Научная статья на тему 'Представление студентов педагогического вуза об имидже современного учителя'

Представление студентов педагогического вуза об имидже современного учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ / МОТИВАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИМИДЖА / СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Е. В., Щербакова Т. Н.

Представленная статья позволяет получить представление об имиджелогии как научно-прикладной области научного знания, а так же о формировании имиджа современного педагога у студентов педагогического вуза. Авторы уточняют определение понятия «имидж учителя» и рассматривают его как образ, который может начинать целенаправленно формироваться уже в вузе. В статье раскрывается ряд ключевых понятий, связанных с характеристикой имиджа учителя. Представлен анализ постоянных и временных структурных компонентов имиджа учителя. Проанализирована экспериментальная работа с будущими педагогами, которая в течение нескольких лет проводилась авторами статьи. Целью исследовательской работы было изучение представлений студентов о составляющих позитивного образа учителя. Дан анализ видов педагогического имиджа. Рассмотрены представления студентов о внешних и внутренних составляющих облика учителя. Стержневым является междисциплинарный подход к изучению проблем формирования имиджа педагога и совершенствования педагогического мастерства. Статья раскрывает ряд ключевых понятий, связанных с характеристикой имиджа педагога. Даны рекомендации будущим педагогам по организации эффективного имиджирования, определения перспектив самосовершенствования профессионального мастерства. Материал статьи вооружает всех заинтересованных лиц знанием современных представлений о том, какой должен быть современный учитель. Она может помочь студентам и учителям в совершенствовании профессионального мастерства. Статья может быть интересна и полезна студентам педагогических вузов, а также аспирантам, слушателям курсов повышения квалификации, педагогам-практикам, родителям школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербакова Е. В., Щербакова Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представление студентов педагогического вуза об имидже современного учителя»

Представление студентов педагогического вуза об имидже современного учителя

Щербакова Елена Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент департамента педагогики Института педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет, [email protected]

Щербакова Татьяна Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент департамента педагогики Института педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет, [email protected]

Представленная статья позволяет получить представление об имиджелогии как научно-прикладной области научного знания, а так же о формировании имиджа современного педагога у студентов педагогического вуза. Авторы уточняют определение понятия «имидж учителя» и рассматривают его как образ, который может начинать целенаправленно формироваться уже в вузе. В статье раскрывается ряд ключевых понятий, связанных с характеристикой имиджа учителя. Представлен анализ постоянных и временных структурных компонентов имиджа учителя. Проанализирована экспериментальная работа с будущими педагогами, которая в течение нескольких лет проводилась авторами статьи. Целью исследовательской работы было изучение представлений студентов о составляющих позитивного образа учителя. Дан анализ видов педагогического имиджа. Рассмотрены представления студентов о внешних и внутренних составляющих облика учителя. Стержневым является междисциплинарный подход к изучению проблем формирования имиджа педагога и совершенствования педагогического мастерства. Статья раскрывает ряд ключевых понятий, связанных с характеристикой имиджа педагога. Даны рекомендации будущим педагогам по организации эффективного имиджиро-вания, определения перспектив самосовершенствования профессионального мастерства. Материал статьи вооружает всех заинтересованных лиц знанием современных представлений о том, какой должен быть современный учитель. Она может помочь студентам и учителям в совершенствовании профессионального мастерства. Статья может быть интересна и полезна студентам педагогических вузов, а также аспирантам, слушателям курсов повышения квалификации, педагогам-практикам, родителям школьников.

Ключевые слова: образовательная организация, имидж современного учителя, мотивация, коммуникация, образовательный процесс, педагогическая деятельность, структурные компоненты имиджа, стили педагогического общения

О)

О

сч

Облик современной образовательной организации и эффективность ее функционирования складывается, прежде всего, под влиянием имиджа педагогов, которые в ней работают. Какой учитель нужен современной школе? Этот вопрос волновал всегда, поскольку образ педагога - это визитная карточка образовательного учреждения. Требования к профессиональному имиджу учителя диктуют общественные потребности. Однако во все времена ценятся такие качества педагога, как любовь к детям, доброта, честность, умение продуктивно общаться с детьми.

Формированием педагогического имиджа нужно заниматься задолго до начала педагогической деятельности. Наше обращение к этой теме продиктовано необходимостью обоснования природы имиджа педагога, созданию инструментов формирования его у будущих учителей. Какой же он, идеальный учитель в представлении студентов, вчерашних учеников школы? На этот вопрос мы постараемся ответить

Под имиджем педагога мы понимаем эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании учеников, коллег, родителей учеников, в общественном восприятии. [6, 7]

Педагог, имеющий положительный имидж, выигрывает не только внешне, но он более уверенно себя чувствует и успешнее работает.

В переводе с английского «имидж» - это «образ, который складывается в сознании людей и их памяти.

Исследователи рассматривают виды профессионально-педагогического имиджа. Имидж может быть: положительный, отрицательный, желаемый, корпоративный, воспринимаемый, требуемый, личностный, профессиональный, зеркальный. Привлекательный имидж педагога притягивает к себе учеников, располагает к учителю, заставляет ему доверять и прислушиваться к его советам.

Составляющими имиджа педагога могут быть:

- Визуальная - характеристика внешнего вида человека. Включает особенности телосложения человека, его лица, макияжа, одежды, прически и т.п.

- Вербальная или речевая: стилистика речи, интонация и тембр голоса, культура речи.

- Поведенческая составляющая имиджа - особенности невербального общения: манеры, поведение, мимика, жестикуляция.

- Социально-психологическая - общественные установки поведения.

В представленной статье мы рассмотрим особенности профессионального имиджа, которому должны соответствовать представители учительской профессии. Имидж педагога - это не маска. Педагог должен «быть, а не казаться». Потому что впечатление об учителе играет главную роль во взаимодействии учителя и ученика в учебной деятельности.

Попытаемся проанализировать восприятие образа «идеального» педагога в разные исторические периоды.

Представление об «идеальном» образе учителя исследовался специалистами уже с 30-х годов XX века. В разные годы подобные исследования проводились такими авторами, как Калюжный А.А., Казаченко И.П. [1], Качалова Л.П.[2], Семенова М.А.[2], Хуррамова Г.Н.[4], Шепель В.М.[5] и др.

В 30-х годы образ «хорошего» учителя включал такие качества, как глубокое знание преподаваемой дисциплины и полное владение методикой преподавания, ровные взаимоотношений с учениками; адекватная оценка знаний учеников, умение поддерживать дисциплину. «Плохого» педагога в эти годы характеризовали такие качества, как плохое владение учебным предметом, неумение найти подход к ученикам; необъективная оценка знаний школьников.

Исследования в 40-е годы показали, что учащиеся ценят в педагоге отличное знание своего предмета, эрудированность, политическую грамотность и моральную устойчивость.

В 60-е годы ученики принимали педагога уравновешенного, авторитетного, волевого, остроумного, понимающего, требовательного.

В 70-е годы выделяли такие качества «идеального» учителя, как: ум, требовательность, организаторские способности, любовь к детям и своему предмету.

Проведенные в 90-е годы в школах Москвы исследования показали, что учащиеся видят «идеального» учителя с чувством юмора, честного, умеющего прощать ошибки учеников, трудолюбивого. А учитель с «плохой» репутацией представлялся ученикам агрессивным, угрюмым, лицемерным, нетактичным.

В 2000-е годы для учеников «хорошим» учителем был тот, кто миролюбив, весел, обладал тактом, щедростью. «Плохой» педагог недоверчив, агрессивен, угрюм.

С 2010 года по настоящее время мы проводили свое исследование оценки имиджа современного педагога среди студентов, обучающихся на факультете Иностранных языков. За этот период нами было обследовано около одной тысячи студентов. Нами проводилось анкетирование, беседы, опросы вчерашних выпускников школ. Первокурсники отвечали на наши вопросы: «Какой учитель нужен современной школе? Какие качества необходимы для овладения педагогической специальностью? Какие качества педагога Вы цените выше остальных? Каким Вы видите идеальный образ современного учителя? Какие качества не должны быть у современного учителя? Какие ка-

чества неприемлемы для педагога?». Мы давали студентам творческое задание по написанию эссе на тему: « Имидж современного педагога. Каков он?»

Анализ результатов наших многолетних исследований позволил нам выделить условно 3 основных составляющих имиджа учителя, которые представляются ученикам особо важными. Это:

1. Визуальная внешняя составляющая: манеры, походка, жесты, мимика, одежда, прическа, запах, речь и культура общения, тембр и сила голоса, пантомимика, осанка, походка и др.

2. Внутренняя составляющая включает представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, настроении, эрудиции, преобладающем эмоциональном фоне, способность к импровизации, самообладание.

3. Ментальная составляющая: организация педагогического общения, интеллект, духовная практика. [7]

Визуальная внешняя составляющая имиджа имеет особое значение на всех этапах общения педагога и ученика. Особенно она важна на первоначальном этапе взаимодействия.

Студентам задавался вопрос: «На какие моменты Вы обращаете внимание при первой встрече с педагогом?». Многие учащиеся обращают внимание на глаза учителя, его взгляд.

«Для меня самое главное в образе учителя являются его глаза. Они должны быть добрыми».

Типичные ответы на этот вопрос показывают важность и других внешних характеристик и проявлений.

«Больше всего мое внимание привлекает лицо учителя, его прическа. Мне важно, во что он одет. У женщины - учителя обращает на себя внимание грамотно сделанный макияж».

«Для меня в учителе важен его характер, манеру общения с учениками, отношение и детям».

«Мне важно, как учитель разговаривает. Речь педагога - это показатель его культуры. Учитель должен уметь понятно излагать материал».

« Для меня важно, чтобы учитель ко всем относился одинаково, никого не выделял среди других, как в плохую, так и в хорошую сторону».

«Важна внешность учителя. У него должна быть мера во всем».

«Учитель должен быть всегда подтянутым и аккуратным. Его одежда должна быть, по крайней мере, чистой».

«Никогда учителя не должны повышать голос на детей».

«Учитель не должен кричать».

67% учеников признались, что при первой встрече с учителем обращают внимание на внешний вид.

20% учеников считают, что учитель должен одеваться по последней моде.

Для 75% учеников важно, как учитель выглядит вообще.

Безусловно, внешний вид учителя выступает фактором успешности осуществления педагогической деятельности в целом и признаком проявле-

да

1

о

2

ния уважение к окружающим. Именно первое впечатление об учителе создается по его одежде. Предпочтения в одежде создают представление об общем уровне культуры человека. Внешний вид учителя помогает быстро привлечь внимание учеников, создает позитивный настрой. Ведь любой учитель является примером для воспитанников.

Какие основные требования к внешнему облику учителя выдвигают ученики? Как должен выглядеть современный педагог? Анализ большинства ответов позволили нам обобщить требования к внешности учителя.

Отмечается, что одежда учителя должна соответствовать таким моментам:

- продуманность и аккуратность костюма, соответствие возрасту и особенностям фигуры;

- элегантность и стильность;

-аккуратность, опрятность и чистота;

- предпочтение отдается классическому стилю и строгой и элегантной форме;

- удобство и комфортность;

- предпочтение натуральным материалам,

- спокойные нейтральные пастельные или классические тона (бежевый, черный, белый, серый, синий, зеленый);

- отсутствие лишних деталей и слишком ярких расцветок;

- одежда не должна противоречить общепринятым нормам приличия. Недопустимы откровенные мини, слишком глубокое декольте;

- отсутствие люрекса, блесток, кожаных вставок.

Отмечаются студентами и другие важные представления о внешности педагога.

1. Учитель не должен совсем отказываться от украшений и аксессуаров, однако не нужно надевать их слишком много. Драгоценностей на учителе должно быть по минимуму, и они должны быть неброские.

2. Прическа педагога должна быть строгой, аккуратной, но элегантной. Цвет волос должен быть натуральным. Волосы должны быть чистыми.

3. Косметика на лице не должна быть слишком яркой. В ней должны преобладать сдержанные пастельные тона. Цвет лица должен быть естественным.

4. Ногти должны быть ухожены. Маникюр выдерживается в нейтральных тонах.

5. От учителя не должно дурно пахнуть. Перед работой всегда применяются водные процедуры, чтобы исключить запах пота.

Парфюмерией учитель должен пользоваться очень умеренно. Не применять резкие насыщенные запахи духов. Нужно учитывать, что у некоторых учеников может быть аллергия на запахи.

Важнейшей составляющей имиджа школьного учителя студенты называют речь педагога. Они считают речь своеобразной визитной карточкой педагога, его лицом. Речь педагога имеет такие характеристики, как тембр, высота голоса, интонации, дикция, логика и др. Речь идеального педагога, по мнению студентов, характеризуется сле-

дующими параметрами (мы указали процент студентов, выделивших тот или иной показатель):

- ясность, простота и доступность для понимания и восприятия (86%)

- точность и логичность, соответствие речи законам логики (9%)

- богатство, значит разнообразие используемых в речи языковых средств и выражений (65%)

- краткость и емкость, то есть отсутствие повторов, тавтологий и лишних слов, «слов-паразитов» (60%)

- чистота, отсутствие нелитературных, жаргонных, вульгарных слов и варваризмов ( 57%)

- живость, отсутствие шаблонов и штампов ( 49%)

- благозвучие, то есть ее соответствие требованиям звуковой гармонии (36%)

- знание языковых норм (70%)

- использование разнообразных образных средств эмоционального воздействия (48%)

- речевая импровизация, когда учитель не пересказывает учебный материал по тексту учебника, а может свободно импровизировать, выражая собственное отношение к высказываемому (35%)

- речевой артистизм, способность творить в речи, вызывая эмоциональный отклик, энергия, ассоциативность, выразительность, экспрессивность, грамотное использование невербального языка. Умение передать оттенки мысли и чувств, образность, интонационное богатство ( 38%)

- гибкость и подвижность голоса( 27%)

К недостаткам в речи учителя относят следующие позиции:

- неправильное и небрежное произнесение звуков (58%)

- монотонная и невнятная речь (77%)

- неточности речи и многословие. Использование плеоназмов (68%)

- обилие неоправданных пауз в речи и интонационная невыразительность (59%)

- отсутствие владения техникой речи (45%)

- голосовые недостатки, голос: вялый, слабый, гнусавый, плохая артикуляция, слишком высокий или низкий тон, бедность звукового диапазона (66%)

- слишком быстрая или слишком медленная речь (68%).

- слишком громкая или слишком тихая речь (49%)

- использование ненормативной лексики (9%)

Напрямую влияет на создание положительного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

имиджа учителя стиль его общения. При изучении соответствующей темы в рамках дисциплины «Педагогика» мы проводили анкетирование, где был задан вопрос: « Какой преобладающий стиль педагогического общения Вы считаете наиболее продуктивным для учителя?». Ответы студентов распределились следующим образом:

Авторитарный (95%)

Демократический (4%)

Либеральный (попустительский) (1%)

Видно, что ученикам импонируют самые продуктивные стили педагогического общения. Объяснение в данных развернутых ответах.

«Авторитарный стиль общения учителя нужен только для установления жесткой дисциплины в классе. Может порождать конфликты с учениками. Учитель фиксирует внимание на негативе. Не способствует развитию инициативы школьников. Учитель излишне императивен. Приказы учителя дети выполняют неохотно. Не всегда соблюдаются нормы педагогической этики и такта. Не мотивирует школьников на контакт. Тотальный контроль и недоверие. Учитель сам принимает все решения, не советуясь с учениками».

«Демократический стиль - лучший. Педагог и ученики действуют как соратники и партнеры во всех делах. Доброе отношение к ученикам. Помощь и понимание со стороны учителя. Планирование работы осуществляется педагогом совместно с учениками. Учитываются мнения учащихся при решении любого вопроса. Поощряется инициатива школьников. Поощряется развитие самостоятельности как качества личности. Ученики не боятся сделать ошибку и обсуждать с учителем любую возникающую трудность».

Либеральный (попустительский) стиль оказался наименее предпочтительным. «При стиле учитель склонен пускать все на самотек. Он равнодушен к детям. Учитель проявляет безответственность. Он самоустраняется от всех дел. Не вникает в жизнь коллектива. Не стремится создавать коллективистские отношения. К детям относится формально».

Особое внимание при оценке имиджа педагога было уделено невербальным средствам общения, когда информация передается с помощью несловесных знаков - позы, жестов, осанки, мимики, пантомимики, походки, выражения лица и глаз и др. Невербально педагог проявляет себя по отношению к детям бессознательно, поэтому оценка невербальных проявлений помогает выявить истинное отношение учителя к ученикам.

Наше исследование показало, что для учеников важна мимическая сторона общения. Они предпочитают учителя с добрым выражением лица и глаз. Улыбка педагога как ничто другое способствует установлению продуктивного контакта с детьми, вызывать их расположение. Дети по лицу педагога "читают" его настроение, отношение к себе. Хороший учитель никогда не принесет нести в класс отпечаток своих домашних проблем, неприятности с коллегами. Недаром говорят: «Глаза - зеркало души». Доброжелательный взгляд педагога должен быть обращен к детям, но не в стену, в пол или окно.

Однако чрезмерная выразительная подвижность лица, как и безжизненная его статичность, может создавать большие проблемы в общении.

Свои возможности в формировании имиджа «хорошего учителя» имеет жестикуляция. Нервные, порывистые движения педагога создают ситуацию напряжения у учеников. Использование разнообразных жестов (указания, имитации, подчеркивания и др.) может привлечь внимание учащихся. Однако, жесты должны быть сдержанными, не резкими, не размашистыми.

В последние годы появилось такое понятие, как «аромаимидж» - аромат любимых духов учителя, запах свежести классной комнаты и всего пространства школы. Учащиеся отмечают, что это остается с ними надолго. «В нашей школе всегда пахло топленым молоком и свежими ванильными булочками» -вспоминает одна ученица. Но совсем неприятные воспоминания вызывает «запах немытого тела», и «школа, которая пахнет прелыми старыми половыми тряпками и пригоревшей в столовой еды».

Правильная, достойная осанка, красивая походка, постоянная собранность говорят ученикам о том, что учитель знает, может, и уверен в своих силах и знаниях. А сутулость, всегда опущенная голова, безжизненные руки свидетельствуют о слабости и неуверенности в себе.

Ученики замечают, что учителю нужно уметь правильно стоять перед учениками. Когда учитель на уроке качается взад-вперед, переминается с ноги на ногу, постоянно крутят в своих руках мелкие предметы, почесывает нос, потирает ухо или нос - это может вызвать улыбку учеников и желание его спародировать.

Важной для восприятия оказывается поза учителя и его умение придерживаться комфортного расстояния до ученика.

Часто в анкетах отмечается: «Нравится, когда учитель при проведении урока принимает "открытую позу и не нарушает мое личное пространство. Так гораздо лучше воспринимается информация. И создается ощущение психологического комфорта".

В заключение приведем выдержки из эссе студентов (2018 год):

«Нравится учитель, который открыт к общению, занимающий, активную жизненную позицию, уверенный, практичный, готовый к сотрудничеству, умный, умеющий владеть современными средствами обучения».

«Больше всего раздражает, когда у учителя появляются «любимчики», которых он выделяет из всех», «Не нравится, когда педагог проявляет фамильярность по отношению к детям», «Если учитель не может сдержать свои эмоции, срывается на детей по всякому поводу, ходить на его уроки не интересно».

«Не нравятся учителя инертные, с неустойчивым характером, лицемерные, имеющие неграмотную речь, которые несовременно одеваются».

Внутренний облик человека непременно должен гармонично сочетаться с внешними проявлениями. Богатый внутренний мир в сочетании с опытом педагога - залог успешности деятельности учителя. Для того, чтобы в сознании учеников навсегда остался образ любимого Учителя, ему необходим постоянный анализ своих достижений и ошибок, осознание своих «сильных» и «слабых» сторон, развитие интеллекта и совершенствование характера,

Чтобы иметь право учить, педагогу сегодня нужно постоянно совершенствоваться, позитивно изменять себя, ставить высокие профессиональные цели и стараться достигать их.

Литератруа

1. Калюжный А.А., Казаченко И.П. Использование имиджевой стратегии и имиджеологии в деятельности учителя // PR в образовании, 2006, № 4, С.4-8

2. Качалова, Л.П. Воспитание педагогического имиджа будущего учителя: теория и технология. Монография Текст. / Л.П. Качалова. - Шадринск: Изд-во «Шадринский государственный педагогический институт», 2008. 71 с.

3. Семенова М. А. Особенности формирования имиджа образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -

2017. - Т. 25. - С. 69-72.

4. Хуррамова Г.М. Понятие об истинном и ложном авторитете учителя воспитателя Г.М. Хкурра-мова // Вопросы педагогики.- 2017. - №6 - С.63-65.

5. Шепель В.М. Имидж. Как нравиться людям. М.,2002. - 574 с.

6. Щербакова Т.Н., Щербакова Е.В. Имиджело-гия для современного педагога. - М.: УЦ Перспектива, 2012. - 192с.

7. Щербакова, Т.Н., Щербакова, Е.В. Способы формирования профессионального имиджа современного учителя. Сер.:Педагогика и психология.- Сборник научных трудов:- Ялта: РИО ГПА,

2018.- Вып.60. Ч.1.-с 411-415

Representation of students of pedagogical University about the image of the modern teacher

Shcherbakova E.V., Shcherbakova T.N.

Moscow city pedagogical University

The presented article provides an idea of image-making as a scientific and applied field of scientific knowledge, as well as the formation of the image of a modern teacher among students of pedagogical universities. The authors clarify the definition of the concept of" teacher's image " and consider it as an image that can begin to form purposefully already at the University. The article reveals a number of key concepts related to the characteristics of the teacher's image. The analysis of permanent and temporary structural components of the teacher's image is presented. The experimental work with future teachers, which was carried out by the authors of the article for several years, is analyzed. The aim of the research was to study students ' ideas about the components of a positive image of the teacher. The analysis of types of pedagogical image is given. The students ' ideas about the external and internal components of the teacher's appearance are considered. The core is an interdisciplinary approach to the study of the problems of formation of the image of the teacher and the improvement of pedagogical skills. The article reveals a number of key concepts related to the characteristics of the image of the teacher. Recommendations future teachers for organization of effective ImageReady, definition of prospects of development of professional skills. The material of the article equips all interested persons with the knowledge of modern ideas about what a modern teacher should be. It can help students and teachers to improve their professional skills. The article can be interesting and useful for students of pedagogical universities, as well as graduate students, students of advanced training courses, teachers, practitioners, parents of schoolchildren.

Key words: educational organization, image of the modern teacher, motivation, communication, educational process, pedagogical activity, structural components of image, styles of pedagogical communication

References

1. Kalyuzhny A. p., Kazachenko I. P. the Use of the strategy and image in the activity of the teacher // PR in education, 2006, № 4, P. 4-8

2. Kachalova, L. p. Education of pedagogical image of future teacher: theory and technology. The Monograph Text. / L. P. Kachalova. - Shadrinsk: publishing House "Shadrinsk state pedagogical Institute", 2008. 71 PP.

3. Semenova M. A. formation Peculiarities of the image of educational institutions // Scientific-methodical electronic journal "Concept". - 2017. - Vol. 25. - P. 69-72.

4. Hurramov G. M. the Concept of the true and the false authority of a teacher educator G. M. Hurramov // Questions of pedagogy.- 2017. - №6 - p. 63-65.

5. Shepel V. M. Image. As like people. M., 2002. - 574 p.

6. Shcherbakova T. N., Shcherbakova E. V. Imageology for the modern teacher. - M.: UTS Perspective, 2012. - 192s.

7. Shcherbakova, T. N., Shcherbakova, E. V. Methods of formation of professional image of the modern teacher. Ser.: Pedagogy and psychology.- Collection of scientific papers: - Yalta: RIO GPA, 2018.- Vol.60. Part 1.- from 411-415 .

да о

СЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.