Научная статья на тему 'ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1162
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна, Ромаева Наталья Борисовна

В настоящей работе рассматриваются новые инструменты внедрения современных средств обучения в образовательный процесс высших учебных заведений в связи с развитием искусственного интеллекта. В статье анализируются результаты актуальных научных исследований в этой области. Сфера высшего образования рассматривается как экспериментальное поле по внедрению продуктов искусственного интеллекта и цифровой трансформации образовательного пространства. Акцентируются положительные стороны и возможные проблемы в связи с применением результатов искусственной интеллектуальной деятельности и инновационных технологий. В работе обсуждаются вопросы о пределах и границах допустимого влияния работы нейросетей в сфере высшего образования. Предлагается к обсуждению проблема некоторых правовых аспектов и этических вопросов, появляющихся в связи с расширением искусственной интеллектуальной деятельности в вузовском образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна, Ромаева Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE AS AN INNOVATIVE TOOL FOR INTRODUCING MODERN LEARNING TOOLS INTO THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

This paper discusses new tools for the introduction of modern learning tools into the educational process of higher education institutions in connection with the development of artificial intelligence. The article analyzes the results of current scientific research in this area. The sphere of higher education is considered as an experimental field for the introduction of artificial intelligence products and digital transformation of the educational space. The positive aspects and possible problems in connection with the application of the results of artificial intellectual activity and innovative technologies are emphasized. The paper discusses the limits and boundaries of the permissible influence of neural networks in the field of higher education. It is proposed to discuss the problem of some legal aspects and ethical issues arising in connection with the expansion of artificial intellectual activity in the university educational space.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

Выводы. Анализ проведенного нами исследования показал, что среди студентов 1 курса медицинского университета преобладает тенденция снижения учебной мотивации - низкий уровень успеваемости, отсутствие стремления овладения профессией и перспективы.

Следствием «несерьезного» восприятия процесса обучения является возникновение академической задолженности. Как говорилось ранее, обучение в вузе воспринимается как игра (время посвящается развлечениям, чтобы заглушить скуку). Проявляется неспособность к самооценке (требует, чтобы рядом находились люди, которые оценивают, подсказывают, как поступить в решении всех возникающих проблем). Таким образом, можно говорить о тенденции к увеличению проявлений учебного инфантилизма.

Полученные данные говорят о том, что необходимо выявление «групп риска» и разработка корректирующих мероприятий, направленных на формирование повышения уровня мотивации, позитивных форм учебной деятельности, рациональной организации рабочего времени.

Литература:

1. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб: Питер, 2001. - 528 с.

2. Васюхневич, И.А. Стратегии формирования профессиональных речевых компетенций на занятиях по латинскому языку у студентов медицинского вуза / И.А. Васюхневич, Е.В. Баталова // Russian Journal of Education and Psychology. -2022. - Т. 13. - № 1-3. - С. 62-70

3. Владимирова, Т.Н. Учебный инфантилизм студентов гуманитарных специальностей / Т.Н. Владимирова, А.В. Утенков // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2011. - №3-2. - URL: https://cyberieninka.ru/article/n/uchebnyy-infantilizm-studentov-gumanitarnyh-spetsialnostey (дата обращения: 28.11.2022).

4. Воробьева, Т.А. Психологические особенности электронного обучения / Т.А. Воробьёва // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 2. - С. 100-104

5. Гордеева, Е.В. Цифровизация в образовании / Е.В. Гордеева, Ш.Г. Мурадян, А.С. Жажоян // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 4-1(74). - С. 112-115

6. Королева, Э.В. Социальный инфантилизм среди студентов высших учебных заведений: выдуманная или реальная проблема? / Э.В. Королева, Н.Г. Ивельская, А.Л. Чернышова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 3.

7. Костина, Л.А. Социально-психологическая адаптация студентов к обучению в медицинском вузе / Л.А. Костина, Л.М. Миляева // Фундаментальные исследования. - № 11. - 2014. - С. 433-437

8. Поваренков, Ю.П. Коррекция установки "жертвы" у студентов медицинского вуза в ситуации учебно-профессиональной адаптации / Ю.П. Поваренков, Р.А. Субботина // Ярославский педагогический вестник. - 2019. -№ 4(109). - С. 140-147

9. Фрейд, З. Малое собрание сочинений / З. Фрейд. - СПб.: Азбука, 2011. - 992 с.

10. Хрипович, В.А. Поколение инфантильных: обзор проблемы / В.А. Хрипович // Научные труды республиканского института высшей школы. - 2015. - №15 (2). - С. 206-213

11. Шапошников, В.И. Проблемы современного медицинского образования / В.И. Шапошников, М.Х. Ашхамаф, Р.В. Гедзюн, Н.В. Марченко // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 4-2. - С. 272-274; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4061 (дата обращения: 21.10.2022).

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); доктор педагогических наук, профессор Ромаева Наталья Борисовна Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь)

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация. В настоящей работе рассматриваются новые инструменты внедрения современных средств обучения в образовательный процесс высших учебных заведений в связи с развитием искусственного интеллекта. В статье анализируются результаты актуальных научных исследований в этой области. Сфера высшего образования рассматривается как экспериментальное поле по внедрению продуктов искусственного интеллекта и цифровой трансформации образовательного пространства. Акцентируются положительные стороны и возможные проблемы в связи с применением результатов искусственной интеллектуальной деятельности и инновационных технологий. В работе обсуждаются вопросы о пределах и границах допустимого влияния работы нейросетей в сфере высшего образования. Предлагается к обсуждению проблема некоторых правовых аспектов и этических вопросов, появляющихся в связи с расширением искусственной интеллектуальной деятельности в вузовском образовательном пространстве.

Ключевые слова: искусственный интеллект, высшее образование, цифровая трансформация, образовательные технологии, инновационные технологии.

Annotation. This paper discusses new tools for the introduction of modern learning tools into the educational process of higher education institutions in connection with the development of artificial intelligence. The article analyzes the results of current scientific research in this area. The sphere of higher education is considered as an experimental field for the introduction of artificial intelligence products and digital transformation of the educational space. The positive aspects and possible problems in connection with the application of the results of artificial intellectual activity and innovative technologies are emphasized. The paper discusses the limits and boundaries of the permissible influence of neural networks in the field of higher education. It is proposed to discuss the problem of some legal aspects and ethical issues arising in connection with the expansion of artificial intellectual activity in the university educational space.

Key words: artificial intelligence, higher education, digital transformation, educational technologies, innovative technologies.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет - 2030»

Введение. Нейросети сегодня демонстрируют невиданные ранее результаты искусственной интеллектуальной деятельности, даже в таких областях, которые традиционно считались прерогативой исключительно человека. Так, искусственный интеллект сегодня способен генерировать осмысленные и связные тексты, картинки, писать музыку в определённом стиле. То есть он уже претендует на творческие сферы, в которых всё быстрее совершенствуется. Инновации оказывают большое влияние даже на сферы далекие от мира технологий. Применение потенциала искусственного интеллекта в различных областях может открыть новую эру инноваций: уже сейчас искусственный интеллект и образование всё чаще рассматриваются как возможная «новейшая экосистема».

Технологии искусственного интеллекта, с их возможностями обрабатывать большие объемы информации, способствуют скорейшему обнаружению проблемных моментов образовательного маршрута, а также корректировке методик и содержания изучаемого материала.

Применение искусственного интеллекта уже сейчас доступно в образовательной деятельности. Искусственный интеллект - это понятие, которое всё чаще звучит относительно концепции организации образовательного пространства в вузе, что обуславливает актуальность настоящего исследования. В последнее время он стал мощным инструментом в области образования, науки и техники.

Изложение основного материала статьи. Опыт использования искусственного интеллекта в образовательной деятельности осмысляется в наше время достаточно активно. Интересный аспект социальных ожиданий внедрения технологий искусственного интеллекта в образование на материалах анкетного опроса студентов раскрывают в своей работе Ю.В. Гаврилова, И.Е. Моторина, Т.Е. Павлова [1]. М.А. Егорова, А.В. Минбалеев акцентируют внимание на особенности обучения иностранных студентов с применением цифровых инновационных методов [3]. И.Е. Жуковская поднимает вопрос о важности цифровизации высшего образования с точки зрения применения новейших цифровых платформ [4], освещая основные тренды совершенствования деятельности высшего учебного заведения в условиях цифровой трансформации [5]. Цифровизация, цифровая трансформация современного образования является предметом многих исследований, например труды Г.В. Захарова и О.В. Коростелева [6], Т.А. Ивашкиной [7], А.Д. Дараган, Г.Л. Ежовой, Г.А. Ежова [2] И.С. Синогеева [14] и других. Исследованием проблем и перспектив искусственного интеллекта в современном образовательном пространстве занимается Н.А. Коровникова [8]. М.В. Кудина, Л.Б. Логунова и Ю.Ю. Петрунин исследуют вопросы сохранения национального образования в эпоху глобальной цифровой революции [9], а детальный анализ зарубежного опыта влияния искусственного интеллекта на образовательный процесс в высшем учебном заведении приводит в своей работе Е.С. Павлюк [11]. Влияние продуктов искусственного интеллекта на развитие молодёжи оценивает К.Б. Мухамадиева [10]. Использование технологических подходов в деятельности образовательной организации описывает А.С. Семченко [12]. О вопросах совершенствования образовательного процесса на основе искусственного интеллекта с использованием цифровых платформ пишут Е.Г. Светличный, М.М. Хамгоков и В.В. Шабаев [13]. Большой спектр деятельности раскрывается для обучения иностранным языкам; об использовании искусственного интеллекта в этой сфере пишут Э.Ш. Шефиева и Т.Е. Исаева [15]. В 2019 году Президентом Российской Федерации был утверждён Указ «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», ставший флагманским документом в рассматриваемой области в нашей стране.

Цифровая трансформация - это новейшие процессы, посредством которых современные цифровые технологии применяются ко всему спектру жизненного цикла человеческого знания, коренным образом меняющие человеческое существование. В настоящее время цифровая трансформация является основной тенденцией, в том числе, в высшем образовании. Применяя цифровые технологии в высшем образовании, студенты могут получить доступ к более широкому спектру образовательных ресурсов и возможностей, в том числе, снижая материальные затраты на обучение.

В конце 1980-х и начале 1990-х годов цифровые технологии начали изменять методы и способы обучения. Концепция «цифровой учебной программы» возникла, когда в сферу образования внедрилась компьютерная техника. Цифровые учебные программы и их элементы постепенно вводились для совершенствования образовательного пространства.

Сегодня искусственный интеллект может использоваться как элемент образовательных онлайн-программ и онлайн-платформ. Он призван помочь в организации образовательной деятельности, формируя особую интерактивную среду обучения. Основным преимуществом этой системы является то, что она может учитывать индивидуальные особенности обучения каждого обучающегося. Кроме того, искусственный интеллект может обнаруживать и исправлять ошибки, допущенные обучающимися при использовании новейших учебных материалов, таких как электронные книги, мультимедийные пособия, симуляторы и т.п.

Платформа на базе искусственного интеллекта может осуществлять обратную связь с участниками образовательного пространства, контролировать успеваемость, самосовершенствуясь и улучшая образовательный контент. Еще одним примером применения искусственного интеллекта как инновационного инструмента внедрения современных средств обучения является возможность формирования и предоставления обучающимся дополнительных учебных материалов. Например, искусственный интеллект может объединять различные образовательные материалы в единые онлайн-ресурсы как для педагогов, так и для студентов. Следовательно, он предоставляет лучший доступ к материалам, имеющим отношение к соответствующей предметной области. Это может помочь преподавать более эффективно и позволяет преподавателям составлять образовательный контент из разных ресурсов в единое целое.

Большую помощь искусственный интеллект может оказать в оценке студенческих работ (конечно, таких, где доступен точный подсчёт - анкетирование, тестирование и т.п.). Используя искусственный интеллект, преподаватели могут сократить время, затрачиваемое на выставление оценок, и увеличить количество и формы соответствующих оцениваемых заданий. При проведении педагогических экспериментов или сборе данных работа искусственного интеллекта исключает человеческий фактор и делает процесс более эффективным и точным.

На наш взгляд, современные технологии, инновационные приемы и методы обучения, связанные с искусственным интеллектом имеют перспективы в образовании по следующим направлениям:

- обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья (адаптивные технологии, принимая во внимание личные особенности обучающихся);

- индивидуальные образовательные маршруты (выбор методических подходов и скорости усвоения материала зависят от индивидуальных потребностей каждого обучающегося, его возможностей и предпочтений);

- системы независимого оценивания;

- системы тестирования и обработки их результатов;

- индивидуальная обратная связь;

- интервальное обучение;

- дистанционное обучение;

- распознавание проблем и предложение наиболее подходящих вариантов решения;

- экзаменационное администрирование;

- Smart-кампусы и т.д.

Среди неоспоримых преимуществ работы с технологиями искусственного интеллекта в системе образования признаются новые возможности освоения знания и формирования компетенций в удобное для участников образовательного процесса время, в комфортных условиях, что способствует гуманизации и доступности образования. Подобные достижения дают почву для максимального раскрытия способностей студентов и индивидуализации образовательных маршрутов в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

Результаты опросов студентов свидетельствуют о приемлемости форм и методов работы с нейросетями в образовательном пространстве вуза. Так, «каждый из респондентов слышал о технологиях искусственного интеллекта, при этом 80% опрошенных студентов имеют верное понимание сущности технологий ИИ, знают их особенности и различают искусственный интеллект и технологий ИИ. 28% из всех опрошенных считают, что технологии ИИ имитируют мыслительные функции человека; 28% респондентов называют технологии ИИ самообучающимися алгоритмами; 24% респондентов считают, что это технологии, основанные на использовании искусственного интеллекта» [1]. Авторы указывают на готовность студентов получать вузовские знания посредством интеграции технологий искусственного интеллекта в учебный процесс [1].

Искусственный интеллект имеет массу положительных сторон. Он может помочь решить многие не только образовательные, но и социальные проблемы. Технологические достижения становятся более доступными. Многие сферы ожидают выгоду от технологических достижений, которые потенциально могут принести результаты «труда» искусственного интеллекта.

С одной стороны, искусственный интеллект имеет много преимуществ, в сфере решения социальных проблем. Многие проблемы в нашем обществе вызваны ошибками, связанными человеческим фактором, а системы искусственного интеллекта могут помочь решить эти вопросы, улучшая навыки принятия решений людьми. Университеты используют искусственный интеллект для улучшения своих образовательных пространств, формируя более эффективную и действенную среду. Организации здравоохранения могут использовать нейросети для раннего выявления и лечения заболеваний и спасения жизни людей. Организации здравоохранения в настоящее время делают большой шаг вперед благодаря современным технологиям. Искусственный интеллект также полезен для снижения затрат и упрощения технологических разработок. Технологии, разработанные человеческим разумом, дороги и требуют много ресурсов и времени для разработки, а системы искусственного интеллекта могут выполнять большинство задач, не требуя дополнительной рабочей силы и времени.

Перспективы применения нейросетей и искусственного интеллекта всё больше расширяются:

- машинное зрение;

- обработка языка;

- машинный перевод;

- распознавание речи;

- синтез речи;

- рекомендательные системы;

- системы поддержки принятия решений;

- моделирование;

- нейропротезирование;

- нейроинтерфейсы;

- нейростимуляция и т.д.

Тем не менее существует риск развития неэтичных технологий искусственного интеллекта. Искусственный интеллект становится всё более «разумным». Несмотря на то, что нейросети имеют широкий спектр применений во многих сферах человеческой деятельности и делают наш мир гораздо более удобным, он также создал множество этических дилемм. В целом искусственный интеллект имеет потенциал создавать серьёзные проблемы человечеству.

Искусственный интеллект стал предметом большого научного и практического интереса в последние несколько лет. Интеллектуальные системы способны выполнять задачи, требующие здравого смысла и интеллекта, схожего с человеческим. Искусственный интеллект быстро становится реальностью; такие концепции, как машинное обучение, обработка языков (машинный перевод), компьютерный анализ, робототехника становятся все более доступными для университетов с появлением современного оборудования. Образование меняется: разрабатываются новые методики и подходы. Сегодня вузы имеют доступ к мощным компьютерам, которые используются в учебных целях. Эти машины могут обрабатывать огромные объемы данных намного быстрее, чем когда-либо прежде. Кроме того, облачные сервисы обеспечивают легкий доступ к высокопроизводительным вычислительным ресурсам в Интернете. Это позволяет запускать сложные алгоритмы машинного обучения в больших масштабах. Технологии искусственного интеллекта быстро становятся реальностью в высшем образовании благодаря инновациям в аппаратном и программном обеспечении.

Инновационные технологии, с одной стороны, создают условия для более действенного и даже увлекательного обучения, совершенствуя образовательный процесс, позволяя более эффективно и результативно удовлетворять потребности студентов и общества. Используя продукты работы нейросетей, университеты могут создавать адаптивные образовательные системы, выстраивать индивидуальные образовательные маршруты. Электронное обучение обеспечивает легкий доступ к учебным материалам независимо от местоположения и часового пояса. Персонализированное электронное обучение позволяет ускорить обучение, поскольку оно адаптировано к потребностям каждого обучающегося.

Технологии искусственного интеллекта также используются в исследовательских целях, помогая лучше понять человеческое мышление и поведение. Это особенно полезно для изучения человеческих мотиваций, принятия решений и более сложных психических процессов. Высокотехнологичная обучающая и исследовательская среда приводит к значительным прорывам в таких областях, как психология, нейронауки, когнитивные науки и исследования в области социальных наук. Результаты имеют далеко идущие последствия для общества в целом, как положительные, так и отрицательные, о чем свидетельствуют недавние достижения в области разработки технологий искусственного интеллекта.

При применении технологий искусственного интеллекта в высшем образовании возникают некоторые этические вопросы. Например, где границы применения технологий в процессе обучения? Должны ли студенты знать, что их оценивают с помощью компьютерных алгоритмов? Существуют ли какие-либо гарантии против мошенничества при использовании этих инструментов? Должен ли профессорско-преподавательский состав быть проинформирован о том, как машинные алгоритмы оценивают их работу? Эти вопросы необходимо будет решать в ближайшем будущем, поскольку технологии искусственного интеллекта становятся все более доступными в высшем образовании.

Достижения научно-технического прогресса всё больше становятся частью обучения. Самой большой проблемой в этой области является определение того, как машины должны вести себя с моральной точки зрения. Большинство из нас используют достижения искусственного интеллекта в полезных целях, но использовать его с соблюдением этических норм - непростая задача. Самая большая этическая дилемма заключается в том, как искусственный интеллект должен вести себя этично и кто будет это контролировать? Как не допустить потенциального выхода нейросетей из-под контроля человека и причинения вреда людям? Мы должны быть готовы к решению этих вопросов, прежде чем эти ситуации станут реальностью.

То, как человечество использует искусственный интеллект, непосредственно влияет на будущее высшего образования. Некоторые эксперты утверждают, что искусственный интеллект может привести к захвату контроля над людьми, если он когда-либо станет достаточно мощным, чтобы соответствовать человеческому интеллекту. В последние годы было много предположений о том, как будущий искусственный интеллект повлияет на человечество. Многие специалисты считают, что человечеству необходимо соблюдать меры предосторожности при создании новой техники и работе с нейросетями.

Исследователи утверждают, что область этики только начинает изучать, как машины могут влиять на человеческое поведение. Мы только начинаем создавать законы и правила для использования искусственного интеллекта, и ни один из них еще не совершенен. Разработка и тестирование новых технологий - это, конечно, увлекательно, однако мы всегда должны думать о последствиях, прежде чем внедрять его в сценарии реальной жизни.

Выводы. Таким образом, использование технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе имеет большие перспективы в плане формирования необходимых компетенций в вузе, повышая конкурентоспособность образовательных программ, улучшая качество и доступность образовательного пространства, инициируя рождение инновационных форматов обучения. По сути, искусственный интеллект полезен во многих отношениях, но высшим учебным заведениям еще предстоит полностью осознать его потенциальные возможности.

Предлагаем обобщить инновационный потенциал технологий искусственного интеллекта как инструмента внедрения современных средств обучения в образовательный процесс высших учебных заведений следующими позициями:

--внедрение элементов «искусственного интеллектуального обучения»;

- внедрение дистанционного «искусственного интеллектуального обучения»;

- гибридные информационные платформы;

- роботизация аттестационных и оценивающих мероприятий;

- коммуникативность интерфейсов обучающих компьютерных систем;

- интерактивность образовательной среды;

- персонализация обучения;

- развитие индивидуальных образовательных маршрутов, «подстраивающихся» под индивидуальные особенности обучающихся;

- «живые интеллектуальные учебники», интегрирующиеся и синхронизирующиеся с темпом и качеством освоения образовательного контента конкретным обучающимся;

- адаптация занятий под индивидуальный прогресс и динамику развития;

- виртуальные репетиторы с искусственным интеллектом и т.п.

Сегодня современные студенты владеют цифровыми компетенциями и технологической грамотностью, необходимыми для адаптации к обновляющейся образовательной среде. Но для успешного внедрения инновационных технологий в сферу высшего образования необходима подготовленность и самой системы образования, включая готовность не только обучающихся, но и самих педагогов, цифровую компетентность руководящих и контролирующих органов, соответствующее понимание со стороны государства, техническое и программно-аппаратное соответствие технологий. Само общество должно быть готово к внедрению технологий искусственного интеллекта, как в образовательную среду, так и в другие сферы человеческой жизни.

Литература:

1. Гаврилова, Ю.В. Социальные ожидания внедрения технологий искусственного интеллекта в образовании (на материалах анкетного опроса студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана) / Ю.В. Гаврилова, И.Е. Моторина, Т.Е. Павлова // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. - 2022. - № 1. - С. 20-25

2. Дараган, А.Д. О методологических аспектах реализации процедур обучения систем искусственного интеллекта / А.Д. Дараган, Г.Л. Ежова, Г.А. Ежов // Современное педагогическое образование. - 2017. - №3. - С. 23-24

3. Егорова, М.А. Основные особенности внедрения цифровых инновационных методов в образовательной деятельности и значение их применения для обучения иностранных студентов / М.А. Егорова, А.В. Минбалеев // Вестник университета имени О.Е. Кутафина. - 2021. - № 1 (77). - С. 27-38

4. Жуковская, И.Е. Основные тренды совершенствования деятельности высшего учебного заведения в условиях цифровой трансформации / И.Е. Жуковская // Открытое образование. - 2021. - № 3. - С. 15-25

5. Жуковская, И.Е. Цифровые платформы - важный аспект цифровизации высшего образования / И.Е. Жуковская // Открытое образование. - 2022. - № 4. - С. 30-40

6. Захаров, Г.В. Развитие образовательной среды в условиях цифровой трансформации / Г.В. Захаров, О.В. Коростелев // Инновации и инвестиции. - 2021. - № 12. - С. 86-89

7. Ивашкина, Т.А. Технологические и преподавательские аспекты цифровизации современного образования / Т.А. Ивашкина // МНКО. - 2020. - № 4 (83). - С. 115-117

8. Коровникова, Н.А. Искусственный интеллект в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы / Н.А. Коровникова // Социальные новации и социальные науки. - 2021. - № 2 (4). - С. 98-113

9. Кудина, М.В. Национальное образование в эпоху глобальной цифровой революции / М.В. Кудина, Л.Б. Логунова, Ю.Ю. Петрунин // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). - 2019. - № 4. -С. 3-22

10. Мухамадиева, К.Б. Искусственный интеллект в развитии молодёжи / К.Б. Мухамадиева // Образование и проблемы развития общества. - 2021. - № 2 (15). - С. 27-33

11. Павлюк, Е.С. Анализ зарубежного опыта влияния искусственного интеллекта на образовательный процесс в высшем учебном заведении / Е.С. Павлюк // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 1. - С. 65-72

12. Семченко, А.С. Использование технологических подходов в деятельности образовательной организации / А.С. Семченко // Управление образованием: теория и практика. - 2021. - № 2 (42). - С. 65-74

13. Светличный, Е.Г. Совершенствование образовательного процесса в школе с использованием цифровых платформ на основе искусственного интеллекта / Е.Г. Светличный, М.М. Хамгоков, В.В. Шабаев // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-2. - С. 207-209

14. Синогеев, И.С. Обучение основам искусственного интеллекта / И.С. Синогеев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 9-2. - С. 130-134

15. Шефиева, Э.Ш. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам) / Э.Ш. Шефиева и Т.Е. Исаева // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - № 10. - С. 84-89

Педагогика

УДК 377

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

студент Сидоров Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО

Аннотация. Статья посвящена вопросам разработки и обоснования содержания электронного курса по повышению финансовой грамотности для студентов в системе СПО. Описаны перспективы применения факультативного электронного курса при формировании финансовой грамотности. Обоснованы ключевые требования и основы разрабатываемого курса, уточнена особая значимость автономности осваиваемого содержания. Разработана и обоснована структура факультативного электронного курса, построенная на основе модульности финансовой грамотности, предполагающей её разделение на отдельные составляющие. Разработанная структура модулей и тематических блоков обусловлена требованиями единой рамки компетенций по финансовой грамотности, послужившей основой проектирования содержания электронного курса.

Ключевые слова: финансовая грамотность, электронный курс, повышение финансовой грамотности, СПО, содержание, компетенции.

Annotation. The article is devoted to the development and substantiation of the content of an electronic course on improving financial literacy for students in the vocational education system. The prospects for the use of an optional electronic course in the formation of financial literacy are described. The key requirements and foundations of the developed course are substantiated, the special significance of the autonomy of the content being mastered is clarified. The structure of an optional electronic course was developed and substantiated, built on the basis of the modularity of financial literacy, which implies its division into separate components. The developed structure of modules and thematic blocks is due to the requirements of a unified framework of competencies in financial literacy, which served as the basis for designing the content of the electronic course.

Key words: financial literacy, e-course, financial literacy, open source software, content, competencies.

Введение. На современном этапе вопросы формирования финансовой грамотности населения приобретают основополагающее значение, что обуславливает необходимость поиска наиболее эффективных методов, форм, средств, способов и инструментов планомерной организации данных процессов. В этом контексте, исследование возможностей применения электронных курсов для повышения уровня финансовой грамотности населения рассматривается в качестве способа объективной и планомерной организации деятельности обучающихся с перспективой приобретения ключевых знаний, умений, навыков и компетенций, определяющих уровень сформированности финансовой грамотности. Однако, предельные возможности курса во многом диктуются его методологическими и содержательными аспектами, раскрывающими направленность на формирование ряда компетенций специалистов, что требует обоснования его объективно значимых содержательных элементов.

Цель статьи - разработать и обосновать содержание электронного курса по повышению финансовой грамотности для студентов в системе среднего профессионального образования.

Изложение основного материала статьи. Сегодня процессы формирования финансовой грамотности населения имеют комплексный и системный характер. В течение последних лет активно реализуются множественные проекты, ориентированные на повышение уровня финансовой грамотности населения и обеспечение формирования ключевых теоретических знаний, умений, навыков и компетенций в данной области [8]. Несмотря на это, по данным портала НАФИ, в 2022 году около 30% населения обладает низким уровнем финансовой грамотности [9]; хотя и наблюдаются существенные сокращения данных показателей в динамике, все еще актуальным остается воссоздание условий дополнительного усиления работы с населением в данном направлении, поскольку темпы развития и усложнения рынка финансовых услуг и продуктов в значительной степени превышают темпы прироста уровня финансовой грамотности населения.

Сложность процессов формирования финансовой грамотности населения заключается в межпредметности изучаемых теоретических основ, поскольку финансовая грамотность в разной степени затрагивает отдельные тематические блоки учебных дисциплин, сочетает их в неразрывной связи с житейской практикой хозяйствования личности. В этом вопросе, повышение уровня финансовой грамотности требует создания всех необходимых условий эффективного обучения, что может быть достигнуто за счет использования в качестве основы инструментария электронных курсов [5].

Актуальность формирования финансовой грамотности подтверждается также и результатами проведенного контент-анализа, представленными на рисунке 1:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.