Сотворческиий маркетинг (co-creating marketing) - это один из видов сотворческих технологий в управлении деятельности, уникальная форма, которая предполагает своей целью партнерские взаимодействия для создания уникального торгового предложения (товары, услуги).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сотворческие технологии в сфере образовательных услуг - это форма маркетинговой деятельности, предполагающая своей целью партнерские взаимодействия участников образовательного процесса для создания уникального предложения потребителям. Такие технологии могут выступать с целью повышения качества образования и повышения имиджа педагогов школы.
Сотворческие технологии играют большую роль в формировании профессионального имиджа педагогов школы, благодаря тому, что в первую очередь родителям и детям важно чувствовать свою значимость в образовательном процессе.Сотворчество всего класса может стать более инклюзивным подходом к совместному творчеству, поддержанию и построению позитивных отношений, которые, в свою очередь, могут способствовать более широким ведомственным и институциональным приоритетам создания более эффективной учебной среды, создавая более сильное чувство общности и принадлежности. Однако для этого может потребоваться, чтобы преподавательский состав в большинстве случаев адаптировал свою текущую практику преподавания и научился применять более реляционные подходы к преподаванию, которые являются открытыми, совместными, диалогичными и демократическими. Это, вероятно, потребует от многих учителей больше узнать о преимуществах сотворчества всего класса и о различных способах облегчения и оценки совместного творчества всего класса. Как следствие, это оказывает большое влияние на формирование более позитивного имиджа педагогов. Ключевая компетентность педагога состоит во взаимодействии, партнерстве с участниками образовательного процесса. Поэтому, бесспорно можно говорить о том, что сотворческие технологии не только играют большую роль в образовательной деятельности, но и оказывают большое воздействие на формирование и укрепление имиджа педагогов школы.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что сотворческие технологии в сфере образовательных услуг -это форма маркетинговой деятельности, предполагающая своей целью партнерские взаимодействия участников образовательного процесса для создания уникального предложения потребителям.
И такие технологии не просто могут выступать с целью повышения качества образования и повышения имиджа педагогов школы, а просто обязаны быть в ключевых навыках педагогов школы. Сотворческие технологии имеют привилегии среди традиционных технологий, так как сотворчество сразу подразумевает взаимное сотрудничество, что немало важно в образовании.
Выводы. Таким образом, на основании изученной литературы мы пришли к выводу, что имидж педагогов школы можно рассматривать как полисемантическая категория, характеризующая стиль профессионально-педагогической деятельности, манеру общения, умение индивидуализировать свой образ, предоставлять ему эстетической выразительности, аккумулировать лучшие качества человека, информационный потенциал личности, что является результатом постоянной работы над собой. Основными составляющими имиджа педагогов школы являются: педагогическое мастерство; уровень профессиональной подготовки; авторитет работников образовательной организации; педагогическая культура; визуальная привлекательность; вербальное и невербальное поведение; манеры и этикет; позиция общества и государства.
Сотворческие технологии в сфере образовательных услуг - это форма маркетинговой деятельности, предполагающая своей целью партнерские взаимодействия участников образовательного процесса для создания уникального предложения потребителям. И такие технологии не просто могут выступать с целью повышения качества образования и повышения имиджа педагогов школы, а просто обязаны быть в ключевых навыках педагогов школы. Сотворческие технологии имеют привилегии среди традиционных технологий, так как сотворчество сразу подразумевает взаимное сотрудничество, что немало важно в образовании.
Литература:
1. Бухаров, Д.В. Имидж образовательного учреждения / Д.В. Бухаров // Человек и образование. - 2009. - №2. -С. 165-168.
2. Калюжный, А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный. - М.: Владос, 2004. - 222 с.
3. Новокшенова, М.Л. Имидж педагога: знания, опыт, мастерство / М.Л. Новокшенова // Учитель. - 2005. -№3. - С. 69
4. Прахалад, К.К. Будущее конкуренции. Создание уникальной ценности вместе с потребителями / К.К. Прахалад, В. Рамасвами. - М.: Олимп-Бизнес, 2015. - 352 с.
5. Степанов, С.Ю. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества / С.Ю. Степанов, Г.Ф. Похмелкина, Т.Ю. Колошина, Т.В. Фролова // Вопр. психол. - 1991. - № 5. - С. 25-28
6. Степанов, С.Ю. Рефлексивная диагностика в управлении развитием организации (на примере семинара-тренинга по стратегии развития компании) / С.Ю. Степанов, Е.З. Кремер / Акмеология. - 2011. - №1 (37). - С. 77-91.
Педагогика
УДК 3786:004
кандидат педагогических наук Белаш Виктория Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студентка Салдаева Анастасия Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ
Аннотация. В статье изложены аспекты создания модели формирования информационной компетентности бакалавров. Актуальность данной работы обусловлена развитием информационных технологий, расширением сфер их использования и, как следствие, необходимостью совершенствования подготовки бакалавров с целью их эффективного трудоустройства. В научной литературе сложились два подхода к определению понятия «информационная компетентность». Согласно первого из них, информационная компетентность рассматривается как совокупность навыков работы с различными техническими средствами. Второй подход основан на работе с информацией и навыках рациональной реализации информационных процессов. Принимая во внимание различные точки зрения авторов, мы будем понимать информационную компетентность как совокупность теоретических знаний, умений, способов мышления, позволяющих эффективно реализовать процессы создания, поиска, обработки и хранения информации. Процесс формирования информационной компетентности бакалавров
основан на соответствующей модели подготовки. В модели формирования информационной компетентности мы выделяем следующие блоки: целевой, содержательный, технологический и оценочно-результативный.
Ключевые слова: ИКТ, информационная компетентность, информационно-коммуникационные технологии, информационные процессы, информация, модель.
Annotation. The article describes the aspects of creating a model for the formation of information competence of bachelors. The relevance of this work is due to the development of information technologies, the expansion of their use and, as a result, the need to improve the training of bachelors in order to effectively employ them. In the scientific literature, there are two approaches to the definition of the concept of "information competence". According to the first of them, information competence is considered as a set of skills to work with various technical means. The second approach is based on working with information and the skills of rational implementation of information processes. Taking into account the different points of view of the authors, we will understand information competence as a set of theoretical knowledge, skills, ways of thinking that allow you to effectively implement the processes of creating, searching, processing and storing information. The process of forming the information competence of bachelors is based on the appropriate training model. In the model of formation of information competence, we distinguish the following blocks: target, content, technological and evaluative-effective.
Key words: ICT, information competence, information and communication technologies, information processes, information, model.
Введение. В современных условиях активное внедрение информационных технологий обуславливает новые требования к подготовке специалистов во всех областях. Информация представляет собой ценный ресурс, с которым взаимодействуют сотрудники в любой организации. После трудоустройства выпускникам необходимо работать с электронными документами, почтой, реализовывать информационные процессы создания, хранения, передачи и обработки информации.
Существующие тенденции развития профессиональной подготовки кадров находят отражение в реализации образовательных программ высшего образования. Личностное развитие, формирование профессионально значимых компетенций выходят на передний план в осуществлении образовательного процесса.
Изложение основного материала статьи. Как утверждает Грибан О.Н., информационную компетентность следует понимать как «процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой оптимального использования новых информационных технологий, направленных на реализацию социальных, психологических и педагогических целей обучения и воспитания» [3].
Губарева Т.В. трактует информационную компетентность как интегративную, личностную характеристику, связанную с готовностью использовать свои знания, умения и навыки, способы действий, модели поведения и субъективный опыт для эффективной работы с компьютером [4].
Шилова Т.В. утверждает, что в основе информационной компетентности - свободное владение средствами ИКТ и применение их в учебной и профессиональной деятельности [16].
Тубеева Ф.К. в вопросе определения информационной компетентности опирается на точку зрения Ионовой О.Н. и понимает информационную компетентность как свойство личности, системное формирование знаний, умений, способностей и опыта их применения в сфере информации и ИКТ [14]. Кроме того, автором подчеркивается, что информационная компетентность включает в себя способность личности расширять свои знания, умения принимать новые решения в динамично развивающихся условиях или новых ситуациях, связанных с развитием технологий.
Таирова Н.Ю., Завьялова А.Н., Тришина С.В. также определяют информационную компетентность как свойство личности, характеризующееся определенным типом знаний, полученных в результате ее взаимодействия с информационными процессами. На основе полученных знаний вырабатываются, принимаются и осуществляются решения в различных сферах деятельности.
Хеннер Е.К. говорит об информационной компетентности как о комплексе сведений, опыта и навыков, формируемых в процессе обучения информатике и информационных технологий [15]
По мнению Ермакова Д.С. информационная компетентность - это совокупность знаний, умений, позволяющих реализоваться в конкретных видах информационной деятельности [5].
Взаимодействие с информационными процессами как составляющая информационной компетентности обозначено в работах Тришиной С.В., Хуторского А.В., Петровой Е.В. и др.
Таким образом мнения исследователей в вопросе определения информационной компетентности разделились. В первом случае (Таирова Н.Ю., Завьялова А.Н., Тришина С.В., Тубеева Ф.К., Хенер Е.К. и др.) авторы рассматривают информационную компетентность как свойство личности, необходимое для информационной деятельности. Во втором случае (Ермаков Д.С., Тришина С.В., Хуторской А.В., Петрова Е.В. и др.) - как совокупность знаний, умений для реализации информационных процессов.
В нашем исследовании мы будем понимать информационную компетентность как овладение теоретическими знаниями, умениями, способами мышления, которые позволяют эффективно реализовать информационные процессы: создание, поиск, обработку и хранение информации.
В структуре информационной компетентности традиционно исследователи (Ионова О.Н., Воронов С.А., Лукьянова А.В., Панкова Т.В. и др.) придерживаются компонентов, обеспечивающих мотивацию к деятельности (мотивационный), наличие определенных знаний, практических навыков их применения (гностический), оценки и самоанализа действий обучающихся (рефлексивный) [1].
Однако, при общем единстве существует ряд различий. Так Каменев К.В. выделяет дополнительно в структуре информационной компетентности этически-правовой компонент, понимаемый как «знание и соблюдение норм, правил и законов, регламентирующих поведение индивида в информационной среде» [7].
Скрынникова К.А., Мендалиева Ш.О., Ишанбекова Ж.Т. дополняют структуру информационной компетентности технико-технологическим компонентом, предназначенным демонстрировать понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, которые используются для реализации информационных процессов.
Грибан О.Н. выделяет коммуникативный компонент, показывающий знание, понимание, применение языков, технических средств коммуникаций для передачи информации [3].
На наш взгляд следует ориентироваться на мотивационный и гностический компоненты, расширив, однако, этот перечень технологическим и креативным компонентами (Рис. 1).
Компоненты информационной компетентно сти
Мотивацнонный
Гностический
отражает шпересы. ценности, стремления, побуждения к деятельности, осознание ценности информащш как одного из ключевых ресурсов
Технол огиче ский
отражает ирофе сснона льные знания и умения, необходимые для
реализации информационных процессов
Креативный
отражает понимание понимание принципов работып возможно степ средств информационных технологий
отражает взаимодействие пользователя с информационными технологиями, навыки решения профе сспона льных задач и поиск нестандартных путей решения
Рисунок 1. Структура информационной компетентности
Моделирование в настоящее время получило необычайно широкое применение во многих областях знаний: от физики и экономики до медицины, политики, лингвистики и других гуманитарных разделов знаний. Можно сказать, что моделирование - главный способ познания окружающего мира.
Модель - система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала, она является обобщенным отражением объекта, результатом абстрактного практического опыта. Под моделью в педагогической науке понимается создаваемая на основе определенной системы взглядов и идей общая картина явления [10].
В педагогической науке теория моделирования и проектирования представлена в работах Алексеева Н.К., Беспалько В.П., Гузеева Н.И., Монахова В.М., Селевко Г.К., Слободчикова В.И., Степанова Е.Н. и др.
Создание модели формирования информационной компетентности бакалавров отражено в работах Барановой О.В., Грибан О.Н., Губаревой Т.В., Миронцевой С.С., Петрова П.К., Сабитовой Н.Г., Синкиной Е.А., Тарасюк О.В., Тубеевой Ф.К., Ханова А.М., Шиловой Т.В. и др.
Петров П.К., Сабитова Н.Г. выделяют пороговый, повышенный и продвинутый уровни информационной компетентности. Модель формирования рассматриваемой компетентности основана на структуре информационной компетентности (когнитивный, мотивационный, деятельностный и коммуникационный компоненты), а также использовании разработанного электронного учебника и элементов электронного курса [11].
Шилова Т.В., также основываясь на структурных компонентах информационной компетентности (мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный, эмоционально-волевой), учитывая традиционные и инновационные формы обучения, выделяет в модели формирования информационной компетентности низкий, средний и высокий уровни сформированности [16].
В работе Илясовой А.Ю. предлагаются целевой, содержательный и процессуальный компоненты [6]. Целевой компонент отражает систему целей обучения. Содержательный компонент включает в себя совокупность дисциплин информатического цикла, на изучении которых основано формирование информационной компетентности. Процессуальный компонент разработанной методики формирования информационной компетентности бакалавров по ФК опирается на активные и интерактивные методы обучения.
В нашей работе мы предлагаем следующую модель формирования информационной компетентности бакалавров (Рис. 2).
Целевой блок
Цель: формирование информационной компетентности бакалавров 1 курса
Компетенции:
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах).
Содержательный блок Компоненты информационной компетентсности:
Мотивационный
Гностический
Технологический
Креативный
Содержание дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ)
Технологический блок
Методы: Средства: Формы:
методы поиска, базовые программные продукты, индивидуальная и групповая самостоятельная
сбора, обработки и электронная среда вуза, работа студентов, активное обсуждение
передачи программные продукты результатов выполнения заданий, тестирование
информации, специального назначения
метод проектов
Оценочно-результативный блок
Личностно-мотивационный критерий
Когнитивный критерий
Уровни сформированности
Базовый уровень
Повышенный уровень
Деятельностный критерий
Высокий уровень
Система заданий курса «ИКТ» и система тестирований, проверяющие формирование образовательных компетенций и определяющие уровни сформированности информационной компетентности
Рисунок 2. Модель формирования информационной компетентности бакалавров
Оценочно-результативный блок модели описается на систему заданий курса «Информационно-коммуникациионые технологии». Указанная дисциплина изучается студентами 1 курса всех направлений подготовки КГУ им. К.Э. Циолковского и является базовой для овладения навыками работы с информацией и современными средствами информационных технологий.
В рамках нашего исследования было разработано учебно-методическое пособие по дисциплине «ИКТ», содержание которого способствует формированию информационной компетентности бакалавров [2]. В данном пособии представлены следующие разделы:
1. Обработка текстовых документов.
1.1. Списки.
1.2. Таблицы.
1.3. Графические объекты.
1.4. Многостраничные документы.
2. Обработка документов в табличной форме.
2.1. Формулы и функции.
2.2. Диаграммы и графики.
2.3. Сортировка, фильтрация, условное форматирование.
3. Работа с презентациями.
3.1. Анимация и триггеры.
3.2. Технологические приемы.
4. Работа с информацией в сети Интернет.
4.1. Электронные социальные сервисы.
4.2. Электронные библиотеки.
4.3. Системы электронного документооборота.
4.4. Электронные сервисы для представления информации в графическом виде.
5. Тестирования по дисциплине «ИКТ».
5.1. Данные и информация.
5.2. Измерение информации.
5.3. Кодирование информации.
5.4. История развития ЭВМ.
5.5. Операционная система.
5.6. Файловая система.
5.7. Программное обеспечение.
5.8. Компьютерное моделирование.
Выводы. Перед проведением эксперимента нами была проведена оценка сформированности информационной компетентности бакалавров 1 курса (Рис. 3).
47 46%
44,07%
8,47%
_Ц
НИЗКИЙ Средний Высокий
Рисунок 3. Результаты оценки информационной компетентности бакалавров 1 курса перед проведением
эксперимента
В процессе педагогического эксперимента испытуемых разделили на контрольную и экспериментальную группы. Контрольная группа обучалась дисциплине «ИКТ» по стандартной методике, а контрольная - с использованием разработанного учебно-методического пособия.
После проведения эксперимента низкий уровень информационной компетентности сохранился у 25,42% испытуемых, средний уровень был отмечен у 57,63% испытуемый, а высокий - у 16.95% (Рис. 4).
57,63%
25,42%
16 95%
Низкий Средний Высокий
Рисунок 4. Результаты оценки информационной компетентности бакалавров 1 курса после проведения
эксперимента
Становление информационного общества, развитие техники и технологий обусловило необходимость формирования компетенций, связанных с реализацией информационных процессов. В связи с этим формирование информационной компетентности оформляется в одну из задач подготовки выпускника вуза.
Литература:
1. Белаш, В.Ю. Информационная компетентность бакалавров: понятие, структура, методика и результаты диагностики / Белаш В.Ю., Салдаева А.А. // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. - 2021. - Т. 4. - № 3 (12). - С. 100-108.
2. Белаш, В.Ю. Информационно-коммуникационные технологии : учебно-методическое пособие / В.Ю. Белаш, А.А. Салдаева. Москва: Ай Пи Ар Медиа. - 2021. - 72 с. // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. URL: https://www.iprbookshop.ru/111181.html
3. Грибан, О.Н. Формирование информационной компетентности студентов педагогического вуза: монография / О.Н. Грибан. - ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2015. - 162 с.
4. Губарева, Т.В. Развитие информационной компетентности бакалавров в условиях обучения по образовательным стандартам третьего поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт»: [сайт], 2014. - № 1 (январь). -С. 86-90. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14018.htm (дата обращения: 23.03.2022).
5. Ермаков, Д.С. Информационная компетентность: получение знаний из информации // Открытое образование. - М., 2011. - №1. - С. 4-8.
6. Илясова, А.Ю. Методика формирования информационной компетентности бакалавров по направлению подготовки «физическая культура» в цикле информатических дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02./ Илясова Анна Юрьевна. - Волгоград, 2016. - 27 с.
7. Каменев, К.В., Мовчан, И.Н. Структура информационной компетентности // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 7. - Ч. 1. - URL: https://human.snauka.ru/2015/07/11937 (дата обращения: 23.03.2022).
8. Миронцева, С.С. Формирование иноязычной профессионально ориентированной компетенции будущих менеджеров с использованием электронных образовательных ресурсов: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Ялта, 2019. - 211 с.
9. Михалева, О.В., Зыков, Д.А. Формирование компетенций у будущих бакалавров в условиях цифровой образовательной среды вуза // Pedagogical Journal. - 2019. - Vol. 9. - Is. 1A. - Рр. 178-184.
10. Непрокина, И.В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №7. - Режим доступа: http://teoriapractica.ru/rus/files/arhiv_ zhurnala/ 2013/7/ pedagogika/neprokina.pdf (дата обращения: 23.03.2022).
11. Петров, П.К., Сабитова, Н.Г. Модель формирования информационно-коммуникационных компетенций у студентов бакалавриата вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №2. - Часть 1. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17281 (дата обращения: 23.03.2022).
12. Петрова, Е.В. Информационная компетентность в образовании как залог успешной адаптации человека в информационном обществе // Информационное общество. - М., 2012. - №2. - С. 37-43.
13. Синкина, Е.А. Формирование профессиональных компетенций бакалавров в рамках реализации сетевого взаимодействия: теория и практика: монография / Е.А. Синкина, О.В. Тарасюк, А.М. Ханов. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2017. - 146 с.
14. Тубеева, Ф.К. Формирование информационной компетентности будущих бакалавров дефектологического образования в педагогическом вузе: монография / Ф.К. Тубеева; Сев.-Осет. гос. пед. ин-т. - Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2017. - 148 с.
15. Хенер, К.К., Шестаков, А.П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование. - М., 2004. - № 12. - С. 5-9.
16. Шилова, Т.В. Моделирование процесса формирования информационной компетентности будущих бакалавров-агроинженеров в вузе // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ), 2015. - №10 (19). - С. 126-129.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук Белевцев Виталий Владимирович
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат философских наук Коняев Владимир Михайлович Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Горденко Наталья Владимировна
Ставропольский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (г. Ставрополь)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК СЦЕНАРИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. Ценность знаний, имеющих узкую направленность достаточно низка в современных условиях, так как необходимо подкрепление универсальными навыками. Усложняются процессы получения знаний и дальнейшей деятельности обучаемого, растёт объём потоков информации, привычные подходы к обучению и общению между обучающимся и преподавателем заменяются новыми (например - дистанционными), эти процессы максимально автоматизируются и переводятся в сферу информационных технологий. Поскольку, с одной стороны, профессиональные и финансовые ресурсы всегда ограничены, а, с другой, дистанционные курсы являются основным продуктом, предлагаемым учебным организациям на остро конкурентном рынке высшего образования, то выбор курсов для подготовки и издания становится центральным внутри вузовской политики. Это положение тем более существенно, что, в конечном итоге, выбор курсов определяет спектр профессий, по которым учебное заведение получает право выпускать дипломированных специалистов. В результате, принятие решений, связанных с созданием курсов, становится одной из основных забот руководителей учебных организаций.
Ключевые слова: знания, умения, самостоятельная работа.
Annotation. The value of knowledge with a narrow focus is quite low in modern conditions, since it is necessary to reinforce it with universal skills. The processes of obtaining knowledge and further activities of the student are becoming more complicated, the volume of information flows is growing, the usual approaches to learning and communication between the student and the teacher are being replaced by new ones (for example, remote ones), these processes are automated as much as possible and transferred to the field of information technology. Since, on the one hand, professional and financial resources are always limited, and, on the other hand, distance courses are the main product offered to educational organizations in the highly competitive higher education market, the choice of courses for preparation and publication becomes central within university policy. This provision is all the more significant because, in the end, the choice of courses determines the range of professions for which an educational institution receives the right to produce graduates. As a result, making decisions related to the creation of courses becomes one of the main concerns of leaders of educational organizations.
Key words: knowledge, skills, independent work.