МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Теоретическое обоснование сущности и содержания понятия информационная компетентность
Буря Лариса Владимировна,
аспирант кафедры, дальневосточный государственный университет путей сообщения в г. Хабаровск E-mail: [email protected]
Ситникова Светлана Юрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Вычислительная техника и компьютерная графика», Дальневосточный государственный университет путей сообщения в г. Хабаровск E-mail: [email protected]
В XXI в. человечество переходит к информационному типу общества, которому в общих чертах присуще: умение, знание, применение, поиск, отбор и т.д. работа с информацией, умение использовать ИКТ-технологии, ИКТ-ресурсы, различные программные продукты, как в обыденной жизни, так и в профессиональной сферах деятельности, поэтому в данной статье рассматривается проблема формирования информационной компетентности как «ключевой компетентности», которая развивается в ходе обучения в ВУЗе, а также на протяжении всей жизни при изучении различных дисциплин. Рассматриваются дефиниции «информация», «деятельность», «информационная деятельность». Из анализа «информационная компетентность» вывели собственное понимание данного понятия. Проведенный анализ научной литературы показывает, что в большинстве случаев, исследователи рассматривают информационную компетентность как составляющую профессиональной компетентности. В данной статье рассматривается структурный анализ компонентного состава информационной компетентности, который состоит из четыре основных компонентов ИКТ-компетентности: когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный и рефлексивно-оценочный.
Ключевые слова: информация, информационная деятельность, информационная компетентность.
о
U
см
см
со
Z
42
Важнейший аспект совершенствования профессиональной подготовкой будущих инженеров в ВУЗе и далее в профессиональной деятельность является совершенствование и развитие умений, навыков, эффективного применение информационных технологий, ресурсов, различных программных продуктов и т.д. также нацеленность на различного рода задач по использованию, планомерного воспроизводства и непрерывного совершенствования полученного опыта, связанного с информационно-техническими умениями и навыками.
Сегодня, формирования потенциала будущих инженеров, целесообразно рассматривать исходя из потребностей и целей экономической политики не только внутри страны, но и за ее пределами, в области трудовых ресурсов с учетом новых проблем, сложившихся на данном конкретном этапе экономического развития.
Образование как общее, дошкольное, школьное так и профессиональное должно носить опережающий характер и давать основу для жизни и деятельности новому поколению, конечно, с постоянным пополнением и периодическим обновлением запаса знаний, умений.
Учитывая концепцию умений, знаний, передаваемых новому поколению, составляет устаревшая, во многом не актуальна и потерявшая свой креативный и прогностический потенциал индустриальная научная парадигма. В связи с этими молодые специалисты, выпускники ВУЗов начиная свою профессиональную деятельность, оказываются перед неожиданными критическими ситуациями, противоречиями между тем, чему учили и тем, что требует от него профессиональная деятельность, для решения различного рода задач.
Соответственно живя в XXI в., в веке информационных технологий, необходимо формировать информационную компетентность, которая в дальнейшем будет облегчать жизнедеятельность, развивать личность с учетом потребностей современного общества, умения, знания добывать, хранить, использовать и т.д. ИКТ-технологий, ИКТ-ресурсы для решения различного рода задач.
Поскольку в данной статье предметом педагогического исследования выступает информационная компетентность, рассмотрим её подробнее.
Современное общество живет в эпоху цифровых технологий, генерирующих громадные мас-
сивы информационных потоков, которые обрушивающихся на человека каждый день, и соответственно умение справляться с ними, понимать сущность, анализировать и выявлять самое нужное, отсеивая при этом всё лишнее становится необходимой и ключевой компетентностью для будущего специалиста.
Информатизация практических всех сфер детальности приводит к тому, что основным источником получения того или иного знания становится интернет. В связи с этим и возрастает потребность в формировании информационной компетентности. Для более точного теоретического обоснования дефиниции «информационная компетентность», выведем определения понятий «информация», «информационная деятельность», которые тесно связаны с «информационной компетентностью».
«Информация» является базовым понятием для всех информационных технологий, оно полинаучное, многомерно и является предметом исследования для представителей разных наук: философы, психологи, педагоги, социологи и др.
Первоначально под «информацией» понималось сведения об окружающей нас действительности, сведения передаваемые одним поколением другим поколениям, одними людьми другим людям, различными способами, письменным, с помощью специальных, условных, сигналов, с помощью технических средств и др., а также процесс получения и передачи этих сведений.
Этимологически понятие «информация», от латинского «Погтайо» (сведения, разъяснения, ознакомление) - термин, имеющий отношение к познавательно-коммуникативной сфере человеческой деятельности, это основа и источник формирования мировой системы знаний. [13] [12 с. 28]
Также это ресурс, имеющий разные определения в зависимости от формата и среды, использующихся для его пакетирования и передачи, а также в зависимости от области знаний, где дается его дефиниция; антиэнтропия, или энтропия с обратным знаком (в физике); это данные которые передаются по наследству и хранятся во всех живых клетках организма (в генетике) [17] [7]
С точки зрения гуманитарных наук «информация» (лат. Ийогтайо - разъяснение, изложение, осведомление) - термин обыденного языка, обозначающий совокупность сведений о каких-либо событиях или фактах. [8]
На основе проведенного анализа исследования понятия «информация» сформулируем авторское ее понимание: под «информацией» мы будем понимать новых данных, сведения, которые воспринимаются человеком и которые в дальнейшем можно хранить, дифференцировать, объединять, передавать, копировать и пр.
В педагогических исследованиях «информационная компетентность» рассматривается в единстве с понятиями «информационная деятельность» раскроем смысловые, функциональные и структурные характеристики данного понятия.
Информационная деятельность состоит из двух составляющих «информационная» и «деятельность». Рассматривав сущность понятия «деятельность» приходим к выводам, что существует множество подходов к описанию данного термина. Так, рассматривая работы ученых С.Л. Рубен-штейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, В.И. Слабодчиков, и др., а также на основе анализа философской, психологической литературы под деятельностью понимается форма активности, которая присуща человеку и которая является мотивированной, осознанной, целенаправленной на познание, развитие преобразование им окружающей действительности и самого себя.
Так, ученый, И.А. Зимняя трактует понятие «деятельность» через «учебную деятельность», как специфический вид деятельности. Если рассматривать, что на направлена на самого обучающегося как ее субъекта, то это совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Также она направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях. [16]
Поскольку информационная деятельность является мотивированным, целенаправленным видом деятельности, ориентиром которой является познание, преобразование предмета деятельности, следовательно, исходя из логики рассуждений рассмотрим дефиницию информационной деятельности.
Трактовка этого понятия не однозначная, нет общего, единого его понимания, так Семенова Е.Н. в свое исследовании определяет понятие «информационной деятельности» через основные элементы такие как: отбор, выдача, обработка, хранение, систематизация, защита, распространение информации, информационный стиль мышления, которые являются продуктом познавательной деятельности и разновидностью профессиональной. [12]
Дулатова, А. Н., Зиновьева, Н. Б., обозначают «информационную деятельность» как область деятельности по удовлетворению потребностей в документной информации, она предполагает обязательное наличие субъекта и объекта, включающая в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности. [1]
И.Л. Бачило трактует понятие «информационная деятельность» как разновидность профессиональной деятельности, где осуществляется сбор, поиск, накопление, обработка, хранение, предоставление, представление, распространение, охрана и защита информационных ресурсов, информационных технологий и средств связи в правовых рамках. [13]
Анализируя работы ученых, А.В. Худякова, И.Г. Дикарева, А.В. Соколова, Ю.А. Павлова и др. можно выделить, что информационная деятельность понимается как потребность, как неотъем-
сз о со -а
А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
лемая часть умственного труда и практической деятельности, как предикат, как свойство любой деятельности.
Приведенный выше анализа интерпретации понятия «информационная деятельность», позволяет нам вывести свое понимание данного понятия -это целенаправленный процесс, который ориентирован на сбор, хранение, обработку, передачу, поиск, защиту и пр. информации для обеспечения соответствующих потребностей субъекта (пользователя).
В современном развивающемся мире необходимо быть информационно - грамотным специалистом, умение владеть компьютером, использовать информационные технологии, информационные сети и т.к. далее, так как ни одна сфера человеческой деятельности не мыслима без ИКТ-технологий, и следовательно, информационная компетентность является одной из важнейших и актуальных компетенций, которые необходимо формировать.
Понятие «информационная компетентность» и «информационная культура» являются базовыми в информационно-культурологическом подходе исследование проблемы о формирование информационной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки занимаются представители различных наук: философы, социологи, педагоги, психологи.
Анализ современных исследований, посвящён-ных рассмотрению дефиниции «информационная компетентность», показывает, что большинство ученых, Ю.А Аскерко, С.И. Осипова, С.В. Три-шина, Н.И. Долбня, О.Н. Ионова, Н.В. Евладова, Т.В. Шилова, едины в определении информационной компетентности, как интегративное качество личности, проявляющееся в готовности применять полученные знания, умения и навыки в области ИКТ для решения профессиональных задач.
Многие авторы в трактовке информационной компетентности используют связку ЗУН, способности личности, приложенные к определённому виду деятельности в социальной или профессиональной области, опыт и личностное отношение.
Для нас ценно мнение Носковой О.Е., что особенностью содержания информационной компетентности бакалавров инженерного направления подготовки подразумевается наличие специфического системного мышления при решении инженерных задач с применением профессионально-ориентированных компьютерных технологий. Так как данная особенность наиболее точно определяет содержание информационной компетентности для студентов инженерных направлений подготовки.
В определении информационной компетентности также выделяется особенности: эмоционально-ценностное отношение к информационной дея-о тельности (Брежнева В.В.), владения математи-Ы ческими знаниями и навыками (Савченко Е.В.), g организации предметно-специальных знаний (Го-^ ферберг А.В.), владения способами деятельности z по отношению к информации (Хуторский А. В.).
Многие авторы в трактовке информационной компетентности используют связку ЗУН, способности личности, приложенные к определённому виду деятельности в социальной или профессиональной области, опыт и личностное отношение. По мнению В.А. Адольфа, И.Ю. Степанова, О.А. Шелковникова, компетентность выражается в развитии всех уровней ИКТ-компетентностии: ИКТ-грамотности, в применении-ИКТ и ИКТ-креа-тивности.
Так как информационная компетентность является одной из ключевых и актуальных компетент-ностей будущего специалиста (инженера), в нашем педагогическом исследовании под информационной компетентностью будем понимать интегративное качество личности, характеризующее наличием специфического системного мышления, ИКТ-грамотности, которое определяет качество его профессиональной деятельности выражающаяся при решении инженерных задач с эффективным применением новых ИКТ-технологий, а также в умении совершенствовать свои знания, опыт в постоянно обновляющейся социальной и профессиональной среде.
Раскрывая сущность понятия «информационная компетентность» позволяет выявить ее структуру. Однозначного мнения о структуре этих понятий в педагогических исследованиях не выработано. Анализ научной литературы показывает, что в большинстве случаев, исследователи рассматривают информационную компетентность как составляющую профессиональной компетентности (В.А. Адольф, С.И. Осипова, Н.В. Гафурова, О.Г. Смолянинова и др.). В этом случае структурный анализ компонентного состава информационной компетентности у исследователей разнится: как количество компонентов, так их содержание и функции (табл. 1).
Проведенный анализ работ ученых по выявляемым компонентам информационной компетентности позволяет сделать вывод, что большинство исследователей выделяют следующие компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный. Опираясь на представленный опыт по структурированию компетентности, выделим в своём исследовании четыре основных компонента ИТК-компетентности: когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный и рефлексивно-оценочный. Охарактеризуем эти компоненты.
Когнитивный компонент ИТК-компетентности включает в себя совокупность знаний позволяющих эффективно использовать информационные образовательные ресурсы, информационно-коммуникативные технологии в своей профессиональной деятельности, умения работать и ориентироваться в информационных источниках, развитие мышления личности инженера для решения общетехнических, исследовательских и профессионально-ориентированных задач, характеризует уровень развития у студента познавательных навыков, обеспечивающих успешность учебной деятельности.
Таблица 1. Структурный анализ компонентного состава информационной компетентности
Авторы Компоненты
Когнитивный Мотивационно-ценностный Деятельностный Рефлексивно-оценочный Деятельностно-творческой Личностный Аксиологический Операционно-деятельностный Рефлексивно-коммуникативный Содержательный Мотивационный Операционный Производственно - эмпирический Рефлексивно - прогностический Мотивационно-личностный Знаниевый Рефлексивный Потребностно-мотивационный Практически-деятельностный Эмоционально-волевой Ценностно-смысловой Технологический
Носкова О.Е. + + + +
Тришина С.В. + + + +
Брежнев В. В. + + + +
Белогуров С.В. + + + +
Сорокина О.А. + + + + +
Самойлова Н.И. + + +
Савченко Е. В. + + + +
Шаранов А.В. + + +
Ермаков Д.С. + + + + +
Киличева Ф.Б. + + +
Мотивационно-ценностный компонент характеризуется осознанием личностью профессиональной значимости владения компетенцией, отношение к профессии как к ценности, понимание её востребованности и значимости для общества и для будущего инженера, интерес и стремление к постоянному самообразование и самосовершен-стванию, а также эффективное осуществление профессиональных функций.
Деятельностный компонент направлен на развитие знаний, способностей студентов о том где и как наиболее правильно и эффективно использовать средства ИКТ-технлогицй и в практической деятельности, раскрывает сформированность способов деятельности при решении общетехнических профессионально направленных задач в учебной и информационной деятельности и приобретения опыта такой деятельности.
Под рефлексивно-оценочным компонентом понимается способность личности к самоанализу, самокритике, самосовершенствованию, оценка собственной активности, конечного результата при решении общетехнических профессионально-направленных задач в учебной и информационной деятельности.
Таким образом, переход современного общества к информационным технология, ресурсам, все более автоматизированным сферам деятельности диктуют одну из основных, актуальных задач на сегодня - развитие и формирование информационной компетентности, которая как ин-тегративное качество личности характеризует наличие специфического системного мышления, ИКТ-грамотности, определяющее качество про-
фессиональной деятельности выражающаяся при решении как повседневных так и общепрофессиональных задач с эффективным применением новых ИКТ-технологий, в умении совершенствовать свои знания, опыт в постоянно обновляющейся социальной и профессиональной среде.
Литература
1. А. Н. Дулатова Н.Б. Зиновьева Информационная культура личности: учебно-методическое пособие. [Книга] // ред. Бородин О.Р. - Москва: Либерея-Бибинформ, 2007. - 176 с., 2007.
2. В.И. Кашперский «Современный философский словарь» - читать интересную книгу автора // Под общ. ред. В.Е. Кемерова
3. Е.Н. Семенова Формирование готовности курсантов военных вузов к информационно-аналитической деятельности [Конференция]. - Хабаровск - 2019 г.
4. И. Л. Бачило Информационное право: учебник для академического бакалавриата // И.Л. Бачило. -5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 419 с. - Серия: Авторский учебник. [Книга].
5. И.А. Зимняя Учебная деятельность как специфический вид деятельности [Журнал] // Инновационные проекты и программы в образовании, 2014 г. - № 1.
6. Л. Хесус Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни, русский перевод Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning [Книга].: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2006. 6С.-38с.
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
7. Н. Д. Угринович Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса // Н.Д. Угринович. - 3-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 94-103С. - 387 с.: ил. [Книга].
8. О.Е. Носкова Формирование информационно-технической компетентности будущих бакалавров напрваления подготовки «Агроинжене-рия» [Конференция]. - Красноярск: 2018.
THEORETICAL JUSTIFICATION OF THE ESSENCE AND CONTENT OF THE CONCEPT "INFORMATION COMPETENCE"
Burya L.V., Sitnikova S. Yu.
Far Eastern State Transport University
In the XXI century humanity is moving to information society, which is mainly inherent in: skill, knowledge, application, search, selection and work with information, the ability to use ICT technologies, ICT resources and various software products, both in everyday life and in a career. Therefore, in this article the authors examine the problem of the information competence building as a "key competence" which is being developed in the course of study at a university and also throughout the whole life while studying different subjects. The authors consider the definitions "information", "activity", "information activity". The unique understanding of the "information competence" concept has been deduced due to the content - analysis. The analysis of scientific literature demonstrates that in most cases researchers consider information competence as a component of professional competence. This article examines the componential analysis of information competence, which consists of four main ICT
components: cognitive, motivation and values-based, activity-based
and reflexive-evaluative.
Keywords: Information. Information activity. Information competence.
References
1. A.N. Dulatova N.B. Zinov'eva Information literacy of a personality: study guide. [Book] / Ed. Borodin O.R. - Moscow: Libereya-Bibinform, 2007. - 176 p., 2007
2. V.I. Kashperskii "Contemporary philosophic dictionary"/ Ed. V.E. Kemerov.
3. E.N. Semenova Development of the military universities' students' commitment to information analitics [Conference]. -Khabarovsk: 2019.
4. I.L. Bachilo Information law: students book for academic bachelor's degree program/ I.L. Bachilo. - 5th ed., updated and revised. - Moscow: Yurait Publishing House, 2017. - 419 p. -Series: Students book. [Book]. - Moscow: Yurait Publishing House, 2017. -5th ed., 419 p.
5. I.A. Zimnyaya Learning activity as a specific kind of activity [Journal].- // Innovational projects and programs in education, 2014. - № 1.
6. L. Jesus Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning // Russian translation [Book] - IPO in support of Information for All UNESCO Programm, 2006-38p.
7. N.D. Ugrinovich Informatics and ICT. Profession-oriented level: students book for the 10th form// N.D. Ugrinovich. -3rd ed. Revised. - Moscow: BINOM. Laboratory of knowledge, 2008. -387 p. (p. 94-103).
8. O.E. Noskova Development of ICT-competence for the future Bachelors majoring in agricultural engineering [Conference]. -Krasnoyarsk: 2018.
о с
u
см со