Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ШКОЛАХ РФ: ПЕРСПЕКТИВЫ И НЕОДНОЗНАЧНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ШКОЛАХ РФ: ПЕРСПЕКТИВЫ И НЕОДНОЗНАЧНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
759
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазанюк Елена Фёдоровна

В статье рассматриваются новые векторы развития школьного образования в России в связи с внедрением элементов искусственного интеллекта. В настоящей работе обобщены результаты новейших научных исследований в этой области и их воздействий на сферу образования. Искусственный интеллект стал глобальной тенденцией последних лет. Акцентируется внимание на возможных проблемах в образовательном пространстве в связи с активным внедрением возможностей искусственного интеллекта. Рассматриваются вопросы отсутствия правового регулирования и этических норм, границ использования результатов «работы» искусственного интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазанюк Елена Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN RUSSIAN SCHOOLS: PROSPECTS AND AMBIGUOUS CONSEQUENCES

The article discusses new vectors of the development of school education in Russia in connection with the introduction of elements of artificial intelligence. This paper summarizes the results of the latest scientific research in this field and their impact on the field of education. Artificial intelligence has become a global trend in recent years. Attention is focused on possible problems in the educational space in connection with the active introduction of artificial intelligence capabilities. The issues of the lack of legal regulation and ethical standards, the boundaries of the use of the results of the «work» of artificial intelligence are considered.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ШКОЛАХ РФ: ПЕРСПЕКТИВЫ И НЕОДНОЗНАЧНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ»

7. Капустин, А.Г. Развитие физических качеств средствами игровой деятельности / А.Г. Капустин // Физическая культура в школе. - 2016. - №1. - С. 15-19

8. Компетентностная направленность реализации двух дисциплин по физической культуре и спорту в рамках новых ФГОС ВО / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, М.В. Пучкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. -№ 2(144). - C. 9-14

9. Кундозерова, Л.И. Компетентностная модель профессиональной подготовки обучающихся / Л.И. Кундозерова // Теория и практика социогуманитарных наук. - 2019. - № 4(8). - С. 38-52

10. Кундозерова, Л.И. Образование в интересах устойчивого развития личности и общества / Л.И. Кундозерова // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. - 2018. - № 4(4). - С. 51-64

11. Максимов, В.Н. Факторы, определяющие необходимость использования средств физической подготовки для формирования военно-профессиональной направленности у кадетов суворовских училищ / В.Н. Максимов, О.Е. Пискун // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4(146). - С. 112-115

12. Мирзаев, Д.А. Взаимосвязь тренировок на выносливость и силовых тренировок в их сравнительном анализе / Д.А. Мирзаев // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2017. - № 2(5). - С. 127-135

13. Образовательная роль физической культуры в вузе / Е.А. Усманова, Н.Р. Утегенова, В.Г. Ряузов, И.Ф. Нуруллин // Вестник КАЗГУКИ. - 2019. - №1. - С. 173-176

14. Петрухина, С.Р. Методические возможности психологических технологий в формировании социальноличностных компетенций студентов вуза / С.Р. Петрухина, И.С. Арон // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - Т. 10. - № 1. -С. 1-11

15. Родионов, А.С. Информационные технологии в физической подготовке курсантов военного вуза / А.С. Родионов // Вестник спортивной науки. - 2019. - № 1. - С. 81-85

16. Физическая культура в вузе. Что это? / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3(193). - С. 11-18

17. Rezgui, K. Ontology-based e-Portfolio modeling for supporting lifelong competency assessment and development / K. Rezgui, H. Mhiri, K. Ghedira // Procedía Computer Science. - 2017. - Vol. 112. - Pp. 397-406

18. Slepcevic-Zach, P. E-Portfolio as a tool for reflection and self-reflection / P. Slepcevic-Zach, M. Stock // Reflective Practice. - 2018. - № 2. - Pp. 1-17

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Мазанюк Елена Фёдоровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРИМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ШКОЛАХ РФ: ПЕРСПЕКТИВЫ И НЕОДНОЗНАЧНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются новые векторы развития школьного образования в России в связи с внедрением элементов искусственного интеллекта. В настоящей работе обобщены результаты новейших научных исследований в этой области и их воздействий на сферу образования. Искусственный интеллект стал глобальной тенденцией последних лет. Акцентируется внимание на возможных проблемах в образовательном пространстве в связи с активным внедрением возможностей искусственного интеллекта. Рассматриваются вопросы отсутствия правового регулирования и этических норм, границ использования результатов «работы» искусственного интеллекта.

Ключевые слова: искусственный интеллект, школьное образование, образовательное пространство, образовательные технологии, информационные технологии.

Annotation. The article discusses new vectors of the development of school education in Russia in connection with the introduction of elements of artificial intelligence. This paper summarizes the results of the latest scientific research in this field and their impact on the field of education. Artificial intelligence has become a global trend in recent years. Attention is focused on possible problems in the educational space in connection with the active introduction of artificial intelligence capabilities. The issues of the lack of legal regulation and ethical standards, the boundaries of the use of the results of the «work» of artificial intelligence are considered.

Key words: artificial intelligence, school education, educational space, educational technologies, information technologies.

Введение. Искусственный интеллект в последнее время привлекает большое внимание в связи с его огромными потенциальными возможностями применения в областях науки, образования, культуры, искусства, медицины, обороны, вычислительной техники и, в целом, во всех сферах человеческой деятельности. Технологии искусственного интеллекта посвящены задачам изучения и применения алгоритмов, систем и программ, имитирующих человеческое мышление и поведение. Всё больше людей используют искусственный интеллект даже в своей повседневной жизни, например в управлении машинами, переводе с иностранных языков и даже для уголовных расследований.

Искусственный интеллект может произвести революцию во многих отраслях, в том числе в образовании. Несмотря на то, что образовательное пространство является одной из самых консервативных сфер, внедрение цифровых образовательных технологий становится жизненно необходимым в сложившихся современных условиях.

Одной из первостепенных задач современного социума в наши дни стала разработка и внедрение новейших образовательных технологий. Решение этого вопроса в значительной степени зависит от грамотного внедрения методов обучения на основе искусственного интеллекта. Образованию в России традиционно придают большое значение и считают важной частью стратегического развития. На первый план выходит повышение уровня цифровой компетентности всех субъектов образования в школах Российской Федерации. Все более востребованными становятся специалисты, обладающие знаниями, умениями и навыками в области современных цифровых технологий. С этим связана особая актуальность нашего исследования: попытка осмысления перспектив и возможных неоднозначных последствий применения искусственного интеллекта в отечественной школе.

Изложение основного материала статьи. Обзор последних исследований в данном контексте открывает широкий спектр проблем. Так, особую значимость приобретают новые научные ракурсы, например, этические аспекты цифрового благополучия общества (аналитический обзор в этом аспекте выполнен И.А. Асеевой [1]), в работе В.П. Логвиненко [8].

А.Ф. Валеева, Ф.Г. Мухаметзянова и Л.П. Кузьмина анализируют особенности управления инновационным развитием образовательной системы в условиях становления информационного общества [2]. Современные тенденции развития искусственного интеллекта рассматриваются в трудах А.Д. Висловой [3]. Аспект внедрения современных информационных технологий в сферу образования освещают С.А. Грязнова [4], Н.А. Коровникова [6], С.А. Корчагин [7], в обучение различным дисциплинам, в том числе, например, иностранному языку - Р.С. Исламов [5]. Роль искусственного интеллекта в персонализации электронного обучения рассматривает А.А. Паскова [9].

Большой анализ мирового опыта и отечественные перспективы искусственного интеллекта как компонента инновационного содержания общего образования представлены в исследовании А.Р. Садыковой и И.В. Левченко [10]. Особую обеспокоенность исследователей и педагогов вызывают возможные риски трансформации образования в связи с внедрением искусственного интеллекта [11], этико-правовые проблемы [12; 13; 14] и другие исследования.

Начиная с 2020 г., в связи с распространением новой вирусной инфекции и объявлением всемирной пандемии, внедрение цифровизации образования (в том числе и школьного) стало стремительно расти и за два последних года образовательный процесс вошёл в новое русло. С трудом и проблемами (техническими и эмоциональными) участники образовательного процесса перешли на дистанционный формат обучения. Это коснулось не только российского образования, но и большинства организаций мирового образовательного пространства. Можно сказать, что такой глобальный «медицинский вызов» стал мощнейшим скачком для срочной цифровизации образования всех уровней подготовки и пандемия послужила своего рода «катализатором» технологизации российской системы образования.

Многие школы по всему миру внедряют искусственный интеллект в свои образовательные системы. В широком смысле российские школы включали компьютеризированные системы в свои образовательные программы со второй трети XX века. Начало было связано с такими простейшими, на современный взгляд, средствами, как текстовые процессоры, калькуляторы, проекторы слайдов. Сегодня возможности искусственного интеллекта уже используется во всех образовательных учреждениях для совершенствования обучения. Школы, например, уже широко используют искусственный интеллект и новейшие цифровые технологии в следующих формах работы:

- создание цифровых учебно-методических материалов (электронные учебники);

- смарт-доски;

- контроль посещаемости (электронные дневники и классные журналы);

- подсчет результатов обучения (оценивание);

- анализы результатов опросов, тестирований и т.п.

Конечно, не все перечисленные формы являются продуктом искусственного интеллекта, однако, налицо масштабность автоматизации и цифровизации учебного процесса. Анализ тенденций применения технологий искусственного интеллекта в образовательной сфере даёт основания считать наиболее перспективными для сферы школьного образования (с рассматриваемой точки зрения) следующие направления:

- идентификация образов;

- формулирование и решение задач;

- осуществление поиска, обработки информации;

- генерирование текстов;

- генерирование «произведений искусства».

Важно также отметить, что об отношении таких «произведений» к области искусства необходимо судить отдельно, даже о самой постановке вопроса подобным образом.

Применение технологий искусственного интеллекта в сфере образования играет важную роль в обучении и развитии человека на протяжении всей жизни. Так, перечислим некоторые сферы, где уже применяются технологии искусственного интеллекта или вероятность его внедрения в будущем очень велика:

- дистанционный формат обучения;

- машинное обучение (применение в образовательном пространстве аватаров и чат-ботов для консультирования, тестирования и проектирования индивидуальных образовательных маршрутов);

- аддитивное производство (3D-принтеры, 3D-моделирование, изготовление робото-технических деталей и устройств);

- большие данные;

- блокчейн;

- облачные вычисления и облачно-ориентированные технологии;

- виртуальная и дополненная реальность (или её элементы) как часть учебного процесса и образовательного пространства;

- разработка электронных портфолио обучающихся и педагогов;

- анализ и фиксация сформированности специальных компетенций (универсальных, общепрофессиональных, профессиональных).

С.А. Корчагин справедливо отмечает относительно применения искусственного интеллекта с точки зрения индивидуального образовательного подхода, что «интеллектуальная среда в образовательных системах позволит реализовать принцип адаптивности, принцип оценки знаний обучающихся на основе аналитики с использованием методов машинного обучения и автоматического сбора данных о действиях обучающихся. Стоит отметить, что традиционные системы онлайн-обучения основаны на современных интернет-технологиях (общение по Skype, Microsoft Teams, переписка в чате и т.п.), но вместе с тем являются недостаточно интеллектуальными. Обучение по заданному учебному сценарию, самонавигация по электронному образовательному ресурсу не могут обеспечить индивидуальный образовательный подход» [7, С. 39].

Искусственный интеллект стал глобальной тенденцией последних лет, а значение научного знания в развитии цифрового общества значительно возросло. Это область науки, техники и компьютерного программирования, целью которой является создание нечеловеческого интеллекта. Поскольку возможности искусственного интеллекта несоизмеримо быстро развиваются (по сравнению с человеческими возможностями), он потенциально может заменить людей во многих сферах не в таком уже и далёком будущем.

Многие страны начали разрабатывать новые программы и аппаратные возможности для исследований потенциала искусственного интеллекта. Современные исследователи всерьёз озадачены происходящими изменениями. В первую очередь настороженность вызывают гуманитарные сферы. Ведь в технических науках компьютерная помощь воспринимается людьми гораздо естественнее, например, приоритет искусственного интеллекта в вычислительных системах. Но гуманитарная сфера считалась всегда незыблемой в этом смысле: музыка, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, литература, хореография, театр. Конечно, и в эти сферы проникают технологические достижения. Однако они всегда воспринимались как вспомогательные и затрагивали именно область технического прогресса. Считалось, что, например, сочинить гениальную музыку, исполнить проникновенно музыкальную партию или сочинить литературное

произведение может все-таки только человек. Однако уже сегодня мы являемся свидетелями «выхода на сцену» произведений, сгенерированных не человеком.

В то же время перед учёными и исследователями стоит вопрос: что делать с полученной информацией, если она может иметь этические последствия? Одним из опасений российских педагогов является то, что всё более усложняющиеся и совершенствующиеся технологии искусственного интеллекта заменят традиционное обучение. Потребуется перестройка российской системы образования и корректировка методов обучения «с оглядкой» на всё явственнее наступающие искусственные технологии.

В обществе (в том числе и в педагогическом сообществе) в целом наблюдается тенденция постепенного смещения общественного мнения в пользу технологий искусственного интеллекта. Это особенно верно для молодого поколения, которое выросло с компьютерами в качестве основного интерфейса общения с миром.

Кроме того, страны, активно продвигающие исследования в области искусственного интеллекта, как правило, крупные, с растущим населением и высоким уровнем жизни. Такие страны стремятся использовать технологии искусственного интеллекта в целом для повышения уровня жизни. Они видят в этом возможность улучшить жизнь для граждан в своей стране, одновременно ускоряя собственный экономический рост.

В настоящее время многие школы внедряют системы искусственного интеллекта для обучения навыкам иностранного языка. Теперь машины могут легко понимать иностранный язык, анализируя разговоры между носителями и не носителями языка. Специальные приложения помогают развивать навыки аудирования, а также повышать словарный запас. Это может помочь педагогам и с отработкой произношения и правил грамматики.

Существует множество способов, которыми пользуются обучающиеся при работе с искусственным интеллектом и создают новые приложения для улучшения школьного обучения. Одним из примеров являются соревнования по робототехнике, проводимые обучающимися, когда старшеклассники проектируют роботов, которых они будут использовать в образовательных учреждениях - от детского сада до курсов на уровне вуза. Эти боты могут выполнять такие задачи, как доставка документов, продуктов или проверка безопасности и т.п.

Другие учебные проекты включают разработку, например, медицинских приложений для врачей, создание дронов для проведения образовательных программ на открытом воздухе или специальных сельскохозяйственных образовательных программ. Кроме того, многие учреждения включают в свои образовательные программы курсы по изучению искусственного интеллекта, разработке и продвижению его возможностей.

Однако есть ряд проблем, которые необходимо решить в первую очередь. К ним относятся доступность, акклиматизация и этические соображения, связанные с использованием машин в образовании. Многие из этих вопросов все еще изучаются, но есть много доказательств того, насколько полезным мог бы быть искусственный интеллект для образования. Это просто вопрос времени и преодоления этических и технологических барьеров. Генерирование и активное развитие цифрового образовательного пространства, соответствующего требованиям эффективного применения новейших цифровых технологий в обучении создают предпосылки к явлениям, которые рассматриваются современными исследователями как потенциальные угрозы.

Несмотря на то, что нет простого и однозначного ответа на вопрос, что следует делать с технологиями искусственного интеллекта, когда они оказываются потенциально опасными, существуют меры, которые необходимо принять уже в ближайшее время. Прежде всего, необходимо поощрять наши лучшие умы - как молодые, так и более опытные -присоединиться к перспективным научным проектам и исследованиям в области искусственного интеллекта, в том числе его возможностей в сфере образования. Нам также необходимо работать над совершенствованием образовательных стандартов, чтобы каждый в нашей стране мог получить доступ к обучению мирового уровня, в том числе с применением современных технологий.

Очевидно, что внедрение искусственного интеллекта в современное образовательное пространство несет в себе определенные риски и провокации. Например, социальная проблема «цифрового неравенства» (неравенство в смысле доступа к информации и технологиям с соответствующими вытекающими последствиями). Некоторые считают, что существует тенденция к несправедливому преимуществу обучающихся, имеющих доступ к этим системам в школе, по сравнению с теми, у кого его нет. Отсутствие правового регулирования и этических норм, границ использования результатов «работы» искусственного интеллекта - проблемы нового поколения. Еще более обостряется проблема конфиденциальности, защиты личной информации и персональных данных участников образовательного процесса. Границы допустимости вмешательства искусственного интеллекта и необходимости контроля за ним тоже вызывают споры и сомнения.

Кроме того, возникают вопросы развития «цифровой зависимости», снижение пытливости, творческого поиска, памяти и даже, в целом, когнитивных и креативных способностей обучающихся. Готовы ли педагоги работать в таких школах и с такими технологиями? Уже сейчас от педагогов звучат призывы об отмене «цифрового рабства» и «цифрового насилия». То есть педагоги должны постоянно совершенствовать свои навыки и приобретать все более современные компетенции. А сама школа должна постоянно совершенствовать материально-техническую базу, т.к. для внедрения новейших технологий нужна полная компьютеризация школ, которая станет толчком к увеличению доли обучения с использованием искусственного интеллекта. Теперь школы несут ответственность за внедрение передовых технологий в образование для улучшения результатов обучения.

Предполагается, что в будущем искусственный интеллект, коммуницируя с обучающимся, начнет самообучаться и адаптироваться. При этом есть риски унификации навыков и формализации профессиональных знаний, потери эмоционального контакта и навыков «живой» коммуникации. Кто оценит изменившиеся нагрузки на детей и педагогов в новых условиях?

Отдельно стоит рассмотреть и ситуацию, в которой оказываются родители обучающихся. Ощущается огромный разрыв между тем, в какой образовательной среде учатся дети, по сравнению с тем, как их родители учились в своё время в школе. Развитие цифровых технологий дало для детей в школе такие преимущества, о которых их родители могут даже не догадываться. Так, усилился глобальный контроль над детьми: в наши дни родители лучше информированы о ходе учебного процесса своих детей, т.к. он фиксируется в электронном виде. Родители имеют свободный доступ к электронным дневникам, журналам с оценками, заметками о поведении и прочему. Образование сейчас сильно отличается от молодости родителей современных обучающихся. Это уже другое поколение, у которых в школе есть более современные образовательные устройства. Происходит многократное увеличение разрыва между поколениями.

Формирование новых продуктов искусственного интеллекта волнует большинство людей в сфере образования. Становится существенным понимание педагогами, родителями и обучающимися преимуществ и ограничений его применения. До тех пор нам нужно будет работать над вопросами «акклиматизации» и доступности, чтобы каждый мог извлечь выгоду из этой новой реальности.

Выводы. Таким образом, практика трансформации традиционных форм обучения в дистанционные образовательные форматы применима в следующих областях:

- организация учебно-воспитательных процессов с применением образовательных онлайн-платформ;

- трансляция образовательного контента по различным каналам дистанционной передачи;

- использование в образовательных процессах ресурсов возможностей социальных сетей, мессенджеров и электронной почты;

- тиражирование и передача электронных учебных пособий и учебно-методических материалов;

- внедрение различных цифровых продуктов на основе искусственного интеллекта.

В настоящей работе в процессе анализа применения искусственного интеллекта в школе стали очевидными как преимущества, огромные возможности и перспективы, так и недостатки и возможные риски в этой области. С одной стороны искусственный интеллект способствует обеспечению эффективного развития образовательной системы, высокого качества её результатов в виде «интеллектуального капитала». Обработка получающегося большого массива данных под силу только искусственному интеллекту. В настоящее время обучающиеся имеют доступ к более совершенному учебному оборудованию и средам для искусственного интеллекта по сравнению с предыдущими поколениями. Это уже их естественная среда, а не технологический прорыв. Теперь повсеместно есть доступ к смартфонам, образовательным онлайн-платформам и компьютерным системам искусственного интеллекта. Внедрение искусственного интеллекта сможет обеспечить учет индивидуальных особенностей обучающихся, позволяя достичь необходимого уровня достижений для большинства и углубленное образование для более сильных обучающихся. С другой стороны всё большую тревогу вызывает стремительно происходящая трансформация функций педагога в школьной среде. Искусственный интеллект меняет наш образ жизни и многие уже считают такую среду в школах небезопасной. Дальнейшая модификация сферы образования изменит отношения между участниками образовательного процесса. Важно продолжать исследования для разработки безопасной среды применения искусственного интеллекта в школах.

Литература:

1. Асеева, И.А. Этические аспекты цифрового благополучия общества. (Аналитический обзор) / И.А. Асеева // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 8, Науковедение: Реферативный журнал. - 2021. - № 4. - С. 85-99

2. Валеева, А.Ф. Особенности управления инновационным развитием образовательной системы в условиях становления информационного общества / А.Ф. Валеева, Ф.Г. Мухаметзянова, Л.П. Кузьмина // ВЭПС. - 2019. - № 2. -С. 97-102

3. Вислова, А.Д. Современные тенденции развития искусственного интеллекта / А.Д. Вислова // Известия КБНЦ РАН. - 2020. - № 2 (94). - С. 14-30

4. Грязнов, С.А. Цифровая революция в образовании / С.А. Грянов // Вестник Самарского юридического института. -2020. - № 5 (41). - С. 87-92

5. Исламов, Р.С. Искусственный интеллект в информационно-коммуникационных технологиях и его влияние на обучение иностранному языку в высшей школе / Р.С. Исламов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2020. - № 12. - С. 300-305

6. Коровникова, Н.А. Искусственный интеллект в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы / Н.А. Коровникова // Социальные новации и социальные науки. - 2021. - № 2 (4). - С. 98-113

7. Корчагин, С.А. Анализ тенденций применения технологий искусственного интеллекта в образовательной сфере / С.А. Корчагин // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. - 2021. - № 1. - С. 37-42

8. Логвиненко, В.П. Значение научного знания в развитии цифрового общества / В.П. Логвиненко // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. - 2020. - № 3-1. - С. 656-660

9. Паскова, А.А. Технологии искусственного интеллекта в персонализации электронного обучения / А.А. Паскова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2019. - № 3/42. - С. 113-122

10. Садыкова, А.Р. Искусственный интеллект как компонент инновационного содержания общего образования: анализ мирового опыта и отечественные перспективы / А.Р. Садыкова, И.В. Левченко // Вестник РУДН. Серия Информатизация образования. - 2020. - Т. 17. - № 3. - С. 201-209

11. Рыбакова, М.В. Риски трансформации образования: ретроспективный анализ / М.В. Рыбакова // Социально-гуманитарные знания. - 2021. - № 4. - С. 84-96

12. Серобян, Г.А. Этико-правовые проблемы использования систем искусственного интеллекта / Г.А. Серобян // Теология. Философия. Право. - 2018. - № 4 (8). - С. 42-50

13. Степанова, Е.В. Место обучения робоэтике в системе современного образования / Е.В. Степанова // Муниципальное образование: инновациии эксперимент. - 2011. - № 6. - С. 74-77

14. Тульчинский, Г.Л. Цифровизация: возможности и социально-гуманитарные издержки / Г.Л. Тульчинский // Ведомости прикладной этики. - 2021. - № 57. - С. 34-47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.