Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая грамотность / исследовательская деятельность / организация исследования / внеурочная деятельность / самостоятельная работа / financial literacy / research activity / organization of research / extracurricular activities / independent work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьев Валентин Александрович, Лаврентьева Лариса Викторовна

В научной статье представлены результаты анализа особенностей организации исследовательской деятельности обучающихся по основам финансовой грамотности во внеурочной деятельности. Тема актуальна по причине того, что в современной турбулентной экономике основы финансовой грамотности являются необходимыми знаниями для гражданина страны на протяженности всей его жизни. Несмотря на значимость данного вопроса, многие педагоги пропускают углубленное изучение тем этой сферы. При этом именно самостоятельная исследовательская деятельность во внеурочное время, не только предоставляет получить наиболее глубокие знания обучающимся, но и соответствует новым ФГОС. Авторы статьи обобщают свой педагогический опыт и демонстрируют свои предложения с целью использовать на практике, что позволит повысить уровень изучения основ финансовой грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьев Валентин Александрович, Лаврентьева Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scientific article presents the results of the analysis of the features of the organization of research activities of students on the basics of financial literacy in extracurricular activities. The topic is relevant due to the fact that in a modern turbulent economy, the basics of financial literacy are necessary knowledge for a citizen of the country throughout his life. Despite the importance of this issue, many teachers skip in-depth study of topics in this area. At the same time, it is independent research activity outside of school hours that not only provides students with the most in-depth knowledge, but also corresponds to the new Federal State Educational Standards. The authors of the article summarize their pedagogical experience and demonstrate their proposals in order to use them in practice, which will increase the level of studying the basics of financial literacy.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»

Деятельность в финансово-страховой отрасли характеризуется в первую очередь большим объемом задач, требующих достаточный объем знаний и умений для поиска решения от специалистов, работающих в ней. По этой причине профессионально-математическая компетентность будущего финансиста-страховщика рассматривается как одна из ключевых в разрезе будущей профессии и деятельности, предполагающей поиск эффективных решений, соответствующих определенным критериям и не противоречащим современным процессам, происходящим в финансово-страховом секторе.

Формирование продуктивной методической системы, позволяющей поэтапно сформировать профессионально-математическую компетентность будущего финансиста страховщика становится одной из ключевых задач процесса обучения. Значимость уровня сформированной профессионально-математической компетентности определяется тем, что ее компоненты направленные не только практическое применение полученных знаний, но и формируют в целом интерес к будущей деятельности, замотивированность к саморазвитию, готовность к изучению смежных научных отраслей, расширению кругозора.

Литература:

1. Винникова, И.С. Организация самостоятельной работы обучающихся экономических направлений подготовки при изучении финансовой математики / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова, А.К. Закария // Проблемы современного педагогического образования. -2018. -№ 60-1. -С. 61-64

2. Зверева, Л.Г. Современные тенденции развития методики обучения математике / Л.Г. Зверева, Н.В. Корманенко, Ю.С. Кузнецова // The Scientific Heritage. - 2019. - № 40-3(40). - С. 16-18

3. Кузнецова, Е.А. Межпредметные связи блока математических дисциплин с блоком профессиональных финансово-страховых дисциплин для будущих бакалавров профиля "Финансы и страхование" / С.М. Маркова, Е.А. Кузнецова // Вестник Нижегородского университета им. H.H. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2022. - № 4(68). - С. 177-182. -DOI 10.52452/18115942 2022 4 177. - EDN OUNSJH

4. Кузнецова, Е.А. Перспективные направления в подготовке специалистов финансовой сферы / Е.П. Квашнина, Е.А. Кузнецова // Современные вопросы финансовых и страховых отношений в мировом сообществе: сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов, Нижний Новгород, 02 апреля 2018 года. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2018. - С. 205-208

5. Лабзина, П.Г. Междисциплинарное взаимодействие как условие развития гибких навыков студентов вуза / П.Г. Лабзина, С.Г. Меньшенина // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, № 2(35). - DOI 10.26795/2307-12812021-9-2-2. - EDN SNAFCM

6. Ляшенко, B.C. Использование инновационных форм и методик в процессе обучения математике / B.C. Ляшенко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 2-1(41). - С. 92-94. - DOI 10.24411/2500-10002020-10114

7. Маркова, С.М. Информационные технологии как средство обучения / С.М. Маркова, O.A. Зиновьев, М.Н. Уракова // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 25 ноября 2020 года / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина". - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - С. 125-127

8. Храмова, A.B. Современные аспекты преподавания финансово экономических дисциплин / A.B. Храмова, Е.А. Кузнецова // Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе: Материалы IV региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов, Нижний Новгород, 01 декабря 2017 года / Мининский университет. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2017. - С. 265-268

Педагогика

УДК 37.013

доктор экономических наук, профессор кафедры страхования, финансов и кредита Лаврентьев Валентин Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ

ГРАМОТНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Аннотация. В научной статье представлены результаты анализа особенностей организации исследовательской деятельности обучающихся по основам финансовой грамотности во внеурочной деятельности. Тема актуальна по причине того, что в современной турбулентной экономике основы финансовой грамотности являются необходимыми знаниями для гражданина страны на протяженности всей его жизни. Несмотря на значимость данного вопроса, многие педагоги пропускают углубленное изучение тем этой сферы. При этом именно самостоятельная исследовательская деятельность во внеурочное время, не только предоставляет получить наиболее глубокие знания обучающимся, но и соответствует новым ФГОС. Авторы статьи обобщают свой педагогический опыт и демонстрируют свои предложения с целью использовать на практике, что позволит повысить уровень изучения основ финансовой грамотности.

Ключевые слова: финансовая грамотность, исследовательская деятельность, организация исследования, внеурочная деятельность, самостоятельная работа.

Annotation. The scientific article presents the results of the analysis of the features of the organization of research activities of students on the basics of financial literacy in extracurricular activities. The topic is relevant due to the fact that in a modern turbulent economy, the basics of financial literacy are necessary knowledge for a citizen of the country throughout his life. Despite the importance of this issue, many teachers skip in-depth study of topics in this area. At the same time, it is independent research activity outside of school hours that not only provides students with the most in-depth knowledge, but also corresponds to the new Federal

State Educational Standards. The authors of the article summarize their pedagogical experience and demonstrate their proposals in order to use them in practice, which will increase the level of studying the basics of financial literacy.

Key words: financial literacy, research activity, organization of research, extracurricular activities, independent work.

Введение. Проблематика научного исследования имеет высокую степень актуальности, так как связана с недостаточным повышением уровня финансовой грамотности некоторых слоев населения Российской Федерации. Это приводит к появлению различных финансовых проблем, таких как, большой объем потребительской закредитованности, и невозможность расплатиться с долгами, отсутствие навыков составить личный финансовый план на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а как следствие неэффективное распоряжение личными финансами, неумение брать на себя ответственность за финансовые решения и ориентироваться в финансовой информации, граждане страны стали более негативно относиться к кредитованию, страхованию и инвестированию.

Все вышеперечисленные проблемы привели к необходимости введения курса финансовой грамотности в школе. Беря во внимание различные формы финансовых проблем и мошенничества, с которыми граждане могут сталкиваются в течение своей жизни, финансовую грамотность следует не только преподавать, но и вовлекать обучающихся в ее изучение во внеурочное время

Изложение основного материала статьи. В настоящее время экономика страны переживает сложные процессы и изменения, предлагая населению все большее количество достаточно сложных финансовых продуктов, услуг и инструментов. Даже если гражданин и не собирается никогда пользоваться каким-либо из них, он должен обладать достаточной степенью финансовой грамотности, иначе он может столкнуться с значительными трудностями и финансовым мошенничеством. Так, например, его сбережения будут обесцениваться, а он не будет иметь знаний о том, какие инструменты могут предотвратить это, может стать жертвой не только мошенников, но и рекламных кампаний (пример, предлагается доходность более чем в сто раз при использовании рискованных стратегий в инвестировании) и так далее. В результате, те, кто не имеет достаточных финансовых знаний, будут находиться в группе риска, постоянно констатировать свои финансовые проблемы, не имея возможности получать потенциальный доход. Следовательно первые азы финансовой грамотности необходимо прививать с самого детства. Несмотря на осознание важности такого обучения, оно не выведено в отдельный курс, а в большинстве случаев включено в программу по обществознанию либо в факультатив, значит необходимо акцентировать внимание на внеурочную деятельность обучающихся [51. При этом, согласно обновленным ФГОС, обучающийся должен уметь самостоятельно получать информацию, чему способствует исследовательская деятельность. Несмотря на это, многие педагоги игнорируют, как в целом углубленное изучение финансовой грамотности, так и организацию исследовательской деятельности во внеурочное время, что недопустимо в нынешних социально-экономических условиях.

В первую очередь необходимо отметить, что под исследовательской деятельностью предлагается понимать самостоятельную работу обучающихся, которая направлена на системное рассмотрение конкретного вопроса, который может, как недостаточно полно анализироваться на уроках, так и в целом быть за рамками школьной программы \4~\. Используя такую технологию, ученик становится исследователем определенной проблемы, он проводит глубокое ее изучение, например, с применением эксперимента.

Технология исследовательской деятельности эффективна и положительно влияет на учеников в следующих направлениях [1,21:

1. Ученик самостоятельно определяет взаимосвязи между различными элементами, что приводит к глубокому их изучению.

2. Происходит работа с реальными объектами и процессами, с которыми в будущем может встретиться школьник.

3. Если будет рассматриваться динамика, то проведется анализ изменения состояния вопроса, что позволит самостоятельно дать прогноз относительно конкретной проблемы в будущем.

4. Будут определены факторы, формирующие наибольшее влияние на объекты исследования.

5. Если исследование проводится в групповом формате, то развивается работа учеников в команде.

6. Итоги исследования необходимо презентовать, а потому совершенствуются навыки выступления, ораторские способности, приемы работы с инструментами презентаций, снижается боязнь публичных выступлений.

7. Ученик получает оценку своей деятельности не только от педагога, но и от коллег, что развивает рефлексию.

8. Школьник получает больше сведений о своих возможностях, способностях, делает вывод о том, нравится ли ему функционировать, как исследователю, а также демонстрирует свое собственное отношение по поводу изучаемого вопроса.

Несмотря на существенное количество положительных элементов, исследовательская деятельность не лишена негативных аспектов. Представим наиболее важные из них:

1. Существует вероятность неудачи при выполнении проекта.

2. Если происходит работа в команде, то вклад каждого ребенка сложно объективно оценить.

3. Нагрузка на обучающихся увеличивается. При этом речь идет, как об информационной, так и о психологической нагрузке. Рекомендуется обсудить данный вопрос с родителями, чтобы оптимизировать время на внеурочную деятельность.

Отметим, что при грамотном подходе к организации исследовательской работы можно нивелировать каждую из этих проблем. Авторы представляют свое видение этапов, которые в обязательном порядке должны присутствовать при использовании этой технологии, для минимизации рисков и увеличения вероятности реализации всех вышеобозначенных положительных аспектов.

Можно выделить следующие обязательные этапы:

1. Выбор тематики исследования. В данном случае рекомендуется сформировать список тем, которые обучающиеся могут выбрать. Важно представить перечень, который будет на пять-десять позиций больше, чем количество учеников в классе. Это необходимо потому, чтобы обеспечить выбор, иначе риск неудачи увеличивается. При этом важно сразу указать, что тема может быть скорректирована по желанию ученика. Таким образом, начало этапа - это представление списка, а итог - получение обратной связи через несколько дней относительно выбранной темы и ее корректировка в случае необходимости.

2. Целеполагание. В данном случае дается следующее задание - ученик должен самостоятельно определить, какова цель его проекта. Так, предположим, выбрав тему: «Какие налоги уплачивает большинство граждан страны», можно выделить несколько возможных тем. Простая цель может заключаться в отображении своего мнения относительно самых распространенных налогов, а более глубокая - изучение справедливости налогообложения лиц, ответ на вопрос, необходимо ли изменять ставки и иные элементы налогооблагаемой базы. Если педагог наблюдает, что цель формируется недостаточно верно, например, «составить список самых распространенных налогов», которая является недостаточно исследовательской, необходимо провести корректировку лично с каждым учеником. Для снижения реализации такого риска, рекомендуется сформировать памятку с примерами относительно целеполагания.

3. Формирование гипотезы и плана. Это будет следующее задание для учеников. При этом снова важно заранее выделить, например, в памятке, что такое гипотеза, как ее верно сформулировать, какие части плана должны присутствовать в обязательном порядке, важно привести верные и неверные примеры. После этого педагог снова изучает результаты работы каждой команды, корректируя их, в случае необходимости.

4. Реализация проекта. На данном этапе начинается непосредственная самостоятельная работа, согласно утвержденному плану. Здесь важно выделить временные отрезки, в которые дети должны показатель результат определенной части работы. Предположим, на каждую главу дается две недели, после чего они в обязательном порядке отправляются педагогу на проверку. При этом важно указать, что любой вопрос может и должен быть задан. Если самостоятельные действия не приводят к успеху, необходимо провести консультацию с командой, определив причины неудач. Возможно, один определенный пункт не получается понять и требуется помощь в работе с ним, а в некоторых случаях выбранная тема или поставленная цель не соответствуют уровню, что требует замены элемента. Важно предварительно отметить ученикам, что неуспех не является нерешаемой проблемой - команда имеет достаточное время для выбора даже новой темы, что не будет значительной трудностью. В данном случае рекомендуется указать в памятке ключевые особенности глав. Так, например, если работа будет состоять из трех глав - теоретическая, исследовательская и практическая (мнение, предложения, рекомендации), то для каждой из них должна быть даны советы педагога, а именно где можно найти достоверные источники информации для теоретической и исследовательской глав, что можно представить в практической главе и так далее.

5. Формирование итогов и конечного продукта исследования. В данном случае речь идет о написании заключения. Здесь важно предварительно обратить внимание детей на то, какую цель они ставили. До начала презентации работы, все заключения должны быть изучены на аспект верности. В памятке рекомендуется сформировать отдельный пункт относительно заключения, что должно в нем быть.

6. Презентация работы. До начала этого этапа, педагог обязан удостовериться, что навыки каждого ученика в обращении с презентационными инструментами, например, MS Power Point достаточны для выполнения задачи. Если будет выявлено, что навыки недостаточны, нужно провести занятие относительно того, какие возможности есть у программы, как реализовать то или иное действие. Так как исследования в отношении финансовой грамотности где могут потребоваться работы с диаграммами и даже расчетами, можно представить ученикам основы работы с MS Excel. В памятке рекомендуется отобразить, какие части презентации должны быть обязательными и каков ее минимальный и максимальный объем. Рекомендуются следующие пропорции - не более 10% - теория, около 60% - исследование, около 20% - практика и 10% - остальное (титульный лист, список источников, благодарности и иные возможные элементы) [81. Важно сразу указать на самые распространенные ошибки, например, использование слишком ярких цветов в презентации, применение белого цвета при написании текста на цветном фоне, чрезмерное наполнение презентации анимацией и эффектами и так далее. Предварительно педагог должен изучить презентации для выявления наиболее недопустимых ошибок. Важно обратить внимание на то, что докладчики должны проработать возможные ответы на предполагаемые вопросы, а аудитория обязана их задавать. В памятке также необходимо дать советы относительно того, как снизить возможное волнение перед ответом перед аудиторией.

7. Рефлексия. После презентации всех работ, дети обязаны самостоятельно проанализировать свои результаты, впечатления и эмоции. В первую очередь они должны сделать однозначный вывод - получили ли они знания в сфере финансовой грамотности от проведения исследования или нет, были ли полезны работы коллег, какие достоинства и недостатки своей и чужой работы он может выделить.

Исходя из представленных этапов, отметим, что создание памятки - основа организации исследовательской работы по финансовой грамотности учеников, так как каждый этап специфичен, при этом исследование по такой теме требует настоящего анализа реальных источников, что является достаточно трудной задачей для школьника. Если задание просто будет предоставлено, то с высокой долей вероятности оно, либо будет выполнено недостаточно верно, либо обучающихся может постигнуть неудача.

Если внутри описания этапов были указаны меры по нивелированию первой и третьей проблемы, то вторая -сложности в объективном оценивании вклада каждого ребенка, не решены. Здесь можно рекомендовать следующее -необходимо предварительно решить внутри каждой команды, кто будет ответственен за каждый этап и каждый пункт/главу работы. Именно с этого человека педагог будет требовать ответы на свои вопросы. В результате, проблема будет решена, при этом каждый участник коллектива однозначно получит новые знания при проведении исследования[7].

Особую важность имеет перечень выбираемых тем, можно рекомендовать следующие их них:

1. Анализ инфляции на примере любой группы товаров.

2. Сравнительный анализ банковских продуктов любого города.

3. Анализбюджета семьи.

4. Какие налоги уплачивает большинство граждан.

5. Анализ методов защиты сбережений от инфляции.

6. Анализ видов ценных бумаг.

7. Специфика недвижимости, как инвестиционного инструмента.

8. Страхование как инструмент защиты от несчастного случая.

Каждая предложенная тема может быть разбита на подтемы, например, «Анализ ценных бумаг» можно разделить на «Анализ особенностей облигаций» и «Анализ видов акций и их специфики». В результате, список можно существенно расширять. Важно, чтобы внутри каждой темы можно было провести анализ.

Выводы. Резюмируя вышесказанное следует отметить, организация исследовательской работы во внеурочное время по основам финансовой грамотности должна иметь корректный порядок проведения и соответствовать специфике - в обязательном порядке должен быть проведен анализ, а также представлено, либо свое мнение, либо, что предпочтительнее, рекомендации и мероприятия. Все особенности, позволяющие обучающимся наиболее верно выполнить работу, предлагается поместить в памятку. Она позволит минимизировать число неудач и ошибок. По этой причине рекомендуется на практике результаты исследования обсуждать в группах, что существенно повысит эффективность применения данного инструмента.

Литература:

1. Ахунжанова, Н.А. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников 9 класса в процессе решения задач / Н.А. Ахунжанова, P.P. Буштекеева // Актуальные проблемы современного образования. - 2021. - № 2(31). -С. 130-137

2. Дружинина, Ю.В. Актуальные проблемы организации ученических исследовательских проектов по обществознанию (из опыта городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5-8 классов) / Ю.В. Дружинина // Сибирский педагогический журнал. - 2022. - № 4,- С. 136-143.-DOI 10.15293/1813-4718.2204.12

3. Измерение уровня финансовой грамотности. Банк России. - URL: http://www.cbr.ru/analytics/szpp/fin literacy/fin ed intro/ (дата обращения: 10.09.2023)

4. Кравченко, И.А. Роль образовательной организации в формировании экономической культуры гражданина: от теории к практике / И.А. Кравченко, В.В. Соглаев, C.B. Михайлова // Глобальный научный потенциал. - 2023. - № 3(144). -С. 73-75

5. Калмыков, H.H. Опыт и перспективы повышения финансовой грамотности граждан в современных социально-экономических условиях / H.H. Калмыков, Е.В. Сычева, Т.Г. Мошкова, A.B. Немыкин, Т.Е. Иванова // Economic Consultant. - 2020. - №4 (20).

6. Першина, Т.А. Развитие научно-исследовательской деятельности в рамках системы высшего образования в РФ / Т.А. Першина//Россия: тенденции и перспективы развития. -2018. -№13-1.

7. Просолупова, H.A. Формирование исследовательских умений студентов посредством проектирования и реализации системы учебно-исследовательских заданий / H.A. Просолупова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. -2020. -№4 (56).

8. Фролова, C.B. Концептуальные основы создания цифровой платформы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов / C.B. Фролова, E.H. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2022. - №4(10). -URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1384/ (датаобращения 11.09.2023)

9. Царева, И.А. Организация научно-исследовательской деятельности / И.А. Царева, Т.И. Пядина // Инновационная наука. - 2020. - №7.

10. Шимширт, Н.Д. Теоретические основы и проблемы реализации программ повышения финансовой грамотности студентов в вузах современных условиях / Н.Д. Шимширт, В.В. Копилевич // Global and Regional Research. - 2019. - T. 1. -№4.-С. 186-194

Педагогика

УДК 37.087.4

кандидат физико-математических наук, доцент Ланина Светлана Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Благовещенский государственный педагогический университет» (г. Благовещенск);

магистр Коломенская Вероника Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Амурская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской федерации (г. Благовещенск)

СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВУЗА

Аннотация. Процесс подготовки будущих специалистов всех сфер деятельности в системе высшего образования, невозможен без педагогических работников. Именно от них во много зависит то, какими кадрами будет располагать наша страна в будущем. Происходящие изменения в системе образования, в том числе и высшего, требуют от педагогических работников умения решать все новые и новые профессиональные задачи. Степень сложности труда постепенно увеличивается, также, как и ее интенсивность. Именно поэтому, как никогда, становится актуальным вопрос стимулирования педагогических работников, а именно профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. В статье рассмотрена действующая система стимулирования профессорско-преподавательского состава ФГБО ВО «БГПУ», через эффективный контракт. Описаны основные элементы этой системы. Представлена методика расчета стоимости балла. Рассмотрены отдельные показатели и выплаты, относящиеся к научной, воспитательной и учебно-методической деятельности. Описаны достоинства и возможнее недостатки системы стимулирования.

Ключевые слова: педагогические работники, стимулирование, ВУЗ, эффективный контракт.

Annotation. The process of training future specialists in all fields of activity in the higher education system is impossible without teaching staff. It is on them that the kind of personnel our country will have in the future largely depends. The ongoing changes in the education system, including higher education, require teaching staff to be able to solve more and more new professional problems. The degree of complexity of work gradually increases, as does its intensity. That is why, more than ever, the issue of stimulating teaching staff, namely the teaching staff of higher educational institutions, is becoming more relevant. The article examines the current system of incentives for the teaching staff of the Federal State Educational Institution of Higher Education "BSPU", through an effective contract. The main elements of this system are described. A methodology for calculating the value of a point is presented. Individual indicators and payments related to scientific, educational and educational activities are considered. The advantages and possible disadvantages of the incentive system are described.

Key words: teaching staff, incentives, university, effective contract.

Введение. На рынке образовательных услуг, в настоящее время, наблюдается конкуренция. В силу наличия большого числа высшие учебных заведений и ограниченного числа выпускников, окончивших 11 классов, прослеживается избыточное предложение образовательных услуг. Особенно ощутимая эта конкуренция в тех регионах, которые находятся вдалеке от центра страны. Например, в Амурской области, где низкая плотность населения (2,09 чел./км2 по данным на 2023 г.) и расположено пять высших учебных заведений, разворачивается настоящая борьба за абитуриентов. В такой конкурентной борьбе ВУЗы стремятся продемонстрировать все свои лучшие стороны. Одной из таких сторон, можно назвать качественный, эффективно работающий профессорско-преподавательский состав. Именно поэтому руководство каждой из высших учебных заведений стремятся повысить качество и эффективность работы представителей профессорско-преподавательского состава.

Изложение основного материала статьи. Процесс подготовки будущих специалистов всех сфер деятельности в системе высшего образования, невозможен без педагогических работников. Именно от них во много зависит то, какими кадрами будет располагать наша страна в будущем.

Происходящие изменения в системе образования, в том числе и высшего, требуют от педагогических работников умения решать все новые и новые профессиональные задачи. Степень сложности труда постепенно увеличивается, также, как и ее интенсивность. Именно поэтому, как никогда, становится актуальным вопрос стимулирования педагогических работников, а именно профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

В рамках данной работы под стимулированием труда будем понимать совокупность методов, прием, средств, способов конечной целью которых является не только повышение эффективности труда педагогических работников, но и повышение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.