Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ОТКРЫТЫХ КУРСОВ'

ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ОТКРЫТЫХ КУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОТКРЫТЫЕ КУРСЫ / СКВОЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТЫ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ТЕХНОЛОГИИ БОЛЬШИХ ДАННЫХ / ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьев Валентин Александрович, Тягунова Любовь Сергеевна, Павлова Полина Сергеевна

В статье авторами работы поднимается проблема, связанная с повышением уровня финансовой грамотности. Актуальность повышения финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей в ВУЗе с помощью открытых курсов связана с низким уровнем знаний в области финансов у молодежи и популяризацией дистанционного обучения. Открытые курсы представляют открытую площадку для размещения образовательного материала в различных сферах. С помощью открытых курсов можно реализовать формат дистанционного обучения, который предпочтителен для студентов. В статье предлагается использовать открытые курсы по финансовой грамотности с помощью следующих форм обучения, таких как видео лекции, конспектирование, практические занятия, текущее тестирование и итоговый контроль в форме экзамена. Авторы статьи предлагают использовать современные сквозные технологии, такие как технологии больших данных и технологии искусственного интеллекта, для повышения финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей в ВУЗе с помощью открытых курсов. Они позволяют повысить охват аудитории, снизить риск непрохождения курса по финансовой грамотности, подбирать материал по индивидуальным образовательным потребностям, а также снизить нагрузку преподавателей, для более качественной подготовки к видео лекциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьев Валентин Александрович, Тягунова Любовь Сергеевна, Павлова Полина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF GROUPS IN SOCIAL NETWORKS AND MESSENGERS FOR INFORMATION SUPPORT OF SOFTWARE DEVELOPMENT IN THE FIELD OF EDUCATION

In the article, the authors of the work raise the problem associated with increasing the level of financial literacy of the population. The relevance of improving the financial literacy of students of non-economic specialties at the university with the help of open courses is associated with a low level of knowledge in the field of finance among young people and the popularization of distance learning. Open courses are an open platform for the placement of educational material in various fields. With the help of open courses, it is possible to implement a distance learning format that is preferable for students. The article suggests using open courses on financial literacy using the following forms of training, such as video lectures, notes, practical exercises, ongoing testing and final control in the form of an exam. The authors of the article suggest using modern end-to-end technologies, such as big data technologies and artificial intelligence technologies, to improve the financial literacy of students of non-economic specialties at the university with the help of open courses. They allow you to increase audience coverage, reduce the risk of not completing a course on financial literacy, select material according to individual educational needs, and also reduce the workload of teachers for better preparation for video lectures.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ОТКРЫТЫХ КУРСОВ»

4. Лысова, О.Р. Подкаст как адаптированный текст в учебно-педагогическом дискурсе / О.Р. Лысова, С.В. Парвухина // Russin Linguistic Bulletin. - 2021. - №4 (28). - С. 78-83

Педагогика

УДК 378.1

доктор экономических наук, профессор Лаврентьев Валентин Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Тягунова Любовь Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Павлова Полина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

С ПОМОЩЬЮ ОТКРЫТЫХ КУРСОВ

Аннотация. В статье авторами работы поднимается проблема, связанная с повышением уровня финансовой грамотности. Актуальность повышения финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей в ВУЗе с помощью открытых курсов связана с низким уровнем знаний в области финансов у молодежи и популяризацией дистанционного обучения. Открытые курсы представляют открытую площадку для размещения образовательного материала в различных сферах. С помощью открытых курсов можно реализовать формат дистанционного обучения, который предпочтителен для студентов. В статье предлагается использовать открытые курсы по финансовой грамотности с помощью следующих форм обучения, таких как видео лекции, конспектирование, практические занятия, текущее тестирование и итоговый контроль в форме экзамена. Авторы статьи предлагают использовать современные сквозные технологии, такие как технологии больших данных и технологии искусственного интеллекта, для повышения финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей в ВУЗе с помощью открытых курсов. Они позволяют повысить охват аудитории, снизить риск непрохождения курса по финансовой грамотности, подбирать материал по индивидуальным образовательным потребностям, а также снизить нагрузку преподавателей, для более качественной подготовки к видео лекциям.

Ключевые слова: финансовая грамотность, открытые курсы, сквозные технологии, студенты неэкономических специальностей, технологии больших данных, технологии искусственного интеллекта, формы обучения, индивидуальные образовательные потребности.

Annotation. In the article, the authors of the work raise the problem associated with increasing the level of financial literacy of the population. The relevance of improving the financial literacy of students of non-economic specialties at the university with the help of open courses is associated with a low level of knowledge in the field of finance among young people and the popularization of distance learning. Open courses are an open platform for the placement of educational material in various fields. With the help of open courses, it is possible to implement a distance learning format that is preferable for students. The article suggests using open courses on financial literacy using the following forms of training, such as video lectures, notes, practical exercises, ongoing testing and final control in the form of an exam. The authors of the article suggest using modern end-to-end technologies, such as big data technologies and artificial intelligence technologies, to improve the financial literacy of students of non-economic specialties at the university with the help of open courses. They allow you to increase audience coverage, reduce the risk of not completing a course on financial literacy, select material according to individual educational needs, and also reduce the workload of teachers for better preparation for video lectures.

Key words: financial literacy, open courses, end-to-end technologies, students of non-economic specialties, big data technologies, artificial intelligence technologies, forms of education, individual educational needs.

Введение. Проблема финансовой грамотности в России проявила себя в начале 90-х гг. XX в. Переход от командно-административной экономики к рыночной, разработка и внедрение норм финансового права, масштабные изменения в законодательстве стали причиной образования множества форм и способов финансового мошенничества. Учащение случаев финансового мошенничества потребовали от государственных властей не только ужесточения законодательства, но также и повышения уровня финансовой грамотности. В начале 2000-х также обострилась проблема повышения уровня доверия населения к банковской сфере. В этих целях было создано Агентство по страхованию вкладов (АСВ).

В 2023 г. проблема повышения финансовой грамотности населения остается актуальной. Согласно статистическому исследованию, проводимому Банком России в 2020 г., средний уровень финансовой грамотности населения в возрасте от 18 до 22 лет определен у 54% респондентов [6]. Так как к данному возрастному диапазону относятся студенты ВУЗов актуализируется проблема повышения финансовой грамотности обучающихся высшего образования.

Обучающиеся ВУЗов, вне зависимости от специальности, в повседневной жизни постоянно сталкиваются с вопросами, связанными с финансовой грамотностью. Планирование, учет и ведение бюджета, банковское обслуживание физических лиц, прогнозирование личных расходов и другое требует от личности знаний в области финансовой грамотности. Студенты неэкономических специальностей помимо получения комплексных знаний, навыков и умений в рамках изучаемой ими сферы, должны обладать финансовой грамотностью.

В период с начала 2020 г. на территории Российской Федерации в процесс обучения активно внедряется дистанционное обучение. У студентов появляется возможность получить образование из дома, чем они активно пользуются. Площадкой дистанционного обучения становятся открытые курсы. С помощью открытых курсов студенты неэкономических специальностей могут стать финансово грамотными.

Изложение основного материала статьи. Открытые курсы представляют собой площадку, включающей в себе материалы занятий в разных сферах жизнедеятельности. Популярной платформой открытых образовательных курсов становится площадка - Открытое образование [7]. На площадке существует почти 1000 курсов для всех желающих. Курсы публикуют ведущие ВУЗы страны. Наряду с площадкой Открытое образование существует платформа MOOK, на которой в дистанционном формате можно разместить открытые курсы, в том числе по финансовой грамотности [8]. На базе MOOK свою деятельность осуществляют многие ВУЗы, среди которых Мининский Университет [1].

Студент постоянно сталкивается с большим количеством информации. Однако, усвоить за день он способен только 20% от общего количества информации. Повышение эффективности курса по финансовой грамотности зависит от способа его представления для обучающихся. Информация должна быть открыта, доступна и быть полезной для студентов [3]. Запоминание основ финансовой грамотности для студентов неэкономических специальностей на прямую связана со способом представления информации. В целях повышения запоминания информации необходимо задействовать несколько органов чувств, основными из которых является зрение и слух.

Наиболее оптимальным в рамках открытых курсов по финансовой грамотности является формат видео лекций. Видео лекции способны воздействовать на слуховую и зрительную память обучающихся. Для подключения машинальной памяти предлагается использовать конспектирование в форме схем, графиков и таблиц. Конспекты должны проверяться преподавателем. Формат тестирования подойдет для обучения финансовой грамотности с помощью открытых курсов, которые позволят узнать процент усвоенной информации. На основании данных тестирования для обучающихся предлагается разрабатывать материалы лекций для повторного изучения студентами. После повторного изучения материалов неусвоенных тем лекции предлагается повторно пройти тестирования в сокращенном формате, которое включает в себя только неусвоенный ранее материал.

Формы обучения финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей с

помощью открытых курсов

Конспектировани е: схемы, таблицы, рисунки, графики и другое

Обязательна проверка преподавателем

Тестирование

неусвоенные

темы формируются ввиде материалов лекций для повторного изучения и прохождения повторного тестирования

Практические задания для формирования навыков и умений по финансовой грамотности

Итоговый экзамен в дистанционного формате

Практические задания должны быть связаны с личным опытом обучающихся

Рисунок 1. Обучение финансовой грамотности с помощью открытых курсов

Практические задания по финансовой грамотности должны включать себя примеры из личного опыта студентов. Например, создание личного бюджета у конкретного обучающегося или решения кейс-задач в форме получения банковских услуг. Итоговый экзамен должен включать в себя проверку теоретических и практических знаний, обучающихся в вопросах финансовой грамотности. Ответы на вопросы по теории финансовой грамотности, а также решение кейс-задач.

Снижение нагрузки преподавателя является основной задачей открытых курсов [2]. Открытые курсы позволяют охватить большую аудитории студентов с минимальной нагрузкой преподавательского состава [4]. В настоящее время решением такой ситуации является использование современных сквозных технологий. Сквозные технологии используются во всех сферах жизнедеятельности человека, образования не является исключением. Современные сквозные технологии в образовании существует в форме виртуальной и дополненной реальности, робототехники, технологии больших данных, искусственного интеллекта. Сквозные технологии в образовании позволяют задействовать различные органы чувств человека, такие как зрение, слух, осязание, обоняние и другое. Наиболее применимыми современными сквозными технологиями на открытых курсах для повышения финансовой грамотности студентов становится искусственный интеллект и технологии больших данных.

Студенты ВУЗов в настоящий момент времени активно ведут социальные сети. Технологии больших данных способны предлагать студентам повысить финансовую грамотность с помощью открытых курсов в социальных сетях. Большие данные способны анализировать активность студентов в разное время суток и предлагать курсы в наиболее предпочтительное для них время. Большие данные также способны дублировать предложение и анализировать, когда студенты чаще всего соглашаются на другие предложения. Например, предложение покупки одежды, предложение о дополнительном образовании и другое. Технологии больших данных на основании анализа активности и поисковых запросов способны снизить вероятность отказа обучающимися курсов финансовой грамотности.

Технологии больших данных в повышении финансовой грамотности обучающихся с помощью открытых курсов не только способны привлечь студентов к обучению, но и провести анализ индивидуальных потребностей в области финансовой грамотности. Финансовое мошенничество зародилось в Российской Федерации с начала ее существования. Наиболее популярными формами являются финансовые пирамиды и мошенничество в сфере личных финансов. Экономика страны модернизируется, появляются новые технологии, которые также влияют на формы финансового мошенничества. Мошенничество в социальных сетях и фишинг являются подтверждением данной проблемы. Финансовое мошенничество не исчезает, а лишь переходит из одной формы в другую. Студенты также являются потерпевшими от рук финансовых мошенниках.

Наиболее подвержены финансовому мошенничеству именно студенты неэкономических специальностей, так как не обладают необходимыми навыками финансовой грамотности. Технологии больших данных позволяют выявлять потерпевших в сфере финансового мошенничества и предлагать им курсы финансовой грамотности в зависимости от специфики формы финансового мошенничества. Такие студенты находится под впечатлением от произошедших событий и вероятность их согласия на прохождения становится выше. Также технологии больших данных способны предлагать им пройти отдельно обучение в сфере защиты данных от финансовых мошенников и научить их не допустить повторных случаев финансового мошенничества. Технологии больших данных также позволяют формировать индивидуальные потребности студентов в области финансовой грамотности в зависимости от их увлечений, интересов и поисковых запросов. Они позволят переходить на открытые курсы с интересными для них темами в области финансовой грамотности.

Технологии искусственного интеллекта способны более точно оценить знания, навыки и умения студентов в период прохождения итогового экзамена. Искусственный интеллект позволяет выявить списывает ли студент. Важно оценивать реальный уровень достижений студента за время курса для модификации программы обучения. Главная цель открытых курсов в данном случае - это повышение уровня финансовой грамотности, а помочь преподавателю объективно оценить результаты обучения способны технологии искусственного интеллекта. Технологии искусственного интеллекта лежат в основе цифровой платформы независимой оценки качества образовательных услуг [5].

Технологии искусственного интеллекта позволяют также снизить нагрузку преподавателя во время оценки практических работ обучающихся. На основании статистических данных о практических работах студентов и данных о оценки таких работ преподавателя способны формировать оценку похожих работ. Искусственный интеллект способен формировать отчеты для преподавателей, сокращая время на их проверку.

Современные сквозные технологии позволяют снизить бремя преподавателя. Снижение времени на рутинную работу позволяют преподавателям осваивать нововведения в области финансовой грамотности, работать над ораторским искусством, а также теоретическим материалом видео лекции. Видео лекции станут более информативными и шанс на усвоение информации студентами повысится. Преподаватель сможет использовать новые технологии в обучении, которые способны удовлетворить индивидуальные потребности студентов по усвоению информации для большой аудитории.

Выводы. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что повышение финансовой грамотности обучающихся является актуальной проблемой, так согласно статистическому исследованию Банка России, уровень финансовой грамотности студентов ВУЗов недостаточный. С развитием дистанционного обучения обретают популярность открытые курсы. Наиболее подвержены финансовому мошенничеству являются студенты неэкономических специальностей, так как не обладают необходимыми знаниями в области финансовой грамотности. Обучение студентов неэкономических специальностей в ВУЗе финансовой грамотности с помощью открытых курсов должно реализовываться в форме: видео лекций, практических занятий, конспектирования, тестирования и итогового экзамена. Современные сквозные технологии в образовании, такие как технологии больших данных и технологии искусственного интеллекта, способны снизить нагрузку педагогического коллектива. Педагоги смогут качественно подготовить материал видео лекций по финансовой грамотности и способам передачи образовательного материала.

Литература:

1. Винникова, И.С. Цифровые технологии при повышении финансовой грамотности современной молодёжи / И.С. Винникова, П.М. Видяйкина, Д.А. Таурова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №75-3. -С. 100-103

2. Лукьянова, Н.Ю. Инновационный подход к повышению финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей вузов / Н.Ю. Лукьянова, Н.А. Зонин, И.В. Щепкова, М.О. Тищук // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2020. - №1. - С. 107-118

3. Новожилова, Н.В. Финансовая грамотность: педагогические подходы формирования / Н.В. Новожилова // Народное образование. - 2017. - №9-10 (1465). - С. 125-129

4. Осташевский, С.М. Финансовая грамотность и пути ее повышения как актуальная проблема профессионального образования / С.М. Осташевский, В.С. Петрова // Инновационное развитие профессионального образования. - 2021. - №3 (31). - С. 86-90

5. Фролова, С.В. Концептуальные основы создания цифровой платформы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов / С.В. Фролова, Е.Н. Перевозчикова // Вестник Мининского Университета. - 2023. - №4(10). - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1384 (дата обращения: 18.03.2023)

6. Официальный сайт Банка России. - URL: https://cbr.ru/analytics/szpp/fin_literacy/fin_ed_intro/ (дата обращения: 18.03.2023)

7. Официальный сайт Открытое образование. - URL: https://openedu.ru/ (дата обращения: 18.03.2023)

8. Официальный сайт MOOK. - URL: https://mooc.mininuniver.ru/ (дата обращения: 18.03.2023)

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Вихарева Анастасия Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Дерябина Анастасия Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В настоящее время в педагогике особое внимание акцентируется на вопросах о значимости внедрения методов цифровизации в современные образовательные процессы. Понятие «цифровое обучение» характеризуется как целенаправленный процесс в педагогической системе, который в большей степени базируется на цифровой/электронной форме хранения, обработке и передаче информации, а также значительно рационализирует получение образования и улучшает его качество. Данная статья подтверждает необходимость внедрения цифровых методов в деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.