- снижение способностей рабочей памяти у участников образовательной организации, вызванное изменениями биологических структур мозга в связи с непривычной нагрузкой, оказываемой на психическое состояние, и необходимостью быстрой адаптации к ней [4].
Выводы. Проведя обзор теоретических исследований, посвященных технологиям искусственного интеллекта как фактору повышения качества высшего образования в отечественной и зарубежной практике, удается прийти к трем основным умозаключениям. Во-первых, искусственный интеллект в образовательной среде уже характеризуется определенными историческими этапами и представляет собой сложный, многокомпонентный феномен, актуальность которого с течением времени лишь продолжает возрастать. Во-вторых, широкое использование информационно-коммуникационных технологий и разработок в сфере теории и практики искусственного интеллекта передовыми учебными заведениями позволяет организовать качественный образовательный процесс, демонстрируя целый ряд преимуществ. Так, в их число входит возможность изучать учебный материал в удобное для обучающегося время и в комфортном для него месте, посредством привлечения оптимального электронного носителя, с подключением дискуссий в виртуальных группах и выбором подходящего формата обучения [5]. В-третьих, несмотря на ярко выраженные преимущества, позволяющие облегчить образовательный процесс для всех субъектов и одновременно повысить его качество, активное внедрение технологий искусственного интеллекта приводит к неизбежному столкновению с потенциальными рисками и опасностями. В связи с этим важным кажется фрагментарное и осторожное применение технологий с опорой на проверенные временем образовательные стандарты [2].
Литература:
1. Амиров, Р.А. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования / Р.А. Амиров, У.М. Билалова // Управленческое консультирование. - 2020. - №. 3 (135). - С. 80-88
2. Дробахина, А.Н. Информационные технологии в образовании: искусственный интеллект / А.Н. Дробахина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №. 70-1. - С. 125-128
3. Жуковская, И.Е. Основные тренды совершенствования деятельности высшего учебного заведения в условиях цифровой трансформации / И.Е. Жуковская // Открытое образование. - 2021. - Т. 25. - №. 3. - С. 15-25
4. Коровникова, Н.А. Искусственный интеллект в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы / Н.А. Коровникова // Социальные новации и социальные науки. - 2021. - №. 2 (4). - С. 98-113
5. Лучшева, Л.В. Социальные проблемы использования искусственного интеллекта в высшем образовании: задачи и перспективы / Л.В. Лучшева // Научный Татарстан. - 2020. - №. 4. - С. 84-89
6. Славянов А. С., Фешина С. С. Технологии искусственного интеллекта в образовании как фактор повышения качества человеческого капитала / А.С. Славянов, С.С. Фешина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №. 7. -С. 156-159
Педагогика
УДК 3786:004
кандидат педагогических наук Белаш Виктория Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студентка Салдаева Анастасия Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ 1
КУРСА
Аннотация. Становление информационного общества, развитие техники и технологий обусловило необходимость формирования компетенций, связанных с реализацией информационных процессов. В связи с этим формирование информационной компетентности оформляется в одну из задач подготовки выпускника вуза. Целью статьи является изучение процесса формирования информационной компетентности студентов 1 курса, обучающихся по программам бакалавриата непрофильных в области информационных технологий направлений подготовки. В статье изложены методические рекомендации по формированию информационной компетентности бакалавров 1 курса и приведены результаты педагогического эксперимента. Актуальность данной работы обусловлена обновлением задач подготовки выпускников вузов, а также распространением информационных технологий во всех сферах общественной жизни. Ключевые слова: бакалавр, информационная компетентность, информация, компонент, критерий, уровень. Annotation. The formation of the information society, the development of technology and technology necessitated the formation of competencies related to the implementation of information processes. In this regard, the formation of information competence is formed into one of the tasks of preparing a university graduate. The purpose of the article is to study the process of formation of information competence of 1st year students enrolled in bachelor's degree programs in non-core areas of training in the field of information technology. The article presents methodological recommendations for the formation of information competence of 1st-year bachelors and presents the results of pedagogical experiment. The relevance of this work is due to the updating of the tasks of training university graduates, as well as the spread of information technologies in all spheres of public life. Key words: bachelor, information competence, information, component, criterion, level.
Введение. Информационные технологии в настоящее время внедрены во все сферы общества. Для использования цифровых ресурсов, успешной работы в информационном пространстве пользователю необходимо владение определенным уровнем соответствующей компетентности.
Под информационной компетентностью (ИК) мы понимаем овладение теоретическими знаниями, умениями, способами мышления, которые позволяют эффективно реализовать информационные процессы: создание, поиск, обработку и хранение информации [1].
В процессе формирования ИК необходимо учитывать профессиональные интересы, склонности, стремления обучающегося, мотивацию к деятельности, понимание информации как одного из ценных ресурсов настоящего времени. Кроме этого, требуется подготовка к реализации информационных процессов в профессиональной деятельности: поиска, хранения, обработки и защиты информации.
Согласуясь с позицией авторов Ионовой О.Н., Воронова С.А., Лукьяновой А.В., Панкова Т.В., Тубеевой Ф.К. и др., выделяющих в структуре ИК мотивационный и гностический компоненты [5], в рамках нашего исследования структура ИК дополнена технологическим и креативным компонентами.
Технологический компонент ИК отвечает за понимание работы, возможностей средств информационных технологий для обеспечения информационных процессов.
Креативный компонент ИК демонстрирует взаимодействие пользователя с информационными технологиями, их уместное и грамотное использование в профессиональной деятельности.
Изложение основного материала статьи. В нашем исследовании принимали участие бакалавры 1 курса не профильных в области информационных технологий направлений подготовки. Был выполнен анализ, который демонстрирует снижение уровня ИК с увеличением возраста респондентов (Рис. 1). Так как уровень ИК с возрастом снижается, то требуется его активное формирование на младших курсах. Это возможно за счет использования средств дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии».
Прогноз по уровню информационной компетентности на основе
собранных данных
17 1S 13 20 21 22 23 24 25 26
Возраст студента
Рисунок 1. Уровень информационной компетентности в зависимости от возраста респондентов
Обозначим критерии сформированности ИК бакалавров. Одним из первых критериев, выделенных авторами (Грибан О.Н., Зверева Е.Я., Петрова В.И., Тубеева Ф.К. и др.) в литературе, является личностно-мотивационный [2].
Для нашего исследования данный критерий характеризуется такими показателями, как внутренняя мотивация, понимание информации как ценного ресурса, стремление к работе с источниками информации.
Следующий критерий - когнитивный. Данный критерий отражает знания в области получения, обработки, хранения и передачи информации: технологии реализации информационных процессов, использующиеся программные продукты. К данному критерию относятся знания принципов обработки и хранения информации, современных способов применения компьютерных технологий в обучении и научных исследованиях и их роли в развитии общества, в выработке мировоззрения.
Третий критерий деятельностный. Он характеризуется умениями осуществления информационных процессов: использование технологий делового взаимодействия в информационной среде, работа с информацией в глобальных компьютерных сетях, обработка и хранение информации с помощью средств информационных технологий.
Формирование ИК бакалавров 1 курса проходило при изучении дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии».
Приведем примеры заданий, составленных с целью повышения уровня ИК бакалавров 1 курса.
Для формирования мотивационного компонента применялись тестовые задания, в частности с открытым ответом, например:
1. Опишите какие действия, связанные с использованием компьютера, требуется уметь выполнять каждому пользователю в настоящее время (2-3 предложения).
2. Откройте сайт КГУ им. К.Э. Циолковского. В разделе Студенту/Учебные материалы/Информация по специальностям найдите учебный план Вашего направления подготовки. Ответьте на вопросы, результаты внесите в таблицу:
1) Какая форма контроля предусмотрена для дисциплины «Физическая культура»? На каком курсе изучается данная дисциплина?
2) Какая кафедра является ведущей (закрепленной) для дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии»?
3) Какое количество академических часов предусмотрено по плану на изучение дисциплины «Русский язык и культура речи»?
4) В каких семестрах изучаются дисциплины модуля «Коммуникативная деятельность и языковое общение»?
Для формирования гностического компонента применялись тестовые задания и задания практического содержания, требующие выполнения с использованием компьютера и прикладных программ, например:
1. Создайте следующий многоуровневый список
1. Форматирование текста
а) Виды начертания
I) Обычный
II) Полужирный
III) Курсив
IV) Полужирный курсив
b) Варианты выравнивания
I) По левому краю
II) По центру
III) По правому краю
IV) По ширине
c) Междустрочный интервал
d) Интервал разряженный /уплотненный 2. Объекты в документе, помимо текста
a) Списки
I) Нумерованный
II) Многоуровневый
III) Маркированный
b) Таблицы
c) Изображения, фигуры
d) Диаграммы
I) Гистограмма
II) График
III) Точечная
IV) Круговая
V) Другие диаграммы
2. Создайте организационную диаграмму. Для создания диаграммы необходимо выполнить следующую последовательность действий: Вставка - Иллюстрации - SmartArt - Иерархия - заполните диаграмму как показано на
рисунке ниже. Для добавления фигур, выполните действия: Конструктор - Добавить фигуру. Отредактируйте диаграмму согласно рисунку.
Программное обеспечение ЭВМ
Системное
Операционные
Драйверы
Утилиты
Прикладное
Текстовые процессоры
Э л ектр о иные та блицы
СУБД
Переводчики, игры, развлечения
Профессиональное ПО
Инструментально е
Трансляторы
Редакторы программного кода
Отладчики
Редакторы
Для формирования технологического компонента применялись задания практического содержания, требующие выполнения с использованием компьютера и прикладных программ, например:
1. Сформируйте доклад (10-12 страниц) на одну из предложенных преподавателем тем.
2. Отформатируйте доклад, согласно со следующим требованиями.
• Наличие титульного листа.
• На второй странице доклада расположите автособираемое оглавление. Междустрочный интервал - 1,5; Шрифт Times New Roman, 14 пт.
• Добавьте колонтитулы. Колонтитулы должны отражать название параграфов; размер кегля колонтитулов должен быть меньше размера основного текста; расстояние до верхнего колонтитула - 2,5 см, до нижнего - 2 см.
• Добавьте иллюстрации или блок-схемы; необходимо проиллюстрировать документ несколькими иллюстрациями, помогающими понять текст; изображения самостоятельно подобрать в сети Интернет; каждая иллюстрация должна быть подписана.
• Добавьте таблицу по теме работы в документ.
• Добавьте две сноски в документ.
• В конце документа разместите список литературы, отформатированный в соответствии с требованиями ГОСТ.
3. Отформатируйте документ.
• Выравнивание основного текста - по ширине.
• Отступ красной строки - 1 см.
• Включите автоматическую расстановку переносов.
• Установите нумерацию страниц внизу по середине.
• Установите поля документа: левое - 2,5 см., правое - 1,5 см., верхнее и нижнее - 2 см.
• Список литературы оформите в виде нумерованного списка.
Оценивание результатов обучения проводилось по балльно-рейтинговой системе. Для каждого компонента ИК была разработана балльно-рейтинговая система оценивания, в рамках которой использовались низкий, средний и высокий уровни. Низкий уровень соответствует результату 0-50 баллов, средний - 51-80 баллов, высокий - 81-100 баллов.
После проведения эксперимента результаты распределились следующим образом (Рис. 2).
Мотивационный компонент
90?Й95%
1
1% 4% Mill ч*. 1
^ IX
ниакии средним высоким
II Контрольная группа л Э ксп е р и ментальная группа
Технологический компонент
55?i
23
4В%
I
1494 $$
низкий средний II Контрольная группа
1256
mm
высокий
>Э ксп е р и ментальная группа
Рисунок 2. Результаты контрольной и экспериментальной группы после проведения эксперимента
Выводы. Опыт работы со студентами 1 курса по формированию информационной компетентности демонстрирует эффективность разработанной методики, благодаря которой происходит процесс решения одной из стратегических задач подготовки бакалавров.
Литература:
1. Белаш, В.Ю. Формирование информационной компетентности бакалавров 1 курса: теоретические аспекты и опыт работы / В.Ю. Белаш, А.А. Салдаева // Глобальный научный потенциал. - 2022. - №7 (136). - С. 27-30
2. Грибан, О.Н. Формирование информационной компетентности студентов педагогического вуза: монография / О.Н. Грибан. - ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2015. - 162 с.
3. Михалева, О.В. Формирование компетенций у будущих бакалавров в условиях цифровой образовательной среды вуза / О.В. Михалева, Д.А. Зыков // Pedagogical Journal. - 2019. - Vol. 9. - Is. 1A. - Рр. 178-184
4. Петрова, Е.В. Информационная компетентность в образовании как залог успешной адаптации человека в информационном обществе // Информационное общество. - М., 2012. - №2. - С. 37-43
5. Тубеева, Ф.К. Формирование информационной компетентности будущих бакалавров дефектологического образования в педагогическом вузе: монография / Ф.К. Тубеева. - Сев.-Осет. гос. пед. ин-т. - Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2017. - 148 с.
Педагогика
УДК 371
доктор педагогических наук, профессор Беленцов Сергей Иванович
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Курский государственный университет» (г. Курск)
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема развития личностного потенциала как составляющей психолого-педагогического сопровождения профессионального становления будущего педагога. Проанализирована педагогическая и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, раскрыта сущность личностного потенциала, выделены его основные направления. Обращение к рассмотрению проблемы развития личностного потенциала обучающихся актуализирует и усиливает глубину и всесторонность формирования созидательной и успешной жизненной позиции юношества современности.
Ключевые слова: развитие личностного потенциала, психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления будущего педагога.