Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СФЕРЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ'

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СФЕРЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекиров Сервер Нариманович

В статье проанализированы основы законодательства и государственной политики РФ в сфере цифровизации и использования искусственного интеллекта в высшей школе, определены три приоритетных линии развития. К ним относится обеспечение доступа к обучению и обретению пользующихся спросом на рынке труда цифровых компетенций, удовлетворение потребностей рынка в подготовке квалифицированных кадров в сфере цифровых технологий и искусственного интеллекта, внедрение онлайн-сервисов в образовательные организации на различных уровнях обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF LEGISLATION AND STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF DIGITALIZATION AND THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN HIGHER EDUCATION

The article analyzes the fundamentals of legislation and state policy of the Russian Federation in the field of digitalization and the use of artificial intelligence in higher education, identifies three priority lines of development. These include providing access to training and acquiring digital competencies that are in demand on the labor market, meeting the needs of the market in training qualified personnel in the field of digital technologies and artificial intelligence, introducing online services to educational organizations at various levels of training.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СФЕРЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ»

10. Шалагин, А.Е. Предупреждение социально-негативных явлений, представляющих угрозу здоровью населения и общественной нравственности / А.Е. Шалагин // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 2. - С. 166-168

Педагогика

УДК 371

кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и философии Бекиров Сервер Нариманович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СФЕРЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье проанализированы основы законодательства и государственной политики РФ в сфере цифровизации и использования искусственного интеллекта в высшей школе, определены три приоритетных линии развития. К ним относится обеспечение доступа к обучению и обретению пользующихся спросом на рынке труда цифровых компетенций, удовлетворение потребностей рынка в подготовке квалифицированных кадров в сфере цифровых технологий и искусственного интеллекта, внедрение онлайн-сервисов в образовательные организации на различных уровнях обучения.

Ключевые слова: цифровое образование, цифровое обучение, информационные технологии, законодательство, государственная политика.

Annotation. The article analyzes the fundamentals of legislation and state policy of the Russian Federation in the field of digitalization and the use of artificial intelligence in higher education, identifies three priority lines of development. These include providing access to training and acquiring digital competencies that are in demand on the labor market, meeting the needs of the market in training qualified personnel in the field of digital technologies and artificial intelligence, introducing online services to educational organizations at various levels of training.

Key words: digital education, digital learning, information technology, legislation, public policy.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет - 2030»

Введение. Современный этап общественного развития отличается глобальным характером цифровизации, в той или иной степени охватывающих все сферы жизнедеятельности. Исключением не является и сфера образования. В рамках происходящей трансформации именно она обеспечивает необходимые предпосылки и условия для успешного перехода в эпоху новейших технологий, одной из приоритетных задач которой является подготовка компетентных профессионалов [4]. Включение форм искусственного интеллекта в систему высшей школы представляет собой неотъемлемое звено преобразования содержания, форм и способов учебной работы, направленной на реализацию задач социально-экономического развития государства [2]. Согласно предположениям действующего в стране Комитета по образованию и науке, эффективность учебного процесса с применением перспективных информационных технологий в большой степени связана с качеством нормативно-правовой базы, закрепляющей возможности и условия применения инновационных ресурсов и регламентирующих порядок общественных отношений в образовательной среде. Аналогичные тенденции удается обнаружить при обращении к опыту стран, занимающих лидирующие позиции по экономическим показателям: их успех на мировой арене во многом обусловлен предпринятыми на государственном уровне мерами по законодательному обеспечению цифровизации национальных образовательных систем. Государства, учитывающие правовые основы электронного обучения и формирующие программы поддержки данной индустрии, имеют возможность построения новой высокоинтеллектуальной и быстро развивающейся отрасли экономики знаний [12]. Исходя из этого, изучение законодательства и разрабатываемых политических мер в области цифровизации и использования технологий искусственного интеллекта в рамках высшей школы предстает весьма значимым и актуальным аспектом ряда научных работ.

Изложение основного материала статьи. Обращаясь к существующим законодательным актам по вопросу цифровизации образования, можно удостовериться в том, что данное направление государственной политики РФ действительно является одним из приоритетных. Перед непосредственным рассмотрением нормативно-правовых источников важно остановиться на терминологическом анализе, а именно, сущности понятия «цифровизация образования», которое иногда отождествляют с «учебной информатизацией». Однако большая часть исследователей склоняется к различению определений, обозревая их в контексте многоуровневого процесса развития технологий. Согласно таким воззрениям, этап информатизации признается завершенным, в то время как цифровизация приходит ему на смену и является последним уровнем, включающим циркулирующие значительные объемы данных и основанные на них технологии [7]. Итак, в педагогической литературе зачастую удается столкнуться со следующими трактовками понятия. Во-первых, это процесс внедрения цифровых технологий в такие сферы общественной жизни, как экономическая, духовная и прочие. Отдельно стоит подчеркнуть, что в рамках учебного процесса данный феномен предполагает осуществление перехода к электронной системе обучения, нацеленной на поддержание непрерывности учебной деятельности. Несмотря на низкую разработанность и отсутствие отчетливого понятия, его употребление соотносят с использованием данных об успешности освоения конкретным обучающимся отдельных дисциплин, применением инструментов искусственного интеллекта в виде виртуальной и дополненной реальности, облачных вычислений. Во-вторых, это вовлечение электронных технологий в жизнь человека, предполагающее достижение прогресса различными ее сторонами за счет процессов оптимизации и автоматизации. В данном случае на первый план выходит аналитический параметр, который подразумевает преобразование исходных данных в полезные и практически применимые знания.

Принято говорить также о наборе основных задач, выполнение которых отводится цифровизации:

1. повсеместное распространение цифровых программ;

2. активный рост материальной инфраструктуры;

3. продвижение технологий дистанционного обучения, поддержка и совершенствование онлайн-формата учебного процесса;

4. формирование моделей учебной организации;

5. разработка и использование качественно новых систем управления процессом обучения;

6. применение универсальной идентификации обучающихся;

7. повышение компетенций педагогического состава по вопросу владения новыми технологиями [5].

Анализ научных трудов по теме исследования позволяет говорить о том, что существует полярность мнений относительно необходимости применения электронных источников информации и методов искусственного интеллекта в ходе выстраивания учебного процесса [10]. Ряд авторов, в число которых входят М. Веллер, Г. Гейбл, Т. Чан и другие, настаивают на многочисленных преимуществах, при этом самостоятельно прибегая к использованию подобных средств в обучении. Другая часть исследователей (Я. Алдхамди, Р. Мустафаоглы, Хэй Чун) упоминают в своих трудах о возможности негативного воздействия прогрессивных технологий на успеваемость обучающихся и даже их содействие в возникновении общественной изоляции, депрессивных состояний, расстройств физического и психического спектра, что, впрочем, в большей степени связано с использованием инноваций детьми раннего возраста и без надлежащего сопровождения [1].

А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая отмечают два значимых направления трансформации российской образовательной системы. Одно из них сосредоточено на преодолении технологического разрыва, предполагающем направленность усилий на развитие цифровой инфраструктуры с соответствующими учебно-методическими материалами и системой оценивания. Другой путь деятельности ориентируется на успешное прохождение сквозь новый цифровой разрыв посредством осуществления перехода к персонализированному учебному формату. Несомненно, в качестве первостепенного ресурса, обеспечивающего непрерывное совершенствование образовательного процесса, выступают проекты федерального, регионального и местного уровня. Важное место в рамках каждого направления отводится разработке и обновлению нормативной базы, контролирующей пути развития образовательных учреждений [6].

Переходя к изучению законодательных проектов и политических мер в заявленной области, стоит отметить, что стартовая точка данного процесса в России была поставлена относительно недавно, в конце прошлого десятилетия. Коренным отличием от ряда западных государств является то, что на территории РФ пилотный проект касался школьного обучения, в то время как за рубежом в центре внимания - высшие учебные заведения.

Один из главных действующих проектов федерального уровня является составным звеном национального проекта «Образование» и носит название «Цифровая образовательная среда». Завершение выполнения выдвинутых задач планируется уже к 2024 году. Прежде всего, он направлен на установление в учебных заведениях цифрового пространства, обеспечение необходимых видоизменений образовательной системы и привитие обучающимся стремления к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию. Достижение цели предполагается за счет проводимой работы по оснащению учреждений оборудованием, отвечающим главным требованиям современности, и развития контента и сервисов, служащих для эффективного построения деятельности. В рамках проекта с начала 2019 года вводятся меры, обеспечивающие высокие показатели эффективности и доступности образовательных услуг любого вида и уровня. По мнению специалистов данной сферы, именно обновление информационно-коммуникационной инфраструктуры, создание единой платформы и подготовка востребованных кадров сыграют решающую роль в ходе получения качественного образования людьми из разных возрастных и социальных групп [5; 9].

В ближайшей перспективе планируется окончание выполнения задач в пределах программы под названием «Цифровая экономика Российской Федерации», в частности ее федерального направления «Кадры для цифровой экономики». Основополагающим аспектом национальной программы является конструирование модели цифрового университета. Показатели эффективности, которые обращают на себя внимание при оценивании осуществляемого комплекса мер, включают количество выпустившихся студентов по направлениям, характеризующимся связью с информационными и телекоммуникационными технологиями, а также число студентов, при выпуске из вуза обладающих необходимыми компетенциями в области технологий на среднем по мировым показателям уровне. Каркасом для построения модели цифрового вуза служат четыре основных направления: информационные принципы управления организацией, ключевые компетенции веб-экономики, оказание поддержки учебного процесса в онлайн-формате и его организация на базе индивидуальной образовательной траектории с помощью искусственного интеллекта. Заявленное направление программы предполагает внедрение основополагающих элементов моделей цифрового университета в российских учреждениях к 2024 году. И действительно, с начала 2019 года и по сегодняшний день немалый процент вузов открывает двери для формирования специальных центров по конструированию прогрессивных моделей образовательного учреждения благодаря выделенным грантам. Вместе с тем каждому студенту должен быть обеспечен доступ к востребованным учебным материалам, передовым методам и сервисам поддержки. Принятие подобных мер сможет гарантировать предоставление обучающимся равных возможностей в ходе обучения, а также стремительный прогресс самих учреждений в стране [9].

Указанные выше национальные проекты «Цифровая образовательная среда» и «Кадры для цифровой экономики», преследующие цели в русле разработки и активного внедрения перспективных технологий, требуют постановки содержательных задач социально-экономического характера, фактически определяющих сущность процесса цифровизации. В ходе систематизации складывается следующий список требований, которые должны быть реализованы для достижения трансформации: уменьшение численности неграмотных студентов; создание комфортных условий, способствующих планомерному развитию способностей и талантов и повышению конкурентоспособности обучающей системы; осязаемое снижение рутинной и не несущей смысла нагрузки на участников учебного процесса; становление и последующее развитие навыков адаптации в новых реалиях цифровой среды [6].

Эффективность реализуемых технологий в большой мере обуславливается четкой постановкой задач разработки своевременных решений и приспособлением имеющегося потенциала к выдвинутым задачам, решением которых занимаются все стороны учебного процесса, приобретая умения, практические навыки и ценности в текущей эпохе. Преобразования при таком подходе должны предусматривать скоординированное решение ключевых задач для успешной цифровизации образовательной системы, включая следующие аспекты:

• развитие материальной инфраструктуры не только цифровых, но и сквозных технологий, к которым принято относить большие данные, разнообразные формы передовых интеллектуальных систем, блокчейн, квантовые технологичные средства, индустриальный интернет вещей, элементы роботостроения, беспроводную сеть и виртуальную реальность, что находит отражение в федеральном проекте «Цифровые технологии»;

• создание, апробация и применение актуальных учебно-методологических пособий по точным научным дисциплинам и распространение технологических решений на прочие предметы. Данная мера деятельности затрагивает все образовательные уровни и опирается на адаптивные алгоритмы обучения и оценивания с помощью привлечения различных методов и форм искусственного интеллекта и перечисленных ранее разновидностей технологий;

• расширение опций обучения в формате онлайн, развитие массовых онлайн-курсов наряду с заменой устаревшего материала и используемых университетских программ низкого качества;

• проверка с последующим внедрением платформенных решений и систем управления процессом обучения, которые способствуют возрастанию продуктивности в усвоении содержания внутри- и междисциплинарных программ;

• создание универсального инструментария образовательной среды с целью установления и подтверждения личности пользователей, а также для реализации возможности предоставления учебных услуг, связанных с государственным или местным самоуправлением;

• внедрение таких моделей высших учебных учреждений, которые предполагают взаимодействие на основе принципа диалогичности и сотрудничества, а также обновление и применение электронных материалов, техник управления обучением, изучение и использование электронных средств профессиональной и повседневной деятельности в ходе учебы;

• привлечение сотрудников образовательных учреждений и улучшение их навыков для возможности осуществления эффективного труда в контексте разработки учебных программ в новой среде [6].

Среди существующих нормативных актов по своей значимости ничуть не уступает Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В соответствии с положениями документа одним из первостепенных направлений политической деятельности является ускоренный темп развития инновационных средств во всех сферах экономики, в том числе в области повышения показателей человеческого капитала и российской образовательной системы в целом. Данный указ отражает целый набор крупномасштабных задач, возложенных на ветвь исполнительной власти государства. Останавливаясь подробнее на вопросах образования, которым посвящается пятый раздел, посредством привлечения инновационных технологий и платформенных решений Правительству РФ предстоит создать условия для реализации следующих мер:

• обеспечение конкурентоспособности российской образовательной системы на мировой арене и вхождение страны в десятку ведущих по качеству предоставляемых услуг;

• формирование безопасной и соответствующей требованиям современности учебной среды, способной предоставить высокое качество и доступность образовательных услуг любого вида и уровня;

• внедрение государственной системы профессионального роста сотрудников педагогического состава;

• оптимизация ступени профессионального образования посредством подключения приспосабливаемых, гибких и характеризующихся практической направленностью программ;

• установление системы непрерывного образования, подразумевающей постоянное обновление гражданами страны собственных знаний и навыков, а также расширение их осведомленности по вопросам в области интернет-экономики [6].

Стратегия кардинальной модификации высшего образования и научной сферы приводится в Указе главы государства от 21 июля 2020 года №474, имеющем наименование «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Нормативный акт разработан с целью достижения Министерством науки и высшего образования надлежащей степени «цифровой зрелости» экономической и социальной сфер жизни. Такой показатель развития общества признается одним из измеримых и позволяющих оценить полученный результат в ходе достижения национальной цели по осуществлению реорганизации цифровой системы. Фактическая стратегия заложена в основу подходов достижения цифровой зрелости в научной и образовательной среде. Для ее разработки был выполнен тщательный анализ существующих алгоритмов цифровизации в области науки и высшего образования стран с высокоразвитыми образовательными системами. Также во внимание принимались исследования местных и мировых практик внедрения цифровых решений в сфере развития сервисов обучения, модернизации 1Т-инфраструктуры, управления кадровым потенциалом, данными и улучшения их качества для принятия оптимальных управленческих решений. Учитывая особенности параметров, в стратегии приводится комплекс проектов, решающих задачи цифровой трансформации отрасли, повсеместного распространения актуальных высокотехнологичных решений в области обучения и обновление текущих учебных программ. Все проекты объединяют весомые инициативы по направлению цифровизации и гарантию обеспечения благоприятных для их реализации факторов, делая акцент на передовых тенденциях глобального масштаба с учетом российского опыта цифровизации науки и образования в высшей школе. Кроме того, они формируют единую систему политических мер по управлению данными в соответствии с так называемым целевым видением - способностью прогнозировать предположительный образ будущего [3].

В качестве еще одного источника, косвенно регламентирующего основные положения цифровизации образования, предстает «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», утвержденная Указом главы государства от 9 мая 2017 года №203. Законодательный акт охватывает целую совокупность сфер общественной жизни и предусматривает выделение целей, задач и мер по осуществлению внутриполитической и внешнеполитической активности в сфере применения информационных технологий. Каждая из них направлена на становление информационного общества, формирование развитой веб-экономики в пределах государства, поддержку этнических интересов и достижение стратегических приоритетов. Во введении стратегии приводятся объяснения множества терминов, относящихся к цифровой среде: облачных вычислений, общества знаний, информационного пространства и ряда других. Несмотря на отсутствие конкретных упоминаний цифровизации в учебной среде, часть принципов нормативного документа отражает общие тенденции, которые должны гарантироваться при взаимодействии человека с информационными средствами или конкретными формами получения товаров и услуг. Согласно таким позициям, исследователи приходят к выводам о недопустимости полного и массового перевода всех обучающихся на электронный формат обучения и сохранении возможности выбора подходящей формы учебного процесса. Следовательно, на образовательные организации возлагается обязательство полноценного обеспечения двух основных форм организации обучения - традиционной и электронной, а также предоставление выбора обучающемуся либо его законным представителям. Аналогичный вывод прослеживается непосредственно в тексте стратегии, поскольку одна из задач развития информационного пространства знаний предполагает использование и совершенствование различных учебных технологий, в число которых входят электронные и дистанционные, при воплощении образовательных программ [9; 10].

Помимо указанных выше законодательных актов, государство занимается реализацией такой причастной к цифровизации образования программы, как «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года», которая утверждена Правительством РФ в начале ноября 2013 года. Первоочередной целью стратегии является не что иное, как разработка целостного системного подхода на государственном уровне к совершенствованию отрасли информационных технологий, в том числе в учебной среде [4].

Стоит отметить и роль проекта «Современная цифровая образовательная среда», одобренного 25 октября 2016 года по результатам заседания президиума Совета при Президенте РФ и выполняемого по 2025 год включительно. Ключевой целью является создание подходящих условий для предоставления и сохранения доступа к непрерывному обучению на базе платформы онлайн-обучения. Предполагается разработка подобной площадки для размещения курсов, а также улучшение отечественного программного обеспечения, дающего возможность широкого распространения онлайн-курсов на всех учебных уровнях без исключения. Кроме того, в рамках проекта отдельное внимание отводится формированию системы повышения квалификации педагогов и оценки качества курсов в онлайн-формате с участием пользователей [4].

Для ускорения темпов внедрения искусственного интеллекта в стране и формирования надежной системы подготовки кадров в данной области принят Указ Президента РФ от 10 октября 2019 года №490 «О развитии искусственного интеллекта

в Российской Федерации». Нормативный акт, в свою очередь, утверждает «Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года». Предпочтение в рамках данной стратегии отводится воплощению стратегических интересов и инициатив, особенно в области научно-технологического прогресса [8].

По итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта», проходившей 12 ноября 2021 года, главой государства был утвержден перечень поручений. Некоторые из них поднимают вопросы, относящиеся к научно-образовательной области. Так, например, требуется обеспечить возможности дополнительного образования в сфере информационных технологий работникам экономической и социальной отрасли. Кроме того, важной мерой является выдвижение предложений по налаживанию взаимодействия российских и иностранных специалистов в научной и образовательной среде, что особенно касается оптимизации удаленного режима. Необходимо также сделать упор на разработке пошагового развития в учебных организациях системы наставничества в области применения искусственного интеллекта [8].

Выводы. Проанализировав основы законодательства и государственной политики РФ в сфере цифровизации и использования искусственного интеллекта в высшей школе, можно констатировать достаточную разработанность нормативно-правовой базы, регулирующей образовательные отношения.

Пытаясь обобщить отражающийся в документах набор задач и направлений деятельности по цифровизации образования, удается выделить три приоритетных линии развития. К ним относится обеспечение доступа к обучению и обретению пользующихся спросом на рынке труда цифровых компетенций, удовлетворение потребностей рынка в подготовке квалифицированных кадров в сфере цифровых технологий и искусственного интеллекта, внедрение онлайн-сервисов в образовательные организации на различных уровнях обучения [11].

Не отрицая значимости процесса цифровизации для образовательной системы и наличия документации, закрепляющей траекторию преобразований, немалое число исследований свидетельствует о текущем отставании страны по рассматриваемому вопросу в сравнении с государствами-лидерами. Основными факторами, препятствующими скорой реализации законодательно утвержденных мер, являются слабая техническая оснащенность вузов и отсутствие надлежащего уровня финансового, программного и кадрового обеспечения. Исходя из этого, требуется методичное и планомерное развитие процесса цифровизации и внедрения технологий искусственного интеллекта с одновременным учетом опыта зарубежных стран, особенностей отечественной системы образования и текущего состояния экономики, что со временем приведет к благоприятному результату [4].

Литература:

1. Баева, Л.В. Цифровой поворот в российском образовании: от проблем к возможностям / Л.В. Баева // Ценности и смыслы. - 2020. - № 5. - С. 28-44

2. Буданцев, Д.В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций / Д.В. Буданцев // Молодой ученый. - 2020. - № 27. - С. 120-127

3. Верещак, С.Б. Тенденции правового регулирования цифровой трансформации университета / С.Б. Верещак, О.А. Иванова, А.К. Кузнецов // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата Учредители: Российская академия адвокатуры и нотариата. - № 4. - С. 8-12

4. Гаирбекова, П.И. Актуальные проблемы цифровизации образования в России / П.И. Гаирбекова // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 2. - С. 65-75

5. Гребнева, Д.М. Информатизация и цифровизация образования: основные понятия и определения / Д.М. Гребнева, В.П. Мохова // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». -2022. - Текст: электронный // URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018031624?ysclid=l9ixnpl8xy179141208

6. Кузьминов, Я.И. Российское образование: достижения, вызовы, перспективы / Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - 2019. - 342 с.

7. Никулина, Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т.В. Никулина, Е.Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8. - С. 107-113

8. Сливицкий, А.Б. Вопросы формирования государственной политики в области искусственного интеллекта / А.Б. Сливицкий // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2021. - № 16-2. - С. 396-402

9. Стариченко, Б.Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания / Е.Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 3. - С. 49-58

10. Такиуллин, Т.Р. Влияние цифровизации на систему образования / Т.Р. Такиуллин. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 47 (389). - С. 5-8

11. Турлакова, О.Е. К вопросу цифровой трансформации высшей школы / О.Е. Турлакова // Вопросы развития современной науки и техники. - 2021. - №. 5. - С. 332-343

12. Цицилина, Е.В. Совершенствование законодательства в области образования. Развитие информатизации системы образования / Е.В. Цицилина, Е.Н. Атарщикова // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. - 2019. - Т. 5. -№ 3. - С. 102-107

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Анализ теоретических исследований, посвященных технологиям искусственного интеллекта как фактору повышения качества высшего образования в отечественной и зарубежной практике, показывает, что искусственный интеллект в образовательной среде уже характеризуется определенными историческими этапами и представляет собой сложный, многокомпонентный феномен, актуальность которого с течением времени лишь продолжает возрастать; широкое использование информационно-коммуникационных технологий и разработок в сфере теории и практики искусственного интеллекта передовыми учебными заведениями позволяет организовать качественный образовательный процесс, демонстрируя ряд преимуществ. Однако, несмотря на преимущества, позволяющие облегчить образовательный процесс для всех субъектов и одновременно повысить его качество, активное внедрение технологий искусственного интеллекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.