Необходимым условием индивидуализации является установление конструктивного взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса в дошкольной организации, в том числе родителями ребенка с ОВЗ. Осознание ценности воздействия каждого взрослого в развитие индивидуальности ребенка формирует преемственность в воспитании ребенка между родителями и педагогами, семья выступает партнером дошкольной организации в проблемах развития и обучения ребенка.
Таким образом, реализация Федеральных государственных образовательных стандартов ставит перед образовательными организациями и специалистами ТПМПК проблему определения условий индивидуализации процесса обучения ребенка ОВЗ. Организация взаимодействия специалистов ТПМПК, ПМПк, родителей в вопросах обучения, развития и воспитания ребенка с ОВЗ на этапе дошкольного образования позволяет существенно повысить эффективность образовательных воздействий, способствует снижению рисков проблем обучения и социализации таких детей в будущем.
Список литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс], URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 04.03.2018)
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс], URL:
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29614.html/ (дата обращения: 04.03.2018)
3. Бабкина Н.В. Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития в период начального школьного обучения // Педагогика и психология образования. - 2017. - №3. - С. 34-46.
4. Кузьмичева Т.В. Анализ готовности педагогов к реализации ФГОС НОО обучающихся с ЗПР. - 2017. - № 5. - С.62-70.
5. Ремезова Л.А., Ковалева Т.А. Индивидуализация образовательного процесса в инклюзивной практике дошкольной образовательной организации // Вестник ЧГПУ. - 2017. -№6.
6. Афонькина Ю.А., Кузьмичева Т.В. Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации // Оказание специальной помощи лицам с особыми образовательными потребностями. Проблемы и пути решения. Материалы Международной виртуальной научно-практической конференции. - 2016. - С. 16-25.
7. Самсоненко JI.C., Шавшаева Л.Ю. Реализация принципа индивидуализации как основное требование ФГОС дошкольного образования в процессе повышения квалификации педагогов // Наука, образование, общество. - 2015,- № 3 (5).- С. 65-71
УДК 378
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»
КиричекК. А., 2018
Ставропольский государственный педагогический институт, к.п.н., доцент кафедры математики и
информатики, Ставрополь
Аннотация: в статье обосновывается необходимость применения активных методов обучения при подготовке специалистов на примере педагогических кадров. Описан положительный опыт проведения семинарских занятий по дисциплине «Теория и технологии развития математических представлений дошкольников» с использованием учебно-ролевых игр, анализа конкретных ситуаций (мини-кейсов), заданий на разработку технологических карт непосредственно образовательной деятельности (или её фрагментов) с последующей реализацией и самоанализом. При этом автор делает акцент на том, что проведение семинара в активной форме не должно являться самоцелью в силу того,
что методы обучения следует выбираться в зависимости от цели и задач, которые необходимо достигнуть на занятии.
Ключевые слова: бакалавр, семинарское занятие, активные методы обучения, математическое развитие, дошкольное образование.
ON THE USE OF ACTIVE TEACHING METHODS IN SEMINARY CLASSES ON THE DISCIPLINE «THEORY AND TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL REPRESENTATIONS OF PRESCHOOL CHILDREN»
Kirichek K.A., 2018
candidate of pedagogical sciences, docent, Stavropol State Pedagogical Institute, the sub-faculty of
mathematics and informatics, Stavropol
Annotation: the article substantiates the need for the use of active teaching methods in the training of specialists on the example of teaching staff. The article describes the positive experience of seminars on the subject "Theory and technology of development of mathematical representations of preschool children" with the use of educational role-playing games, analysis of specific situations (mini-cases), tasks for the development of technological maps directly educational activities (or its fragments) with subsequent implementation and self-analysis. In this case, the author emphasizes that the seminar in an active form should not be an end in itself due to the fact that the teaching methods should be selected depending on the purpose and objectives to be achieved in the classroom.
Keywords: bachelor, seminar activity, active teaching methods, mathematical development, preschool education.
Введение. Вопрос эффективной подготовки профессиональных кадров актуален во все времена. В связи с чем профессиональное, в частности педагогическое, образование постоянно модернизируется. К основным условиям эффективной подготовки педагогических кадров следует отнести: учет требований современного развития образования и общества, определение целостной методической системы, своевременный и целенаправленный мониторинг образовательных достижений студентов [1]. При реализации первого из перечисленных условий эффективной подготовки, следует учитывать, что в настоящее время согласно действующим образовательным стандартам всех ступеней образования, в том числе и первой - дошкольной, приоритетным является формирование успешной личности, стремящейся к саморазвитию, поэтому необходимо подготовить педагогов к реализации данного требования Стандартов. В силу чего внедрение активных и интерактивных форм проведения занятий является неотъемлемым условием подготовки и переподготовки профессиональных кадров [2, 3].
В высшем образовании в настоящее время реализуется компетентностная модель подготовки, которая продолжает совершенствоваться, что повлекло за собой разработку и утверждение ФГОС ВО 3++ [4], согласно которому на практику отводится не менее четвертой части зачетных единиц и формируются универсальные (УК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) компетенции. Сформированные компетенции позволяют обеспечить компетентность специалиста, представляющую собой «способность и готовность использовать приобретенные компетенции при решении задач определенной сферы, а также опыт деятельности» [5, с.21]. Поэтому проведение семинарских занятий должно быть практикоориентировано и в активной форме.
Основная часть. Применению активных методов обучения посвящены различные исследования, мы в своей работе опираемся на [2, 3, 6-8]. При проведении семинарских занятий у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование»), в рамках дисциплины «Теория и технологии развития математических представлений у дошкольников» стараемся обращаться как можно к большему количеству заданий квазипрофессиональной направленности, демонстрирующих различные виды деятельности педагога дошкольной образовательной организации (ДОО). В связи с чем используем учебно-ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, а также задания на разработку технологических карт (или её фрагментов) непосредственно образовательной деятельности (НОД) по формированию элементарных
математических представлений (ФЭМП) с последующей реализацией и самоанализом. Приведем примеры, реализуемых нами активных методов.
Учебно-ролевая игра «Педагогический совет на тему: «Математическое развитие дошкольников вне НОД по математике в ДОО». Цель игры - формирование компетенций УК-1 - УК-4 , ОПК-1 - ОПК-3 [4]. Задачи: показать активные формы проведения тематических педагогических советов в ДОО; составить таблицу «Предметное содержание развивающей среды для математического развития дошкольников»; разработать для методической копилки ситуации-примеры «Математическое развитие дошкольников в режимных моментах»; способствовать развитию творческого мышления и умения работать в коллективе. Игровой конфликт - расхождение мнений воспитателей по вопросу математического развития детей вне НОД: наполнения предметно-развивающей среды группы, использования различных видов деятельности для развития математических представлений дошкольников. Разные мнения педагогов обусловлены разнообразными взглядами на решение образовательных задач и развитие личности ребенка, индивидуальностью стиля работы, опытом. Оснащение игры: тетради для записей, письменные принадлежности, примерные образовательные программы дошкольного образования (не менее 5 экземпляров) или выписка из них содержания психолого-педагогической работы по ФЭМП.
Для подготовки к семинарскому занятию студентам даются следующие вопросы для изучения: 1. Значение развития математических знаний детей вне НОД по математике. 2. Значение и роль различных видов деятельности в развитии математических представлений дошкольников. 3. Роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании и развитии элементарных математических представлений детей. Поэтому к моменту проведения дидактической игры студенты должны владеть информацией по данным вопросам, а также знать основные разделы и программные задачи по формированию математических представлений, средства ФЭМП, виды детской деятельности.
На семинаре студентам объявляется, что он будет проходить в форме игры «Педагогический совет на тему: «Математическое развитие дошкольников вне НОД по математике в ДОО». Роль заведующей детского сада отводится преподавателю, а роли воспитателей детского сада - студентам. Сообщаются следующие правила проведения игры. Преподаватель обладает правом остановки игры и корректировки её хода. Для проведения игры студентам необходимо объединиться в 5 команд: воспитатели второй группы раннего возраста (детей двух - трех лет), воспитатели младшей группы детей (трех - четырех лет), средней группы (четырех - пяти лет), старшей группы (пяти - шести лет) и подготовительной к школе группы (шести - семи лет). Формирование команд происходит по желанию, с равномерным распределением всех студентов; в случае возникновения спорных ситуаций и невозможности прийти к единому мнению, будет проведена жеребьевка с целью распределения студентов по командам. В ходе игры не допускается отклоняться от её темы, проявлять агрессию, оскорблять участников игры, выяснять личные отношения.
Ход игры. На первом этапе - информационно-теоретическом - заведующая предлагает выступить одному из воспитателей по вопросу: «Значение развития математических знаний детей вне НОД по математике» (лучше предложить это сделать желающему студенту, если такого не окажется, то назначить из числа присутствующих; если ответ окажется неполным, попросить других дополнить). Далее заведующая формулирует актуальность проведения данного педагогического совета, связанную с разрешением противоречия между необходимостью математического развития детей вне НОД и возникшими различными мнениями воспитателей на решение этого вопроса. На втором этапе - организационном - сообщаются цель, план последующей работы и формируются команды. На третьем этапе - непосредственно игровая деятельность - каждая команда работает над заданиями, учитывая свою роль в игре, т. е. в контексте деятельности воспитателей определенной возрастной группы детей, которую они выбрали. Задание 1. Разработать наполнение предметного содержания развивающей среды для математического развития согласно возрасту дошкольников и разделам ФЭМП. Задание 2. Разработать ситуации-примеры, основываясь на программных задачах по каждому из разделов ФЭМП, отражающие, применение и закрепление математических знаний в режимных моментах. Задание 3. Выступить с докладом о проделанной работе. На четвертом этапе -
подведение итогов - рефлексия, заведующая анализирует и даёт оценку заседанию педагогического совета, выносит решение.
Наряду с описанной мы проводим учебно-ролевые игры в виде педагогических советов на темы: «НОД по математике: современные требования, структура, анализ», «Работа с математически одарёнными детьми и с детьми, имеющими трудности в обучении математике», «Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и школы по обучению математике». Опыт проведения семинарских занятий в форме игры показывает активное включение всех студентов в работу, проявление интереса к изучению дисциплины, возможность проверки подготовленности студентов не за счет пересказа изученного материала, а за счет его применения; однако проведение занятий в такой форме требует более длительной подготовки со стороны преподавателя.
Согласимся с мнением исследователей И.Х. Багировой, Б.С. Бурыхина утверждающих в своей работе [7] об эффективности использования на семинарских занятиях мини-кейсов, направленных на привлечение внимания студентов к изучаемой теме, проявление элементов творческого мышления, умения делать обобщения, выводы. Также мы согласны с тем, что использование кейс-стади по силу любому преподавателю, имеющему готовые кейсы и руководство по их использованию. Приведем несколько примеров кейсов, применяемых нами на семинарских занятиях.
Кейс-задание. Некоторые четырехлетние дети на вопросы о временах года отвечают: «Лето -когда яркое солнце, зеленые листочки на деревьях; зима - когда снег». Чем можно объяснить такие ответы детей? Соответствуют ли они возрасту? Какие программные задачи ФЭМП по разделу «Ориентировка во времени» должны усвоить дети средней группы? Приведите примеры игр (упражнений) нацеленных на запоминание детьми времен года.
Кейс-задание. Дети старшей группы (пяти - шести лет) путаются в назывании последовательности частей суток. Большинство из них считают, что сутки могут начинаться только с утра и на просьбу воспитателя разложить картинки, изображающие части суток по порядку, начиная с ночи, дети отвечают, что после ночи ничего нет или что так не бывает. Чем можно объяснить такие ответы детей? Какую работу Вы бы провели с дошкольниками с целью усвоения ими понятий «сутки» и «последовательность частей суток»? Приведите примеры игр (упражнений) на усвоение детьми последовательности частей суток.
Кейс-задание. С первого дня пребывания в школе обучающиеся должны вовремя приходить на уроки, выполнять предлагаемые учителем задания (упражнения) в определенном темпе и ритме, успевать выполнить работу за отведенное на неё время, а также отдыхать от занятий и выполнять домашнее задание. Учитывает ли ДОО эти требования при подготовке детей к школе? Какую работу Вы можете посоветовать проводить родителям с ребенком дома по развитию чувства времени? Предложите упражнения по развитию ориентировки в длительности времени, которые родители могут выполнить с ребенком.
При работе с кейсом преподаватель уточняет, поняли ли студенты проблему, о которой говорится в кейсе, формулируются задачи, соответствующие описанной ситуации. Далее студенты анализируют в малых группах или индивидуально ситуацию и представляют решение кейса, идет обсуждение предложенных решений, подводится итог.
В курсе дисциплины «Теория и технологии развития математических представлений у дошкольников» целесообразно предлагать студентам аналитические и конструктивные задания, требующие интеграции знаний по теории обучения, возрастной и педагогической психологии, базовой дисциплине (математике) и методике её преподавания. К такому виду заданий относятся задания на разработку технологических карт непосредственно образовательной деятельности (или её фрагментов) с последующей реализацией и самоанализом. Разработка технологических карт осуществляется самостоятельно во время подготовки к занятию, а их реализация и самоанализ - во время семинарских занятий, на которых предлагается провести НОД. Роль педагога ДОО выполняет студент, составивший технологическую карту, а роль воспитанников группы детского сада - все остальные студенты, присутствующие на занятии. При этом роль воспитанников также непроста, как и роль воспитателя. Студентам, играющим роли детей, необходимо адекватно, с учетом возрастных особенностей, реагировать на объяснения, вопросы, указания и задания «воспитателя», возможно, давать неправильные ответы, демонстрировать непонимание материала для того, чтобы педагог
дошкольного образования побывал в ситуации, когда требуется перестройка запланированных действий. Самоанализ и анализ проведенной непосредственно образовательной деятельности (её фрагмента) будут особенно полезны, если она методически неверно построена. Предложенные изменения хода НОД (или отдельных этапов) после анализа также можно обыграть. Такого вида задания позволяют учить разрабатывать технологические карты непосредственно образовательной деятельности с учетом действующих требований образовательных стандартов, и «пробовать» себя в качестве воспитателя, даже не выходя на педагогическую практику, т.е. готовиться к ней за счет использования современных методов и технологий обучения.
Заключение. Процесс профессиональной подготовки бакалавров должен заключаться в непрерывном накоплении ими знаний, умений, навыков, действий, мотивов, целей, способствовать формированию компетенций. Педагогический опыт коллег, а также личный опыт показывают, что чередование различных форм проведения семинарских занятий положительно влияет на формирование компетенций. При этом следует помнить, что проведение семинара в активной форме не должно являться самоцелью в силу того, что методы обучения следует выбираться в зависимости от цели и задач, которые необходимо достигнуть на занятии.
Список литературы:
1. Киричек К.А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях //Kant. 2016. № 1 (18). С. 37-40.
2. Вендина A.A., Киричек К.А., Малиатаки В.В. Активные и интерактивные методы обучения как средство подготовки бакалавров педагогического образования к реализации требований ФГОС // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 http://mir-nauki.com/PDF/54PDMN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
3. Вендина A.A., Киричек К.А. Реализация активных и интерактивных методов обучения при подготовке бакалавров педагогического образования (на примере математических дисциплин) // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-5. С. 86-95.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 г. №121. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 19.09.2018).
5. Киричек К. А. Формирование профессиональной компетентности в области информационных технологий техников строителей: дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2010.
6. К. Kirichek, R. Bazhenov, О. Bogdanova, Y. Shtepa, I. Ledovskikh (2018) FORMATION OF COMPETENCE OF USING MODERN METHODS AND TECHNOLOGIES OF EDUCATION IN BACHELORS OF EDUCATION TRAINING, INTED2018 Proceedings, pp. 2403-2410.
7. Багирова И.Х., БурыхинБ.С. Кейс-стади как интерактивный метод в образовании студентов-экономистов в процессе изучения дисциплины «Управление персоналом» // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - №3 (19). - с. 118-129.
8. Вендина A.A., Киричек К.А. Активные и интерактивные методы обучения как средство развития и саморазвития личности обучаемых (из опыта работы) // Вопросы педагогики. 2018. № 2. С. 21-23.