Научная статья на тему 'Технология имиджирования как элемент процесса совершенствования профессионализма учителя'

Технология имиджирования как элемент процесса совершенствования профессионализма учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
775
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / ТЕХНОЛОГИЯ ИМИДЖИРОВАНИЯ / ПРОЦЕСС ЭФФЕКТИВНОГО ИМИДЖИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко А. А.

Рассматривается сущность и структура профессионального имиджа учителя, этапы и принципы эффективного имиджирования. Актуализируется проблема педагогического имиджа и технологии имиджирования, вопросы совершенствования профессиональных качеств личности будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология имиджирования как элемент процесса совершенствования профессионализма учителя»

и инструментов, разрабатывается конструкция приспособления, технологическая карта изготовления. В зависимости от наличия у студентов технических умений, навыков, проектное задание дается разноуровневого характера. Их реализация предполагает самостоятельную работу студенту по проектированию, расчету, моделированию и технологии выполнения как конкретных изделий, так и элементов образовательного процесса.

Эффективность такой методики иллюстрируют дипломные работы выпускников, результатом которых являются реальные приспособления для обработки различных матераилов, сконструированные и изготовленные самими студентами.

Учитывая элективный характер курсов, каждый студент формирует собственную траекторию обучения в зависимости от интересов, способностей, задач, которые они ставят перед собой. Библиографический список

1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. №№ 10. С. 51-55.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Специальность 050120 Профессиональное обучение.

3. Программы по технологии для 5-7 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения. -Алматы: РОНД, 2003. - 36 с.

УДК 378.147 ББК 74.489

А.А. Ткаченко

ТЕХНОЛОГИЯ ИМИДЖИРОВАНИЯ

КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЯ

Рассматривается сущность и структура профессионального имиджа учителя, этапы и принципы эффективного имиджирования. Актуализируется проблема педагогического имиджа и технологии имиджирования, вопросы совершенствования профессиональных качеств личности будущего учителя.

Ключевые слова: педагогический имидж, технология имиджирования, процесс эффективного имиджирования.

Вопросы сущности имиджа как научного понятия, природы и технологии его построения, а также особенностей его функционирования в педагогической теории и практике сегодня особо актуальны, когда от личностных особенностей учителя, его ценностных ориентаций, жизненных установок и условий, которые он создает, зависит не только качество усвоения школьниками установленных образовательным стандартом знаний, но и характер взаимоотношений субъектов

образовательного процесса, атмосфера, в которой протекает педагогическое взаимодействие.

Научные разработки, выполненные с прямым использованием понятия «имидж», в отечественной педагогической науке направлены на изучение принципов, механизмов и технологий формирования имиджа учителя (А.А. Дергач, Л.П. Качалова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.А. Реан и др.) и педагога высшей профессиональной школы (Е.Н. Русская, Н.А. Тарасенко,

о

В.Н. Черепанова, И.П. Чертыкова и др.). В исследованиях С.А. Аминтаевой, М.В.Апраксиной, Е.А.Бекетовой, Л.И. Жариковой, Е.А. Петровой, В.М. Шепеля и др. имидж учителя, педагога рассматривается как фактор успеха в профессиональной деятельности, инструмент, помогающий выстраивать отношения с окружающими, элемент конкурентоспособности и продвижения на рынке труда.

В определениях исследователей имиджа как научного понятия внимание акцентируется на том, что имидж представляет собой образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, обладающего определенным набором личностно-дело-вых и индивидуальных характеристик. Он содержит значительную долю эмоционально-окрашенной информации для субъектов социальных групп, воспринимающих имидж, и обладает силой притяжения или отталкивания. При этом имидж - это не только образ, но и его оценка, определенное отношение к этому образу в виде мнения.

В современных исследованиях понятие имидж педагога, учителя трактуется неоднозначно. Авторы акцентируют внимание на отдельных его сторонах. Когда речь идет об имидже учителя, педагога, за основу берется социально-психологический контекст, рассматривается его проявление в ситуациях взаимодействия учителя с учениками, родителями, коллегами.

Так, А.А. Калюжный понимает имидж учителя как социально-психологическую категорию, социальную перцепцию. По его мнению, имидж - это образ, представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимо-о стью для воспринимающего этот объект. | Имидж учителя рассматривается ученым | в рамках профессионального имиджа и является личностным феноменом, кото-< рый имеет социально-психологическую

природу, детерминированную субъектом личности учителя как специалиста-профессионала. Он отражает значимые особенности личности, профессиональной деятельности и общения, поведения и внешнего облика педагога [2].

Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджа-спиров определяют имидж учителя как эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанника, коллег, социального окружения, массовом сознании [4].

В.Н. Черепанова, говоря об индивидуальном имидже педагога в контексте реализации гуманистической концепции образования, определяет гармоничную совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств учителя, призванных продемонстрировать его желание, готовность и способность к субъект-субъектному общению с участниками образовательного процесса [7]. А. Тарасенко характеризует индивидуальный имидж учителя как компонент культуры педагогической деятельности, который предопределяет успешность профессиональной деятельности учителя, так как позволяет ему лучше проявить личностные и деловые качества. По его мнению, индивидуальный имидж -это система личностных качеств учителя (толерантность, тактичность, доброжелательность, рефлексивность и др.) и психологических средств (вербальных и невербальных, способов общения, позиций, ролей), к которым целенаправленно прибегает учитель с целью достижения оптимального результата педагогической деятельности [5]. Л.П. Качалова обращает внимание на то, что имидж учителя - это интегральное, целенаправленно сформированное, целостное, динамичное качество, обусловленное соответствием и взаимопроникновением внутренних и внешних личностных и индивидуальных качеств педагога, призванное обеспечить гармоничное взаимодействие его с самим собой и участниками образовательного процесса и позволяющее реализо-

вать педагогическую деятельность через формирование позитивного мнения [3].

Закономерности формирования, функционирования и управления имиджем человека, организации, товара и услуг изучает имиджелогия - это новая научно-прикладная дисциплина, возникающая на стыке психологии, социологии, философии, культурологии, костю-мологии и ряда других наук. Освоение основ новой отрасли знаний важно для формирования успешной карьеры будущего специалиста.

Сегодня проблема имиджа учителя стоит очень остро, поскольку мнение детей и родителей, обусловленное стереотипным восприятием, влияет на эффективность труда. Формирование индивидуального имиджа педагога - это один из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности.

Важнейшими чертами имиджа преподавателя являются:

• умение быстро и точно распознавать свойства и состояние конкретного ученика;

• умение располагать к себе мимикой, пантомимикой, интонациями и риторическими оборотами;

• умение связно объяснить, ненавязчиво показать конкретному ученику те новые возможности, которые он получит с начала обучения;

• умение показать навыки делового взаимодействия с тем, чтобы продемонстрировать свою способность ценить свое и чужое время, оптимальным образом организовывать учебную деятельность;

• умение увлечь ученика своей учебной дисциплиной, научным поиском, творческой деятельностью;

• умение выявить в каждом ученике его творческую индивидуальность и помочь ему в самореализации;

• умение превратить класс во второй дом ребенка, где ему гарантированы психологическая поддержка и нравственная защита.

Эти же черты характеризуют мастерство и технику учителя, которые являются внутренней составляющей профессионального имиджа.

Структура имиджа включает внешний и внутренний образ личности, ее поступков, поведения. Внешний образ - это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока. Внутренний образ - это, прежде всего, культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я» - является ведущим из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах. Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам.

Личностное, как нечто внутреннее, проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. При этом деятельность выступает как бы гранью перехода личностного внутреннего во внешнее - продуктивное. Это чаще всего - оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса - от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их презентации, а также в стиле общения со всеми участниками целостного педа-

о а.

И ч:

гогического процесса, в каждой эмоциональной реакции на поведение школьников, в разрешенной себе степени свободы импровизации на уроке.

В структуре профессионального имиджа принято выделять личностные и деятельностные элементы. К личностным элементам имиджа относятся:

• первая группа качеств - природные качества (коммуникабельность, эм-патичность, рефлексивность, красноречивость), которые постоянно совершенствуются;

• вторая группа - характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье, владение набором челове-коведческих технологий (межличностное общение, способы разрешения конфликтов и т. д.);

• к третьей группе следует отнести то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности. Особенно ценно, когда опыт помогает выбрать правильную тактику в любой ситуации общения. Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности, а становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формирует отношение к нему других людей.

Деятельность человека раскрывается через процессуальную составляющую имиджа. Это то, как человек делает что-либо, насколько он энергичен, как быстро он реагирует на ситуации, как легко умеет переключаться с одного вида действия на другие, насколько эмоционально он реагирует на какое-либо событие, какие эмоции преобладают в общении. Деятельностные элементы имиджа: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; | внутреннее соответствие образа профес-| сии - внутреннее «Я».

Педагогическому работнику, дея-< тельность которого совершается на гла-

зах воспитанников, должно быть небезразлично, насколько одежда, прическа, манеры, походка отвечают этическим и эстетическим нормам. У педагога нет униформы, но его внешний вид должен сигнализировать окружающим, что они имеют дело с учителем.

Вербальные и невербальные средства общения - также важные составляющие имиджа: что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим - все это влияет на восприятие нас другими людьми.

Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:

• высокая самооценка, уверенность в себе;

• вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека;

• социальная и личная ответственность («я - причина всего положительного и отрицательного в моей жизни);

• желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.

В научной литературе по политической имиджелогии (А.Ю. Панасюк, Г.Г. Почепцов, В.М. Шепель и др.) выделяются составляющие имиджа и их классификация: средовый имидж, габитарный имидж, овеществленный имидж, вербальный имидж, кинетический имидж [6].

Процесс формирования имиджа называется имиджированием, а совокупность методов и средств его создания - технологиями имиджирования. В этом процессе субъектом имиджиро-вания выступает не только сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить, но и: 1) имиджмейкеры - профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для известных лиц: политиков, государственных деятелей, артистов и т. п.; 2) средства массовой информации - печать, радио, телевидение;

3) окружающие люди - друзья, родные, сотрудники.

Значение имиджа и имиджирования обусловлено тем, что, сформировавшееся в сознании (подсознании) отношение, определенное мнение о другом человеке или о каком-то объекте, определяет готовность действовать применительно к этому объекту (человеку) определенным образом, т. е. создается определенная психологическая установка. И для того, чтобы вызвать ту или иную установку у окружающих, нам необходимо изменить их представление о себе в соответствующую (оптимальную для нас) сторону.

Имидж может создаваться произвольно («какой есть, такой есть»), а может - вполне осознанно, т. е. его формированием надо заняться специально. Это виды имиджирования: стихийное и целенаправленное, неуправляемое и управляемое, непроизвольное и произвольное. Важно имиджирование, обусловленное нашим стремлением, целями профессиональной деятельности и социальными задачами, специально создаваемое: изменение социальных и формирование профессиональных гуманистических позиций, установок на профессию, людей, окружающий мир и себя в нем, а также приоритеты и легенда - представление о самом себе. То есть процесс формирования имиджа - это перевод программ, поведенческих (или оценочных) актов из сознания в подсознание. Если изменить свои установки, то реагировать на происходящее субъект будет автоматически, демонстрируя окружающим оптимальный способ поведения, для чего необходимо владение педагогической техникой.

Рассмотрим основные этапы формирования своего имиджа.

1. Осознание необходимости целенаправленного конструирования имиджа.

2. Определение целей построения имиджа (зачем мне это надо? какова основная цель?).

3. Формулировка впечатления (каково то впечатление, которое я хочу произвести?).

4. Формулировка количества и видов необходимых визуальных образов-имиджей.

5. Определение адресата имиджа (для кого?).

6. Выявление субъективных и объективных ограничений имиджа.

7. Самооценка внешности.

8. Овладение технологией презентации внешности.

9. Поиск девиза-установки для себя.

10. Создание банка приемов формирования индивидуального имиджа каждого вида.

11. Предварительное построение образа («разведка боем»).

12. Самооценка успешности «предварительного имиджа», внесение корректировок.

13. Отшлифовка имиджа, формирование гардероба.

14. Анализ вероятности достижения поставленной цели и выявление причин понижения этой вероятности.

15. Внедрение имиджа, проверка практикой общения.

16. Дальнейшее самосовершенствование и развитие.

Процесс эффективного имиджи-рования должен подчиняться определенным требованиям (принципам), обусловленным закономерностями возникновения и удержания образа человека - профессионала. Принципы выступают в роли постоянных факторов, искусно воплощенных в разнообразных формах и методах совершенствования профессионального мастерства учителя. К числу наиболее важных принципов технологии построения имиджа относятся: принцип позитивной легенды, принцип латентности имиджирования, принцип вербальной и визуальной семиотизации, принцип гармонии визуального образа, принцип коммуникативности, принцип саморегуляции и ортобиоза, принцип речевого воздействия, принцип единства внешнего и внутреннего образа и принцип «Победителя» [1].

о а.

И ч:

Педагог воспитывает, прежде всего, собственной личностью, ибо, как говорили древние, нельзя дать того, чего не имеешь. Формирование имиджа педагога в процессе педагогической деятельности - непрерывный и целенаправленный процесс, важный как в начале трудового пути, так и на всем протяжении активной профессиональной деятельности. Библиографический список

1. Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя // Имидж: Гуманитарное образование в школе: теория и практика. 2004. № 5 // [Электронный ресурс]: http://image. websib.ru/05/text_article.htm?455

2. Калюжный А.А. Социально-психол. огические основы имиджа учителя: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. -Ярославль, 1996.

3. Качалова Л.П. Воспитание педагогического имиджа будущего учителя: теория и технология. - Шадринск, 2008.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспи-ров А.Ю. Педагогический словарь для высших и средних учебных заведений. - М., 2000.

5. Тарасенко Н.А. Формирование индивидуального имиджа преподавателя вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2002.

6. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. - М.: Народное образование, 2002.

7. Черепанова В.Н. Формирование индивидуального имиджа педагога как средство реализации гуманистической концепции образования: автореф. дис. .канд. пед. наук. - Тюмень, 1998.

8. Яковлев С. Имидж учителя: каким ему быть? О стиле педагогических отношений с учащимися // Учитель. -1999. №1. С. 64-69.

УДК 378.147 ББК 74.489.8

М.С. Сапиева

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Раскрываются педагогические условия формирования специальной компетентности будущих учителей музыки в процессе инструментальной подготовки: научно-методическое обеспечение процесса формирования специальной компетентности будущих учителей музыки через интеграцию инструментальной подготовки; использование в качестве методико-технологического инструмента формирования специальной компетентности будущих учителей музыки активных форм и методов обучения; педагогическая поддержка студентов.

Ключевые слова: специальная подготовка учителя музыки, специальная компетентность будущего учителя музыки, педагогические условия, элективный курс,активные формы и методы обучения,педагогическая поддержка студентов.

Интеграция Казахстана в общемиро- которой явилась подготовка конкурен-

вое образовательное пространство по- тоспособных специалистов. Достижение

влекла за собой модернизацию системы данной цели решается с учетом компе-

высшего образования, основной целью тентностного подхода к образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.