УДК 004.4: 378.016: 510.6
Vendina A.A., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Mathematics and Informatics, Stavropol State Pedagogical Institute
(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Potekhina E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics and Informatics, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol,
Russia), E-mail: [email protected]
ACTIVE AND INTERACTIVE METHODS IN THE PROCESS OF TRAINING BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION. The article deals with topical issues of the use of active and interactive technologies in the preparation of bachelors of pedagogical education in accordance with the new educational objectives that meet the requirements of the GEF and the standard of a teacher. The classification of active methods by the nature of educational and cognitive activity with examples of their mutual integration is given. The question of use of ICT in the process of organization of interactive training is considered.
Key words: bachelor, pedagogical education, interactive technologies, information and telecommunication technologies, critical thinking.
А.А. Вендина, канд. физ.-мат. наук, доц. каф. математики и информатики, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический
институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Е.В. Потехина, канд. пед. наук, доц. каф. математики и информатики, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,
г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются актуальные вопросы использования активных и интерактивных технологий в подготовке бакалавров педагогического образования в соответствии с новыми образовательными задачами, которые удовлетворяют требованиям ФГОС и стандарта педагога. Дана классификация активных методов по характеру учебно-познавательной деятельности с примерами их взаимной интеграции. Рассмотрен вопрос применения ИКТ в процессе организации интерактивного обучения.
Ключевые слова: бакалавр, педагогическое образование, интерактивные технологии, информационно-телекоммуникационные технологии, критическое мышление.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее - ФГОС ВО) нового поколения и профессиональный стандарт педагога предъявляют к выпускникам педагогических вузов совокупность требований, основанных на овладении ими универсальных и общепрофессиональных компетенций, а также трудовых функций, которые невозможно развить у обучаемых, применяя традиционные (пассивные) формы обучения. Ведь традиционный поход в образовании основан на знаниевой парадигме, согласно которой, от преподавателя к обучаемому передается определенная система знаний, умений и навыков. Преподаватель в данном случае выступает субъектом процесса обучения, а студент, фактически, рассматривается как полный объект образовательного воздействия.
С позиции компетентностного подхода основным результатом образования становится не только приобретение системы знаний, но и развитие ком-петентностей, а именно способностей применить знания и умения, а также успешно действовать на основе полученного опыта, в том числе учебного. Очевидно, что традиционная знаниевая парадигма не способна решить задачу формирования компетентностей у обучаемых, что требует от преподавателей педагогического вуза изменений, как в содержательной, так и методической части дисциплин.
Как отмечается в работах [1; 2] на сегодняшний день существует необходимость повышения качества подготовки специалиста, который способен самостоятельно инициировать поиски новых стратегий в обучении и воспитании подрастающего поколения. Центральным моментом в организации обучения является поиск и освоение преподавателями высшей школы таких форм и технологий, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих обучаемых.
Одним из способов достижения новых образовательных задач в современной высшей школе стало применение в педагогической практике активных
и интерактивных методов обучения, меняющих траекторию взаимодействия преподавателя и обучаемого. Для активных и интерактивных методов характерна субъектная позиция обучаемого, основанной на активном и осознанном отношении к учебной деятельности.
На сегодняшний день не существует четкого разделения на активные и интерактивные методы. Многие методы одновременно относят как к активным, так и к интерактивными, в то же время в некоторых исследованиях методы интерактивного обучения считаются разновидностью методов активного обучения [3]. Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Групповые активные методы можно отнести к интерактивным, так как они предполагают образовательное взаимодействие обучаемых в процессе выполнения заданий (например, метод проектов, кейс-метод, деловые игры и т.п.).
По характеру учебно-познавательной деятельности активные методы делятся на неимитационные и имитационные. Неимитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления или профессиональной деятельности. Имитационные, в свою очередь, делятся на игровые и неигровые методы (табл. 1).
Несмотря на то, что не существует четкого разделения активных и интерактивных технологий, на наш взгляд, есть главное отличие: в процессе интерактивного обучения меняются ведущие функции преподавателя, который выполняет роль помощника и задает вектор развития обучаемого в воспитательно-образовательном процессе. Также нам важно отметить особенность рассмотренных в табл. 1 методов, а именно их взаимную интеграцию. Например, в процессе выполнения проектной работы, решения кейса, при обсуждении и решении различных проблемных задач, обучаемые сталкиваются с необходимостью поиска, анализа информации, оценки ее достоверности, что наиболее эффективно проводить в рамках применения ТРКМ.
Таблица 1
Неимитационные методы Имитационные методы
Игровые Неигровые
- Проблемная лекция, лекция-беседа, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция вдвоем. - лекция-конференция. - Проблемный семинар. - Тематическая дискуссия. - Мозговой штурм (мозговая атака, brainstorming). - Круглый стол (дебаты, дискуссия). - Мастер-класс. - Методы технологии развития критического мышления (далее - ТРКМ) - Имитационные игры. - Деловые игры. - Разыгрывание ролей (инсценировка). - Игровое проектирование. - Баскет-метод (разбор корреспонденции, деловых бумаг). - Метод проектов. - Веб-квест. - Дидактические игры и др. - Анализ конкретных ситуаций (метод case-study). - Тренинг. - Имитационный тренинг - BarCamp или антиконференция и др.
Классификация активных методов по характеру учебно-познавательной деятельности
На этапе поиска и сбора недостающей информации применимы такие приемы ТРКМ, как: построение корзины идей, денотантного графа; маркировка текста (Инсерт); заполнение таблицы «Знаю - Хочу узнать - Узнал», стратегия «Толстые» и «тонкие» вопросы. На этапе анализа информации, выделения причинно-следственных связей эффективны следующие приемы: построение кластера; заполнение таблицы «Знаю - Узнал - Хочу узнать»; работа с текстом по методике «ромашки Блума»; работа с текстами по схеме «Зигзаг»; использование ПОПС-формулы. В процессе обсуждения итогов успешными являются следующие приемы: дебаты, дискуссия, антиконференция и др. [5].
Мы привели лишь некоторые примеры использований приемов ТРКМ в процессе организации интерактивного обучения студентов педагогического образования. Каждый преподаватель при подготовке к практическим или лекционным занятиям может выбрать один или использовать комбинацию приемов в зависимости от целей, которые должны быть достигнуты на данном занятии.
В связи с проводимой государственной политикой в сфере информатизации образования в последнее время наиболее часто интерактивные образовательные технологии упоминаются совместно с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), дистанционным обучением, с возможностью использования ресурсов Интернет, электронных учебников и обучающих программ в их реализации. Мы полагаем, этот факт обусловлен тем, что использование ИКТ в интерактивном обучении позволяет организовать диалоговое взаимодействие участников образовательного процесса, обеспечить контроль самостоятельной работы обучаемых, построить гибкую индивидуальную образовательную траекторию обучаемого с учетом его потребностей и возможностей, а также обеспечить студентов необходимыми источниками информации. Как отмечает Ступина С.Б. в работе [6] «Современные компьютерные телекоммуникации позволяют участникам вступать в «живой» (интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также делают возможным «активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени».
С целью подготовки будущих учителей в соответствии с новыми уточненными требованиями к результатам освоения основных образовательных программ и создания квазипрофессиональной деятельности в учебном процессе в Ставропольском государственном педагогическом институте в естественнонаучном обучении бакалавров профиля подготовки «Начальное образование и информатика» применяются различные интерактивные методы обучения, такие как: метод проектов, кейс-метод, деловая игра и т.д.. Проанализировав опыт их применения в процессе обучения бакалавров педагогического образования, мы пришли к выводу о том, что использование активных и интерактивных методов в обучении позволяет достичь следующих образовательных результатов:
- углубление, систематизация и расширение теоретических знаний;
- систематизация и закрепление полученных практических умений;
- интенсификация самостоятельной работы;
- формирование устойчивой мотивации к изучению дисциплины;
- развитие логического, критического мышления, исследовательских умений и творческого потенциала личности;
- развитие навыков контроля, самоконтроля и способов взаимодействия в коллективе;
Библиографический список
- становление активной сознательной личности;
- подготовка студентов к успешному прохождению педагогических практик.
Использовние ИКТ при организации активных и интерактивных методов
в обучении позволяет сформировать следующие информационные компетенции [5]:
- умение пользоваться различными источниками информации;
- навыки поиска, обработки, передачи и представления информации;
- навыки преобразования информации (анализ, синтез, систематизация);
- умение использовать традиционные и 1Т технологии;
- навыки презентации результатов деятельности.
Способы активизации познавательной деятельности обучающихся, основанные на активных и интерактивных формах проведения занятий, вполне соотносимы с известными и описанными в литературе образовательными технологиями. Однако данные формы обучения могут быть в значительной степени расширены [7].
Во-первых, применение в различных формах обучения придает им дополнительные оттенки, что способствует более интенсивному усвоению материала. Во-вторых, одни из них могут выступать частью других. В-третьих, многие из перечисленных технологий составляют сложный комплекс действий, и их можно использовать не только целиком, но и частично.
Необходимо отметить, что высшее образование, которое нередко воспринимается как некая услуга, на самом деле имеет несомненную специфику, которая состоит в том, что конечный продукт - способность к профессиональной деятельности - формируется при непосредственном участии обучающегося и поэтому в решающей степени зависит от усилий самого студента.
С методической точки зрения крайне важно учитывать неодинаковые возможности применения активных и интерактивных технологий на младших и старших курсах. Кроме того, надо учитывать и специфику учебных дисциплин. Не может быть одинаковой методика проведения занятий при изучении совершенно новой дисциплины по выбору студентов, по которой еще нет учебных пособий или учебников, и обучение о дисциплине, уже имеющей надлежащее методическое и материальное обеспечение [8; 9].
В процессе обучения необходимо самую строгую инструментальную технологию нужно наполнить человеческим содержанием и смыслом, вдохнуть в неё жизнь, сделать её в какой-то мере авторской, учесть индивидуально-личностные особенности субъектов, группы или коллектива, обстоятельства реального жизненного окружения и образовательной среды, особенности самого педагога.
Таким образом, использование в учебном процессе активных и интерактивных методов не только способно решить задачу реализации требований ФГОС ВО и требований стандарта педагога в области формирований компе-тентностей, но и ведет к повышению самостоятельной работы студентов и качественному ее исполнению, к интенсификации учебного труда, к подготовке студентов к педагогической практике за счет решения квазипрофессиональных задач. Все это позволяет не только усилить практическую ориентированность обучения студентов, но и стимулирует их к последующему использованию современных активных и интерактивных методов в будущей профессиональной деятельности.
1. Вендина A.A., Киричек KA. Pеализации активных и интерактивных методов обучения при подготовке бакалавров педагогического образования (на примере математических дисциплин). Проблемы современного педагогического образования. 201У; 54-5: BS - 95.
2. Вендина A.A., Киричек KA. Применение интерактивных методов обучения при переподготовке учителей математики в контексте реализации требований профессионального стандарта педагога. Мир. 201S; Т. 4; № 2: S.
3. Вендина A.A., Mалиатаки В.В. Особенности подготовки будущих учителей математики в контексте требований профессионального стандарта педагога. Роль науки в развитии общества: сборник статей Mеждународной научно-практической конференции. Казань, 2015: 153 - 15S.
4. Конопко E.A. Информационные технологии как средство повышения качества образования студентов. Информационные технологии в обучении и научных исследованиях: материалы 4S научно-методической конференции. 2001: SS - 67.
5. Конопко E.A. Из опыта работы интеграции информационных технологий в естественно-научное образование. Проблемы современного педагогического образования. 201У; 5S-2: 123 - 129.
S. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методичекое пособие. Саратов, 2009.
У. Потехина Е.В. Совершенствование математического образования в вузе средствами информационных технологи. Вестник Московского института государственного управления и права. 201S; 4.
B. Потехина Е.В. Pоль компетентностного подхода к системе подготовки специалистов в вузе. Информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе и научных исследованиях. Ставрополь, 2014: У0 - УЗ.
9. Aбайxанов A.P, Aбайxанов PC, Aбдураxманова П.Д., Aгарагимова В.К., Aйтмагамбетова PX., Aсильдерова M.M., Axметова Б.З., Бесаева A.r, Бородина Д.С., Выхри-стюк M.C, Гаджиева П.Д., Джиоева A.P, Дмитриев M.M., Дубинина Н.В., Дуйсекеева Н.Ж., Ерина ИА, Идрисова П.Г., Исаева Ж.К., Исалгинбаева К.К., Калиев Б.Н., Калкеева КР, Карабулатова И.С. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Mосква, 201B.
References
1. Vendina A.A., Kirichek K.A. Realizacii aktivnyh i interaktivnyh metodov obucheniya pri podgotovke bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya (na primere matematicheskih disciplin). Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 201У; 54-5: BS - 95.
2. Vendina A.A., Kirichek K.A. Primenenie interaktivnyh metodov obucheniya pri perepodgotovke uchitelej matematiki v kontekste realizacii trebovanij professional'nogo standarta pedagoga. Mir. 201S; T. 4; № 2: S.
3. Vendina A.A., Maliataki V.V. Osobennosti podgotovki buduschih uchitelej matematiki v kontekste trebovanij professional'nogo standarta pedagoga. Rol'naukivrazvitiiobschestva: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan', 2015: 153 - 15S.
4. Konopko E.A. Informacionnye tehnologii kak sredstvo povysheniya kachestva obrazovaniya studentov. Informacionnye tehnologii v obucheniiinauchnyh issledovaniyah: materialy 4S nauchno-metodicheskoj konferencii. 2001: SS - 67.
5. Konopko E.A. Iz opyta raboty integracii informacionnyh tehnologij v estestvenno-nauchnoe obrazovanie. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 201У; 5S-2: 123 - 129.
S. Stupina S.B. Tehnologiiinteraktivnogo obucheniya v vysshejshkole: uchebno-metodichekoe posobie. Saratov, 2009.
25У
7. Potehina E.V. Sovershenstvovanie matematicheskogo obrazovaniya v vuze sredstvami informacionnyh tehnologi. Vestnik Moskovskogo instituta gosudarstvennogo upravleniya i prava. 2016; 4.
8. Potehina E.V. Rol' kompetentnostnogo podhoda k sisteme podgotovki specialistov v vuze. Informacionnye ikommunikacionnye tehnologii v obrazovatel'nom processe i nauchnyh issledovaniyah. Stavropol', 2014: 70 - 73.
9. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H., Asil'derova M.M., Ahmetova B.Z., Besaeva A.G., Borodina D.S., Vyhri-styuk M.S., Gadzhieva P.D., Dzhioeva A.R., Dmitriev M.M., Dubinina N.V., Dujsekeeva N.Zh., Erina I.A., Idrisova P.G., Isaeva Zh.K., Isalginbaeva K.K., Kaliev B.N., Kalkeeva K.R., Karabulatova I.S. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya i sovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.
Статья поступила в редакцию 28.11.18
УДК 378.1
Vinogradova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), sensor lecturer, Department of Mathematics and Informatics, State Agrarian University of Northern Trans-Urals
(Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL ORIENTATION OF TEACHING MATHEMATICS IN HIGHER EDUCATION. The article discusses the need for the use of professional orientation of teaching mathematics at a university, as is one of conditions for teaching major subjects at a university. One of the main tasks of higher education in the context of the GEF 3+ is the training of highly qualified specialists, competitive in the labor market, competent, fluent in their profession and oriented in related fields, as well as capable of professional growth and professional mobility in the context of information society and the development of new high technology. Mathematics as a fundamental discipline has great opportunities for the formation of key competencies, both professional and personal. The transformation of science into a direct productive force leads to the fact that knowledge of the subjects of the natural and mathematical cycle becomes not only the basis for the acquisition of special knowledge, but also serves as a qualification requirement for employees of many modern professions.
Key words: professional orientation, mathematics, competence, competitive specialist, professional training.
М.В. Виноградова, канд. пед. наук, доц. каф. математики и информатики, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень,
Е-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье рассматривается необходимость применения профессиональной направленности преподавания математики в вузе, т. к. является одним из условий для обучения общих предметов в вузе. Одной из главных задач высшего образования в условиях реализации ФГОС 3+ является подготовка высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, а также способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Математика как фундаментальная дисциплина имеет большие возможности для формирования ключевых компетенций специалиста, как профессиональных, так и личностных. Преобразование науки в непосредственную производительную силу приводит к тому, что знание предметов естественно-математического цикла становится не только основой для приобретения специальных знаний, но и служит квалификационным требованием для работников многих современных профессий.
Ключевые слова: профессиональная направленность, математика, компетентность, конкурентоспособный специалист, профессиональная подготовка.
Естественно-математическое обучение является полноценным и важным компонентом высшего образования, и его необходимо осуществлять в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и внедрения новых образовательных программ.
Основываясь на концепции развития математического образования в Российской Федерации, очень важно понять, что изучение математики играет системообразующую роль в образовании, в развитии когнитивных способностей, логического мышления. Развитие всех сфер нашего общества немыслимо без математического образования и математической грамотности всего населения.
Преподавание математики способствует формированию и развитию нравственных качеств личности, таких как, настойчивости, самостоятельности, развитие критического мышления, познавательной деятельности.
Для управления когнитивной деятельностью студентов необходимо сформировать необходимую мотивацию, которая, в свою очередь, зависит от потребностей. Каждый должен выбрать свою мотивацию, свои стимулы, которые заставят ее работать.
Большой интерес может быть вызван тем, что есть необходимость, что очень важно. Если у человека нет развитых потребностей, он не достигнет достаточного уровня в своем развитии, а человек пришел в этот мир для развития [1].
Поэтому изучая дисциплину «Математика», необходимо занятия выстраивать таким образом, чтобы перед студентами вставали задачи значимые, в решение которых они включались активно.
Совершенствование методов обучения и методов преподавания неразрывно связано с развитием самостоятельности студентов. Самостоятельность играет значительную роль не только в общем образовании, но и в подготовке студентов к их будущей профессии. Самостоятельность - это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действий и решимости в его реализации. Глубокое усвоение знаний невозможно без самостоятельной деятельности.
Среди мотивов самостоятельной деятельности студентов одним из наиболее важных является интерес к предмету, который реализуется в первую очередь. Например, задача поиска областей боковых поверхностей тел заменяется задачей, связанной с профессией деревообрабатывающей промышленности. Эта постановка проблемы интересна и привлекает к деятельности быстрее, чем стандартная задача.
Подбираются и составляются прикладные задачи профессиональной направленности и производственного содержания. Решение таких проблем помогает повысить интерес обучающихся к изучению теоретического материала, заставляет их понимать математическую сущность производственных процессов и, следовательно, ведет к повышению качества знаний учащихся.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм образовательной и познавательной деятельности студентов создает условия для активизации их самостоятельной деятельности и тем самым способствует всестороннему развитию и успешному обучению каждого обучающегося [2].
На наш взгляд одной из форм самостоятельной работы обеспечивающих повышение самостоятельной деятельности являются дифференцированные задания.
Дифференцированные задания контролируют уровень развития логического мышления, способствуют развитию логического мышления обучающихся, определяют обучающихся, склонных к дедуктивному мышлению, и способствуют их дальнейшему развитию и помогают вывести на более высокий уровень остальных [3]. Такие задания являются одной из форм коллективной деятельности, которые позволяют объединить силы всей команды, одновременно демонстрируя их достижения, ошибки, формируя их общие и профессиональные компетенции.
Одной из приоритетных задач, поставленной перед системой профессионального образования, является усиление практической направленности преподавания. Преобразование науки в непосредственную производительную силу приводит к тому, что знание предметов естественно-математического цикла становится не только основой для приобретения специальных знаний, но и служит квалификационным требованием для работников многих современных профессий [4]. Вот почему профессиональная направленность становится необходимым условием для обучения общих предметов в учреждениях высшего профессионального образования. Профессиональная направленность обучения дает возможность показать, как применяемые на практике практические основы науки влияют на развитие технологии и эффективность производственной деятельности квалифицированного специалиста. Именно в сохранении преподавания основ науки в школьном объеме и сосредоточении внимания студентов на способности применять знания в математике, химии, физике и других предметах при изучении определенной профессии, есть сущность концепция профессиональной ориентации.