3 Гез, Н.И. История зарубежной методики преподавания иностранных языков / Н.И. Гез, Г.М. Фролова. - Москва: Академия, 2008. - 256 с.
4 Лепшокова, С.М. Культура личности в лингвокультурологии: манифестации и отражение перспектив / С.М. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы XI Международной научно-практической конференции. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, 2017. - С. 139-144.
5 Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для студентов высших учеб. заведений, обучающихся по психол. спец. / А.Г. Маклаков. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 583 с.
6 Савова, М.Р. Повышение культуры речи как фактор развития личности / М.Р. Савова // Начальная школа Плюс До и После. - 2013. - № 6. - С. 42-44.
7 Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс / Е.Н. Соловова. - Москва: АСТ: Астрель, 2010. - 272 с.
Педагогика
УДК 37
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы Ахмадова Тамуса Хамидовна
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Курбанова Алина Балаэфендиевна ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ и технологий начального языкового образования Рамазанова Джавгарат Асадулаевна ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)
СОТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА
ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье рассмотрены сотворческие технологии, как фактор формирования профессионального имиджа педагогов школы. Сделан вывод о том, что имидж педагогов школы можно рассматривать как полисемантическая категория, характеризующая стиль профессионально-педагогической деятельности, манеру общения, умение индивидуализировать свой образ, предоставлять ему эстетической выразительности, аккумулировать лучшие качества человека, информационный потенциал личности, что является результатом постоянной работы над собой. Сотворческие технологии в сфере образовательных услуг - это форма маркетинговой деятельности, предполагающая своей целью партнерские взаимодействия участников образовательного процесса для создания уникального предложения потребителям. Сотворческие технологии имеют привилегии среди традиционных технологий, так как сотворчество сразу подразумевает взаимное сотрудничество, что немало важно в образовании.
Ключевые слова: сотворческие технологии, имидж, профессиональный имидж, педагог, школа.
Annotation. The article considers co-creative technologies as a factor in the formation of a professional image of school teachers. It is concluded that the image of school teachers can be considered as a polysemantic category that characterizes the style of professional and pedagogical activity, the manner of communication, the ability to individualize one's image, provide it with aesthetic expressiveness, accumulate the best qualities of a person, the information potential of the individual, which is the result of constant work on yourself. Co-creative technologies in the field of educational services are a form of marketing activity that involves partnerships between participants in the educational process to create a unique offer to consumers. Co-creative technologies have privileges among traditional technologies, since co-creation immediately implies mutual cooperation, which is very important in education.
Key words: co-creative technologies, image, professional image, teacher, school.
Введение. Говоря об имидже, можно сказать, что имидж того или иного человека складывается из того, что мы видим и слышим. Разница педагогов, имеющих одинаковую специализацию, кроется именно в имидже. В современном мире можно заметить такую тенденцию, что родители, выбирая школу для своих детей, ориентируются именно на выбор педагога, которому они могли бы доверить свое чадо. Многим известно, что родители обращают внимание на возраст педагога. И часто отдают предпочтение педагогам старшего поколения, нежели молодым специалистам. Это обусловлено тем, что педагоги старшего поколения, как правило, имеют за спиной большой педагогической опыт. В то время как молодые специалисты только начинают свой педагогический путь.
Очень часто дети копируют отношение родителей к учителям. И очень важно, чтобы педагоги имели хорошую репутацию у родителей, иначе это может сказаться на образовательном процессе и имидже школы в том числе. Необходимо найти пути повышения имиджа учителя в глазах общественности, родителей, учеников.
Одним из таких решений могут быть сотворческие технологии. В настоящее время мир становится более автоматизированным, репродуктивные виды деятельности выполняют машины, техника, роботы и искусственный интеллект. Поэтому творческие профессии имеют сейчас большую популярность и занимают одно из ведущих мест при выборе будущей профессии. В этой связи родители и педагоги все больше отмечают, что развитие творческих способностей у детей становится приоритетным.
Представление об учителе закрепилось в сознании общества, будто это некий ретранслятор и непродуктивное звено в цепочке образования каждого поколения, а ценность такого педагога отсутствует. Роль сотворческих технологий в том, что они закрепляют творческую субъектность педагога. Ведь в педагогике сотворчества сама педагогика рассматривается, как творчество. Сотворчество это в первую очередь процесс взаимодействия всех субъектов образовательной организации. Если родители видят в педагоге его творческий подход к взаимодействию с учениками, к образовательному процессу, к личности каждого ученика и его родителя, имидж педагога растет.
Изложение основного материала статьи. Частью профессионального успеха педагогов школы является такое понятие, как «имидж». Некоторые педагоги образовательной организации переоценивают или недооценивают свой имидж, считают, что он не поможет в работе, тем самым снижают его значение. Такие учителя школы считают, что главное - это процесс обучения, а внешний вид, манеры общения, одежда - второстепенное. Считаем, что от профессиональной, качественной подготовки работников образовательной организации зависит будущее российского образования, именно своим примером современный преподаватель формирует новый стиль поведения учащихся.
Реалии, в которых сейчас находится система образования Российской Федерации свидетельствуют о наличии прогрессивных тенденций во всех ее звеньях. Сейчас становится понятным, что современная образовательная организация вступает в качественно новый этап своего развития, который предусматривает отход от традиционализма в управлении, что приводит к усилению демократических процессов.
Терминологическое поле проблемы охватывает такие понятия, как «имидж», «школа», «педагог школы», «имидж педагогов школы», которые сейчас активно изучаются отечественными и зарубежными учеными с позиций психологии, социологии, педагогики, философии, экономики, маркетинга, что объясняется сложностью феномена.
В большом толковом словаре современного языка понятие имидж буквально трактуется как рекламный представительный образ кого-либо (или чего-либо), что создается для населения [1].
Итак, имидж в широком смысле - это комплекс своеобразных черт и характеристик различного происхождения, которые являются средством формирования у аудитории определенного представления о любом предмете, институте или лице.
В течение исторического развития имиджелогии были выделены основные составляющие имиджа. Среди них ученые выделяют педагогическое мастерство; уровень профессиональной подготовки; авторитет работников образовательной организации; педагогическую культуру; визуальную привлекательность; вербальную и невербальную поведение; манеры и этикет; позицию общества и государства.
Определяясь с первой составляющей имиджа педагогов школы, педагогическим мастерством, отметим, что она может проявляться в деятельности, однако не всегда будет сводиться только к ней. Сущность мастерства заключается в самой личности педагога, в его собственном взгляде, профессиональной позиции, способности проявлять творческую инициативу на основании реализации собственной системы ценностей.
Согласно критерию содержательного наполнения, соответствия его специфике конкретной деятельности, выделяют имидж личности. Имидж личности тесно связан с такими понятиями, как отношение, точка зрения, репутация. Личный имидж - это явление, которое зависит от среды. Он выступает как оценочное отношение к определенной группе людей, их реакции на лицо, его поведение и поступки. На формирование имиджа влияют такие качества, как воспитание, эрудиция, уровень образования и педагогического мастерства. Как и самопрезентация имидж также нуждается в таких способностях, как коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность и уравновешенность.
Личностный имидж педагогов школы обусловлен внешними и внутренними факторами, раскрывают его образ на основе особых индивидуальных качеств и способствуют повышению эффективности педагогической деятельности.
В большинстве случаев положительный личный имидж - результат правильности выбора той или модели поведения. Чтобы повысить уровень профессионального имиджа, педагог должен всегда проявлять творчество и креативность, от которых зависит стиль поведения и взаимоотношений с аудиторией и уровень педагогического мастерства. Это дает возможность доказать роль второго компонента имиджа - профессиональной подготовки, которая должна закладываться еще во время учебы и улучшаться на протяжении всей педагогической деятельности, совершенствуя при этом профессиональный опыт, компетентность и профессионализм.
Исследователи в своих научных исследованиях обращают внимание на ту особенность, что в имидже педагога личностные качества, черты характера, элементы внешнего вида тесно переплетены с его профессиональными способностями. Это позволяет рассматривать педагогический имидж в двух аспектах: индивидуальном, присущем каждому отдельному педагогу, и в профессиональном, так называемом образе-образце представителя образования.
Главным компонентом имиджа специалиста является профессиональный имидж. Понятие «профессиональный имидж» специалиста является многогранным. В научных источниках его рассматривают с нескольких позиций. Во-первых, специфика условий, в которых работает специалист, диктуют четкие профессиональные правила, во-вторых, каждый специалист является личностью и имеет свой собственный имидж, который не всегда может соответствовать той или иной профессии. Если так, то нужно адаптировать свой имидж к профессиональному стандарту. Только тогда, при условии успешной адаптации, можно утверждать о наличии профессионального имиджа.
Профессиональный имидж педагогов школы целенаправленно формируется во время профессиональной деятельности. Фундаментом для его создания является имидж личности - образ, который образуется под воздействием многих факторов в процессе интерсубъектного взаимодействия.
Имидж - это собирательное понятие, в создании которого весьма важными факторами являются природные качества человека, его жизненный опыт, полученное воспитание и образованность.
Имидж педагогов школы - полисемантическая категория, характеризующая стиль профессионально-педагогической деятельности, манеру общения, умение индивидуализировать свой образ, предоставлять ему эстетической выразительности, аккумулировать лучшие качества человека, информационный потенциал личности, что является результатом постоянной работы над собой [3].
Одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности педагогов является его профессионально-педагогический имидж, который нужно рассматривать в тесной взаимосвязи с профессиональными, нравственными, эстетическими и этическими нормами поведения, выработанными обществом. Поэтому работа над созданием имиджа учителя требует упорной систематической работы. Необходимо выяснить, что представляет собой профессиональный имидж и в чем заключается интеграция между этим понятием и методами обучения. Основной задачей становится работа над формированием собственных качеств и черт, которые бы соответствовали современному образу работника образовательной организации.
Уровень профессиональных качеств всегда будет влиять на уровень авторитета педагога как следующей составляющей имиджа. Это очень важная составляющая, ведь авторитет педагога - это всегда доверие, уверенность, возможность пообщаться. Иногда может пройти много времени для того, чтобы приобрести авторитет, однако это дает возможность педагогу подниматься на более высокую ступень профессионализма и тем самым создавать свой положительный имидж.
Важной составляющей имиджа педагога является вербальное и невербальное поведение. Оно охватывает такие образы, как визуальный, основными составляющими которого являются культура внешнего вида, культура движений, принципы и правила этикета; внутренний, в состав которого входит психотехника; вербальный, с культурой речи, языковым и речевым этикетом; актерский, что предполагает наличие актерских умений.
Вербальный имидж состоит из двух компонентов: звуковой компонент, в состав которого входит свобода создания звуков, дикция, диапазон интонаций и речевой компонент, который предусматривает наличие словарного запаса, логичности и аргументированности речи. Это крайне важно, поскольку концентрация внимания, восприятия информации, умственная активность целиком зависят от эмоциональности, образности, интонации и мелодики речи педагога, а также от зрительного контакта с аудиторией.
Использование точных, эмоционально окрашенных языковых средств позволяет передать знания и побуждать к активной познавательной деятельности.
В этом контексте речь, владение видами речи и языковая культура выступают главными критериями имиджа педагога.
В структуре межличностных отношений должен преобладать демократический стиль общения, допускаются только конструктивные конфликты по принципиальным вопросам, стремление к сотрудничеству с коллегами, высокая самооценка.
Постоянное самосовершенствование и саморазвитие играют важную роль в формировании положительного профессионального имиджа педагога и способствуют эффективности профессиональной деятельности.
Важно понимать, что имидж педагогов школы предполагает не только все вышеперечисленное, но и соблюдение профессионального стандарта педагога, в котором установлены единые требования к качеству и содержанию профессиональной педагогической деятельности.
Основными составляющими имиджа педагогов школы являются: педагогическое мастерство; уровень профессиональной подготовки; авторитет работников образовательной организации; педагогическая культура; визуальная привлекательность; вербальное и невербальное поведение; манеры и этикет; позиция общества и государства. Потребителями в сфере образовательных услуг являются родители. Сегодня они имеют больший выбор образовательных учреждений, чем когда-либо прежде, но они кажутся недовольными. Образовательные учреждения вкладывают средства в большее разнообразие внутренней материально-технической базы, но менее способны дифференцировать себя.
Родители выбирают школу, в которую предпочтительно хотели бы отдать своего ребенка. Предпочтения отдаются исходя из различных факторов: квалификация педагогов, территориальная близость школы к месту жительства, программы образования и др. Но ведущим фактором, как правило, является именно педагог. Из этого следует, что имидж педагога играет значимую роль в сфере образовательных услуг.
Имидж - это образ, представление, которое создается в обществе или определенной социальной среде для отдельного человека, группы людей, учреждения или государства. Имидж не может быть придуман, хотя его можно изменить. Если в результате плохой самоорганизации, формируется негативное мнение в обществе, оно может измениться к лучшему. В имидже также скрываются прошлые ситуации и поведение человека- то как объект отреагировал ранее, что он делал, как он вел себя с другими людьми. Имидж - это не просто образ, созданный специалистом по связям с общественностью, он также включает в себя то, что создает воображение и мнение аудитории [2].
При формировании имиджа педагогов школы учитываются реальные качества, предписанные окружающими, например учениками или коллегами.
Выделяют три базовых технологии создания имиджа педагога в Российских школах:
1) Работа над внешним обликом. То, как люди представляют себя на рабочем месте, оказывает глубокое влияние на то, как с ними обращаются. Очень жаль, что наша внешность определяет часть того, насколько мы успешны, но нам нужно осознать это и адаптироваться. Работа над своим внешним видом на рабочем месте помогает людям чувствовать себя более уверенно и уважаемо. Качество работы может являться самым важным аспектом, но внешний вид также оставляет немедленное впечатление на учеников и коллег, включая руководство. Правильный уход и профессиональный внешний вид очень важны для педагога.
2) Работа над вербальными и невербальными средствами общения. Люди общаются гораздо больше, чем словами: когда взаимодействуют с кем-то, их тело имеет свой собственный язык. То, как они сидят, жесты, которые используют, то, как они разговаривают, то, как часто они смотрят друг другу в глаза - все это невербальные способы общения, которые влияют на сообщения, посылаемые словами. Наши вербальные сообщения передаются через слова, которые мы используем. Вербальное сообщение, конечно, является важной частью нашего общения, но то, как мы общаемся невербальным образом, не менее, а иногда и более важно.
3) Образ жизни педагога. Разница между профессией учителя и образом жизни учителя заключается именно в ответственности. Это не значит, что кто-то безответственен. Такое утверждение лишь подчеркивает тот факт, что любой учитель может сделать гораздо больше. Быть заинтересованным в образовательном аспекте любой деятельности, которую вы делаете, означает, что вы заинтересованы в том, что вы можете узнать и научить до, во время и после вовлечения.
Теперь следует рассмотреть такой термин, как «сотворчество». Относительно недавно (90-е гг. XX века) появилась технология, которая имеет своей целью партнерское взаиморазвивающее взаимодействие название такой технологии -сотворческая. Совместная деятельность как коворкинг, сотрудничество, дифференциация сотворчества и сотрудничества. В настоящие время термин «сотворчество» используется все чаще педагогами в школьных проектах и ученными в публикациях. В то же время, немногие имеют отчетливое представление о том, что означает это слово [6].
Степанов С.Ю. считает, что "трактовка сотворчества строится на основаниях рефлексивной психологии, в рамках которой развивается теория рефлексивно-личностной обусловленности творчества, разработаны концептуальные модели рефлексивной организации мышления и рефлексивно-инновационного процесса, предложены принципы рефлексивного бытия человека в мире" [5].
Проблема педагогики сотворчества волнует многих учителей, так как этот процесс подразумевает новую форму познания, как для учителя, так и для ученика. Взаимопонимание между участниками образовательного процесса, поиск новых форм общения - все это приведет к высоким результатам обучения.
В настоящие время использование сотворческих технологий в Российских школах достаточно ограничено. Термин сотворчество в школе следует интерпретировать как реализацию уникальности, открытости, избыточности и полифоничности. Следствием реализации этих принципов выступает совместное взаиморазвитие педагогов с учениками. Одним из самых главных преимуществ данного метода заключается в том, что сотворчество увеличивает профессиональные и личностные качества и силы педагогов. Что касается учеников, преимуществом является факт того, что учебный процесс становится более комфортным и эффективным так как ученики имеют возможность проявить себя в различных дисциплинах и могут добиться успеха в них с помощью учителей, когда учитель не наставник, а союзник и оппонент в достижении целей [5].
Термин «сотворчество» используется и в управлении. Известно, что существуют несколько типов управления, такие как демократический, авторитарный, попустительский. На западе сотворческие технологии широко используются в сфере бизнеса и маркетинга. Такое сотворчество может быть определено как совместная разработка новых ценностей (концепций, решений, продуктов и услуг) вместе с экспертами и заинтересованными сторонами (такими как клиенты или поставщики сотворчество является формой совместных инноваций: идеи делятся и совершенствуются вместе, а не хранятся при себе. Оно тесно связано и упоминается вместе с двумя другими модными словами: «с открытым исходным кодом» и «массовая настройка» [4]. Авторами технологии маркетинга совместного творчества являются эксперты в области менеджмента: К.К. Прахалад и В. Рамасвами, которые демонстрируют, что активные, взаимосвязанные и информированные потребители -на фоне слияния технологий и отраслей - бросают вызов традиционной, ориентированной на фирму концепции создания ценности.
Исследования К.К. Прахалада, В. Рамасвами и С.Ю. Степанова позволяют нам говорить о сотворческих технологиях в сфере менеджмента в образовании.
Сотворческиий маркетинг (co-creating marketing) - это один из видов сотворческих технологий в управлении деятельности, уникальная форма, которая предполагает своей целью партнерские взаимодействия для создания уникального торгового предложения (товары, услуги).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сотворческие технологии в сфере образовательных услуг - это форма маркетинговой деятельности, предполагающая своей целью партнерские взаимодействия участников образовательного процесса для создания уникального предложения потребителям. Такие технологии могут выступать с целью повышения качества образования и повышения имиджа педагогов школы.
Сотворческие технологии играют большую роль в формировании профессионального имиджа педагогов школы, благодаря тому, что в первую очередь родителям и детям важно чувствовать свою значимость в образовательном процессе.Сотворчество всего класса может стать более инклюзивным подходом к совместному творчеству, поддержанию и построению позитивных отношений, которые, в свою очередь, могут способствовать более широким ведомственным и институциональным приоритетам создания более эффективной учебной среды, создавая более сильное чувство общности и принадлежности. Однако для этого может потребоваться, чтобы преподавательский состав в большинстве случаев адаптировал свою текущую практику преподавания и научился применять более реляционные подходы к преподаванию, которые являются открытыми, совместными, диалогичными и демократическими. Это, вероятно, потребует от многих учителей больше узнать о преимуществах сотворчества всего класса и о различных способах облегчения и оценки совместного творчества всего класса. Как следствие, это оказывает большое влияние на формирование более позитивного имиджа педагогов. Ключевая компетентность педагога состоит во взаимодействии, партнерстве с участниками образовательного процесса. Поэтому, бесспорно можно говорить о том, что сотворческие технологии не только играют большую роль в образовательной деятельности, но и оказывают большое воздействие на формирование и укрепление имиджа педагогов школы.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что сотворческие технологии в сфере образовательных услуг -это форма маркетинговой деятельности, предполагающая своей целью партнерские взаимодействия участников образовательного процесса для создания уникального предложения потребителям.
И такие технологии не просто могут выступать с целью повышения качества образования и повышения имиджа педагогов школы, а просто обязаны быть в ключевых навыках педагогов школы. Сотворческие технологии имеют привилегии среди традиционных технологий, так как сотворчество сразу подразумевает взаимное сотрудничество, что немало важно в образовании.
Выводы. Таким образом, на основании изученной литературы мы пришли к выводу, что имидж педагогов школы можно рассматривать как полисемантическая категория, характеризующая стиль профессионально-педагогической деятельности, манеру общения, умение индивидуализировать свой образ, предоставлять ему эстетической выразительности, аккумулировать лучшие качества человека, информационный потенциал личности, что является результатом постоянной работы над собой. Основными составляющими имиджа педагогов школы являются: педагогическое мастерство; уровень профессиональной подготовки; авторитет работников образовательной организации; педагогическая культура; визуальная привлекательность; вербальное и невербальное поведение; манеры и этикет; позиция общества и государства.
Сотворческие технологии в сфере образовательных услуг - это форма маркетинговой деятельности, предполагающая своей целью партнерские взаимодействия участников образовательного процесса для создания уникального предложения потребителям. И такие технологии не просто могут выступать с целью повышения качества образования и повышения имиджа педагогов школы, а просто обязаны быть в ключевых навыках педагогов школы. Сотворческие технологии имеют привилегии среди традиционных технологий, так как сотворчество сразу подразумевает взаимное сотрудничество, что немало важно в образовании.
Литература:
1. Бухаров, Д.В. Имидж образовательного учреждения / Д.В. Бухаров // Человек и образование. - 2009. - №2. -С. 165-168.
2. Калюжный, А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный. - М.: Владос, 2004. - 222 с.
3. Новокшенова, М.Л. Имидж педагога: знания, опыт, мастерство / М.Л. Новокшенова // Учитель. - 2005. -№3. - С. 69
4. Прахалад, К.К. Будущее конкуренции. Создание уникальной ценности вместе с потребителями / К.К. Прахалад, В. Рамасвами. - М.: Олимп-Бизнес, 2015. - 352 с.
5. Степанов, С.Ю. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества / С.Ю. Степанов, Г.Ф. Похмелкина, Т.Ю. Колошина, Т.В. Фролова // Вопр. психол. - 1991. - № 5. - С. 25-28
6. Степанов, С.Ю. Рефлексивная диагностика в управлении развитием организации (на примере семинара-тренинга по стратегии развития компании) / С.Ю. Степанов, Е.З. Кремер / Акмеология. - 2011. - №1 (37). - С. 77-91.
Педагогика
УДК 3786:004
кандидат педагогических наук Белаш Виктория Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студентка Салдаева Анастасия Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ
Аннотация. В статье изложены аспекты создания модели формирования информационной компетентности бакалавров. Актуальность данной работы обусловлена развитием информационных технологий, расширением сфер их использования и, как следствие, необходимостью совершенствования подготовки бакалавров с целью их эффективного трудоустройства. В научной литературе сложились два подхода к определению понятия «информационная компетентность». Согласно первого из них, информационная компетентность рассматривается как совокупность навыков работы с различными техническими средствами. Второй подход основан на работе с информацией и навыках рациональной реализации информационных процессов. Принимая во внимание различные точки зрения авторов, мы будем понимать информационную компетентность как совокупность теоретических знаний, умений, способов мышления, позволяющих эффективно реализовать процессы создания, поиска, обработки и хранения информации. Процесс формирования информационной компетентности бакалавров