УДК: 37.013(045)
Сопин А.Н.
Институт развития образования, г Ижевск E-mail: [email protected]
ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РУЧНОГО ТРУДА КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Педагогика как наука рассматривает большой спектр направлений и способов деятельности в области воспитания и обучения подрастающего поколения. Особое место занимает трудовая деятельность. В данной области написано множество научных трудов, проведены исследования и реализованы в практической деятельности методики по трудовому воспитанию и обучению. Ручной труд - это ценность, которой сейчас не хотят владеть ни взрослые, ни дети, но потребность в этом есть. Необходимо проводить работу с педагогами как с профессионалами своей области, создавать положительный имидж. Сложно относиться положительно и уважительно к неопрятному педагогу. Именно внешний вид, манеры поведения, организованная обстановка отражают внутреннюю и профессиональную составляющую педагога.
Проводя исследование по данной теме, выяснилось, что учащиеся негативно относятся к ручному труду и ручному творчеству. Они не хотят работать на заводах, любой ручной труд вызывает призрение и неуважение. Проводя опрос и беседы было выявлено, что у большинства опрашиваемых родители зарабатывают руками. Анализируя с воспитанниками рынок труда выяснилось, что зарплата рабочего в большинстве случаев выше зарплаты работников интеллектуальной сферы. Данные результаты не повлияли на их отношение к ручному творчеству. Важнее оказался их имидж, как они будут выглядеть, что о них будут говорить их друзья. В рамках исследования были уточнены и обсуждены составляющие имиджа, многие из которых реализованы в практической деятельности и данная работа дала положительные результаты.
Для подростков форма одежды, поведение, уважение и признание важнее заработка. Они с большим удовольствием работают с педагогом, который выглядит опрятно и грамотно общается. Именной такой специалист позволяет привить уважение к ручному труду и ручному творчеству, собственным примером показать успешность своей деятельности и профессии. Имидж не единственный способ формирования ценностного отношения к ручному труду и творчеству, но один из основополагающих в данном процессе.
Ключевые слова: образование, ручной труд, имидж педагога ручного труда, коммуникативная компетенция.
Педагогическая наука уделяет значительное внимание проблемам трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового воспитания школьников, подготовке педагога к педагогической деятельности в этой области трудового воспитания. Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ трудового воспитания школьников, подготовку учителя внесли А.Ф. Гартвиг, В.В. Водовозов, Н.В. Касаткин, А.С. Макаренко, Н.И. Пирогов, Д.Д. Семенов, К.А. Сент-Илер, В.Я. Стоюнин,
B.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и многие другие.
Основные аспекты теории и практики трудового воспитания характеризуются в работах П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, А.Г. Калашникова,
C.М. Шабалова и др.
Педагогический процесс во многом обусловлен личностью педагога. Имидж педагога приобретает особую актуальность в современном преподавание. Педагог является образцом поведения, ухоженности внешнего вида, ума, профессионализма. При встрече с любым че-
ловеком, особенно с незнакомым, мы в первую очередь обращаем внимание именно на внешний вид и по внешнему виду делаем о нем первые выводы.
Имидж влияет на эффективность взаимодействия, которое в педагогическом процессе и при обучении ручному труду в частности, должно быть продуктивным.
Художественно-ручной труд - это вид художественной деятельности, в процессе которого ребенок создает красивые, выразительные предметы (на уровне своих возможностей) и украшает, благоустраивает окружающую среду [7].
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учащихся в разнообразные, педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека [6].
В.А. Сухомлинский писал: «Источники творческих способностей и дарования детей -
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания А.С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что правильное воспитание невозможно представить как воспитание нетрудовое.
На современном этапе развития общества молодежь теряет интерес к ручному труду. Школьники не считают ручной труд популярным, не желая работать руками. Вместо занятий ручным трудом учащиеся предпочитают компьютерные игры и иные развлечения. В учреждениях дополнительного образования появляется меньше желающих заниматься в технических объединениях. Однако интерес к компьютерам и все что связано с компьютерами колоссальный. Опрос учащихся методом анкетирования показал, что практически никто из опрошенных не хочет зарабатывать руками, тем более работать на заводе, хотя у некоторых учащихся родители работают на заводе и у каждого третьего они зарабатывают ручным трудом.
Изучая проблему непопулярности ручного труда можно сделать определенные выводы. Так для современных учащихся одной из приоритетных ценностей является материальное благополучие и внешняя привлекательность выполняемой работы. По их мнение, работая на заводе обеспечить семью невозможно, к тому же работа там грязная. Разумеется, в этом есть доля правды, однако современное производство и развитие технологий меняет ситуацию, что обеспечивает привлекательный внешний вид сотрудников, в чем мы убедились при встрече с одним из представителей механического завода.
Дальнейшее изучение данного вопроса позволило сделать вывод о том, что в материальном плане работа «белых воротничков» не гарантирует достойного заработка и перспектив развития. Проанализировав вакантные места на предприятиях республики, учащиеся сделали вывод о том, что 70% вакансий предлагается
именно по рабочим специальностям или связаны с ручным трудом. Начальная заработная плата по таким вакансиям оказалась выше, чем у работников интеллектуального труда. Воспитанникам были приведены сравнительные данные по зарплате заводских рабочих и работников образовательной сферы.
После бесед детьми мы притупили подготовительной работе с педагогами. Наблюдения показывают, что к одним педагогам художественного и технического направления учащиеся идут с большим желанием, чем к другим. При этом они ведут схожие объединения и их образовательные программы подобны. Одним из таких факторов является внешний вид педагога, его имидж, влияющий на привлекательность профессии. О.И. Попова отмечает, что индивидуальный имидж педагога-это имидж, характерный для каждого преподавателя в отдельности как личности. В него входят индивидуально-личностные характеристики, физические данные, установки преподавателя, самооценка, внешний вид. К содержанию индивидуального имиджа педагога предъявляются некоторые устойчивые коммуникативные установки, ожидания и требования общества как к партнеру по общению в образовательном взаимодействии [10, с. 225].
Далее, исследователь подчеркивает значимость профессионального имиджа преподавателя - образа профессиональной роли, которая конструируется самим преподавателем и дополняется индивидуальным имиджем в процессе взаимодействия со студентами, коллегами, администрацией и обществом. Имидж контролируется как самим преподавателем, так и общественностью в соответствии с требованиями профессии [там же].
Во многих образовательных организациях педагоги - мужчины, чья деятельность связана с ручным трудом, не считают должным соответствовать педагогическому имиджу. Если педагог выглядит неопрятно, от это снижает его социальный статус и не вызывает желания ему подражать. Исследователи констатируют, что имидж педагога - это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно
Сопин А.Н._
переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими» [5, с. 25-31].
При общении с коллегами, учениками и их родителями одним из факторов профессионализма и положительного имиджа является коммуникация и коммуникативная компетенция. Так Г.С. Трофимова определяет «Коммуникацию как информационную связь индивидов, передачу сообщений от некого «отправителя» к «получателю», а общение - как симметричную связь равноактивных субъектов» [13, с. 7].
«Коммуникативная компетентность есть интегративная способность, основанная на гуманистических качествах личности и направленная на обеспечение результативности коммуникативной деятельности, обусловленная опытом межличностного общения личности, уровнем её обученности, воспитанности и развития и предполагающая учёт коммуникативных возможностей собеседника» [13, с. 85].
Для педагогов ручного труда коммуникативная компетентность куда важнее коммуникативной компетенции. Г.С. Трофимова в своей работе предлагает несколько путей развития компетентности - это социально-педагогический тренинг, деловые игры, метод групповой дискуссии, педагогическая практика и многие другие способы. Проанализировав все эти способы можно сделать вывод о том, что на практике, в реальной среде педагогического образования они не применяются или применяются в незначительном количестве. Большинство курсов повышения квалификации направлены не на повышение профессионального мастерства педагогов, решения проблем образования, а на правовое информирования, подготовку к различным олимпиадам, требованиям по аттестации педагогических работников, которые с каждым годом все усложняются, но реальной помощи педагогам не оказывается. В такой ситуации коммуникативную компетентность приходиться развивать внутри образовательной организации или путем самообразования, собственно как и делают большинство педагогических работников, в том числе и работников ручного труда.
В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты [8].
_Имидж преподавателя ручного труда...
- Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Мимика и жесты способствуют яркому выражению той информации и деятельности, которую несет педагог. Живая и интересная мимика, собственно как и жесты, по мнению учащихся, привлекают больше интереса к педагогу, чем строгий педагогический процесс. Это тот инструментарий, который может завораживать школьников, вызывать активность в педагогическом процессе, информирует в какой форме идет занятие и каковы границы поведения. Однако не стоить переусердствовать. Учитель не должен быть клоуном, который вызывает лишь насмешки, а в худшем варианте и издевательства со стороны своих учеников. Мимика с жестами должны быть дополнением к педагогическому красноречию, а не основным инструментом.
Тембр голоса как и сила голоса позволяют школьникам определить характер педагога, а так же что можно делать на занятии, а чего не стоит. Именно с помощью голоса ученики способны определять дистанцию между учителем. Голос основной инструментарий преподавания в педагогическом процессе, именно от него во многом зависит отношение учеников, будут они уважительно и с достоинством относится к педагогу или наоборот всячески его оскорблять, в лицо или за спиной педагога. Разумеется излишне громкий голос не будет повышать качество взаимодействия. Ученики не должны бояться, что возможно при громком голосе, но и всю информацию должны слышать и понимать четко.
Костюм или рабочая форма одежда - это один из тех компонентов, который многие преподаватели ручного труда игнорируют. Когда мы беседовали к учащимся и спрашивали, как обычно выглядит учитель технологии, преподавать технического моделирования или преподаватель резьбы по дереву большинство опрошенных называли старый халат, зачастую не новый или весь перешитый. Однако такая форма одежды не вызывает уважения у коллег, учеников, родителей. Собственно и форма
одежды самих воспитанников на занятиях ручным трудом, обычно, тоже не отличается красотой, чистотой. Современные технологии и промышленность позволяют работникам ручного труда выглядеть достойно в глазах своих воспитанников, а иногда и выделиться из общего количества педагогов своим профессиональным и чутким отношением к своему предмету. Эти данные подтвердились при опросе школьников. Но если педагог придет в красном костюме или любом другом ярком цвете, от учащиеся его тоже не поймут. Форма одежды должна быть строгая, удобная, функциональная, без излишеств, чистой.
Манера поведения и походка напрямую взаимосвязаны. Если педагог себя позиционирует как бездельник, от конечно учащимся это понравится, но это будет не профессионально. Педагог должен вести себя строго, быть требовательным к себе, с прямой осанкой, не сутулиться, подавать пример выдержки и дисциплины. Опоздание неприемлемо в педагогическом процессе. Своими манерами учитель способен показать себя достойно. Поведение учащихся напрямую зависит от поведения своего наставника. Именно по голосу и манерам складывается первое впечатление.
- Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т. д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
- Л.М. Митина определяет внутреннюю составляющую как внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.
Еще одним показателем статуса педагога является запах. Запах учебного заведения подает сигнал о степени ухоженности всего здания, уровне культуры его обитателей. Арома-имидж включает в себя запах свежести проветриваемого помещения, аромат цветов в классной комнате.
Запах свежести можно создать при помощи эфирных масел апельсина, лимона, лаванды, пихты.
Деловые качества и хорошие манеры
Для имиджа педагога очень важны деловые качества - профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость. Щепетильное отношение к чужому времени. Уважение к чужому труду. Потребность к самообразованию: хронический интерес к научно-методическим новинкам [9].
Для педагога важен высокий уровень коммуникативной компетентности при общении с косллегами, родителями школьников, знание делового этикета, компетенции в соблюдение субординации. Учителю важно контролировать свои жесты, особенно агрессивные, которые на бессознательном уровне отталкивают детей от личности педагога.
Мимика должна быть доброжелательной.
Использование ненормативной лексики, жаргонизмов в речи педагога - показатель профнепригодности. Профессионально не пригоден для образования и воспитания так же курящий, а тем более - пьющий человек [9]. Из общения со школьниками выяснилось, что такие примеры чаще всего связаны с учителями технологии и намного реже с преподавателями других предметов. Но можно отметить, что негативные эмоции вызывают чаще всего мужчины, причем далеко не молодые, зачастую признанные в профессиональной среде педагогов.
Имидж не должен быть наигранным или быть своего рода фантиком для конфетки. Имижд - это равновесие вашего внутреннего и внешнего состояния, это от комфортное психологическое состояние. Имидж педагога должен отражать состояние, суть. Привлекательность и общительность формируют мнение о профессионализме. Это тот инструмент, который формирует авторитет в глазах наших воспитанников. Каким бы умным и всезнающим не был педагог, без авторитета и интереса
Сопин А.Н.
Имидж преподавателя ручного труда..
к его личности от учеников, сложно добиться значимых успехов в воспитании и обучении подрастающего поколения. Умение давать материал в интересной форме, нестандартно, все это
профессиональные качества человека и они характеризуют лишь одну из сторон человека, необходимо уделять внимание и другим, к одной из которой и относиться имидж.
23.12.2015
Список литературы:
1. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании. [Текст] / М.А. Гончаров // М.: КНОРУС 2008 - 480 с.
2. Збронская М.А. Внутренняя структура имиджа. [Текст] / М.А. Збронская // - М.: Синтон, 2005.- 305 с.
3. Ильин Е.П. Психология для педагогов. [Текст] / Е.П. Ильин // СПб.: Питер 2012 - 640 с.
4. Какой педагог нам нужен? Сборник материалов научно-педагогической конференции преподавателей и студентов педагогического факультета 15 апреля 2008 года / под ред. Козиловой Л.В. - М.: Директ-Медиа 2014 - 60 с.
5. Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя. [Текст] / А.А. Калюжный // Гуманитарное образование в школе: теория и практика. 2004. - №5.
6. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. -4-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Б.Т. Лихачев // - М.: Юрайт - М, 2001.—607с.
7. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская // - М.: Academia, 2001. - 246 c.
8. Митина Л.М. Психология профессионального развития. [Текст] / Л.М. Митина // - М., 1998. - 200с.
9. Новопашин Ю.Н. Имидж современного учителя [Электронный ресурс] http://www.proshkolu.ru/user/Novopashin52/ blog/309687/
10. Попова О.И. Имидж преподавателя вуза: проблема самореализации в образовательном взаимодействии [Текст] / О.И. Попова // Педагогическое образование в России. 2011. - №4
11. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. [Текст] / И.С. Сергеев // СПб.: Питер 2004. - 316 с.
12. Татаринова Н.В. О понятии «Имидж» и его отличии от сходных с ним понятий «Образ», «Репутация», «Стереотип». [Текст] / Н.В. Татаринова // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2009. - №2 (4)
13. Трофимова Г. С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты: монография. [Текст] / Г. С. Трофимова // - Ижевск: УдГУ 2012. - 116 с.
14. Череднякова А.Б. Имидж педагога-хореографа и проблемы его формирования: монография [Текст] / А.Б. Череднякова // М.: Владос 2008-168с.
15. Черепанова В.Н. Педагогическая имиджелогия. [Текст] / Черепанова В.Н. // - Тюмень: ТОГИРРО, 1998. - 296 с.
Сведения об авторе: Сопин Алексей Николаевич, аспирант кафедры психологии и педагогики Автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Институт развития образования» 426009, г Ижевск, ул. Ухтомского, 25, тел. (3412) 37-99-76, e-mail: [email protected]