Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https ://mir-nauki. com/PDF/48PDMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Бакулина Е.А., Бакаева О. А., Тагаева Е.А., Иванова Т. А. Практико-ориентированное обучение бакалавров педагогического вуза использованию информационных технологий в профессиональной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Bakulina E.A., Bakaeva O.A., Tagaeva E.A., Ivanovna T.A. (2019). Рractice-oriented teaching of bachelors of a pedagogical university to use information technologies in professional activity. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN619.pdf (in Russian)
Исследование выполнено в рамках внутривузовского гранта по теме «Практико-ориентированное обучение бакалавров педагогического вуза использованию информационных технологий в профессиональной деятельности»
УДК 378:004(045) ГРНТИ 14.35.09
Бакулина Елена Александровна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия
Старший преподаватель кафедры «Информатики и вычислительной техники»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=761505
Бакаева Ольга Александровна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия
Доцент кафедры «Информатики и вычислительной техники»
Кандидат технических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=642018
Тагаева Екатерина Алексеевна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия
Преподаватель кафедры «Информатики и вычислительной техники»
E-mail: [email protected]
Иванова Тамара Алексеевна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия
Главный научный сотрудник управления научной и инновационной деятельности
Доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]
Практико-ориентированное обучение бакалавров педагогического вуза использованию информационных технологий в профессиональной деятельности
Аннотация. В условиях информатизации и цифровизации образования, профессиональная деятельность педагога направлена на модернизацию методических систем обучения на базе реализации возможностей информационных технологий. В профессиональном стандарте педагога в этой связи уделено существенное внимание проблеме
https:// mir-nauki. com
формирования компетентности педагога в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности). В данном документе особо выделены требования к уровням ИКТ-компетентности педагогических работников. В настоящее время идет обсуждение следующего документа - Проекта уровневого стандарта педагога и модели Национальной системы учительского роста (НСУР), в которой предполагает введение нескольких уровней квалификации педагогических работников в зависимости от выполняемых трудовых функций, так же от степени использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Исходя из этого, одной из приоритетных задач педагогического образования в вузе является актуализация в содержании образования подготовки студентов к использованию информационных технологий, что обеспечивает формирование его профессиональной компетентности.
Данное исследование ставит своей целью выявление особенностей практико-ориентированного обучения бакалавров педагогического вуза использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Гипотеза исследования основана на предположении, что эффективная подготовка бакалавров педагогического вуза использованию информационных технологий в профессиональной деятельности возможна при использовании практико-ориентированных технологий.
В результате исследования выявлены особенности реализации практико-ориентированного обучения бакалавров педагогического вуза использованию информационных технологий в профессиональной деятельности посредством деловых игр, профессиональных пробы и кейс-задач, организуемых в ходе изучения соответствующих дисциплин, а также во время практик различных видов.
Ключевые слова: бакалавры педагогического вуза; практико-ориентированное обучение; информационные технологии; кейс-задача; профессиональная проба; деловая игра; использование информационных технологий в профессиональной деятельности
На сегодняшний день готовность педагога использовать средства информатизации и информационные технологии для решения профессиональных задач становится одним из компонентов его профессиональной компетентности, а перед педагогическим вузами стоит задача обновления подходов к проектированию и реализации образовательных программ подготовки педагогических кадров к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.
Одним из таких подходов является практико-ориентированное обучение, в процессе реализации которого интенсифицируется процесс поиска, получения и накопления новых знаний, умений и профессиональных компетенций. «Продуктом» практико-ориентированного подхода в обучении является бакалавр, готовый эффективно применять в профессиональной деятельности имеющиеся у него компетенции [1].
Таким образом, актуальной проблемой является выявление особенностей практико-ориентированного обучения бакалавров педагогического вуза использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, а также средств организации такого обучения.
Введение
https:// mir-nauki. com
Методы
В ходе исследования применялись теоретические методы: анализ научной литературы, сравнение, систематизация и обобщение материала.
В настоящее время отечественными учеными накоплен значительный опыт в исследовании проблем информатизации образования (А.А. Кузнецов и Т.Н. Суворова [2], М.П. Лапчик [3], И.В. Роберт [4], Е.К. Хеннер [5] и др.). Отдельного внимания авторов заслуживает профессиональная подготовка будущих педагогов к использованию ИКТ-технологий в образовательном процессе [6-9]. Эта проблема освещена и в зарубежных изданиях [10-15].
Авторы отмечают, что в современных условиях расширения сферы практического применения информационных и коммуникационных технологий возрастает значение профессиональной подготовки будущих педагогов к их использованию в образовательном процессе. Поэтому требуются эффективные технологии, средства, формы, методы подготовки будущих педагогов к использованию информационных технологий.
В научной литературе представлены разработки по проблемам подготовки будущих педагогов в области информатики и ИКТ на базе электронных образовательных ресурсов (В.В. Лаптева [16] и др.), дистанционных технологий, онлайн-курсов, мобильных технологий (Сайфуровой И.О. и Г.А. Федоровой [17], С.Л. Тимкина [18] и др.).
Однако, вопрос, связанный с практико-ориентированным обучением бакалавров педагогического вуза использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, пока еще остается недостаточно разработанным. Это и определяет актуальность нашего исследования.
Практико-ориентированная составляющая подготовки будущих педагогов является предметом исследования многих авторов, которые по-разному понимают сущность данного феномена [19-23]. Нам близка позиция, согласно которой практико-ориентированное обучение представляет собой реализацию образовательных программ при оптимальном сочетании теоретической и практико-прикладной составляющей (В.А. Гуружапов и А.А. Марголис [19], О.В. Тумашева [22] и др.).
Подготовка будущего педагога использованию информационных технологий в профессиональной деятельности должна осуществляться в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог»1. Анализ этого нормативного документа позволяет выделить два взаимосвязанных направления такой подготовки: информационно-технологическое и методическое.
1 Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550).
Страница 3 из 9
Результаты
Обсуждение
48PDMN619
Первое направление реализует подготовку бакалавров на пользовательское владение информационными технологиями (работа с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием).
Второе направление - методическое - включает в себя обучение бакалавров необходимым умениям и навыкам для уверенного использования ИКТ в учебной и воспитательной работе (отбирать ИКТ-средства для образовательных целей, проводить учебные занятия, опираясь на современные информационных технологии, использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий и др.). Это направление реализуется при изучении методических дисциплин и организации практик.
В данной статье рассмотрим особенности практико-ориентированной подготовки бакалавров педагогического вуза использованию информационных технологий в профессиональной деятельности на примере обучения бакалавров по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование по профилю «Информатика. Математика», в Федеральном государственном бюджетном учреждении Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (МГПИ).
Согласно учебному плану подготовки бакалавра педагогического образования, профиля «Информатика. Математика» МГПИ 2 , реализация информационно-технологического и методического направлений подготовки будущих педагогов использованию информационных технологий в профессиональной деятельности организуется при изучении следующих дисциплин: «Информационные технологии в образовании» и «Методика обучения информатике» - дисциплины базовой части; «Практикум по информационным технологиям» -дисциплина вариативной части; практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Как показывает опыт преподавания данных дисциплин, практико-ориентированная подготовка успешно реализуется посредством выполнения бакалаврами специальных учебных заданий: деловых игр, профессиональных проб и кейс-задач. Рассмотрим подробнее эти виды учебных заданий.
Деловая игра - учебное задание, имитирующее различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия [24].
Приведем пример деловой игры «Разработка лендинга научной конференции», которая организуется при изучении темы «Основы сайтостроения и веб-дизайна» в ходе изучения дисциплин «Информационные технологии в образовании».
Правила игры: образовательная организация (в лице ее руководителя) организую научную конференцию. Необходимо разработать лендинг («посадочную» страницу), который поможет привлечь максимальное число участников.
В игре участвуют несколько групп: технические специалисты, веб-дизайнеры, БММ-специалисты и ББО-специалисты. У каждой группы свои задания, которые должны быть выполнены.
Для первой группы (технические специалисты) предлагаются следующие задания:
2 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 121 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2018 г., регистрационный № 50362) [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VQ%203++/Bak/440301 B 3 16032018.pdf.
1. Представьте варианты разработки лендинга, выделить положительные и отрицательные стороны каждого способа. Указать затраты.
2. На основе анализа первого задания предложите оптимальный способ разработки посадочной страницы.
3. Подберите хостинг и доменное имя для лендинга. Укажите затраты.
Вторая группа (специалисты в области веб-дизайна) выполняет следующие задания:
1. Создайте и продемонстрируйте прототип лендинга: выделите секции (блоки) лендинга, назовите их функции, укажите, где будут находиться изображения, видео, текст, ссылки.
2. Предложите несколько вариантов цветового оформления лендинга.
3. Создайте и продемонстрируйте логотип и обложку лендинга.
Третья группа ^ММ-специалисты) выполняют следующие задания:
1. Определите целевую аудиторию, найдите группы «конкурентов» в социальных сетях. Выделите потребности аудитории методом персон, опишите три персоны с указанием их целей и сомнений.
2. Составьте структуру текста и оффер.
3. Подберите ключевые слова для текса с помощью сервиса «Подбор слов -Яндекс».
Четвертой группе (технические специалисты) необходимо выполнить следующие задания:
1. Составьте список ключевых показателей эффективности для лендинга. Определите действия, которые должны совершить пользователи, чтобы с большей вероятностью стать клиентами.
2. Подключите счетчик к лендингу. Установите систему аналитики и статистики.
3. Выберите популярные запросы в сервисе «Яндекс подбор слов» и составьте заголовок и описание для лендинга.
4. Выберите изображение для шеринга сайта в социальных сетях. Составьте заголовок и описание.
В заключение игры проводится дискуссия, анализируются обнаруженные ошибки, разрешаются спорные вопросы, распределяются призовые места между группами.
Эффективным средством подготовки будущих практико-ориентированной подготовки будущих педагогов является профессиональная проба - это локальное погружение студента в реальные условия педагогической деятельности с учетом специфики ее содержания, способов и средств, для получения опыта решения конкретных педагогических задач, овладения конкретными трудовыми действиями [25].
Приведем пример профессиональной пробы, реализуемой в рамках дисциплины «Методика обучения информатики»:
Используя видеоматериалы Всероссийского конкурса «Учитель года России», проанализируйте урок в предметной области в соответствии с профилем подготовки по следующей схеме:
1. предмет, класс, тема урока;
2. оборудование (соответствие санитарно-гигиеническим нормам, подготовка кабинета к уроку);
3. структура урока (обозначить этапы урока с указанием затраченного времени на каждый этап, раскрыть содержание каждого этапа);
4. используемые ИКТ-средства (перечислить, обозначить их функции);
5. программные, информационные и интернет-ресурсы, используемые на уроке.
Сделайте вывод о целесообразности использования ИКТ-средств на различных этапах урока. Предложите альтернативные ИКТ-ресурсы, которые Вы могли бы использовать на этом уроке. Обоснуйте свой выбор. Изложите методические рекомендации по повышению эффективности урока.
Приведем еще один пример профессиональной пробы:
Разработайте электронный образовательный ресурс (интерактивная презентация, сайт, интеллект-карта, таймлайн, тест-тренажер и т. п.) и продемонстрируйте фрагмент урока (в соответствии с профилем подготовки) с его использованием. Предложите методические рекомендации по организации и проведению урока с использованием ЭОР.
Апробация и корректировка использования информационных технологий в профессиональной деятельности происходит во время практик различных видов. Одна из них - это практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Она служит связующим звеном между теоретическим обучением студента и его будущей профессиональной деятельностью в школе. В качестве одного из заданий, которое бакалавры выполняют во время прохождения практики, является профессиональная проба:
Познакомьтесь с Интернет-ресурсом «Общероссийский рейтинг школьных сайтов», изучите критерии, по которым оцениваются сайты образовательных организаций. Используя эти критерии, выполните анализ официального сайта школы, в которой организована Ваша практика. Сделайте вывод о соответствии официального сайта образовательной организации критериям, дайте рекомендации по модернизации официального сайта и аккаунтов образовательной организации в социальных сетях.
Рассмотрим следующий вид учебной задачи - кейс-задача. Кейс-задача представляет процедуру разбора конкретных ситуаций. Предлагаемая ситуация имеет временную определенность, фиксирующую некоторое положение в непрерывном процессе изменений. Содержание кейса основывается на фактическом материале и приближено к реальной практической деятельности педагога [26]. Представим пример одной из кейс-задач, используемой при изучении дисциплины «Информационные технологии в образовании»:
Вы - участник всероссийского этапа конкурса « Учитель года». Одним из конкурсных заданий является создание учебного Интернет-ресурса, ориентированного на учащихся 7-9 классов. Время для разработки - одни сутки. После разработки Интернет-ресурса необходимо продемонстрировать его возможности в образовательной деятельности.
Задание 1. Назовите вид интернет-ресурса (тематический сайт, группа в социальной сети, блог, вики-страница и т. п.), который Вы планируете разрабатывать. Обоснуйте свой выбор.
Задание 2. Назовите инструментарий, который Вам будет необходим для разработки ресурса (конструктор, система управления сайтом и т. п.). Обоснуйте свой выбор.
Задание 3. Назовите этапы разработки ресурса. Выделите наиболее трудоемкий этап.
Задание 4. Назовите три-четыре способа использования интернет-ресурса в образовательной деятельности (на уроке, во внеурочной деятельности, в дополнительном образовании).
Таким образом, практико-ориентированное обучение бакалавров педагогического вуза использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, эффективно реализуется посредством использования специальных учебных задач (деловых игр, профессиональных проб и кейс-задач), как в ходе изучения соответствующих дисциплин, так во время практик различных видов. Подобная технология подготовки будущих педагогов позволяет мотивировать будущих педагогов к успешному овладению не только предметной областью, но и обеспечивает их включение в реальную профессиональную действительность на этапе обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Течиева В.З. Системный подход к организации и осуществлению практико-ориентированного обучения в условиях педагогического вуза [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». - 2G14. - № 2 (20). - URL: cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhodk-organizatsii-i-osuschestvleniyu-praktikoorientirovannogo-obucheniya-v-usloviyahpedagogicheskogo-vuza (дата обращения:05.10.2018).
2. Кузнецов A.A., Суворова Т.Н. Подготовка учителей к разработке, оценке качества и применению электронных образовательных ресурсов // Педагогика. 2016. № 1. С. 94-1G1.
3. Лапчик М.П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 182 с.
4. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты): Монография. М.: ИИО РAО, 2010. 356 с.
5. Хеннер Е.К. Профессиональные знания и профессиональные компетенции в высшем образовании // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 2. С. 9-31.
6. Бакаева, ОА. Использование интернет-технологий в образовании / ОА. Бакаева, E.A. Тагаева // Проблемы развития современного общества: сб. научных статей 4-й Всероссийской научно-практической конференции. - Юго-Западный государственный университет. 2019. С. 420-423.
l. Бакулина E.A. Особенности разработки и использования тест-тренажера в обучении бакалавров педагогического вуза // Развитие современного образования: от теории к практике: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 260-265.
8. Кормилицына Т.В. Проблемы использования современных информационных технологий в образовании // Учебный эксперимент в образовании. 2019. № 1. С. 9098.
9. Сафонов В.И. Информационные технологии в системе педагогических технологий // Современные информационные технологии. Теория и практика: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред. Т.О. Петрова. 2018. С. 129-133.
1G. Delors, J. The treasure within: Learning to know, learning to do, learning to live together and learning to be. What is the value of that treasure 15 years after itspublication? [Электронный ресурс] // International Review of Education. - Springer, 2G13. - Jan 1. - Vol. 59. - Iss. 3. -P. 319-33G. - Режим доступа: https://ezproxy.urfu.ru:4262/1G.1GGl/s11159-G13-935G-8 (дата обращения Gl.G8.2G1l). [Delors, 2G13: б.п.].
11. Ling, L., & Marton, F. (2012). Towards a science of the art of teaching: Using variation theory as a guiding principle of pedagogical design. International Journal for Lesson and Learning Studies, 1(1), 7-22. [Электронный ресурс]. URL http://dx.doi.org/10.1108/20468251211179678 (дата обращения: 16.03.2019).
12. Filatro, A. Design Instrucional Contextualizado. Sao Paulo: Senac, 2004, p.27-29.
13. Garnevska S.M. opportunities for forming communication technology images in training in technology and entrepreneurship (2018) Balkan Scientific Review 2018 No. 1 pp. 34-37.
14. Klinkov G.T. The specificity of manifestation of pedagogical communication as a special construct (2018) Scientific Vector of the Balkans 2018 No. 1 pp. 51-52.
15. Makhometa T.M., Tiahai I.M. The use of interactive learning in the process of preparing future math teachers (2018) Balkan Scientific Review 2018 No. 1 pp. 48-52.
16. Лаптев В.В., Леонов Г.А., Немешев М.Х., Флегонтов А.В. О подготовке IT-специалистов мирового уровня в свете реализации государственной программы РФ «Развитие образования» // Педагогика. 2018. № 8. С. 3-19.
17. Сайфурова И.О., Федорова Г.А. Роль мобильных технологий в предметной подготовке будущих учителей информатики // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика сборник научных статей по материалам IX Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. 2018. С. 185-189.
18. Тимкин С.Л. Национальные открытые онлайн курсы и региональный вуз: новые угрозы или новые возможности? // «Информатизация образования: теория и практика»: сборник материалов международной научно-практической конференции. 2015. С. 8-12.
19. Гуружапов В.А., Марголис А.А. Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. C. 143-159.
20. Крутова И.А., Валишева А.Г. Проблемно-ориентированный подход в профессиональной подготовке будущих инженеров // Наука и школа. 2012. С. 108111.
21. Дербеденева, Н.Н. Направления и перспективы реализации практико-ориентированного обучения математике студентов педагогического вуза // Гуманитарные науки и образование. 2018. № 4. С. 12-19.
22. Тумашева О.В. Методическая подготовка будущего учителя: погружение в профессиональную реальность // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 67.
23. Прохорова М.П., Бушуева В.В., Ваганова О.И. Практико-ориентированные технологии формирования профессиональных компетенций студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2017. No 56-8. С. 193-199.
24. Сизых Т.В. Деловая игра как способ развития социальной компетентности обучающихся // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 151— 153.
25. Тумашева О.В. Методическая подготовка будущего учителя: погружение в профессиональную реальность // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 67.
26. Горшенина С.Н., Неясова И.А. Кейс-задача как средство практико-ориентированной подготовки будущего педагога к воспитательной деятельности классного руководителя // Гуманитарные науки и образование. 2018. № 3. С. 39-45.
Bakulina Elena Alexandrovna
Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia
E-mail: [email protected]
Bakaeva Olga Alexandrovna
Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia
E-mail: [email protected]
Tagaeva Ekaterina Alekseevna
Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia
E-mail: [email protected]
Ivanovna Tamara Alekseevna
Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia
E-mail: [email protected]
rractice-oriented teaching of bachelors of a pedagogical university to use information technologies in professional activity
Abstract. In the conditions of informatization and digitalization of education, the professional activity of a teacher is aimed at modernizing methodological training systems based on the implementation of information technology capabilities. In this regard, the teacher's professional standard pays considerable attention to the problem of the formation of the tea cher's competence in the field of information and communication technologies (ICT competencies). This document highlights the requirements for ICT levels - the competence of teachers. Currently, there is a discussion of the following document - the Draft level teacher standard and the model of the National System of Teacher Growth (NSDS), which involves the introduction of several skill levels of teachers depending on the job functions, as well as the degree of use of information technology in the educational process.
Based on this, one of the priority tasks of teacher education at the university is to actualize the preparation of students for the use of information technologies in the content of education, which ensures the formation of their professional competence.
This study aims to identify the features of practice-oriented teaching of bachelors of a pedagogical university using information technologies in professional activities. The research hypothesis is based on the assumption that the effective preparation of bachelors of a pedagogical university using information technologies in professional activities is possible using practice-oriented technologies.
As a result of the study, the features of the implementation of practice-oriented teaching of bachelors of a pedagogical university on the use of information technologies in professional activities through business games, professional tests and case studies organized during the study of relevant disciplines, as well as during various types of practices, were identified.
Keywords: bachelors of a pedagogical university; practice-oriented training; information technology; case study; professional test; business game; the use of information technology in professional activities