ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ СТУДЕНТОВ
Ю.Н. Маслов, студент
С.А. Мамий, канд. экон. наук, доцент
Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-4-4-92-94
Аннотация. Статья посвящена актуальной теме - проблеме безграмотности студентов и факторы, влияющие на это. Автор подчеркивает, важность обучения молодого поколения финансовой грамотности. В статье было упомянуто, что Российская Федерация представила Стратегию повышения финансовой грамотности граждан России на 2017-2023 годы, что доказывает зависимость государства от уровня финансовой грамотности студентов, как легко обучаемого молодого поколения. А также автор раскрывает главные элементы российской практики обучения безграмотных и факторы, что влияют на изучение молодежи финансовой грамотности.
Ключевые слова: финансовая грамотность, студенты, население, молодежь, финансовая система, Стратегия.
На сегодняшний день в Российской Федерации заметен чрезвычайно низкий уровень финансовой грамотности населения. Повышение данного уровня - самая актуальная проблема. Уверенное развитие страны - это непрерывное развитие всех сфер жизни, в том числе и экономики, которое обязывает власть обновлять систему обучения новыми знаниями, умениями и навыками населения не только в государственных, но и личных финансах.
Определение финансовой грамотности, как и общей грамотности вызывает много споров среди ученых, так как они находятся за гранью политических, географических и социально - экономических сфер, а их экспоненциальный рост актуальности развития не успевают отмечать. В России данный термин появился значительно недавно, конец XX века - начало XXI века. И несмотря на неопределенность четкого понимания финансовой грамотности, ее главной целью считают помощь населению изменить свое отношение к деньгам, управлению ими, заставляя молодежь думать о своем будущем и планировать потребности жизненного цикла [2].
Изначально повышение актуальности финансовой грамотности рассматривалась с точки зрения конкретной активности общественных и частных организаций в целях информировать о своих финансовых
продуктах и услугах. В следствии этого начали появляться международные инициативы Всемирного банка, ОЭСР и других организаций, а также национальные программы в области финансового образования (в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Германии, Польше и др.) [3].
Для того, чтобы утвердить необходимые мероприятия для созданных национальных программ, потребовалась диагностика состояния знаний, умений и навыков студентов и населения в целом, на данный период времени. Поэтому были разработаны несколько методик по измерению уровня финансовой грамотности. Одной из самых эффективных и популярный методик стала - методика, предложенная организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Методика ОЭСР представляет собой расчет индекса финансовой грамотности на основе результатов ответов респондентов на вопросы анкеты, состоящий из трехчастных индексов [1].
В ряде стран такие проекты, как ОЭСР направленный на помощь в формировании национальной философии или по-другому, «надейся лишь на себя и собственные силы», лишь для того, чтобы каждый человек был финансово независим в молодом и пожилом возрасте.
Российская власть тоже была озадачена проблемой финансовой безграмотности
молодых специалистов. Для решения данной проблемы в России в конце сентября 2017 г. была утвержден документ федерального значения - Стратегия повышения финансовой грамотности граждан России на 2017-2023 годы, включающая в себя приоритеты, цели, задачи и способы достижения конкретных целей в рамках управления финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р. Стратегия была ориентирована на формирование мер финансово грамотного поведения населения, принятие которых создаст фундамент для стабильного роста финансовой грамотности.
«Учись смолоду - пригодится в старости». Финансовая грамотность и государство напрямую связаны между собой и такие участники финансовых отношений как студенты, способствуют стабильно ускоренному развитию финансового поведения населения в целом. Потому что на такую целевую группу, как дети и учащаяся молодежь сориентировано почти две-трети образовательных систем. Важно помнить, что современное поколение детей являются будущими участниками финансового рынка, налогоплательщиками. В следствии данного, целесообразнее всего начинать обучение финансовой грамотности в раннем возрасте, пока ребенок обучается. Именно поэтому главной целью Стратегии является просвещение молодежи, а именно доставка понятной качественной информации «точно в срок» до каждого нуждающегося в ней потребителя.
В Стратегии понятие финансовой грамотности трактуется как результат процесса обучения в сфере финансов, который определяется как совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для решения финансовых задач и улучшения личного бюджета.
В российской практике финансовая грамотность состоит из 3 элементов:
1) Первым и являющимися основой выступает финансовые знания. Финансовые знания представляют собой общее понимание финансовых вопросов и инструментов, рост которых не приводит к измене-
ниям поведенческих стратегий, так как финансовая грамотность формируется на совокупности установок и степени актуальности навыков.
2) Финансовая грамотность имеет четкие границы, за пределами которых начинается область профессиональных знаний и навыков. Навыки - рефлекторные умения осуществлять ориентированные действия, которые сформировались за счет накопленного опыта в решении подобных задач.
В рамках финансовой грамотности навыки систематизируют на группы:
- базовые навыки финансовой арифметики;
- навыки ведения учета личного бюджета и его планирования в соответствии с жизненными и финансовыми целями;
- навыки самообучения;
- навыки сбора и анализа информации о финансовых продуктах, услугах и их поставщиках; оценки рисков финансового рынка; сравнения альтернативных финансовых продуктов, услуг и выбора оптимального финансового продукта, услуги для достижения конкретной финансовой цели;
- навыки самоконтроля своего поведения [4].
3) Установки предполагает отношение людей к вопросам финансового направления и осознания влияния финансовых решений на всеобъемлющий диапазон проблем. Большинство из них действуют как «стадное» сознание, которое приобретается в следствии социального опыта.
Все вышеперечисленное объединяет финансовая ответственность, которая позволяет человеку понимать свои права и обязанности, а также формирует и контролирует установку, анализ и оценку своих финансовых решений.
Любая актуальная проблема государства, населения, человека, имеет ряд факторов, которые влияют на результат решения той или иной проблемы. Для факторов, оказывающих влияние на финансовую грамотность, используют метод экспертных оценок, согласно которому проводится два этапа. На первом проводится анализ факторов, что влияют на финансовую грамотность. На втором определяется опти-
мальное количество человек, которых после мы разделили на: экспертов-теоретики и экспертов практики. Позже используется процедура анкетирования, в следствии чего были получены ряд факторов.
Факторами, влияющими на финансовую грамотность студентов, являются:
1. Демографические факторы: возраст, пол, образование, опыт, доход, профессия, характер занятости.
2. Фоновые факторы: воспитание в семье, опыт детства, взаимоотношения, события, здоровье.
3. Поведенческие факторы: уверенность в себе, самоуважение, будущие изменения, будущее процветание.
4. Финансовое отношение.
5. Финансовые влияния.
6. Личностно-психологические факторы. К таким факторам относят мотивацию, восприятие, обучение.
Библиографический список
1. Стручаева Т.М., Смирнова К.А. Роль финансовой грамотности в жизни студентов среднего профессионального образования // Актуальные исследования. - 2022. - №2 (81). - С. 76-79.
2. Воронов А.А. Финансовая грамотность российских студентов // Известия Саратовского университета. - 2010. - №2. - С. 19-23.
3. Устинова К.А. Анализ факторов, определяющих финансовую грамотность и материальное положение населения // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. -Т. 16. - С. 2276-2291.
4. Артемьева Н.А. Факторы, влияющие на эффективность деятельности в сфере финансовой грамотности потребителей банковских услуг // Банковский бизнес и финансовая экономика: глобальные тренды и перспективы развития. - 2019. - С. 207-209.
5. Сиденко М. Г. Анализ факторов, влияющих на финансовую грамотность населения // Творчество молодых ученых. - 2021. - №3. - С. 177-181.
FACTORS AFFECTING STUDENTS' FINANCIAL LITERACY Yu.N. Maslov, Student
S.A. Mamiy, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State Agricultural University named after I.T. Trubilin (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article is devoted to the actual topic - the problem of student illiteracy and the factors influencing it. The author emphasizes the importance of teaching the younger generation financial literacy. The article mentioned that the Russian Federation presented the Strategy for Improving the Financial Literacy of Russian Citizens for 2017-2023, which proves the dependence of the state on the level of financial literacy of students as an easily trained young generation. And also the author reveals the main elements of the Russian practice of teaching the illiterate and the factors that influence the study of financial literacy among young people.
Keywords: financial literacy, students, population, youth, financial system, strategy.
7. Культурные фактуры. Культура -фундаментальный фактор, определяющий чьи-то желания и поведение. Культура -важный фактор в принятии решений и покупательском поведении [5].
Финансовая грамотность, так же, как и любой другой результат обучения различным сферам, образовывается и строиться на принципе «от простого к сложному» в течение продолжительного периода времени. Поэтому на сегодняшний этап развития стратегии очень важно не останавливаться, ведь стабильный рост финансовой грамотности студентов позволит банковской системе формировать более эффективную защиту от рисков, появляющихся лишь из-за безграмотности молодежи, которое в свою очередь повышает социально-экономическую стабильность.