в Российской Федерации». Нормативный акт, в свою очередь, утверждает «Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года». Предпочтение в рамках данной стратегии отводится воплощению стратегических интересов и инициатив, особенно в области научно-технологического прогресса [8].
По итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта», проходившей 12 ноября 2021 года, главой государства был утвержден перечень поручений. Некоторые из них поднимают вопросы, относящиеся к научно-образовательной области. Так, например, требуется обеспечить возможности дополнительного образования в сфере информационных технологий работникам экономической и социальной отрасли. Кроме того, важной мерой является выдвижение предложений по налаживанию взаимодействия российских и иностранных специалистов в научной и образовательной среде, что особенно касается оптимизации удаленного режима. Необходимо также сделать упор на разработке пошагового развития в учебных организациях системы наставничества в области применения искусственного интеллекта [8].
Выводы. Проанализировав основы законодательства и государственной политики РФ в сфере цифровизации и использования искусственного интеллекта в высшей школе, можно констатировать достаточную разработанность нормативно-правовой базы, регулирующей образовательные отношения.
Пытаясь обобщить отражающийся в документах набор задач и направлений деятельности по цифровизации образования, удается выделить три приоритетных линии развития. К ним относится обеспечение доступа к обучению и обретению пользующихся спросом на рынке труда цифровых компетенций, удовлетворение потребностей рынка в подготовке квалифицированных кадров в сфере цифровых технологий и искусственного интеллекта, внедрение онлайн-сервисов в образовательные организации на различных уровнях обучения [11].
Не отрицая значимости процесса цифровизации для образовательной системы и наличия документации, закрепляющей траекторию преобразований, немалое число исследований свидетельствует о текущем отставании страны по рассматриваемому вопросу в сравнении с государствами-лидерами. Основными факторами, препятствующими скорой реализации законодательно утвержденных мер, являются слабая техническая оснащенность вузов и отсутствие надлежащего уровня финансового, программного и кадрового обеспечения. Исходя из этого, требуется методичное и планомерное развитие процесса цифровизации и внедрения технологий искусственного интеллекта с одновременным учетом опыта зарубежных стран, особенностей отечественной системы образования и текущего состояния экономики, что со временем приведет к благоприятному результату [4].
Литература:
1. Баева, Л.В. Цифровой поворот в российском образовании: от проблем к возможностям / Л.В. Баева // Ценности и смыслы. - 2020. - № 5. - С. 28-44
2. Буданцев, Д.В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций / Д.В. Буданцев // Молодой ученый. - 2020. - № 27. - С. 120-127
3. Верещак, С.Б. Тенденции правового регулирования цифровой трансформации университета / С.Б. Верещак, О.А. Иванова, А.К. Кузнецов // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата Учредители: Российская академия адвокатуры и нотариата. - № 4. - С. 8-12
4. Гаирбекова, П.И. Актуальные проблемы цифровизации образования в России / П.И. Гаирбекова // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 2. - С. 65-75
5. Гребнева, Д.М. Информатизация и цифровизация образования: основные понятия и определения / Д.М. Гребнева, В.П. Мохова // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». -2022. - Текст: электронный // URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018031624?ysclid=l9ixnpl8xy179141208
6. Кузьминов, Я.И. Российское образование: достижения, вызовы, перспективы / Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - 2019. - 342 с.
7. Никулина, Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т.В. Никулина, Е.Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8. - С. 107-113
8. Сливицкий, А.Б. Вопросы формирования государственной политики в области искусственного интеллекта / А.Б. Сливицкий // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2021. - № 16-2. - С. 396-402
9. Стариченко, Б.Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания / Е.Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 3. - С. 49-58
10. Такиуллин, Т.Р. Влияние цифровизации на систему образования / Т.Р. Такиуллин. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 47 (389). - С. 5-8
11. Турлакова, О.Е. К вопросу цифровой трансформации высшей школы / О.Е. Турлакова // Вопросы развития современной науки и техники. - 2021. - №. 5. - С. 332-343
12. Цицилина, Е.В. Совершенствование законодательства в области образования. Развитие информатизации системы образования / Е.В. Цицилина, Е.Н. Атарщикова // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. - 2019. - Т. 5. -№ 3. - С. 102-107
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Анализ теоретических исследований, посвященных технологиям искусственного интеллекта как фактору повышения качества высшего образования в отечественной и зарубежной практике, показывает, что искусственный интеллект в образовательной среде уже характеризуется определенными историческими этапами и представляет собой сложный, многокомпонентный феномен, актуальность которого с течением времени лишь продолжает возрастать; широкое использование информационно-коммуникационных технологий и разработок в сфере теории и практики искусственного интеллекта передовыми учебными заведениями позволяет организовать качественный образовательный процесс, демонстрируя ряд преимуществ. Однако, несмотря на преимущества, позволяющие облегчить образовательный процесс для всех субъектов и одновременно повысить его качество, активное внедрение технологий искусственного интеллекта
приводит к неизбежному столкновению с потенциальными рисками и опасностями. В связи с этим важным является фрагментарное и осторожное применение технологий в контексте на проверенные временем образовательные стандарты.
Ключевые слова: цифровое образование, цифровое информационные технологии, качество образовательных услуг.
Annotation. The analysis of theoretical studies devoted to artificial intelligence technologies as a factor in improving the quality of higher education in domestic and foreign practice shows that artificial intelligence in the educational environment is already characterized by certain historical stages and is a complex, multicomponent phenomenon, the relevance of which only continues to increase over time; the widespread use of information and communication technologies and developments in the field of theory and practice of artificial intelligence by advanced educational institutions makes it possible to organize a high-quality educational process, demonstrating a number of advantages. However, despite the advantages that make it possible to facilitate the educational process for all subjects and at the same time improve its quality, the active introduction of artificial intelligence technologies leads to an inevitable collision with potential risks and dangers. In this regard, fragmentary and careful application of technologies in the context of time-tested educational standards is important.
Key words: digital education, digital information technology, quality of educational services.
Введение. Проблематика внедрения и эффективного применения информационных технологий в рамках образовательного процесса все чаще привлекает к себе внимание авторов в рамках научных работ, становится предметом дискуссий на конференциях. По мере развития технологий и нарастания темпов их повсеместного распространения, в той или иной степени затрагивающего каждую сферу жизнедеятельности человека, появляются не только новые перспективы, но и некоторые риски, а также требующие решения задачи. Образовательная среда не является исключением, поскольку цифровое пространство способствует глобализации науки и образования. Иначе говоря, современные технологии предоставляют возможность ознакомления с такой информацией, которая относительно недавно относилась к привилегированному типу знаний и была доступна лишь ограниченному числу ученых и исследователей. Подобные трансформации, связанные с внедрением электронных образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в систему образования, а также обусловленные необходимостью успешной интеграции в мировое образовательное пространство и повышения конкурентоспособности высших учебных заведений на международной арене, лежат в основе формирования нового парадигмального статуса института образования [1]. Востребованность использования растущего потенциала цифровых технологий, в том числе методов искусственного интеллекта, находит весьма наглядное отражение в появлении многочисленных онлайн-курсов, визуальных контролирующих программ, дистанционных форм передачи знаний и осуществления контроля. В связи с этим феномен искусственного интеллекта с сопровождающимися возможностями и перспективами развития требует пристального изучения и установления границ, за пределами которых его применение может послужить фактором возникновения потенциальных угроз [5].
Изложение основного материала статьи. Непосредственно перед рассмотрением воздействия, которое оказывают технологии искусственного интеллекта на систему высшего образования, важно установить, что же следует понимать под данным феноменом. Несмотря на то, что упоминание самого термина и одна из первых попыток его трактовки относится лишь к XX веку, принято считать, что идея создания конструкта появилась гораздо раньше. Ее связывают с именем мыслителя европейского Средневековья Раймунда Луллия, посвятившего время попытке разработать механизм решения задач с опорой на классификацию понятий. Хотя бурного развития искусственный интеллект в тот период так и не получил, эти события стали первым шагом, заложенным в основу целенаправленного интереса к новому явлению. Статус самостоятельного научно-исследовательского направления феномен приобрел несколько позднее, в период создания первых электронно-вычислительных машин. Основоположником дисциплины искусственного интеллекта и автором одноименного термина стал американский ученый и информатик Джон Маккарти, который впервые задумался о нем после посещения конференции, посвященной сравнению компьютера и возможностей человеческого мозга. Прежде всего, он отстаивал идею использования математической логики для понимания искусственного интеллекта. В 1956 году, наряду с другими участниками Дартмутского семинара, ученый представил миру само понятие и вложил в него следующее значение: искусственный интеллект представляет собой науку и технологию создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ [1, 2, 4]. Ученый полагал, что разработанный им совместно с коллегами конструкт нельзя считать полноценным интеллектом, не принимая во внимание человеческий «здравый смысл». В контексте современного научного дискурса пока не удается достичь единообразия взглядов относительно технологий интеллекта и их определения, в связи с чем речь идет о непрерывной циркуляции множества трактовок. Так, можно встретить следующие наиболее часто встречающиеся значения данного феномена:
- свойство интеллектуальных систем обеспечивать реализацию творческих функций, традиционно являющихся прерогативой человека;
- наука и технология создания интеллектуальных машин, а также программ;
- совокупность интеллектуальных систем, в качестве первостепенной задачи которых выступает моделирование психических, когнитивных и образовательных процессов;
- целостная взаимосвязь программных продуктов и их алгоритмов, направленных на выполнение специфических функций интеллектуальной системы человека;
- своеобразный процесс имитации интеллектуальных особенностей человеческого мышления посредством компьютерных систем, который распадается на три составляющих звена, включая обучение, рассуждение и самостоятельную коррекцию;
- дополненные умственные возможности, применение которых предоставляет каждому субъекту образовательного процесса возможность получения и обработки дополнительной информации, необходимой для принятия более «информированных» решений;
- инструмент совершенствования методов и способов обучения, способствующий ускорению и упрощению учебно-производственных и коммуникативных процессов и др. [4].
Учитывая приведенные выше определения рассматриваемого явления, становится понятно, что искусственный интеллект представляет собой обобщенное понятие, которое описывает множество существующих методов и технологий, будь то машинное обучение, или умственный анализ данных, нейронные сети или алгоритмы [2].
Переходя к технологиям искусственного интеллекта непосредственно в рамках образовательной среды, стоит отметить, что первостепенная цель концепта здесь заключается в формировании вычислительно точных форм знаний в таком виде, чтобы с помощью компьютерных программ становился возможным анализ полученных результатов и построение соответствующей результатам модели обучения. Согласно точке зрения ряда исследователей, их использование не только повысит степень продуктивности и комфорта процесса обучения для педагогов и обучающихся, но и поможет эффективно организовать его с помощью подбора наиболее оптимальной образовательной стратегии и автоматизации самого учебного процесса. Основываясь на приведенном положении, А.Н. Дробахина осуществляет системный анализ трудов по
искусственному интеллекту, обобщая результаты других исследователей. Так, она ссылается на некоторые перспективные направления применения данного конструкта в рамках современного образовательного процесса:
- обучение, отличающееся персонализированным и адаптивным характером процесса и предполагающее выстраивание содержания, темпа и стратегий в зависимости от индивидуальных потребностей и с учетом когнитивных и личностных особенностей обучающихся. При этом сохраняется возможность отслеживания прогресса учебы и смены траектории сообразно достигнутым результатам;
- подключение системы автоматического оценивания, которой подвластно осуществление оценки текущего уровня знаний обучающегося, анализ информации о результатах образовательного процесса, формирование рекомендаций и разработка индивидуальных учебных планов;
- промежуточное интервальное обучение, направленное на оказание помощи студенту с лучшим усвоением и закреплением пройденного ранее материала. Предполагается, что технология подобного рода способна вычислить приблизительную вероятность времени забывания обучающимся изученного материала и побудить его к повторению информации;
- обращение к услугам чат-ботов позволит автоматизировать работу менеджеров образовательных программ, что облегчит бесперебойную и ускоренную отправку почтовых сообщений, рассылку напоминаний, актуальной информации в интересующей области и др.;
- смарт-кампус сможет послужить своего рода спасательным кругом в любое время суток, поскольку его использование открывает доступ к оперативному получению информации об организационных моментах учебного процесса, например, о расписании занятий или местоположении аудиторий;
- механизм прокторинга уже приобрел широкую популярность в ходе дистанционного обучения и лишь продолжает испытывать на себе возрастающий спрос. Данная процедура контроля над ходом дистанционного испытания оказывается весьма полезной во время проведения проверочных работ и экзаменационных испытаний, поскольку администратор-проктор предусматривает возможность биометрической верификации личности, анализа поведения студента высшей школы и учета допускаемых им нарушений [2].
Несколько отличимые от представленных выше элементы системы искусственного интеллекта рассматривают в своей работе Р.А. Амиров и У.М. Билалова. Авторы выделяют в этой перспективной информационной структуре такие неотъемлемые компоненты, как:
- систему поиска, обеспечивающую формирование информационной базы данных учебного процесса из совокупности различных источников;
- поддерживающую автоматические обновления библиотеку с электронными учебниками, пособиями и методическими указаниями;
- систему, осуществляющую контроль над текущим уровнем знаний обучающихся и также включающую аспект непрерывного отслеживания их успеваемости, активности и достигаемых результатов;
- библиотеку с контрольными заданиями, предполагающую возможность адаптироваться к уровню подготовки конкретного обучающегося в зависимости от демонстрируемых им результатов;
- автоматизированную систему составления расписания и распределения учебной нагрузки;
- систему обслуживания, налаживающего продуктивную и эффективную коммуникативную связь между обучающимся и образовательным учреждением [1].
Преимущество технологий интеллекта велико, поскольку именно данный концепт имеет все шансы на формирование индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося, что заложено в основу успешного обучения, а также последующего профессионального роста и личностного становления [1]. Аналогичную цель, стоящую перед высокофункциональными технологиями, отмечают А.С. Славянов и С.С. Фешина. Говоря о недостатке разработанной методологии для широкомасштабного и повсеместного внедрения искусственного интеллекта с целью адаптации образовательного процесса к индивидуальным особенностям каждого обучающегося высшей школы, исследователи выдвигают ряд задач, требующих решения для достижения конечной цели. Итак, необходимо предпринять следующие шаги:
- проанализировать известные и имеющиеся на данный момент в распоряжении технологии искусственного интеллекта, а также потенциальную возможность их вовлечения в учебный процесс;
- сконцентрировать усилия на разработке подходов к созданию концептуальной модели функционирования интеллекта в образовательной организации;
- усовершенствовать модель дистанционного образования;
- построить методологические подходы к системе контроля знаний, соответствующей уровню подготовки конкретного обучающегося;
- выдвинуть подходы к оцениванию творческих работ студентов с опорой на технологии искусственного интеллекта;
- организовать комплекс мероприятий, направленных на привлечение потенциальных работодателей к формированию ряда необходимых компетенций и учебных программ [6].
И.Е. Жуковская в труде, посвященном главным трендам совершенствования деятельности высшего учебного заведения в рамках цифровой трансформации, обращается к опыту зарубежных исследователей. Так, в исследовании под названием «Искусственный интеллект в высшем образовании. Текущее использование и будущее применение» отражены те аспекты, в которых системы искусственного интеллекта находят отражение в высших учебных заведениях. Это идентификация и тестирование абитуриентов с целью выявления определенных показателей при поступлении; ускоренный темп прохождения образовательной программы; комплексные задания в ходе учебы в стенах высшей школы; оптимизация и всесторонняя адаптация учебных программ по имеющимся в вузе направлениям подготовки [3].
Рассмотрев основные элементы в структуре изучаемого конструкта, стоит обратиться к ключевым функциям искусственного интеллекта в учебной среде. Согласно взглядам некоторых отечественных авторов, опыт которых приводится в систематизированном виде в работе Н.А. Коровниковой, данный феномен претендует на реализацию четырех главенствующих направлений: предоставление возможности идентификации образов предметов, воспринимаемых с помощью визуальных и акустических характеристик; становление навыка по формулировке и решению профессиональных задач; осуществление поиска, обработки и использования различных типов информационных и познавательных ресурсов; способность к пониманию смысла конкретных актов социокультурной деятельности человека и его речи [4].
В число наиболее востребованных технологий искусственного интеллекта, играющих весомую роль не только в рамках образовательного процесса, но и в личностном развитии человека на протяжении жизненного пути, входит машинное обучение, аддитивное производство, системы дополненной и виртуальной реальности, большие данные и облачные вычисления. Кроме того, Н.А. Коровникова обращает отдельное внимание на трансформацию консервативных форм обучения в дистанционный формат и в отечественной, и в зарубежной практике. Подобные изменения вновь подчеркивают
стремительно растущую значимость внедрения технологий искусственного интеллекта, способных преодолеть ограничения образовательной системы и, вместе с тем, обеспечить ее эффективное развитие. Как полагает автор рассматриваемой статьи, переход образовательной системы на уровень, предельно отличающийся от прежнего, сводится к нескольким основным линиям развития. Во-первых, организация учебно-воспитательных мер все чаще прибегает к использованию образовательных онлайн-платформ. Во-вторых, отмечается увеличение числа доступных трансляций с образовательным контентом посредством телепоказа и радиовещания. В-третьих, широко привлекаются социальные сети и различные мессенджеры - приложения, служащие для обмена мгновенными сообщениями между пользователями. В-четвертых, наблюдается тиражирование «материальных» пособий и их предоставление обучающимся, находящимся на домашнем обучении. Наконец, в-пятых, происходит постепенное внедрение цифровых продуктов на основе искусственного интеллекта [4].
Н.А. Коровникова также отдельно останавливается на разновидностях продуктов и систем искусственного интеллекта, которые уже успели продемонстрировать успешность в ходе применения в образовательной среде с точки зрения профессионалов:
- умные помощники, умело воплощающие в себе целый ряд опций и сочетающие различные интеллектуальные способности от распознавания речи до анализа и интерпретации персональной информации;
- роботизированные системы, технологии и алгоритмы, оснащенные сенсорными деталями, которые дают возможность наблюдать за изменениями определенных параметров окружающей среды и анализировать их, находясь при этом в онлайн-пространстве;
- поддающиеся самообучению системы высокоинтеллектуального профиля, которые могут усваивать и транслировать информацию, основанную на фактах разной степени сложности;
- игровые системы с возможностью самообучения, которые могут быть использованы как действительные инструменты игры в неигровом контексте;
- образовательные системы искусственного интеллекта в чистом виде, подразумевающие под собой учебные онлайн-курсы, средства дистанционного оценивания и контроля, информационные помощники, мультимедийные образовательные курсы с возможностью активного взаимодействия в ходе участия в них [4].
Н.А. Коровникова отмечает ряд возможностей и перспектив искусственного интеллекта в образовательном процессе, главным из которых является адаптивно-персонализированный формат обучения на базе таких технологий, упоминание о котором удается обнаружить буквально в каждом исследовании, посвященном потенциальному развитию образовательной системы с фокусом на интеллекте. Касаясь данного аспекта, в данном случае Н.А. Коровникова делает акцент на причинно-следственной связи. Согласно ее позиции, подобный формат неизбежно приводит к становлению и развитию навыка так называемой «познавательной самостоятельности» субъектов образовательного процесса. Он предполагает наличие таких интеллектуальных способностей и умений, которые ответственны за самостоятельное выделение существенных и второстепенных признаков предметов, процессов и явлений, а также за раскрытие сущности новых понятий путем абстрагирования и обобщения. Помимо адаптивных и персонализированных тенденций, речь также идет о многочисленных учебно-педагогических и проектно-исследовательских перспективах интеллекта. К их числу относятся следующие аспекты:
- повышение навыков социального и эмоционального интеллекта у субъектов образовательного процесса, а также доступность полноценного освоения современных цифровых навыков в связи с постоянно открытым доступом к образовательным ресурсам;
- увеличение эффективности педагогической деятельности, которая достигается путем экономии времени и повышения вовлеченности в учебный процесс с помощью применения технологий искусственного интеллекта. Расширение профессионального инструментария посредством привлечения высокотехнологичных средств, оптимизация временных затрат с помощью избавления от «лишней», рутинной нагрузки и последующий профессиональный рост и развитие;
- своевременное осуществление контроля и оценки учебных программ и достигнутых результатов, эффективное управление ресурсами образовательной системы наряду с обеспечением устойчивой защиты и поддержки педагогического состава и нуждающихся социальных групп обучающихся со стороны административно-управленческих отделений образовательных учреждений;
- оптимизация планов и управление относительно имеющихся в распоряжении образовательных ресурсов, а также разработка согласованных учебных программ на локальном, региональном, национальном и даже международном уровне со стороны органов государственной власти;
- выстраивание учебного процесса с учетом многообразия и вариативности существующих приемов, форм и методик;
- реализация прогностической аналитики, позволяющей субъектам в пределах образовательного пространства осуществлять взаимное оценивание учебно-методических ресурсов, а также готовности и возможности ознакомления с материалами;
- приобщение участников учебного процесса к научно-исследовательской деятельности, активному внедрению и освоению цифровых учебно-методических материалов путем освобождения времени от традиционной и рутинной деятельности и др. [4].
Помимо неоднократно упомянутых возможностей и преимуществ, привносимых в образовательный процесс технологиями на базе искусственного интеллекта, не менее важно уделить внимание образующимся рискам, которым в наибольшей степени оказываются подвержены субъекты высшей школы:
- появление цифрового разрыва, подразумевающего отсутствие равного доступа к цифровым технологиям у всех субъектов образования;
- несогласованность важнейших этических принципов в ходе использования систем на основе искусственного интеллекта, которая может касаться таких аспектов, как конфиденциальность пользователя, гарантия защиты и использования его данных и др.;
- высокая степень зависимости от технологий, когда их применение становится чрезмерным и в большей степени способствует нанесению ущерба в виде снижения когнитивной активности и творческих способностей;
- требование непрерывного повышения технических навыков и компетентности участников учебно-педагогического процесса независимо от имеющихся материальных условий и технической оснащенности;
- формирование однотипной модели поведения и чрезмерно упрощенных компетенций в рамках образовательных дисциплин, формализация профессиональных знаний и умений, снижение трудовой результативности будущих выпускников;
- стремительное сокращение или вовсе полное отсутствие «живой» коммуникации, что оказывает негативное воздействие на деятельность многих субъектов процесса обучения;
- снижение способностей рабочей памяти у участников образовательной организации, вызванное изменениями биологических структур мозга в связи с непривычной нагрузкой, оказываемой на психическое состояние, и необходимостью быстрой адаптации к ней [4].
Выводы. Проведя обзор теоретических исследований, посвященных технологиям искусственного интеллекта как фактору повышения качества высшего образования в отечественной и зарубежной практике, удается прийти к трем основным умозаключениям. Во-первых, искусственный интеллект в образовательной среде уже характеризуется определенными историческими этапами и представляет собой сложный, многокомпонентный феномен, актуальность которого с течением времени лишь продолжает возрастать. Во-вторых, широкое использование информационно-коммуникационных технологий и разработок в сфере теории и практики искусственного интеллекта передовыми учебными заведениями позволяет организовать качественный образовательный процесс, демонстрируя целый ряд преимуществ. Так, в их число входит возможность изучать учебный материал в удобное для обучающегося время и в комфортном для него месте, посредством привлечения оптимального электронного носителя, с подключением дискуссий в виртуальных группах и выбором подходящего формата обучения [5]. В-третьих, несмотря на ярко выраженные преимущества, позволяющие облегчить образовательный процесс для всех субъектов и одновременно повысить его качество, активное внедрение технологий искусственного интеллекта приводит к неизбежному столкновению с потенциальными рисками и опасностями. В связи с этим важным кажется фрагментарное и осторожное применение технологий с опорой на проверенные временем образовательные стандарты [2].
Литература:
1. Амиров, Р.А. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования / Р.А. Амиров, У.М. Билалова // Управленческое консультирование. - 2020. - №. 3 (135). - С. 80-88
2. Дробахина, А.Н. Информационные технологии в образовании: искусственный интеллект / А.Н. Дробахина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №. 70-1. - С. 125-128
3. Жуковская, И.Е. Основные тренды совершенствования деятельности высшего учебного заведения в условиях цифровой трансформации / И.Е. Жуковская // Открытое образование. - 2021. - Т. 25. - №. 3. - С. 15-25
4. Коровникова, Н.А. Искусственный интеллект в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы / Н.А. Коровникова // Социальные новации и социальные науки. - 2021. - №. 2 (4). - С. 98-113
5. Лучшева, Л.В. Социальные проблемы использования искусственного интеллекта в высшем образовании: задачи и перспективы / Л.В. Лучшева // Научный Татарстан. - 2020. - №. 4. - С. 84-89
6. Славянов А. С., Фешина С. С. Технологии искусственного интеллекта в образовании как фактор повышения качества человеческого капитала / А.С. Славянов, С.С. Фешина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №. 7. -С. 156-159
Педагогика
УДК 3786:004
кандидат педагогических наук Белаш Виктория Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студентка Салдаева Анастасия Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ 1
КУРСА
Аннотация. Становление информационного общества, развитие техники и технологий обусловило необходимость формирования компетенций, связанных с реализацией информационных процессов. В связи с этим формирование информационной компетентности оформляется в одну из задач подготовки выпускника вуза. Целью статьи является изучение процесса формирования информационной компетентности студентов 1 курса, обучающихся по программам бакалавриата непрофильных в области информационных технологий направлений подготовки. В статье изложены методические рекомендации по формированию информационной компетентности бакалавров 1 курса и приведены результаты педагогического эксперимента. Актуальность данной работы обусловлена обновлением задач подготовки выпускников вузов, а также распространением информационных технологий во всех сферах общественной жизни. Ключевые слова: бакалавр, информационная компетентность, информация, компонент, критерий, уровень. Annotation. The formation of the information society, the development of technology and technology necessitated the formation of competencies related to the implementation of information processes. In this regard, the formation of information competence is formed into one of the tasks of preparing a university graduate. The purpose of the article is to study the process of formation of information competence of 1st year students enrolled in bachelor's degree programs in non-core areas of training in the field of information technology. The article presents methodological recommendations for the formation of information competence of 1st-year bachelors and presents the results of pedagogical experiment. The relevance of this work is due to the updating of the tasks of training university graduates, as well as the spread of information technologies in all spheres of public life. Key words: bachelor, information competence, information, component, criterion, level.
Введение. Информационные технологии в настоящее время внедрены во все сферы общества. Для использования цифровых ресурсов, успешной работы в информационном пространстве пользователю необходимо владение определенным уровнем соответствующей компетентности.
Под информационной компетентностью (ИК) мы понимаем овладение теоретическими знаниями, умениями, способами мышления, которые позволяют эффективно реализовать информационные процессы: создание, поиск, обработку и хранение информации [1].
В процессе формирования ИК необходимо учитывать профессиональные интересы, склонности, стремления обучающегося, мотивацию к деятельности, понимание информации как одного из ценных ресурсов настоящего времени. Кроме этого, требуется подготовка к реализации информационных процессов в профессиональной деятельности: поиска, хранения, обработки и защиты информации.