Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА'

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беленцов Сергей Иванович

В данной статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема развития личностного потенциала как составляющей психолого-педагогического сопровождения профессионального становления будущего педагога. Проанализирована педагогическая и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, раскрыта сущность личностного потенциала, выделены его основные направления. Обращение к рассмотрению проблемы развития личностного потенциала обучающихся актуализирует и усиливает глубину и всесторонность формирования созидательной и успешной жизненной позиции юношества современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PERSONAL POTENTIAL AS A COMPONENT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A FUTURE TEACHER

The article is devoted to the current problem of personal potential development as a component of psychological and pedagogical support for the professional development of a future teacher. Pedagogical and psychological-pedagogical literature on the research problem is analyzed. The essence of the concept of personal potential is revealed. Its main directions are highlighted. The appeal to the consideration of the problem of developing the personal potential of students actualizes and strengthens the depth and comprehensiveness of the formation of a creative and successful life position of the youth of our time.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА»

Мотивационный компонент

90?Й95%

1

1% 4% Mill ч*. 1

^ IX

ниакии средним высоким

II Контрольная группа л Э ксп е р и ментальная группа

Технологический компонент

23

4В%

I

1494 $$

низкий средний ll Контрольная группа

1256

mm

высокий

>Э ксп е р и ментальная группа

Рисунок 2. Результаты контрольной и экспериментальной группы после проведения эксперимента

Выводы. Опыт работы со студентами 1 курса по формированию информационной компетентности демонстрирует эффективность разработанной методики, благодаря которой происходит процесс решения одной из стратегических задач подготовки бакалавров.

Литература:

1. Белаш, В.Ю. Формирование информационной компетентности бакалавров 1 курса: теоретические аспекты и опыт работы / В.Ю. Белаш, А.А. Салдаева // Глобальный научный потенциал. - 2022. - №7 (136). - С. 27-30

2. Грибан, О.Н. Формирование информационной компетентности студентов педагогического вуза: монография / О.Н. Грибан. - ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2015. - 162 с.

3. Михалева, О.В. Формирование компетенций у будущих бакалавров в условиях цифровой образовательной среды вуза / О.В. Михалева, Д.А. Зыков // Pedagogical Journal. - 2019. - Vol. 9. - Is. 1A. - Рр. 178-184

4. Петрова, Е.В. Информационная компетентность в образовании как залог успешной адаптации человека в информационном обществе // Информационное общество. - М., 2012. - №2. - С. 37-43

5. Тубеева, Ф.К. Формирование информационной компетентности будущих бакалавров дефектологического образования в педагогическом вузе: монография / Ф.К. Тубеева. - Сев.-Осет. гос. пед. ин-т. - Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2017. - 148 с.

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор Беленцов Сергей Иванович

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Курский государственный университет» (г. Курск)

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема развития личностного потенциала как составляющей психолого-педагогического сопровождения профессионального становления будущего педагога. Проанализирована педагогическая и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, раскрыта сущность личностного потенциала, выделены его основные направления. Обращение к рассмотрению проблемы развития личностного потенциала обучающихся актуализирует и усиливает глубину и всесторонность формирования созидательной и успешной жизненной позиции юношества современности.

Ключевые слова: развитие личностного потенциала, психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления будущего педагога.

Annotation. The article is devoted to the current problem of personal potential development as a component of psychological and pedagogical support for the professional development of a future teacher. Pedagogical and psychological-pedagogical literature on the research problem is analyzed. The essence of the concept of personal potential is revealed. Its main directions are highlighted. The appeal to the consideration of the problem of developing the personal potential of students actualizes and strengthens the depth and comprehensiveness of the formation of a creative and successful life position of the youth of our time.

Key words: development of personal potential, psychological and pedagogical support of the professional development of the future teacher.

Введение. Профессиональное становление будущего педагога является одной из актуальных проблем развития высшего педагогического образования. Мы характеризуем данный аспект средствами развития личности обучающихся. Основное содержание рассматриваемой проблематики было представлены нами пленарном заседании международной научно-практической конференции «Профессионализм педагога: психолого-педагогическое сопровождение успешной карьеры» (г. Ялта, 27-28 октября 2022 г.).

В рамках площадки для научной дискуссии по актуальным проблемам становления будущего педагога были представлены результаты планомерного вхождения ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» в исследовательское объединение «Развитие личностного потенциала в образовании» Благотворительного фонда СБЕР «Вклад в будущее» (г. Москва) и необходимости открытия сетевой исследовательской магистерской программы как неотъемлемого условия работы в Консорциуме.

Проведенный анализ показал, что межуниверситетское объединение «Развитие личностного потенциала в образовании» Благотворительного фонда СБЕР «Вклад в будущее» (г. Москва) является уникальной, сетевой площадкой подготовки магистров в области психолого-педагогического образования.

Изложение основного материала статьи. Профессиональное становление будущего учителя рассматривается нами с позиции развития его личности, охватывающее различные психолого-педагогические характеристики педагога.

Формирование будущего педагога-профессионала многие коллеги связывают с содержательным наполнением у него различных направлений личности:

- знания, способы осуществления педагогической деятельности;

- педагогическое мастерство и опыт;

- саморегуляция и положительное эмоциональное состояние;

- духовно-нравственная составляющая личности, ценностные ориентации, рефлексивная культура;

- профессионально-личностные качества будущего педагога (креативность, способность к коммуникации и т.д.) [3].

Наличие субъектной позиции играет большое значение в профессиональном становлении будущего педагога. Он

считает себя субъектом в процессе разработки траектории профессионального развития и творческого самоопределения.

Важным моментом являются психолого-педагогические механизмы, свидетельствующие о формировании субъектной позиции будущего педагога:

- самопознание;

- наличие профессиональных целей;

- прогнозирование и планирование;

- профессиональное осмысление результатов и итогов педагогической деятельности.

Значительную роль в профессиональном развитии будущего педагога, сразу, при поступлении на работу, вовлекаемого в решение серьезных задач государственного стандарта школьного образования (метапредметные, личностные результаты обучения), играет наличие у него исследовательской составлябщей.

В связи с этим особенностью профессиональной подготовки выступает формирование и развитие у него исследовательской составляющей. Педагогическое образование формирует исследовательский потенциал как профессиональное личностное качество, обеспечивающее готовность осуществления профессиональной деятельности в общеобразовательных организациях.

Консорциум «Развитие личностного потенциала в образовании» Благотворительного фонда СБЕР «Вклад в будущее» (г. Москва).

Вышеназванные характеристики будущего педагога начало успешно формировать межуниверситетское объединение «Развитие личностного потенциала в образовании» Благотворительного фонда СБЕР «Вклад в будущее» (г. Москва).

Эта коллаборация была создана в 2020 году Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» (г. Москва) и педагогическими организациями высшего образования для разработки и применения различных диагностических процедур, осуществления научно-педагогических исследований, направленных на поддержание и развитие личности участников образовательных отношений.

Центральной задачей является совершенствование отрасли образования через новации в подготовке будущих специалистов отрасли образования в соответствии с насущными задачами российского государства и общества. Планируется, что педагог будет работать не только над достижением реальных образовательных итогов, но и будет содействовать достигать метапредметные и личностные результаты в образовательной деятельности, помогать учить учиться, раскрывать самобытные направления своего внутреннего мира [1].

Деятельность объединения согласована с Федеральным учебно-методическим объединением в сфере высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» и Российской академией образования.

Основные направления взаимодействия:

• Начало работы исследовательской магистерской программы «Развитие личностного потенциала в образовании: персонализация и цифровизация». ГБОУ ВО г. Москвы МГПУ начал пилотную реализацию магистерской программы в 2021 году. 6 университетов запустили ее в 2022-2023 учебном году.

• Активное распространение современного педагогического опыта, тиражирование и распространение положительных образовательных практик.

• Приведение в систему научно-педагогических знаний по вопросам формирования и развития личности участников образовательных отношений. Для этого предусматривается серия методических семинаров. Поддержание активности участников Консорциума в вопросах публикаций в научно-популярных изданиях результатов педагогической деятельности.

• Создание новых современных образовательных продуктов (информационная среда, среда для осуществления исследовательской деятельности) по теме развития личности.

• Создание актуальных образовательных программ, стимулирование академической мобильности преподавателей [1].

Благотворительный фонд Сбербанка и Курская область: договор о взаимодействии.

15 сентября 2022 года Благотворительный фонд Сбербанка в лице П.Г. Положевца, с одной стороны, и Администрация Курской области в лице Губернатора Р.В. Старовойта, с другой стороны, подписали договор о сотрудничестве в области образования. Взаимодействие предполагает осуществление мероприятий по совершенствованию образовательной ситуации в Курской области.

В течение трех лет, а это срок действия соглашения, предполагается разработка и осуществление Программы по развитию личностного потенциала участников образовательных отношений на всех уровнях отрасли образования, начиная с дошкольного образования, функционирования психолого-педагогических классов в регионе и включая среднее и высшее профессиональное педагогическое образование и переподготовку кадров.

В соответствии с соглашением также будет осуществляться организационно-методическая, содержательно-технологическая, информационная поддержка региональных некоммерческих организаций, которые работают в социальной сфере и реализуют проекты и мероприятия в сфере образования.

Фонд «Вклад в будущее» в своей работе направляет усилия на развитие образования в Российской Федерации с учётом актуальных вызовов современности и на активное совершенствование инклюзивной среды. Максимальное количество проектов и программ фонда «Вклад в будущее» создают условия и возможности для оттачивания умений и навыков XXI века и новых профессиональных компетенций в образовательных организациях России. Коллектив Фонда также работает над поддержанием жизнеспособных и современных эффективных педагогических практик, которые помогают детям-сиротам и психофизиологическими особенностями развития формировать умения и навыки для самостоятельной и успешной жизни.

В рамках заключенного соглашения Курский государственный университет активно включился в реализацию обозначенных положений, в первую очередь, акцентируя внимание на необходимости открытия сетевой исследовательской магистерской программы «Развитие личностного потенциала в образовании: персонализация и цифровизация» как неотъемлемого условия работы в Консорциуме.

Была создана педагогическая команда из 10 человек во главе с координатором д. пед. н., проессором, заместителем директора института непрерывного образования Курского государственного университета С.И. Беленцовым. В ее число вошли: Абакумова Екатерина Александровна, старший преподаватель кафедры истории России, Полякова Наталья Олеговна, к. геогр. н., доцент кафедры географии, Буровникова Ольга Николаевна, ассистент кафедры русского языка, аспирант II года обучения, ЛОКТИОНОВА Надежда Николаевна, к. пед. н., доцент, доцент кафедры алгебры, геометрии, теории обучения математики, ИЛЬИНА Ирина Викторовна, д. пед. н., проф., директор ИНО, Башманова Елена Леонидовна, д. пед. н., доц., профессор кафедры педагогики и профессионального образования, Хомутова Ольга Михайловна, ст. преп. кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики, Котелевцев Николай Александрович, к. псих. н., доцент кафедры психологии, Бражник Оксана Юрьевна, к. пед. н., доц., доцент кафедры педагогики и профессионального образования.

В настоящее время преподаватели обучаются по программе повышения квалификации «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых образовательных отношений: методология и технология обучения педагогических команд образовательных организаций» в Московском городском педагогическом университете.

Целью программы является освоение членами Консорциума основных направлений Программы по развитию личностного потенциала участников образовательных отношений, ее методологических оснований и содержания; знакомство с образовательными продуктами Программы; разработка актуальных направлений исследований и практик формирования и развития личностного потенциала [4].

Перечень предлагаемых тем:

1. Личностно-ориентированное образование и личностно-развивающая образовательная среда.

2. Личностный потенциал: понятие, концепция, содержание.

3. Диагностика личностно-развивающей образовательной среды, ее проектирование.

4. Ресурсы и продукты развития личности участников образовательных отношений в целях поисков ответов на достижение современных новых образовательных итогов.

5. Роль компетенций «4К» (критическое мышление, креативность, коммуникации, кооперация) для развития профессионального уровня педагогического работника, обучающегося.

6. Персонализация образования: понятие, модели, значение.

7. Формирование познавательной мотивации.

8. Профессиональные педагогические сообщества [4].

Планируемые результаты обучения:

o ознакомление педагогических работников с идеями, содержанием, методологическими основаниями концепции развития личности участников образовательных отношений;

o подготовка к открытию (подходы к разработке и реализации, ключевые образовательные проблемы, содержание деятельности) магистерской программы в университете;

o разработка и написание эссе, планов, проектов реализации концепции развития личности, научно-педагогических статей [4].

В 2024 году в Курском государственном университете планируется открытие сетевой магистерской программы. В текущем учебном году педагогической командой университета будут разрабатываться необходимые учебно-методические и нормативные материалы.

Выводы. Думается, что формирование и развитие личности будущих педагогов средствами участия в деятельности Консорциума Сбербанка создаёт максимальные условия для развития участников образовательных отношений: ребенка, педагога, родителя - вне зависимости от места проживания, социально-экономических условий и личных особенностей. Прилагая совместные усилия, люди будут уверенно чувствовать себя в быстро меняющемся мире и смогут успешно отвечать на вызовы XXI века.

Литература:

1. Консорциум «Развитие личностного потенциала в образовании»: [сайт]. - URL: https://vbudushee.ru/education/konsortsium-razvitie-lichnostnogo-potentsiala-v-obrazovanii/ (дата обращения: 30.10.2022).

2. Курская область заключила соглашение с Благотворительным фондом Сбербанка: [сайт]. - URL: «Вклад в будущее» https://vbudushee.ru/about/news/kurskaya-obl-zaklyuchila-soglashenie-s-bf-vklad-v-budushchee/ (дата обращения: 31.10.2022).

3. Кригер, Е.Э. Особенности профессионального становления педагога / Е.Э. Кригер // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru». - 2013. - № 4: [сайт]. - URL: https://psyjournals.ru/files/65824/22_%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B5%D1%80_psyedu_4_2013.pdf (дата обращения: 29.10.2022). - Текст: электронный.

4. Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых образовательных отношений: методология и технология обучения педагогических команд образовательных организаций: [сайт]. - URL: https://partner.sberbank-school.ru/programs/18983/about (дата обращения: 30.10.2022).

Педагогика

УДК 371.13

кандидат педагогических наук, доцент Белинова Наталья Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Курилкина Екатерина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Назарова Екатерина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Статья направлена на изучение актуальности феномена творческой профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных организаций. Современные условия функционирования образовательных организаций, необходимости их соответствия запросам государства и родительской общественности, требуют от педагогов постоянного совершенствования их профессиональной компетентности и личностных качеств. Высокий уровень компетентности педагогических работников дошкольного образования становится все более объективно актуальным в силу технологической сложности и динамичности образовательных проблем. Расширение социального опыта педагогов, сферы образовательных функций, появление инновационных типов дошкольных образовательных программ, проектов, технологий, информатизация и цифровизация отечественного образования, а также повышение уровня социальной запроса к воспитанию и обучению детей: все это обусловливает многослойность и разнообразие педагогической работы в детском саду. Деятельность воспитателя, таким образом, обусловлена личностно-профессиональными мотивами, что в свою очередь выводит нас на такое явление как творческая профессиональная компетентность, наиболее соответствующая требованиям мобильности и многозадачности специалиста в детском саду. В статье рассмотрены профессиональные характеристики педагогов на примере исследований российских ученых. Также актуализированы понятия профессиональной компетентности педагога дошкольного образования и творческой компетентности и выявлены направления творческой деятельности, которые могут быть использованы для актуализации творческих компетенций педагогов дошкольного образования.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, дошкольное образование, творческая профессиональная компетентность, педагог дошкольного образования, педагогическое творчество.

Annotation. The article is aimed at studying the relevance of the process of development of preschool educators creative professional competence. Modern conditions for educational systems that meet the needs of specific consumers of educational services require teachers to constantly improve their professional competence and personal mobility. The high level of competence of teachers of preschool education is becoming more objectively relevant due to the technological complexity and dynamism of educational problems. Expansion of the social experience of teachers, the scope of educational functions, the rise of innovative types of preschool curricula, projects, technologies, digitalization of education, as well as an increase in the level of social demand for the upbringing and education of children: all this determines the diversity of pedagogical work in kindergarten. The activities of the educator, therefore, are impact by personal and professional motives, which in turn leads to a phenomenon of creative professional competence, which is most consistent with the requirements of mobility and multitasking of a specialist in kindergarten. The article considers the professional characteristics of teachers on the research by Russian scientists. Also, the concepts of professional competence of a preschool education teacher and creative competence are updated and areas of creative activity that can be used to update the creative competencies of preschool education teachers are highlighted.

Key words: professional competence, preschool education, creative professional competence, preschool education teacher, pedagogical creativity.

Введение. Стратегии подготовки педагогов дошкольного образования постоянно актуализируются в связи с инновационным преобразованием контекста отечественного образования. Современные исследователи уделяют особое внимание подготовке специалистов, способных и готовых творчески реализовывать методы обучения в новых жизненных условиях и быстро меняющихся реалиях образовательной среды. В этом отношении противоречивый процесс современной российской педагогики связан с изменением содержательных характеристик. Одна из ведущих особенностей этих процессов заключается в том, что осуществляется переосмысление подходов к формированию и совершенствованию профессиональной готовности обучающихся педагогических вузов и работающих воспитателей в формате непрерывного образования [1, 3, 5].

Политические, социально-экономические и культурные изменения, нарастание влияния мировых тенденций глобализации и интеграции обусловили глубокую модернизацию образовательной системы Российской Федерации. Модернизационные преобразования, в свою очередь, привели к смене мировоззренческой парадигмы, ориентированной на высокий уровень квалификацией и конкурентоспособности педагога. Соответственно, неизбежно возрастают требования со стороны государства и общества к профессиональной подготовке будущих педагогов дошкольных образовательных организаций при сохранении базовой целевой установки на результат их деятельности - обеспечить гармоничное развитие и социализацию детей на этапе дошкольного образования и заложить прочную основу для их дальнейшего обучения и воспитания в школе [2, 7].

Крайне важным аспектом дошкольного образования становится обеспечение дошкольных образовательных организаций профессионально компетентными кадрами, способными эффективно проектировать и реализовывать образовательную деятельность, обеспечивать условия для позитивной социализации дошкольников на основе творческого подхода. Поэтому важной задачей профессионального образования является формирование у будущих воспитателей личностно и профессионально важных качеств, развитие творческих способностей, определяющих их профессиональную подготовку к работе с современными дошкольниками [6, 8, 9, 10].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.