ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ
УДК 378.1 Б01: 10.24412/2071-6427-2021-4-157-164
Опытно-экспериментальная работа по формированию информационной компетентности будущих педагогов средствами электронного обучения
Цель статьи — подтверждение эффективности реализации педагогических условий модели формирования информационной компетентности будущих педагогов средствами электронного обучения. В качестве обозначенных педагогических условий описываются: развитие электронной информационно-образовательной среды; разработка интерактивного образовательного контента средствами информационных технологий; разработка и внедрение онлайн-курса «Информационная культура педагога» в образовательный процесс. Научная новизна исследования заключается в том, что разработаны и обоснованы педагогические условия, которые способствуют эффективности формирования информационной компетентности. Разработанный онлайн-курс может быть применен в практике обучения вузов с целью повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов. Экспериментальной базой исследования являлось бюджетное учреждение высшего образования «Сургутский государственный университет». Методы исследования: обобщение, анализ и синтез информации, сравнение. Эффективность подготовка студентов — будущих педагогов — к информационной деятельности с учащимися является актуальной задачей в системе образования, которая может быть обеспечена благодаря реализации определенных педагогических условий.
Ключевые слова: формирование, педагог, сту-
Как цитировать статью: Муллер О. Ю., Столбо-ва А. А. Опытно-экспериментальная работа по формированию информационной компетентности будущих педагогов средствами электронного обучения // Ценности и смыслы. 2021. № 4 (74). С.157-164.
О. Ю. Муллер
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сургутский государственный университет» E-mail: [email protected]
Olga Yu. Muller
PhD(Education), Senior Lecturer at the Chair of Professional and Further Education Pedagogy, Surgut State University, Russia
А. А. Столбова
Магистрант, БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сургутский государственный университет» E-mail: [email protected]
Anastasya A. Stolbova
Undergraduate, Surgut State University, Russia
денты, информационная компетентность, электронное обучение, эксперимент.
Проблеме электронного обучения во всей ее вариативности, для разного контингента обучающихся, было посвящено немалое количество работ современных педагогов, таких как Н. Н. Ермошкин, С. Н. Сиренко, С. И. Черных и многие др. [5; 7; 10].
К вопросам формирования информационной компетентности и культуры обращались такие исследователи, как О. Н. Грибан, С. В. Тришина, Э. А. Атаева и др.[4; 8; 1].
Опираясь на существующие исследования, важно отметить, что сущность и структура информационной компетентности будущего педагога, а также эффективность данной компетентности в профессиональной деятельности остаются недостаточно изученными.
Актуальность данного исследования подкрепляется требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» [9].
При проведении опытно-экспериментальной работы были выявлены цели, задачи и этапы эксперимента. Опытно-экспериментальная работа является неотъемлемой частью деятельности педагога. Она позволяет замерить уровень сформированности компетенций обучающихся и развитие различных умений и навыков как перед непосредственным началом процесса обучения, так и после него с целью установления процента результативности пройденного обучения.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный) на базе Сургутского государственного университета со студентами 1-2 курса в количестве 42 человек.
Для оценки уровней сформированности информационной компетентности будущих педагогов средствами электронного обучения мы разработали критерии, показатели и уровни, которые соответствуют структурным компонентам — мотивационному, когнитивному и дея-тельностному (таблица 1). Для определения сформированности каждого критерия, мы использовали различные педагогические методики.
Таблица 1
Критерии и показатели уровней формирования информационной компетентности будущих педагогов
Критерии Показатели Методика Уровень
Мотивационный интерес к изучению методов работы с информацией, средств информационно-коммуникационных технологий; осознание необходимости и готовности к эффективной работе с информацией. «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. Реана) высокий; средний; низкий.
Когнитивный определять основные понятия из сферы применения информационных технологий в образовании и обучении; знать средства электронного обучения. Тест «Информация. Информационная грамотность и информационная культура»
Деятельностный умение ориентироваться в информационной среде; умение осуществлять разные виды деятельности с информацией; навыки обработки информации; умение применять информационные технологии. Прохождение он-лайн-курса«Инфор-мационная культура педагога»; план-конспект занятия
По результатам оценки начального уровня сформированности компонентов информационной компетентности данный уровень является низким и средним как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Полученные результаты позволили сделать обоснованный вывод, что большинство студентов имеют недостаточный исходный уровень информационной компетентности и нуждаются в ее формировании.
На основе анализа различных педагогических условий, мы пришли к выводу, что процесс формирование информационной компетентности будущих педагогов средствами электронного обучения будет эффективнее, если:
- развить электронную информационно-образовательную среду [2];
- разработать интерактивный образовательный контент средствами
информационных технологий [6];
- разработать и внедрить онлайн-курс «Информационная культура педагога» в образовательный процесс [3].
Для развития электронной информационно-образовательной среды (первое педагогическое условие) необходимо:
- провести анализ состояния электронной информационно-образовательной среды.
- определить, обосновать и проверить условия развития электронной информационно-образовательной среды.
Проанализировав состояние электронной информационно-образовательной среды, нам было необходимо определить, обосновать и проверить условие, которое будет обеспечивать взаимодействие всех участников образовательного процесса средствами электронного обучения. Для обеспечения взаимодействия всех участников образовательного процесса средствами электронного обучения эффективным инструментом может быть разработка дополнительного сайта, выполняющего эту функцию.
Таким образом, нами был разработан сайт, который включал в себя следующее наполнение:
- информационный стенд (информация о сайте для всех участников образовательного процесса, а также его назначение);
- виртуальная учебная аудитория (организация образовательного процесса в условиях дистанционного обучения);
- форум (сервис для общения участников образовательного процесса).
Перечень материалов на сайте подвергается постоянному обновлению.
Результатами внедрения сайта в образовательный процесс является
увеличение мотивации среди студентов-педагогов к обучению, активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, организация образовательного процесса средствами электронного обучения.
Реализация второго педагогического условия подразумевает внедрение в учебный процесс будущих педагогов интерактивного образовательного контента, разработанного средствами информационных технологий (лекционное занятие, презентация, анимация, тренажеры, интерактивные задания и др.).
Разработка интерактивного образовательного контента средствами информационных технологий и его внедрение в учебный процесс осуществлялась в соответствии со структурой и содержанием дисциплины «Введение в профессиональную деятельность».
Разработка интерактивного образовательного контента осуществлялась на таких платформах как Google Презентации, Canva, LearningApps, Wordwall, Mindomo и др.
Третьим педагогическим условием является разработка и внедрение онлайн-курса «Информационная культура педагога» в образовательный процесс. Внедрение онлайн-курса «Информационная культура педагога» в образовательный процесс является необходимым условием успешной педагогической деятельности будущих педагогов. Для разработки он-лайн-курса «Информационная культура педагога»нами была выбрана платформа Google Classroom. Рабочая программа курса включает в себя пояснительную записку, цели и задачи онлайн-курса, планируемые результаты, содержание курса (циклограмму), критерии оценивания работ.
Цель онлайн-курса: дать представление об информационной культуре педагога и информационном обществе, а также сформировать у будущих педагогов систему знаний, умений и навыков в развитии познавательных интересови творческих способностей средствами ИКТ и воспитании информационной культуры; использовании информационных технологий.
Каждый раздел курса содержит: теорию (текстовой материал, аудио-, видеоматериал); практическую или творческую работы, которые предназначены для контроля сформированности знаний, умений и навыков; дополнительные материалы для самостоятельного изучения; тестирование/итоговое тестирование.
Эффективность педагогических условий подтверждается статистическим улучшением показателей, характеризующих уровень сформированности данной компетентности.
В нашем исследовании мы сравниваем показатели сформированности информационной компетентности на начало эксперимента и по его завершению.
На контрольном этапе повторно проводилась диагностика студентов контрольной и экспериментальной групп с целью выявления динамики (рис. 1-2).
Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике формирования компетентности будущих педагогов средствами электронного обучения, при этом уровень информационной компетентности в контрольной группе значительно выше, чем в экспериментальной.
Таким образом, мы доказали, что в результате педагогические условия определены успешно и способствовали повышению качества обуче-
ния и устойчивости сформированных компонентов информационной компетентности.
Мотивационный Когнитивный
Деятельностный компонент компонент компонент
70
%
КГ (до) КГ (после)
среднии ■ высокий
КГ (до) КГ (после)
КГ (до) КГ (после)
Рис. 1. Диномика уровня сформированности информационной компетентности будущих педагогов (контрольная группа)
Мотивационный компонент
70
40
% 3 30
ЭГ (до) ЭГ (после)
Когнитивный компонент
ЭГ (до) ЭГ (после)
Деятельностный компонент
ЭГ (до) ЭГ (после)
низкий средний
Рис.2.Динамикауровнясформированности информационной компетентности будущих педагогов (экспериментальная группа)
Литература
1. Атаева Э. А. Формирование информационной культуры будущего педагога профессионального обучения: дисс. ... канд. пед. наук, 2015. 185 с.
2. Галимов А. М., Хадиуллина Р. Р. Электронная информационно-образовательная среда вуза как инструмент повышения качества образовательного процесса // Вестник Томского государственного университета, 2019. С. 241-254.
3. Гречушкина Н. В. Онлайн-курс: определение и классификация // Высшее образование в России. 2018. № 6. С. 125-134.
4. Грибан О. Н. Формирование информационной компетентности студентов педагогического вуза: монография. Екатеринбург, 2015. 162 с.
5. Ермошкин Н. Н. Электронное обучение // Образовательные технологии. 2013. № 2. С. 51-56.
6. Ломаско П. С. Роль интерактивного цифрового контента при реализации онлайн-обучения в современном университете // Современное образование. 2017. № 4. С. 143-151.
7. Сиренко С. Н. Применение информационных технологий как средства интенсификации процесса обучения в вузе // Открытое образование. 2009. № 3. С. 20-29.
8. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm (дата обращения: 19.04.2021).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». С изменениями и дополнениями от: 8 февраля 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/news/8/1583. (дата обращения: 20.05.2020).
10. Черных С. И. Электронное обучение: понятие и структура // Профессиональное образование в современном мире. 2011. № 1. С. 67-70.
EXPERIMENTAL WORK ON FORMING INFORMATION COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS BY ELECTRONIC
LEARNING
The purpose of the article is to confirm the effectiveness of the implementation of the pedagogical conditions of the model for the formation of information competence of future teachers by means of e-learning. The following are described as the designated pedagogical conditions: the development of an electronic information and educational environment; development of interactive educational content by means of information technology; development and implementation of an online course "Information culture of a teacher" in the educational process. The scientific novelty of the research lies in the fact that pedagogical conditions have been developed and substantiated, contributing to the effective formation of the information competence of future teachers by means of e-learning. The developed online course can be applied in the practice of teaching universities to improve the quality of professional train-
ing of future teachers. The experimental base of the study was the budgetary institution of higher education "Surgut State University". Research methods: generalization, analysis and synthesis of information, comparison. The effectiveness of preparing students — future teachers — for information activities with students is an urgent task in the education system, which can be ensured through the implementation of certain pedagogical conditions.
Keywords: formation, teacher, students, information competence, e-learning, experiment.
References
• Ataeva E. A. Formirovanie informacionnoj kul'tury budushchego pedagoga professional'nogo obucheniya: diss. ... kand. ped. nauk, 2015. 185 s. [In Rus].
• Chernyh S. I. Elektronnoe obuchenie: ponyatie i struktura // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire, 2011. № 1. S. 67-70. [In Rus].
• Galimov A. M., Hadiullina R. R. Elektronnaya informacionno-obrazovatel'naya sre-da vuza kak instrument povysheniya kachestva obrazovatel'nogo processa // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. S. 241-254. [In Rus].
• Ermoshkin N. N. Elektronnoe obuchenie // Obrazovatel'nye tekhnologii. 2013. № 2. S. 51-56. [In Rus].
• Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya — bakala-vriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie». S izmeneni-yami i dopolneniyami ot: 8 fevralya 2021 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/ news/8/1583. (data obrashcheniya: 20.05.2020). [In Rus].
• Grechushkina N. V. Onlajn-kurs: opredelenie i klassifikaciya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018. № 6. S. 125-134. [In Rus].
• Griban O. N. Formirovanie informacionnoj kompetentnosti studentov pedagogichesk-ogo vuza: monografiya. Ekaterinburg, 2015. 162 s. [In Rus].
• Lomasko P. S. Rol' interaktivnogo cifrovogo kontenta pri realizacii onlajn-obucheniya v sovremennom universitete // Sovremennoe obrazovanie. 2017. № 4. S. 143-151. [In Rus].
• Sirenko S. N. Primenenie informacionnyh tekhnologij kak sredstva intensifikacii processa obucheniya v vuze // Otkrytoe obrazovanie. 2009. № 3. S. 20-29. [In Rus].
• Trishina S. V. Informacionnaya kompetentnost' kak pedagogicheskaya kategoriya [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm (data obrashcheniya: 19.04.2021). [In Rus].