Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КОМПЕТЕНЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

РАЗВИТИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КОМПЕТЕНЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / ШКОЛЬНИК / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарашкина Наталья Владимировна, Дружинина Анастасия Александровна

Подчеркивается важность формирования функциональной грамотности младшего школьника и ее одного из ведущих направлений - финансовой грамотности. Отмечается, что ведущая роль в формировании финансовой грамотности принадлежит учителю, что определяет качество и новое направление профессиональной подготовки педагогов. На основе анализа концепций дидактического проектирования педагогического образования и практики развития общепрофессиональных компетенций, применимых к области финансовой грамотности, данных проведенных анкетирования и самооценки студентов в условиях Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (направление 44.03.01 Педагогическое образование) выявлено, что необходимо обновление тематики курсовых и выпускных работ, исследовательских заданий учебных дисциплин, заданий по педагогической практике, включение новых тем в дисциплины. В исследовании представлен спроектированный блок по формированию основ финансовой грамотности школьников в рамках дисциплины «Методика воспитательной работы», цифровые ресурсы и задания для самостоятельной работы студентов. Предлагаемый проектно-дидактический подход полезен при разработке малых элективных курсов, инновационных блоков дисциплин при освоении динамичных функциональных компетенций с применением цифровых ресурсов, смешанных образовательных технологий и активизации самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарашкина Наталья Владимировна, Дружинина Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS’ COMPETENCIES IN FORMATION OF FINANCIAL LITERACY AMONG SCHOOLCHILDREN

The formation of functional literacy of the younger students and its one of the leading areas - financial literacy is important. The leading role in the formation of financial literacy belongs to the teacher, which determines the quality and new direction of professional training of educators. Based on the analysis of the concepts of didactic design of pedagogical education and the practice of developing general professional competencies applicable to the field of financial literacy, the data of the conducted questionnaires and self-assessment of students in Derzhavin Tambov State University (direction 44.03.01 Pedagogical education) we consider it is necessary to update the topics of term papers and graduation papers, research tasks of academic disciplines, tasks on pedagogical practice, the inclusion of new topics in disciplines. The research presents a designed block on the formation of the foundations of financial literacy of schoolchildren within the discipline “Methods of Educational Work”, digital resources and tasks for independent work of students. The proposed design-didactic approach is useful in the development of small elective courses, innovative blocks of disciplines in the development of dynamic functional competencies using digital resources, mixed educational technologies and activation of independent work of students.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КОМПЕТЕНЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2022. Т. 21. № 4. C. 105-112. RU http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus.html / EN http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq.html

УДК 378.14.015+373.3 DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-4-105-112

Поступила в редакцию / Received 29.09.2022 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 24.11.2022 Принята к публикации / Accepted 07.12.2022

оригинальная статья

Развитие у будущих педагогов компетенций в формировании финансовой грамотности школьников

Гарашкина Наталья Владимировна и

Дружинина Анастасия Александровна2

:ГОУ ВО Московской области «Московский государственный областной университет» 141014, Российская Федерация, г. Мытищи, Московская область, ул. Веры Волошиной, 24 2ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

и nagaraisr@maü. ru

Аннотация. Подчеркивается важность формирования функциональной грамотности младшего школьника и ее одного из ведущих направлений - финансовой грамотности. Отмечается, что ведущая роль в формировании финансовой грамотности принадлежит учителю, что определяет качество и новое направление профессиональной подготовки педагогов. На основе анализа концепций дидактического проектирования педагогического образования и практики развития общепрофессиональных компетенций, применимых к области финансовой грамотности, данных проведенных анкетирования и самооценки студентов в условиях Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (направление 44.03.01 Педагогическое образование) выявлено, что необходимо обновление тематики курсовых и выпускных работ, исследовательских заданий учебных дисциплин, заданий по педагогической практике, включение новых тем в дисциплины. В исследовании представлен спроектированный блок по формированию основ финансовой грамотности школьников в рамках дисциплины «Методика воспитательной работы», цифровые ресурсы и задания для самостоятельной работы студентов. Предлагаемый проектно-дидактический подход полезен при разработке малых элективных курсов, инновационных блоков дисциплин при освоении динамичных функциональных компетенций с применением цифровых ресурсов, смешанных образовательных технологий и активизации самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: функциональная грамотность; финансовая грамотность; компетенции в формировании финансовой грамотности; школьник; педагог

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Развитие у будущих педагогов компетенций в формировании финансовой грамотности школьников // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21. № 4. С. 105-112. DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-4-105-112

© Гарашкина Н.В., Дружинина А.А., 2022

original article

Development of future teachers' competencies in formation of financial literacy among schoolchildren

Natalia V. Garashkina ® G , Anastasia A. Druzhinina

©

:Moscow Region State University 24 Very Voloshinoy St., Mytishi 141014, Moscow Region, Russian Federation

2Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation

® nagaraisr@mail.ru

Abstract. The formation of functional literacy of the younger students and its one of the leading areas -financial literacy is important. The leading role in the formation of financial literacy belongs to the teacher, which determines the quality and new direction of professional training of educators. Based on the analysis of the concepts of didactic design of pedagogical education and the practice of developing general professional competencies applicable to the field of financial literacy, the data of the conducted questionnaires and self-assessment of students in Derzhavin Tambov State University (direction 44.03.01 Pedagogical education) we consider it is necessary to update the topics of term papers and graduation papers, research tasks of academic disciplines, tasks on pedagogical practice, the inclusion of new topics in disciplines. The research presents a designed block on the formation of the foundations of financial literacy of schoolchildren within the discipline "Methods of Educational Work", digital resources and tasks for independent work of students. The proposed design -didactic approach is useful in the development of small elective courses, innovative blocks of disciplines in the development of dynamic functional competencies using digital resources, mixed educational technologies and activation of independent work of students.

Keywords: functional literacy; financial literacy; competencies in the formation of financial literacy; student; educator

There is no conflict of interest

For citation: Garashkina N.V., Druzhinina A.A. Development of future teachers' competencies in formation of financial literacy among schoolchildren. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» = Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2022, vol. 21, no. 4, pp. 105-112. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-4-105-112

ВВЕДЕНИЕ

Современный мир меняется очень быстро: в истории еще не было периода, когда крупные социальные, технологические, экономические перемены происходили бы так динамично. Этот мир характеризуется акронимом, который разработал футурист Дже-мейс Кашио, - BANI: хрупкий, тревожный, нелинейный и непостижимый. Для того чтобы усилить свои позиции, человеку необходимо быть гибким и развивать сопротивляемость; важно быть чутким по отношению к людям и осознавать свои цели и ценности, ориентироваться на них; необходимо удер-

живать и осознавать контекст, быть способным маневрировать, стоит стремиться к прозрачности и развивать интуицию [1; 2].

В данном контексте необходимо обеспечивать опережающие темпы изменений системы подготовки педагогических кадров как проводников качества общего образования, усиливать реализацию инновационных про-ектно-дидактических подходов и стратегий обучения. В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования подчеркивается важность формирования функциональной грамотности обучающихся, отмечается значимость задачи и для

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2022. Т. 21. № 4. C. 105-112. RU http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus.html / EN http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq.html

начального образования1. А. Шляйхер указывает, что «грамотность заключается в способности к навигации в неопределенности...» [3].

Отечественный подход к пониманию данного понятия связан с реализацией сис-темно-деятельностного подхода в образовании. А.А. Леонтьев характеризует «функционально грамотного человека как человека, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач» [4].

К основным направлениям формирования функциональной грамотности относят: финансовую грамотность; глобальные компетенции; креативное мышление; математическую грамотность; читательскую грамотность; естественнонаучную грамотность [5].

Вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными. Главная задача программ финансовой грамотности -заложить общие принципы разумного финансового поведения человека. Разумное финансовое поведение предполагает трезвый взгляд на окружающий мир и понимание собственной ответственности за свое финансовое и социальное благополучие [6]. Главные детерминанты эффективности формирования функциональной грамотности и ее важного направления - финансовой грамотности, в основном определяются качеством профессиональной подготовки педагогов [7].

Актуальность исследования обусловлена потребностями образования в разработке современных направлений подготовки будущих педагогов нового поколения. Необходимость решения этой задачи обусловлена не только академическими интересами, но и потребностями практики, задачами успешной социализации и воспитания школьников в современном мире, особенностями начального общего образования как ступени, способствующей успешности в деятельностных сферах будущего ребенка.

1 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 (зарегистрировано в Минюсте России 5 июля 2021 г. № 64100). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

Таким образом, цель исследования: обоснование дидактической стратегии проектирования развивающего блока компетенций педагога в формировании основ финансовой грамотности школьников и проверка ее в ходе реализации образовательного процесса в вузе.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для обоснования стратегии проектирования блока, обеспечивающего развитие у будущих педагогов компетенций в области формирования основ финансовой грамотности школьников, нами проводился анализ отечественных и зарубежных исследований, анализ развития общепрофессиональных компетенций, применимых к области финансовой грамотности, анкетирования и самооценки студентов в условиях Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, разработка и структуризация блока по формированию основ финансовой грамотности школьников в рамках дисциплины «Методика воспитательной работы».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате анализа концепции дидактического проектирования педагогического образования в условиях цифровизации, возможностей внеурочной деятельности в общем образовании и практики программ воспитательной работы в школах, включающих новые направления внеурочной деятельности с учащимися, а также анализа программ подготовки по педагогическим направлениям в высшей школе, был определен пул учебных дисциплин, обеспечивающих формирование общепрофессиональных компетенций (ОПК), применимых к области финансовой грамотности. В результате локального опроса студентов Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (направление 44.03.01 Педагогическое образование (Начальное образование)) установлено, что существует понимание важности развития общепрофессиональных и профессиональных компетенций по формированию финансовой грамотности учащихся школьного возраста в ходе педагогического образования и необходимости освоения финансовой грамотности учащимися, а также применения современных образовательных технологий.

Студентами осваиваются дисциплины (Экономико-правовая грамотность, Методика воспитательной работы, Основы инклюзивного образования, Общая и педагогическая психология, Педагогика начального образования, Методика преподавания окружающего мира, Методика преподавания математики) и практика (Педагогическая практика), формирующие эти компетенции.

На основе данных анкетирования и самооценки студентов установлено, что есть отдельные направления, в которых студенты считают себя компетентными (виды денег и как ими пользоваться), однако свыше 50 % тем, связанных с формированием основ финансовой грамотности, вызывают у студентов затруднения (банковские вклады, расходы и доходы и др.). Основная дисциплина, формирующая, по мнению студентов, образовательный результат в области формирования основ финансовой грамотности - Экономика (Экономико-правовая грамотность). Свыше 70 % студентов затрудняются ответить на вопрос, какие дисциплины дополнительно необходимы для освоения данных компетенций.

Соответственно, необходимо обновление тематики курсовых и выпускных работ, исследовательских заданий учебных дисциплин, заданий по педагогической практике, включение новых тем в дисциплины. Оптимально применение программ по развитию новых видов функциональной грамотности в рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности, которая включена в программы воспитания образовательных организаций. Понимание важности инновационного наполнения направлений внеурочной деятельности в школе, оценка возможностей учебной программы подготовки будущих учителей позволили нам спроектировать блок по формированию основ финансовой грамотности школьников в рамках дисциплины «Методика воспитательной работы», подобрать цифровые ресурсы и составить задания для самостоятельной работы студентов.

Дисциплина «Методика воспитательной работы» относится к обязательной части учебного плана ОП по направлению подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование (Начальное образование), изучается в 5 семестре и предполагает наличие у студентов

знаний, полученных при освоении дисциплины: Экономико-правовая грамотность. Педагогика начального образования. Дисциплина направлена на формирование ОПК-3 и ОПК-6.

На развитие компетенций по формированию финансовой грамотности школьников у студентов профиля подготовки «Начальное образование» направлена ОПК-3. Индикатор сформированности данной компетенции: анализирует возможности использования технологий совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями. Планируемые результаты обучения по дисциплине, характеризующие этапы формирования компетенции:

- знает: требования федеральных государственных образовательных стандартов к планируемым результатам в области с учетом специфики преподаваемого предмета/ курса/дисциплины (модуля)/дополнительной образовательной программы; основы применения педагогических технологий организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся; типологию технологий индивидуализации обучения и воспитания;

- умеет: осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность обучающихся; соотносить педагогические технологии с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся; проектировать диагностируемые цели с учетом образовательных потребностей обучающихся, их возможностей, преподаваемого предмета/курса/дисциплины (модуля)/допол-нительной образовательной программы; отбирать и использовать различные формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся с учетом содержания стоящих педагогических задач;

- владеет: реализует методические приемы обучения и воспитания с учетом контингента обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.

Для развития компетенций по формированию финансовой грамотности учащихся у студентов - будущих педагогов добавлен

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2022. Т. 21. № 4. C. 105-112. RU http://journals.tsutmb.ru/gaudeamus.html / EN http://journals.tsutmb.ru/gaudeamus-eng.html

тематический блок: «Формирование основ финансовой грамотности у школьника как направление воспитательной работы» (Лекции: 2 часа (очное отделение); Практическая работа: 4 часа (очное отделение); Самостоятельная работа: 8 часов (очное отделение)).

Дидактические единицы для изучения блока: Финансовая грамотность в Российской Федерации: актуальность, направления и субъекты деятельности; Финансовая грамотность как индикатор организации воспитательной работы во внеурочной деятельности школьника; Современные педагогические технологии в обучении основам финансовой грамотности и достижении метапредметных результатов обучения на разных уровнях общего образования; Эффективные практики обучения основам финансовой грамотности; Игровые технологии в преподавании основ финансовой грамотности; Формирование финансовой грамотности младших школьников в рамках внеурочной деятельности: разработка программы; Формирование финансовой грамотности младших школьников в рамках внеурочной деятельности: технологии, методы, формы; Формирование финансовой грамотности младших школьников в рамках внеурочной деятельности: оценка результатов; Цифровые ресурсы, обеспечивающие формирование основ финансовой грамотности у младшего школьника.

В рамках проводимых занятий предусмотрена групповая работа. Исследования показывают, что студенты лучше всего учатся, когда они активно вовлечены в процесс. По словам Р. Wasley, «студенты, которые участвуют в совместной учебной и образовательной деятельности, получают более высокие оценки, более удовлетворены своим образованием» [8].

Существует шесть преимуществ работы в группе.

1. В группах изучается больше информации, чем в одиночку. У групп больше ресурсов и больше информации благодаря разнообразию образования и опыта.

2. Группы стимулируют творчество. В отношении решения проблем можно применить старую пословицу: «две головы лучше, чем одна».

3. Люди лучше запоминают групповые обсуждения. Групповое обучение способст-

вует усвоению и пониманию. Студенты, работающие в небольших группах, имеют тенденцию усваивать больше и дольше сохраняют в памяти, чем когда тот же самый материал представлен в других форматах обучения.

4. Решения, которые принимают ученики, приносят большее удовлетворение. Исследования показывают, что студенты, которые участвуют в групповом решении проблем, более привержены решению и более удовлетворены своим участием в работе группы.

5. Студенты лучше понимают самих себя. Групповая работа позволяет людям получить более точное представление о том, как их видят другие. Обратная связь, которую они получают, может помочь им лучше оценить свое межличностное поведение.

6. Работа в команде высоко ценится работодателями. Хорошо развитые навыки межличностного общения были включены работодателями в список 10 самых востребованных навыков у выпускников университетов.

Хотя работа в группах имеет свои преимущества, также бывают случаи, когда в групповой работе возникают проблемы. S.A. Beebe и J.T. Masterson перечислили четыре недостатка.

1. На группу может оказываться давление с целью заставить ее соответствовать мнению большинства. Большинство людей не любят конфликты и стараются избегать их, когда это возможно. Легко соглашаясь с мнением большинства, человек может согласиться на плохое решение только для того, чтобы избежать конфликта.

2. Один человек может доминировать в дискуссии. Это приводит к тому, что члены группы не получают удовлетворения от группы, потому что они чувствуют себя слишком отчужденными в процессе принятия решений.

3. Некоторые члены группы могут слишком сильно полагаться на других в выполнении работы. Это одна из наиболее серьезных проблем, с которыми сталкиваются группы. Некоторые члены не вступают в работу, не помогают и не вносят должного вклада в работу группы. Одно из решений этой проблемы заключается в том, чтобы каждый участник знал о целях и задачах группы и были

определены конкретные обязанности для каждого члена группы.

4. Работа в группе занимает больше времени, чем работа в одиночку. Для выполнения задач при работе с другими людьми требуется больше времени. Однако время, потраченное на принятие и анализ проблем, обычно приводит к лучшим решениям [9].

В целом эффективное участие студентов в групповой работе является важным результатом обучения для высшего образования [10].

Главная задача педагога - помочь студенту стать активным участником собственного обучения.

На интерактивной лекции «Формирование основ финансовой грамотности у младшего школьника как направление воспитательной работы» планируется применение метода Пазла, который заключается в следующем.

1. Побуждение студентов к совместной работе по овладению материалом темы «Формирование основ финансовой грамотности у младшего школьника как направление воспитательной работы».

2. Групповая работа: Преподавателем предоставляется возможность студентам активно помогать друг другу выстраивать понимание темы. Каждый член группы отвечает за то, чтобы стать «экспертом» по одному разделу назначенного материала, а затем «обучить» ему других членов группы. Это помогает студентам научиться сотрудничеству, улучшить навыки слушания, общения и решения проблем, поскольку члены группы разделяют ответственность за обучение друг друга.

Студентам предлагается изучить выделенный им раздел темы. После завершения изучения студенты встречаются в течение примерно 20 минут с другими, изучающими этот же раздел темы. Они обсуждают материал, определяют наиболее важные моменты и возвращаются в свои «домашние группы», чтобы рассказать другим информацию, в которой они стали «экспертом». Каждый ученик по очереди учит тому, чему научился, других членов «домашней группы».

Во время этого процесса педагог должен убедиться, что все группы включены в задание и хорошо управляют своей работой; контролировать понимание разделов темы чле-

нами группы, задавая вопросы и перефразируя информацию, пока не станет ясно, что все члены группы понимают раздел темы.

3. Оценка: представление информации от групп и ее обсуждение.

4. Самостоятельная работа студентов: по итогам обсуждения всех вопросов каждая группа получает практическое задание по теме занятия (Чек-лист «Цели - Средства -Результаты в области финансовой грамотности младшего школьника»).

На практических занятиях применяется технология обучения в сотрудничестве: преподаватель разбивает обучающихся на группы по 4-5 человек и предлагает им коллективно выполнить задание - решить проблему с опорой на их предыдущий опыт и знания. К таким заданиям относим разработку:

- ментальной карты «Планируемые результаты в области финансовой грамотности школьника»;

- ментальной карты «Основные формы контроля и оценки финансовой грамотности школьника (с примерами диагностики)».

Предусмотрено выполнение индивидуальных заданий:

- презентация «Анализ УМК, реализованных практик по финансовой грамотности школьника»;

- рекомендации «Образовательные ресурсы по финансовой грамотности: в помощь учителю начальных классов»;

- проект программы внеурочной деятельности по финансовой грамотности школьника;

- демонстрация элемента занятия по финансовой грамотности школьника.

Также предусмотрено тестирование, включающее в себя три компонента: финансовая грамотность; технологии; методики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренная дидактическая стратегия проектирования развивающего блока функциональной компетенции педагога в формировании основ финансовой грамотности школьников и проверка ее в ходе реализации образовательного процесса в вузе включают базовые дидактические единицы, характеризующие финансовую грамотность как вид функциональной грамотности учащихся. Ус-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2022. Т. 21. № 4. C. 105-112. RU http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus.html / EN http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq.html

пешное развитие общепрофессиональных компетенций студентов в области финансовой грамотности, прежде всего, зависит от активного участия самих студентов и их самостоятельной работы в освоении предлагаемых цифровых ресурсов и применении компетенций на практике.

Включение блока «Формирование финансовой грамотности школьников» в дисциплину «Методика воспитательной работы» позволило студентам разработать Проект программы внеурочной деятельности по финансовой грамотности школьника, которую сту-

денты смогут внедрить в рамках педагогической практики, выбрать данное направление в рамках курсового проектирования или темы выпускной квалификационной работы. Предлагаемый проектно-дидактический подход и его стратегия полезны при разработке малых элективных курсов, инновационных блоков дисциплин при освоении динамичных функциональных компетенций педагога с применением цифровых ресурсов, смешанных образовательных технологий и активизации самостоятельной работы студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кравцов А.О. Управление изменениями в условиях новой нормальности в контексте концепции BANI-мира // Менеджмент XXI века: экономика, общество и образование в условиях новой нормальности. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. С. 56-60.

2. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Интеграция синхронного и асинхронного форматов обучения студента как направление цифровизации высшего образования // Гуманизация образования. 2020. № 4. С. 15-25. DOI 10.24411/1029-3388-2020-10116

3. Школьникова М.Ю., Черепанова О.А., Якубовская Т.В., Денисова Ю.В. Разработка оценочного инструментария региональных исследований качества образования на основе практики международных исследований // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования.

2019. № 3 (8). С. 7-12.

4. Педагогика здравого смысла / под науч. ред. А.А. Леонтьева. М.: «Баласс», Издат. дом РАО, 2003. 368 с.

5. Дроботенко Ю.Б., Назарова Н.А. Функциональная грамотность как объект междисциплинарного исследования и условие повышения качества образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-2. С. 66-71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Финансовая грамотность / науч. ред. Р.А. Кокорев. М.: Изд-во Московского университета, 2021. 568 с.

7. Колачев Н.И., Рутковская Е.Л., Ковалева Г.С., Половникова А.В. Факторы финансовой грамотности российских школьников на примере результатов исследования PISA-2018 // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 166-186. DOI 10.17323/1814-9545-2021-4-166-186

8. Wasley P. Underrepresented students benefit most from "engagement" // The Chronicle of Higher Education. 2006. Vol. 53 (13). P. 39.

9. Beebe S.A., Masterso J. T. Communicating in Small Groups. Boston: Pearson Education Inc, 2003.

10. Burke A. Group work: how to use groups effectively // The Journal of Effective Teaching. 2011. Vol. 11. № 2. P. 87-95.

REFERENCES

1. Kravtsov A.O. Change management in the conditions of the new normality in the context of the concept of the BANI-world. Management of the 21st Century: Economy, Society and Education in New Normality. St. Petersburg, A.I. Herzen State Pedagogical University Publ., 2021, pp. 56-60. (In Russian).

2. Garashkina N.V., Druzhinina A.A. Integration of synchronous and asynchronous student learning formats as a direction of digitalization of higher education. Gumanizatsiya obrazovaniya = Humanization of Education,

2020, no. 4, pp. 15-25. (In Russian). DOI 10.24411/1029-3388-2020-10116

3. Shkol'nikova M.Yu., Cherepanova O.A., Yakubovskaya T.V., Denisova Yu.V. The development of assessing instrumentarium of regional education quality researches on the basis of international researches practice. Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya = Scientific and Methodical Provision to Assessment the Education Quality, 2019, no. 3 (8), pp. 7-12. (In Russian).

4. Leontiev A.A., scientific ed. Pedagogy of Common Sense. Moscow, "Balass" Publ., Publ. House of RAE, 2003, 368 p. (In Russian).

5. Drobotenko Yu.B., Nazarova N.A. Functional literacy as an object of interdisciplinary research and a condition for improving the quality of education. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of Modern Pedagogical Education, 2021, no. 72-2, pp. 66-71. (In Russian).

6. Kokorev R.A., scientific ed. Financial Literacy. Moscow, Moscow University Publ. House, 2021, 568 p. (In Russian).

7. Kolachev N.I., Rutkovskaya E.L., Kovaleva G.S., Polovnikova A.V. Predictors of Russian students' financial literacy: the PISA 2018 results. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies. Moscow, 2021, no. 4, pp. 166-186. (In Russian). DOI 10.17323/1814-9545-2021-4-166-186

8. Wasley P. Underrepresented students benefit most from "engagement". The Chronicle of Higher Education, 2006, vol. 53 (13), p. 39.

9. Beebe S.A., Masterso J.T. Communicating in Small Groups. Boston: Pearson Education Inc, 2003.

10. Burke A. Group work: how to use groups effectively. The Journal of Effective Teaching, 2011, vol. 11, no. 2, pp. 87-95.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Гарашкина Наталья Владимировна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и современных образовательных технологий. Московский государственный областной университет, г. Мытищи, Московская область, Российская Федерация.

Е-шаП: nagaraisr@mail.ru ОКСГО: https://orcid.org/QQQ0-QQQ1-9212-4235 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, подготовка и корректировка текста статьи.

Дружинина Анастасия Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. Е-шаП: drugininaan@yandex.ru ОКСГО: https://orcid.org/QQQQ-QQQ2-1146-Q374 Вклад в статью: анализ и обобщение литературы, написание и оформление статьи.

Natalia V. Garashkina - Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Pedagogy and Modern Educational Technologies Department. Moscow State Regional University, Mytishchi, Moscow Region, Russian Federation. E-mail: nagaraisr@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9212-4235 Contribution: main study conception, literature analysis, article text preparation and editing.

Anastasia A. Druzhinina - Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Theory and Methods of Preschool and Primary Education Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation.

E-mail: drugininaan@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1146-0374 Contribution: literature analysis and evaluation, article writing and design.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.