Научная статья на тему 'ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ЧАСТЬ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ЧАСТЬ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
980
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гамбеева Юлия Николаевна, Глотова Александра Валерьевна

Обосновывается, что искусственный интеллект может сыграть ключевую роль в системе современного образования (реализация идеи персонализированного обучения, повышение эффективности деятельности преподавателей, создание благоприятных условий для обучения и развития учащихся). Несмотря на потенциал искусственного интеллекта, очерчены некоторые проблемы применения технологии. Доказывается, что искусственный интеллект в дальнейшем станет мощным катализатором изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE AS A PART OF THE CONCEPT OF THE MODERN EDUCATION: CHALLENGES AND PROSPECTS

The article substantiates that artificial intelligence can be instrumental in the system of the modern education (the implementation of the idea of the personalized education, the improvement of the effectiveness of the teachers work, the creation of the supportive environment for education and development of students). There are characterized some problems of the technology usage in spite of the potential of the artificial intelligence. The authors prove that artificial intelligence can become a powerful catalyst of changes in future.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ЧАСТЬ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Ю.Н. ГАМБЕЕВА, А.В. ГЛОТОВА (Севастополь)

искусственный интеллект как часть концепции современного образования: вызовы и перспективы

Обосновывается, что искусственный интеллект может сыграть ключевую роль в системе современного образования (реализация идеи персонализированного обучения, повышение эффективности деятельности преподавателей, создание благоприятных условий для обучения и развития учащихся). Несмотря на потенциал искусственного интеллекта, очерчены некоторые проблемы применения технологии. Доказывается, что искусственный интеллект в дальнейшем станет мощным катализатором изменений.

Ключевые слова: искусственный интеллект, система образования, технологии, цифрови-зация.

Образование как категория педагогики рассматривается в качестве сложной социальной системы, направленной на обучение и воспитание представителей общества, обеспечивая их готовность к дальнейшему многостороннему межличностному взаимодействию, решению бытовых и профессиональных задач. Образование имеет сложную структуру и выполняет две базовые функции: прагматическую (создание условий для обучения и приобретения знаний) и культурно-гуманистическую (интеллектуальное и духовное развитие личности, формирование ценностных ориентиров) [13].

Исторические изменения в обществе являются движущими силами развития системы образования. Среди факторов, обуславливающих специфику современного образования, стоит выделить, прежде всего, цифровизацию. Широкое распространение информационно-коммуникационных технологий способствует проектированию новых форматов образовательного процесса, внедрению инновационных практик и моделей педагогического взаимодействия. В системе образования цифровиза-ция направлена на обеспечение непрерывности учебно-воспитательного процесса на основе технологий продвинутого обучения [12], к которым сегодня относится искусственный интеллект (ИИ).

Аспекты внедрения в образовательную деятельность технологий ИИ являются актуальными вопросами для исследователей [5; 17; 18; 20 и др.]. Однако на сегодняшний день не существует единого общепринятого определения понятия «искусственный интеллект». В научно-методической литературе ИИ характеризуется в качестве сложной кибернетической компьютеризированной системы, позиционируется как область научного знания, а также представляет собой совокупность характерных признаков, свойств и способностей [7; 15].

Исследователи из различных областей науки используют разнообразные подходы при определении анализируемого термина. Обобщая позиции авторов, ИИ можно рассматривать как искусственно созданную систему, имитирующую решение человеком сложных задач и воспроизводящую отдельные черты человеческого интеллекта (планирование, обучение, анализ и восприятие данных, принятие решений, манипулирование объектами) [7].

Мировой рынок разработок в области развития и применения искусственного интеллекта стремительно расширяется (рис. 1). Соответственно, в ближайшем будущем ИИ будет активно использоваться в различных сферах жизнедеятельности общества. Изучение ИИ является одним из основных трендов.

На сегодняшний день наиболее часто ИИ используется в банковской сфере, а также в предоставлении государственных услуг в цифровой среде. В основном ИИ применяется для решения определенных задач, имеющих прикладной характер: анализа данных в документах и содержания текста, обработки поступающих запросов, распознавания речи и изображений, проведения инструментальной психодиагностики.

Цифровая трансформация образования связана с внедрением развивающихся технологий для решения различных педагогических задач и повышения эффективности образовательного процесса. Соответственно, применение ИИ в организации образовательной деятельности является актуальным вопросом. Рассмотрим возможности и специфику применения ИИ с позиции основных групп, задействованных в учебно-воспитательном процессе (см. табл. на с. 12):

- учащихся;

- педагогов;

- родителей;

О Гамбеева Ю.Н., Глотова A.B., 2021

педагогические науки

140

120 118,6

100 ЙП

80 60

40 34,58

20 9,51 14,68 22,59 ■ 1

0 Щ 1 1 1

2018 2019 2020 2021 2025

Рис. 1. Объем мирового рынка систем и технологий ИИ, 2018-2025 гг., млрд долл. США [11]

Восточная Азия и Тихоокеанский регион Восточная Европа и Центральная Азия Латинская Америка Ближний Восток и Север Африки Восточная и Южная Африка Западная и Центральная Африка

32

42

49

75

88

95

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рис. 2. Распределение учащихся в возрасте от 3 до 17 лет, не имеющих доступа к Интернету, по географическим регионам

- представителей администрации учебного заведения;

- органов управления местного, регионального и национального уровня.

Вопрос применения ИИ в сфере образовательных технологий является актуальным для всех заинтересованных сторон - от отдельных учащихся до министерств образования, поскольку способствует решению комплекса практических задач. Внедрение ИИ направлено также на проектирование гибкой индиви-

дуальной образовательной траектории обучаемых, построенной на персонифицированных методах обучения и своевременном мониторинге результатов учебной деятельности, благодаря возможностям качественного и количественного анализа данных.

Использование ИИ, а также комплексный анализ данных предоставляют преподавателям возможность сделать процесс обучения более увлекательным и продуктивным. Полученные данные и инструменты аналитики могут быть

- известия вгпу -

возможности использования искусственного интеллекта в сфере образования

Возможность Специфика применения Преимущество

Учащиеся

Персонализация обучения Разработка адресной, индивидуальной образовательной траектории с учетом сильных и слабых сторон, способностей и проблем учащегося Рост успеваемости, повышение вовлеченности, уровня удовлетворенности и благополучия

Социальное и эмоциональное развитие Анализ качественных и количественных данных для оценки настроения учащегося, умений решать проблемы, взаимодействовать и сотрудничать Совершенствование когнитивных, социальных и эмоциональных навыков

Доступность для лиц с ограниченными возможностями здоровья Использование приложений для наблюдения, анализа и описания происходящего вокруг Расширенный доступ к учебным объектам вне зависимости от местонахождения и временных ограничений

Благополучие Сбор и анализ данных (успеваемость, посещаемость, дисциплинарные нарушения и т. д.) для создания систем оповещения и принятия превентивных мер по поддержке обучающихся, которые нуждаются в помощи, переживают психологический кризис и проблемы Выявление, прогнозирование и предотвращение кризисных ситуаций, связанных с уровнем благополучия или благосостоянием учащихся

Педагоги

Эффективность и экономия времени Создание подробных отчетов по успеваемости и посещаемости Отсутствие необходимости решать рутинные задачи

Сотрудничество, саморазвитие данные, аналитика, передовые технологии способствуют созданию общеобразовательной программы обучения и поддержки Выявление и распространение передовых методов работы, развитие наставничества и взаимного обучения

Родители

Сопричастность и взаимодействие Обеспечение доступа к данным и аналитической информации успеваемости ребенка Вовлеченность в процесс обучения, укрепление ценностей и значимости образования

Руководители учебных заведений

Контроль и аналитическая оценка Создание подробных отчетов по ключевым показателям развития учебного заведения; автоматизация отчетности; прогнозирование затрат Оперативное принятие решений, переход к упреждающему управлению, эффективное управление ресурсами

Сохранение педагогических кадров Автоматизация отчетов и разработка индивидуальных траекторий Устранение поводов для фрустрации педагогов и их оттока

Органы управления разного уровня

Планирование ресурсов Анализ ключевой демографической информации, финансовых данных, информации об укомплектованности персоналом квалификации, диагностический анализ оборудования, инфраструктуры и др. Разработка сценариев и потенциальных решений для предупреждения кризисных ситуаций

Разработка учебных программ Освоение и анализ большого набора данных, демонстрация выводов с помощью информационных панелей и визуализаций Приведение учебных программ школ, колледжей, вузов в соответствие современным требованиям

направлены на оптимизацию командной работы в образовательной организации. Таким образом, преподаватели, руководители подразделений, методические службы и другие сотрудники могут координировать совместные

усилия, ориентированные на создание востребованных образовательных программ на основе общего набора показателей. Соответственно, использование ИИ в организации учебно-воспитательного процесса может стать эффек-

тивным катализатором цифровой трансформации сферы образования.

Несмотря на все обозначенные выше факторы, применение технологии ИИ вызывает ряд опасений среди представителей академического сообщества. Внедрение ИИ в систему современного образования несет в себе не только положительные аспекты, но и потенциальные угрозы для всех сторон учебно-воспитательного процесса. Далее рассмотрим некоторые вызовы и опасения, связанные с интегрированием ИИ.

1. Доступность и равноправие. Термин цифровой разрыв используется для обозначения проблемы обеспечения доступа к информации и подключению к сети Интернет. Именно возможность своевременного получения информации (а не наличие оборудования или программного обеспечения) остается ключевым фактором при определении степени неравенства в предоставлении доступа к образовательным технологиям, направленным на организацию непрерывного учебного процесса.

В последние годы наблюдаются положительные изменения: аппаратные устройства стали дешевле, мощнее, что обуславливает мобильность пользователей, появились альтернативные формы подключения, позволяющие еще большему количеству учащихся иметь доступ к сети Интернет. Однако примерно 1,3 млрд детей в возрасте от 3 до 17 лет не имеют дома стабильного доступа к глобальной сети. С аналогичной проблемой сталкиваются и студенты в возрасте до 24 лет. Во всем мире 759 млн студентов не имеют доступа к Интернету [4].

Очевиден также явный цифровой разрыв на уровне географических регионов. Школьники в возрасте от 3 до 17 лет, не имеющие доступа к Интернету, распределены в мире следующим образом (рис. 2).

таким образом, на сегодняшний день более 40% населения мира все еще испытывает трудности при подключении к глобальной сети, и приблизительно столько же не имеют опыта использования Интернета [16]. Учащиеся, имеющие ограниченный доступ к необходимой для учебы информации, а также ограниченные возможности для того, чтобы использовать электронные данные и обмениваться ими, находятся в невыгодном положении при построении индивидуальной образовательной траектории, удовлетворяющей их образовательные потребности.

2. Этические аспекты. Внедрение ИИ в образовательный процесс не должно противоречить требованиям нормативных актов и этическим нормам. Среди основных опасений,

связанных с применением ИИ, в научно-аналитических публикациях выделяют проблемы соблюдения конфиденциальности, правомерности использования персональных данных учащихся [10]. Обсуждаются также вопросы тендерной, расовой дискриминации; распространения социальных, культурных стереотипов. С. Нобл, доцент Калифорнийского университета, в своем исследовании продемонстрировала предвзятость ИИ на примере результатов поисковых систем, выдающих ответы, построенные на предрассудках. Например, при введении в Google запросов «стиль профессора» и «успешный менеджер» система в основном показывает изображения белых мужчин среднего возраста. В результате поискового запроса (по ключевым словам) «домашнее хозяйство» в системе отображаются фотографии женщин [9]. Эти примеры свидетельствует о том, что принимаемые ИИ решения основываются на распространенных человеческих предрассудках. Предсказательные алгоритмы «учатся» проводить анализ и оценивать поступающие данные в соответствии с критериями и параметрами, определенными заранее людьми, поэтому могут отражать массу стереотипов [2]. В связи с этим актуальна проблема обеспечения прозрачности и контроля использования технологий на базе ИИ в вопросах соблюдения и укрепления основных прав человека.

3. Потенциальная зависимость от технологий. Существует опасение, что активное использование ИИ повысит зависимость человека от технологий, а наши собственные способности к выполнению когнитивных функций и решению аналитических задач ослабнут [8]. По данным некоторых исследований, порог концентрации внимания сократился с 12 до 8 сек. [19]. Ученые выяснили, что у представителей современного цифрового поколения отмечается ухудшение памяти по сравнению с людьми пожилого возраста. Процесс запоминания основан на перемещении информации из рабочей памяти в долгосрочную. Если же человек находится в беспрерывном потоке информации, он сталкивается с трудностями ее восприятия и анализа. Наличие постоянного доступа к информации при подключении к Сети является одной из причин ухудшения памяти. Сегодня используется термин цифровая амнезия, или эффект Google. Обучаемые не стремятся запоминать факты, имена, даты, полагаясь на «внешнюю память» и наличие доступа к определенному источнику. Негативное влияние Google на развитие когнитивных способностей современного обучаемого уста-

новила Б. Спарроу, ассистентка профессора Колумбийского университета, психолог. Результаты исследования доказали, что доступность в использовании цифровых технологий способствует изменениям в привычном процессе запоминания. Исследования с применением магнитно-резонансной томографии также подтверждают снижение активности областей мозга, отвечающих за процессы извлечения информации и формирования долговременной памяти [3]. Биологические изменения в процессах мозговой деятельности приводят к последующей трансформации ментального состояния, ведущей к ухудшению памяти, снижению когнитивных и креативных способностей [14]. Отдавая память на аутсорсинг, мы избегаем действий, кажущихся трудными или скучными: фантазирования, обдумывания. Существуют опасения, что применение ИИ может угрожать развитию творческого потенциала, креативности и критического мышления.

4. Необходимость приобретения новых навыков и компетенций. Для использования ИИ в образовании преподавателям и административным работникам учебных организаций не требуются специальные технические знания. Особое внимание следует уделить тому, как именно использовать полученную аналитическую информацию и интегрировать ее в педагогическую практику для разработки и внедрения индивидуальных образовательных траекторий. Необходимо также отслеживать обновления в пользовательском интерфейсе программных продуктов на базе ИИ.

5. Влияние на структуру рынка труда. При анализе потенциала применения ИИ возникают опасения, что в результате автоматизации процессов произойдет явное сокращение рабочих мест и изменится сама сфера профессиональной подготовки.

Педагогическое сообщество также ведет дискуссию, существует ли вероятность, что искусственная система сможет эмоционально взаимодействовать, налаживать контакт с учащимися и станет равнозначной учителю-человеку? Сможет ли учащийся дифференцировать педагога-человека? Будет ли сохраняться необходимость в педагоге-человеке? [1].

В контексте цифровизации социально-экономической жизни ИИ является источником новых открывающихся возможностей для представителей различных целевых аудиторий в сфере образования, позволяя индивидуализировать учебный процесс, адаптировать учебную среду под потребности отдельного ученика, повысить эффективность обучения,

сократить издержки, избегать выполнения рутинных задач и оперативно принимать решения. Однако применение ИИ связано с появлением новых вызовов, поэтому использование данной технологии должно быть безопасным и находиться под контролем.

Список литературы

1. Алексеева Е.А. Возможен ли искусственный преподаватель? // Технологос. 2020. № 4. С. 40-55.

2. Акулова А. Почему искусственный интеллект несправедлив? Этические проблемы технологий [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ obschestvo/11140359 (дата обращения: 10.09.2021).

3. Водяха Ю.Е., Крылова С.Г. Доступность интернет-ресурсов как детерминанта изменений функционирования процессов памяти у студентов // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 51. Ч. 2. С. 23-28.

4. Две трети школьников в мире не имеют доступа к Интернету [Электронный ресурс]. URL: https://news.un.org/ru/story/2020/12/1391572 (дата обращения: 01.09.2021).

5. Дробахина А.Н. Информационные технологии в образовании: искусственный интеллект // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-1. С. 125-128.

6. Духанина Л.Н., Максименко А.А. Проблемы имплементации искусственного интеллекта в сфере образования // Перспективы науки и образования. 2020. № 4(46). С. 23-35.

7. Иванов В. М. Интеллектуальные системы: учеб. пособие для среднего профессионального образования / под науч. ред. А.Н. Сесекина. М., 2021.

8. Искусственный интеллект в образовании: изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО / С. Даггэн; ред. С.Ю. Князева; пер. с англ. А.В. Паршакова. М., 2020.

9. Использование искусственного интеллекта при подборе сотрудников может привести к волне дискриминации [Электронный ресурс]. URL: https:// incrussia.ru/news/hr-ai/ (дата обращения: 15.09.2021).

10. Коровникова Н.А. Искусственный интеллект в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы // Социальные новации и социальные науки. 2021. № 2(4). С. 98-113.

11. Матюшок В.В., Красавина В.А., Матю-шок С.В. Мировой рынок систем и технологий искусственного интеллекта: становление и тенденции развития // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Экономика. 2020. № 3(28). С. 505-521.

12. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107-113.

13. Педагогика: учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2015.

14. Петрова Е.В. Наброски к когнитивному портрету человека цифровой эпохи // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2019. № 3(49). С. 105-111.

15. Писаренко М.С. К вопросу об искусственном интеллекте и его сущности // Вопросы российской юстиции. 2020. № 10. С. 44-54.

16. Сергеева Ю. Вся статистика интернета и соцсетей на 2021 год - цифры и тренды в мире и России [Электронный ресурс] // WebCanape. URL: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-in terneta-i-socsetej-na-2021-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 07.09.2021).

17. Титов В.А. Искусственный интеллект в образовании // Приоритетные направления развития науки и образования: сб. ст. XIII Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2020. С. 40-43.

18. Торосян Р.А. Искусственный интеллект в сфере образования: положительные и отрицательные стороны // Проблемы и вызовы цифрового общества: тенденции развития правового регулирования цифровых трансформаций: сб. науч. тр. по материалам I Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2019. С. 65-67.

19. Устойчивость внимания: меньше, чем у золотой рыбки? [Электронный ресурс]. URL: https:// www.bbc.com/russian/features-39243375 (дата обращения: 04.09.2021).

20. Чулюков В.А., Дубов В.М. Искусственный интеллект и будущее образования // Современное

педагогическое образование. 2020. № 3. С. 27-31. * * *

1. Alekseeva E.A. Vozmozhen li iskusstvennyj prepodavatel'? // Tekhnologos. 2020. № 4. S. 40-55.

2. Akulova A. Pochemu iskusstvennyj intellekt nespravedliv? Eticheskie problemy tekhnologij [Elekt-ronnyj resurs]. URL: https://tass.ru/obschestvo/1114 0359 (data obrashcheniya: 10.09.2021).

3. Vodyaha Yu. E., Krylova S. G. Dostupnost' in-ternet-resursov kak determinanta izmenenij funkcio-nirovaniya processov pamyati u studentov // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2019. № 51. Ch. 2. S. 23-28.

4. Dve treti shkol'nikov v mire ne imeyut dostupa k Internetu [Elektronnyj resurs]. URL: https://news. un.org/ru/story/2020/12/1391572 (data obrashcheniya: 01.09.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Drobahina A.N. Informacionnye tekhnologii v obrazovanii: iskusstvennyj intellekt // Problemy so-vremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021. № 70-1. S. 125-128.

6. Duhanina L.N., Maksimenko A.A. Problemy implementacii iskusstvennogo intellekta v sfere obra-zovaniya // Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2020. № 4(46). S. 23-35.

7. Ivanov V. M. Intellektual'nye sistemy: ucheb. posobie dlya srednego professional'nogo obrazovaniya / pod nauch. red. A.N. Sesekina. M., 2021.

8. Iskusstvennyj intellekt v obrazovanii: izmenenie tempov obucheniya. Analiticheskaya zapiska IITO YUNESKO / S. Daggen; red. S.Yu. Knyazeva; per. s angl. A.V. Parshakova. M., 2020.

9. Ispol'zovanie iskusstvennogo intellekta pri pod-bore sotrudnikov mozhet privesti k volne diskriminacii [Elektronnyj resurs]. URL: https://incrussia.ru/news/ hr-ai/ (data obrashcheniya: 15.09.2021).

10. Korovnikova N.A. Iskusstvennyj intellekt v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: problemy i perspektivy // Social'nye novacii i social'nye nauki. 2021. № 2(4). S. 98-113.

11. Matyushok V.V., Krasavina V.A., Matyu-shok S.V. Mirovoj rynok sistem i tekhnologij iskus-stvennogo intellekta: stanovlenie i tendencii razvitiya // Vestn. Ros. un-ta druzhby narodov. Ser.: Ekonomika. 2020. № 3(28). S. 505-521.

12. Nikulina T.V., Starichenko E.B. Informatizaciya i cifrovizaciya obrazovaniya: ponyatiya, tekhnologii, upravlenie // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018. № 8. S. 107-113.

13. Pedagogika: uchebnik dlya bakalavrov / L.P. Krivshenko [i dr.]; pod red. L.P. Krivshenko. 2-e izd., pererab. i dop. M., 2015.

14. Petrova E.V. Nabroski k kognitivnomu port-retu cheloveka cifrovoj epohi // Gumanitarnye issledo-vaniya v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke. 2019. № 3(49). S. 105-111.

15. Pisarenko M.S. K voprosu ob iskusstvennom intellekte i ego sushchnosti // Voprosy rossijskoj yus-ticii. 2020. № 10. S. 44-54.

16. Sergeeva Yu. Vsya statistika interneta i soc-setej na 2021 god - cifry i trendy v mire i Rossii [Elektronnyj resurs] // WebCanape. URL: https://www. web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-i-soc setej-na-2021-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/ (data obrashcheniya: 07.09.2021).

17. Titov V.A. Iskusstvennyj intellekt v obrazo-vanii // Prioritetnye napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya: sb. st. XIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Penza, 2020. S. 40-43.

18. Torosyan R.A. Iskusstvennyj intellekt v sfe-re obrazovaniya: polozhitel'nye i otricatel'nye sto-rony // Problemy i vyzovy cifrovogo obshchestva: ten-dencii razvitiya pravovogo regulirovaniya cifrovyh transformacij: sb. nauch. tr. po materialam I Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Saratov, 2019. S. 65-67.

19. Ustojchivost' vnimaniya: men'she, chem u zo-lotoj rybki? [Elektronnyj resurs]. URL: https://www. bbc.com/russian/features-39243375 (data obrashcheniya: 04.09.2021).

20. Chulyukov V.A., Dubov V.M. Iskusstvennyj intellekt i budushchee obrazovaniya // Sovre-mennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2020. № 3. S. 27-31.

Artificial intelligence as a part

of the concept of the modern education:

challenges and prospects

The article substantiates that artificial intelligence can be instrumental in the system of the modern education (the implementation of the idea of the personalized education, the improvement of the effectiveness of the teachers work, the creation of the supportive environment for education and development of students). There are characterized some problems of the technology usage in spite of the potential of the artificial intelligence. The authors prove that artificial intelligence can become a powerful catalyst of changes in future.

Key words: artificial intelligence, education system, technologies, digitalization.

(Статья поступила в редакцию 16.09.2021)

н.н. плотникова

(Волгоград)

модель психологической компетентности будущих педагогов в контексте модернизации

образовательных стандартов

профессионального

образования

Описывается модель психологической компетенции будущих педагогов в свете идей дея-тельностной психологии и модернизации профессионального педагогического образования. Психологическая компетентность как система внутренних ресурсов педагога рассматривается с точки зрения 1) структуры, представленной теоретической, инструментальной и личностной составляющими; 2) содержания профессиональных задач педагогической деятельности; 3) уровня сформирован-ности.

Ключевые слова: психологическая компетентность, рефлексия, рефлексивно-исследовательская позиция, будущие педагоги.

В современных условиях смены образовательной парадигмы, нового подхода к конструированию образовательных стандартов, переосмысления содержательно-целевой направ-

ленности образования в русле компетентност-ного подхода возникает общественный запрос на профессионально компетентного педагога, способного к проектированию развивающей образовательной среды. В свете требований профессионального стандарта педагог в своей трудовой деятельности должен быть ориентирован не просто на постановку и решение дидактических задач, а на способы развития ребенка и взаимодействия с ним в процессе построения учебной деятельности [16].

Социальная потребность в педагогах-профессионалах актуализировала интерес ученых к поиску концептов, адекватно отражающих способность личности к успешному осуществлению педагогической деятельности: профессионально значимых и профессионально необходимых качеств и способностей личности [11; 14 и др.], стилей педагогического общения [14], особенностей профессионального самосознания [15] и т. д. Одним из таких концептов является психологическая компетентность, которая в последнее время обретает статус особой реальности, важной как в профессиональном педагогическом образовании, так и в практической педагогической деятельности. Изучаемая в различных контекстах и многообразии своего терминологического оформления («психолого-педагогическая», «социально-психологическая», «коммуникативная» и другие виды компетентностей), она провозглашается как необходимое условие профессионализма педагога и становится предметом научного осмысления большого числа теоретических и прикладных исследований [4-6; 11; 15; 20; 21 и др.]. такой исследовательский интерес связан с внедрением компетентностного подхода и принятием закона Российской Федерации «Об образовании».

Круг вопросов, связанных с проблемой психологического содержания компетентности педагога, достаточно широк. В психолого-педагогической теории рассматриваются:

- содержание понятия «психологическая компетентность» и ее компоненты;

- место психологической компетентности в структуре педагогической (профессиональной) компетентности педагога;

- механизмы и условия формирования психологической компетентности педагога на разных этапах освоения профессии.

Вместе с тем отсутствует определенность в понимании структуры и уровней психологи-

О Плотникова Н.Н., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.