Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ КУЛЬТУРА / РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьева Лариса Викторовна, Емельяненко Анна Александровна, Иванова Людмила Валерьевна

В научной статье представлены результаты анализа особенностей использования механизма организации исследовательской деятельности в учреждениях образования Российской Федерации с целью проведения обучения финансовой грамотности молодого поколения. Актуальность обусловлена тем, что в современном периоде уровень финансовой грамотности населения страны демонстрирует невысокие значения, что приводит к различным финансовым проблемам, включая увеличение долговой ямы граждан и неэффективное распоряжение личными финансами. В работе проанализированы тенденции изменения уровня финансовой грамотности населения в России. Рассмотрена роль и значение обучения финансовой грамотности школьников и студентов. Определены перспективы использования механизма исследовательской деятельности при повышении эффективности обучения финансовой грамотности молодого поколения. Перечислены цели и результаты, к которым может привести исследовательская деятельность в обучении финансовой грамотности. Рассмотрены мероприятия, которые предлагаются с целью практического закрепления задач внедрения исследовательской деятельности в обучении финансовой грамотности школьников и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьева Лариса Викторовна, Емельяненко Анна Александровна, Иванова Людмила Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS AND SCHOOLCHILDREN IN THE STUDY OF FINANCIAL LITERACY

Тhe scientific article is aimed at presenting the results of the analysis of using the mechanism of organizing research activities to train the financial literacy of the younger generation in educational institutions of the Russian Federation. The study can be considered relevant as in the nowadays the level of financial literacy of the population of our country demonstrates low values, which leads to various financial problems, including an increase in the debt burden of citizens and inefficient management of personal finances. The paper analyzes trends in the level of financial literacy of the population in Russia. The role and importance of teaching financial literacy to schoolchildren and students is discussed. The prospects for using the mechanism of research activities while improving the effectiveness of teaching financial literacy to the young generation are determined. The goals and results of research activities while teaching financial literacy and the way they can lead to are listed. The activities that are proposed for the purpose of practical consolidation of the tasks of introducing research activities in teaching financial literacy to schoolchildren and students are presented.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

5. Круподёрова, K.P. Сопровождение проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды / К Р. Круподёрова, Л.Ю. Кучинова, С.Д. Поленко // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №. 74-1. - С. 139-142

6. Лаврентьев, В.А. Технологическая модернизация организационной структуры и функций интегрированных наукоемких предприятий / В.А. Лаврентьев // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - №10. - С.107-112

7. Польшакова, Н.В. Цифровизация научно-исследовательской деятельности как основной инструмент мониторинга научно-технической работы вуза / Н.В. Польшакова, А.С. Коломейченко, А.С. Яковлев // Вестник ОрелГАУ. - 2020. -№1. - С. 82.

8. Портнова, Ю.С. Особенности исследовательской деятельности студентов при формировании компетентного специалиста / Ю.С. Портнова, И.В. Ребро // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 5. - С. 103-104

9. Тазов, П.Ю. Вопросы цифрового обучения и методы повышения эффективности обучения цифрового поколения в условиях цифровой среды / П.Ю. Тазов // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - №. 6-2. - С. 385-391

10. Фролова, С.В. Концептуальные основы создания цифровой платформы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов / С.В. Фролова, Е.Н. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2022. - №4(10). - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1384 (Дата обращения: 15.03.2023)

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Емельяненко Анна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Иванова Людмила Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ПРИ

ИЗУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация. В научной статье представлены результаты анализа особенностей использования механизма организации исследовательской деятельности в учреждениях образования Российской Федерации с целью проведения обучения финансовой грамотности молодого поколения. Актуальность обусловлена тем, что в современном периоде уровень финансовой грамотности населения страны демонстрирует невысокие значения, что приводит к различным финансовым проблемам, включая увеличение долговой ямы граждан и неэффективное распоряжение личными финансами. В работе проанализированы тенденции изменения уровня финансовой грамотности населения в России. Рассмотрена роль и значение обучения финансовой грамотности школьников и студентов. Определены перспективы использования механизма исследовательской деятельности при повышении эффективности обучения финансовой грамотности молодого поколения. Перечислены цели и результаты, к которым может привести исследовательская деятельность в обучении финансовой грамотности. Рассмотрены мероприятия, которые предлагаются с целью практического закрепления задач внедрения исследовательской деятельности в обучении финансовой грамотности школьников и студентов.

Ключевые слова: финансовая грамотность; обучение финансовой грамотности; исследовательская деятельность; финансовая культура; развитие финансовой грамотности.

An^tat^. The scientific article is aimed at presenting the results of the analysis of using the mechanism of organizing research activities to train the financial literacy of the younger generation in educational institutions of the Russian Federation. The study can be considered relevant as in the nowadays the level of financial literacy of the population of our country demonstrates low values, which leads to various financial problems, including an increase in the debt burden of citizens and inefficient management of personal finances. The paper analyzes trends in the level of financial literacy of the population in Russia. The role and importance of teaching financial literacy to schoolchildren and students is discussed. The prospects for using the mechanism of research activities while improving the effectiveness of teaching financial literacy to the young generation are determined. The goals and results of research activities while teaching financial literacy and the way they can lead to are listed. The activities that are proposed for the purpose of practical consolidation of the tasks of introducing research activities in teaching financial literacy to schoolchildren and students are presented.

Key words: financial literacy; financial literacy training; research activities; financial culture; development of financial literacy.

Введение. Проблематика научного исследования на выбранную тематику в современном периоде имеет высокую степень актуальности, что связано с недостаточно высоким уровнем финансовой грамотности населения Российской Федерации. Это приводит к появлению различных финансовых проблем, включая увеличение долговой ямы граждан (из-за высокого уровня потребительской закредитованности граждан) и неэффективное распоряжение личными финансами (когда личные доходы полностью используются для покрытия личных расходов).

В связи с неумением брать на себя ответственность за финансовые решения, граждане Российской Федерации стали более негативно относиться к кредитованию, страхованию и инвестированию. На этом фоне россияне стали более лояльно относиться к введению обучения финансовой грамотности в школе. Учитывая типы финансовых проблем и вопросов, с которыми граждане сталкиваются в течение своей жизни, вполне вероятно, что большинство людей согласятся, что понимание финансов достаточно важная тема, поэтому ее следует не только преподавать, но и вовлекать людей в финансовую деятельность, которая осуществляется по алгоритмам исследовательского подхода. Отношение к финансовой грамотности в глазах россиян имеет свои положительные моменты.

Изложение основного материала статьи. Важнейшим фактором обеспечения экономической безопасности личностей является формирования у людей финансовой грамотности и культуры.

На диаграмме 1 изображены результаты исследования Банка России, где продемонстрировано повышение уровня финансовой грамотности в обществе.

Диаграмма 1. Изменение финансовой грамотности общества в России с 2017 по 2020 гг., в % от доли всего

населения [4]

Согласно последним данным, предоставленным после исследования аналитического центра НАФИ, 72% населения России имеет средний и высокий уровень финансовой грамотности по состоянию на 2022 г. При этом индекс финансовой грамотности с 2020 по 2022 гг. вырос с 12,35 до 12,79 пунктов. Наибольшая доля финансов грамотных граждан страны - это люди старшего поколения (от 45 лет), имеющие высшее образование и проживающие в крупных городах. Доля тех граждан, кто использует семейный бюджет составляет 65%, а тех, кто следит за своими финансами - рекордные 78%. Такая положительная динамика является результатом государственной политики по обеспечению развития финансовой культуры в российском обществе.

С целью формирования финансовой грамотности Правительством РФ был запущен проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования». Цель повышение финансовой грамотности. Для этого необходимо решение таких задач, как [5]:

- организация программ образования по финансовой культуре;

- развитие системы защиты потребителей финансовых продуктов;

- реализация мероприятия повышения финансовой грамотности.

Приоритетным направлением развития финансовой грамотности является организация программы обучения финансовой культуры для школьников и студентов.

Как показывают исследования в России возраст 14-17 лет является возрастом стремительного роста индекса финансовой грамотности, следовательно нужно использовать максимум возможностей для более качественного образования подростков.

Может ли финансовое образование концептуально улучшить финансовые результаты жизни человека зависит от различных взглядов на человеческое поведение. С точки зрения экономики, финансовое образование не принесет каких-либо существенных изменений из-за предположения, что люди по умолчанию ведут себя рационально и находятся под влиянием рыночных сил.

Однако исследования показывают, что получение финансовых знаний зависит от сравнения затрат и выгод от такого образования. Это означает, что не следует ожидать, что программы финансового образования приведут к изменениям в поведении тех, кто считает, что стоимость приобретения перевешивает потенциальные выгоды.

Организация обучения студентов и школьников будет способствовать формированию у них финансовой грамотности, которая позволит эффективно и безопасности распоряжаться личными финансами и пользоваться различными финансовыми и банковскими продуктами. Именно молодежь - наиболее опасная группа населения, которая подвержена влиянию различных мошенников и финансовых преступников [10].

При помощи организации обучения финансовой культуры студентов и школьников обеспечиваются залоги успешного развития финансового рынка государства, ведь в будущем к нему обратятся больше субъектов частного капитала, заинтересованных в грамотном приумножении и накоплении. Современное молодежное поколение способно стать основным покупателем отечественных ценных бумаг, что в дальнейшем приведет к росту рыночной капитализации фондового рынка России.

На современном этапе необходимым условием обучения является внедрение таких методик, которые бы более эффективно раскрывали потенциал учащихся, их интеллектуальные и моральные качества, способствовали повышению мотивации к изучению финансовой грамотности, активизировали их познавательную деятельность, побудили к творческому поиску и самосовершенствованию.

Важно воспроизвести образовательный процесс так, чтобы учащийся проявлял желание узнать что-то новое. Поэтому, опираясь на исследования ученых и педагогический опыт, рекомендуется использовать исследовательскую деятельность в обучении финансовой грамотности[8]. Развивая навыки поиска, исследовательская деятельность также помогает в формировании коммуникативных навыков, готовности к сотрудничеству, учащийся при групповом исследовании учится слышать своих товарищей, уважать правила исследования и следовать им [6].

Таким образом, одним из способов организации обучения финансовой грамотности среди детей и молодежи является ведение исследовательской деятельности. Для молодых людей, в основном студентов, их финансовая грамотность зависит главным образом от отношения к финансам их родителей, от того, какие знания и опыт они им предлагают, а также от теоретической базы, которую они получают в системе образования.

Однако собственно финансовой практики у них мало. Поэтому обучение финансовой грамотности исследовательским методом будет способствовать выработке практических навыков, которые затем будет применены при интеграции выпускника жизнь, поэтому обращение к финансовым продуктам должно быть само собой разумеющимся.

Исследовательская деятельность - это процесс изучения учащимися системы научных знаний специально разработанными средствами и методами с целью развития познавательных навыков, мировосприятия, нравственных и других качеств человека, а также развития творческих способностей и способностей [7].

Выполнение творческих исследовательских задач с неизвестным решением в процессе самостоятельной работы студентов при изучении финансовой грамотности в школах и ВУЗах будет способствовать закреплению теоретического материала и выработке практических навыков обращения с финансовыми инструментами. Это будет способствовать ранней финансовой зрелости молодого человека и его готовности к рациональному пользованию доступными финансовыми возможностями в будущем без риска наступления финансово неблагоприятных последствий [9].

Продвижение финансового образования означает стремление изменить поведение людей, давая им возможность принимать ответственные, про активные и нереактивные финансовые решения. Исследовательский подход к обучению финансовой грамотности стремится дать обучающимся опыт работы с финансовой системой, чтобы понять, как имеющееся финансовое предложение будет иметь конкурентные преимущества, которые обеспечат более высокое качество жизни человека [1].

Разработанный авторами статьи, элективный курс «Основы финансовой грамотности» с элементами исследовательской деятельности рассчитан на то, что преподаватель может выбрать из большой программы курса исследовательские задания как для проведения занятий по повышению финансовой грамотности, так и в качестве дополнительного учебно-методического материала при изучении финансово-экономических и математических дисциплин.

С целью практического закрепления задач внедрения исследовательской деятельности в обучении финансовой грамотности школьников и студентов предлагается [3; 2]:

- проводить и организовывать научно-теоретические конференции, практические и методические совещания по актуальной проблематике;

- включать исследования научных проблем в программы исследований и учебные планов профессиональной подготовки специалистов;

- изменить и корректировать учебные планы, программы и содержание образования с целью переориентации обучения на исследовательский лад;

- проанализировать и изучить мировой опыт обучения финансовой грамотности и перенять положительные примеры организации исследовательской работы студентов университетов.

К общим целям, которые реализуются в процессе изучения финансовой грамотности молодежи с элементами исследовательской деятельности, должны относится:

- усвоения фундаментальных знаний о финансовом жизни общества, основных экономических категорий;

- содействие развитию навыков рационального поведения человека как потребителя финансовых услуг;

- поддержание интереса к изучению предметов экономической направленности;

- формирование финансовой культуры.

Ожидаемыми результатами проведения занятий и исследовательской деятельности по финансовой грамотности для школьников и студентов могут выступать:

- сокращение финансовых рисков у молодежи;

- повышение уровня финансовой грамотности;

- увеличение доли школьников и студентов, которые разбираются в финансовых продуктах и финансовых рисках.

Выводы. Таким образом, текущая национальная стратегия нуждается в разработке различных проектов, которые

курирует Минэкономразвития РФ. Одним из них является организация исследовательской деятельности школьников и студентов при их повышении финансовой грамотности.

Организация исследовательской деятельности в обучении финансовой грамотности среди школьников и студентов позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии образования, воспитания и развития учащихся средствами исследовательской деятельности, задает тему и сюжет обучения, дает распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности их изучения.

Реализация педагогического эксперимента путем преподавания элективного курса «Основы финансовой грамотности» с элементами исследовательской деятельности способна создать благоприятные условия для формирования финансовой грамотности, что позволит добиться позитивных изменений на ее росте.

Литература:

1. Абрамова, В.Ю. Методическая подготовка студентов магистратуры педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к осуществлению учебной проектной и исследовательской деятельности в школе / В.Ю. Абрамова, А.Е. Бойков, И.С. Елизарова // МНКО. - 2020. - №3 (82).

2. Быстрова, Н.В. Финансовая грамотность молодежи в условиях цифровой экономики / Н.В. Быстрова, Е.А. Уракова, Е.Н. Назарова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-4. - С. 70-73

3. Гедулянова, Н.С. Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся / Н.С. Гедулянова, А.М. Митяева // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2016. - №3 (72).

4. Измерение уровня финансовой грамотности. Банк России. - URL: http://www.cbr.ru/analytics/szpp/fin_literacy/fin_ed_intro/ (дата обращения: 19.02.2023)

5. Калмыков, Н.Н. Опыт и перспективы повышения финансовой грамотности граждан в современных социально-экономических условиях / Н.Н. Калмыков, Е.В. Сычева, Т.Г. Мошкова, А.В. Немыкин, Т.Б. Иванова // Economic Consultant. - 2020. - №4 (20).

6. Першина, Т.А. Развитие научно-исследовательской деятельности в рамках системы высшего образования в РФ / Т.А. Першина // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2018. - №13-1.

7. Просолупова, Н.А. Формирование исследовательских умений студентов посредством проектирования и реализации системы учебно-исследовательских заданий / Н.А. Просолупова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2020. - №4 (56).

8. Фролова, С.В. Концептуальные основы создания цифровой платформы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов/ С.В. Фролова, Е.Н. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2022. - №4(10).

9. Царева И.А. Организация научно-исследовательской деятельности / И.А. Царева, Т.И. Пядина // Инновационная наука. 2020. №7.

10. Шимширт Н.Д., Копилевич В.В. Теоретические основы и проблемы реализации программ повышения финансовой грамотности студентов в вузах современных условиях / Н.Д. Шимширт, В.В. Копилевич // Global and Regional Research. -2019. - Т. 1. - № 4. - С. 186-194

Педагогика

УДК 623.5

старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Лапов Иван Николаевич

Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар); кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); начальник кафедры, кандидат юридических наук Хамгоков Мурадин Мухамедович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Статья посвящена процессу формирования в современных условиях профессиональных компетенций и опыта сотрудников органов внутренних дел, связанных с обеспечением их личной безопасности при выполнении задач во время несении службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в особых условиях. На основе анализа имеющихся данных сформулированы предложения по повышению качества знаний и практических навыков, получаемых сотрудниками органов внутренних дел при обучении в образовательных организациях системы МВД России.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, компетентность, квалификация, личная безопасность, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, образовательные организации системы МВД России, тактико-специальная подготовка, специальная операция, беспилотные летательные аппараты, сотрудники органов внутренних дел.

Annоtation. The article is devoted to the process of formation in modern conditions of professional competencies and experience of employees of internal affairs bodies related to ensuring their personal safety in the performance of tasks in the service of protecting public order and ensuring public safety in special conditions. Based on the analysis of the available data, proposals are formulated to improve the quality of knowledge and practical skills acquired by employees of the internal affairs bodies during training in educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Key words: professional competence, competence, qualification, personal security, protection of public order, ensuring public security, educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, tactical and special training, special operation, unmanned aerial vehicles, employees of internal affairs bodies.

Введение. Современные реалии, неразрывно связанные с нестабильной обстановкой во вновь присоединенных регионах Российской Федерации (Запорожская и Херсонская области, а также ЛНР и ДНР), заставили «силовые» ведомства уделить особое внимание совершенствованию профессиональной подготовки правоохранителей, касающейся деятельности в особых условиях. Правоохранители, несущие службу в вышеуказанных регионах и в приграничных зонах, испытывают повышенные экстремальные нагрузки, ежедневно рискуя своей жизнью и здоровьем.

Изучением вопросов профессиональной подготовки к действиям в экстремальных ситуациях подробно изучен такими авторами, как В.И. Майоров, В.Е. Севрюгин, А.А. Левченко, С.В. Калинин, А.Р. Шевченко, Д.А. Аникин, В.А. Овчинников, И.Л. Гросс, Л.В. Густова, Д.О. Усанов, А.Р. Аблаев, Р.Р. Аблаев, А.Ш. Шевченко, А.А. Беженцев, Л.С. Кравчук, С.А. Селиверстов, Е.Г. Светличный, А.С. Гричанов и многими другими. Работы авторов посвящены порядку отбора для различных подразделений полиции, особенностям их дальнейшей подготовки и повышения квалификации, в том числе, для осуществления деятельности в сложной оперативной обстановке [9, 11].

Изложение основного материала статьи. Возлагаемые на сотрудников полиции служебные задачи, их высокая социальная значимость, ограниченность времени на повышение квалификации, необходимые специфические информационные и интеллектуальные ресурсы, задают определенный вектор в профессиональной подготовке.

22 февраля 2023 года В.А. Колокольцев отметил, учитывая сложную ситуацию в стране и в мире, каждый сотрудник полиции на вверенной ему территории несения службы должен принимать все необходимые меры, направленные на обеспечение защиты населения. Для этого необходимо сначала развить свой личностный потенциал [5].

Анализ педагогической и юридической литературы позволил выявить факторы, регулирующие процесс формирования профессиональных компетенций кадров, которые подразделяются на объективные, в том числе факторы педагогической среды и требований к уровню образования, а также субъективные. те, что обусловлены личностно-психологическими особенностями работника. Это положение отражает дуализм педагогического процесса и его зависимость от личностных качеств ученика и учителя.

Следует учитывать тот факт, что в современном, постоянно меняющемся мире правоохранителям приходится обрабатывать большой объем информации и в кратчайшее время учиться применять передовые технологии, в том числе, технологии с использованием искусственного интеллекта. В этих условиях компетенции, приобретаемые стражами закона, проявляются как во время обучения в образовательных организациях, так и в практической деятельности.

Основываясь на вышеизложенном, необходимо выделить такие профессиональные качества, как способность к быстрому самообучению, дисциплинированность, психо- и стрессоустойчивость, ответственность. При этом возрастает роль формирования психологической устойчивости, в связи с тем, что экстремальными условиями, в которых неоднократно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.