Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьева Лариса Викторовна, Вихарева Анастасия Дмитриевна, Дерябина Анастасия Алексеевна

В настоящее время в педагогике особое внимание акцентируется на вопросах о значимости внедрения методов цифровизации в современные образовательные процессы. Понятие «цифровое обучение» характеризуется как целенаправленный процесс в педагогической системе, который в большей степени базируется на цифровой/электронной форме хранения, обработке и передаче информации, а также значительно рационализирует получение образования и улучшает его качество. Данная статья подтверждает необходимость внедрения цифровых методов в деятельность обучающихся ВУЗов. Именно на этих этапах получения образования актуализируется значимость различных научно-исследовательских работ, которые требуют повышения результативности для будущих специалистов. Важно отметить, что эффективность цифровых методов достигается только при совокупности их применения совместно с человеческим фактором, а значит, присутствие личности педагога и его наставничество в научно-исследовательских проектах остаётся неотъемлемым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьева Лариса Викторовна, Вихарева Анастасия Дмитриевна, Дерябина Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF THE INTRODUCTION OF ELEMENTS OF DIGITALIZATION IN THE RESEARCH ACTIVITIES OF UNIVERSITY STUDENTS

Currently, in pedagogy, special attention is focused on the importance of the introduction of digitalization methods in modern educational processes. The concept of "digital learning" is characterized as a purposeful process in the pedagogical system, which is more based on the digital/electronic form of storing, processing and transmitting information, and also significantly rationalizes education and improves its quality. This article confirms the need to introduce digital methods into the activities of university students. It is at these stages of education that the importance of various research works that require improving the effectiveness for future specialists is actualized. It is important to note that the effectiveness of digital methods is achieved only when they are used together with the human factor, which means that the presence of the teacher's personality and his mentoring in research projects remains integral.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Наиболее подвержены финансовому мошенничеству именно студенты неэкономических специальностей, так как не обладают необходимыми навыками финансовой грамотности. Технологии больших данных позволяют выявлять потерпевших в сфере финансового мошенничества и предлагать им курсы финансовой грамотности в зависимости от специфики формы финансового мошенничества. Такие студенты находится под впечатлением от произошедших событий и вероятность их согласия на прохождения становится выше. Также технологии больших данных способны предлагать им пройти отдельно обучение в сфере защиты данных от финансовых мошенников и научить их не допустить повторных случаев финансового мошенничества. Технологии больших данных также позволяют формировать индивидуальные потребности студентов в области финансовой грамотности в зависимости от их увлечений, интересов и поисковых запросов. Они позволят переходить на открытые курсы с интересными для них темами в области финансовой грамотности.

Технологии искусственного интеллекта способны более точно оценить знания, навыки и умения студентов в период прохождения итогового экзамена. Искусственный интеллект позволяет выявить списывает ли студент. Важно оценивать реальный уровень достижений студента за время курса для модификации программы обучения. Главная цель открытых курсов в данном случае - это повышение уровня финансовой грамотности, а помочь преподавателю объективно оценить результаты обучения способны технологии искусственного интеллекта. Технологии искусственного интеллекта лежат в основе цифровой платформы независимой оценки качества образовательных услуг [5].

Технологии искусственного интеллекта позволяют также снизить нагрузку преподавателя во время оценки практических работ обучающихся. На основании статистических данных о практических работах студентов и данных о оценки таких работ преподавателя способны формировать оценку похожих работ. Искусственный интеллект способен формировать отчеты для преподавателей, сокращая время на их проверку.

Современные сквозные технологии позволяют снизить бремя преподавателя. Снижение времени на рутинную работу позволяют преподавателям осваивать нововведения в области финансовой грамотности, работать над ораторским искусством, а также теоретическим материалом видео лекции. Видео лекции станут более информативными и шанс на усвоение информации студентами повысится. Преподаватель сможет использовать новые технологии в обучении, которые способны удовлетворить индивидуальные потребности студентов по усвоению информации для большой аудитории.

Выводы. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что повышение финансовой грамотности обучающихся является актуальной проблемой, так согласно статистическому исследованию Банка России, уровень финансовой грамотности студентов ВУЗов недостаточный. С развитием дистанционного обучения обретают популярность открытые курсы. Наиболее подвержены финансовому мошенничеству являются студенты неэкономических специальностей, так как не обладают необходимыми знаниями в области финансовой грамотности. Обучение студентов неэкономических специальностей в ВУЗе финансовой грамотности с помощью открытых курсов должно реализовываться в форме: видео лекций, практических занятий, конспектирования, тестирования и итогового экзамена. Современные сквозные технологии в образовании, такие как технологии больших данных и технологии искусственного интеллекта, способны снизить нагрузку педагогического коллектива. Педагоги смогут качественно подготовить материал видео лекций по финансовой грамотности и способам передачи образовательного материала.

Литература:

1. Винникова, И.С. Цифровые технологии при повышении финансовой грамотности современной молодёжи / И.С. Винникова, П.М. Видяйкина, Д.А. Таурова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №75-3. -С. 100-103

2. Лукьянова, Н.Ю. Инновационный подход к повышению финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей вузов / Н.Ю. Лукьянова, Н.А. Зонин, И.В. Щепкова, М.О. Тищук // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2020. - №1. - С. 107-118

3. Новожилова, Н.В. Финансовая грамотность: педагогические подходы формирования / Н.В. Новожилова // Народное образование. - 2017. - №9-10 (1465). - С. 125-129

4. Осташевский, С.М. Финансовая грамотность и пути ее повышения как актуальная проблема профессионального образования / С.М. Осташевский, В.С. Петрова // Инновационное развитие профессионального образования. - 2021. - №3 (31). - С. 86-90

5. Фролова, С.В. Концептуальные основы создания цифровой платформы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов / С.В. Фролова, Е.Н. Перевозчикова // Вестник Мининского Университета. - 2023. - №4(10). - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1384 (дата обращения: 18.03.2023)

6. Официальный сайт Банка России. - URL: https://cbr.ru/analytics/szpp/fin_literacy/fin_ed_intro/ (дата обращения: 18.03.2023)

7. Официальный сайт Открытое образование. - URL: https://openedu.ru/ (дата обращения: 18.03.2023)

8. Официальный сайт MOOK. - URL: https://mooc.mininuniver.ru/ (дата обращения: 18.03.2023)

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Вихарева Анастасия Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Дерябина Анастасия Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В настоящее время в педагогике особое внимание акцентируется на вопросах о значимости внедрения методов цифровизации в современные образовательные процессы. Понятие «цифровое обучение» характеризуется как целенаправленный процесс в педагогической системе, который в большей степени базируется на цифровой/электронной форме хранения, обработке и передаче информации, а также значительно рационализирует получение образования и улучшает его качество. Данная статья подтверждает необходимость внедрения цифровых методов в деятельность

обучающихся ВУЗов. Именно на этих этапах получения образования актуализируется значимость различных научно-исследовательских работ, которые требуют повышения результативности для будущих специалистов. Важно отметить, что эффективность цифровых методов достигается только при совокупности их применения совместно с человеческим фактором, а значит, присутствие личности педагога и его наставничество в научно-исследовательских проектах остаётся неотъемлемым.

Ключевые слова: цифровизация, образование, цифровые технологии, научно-исследовательская деятельность, информационная образовательная среда, электронное обучение, управление профессиональным образованием.

Annotation. Currently, in pedagogy, special attention is focused on the importance of the introduction of digitalization methods in modern educational processes. The concept of "digital learning" is characterized as a purposeful process in the pedagogical system, which is more based on the digital/electronic form of storing, processing and transmitting information, and also significantly rationalizes education and improves its quality. This article confirms the need to introduce digital methods into the activities of university students. It is at these stages of education that the importance of various research works that require improving the effectiveness for future specialists is actualized. It is important to note that the effectiveness of digital methods is achieved only when they are used together with the human factor, which means that the presence of the teacher's personality and his mentoring in research projects remains integral.

Key words: digitalization, education, digital technologies, research activities, information educational environment, e-learning, management of vocational education.

Введение. Цифровизация служит человеку эффективным инструментом для достижения гибкости во всех окружающих его процессах. Эпоха информационных технологий диктует неизбежные нововведения во всех сферах, в том числе - в педагогической области. В настоящее время трудно представить учебные заведения без оснащения разнообразными электронными ресурсами для удалённой и непосредственно очной реализации программ обучения. Особенно масштабным стал переход на всеобщее освоение дисциплин в дистанционном формате после пандемии короновируса в 2020 году. Однако, в действительности данный процесс стал реализовываться задолго до повсеместного введения карантинных мер. Феномен применения цифровых средств в образовательной среде стал носить всемирный характер ещё с 20 века в послевоенный период. Зарождение первых компьютеров привело к их активному изучению и дальнейшему использованию в промышленной и научно-исследовательской сферах. Позднее появились первые школы, оборудованные примитивными ЭВМ с программным обеспечением на магнитных дисках. В настоящее время Всемирный экономический форум прогнозирует стремление размера рынка образовательных цифровых технологий EdTech к 342 миллиардам долларов.

Цифровизация Российского образования претерпевала несколько стадий изменения:

• На первом этапе цифровизации (1980-1990 гг.) произошёл резкий скачок компьютерной грамотности. Это повлекло за собой создание первых компьютерных классов.

• В начале 21 века в образовательный процесс повсеместно ввели информационные компьютерные технологии, которые стали востребованными не только в рамках уроков по информатике.

• На современном этапе (с 2018 г.) приятно говорить о цифровой трансформации, которая предполагает использование электронных технологий в каждом учебном процессе.

По мере постепенного вхождения в современные реалии цифровых методов и средств, стали очевидны преобразования в учебной деятельности на всех уровнях:

• Содержание и планируемые результаты обучения. Спрос на сотрудников, обладающих компетентностью в область информационных технологий, интенсивно растёт. Трудно представить сотрудника интегрированного наукоемкого предприятия, не использующего в своей деятельности цифровые технологии [6]. Требования рынка труда привели к необходимости внедрения цифровых технологий в учебный процесс ВУЗов.

• Образовательные технологии. Стратегии введения «цифровой дидактики» в России уже направлены на школы и вузы. К примеру, массовые открытые онлайн-курсы набирают обороты и становятся привычным методом обучения для студентов.

• Организация учебной деятельности. В широкое применение начали входить планшеты, ноутбуки, интерактивные доски в качестве инструментов управления образовательным процессом.

Множество экспертов единогласно утверждают: получать образование без использования цифровых средств становится невозможным. Площадка сети Интернет упрощает и ускоряет любые манипуляции с информацией, что превратилось в обыденное явление современной стремительно развивающейся жизни.

В качестве примера подтверждения установившейся тесной связи образования и цифровизации - государственная программа «Цифровые профессии», запущенная для студентов в 2022 году. Главной целью проекта является предоставление крупных льгот, в том числе - для обучающихся высших учебных заведений, на обретение профессиональных компетенций в сфере информационных технологий. Прохождение программы предусмотрено на специально отведённых Интернет-платформах, за счёт чего студенты, зачисленные на курс, могут свободно изучать материал, не выходя из дома. Цифровые платформы основаны на применении методов независимых оценок образовательных результатов студентов [10]. Данное нововведение свидетельствует о заинтересованности рынка труда в потенциальном расширении кадровых ресурсов, специализирующихся на различных компьютерных операциях, а сами курсы построены таким образом в целях активного применения цифровых источников для получения новых знаний в научно-исследовательской деятельности.

Изложение основного материала статьи. Авторами статьи при исследовании вопросов эффективности внедрения элементов цифровизации в научно-исследовательскую деятельность студентов ВУЗа были выявлены такие способы цифрового обучения студентов, как «синхронное», или совместное. В настоящее время эффективно обучение при поддержке тьютеров, кураторов и наставников (онлайн-лекции, презентации, вебинары, прямые эфиры в социальных сетях, веб-конференции и прочее) и «асинхронное» обучение, с возможностью индивидуальной отсроченной работы по обработке информации (электронные курсы, видеоуроки с неограниченным доступом, подкасты, образовательные блоги, массовые открытые онлайн-занятия и прочее). Цифровое образование открывает коммуникативные возможности с помощью электронной почты, общих Интернет-чатов, мгновенных сообщений в мессенджерах. Таким образом, классическая функция преподавателя трансформируется в роль тьютера, партнёра или консультанта в управлении профессиональной деятельностью будущего специалиста.

Научно-исследовательская деятельность студентов имеет определённую структуру и содержит четыре этапа:

1. Научный. Заключается в поиске проблемы, актуальности исследования и путей решения выбранной проблемы.

2. Формально-описательный. Представляет собой раскрытие цели, постановку задач, указание гипотезы и анализ.

3. Процессуально-деятельностный. Включает этапы планирования предстоящих шагов для достижения установленной цели, воплощения задач и подтверждения/опровержения выдвинутой гипотезы.

4. Диагностико-корректирующий. Осуществление диагностики для самопроверки, анализ полученных в процессе проведения эксперимента результатов, внесение корректив в теоретическое обоснование темы исследования с учётом выявленных результатов.

Научно-исследовательская деятельность студентов в условиях цифрового обучения высшего образования проявляется в следующих направлениях:

1. Применение цифровых технологий для реализации своеобразной творческой деятельности в ходе исследования, наблюдения, выполнения эксперимента способствует с большей продуктивностью расширять исследовательские и творческие возможности, и кроме этого развивать цифровые компетенции студентов, а именно использование цифровых технологий в деятельности обучающихся.

2. В условиях цифрового обучения возникает большой выбор новых направлений исследований, к примеру, совокупность экспериментов рентабельности использования цифровых систем в образовании и онлайн-технологий.

3. Осуществление научных исследований в ходе освоения учебных предметов позволяет увеличить интерес и динамичность студентов, усовершенствовать взаимоотношение с педагогом. Благодаря цифровой среде можно расширить способы взаимодействия студентов с преподавателем путем различных форм его реализации.

4. Социальные сети или мобильные технологии демонстрируют способы для углубления экспериментальной деятельности и осуществление диагностик в новых форматах.

Стоит отметить мнение ученого И.Б. Аминова, который считает, что: «Современные цифровые образовательные технологии в значительной степени раскрывают исследовательские возможности студентов» [1]. Цифровые технологии в пределах осуществления учебно-исследовательской деятельности увеличивают возможность в самореализации обучающихся средних специальных и высших образовательных учреждениях. Таким образом, цифровизация в исследовательской деятельности студентов состоит в подготовке к обширной научной работе, которая выполнена с помощью виртуальных лабораторий.

Цифровые технологии уникальны и тем, что с помощью специальных методик могут быть рекомендованы своеобразные, адресные образовательные маршруты для обучающихся высшего образования. Таким образом, значение цифровизации заключается еще и в усовершенствовании научно-исследовательской деятельности студентов с помощью учета индивидуальных образовательных потребностей студентов ВУЗов.

Для подтверждения выдвинутых гипотез о цифровизации были организованы две группы: контрольная и экспериментальная. Данные группы были составлены из студентов Мининского университета. Контрольная группа составила 25 студентов по программе высшего образования. Экспериментальная - 28 студентов. Участникам контрольной группы не планировалось применять цифровые образовательные ресурсы, в то время как участники другой группы стремительно постигали цифровые образовательные технологии, а также методы цифровизации. В результате эксперимента успеваемость этих двух эмпирических групп и сопоставлена с первоначальными значениями.

Согласно результатам данного исследования, была доказана гипотеза о значении цифровизации в деятельности студентов. А именно, благодаря цифровым технологиям увеличивается качество исследовательской деятельности студентов. По окончанию наблюдения в экспериментальной группе успеваемость студентов увеличилась на 25%, сравнительно с первоначальными значениями. Но также положительные перемены произошли и в контрольной группе, но с более низкой динамикой, а именно 5%.

Благодаря данному эксперименту, можно сделать вывод, что цифровизация студентов в научно-исследовательской деятельности занимает приоритетное значение. С помощью цифровых образовательных технологий можно: увеличить объем научно-исследовательской работы обучающихся за использование специальных виртуальных исследовательских лабораториях; увеличить способности самовыражения посредством участия в разных исследовательских интернет-группах; повысить объем знаний различных дисциплин с помощью специальных программ в интернете, кроме того приобретение онлайн-доступа к электронным библиотекам разных стран мира; заинтересовать важных ученых или преподавателей в ходе формирования исследовательской деятельности студентов с помощью цифровых технологий; добавить в учебный процесс особые самообучающиеся методики, которые складываются в образовательные маршруты в соответствии с личными сведениями студентов для роста качества исследовательской культуры.

В ходе проведенного наблюдения участники экспериментальной группы пользовались такими цифровыми методиками самообучения как Knewton, Dreambox Smart. Работа данных алгоритмов сводится к тому, что при регистрировании в предоставленных онлайн-системах студенты указывают свои предпочтения в рамках учебного процесса, а также данный багаж знаний. Во время обучения представленные онлайн-системы определяли изменения успешности или трудностей студентов и затем рекомендовали в онлайн-режиме разные развлекательные образовательные квесты. В результате самостоятельная работа обучающихся регулировалась как преподавателями, так и самообучающимися алгоритмам в виде цифровых помощников.

Выводы. Таким образом, в результате исследования было выявлено положительное влияние глобальной цифровизации на образовательную сферу в целом и научно-исследовательскую деятельность студентов в частности. Электронные методы поиска и переработки информации позволяют будущим специалистам существенно сократить время и наиболее продуктивно организовать свою работу. Повышение качества различных проектов и глубины исследования за счёт применения цифровых технологий обусловлена тем, что существует возможность использовать официальные источники, научную литературу и авторские книги в открытом доступе. Самообразование, открытые курсы и оформление работ в электронном варианте - реальность, предоставляющая более широкие возможности получения качественного образования.

В данной статье были представлены результаты исследования, подтверждающие эффективность использования цифровых технологий для повышения качества научно-исследовательской деятельности студентов. Эксперимент подтвердил продуктивность и значимость цифровизации в научно-исследовательской деятельности обучающихся высшего образования.

Литература:

1. Аминов, И.Б. Эффективность использования информационных ресурсов и технологии в научно-исследовательской работе студентов / И.Б. Аминов, Д.Ф. Ходжаева // Бюллетень науки и практики. - 2017. - №. 2 (15). - С. 310-313

2. Бим-Бад, Б.М. Информатизация образования / Б.М. Бим-Бад // Педагогический энциклопедический словарь. - 2002. - С. 109-110

3. Гарашкина, Н.В. Интеграция синхронного и асинхронного форматов обучения студента как направление цифровизации высшего образования / Н.В. Гарашкина, А.А. Дружинина // Гуманизация образования. - 2020. - №4. -С. 17-20

4. Гордиенко, Т.П. Особенности самостоятельной работы студентов в условиях цифровой трансформации педагогического образования / Т.П. Гордиенко, ГЭ. Меметова // KANT. - 2022. - № 2 (43). - С. 237-241

5. Круподёрова, K.P. Сопровождение проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды / К Р. Круподёрова, Л.Ю. Кучинова, С.Д. Поленко // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №. 74-1. - С. 139-142

6. Лаврентьев, В.А. Технологическая модернизация организационной структуры и функций интегрированных наукоемких предприятий / В.А. Лаврентьев // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - №10. - С.107-112

7. Польшакова, Н.В. Цифровизация научно-исследовательской деятельности как основной инструмент мониторинга научно-технической работы вуза / Н.В. Польшакова, А.С. Коломейченко, А.С. Яковлев // Вестник ОрелГАУ. - 2020. -№1. - С. 82.

8. Портнова, Ю.С. Особенности исследовательской деятельности студентов при формировании компетентного специалиста / Ю.С. Портнова, И.В. Ребро // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 5. - С. 103-104

9. Тазов, П.Ю. Вопросы цифрового обучения и методы повышения эффективности обучения цифрового поколения в условиях цифровой среды / П.Ю. Тазов // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - №. 6-2. - С. 385-391

10. Фролова, С.В. Концептуальные основы создания цифровой платформы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов / С.В. Фролова, Е.Н. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2022. - №4(10). - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1384 (Дата обращения: 15.03.2023)

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Емельяненко Анна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Иванова Людмила Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ПРИ

ИЗУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация. В научной статье представлены результаты анализа особенностей использования механизма организации исследовательской деятельности в учреждениях образования Российской Федерации с целью проведения обучения финансовой грамотности молодого поколения. Актуальность обусловлена тем, что в современном периоде уровень финансовой грамотности населения страны демонстрирует невысокие значения, что приводит к различным финансовым проблемам, включая увеличение долговой ямы граждан и неэффективное распоряжение личными финансами. В работе проанализированы тенденции изменения уровня финансовой грамотности населения в России. Рассмотрена роль и значение обучения финансовой грамотности школьников и студентов. Определены перспективы использования механизма исследовательской деятельности при повышении эффективности обучения финансовой грамотности молодого поколения. Перечислены цели и результаты, к которым может привести исследовательская деятельность в обучении финансовой грамотности. Рассмотрены мероприятия, которые предлагаются с целью практического закрепления задач внедрения исследовательской деятельности в обучении финансовой грамотности школьников и студентов.

Ключевые слова: финансовая грамотность; обучение финансовой грамотности; исследовательская деятельность; финансовая культура; развитие финансовой грамотности.

Anrntation. The scientific article is aimed at presenting the results of the analysis of using the mechanism of organizing research activities to train the financial literacy of the younger generation in educational institutions of the Russian Federation. The study can be considered relevant as in the nowadays the level of financial literacy of the population of our country demonstrates low values, which leads to various financial problems, including an increase in the debt burden of citizens and inefficient management of personal finances. The paper analyzes trends in the level of financial literacy of the population in Russia. The role and importance of teaching financial literacy to schoolchildren and students is discussed. The prospects for using the mechanism of research activities while improving the effectiveness of teaching financial literacy to the young generation are determined. The goals and results of research activities while teaching financial literacy and the way they can lead to are listed. The activities that are proposed for the purpose of practical consolidation of the tasks of introducing research activities in teaching financial literacy to schoolchildren and students are presented.

Key words: financial literacy; financial literacy training; research activities; financial culture; development of financial literacy.

Введение. Проблематика научного исследования на выбранную тематику в современном периоде имеет высокую степень актуальности, что связано с недостаточно высоким уровнем финансовой грамотности населения Российской Федерации. Это приводит к появлению различных финансовых проблем, включая увеличение долговой ямы граждан (из-за высокого уровня потребительской закредитованности граждан) и неэффективное распоряжение личными финансами (когда личные доходы полностью используются для покрытия личных расходов).

В связи с неумением брать на себя ответственность за финансовые решения, граждане Российской Федерации стали более негативно относиться к кредитованию, страхованию и инвестированию. На этом фоне россияне стали более лояльно относиться к введению обучения финансовой грамотности в школе. Учитывая типы финансовых проблем и вопросов, с которыми граждане сталкиваются в течение своей жизни, вполне вероятно, что большинство людей согласятся, что понимание финансов достаточно важная тема, поэтому ее следует не только преподавать, но и вовлекать людей в финансовую деятельность, которая осуществляется по алгоритмам исследовательского подхода. Отношение к финансовой грамотности в глазах россиян имеет свои положительные моменты.

Изложение основного материала статьи. Важнейшим фактором обеспечения экономической безопасности личностей является формирования у людей финансовой грамотности и культуры.

На диаграмме 1 изображены результаты исследования Банка России, где продемонстрировано повышение уровня финансовой грамотности в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.