сайт Информационного агентства «Говорит Нижний». - URL: https://govoritnn.ru/moshenniki-razveli-na-8-5-milliona-rublej-vedushhuju-nizhegorodskuju-akusherku/. (дата обращения: 17.10.2023)

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Кочуров Алексей Павлович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Липатова Ангелина Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СИЛЛАБУС КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ

Аннотация. В научной статье обозначается роль силлабуса как эффективного инструмента для организации самостоятельной работы студентов в педагогических высших учебных заведениях. Авторы анализируют значение и структуру силлабуса в контексте образовательного процесса, выделяя его ключевые компоненты и функции. В статье также рассматриваются практические аспекты разработки и реализации силлабуса, а также его влияние на мотивацию и активность студентов в учебном процессе. Исследование основано на анализе педагогической литературы и опыте преподавателей. Результаты данного исследования могут быть полезными для преподавателей и администраторов высших учебных заведений, стремящихся улучшить качество образования и развить самостоятельные учебные навыки студентов.

Ключевые слова: силлабус, самостоятельная работа, педагогический ВУЗ, организация учебного процесса, образовательная практика, мотивация студентов, активное обучение, учебные навыки, планирование учебной деятельности, эффективное обучение.

Annotation. This scientific article investigates the role of the sillabus as an effective tool for organizing students' independent work in pedagogical higher education institutions. The authors analyze the meaning and structure of the syllabus in the context of the educational process, highlighting its key components and functions. The article also considers the practical aspects of the development and implementation of the syllabus, as well as its impact on students' motivation and activity in the learning process. The study is based on the analysis of pedagogical literature and teachers' experience. The results of this study can be useful for teachers and administrators of higher education institutions seeking to improve the quality of education and develop students' independent learning skills.

Key words: sillabus, independent work, pedagogical university, organization of educational process, educational practice, student motivation, active learning, learning skills, planning of learning activities, effective learning.

Введение. С развитием современных информационных технологий смещается акцент на самостоятельную работу студентов. Такое изменение проявляется в создании разнообразных электронных курсов и веб-сайтов, облегчающих общение преподавателей и студентов. Кроме того, на этих платформах представлен перечень задач, что позволяет студентам работать удаленно, способствуя развитию их мобильности.

Одной из ведущих ролей в самообучении студентов становится силлабус. Сокращение количества аудиторных занятий и переход от простого прослушивания лекций к самостоятельной работе студентов делает данную тему особенно актуальной.

Следует отметить, что самостоятельная работа способствует развитию у студентов организованности и ответственности. Тем не менее, важно подчеркнуть, что контроль и поддержка со стороны преподавателей по-прежнему необходимы. Формы такой работы определяются в процессе разработки программ обучения. Преподаватели имеют право давать студентам специальный план работы или размещать его на сайтах, чтобы студенты знали, какие задачи им предстоит решить в рамках той или иной дисциплины. Этот документ называется силлабус и является важным средством взаимодействия между преподавателем и обучающимися.

Изложение основного материала статьи. Под силлабусом понимается план учебного курса, который содержит информацию о предмете, его целях и задачах, кратком описании содержания, темах и продолжительности каждого занятия, а также заданиях для самостоятельной работы. В нем отражаются требования преподавателя, критерии оценки и список рекомендуемой литературы. Силлабус является важным инструментом для студентов, так как позволяет им понять, что будет изучаться в течение семестра и какие ожидаются результаты. Важно отметить, что силлабус не является статичным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.