Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПЕДАГОГ / КОМПОНЕНТЫ / ЭКСПЕРИМЕНТ / СТУДЕНТ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МЕТОД ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муллер Ольга Юрьевна, Рассказова Нина Владиславовна

В современных условиях развитие и расширение использования финансовых услуг усложняется тем, что появляется все больше новых и трудных для понимания финансовых инструментов. Обоснована важность повышения финансовой грамотности будущих педагогов в вузе, а также предлагаются пути решения повышения финансовой грамотности у студентов. Цель статьи - подтверждение эффективности реализации педагогических условий развития финансовой грамотности будущих педагогов в вузе. В качестве обозначенных педагогических условий описываются: организация целенаправленной работы по повышению интересов студентов в получении финансовых знаний, умений и навыков через активное участие во внеучебных мероприятиях; разработка и внедрение в учебный процесс дополнительной программы «Финансовая грамотность»; использование метода проектов по финансовой грамотности в качестве формы самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Экономика образования». Научная новизна исследования заключается в том, что разработаны и обоснованы педагогические условия, которые способствуют эффективности развития финансовой грамотности будущих педагогов в вузе. Экспериментальной базой исследования являлось бюджетное учреждение высшего образования «Сургутский государственный университет». Методы исследования: обобщение, анализ и синтез информации, сравнение. Разработанная дополнительная программа может быть применена в практике обучения в образовательных учреждениях с целью повышения качества подготовки обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муллер Ольга Юрьевна, Рассказова Нина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FINANCIAL LITERACY DEVELOPMENT AMONG FUTURE LECTURERS AT THE UNIVERSITY

In modern conditions, there are more and more new and difficult to understand financial instruments and that complicates the development and expansion of their use. We consider the importance of improving the financial literacy among future lecturers at the university, as well as propose ways of solving the improvement of financial literacy among students. The purpose of the article is to confirm the effectiveness of the implementation of pedagogical conditions for the development of financial literacy of future teachers at the university. The following pedagogical conditions are: organization of purposeful work to increase students’ interests in obtaining financial knowledge, skills and abilities through active participation in extracurricular activities; development and implementation of an additional program “Financial Literacy” in the educational process; use of the financial literacy project method as a form of independent work of students in the study of the discipline “Economics of Education”. The scientific novelty of the research is as follows: developed and justified pedagogical conditions contribute to the effectiveness of the development of financial literacy of future lecturers at the university. The experimental base of the study was the budgetary institution of higher education “Surgut State University”. Research methods: generalization, analysis and synthesis of information, comparison. The developed additional program can be applied in the practice of teaching in educational institutions in order to improve the quality of students’ training.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ»

УДК 378.014.54 DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-3-82-88

Поступила в редакцию / Received 10.08.2022 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 06.09.2022 Принята к публикации / Accepted 22.09.2022

оригинальная статья

Педагогические условия развития финансовой грамотности будущих педагогов в вузе

Муллер Ольга Юрьевна и

о

, Рассказова Нина Владиславовна

о

БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет» 628412, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, пр. Ленина, 1

и muller ou@surgu.ru

Аннотация. В современных условиях развитие и расширение использования финансовых услуг усложняется тем, что появляется все больше новых и трудных для понимания финансовых инструментов. Обоснована важность повышения финансовой грамотности будущих педагогов в вузе, а также предлагаются пути решения повышения финансовой грамотности у студентов. Цель статьи - подтверждение эффективности реализации педагогических условий развития финансовой грамотности будущих педагогов в вузе. В качестве обозначенных педагогических условий описываются: организация целенаправленной работы по повышению интересов студентов в получении финансовых знаний, умений и навыков через активное участие во внеучебных мероприятиях; разработка и внедрение в учебный процесс дополнительной программы «Финансовая грамотность»; использование метода проектов по финансовой грамотности в качестве формы самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Экономика образования». Научная новизна исследования заключается в том, что разработаны и обоснованы педагогические условия, которые способствуют эффективности развития финансовой грамотности будущих педагогов в вузе. Экспериментальной базой исследования являлось бюджетное учреждение высшего образования «Сургутский государственный университет». Методы исследования: обобщение, анализ и синтез информации, сравнение. Разработанная дополнительная программа может быть применена в практике обучения в образовательных учреждениях с целью повышения качества подготовки обучающихся. Ключевые слова: педагогические условия; финансовая грамотность; педагог; компоненты; эксперимент; студент; дополнительная программа; метод проектов Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Муллер О.Ю., Рассказова Н.В. Педагогические условия развития финансовой грамотности будущих педагогов в вузе// Психо лого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21. № 3. С. 82-88. DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-3-82-88

© Муллер О.Ю., Рассказова Н.В., 2022

original article

Pedagogical conditions for financial literacy development among future lecturers at the university

Olga Yu. Muller k o , Nina V. Rasskazova

©

Surgut State University 1 Lenin Sq., Surgut 628412, Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra, Russian Federation k muller ou@surgu.ru

Abstract. In modern conditions, there are more and more new and difficult to understand financial instruments and that complicates the development and expansion of their use. We consider the importance of improving the financial literacy among future lecturers at the university, as well as propose ways of solving the improvement of financial literacy among students. The purpose of the article is to confirm the effectiveness of the implementation of pedagogical conditions for the development of financial literacy of future teachers at the university. The following pedagogical conditions are: organization of purposeful work to increase students' interests in obtaining financial knowledge, skills and abilities through active participation in extracurricular activities; development and implementation of an additional program "Financial Literacy" in the educational process; use of the financial literacy project method as a form of independent work of students in the study of the discipline "Economics of Education". The scientific novelty of the research is as follows: developed and justified pedagogical conditions contribute to the effectiveness of the development of financial literacy of future lecturers at the university. The experimental base of the study was the budgetary institution of higher education "Surgut State University". Research methods: generalization, analysis and synthesis of information, comparison. The developed additional program can be applied in the practice of teaching in educational institutions in order to improve the quality of students' training. Keywords: pedagogical conditions; financial literacy; lecturer; components; experiment; student; additional program; project method There is no conflict of interests

For citation: Muller O.Yu., Rasskazova N.V. Pedagogical conditions for financial literacy development among future lecturers at the university. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» = Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2022, vol. 21, no. 3, pp. 82-88. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2022-21 -3 -82-88

ВВЕДЕНИЕ

В условиях сохранения экономической независимости России, ее научного потенциала и развития современного российского общества становится значимым экономическое воспитание обучающихся, адаптация личности к социально-экономическим изменениям [1; 2]. Актуальность же формирования и развития финансовой грамотности продиктована особенностями функционирования финансового рынка в нашей стране.

Роль вуза как одной из составляющих современной системы финансового образования является весьма существенной в подготовке будущих педагогов и заключается в

формировании у них высокого уровня финансовых знаний, умений принятия решений, составляющих фундамент в различных сферах деятельности [3-5].

Образовательные ресурсы, созданные в рамках Проекта Минфина России, отражают основные содержательные линии обучения финансовой грамотности, принятые на международном уровне, а также в Российской Федерации в рамках «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг.» и связаны, прежде всего, с достижением нового качества образования, соответствующего как потребно-

стям рынка труда, так и международным стандартам1 [6]. Перед высшим образованием поставлены задачи подготовки специалистов, способных реализовать определяемые государственным стандартом направления развития необходимой финансовой грамотности, позволяющей активно участвовать во всех сферах финансовой жизни как личного характера, так и в целом государства [7; 8].

Исследования проблем формирования финансовой культуры и грамотности, финансового воспитания личности активизировались в последние десятилетия (Т.Ю. Богомолова, Т.М. Кондратенко, Е.В. Савина, И.А. Са-сова, А.И. Фатихова, М. Фридман, О.А. Шумакова и др.).

Таким образом, проблема развития финансовой грамотности будущих педагогов актуальна и определяется рядом объективно существующих противоречий: между возросшей потребностью общества в педагогических кадрах, обладающих высоким уровнем финансовой грамотности, и существующей системой образования, не обеспечивающей в полной мере развитие данного направления деятельности; между объективной потребностью в методике развития финансовой грамотности будущих педагогов и недостаточным методическим обеспечением данного процесса в вузе.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Методологическим основанием исследования являются идеи деятельностного подхода, направленного на развитие способностей, свойств личности, необходимых для развития финансовой грамотности. Нами был определен ряд педагогических условий, для которых требовалось опытно-экспериментальное подтверждение. Апробация исследования осуществлялась на базе Сургутского государственного университета. Опытно-экспериментальная проверка проводилась в три этапа:

1 Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. URL: https://refdb.ru/look/2961103.html (дата обращения: 20.05.2022); Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации: проект. URL: http://profesiniciative.ru/index.php/ai1/480rishakina241116 (дата обращения: 20.05.2022).

констатирующий этап - определение начального уровня развития финансовой грамотности будущих педагогов в вузе; формирующий этап - реализация педагогических условий развития финансовой грамотности будущих педагогов в вузе; контрольный этап - анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Оценка мотивационного компонента осуществлялась с помощью проведения методики изучения мотивации обучения А.А. Реана для понимания качественных характеристик мотивационной составляющей развития финансовой грамотности; когнитивный компонент оценивался тестовыми заданиями по знаниям в области финансовой грамотности; для определения сформированности деятель-ностного компонента студентам необходимо было выполнить практическое задание, задачей которого являлась проектная работа на одну из выбранных тем.

Цель статьи: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия развития финансовой грамотности будущих педагогов в вузе.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При обучении финансовой грамотности можно выделить несколько основных качеств финансово грамотного человека, которые необходимо развивать: готовность к непредвиденным обстоятельствам и расходам, понимание прав потребителя финансовых услуг, умение избежать долгов и непомерных платежей по кредитам, рациональный выбор финансовых продуктов и услуг, планирование своих доходов и расходов и т. п. [9].

Опираясь на исследования О.Е. Кузиной и Ю.В. Смирновой [10; 11], нами было выявлено понятие «финансовая грамотность будущих педагогов», определяемое как инте-гративное качество личности, сочетающее знания, умения, установки и поведение, связанные с финансами, способность применять данные знания в практической деятельности посредством управления финансовыми ресурсами для реализации жизненных целей и достижения финансового благосостояния.

Структура финансовой грамотности будущих педагогов представляет собой совокупность следующих компонентов: мотивационного, когнитивного и деятельностного. Мотивационный компонент представляет

собой систему побуждений, призванных вызывать активность обучающегося в образовательном процессе, а также прививать интерес к изучаемой области. Для успешного освоения различных умений и навыков, а также для их формирования и развития следует прививать обучающемуся интерес к изучению финансовой грамотности, появление которого и будет способствовать успешному прохождению разработанного нами курса. Когнитивный компонент несет за собой обеспечение обучающихся необходимым массивом знаний в области финансовой грамотности. К его показателям относятся: знания в области личного финансового планирования; знание доступных финансовых инструментов; знания о рисках и финансовой безопасности; общие знания экономики. Дея-тельностный компонент включает в себя умение управлять личными финансами: строить бюджет, планировать крупные покупки, регулярно откладывать деньги; умение ориентироваться в банковских услугах; умение распознать мошенническую схему -онлайн и офлайн; умение заранее прогнозировать неочевидные расходы и др.

Для развития финансовой грамотности будущих педагогов нами были определены следующие педагогические условия:

- организация целенаправленной работы по повышению интересов студентов в получении финансовых знаний, умений и навыков через активное участие во внеучебных мероприятиях;

- разработка и внедрение в учебный процесс дополнительной программы «Финансовая грамотность»;

- использование метода проектов по финансовой грамотности в качестве формы самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Экономика образования».

Реализация первого педагогического условия предполагает организацию целенаправленной работы по повышению интересов студентов в получении финансовых знаний, умений и навыков через активное участие во внеучебных мероприятиях. В качестве формы работы нами использовались в процессе обучения дискуссии, игры, ситуационные упражнения и проектные мероприятия [12].

Второе условие - разработка и внедрение в учебный процесс дополнительной программы «Финансовая грамотность», содержащей комплекс специальных заданий творческого характера, направленных на закрепление каждой изученной темы и формирование навыков по финансовой грамотности [13].

Третье условие - использование метода проектов по финансовой грамотности в качестве формы самостоятельной работы студентов предполагает самостоятельную разработку проекта по финансовой грамотности [14]. При реализации данного педагогического условия студенты самостоятельно выстраивают траекторию развития финансовой грамотности через подготовку проектов, что позволяет оценить уровень освоения программы курса; роль преподавателя при этом - роль наставника, отвечающего за результат проектной деятельности.

Экспериментальная проверка эффективности выявленных педагогических условий проводилась на базе бюджетного учреждение высшего образования «Сургутский государственный университет» в три этапа. В исследовании было задействовано 70 студентов 1-4 курсов.

Для проведения экспериментальной проверки необходимо было установить критерии оценки и показатели уровней развития финансовой грамотности студентов (табл. 1).

Степень проявления вышеперечисленных показателей определяет уровень развития финансовой грамотности будущих педагогов. Было выделено три уровня развития финансовой грамотности будущих педагогов: низкий, средний и высокий.

Экспериментальная работа представляла собой констатирующий, формирующий и контрольный этапы. На каждом этапе формировались свои задачи, определялись результаты, которые являлись промежуточными на пути достижения цели: определение начального уровня финансовой грамотности будущих педагогов; осуществление механизма реализации педагогических условий развития финансовой грамотности; анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

В начале экспериментальной работы развитие уровней компонентов финансовой грамотности в контрольной и экспериментальной группах было примерно одинаковое. В конце

Таблица 1

Критерии и показатели развития финансовой грамотности будущих педагогов

Table 1

Criteria and indicators for financial literacy development among future lecturers

Критерии / Criteria Показатели / Indicators

Мотивационный Motivational наличие мотивации, интереса к изучению финансовой грамотности; осознание необходимости и готовность применять данные знания в практической деятельности, понимание важности, личностной и социальной значимости финансово грамотного человека presence of motivation, interest to study financial literacy; need awareness and willingness to apply the knowledge in practice, understanding the importance, personal and social significance of a financially literate person

Когнитивный Cognitive знания в сфере личных финансов; оценка реальных финансовых ситуаций, извлечение новых знаний из информации с помощью различных информационных инструментов knowledge in the field of personal finance; assessment of real financial situations, extraction of new knowledge from information using various information tools

Деятельностный Activity исследовательские, организаторские, аналитические и другие умения и навыки, позволяющие осуществлять организацию финансовой деятельности и определять способы ее совершенствования research, organizational, analytical and other skills and abilities that allow you to organize financial activities and determine ways to improve it

проведенной экспериментальной работы после реализации трех педагогических условий мы выявили, что в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой показатели всех трех компонентов повысились. Экспериментальные данные свидетельствуют о положительной динамике по всем компонентам развития финансовой грамотности, а следовательно, о развитии умений и навыков будущих педагогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенный анализ научно-методической педагогической литературы, выявленные противоречия показали, что процесс развития финансовой грамотности

будущих педагогов в вузе является актуальным. При раскрытии содержания понятия «развитие финансовой грамотности будущих педагогов» мы определили содержание структурных компонентов финансовой грамотности будущих педагогов. Данные компоненты выполняют функцию основы для формирования педагогических условий, эффективность которых была доказана в опытно-экспериментальной работе.

В ходе исследования доказано, что организация процесса развития финансовой грамотности будущих педагогов обусловлена социальными и экономическими потребностями современного общества и является важным фактором развития человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. М., 2012. 112 с.

2. Иванова И.В. Финансовая грамотность обучающихся: современные подходы к формированию финансовой грамотности как образовательного результата // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы. Уфа: Omega Science, 2019. С. 242-245.

3. Гуляева М.А. Комплексный подход к формированию финансовой грамотности студентов профессиональных образовательных организаций // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 4 (44). С. 11-20. DOI 10.54509/22203036 2021 4 11

4. Паатова М.Э., Даурова М.Ш. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задач современного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 2 (28). С. 173-175.

5. Сорокина Е.А. Педагогические проблемы высшей школы: от финансовой грамотности к цифровой финансовой компетентности студентов // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 45. С. 475-480.

6. Гришакина О.П. Характеристика проекта Минфина РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и возможно-

сти его реализации. URL: http://profesiniciative.ru/index.php/aii/480-grishakina241116 (дата обращения: 20.05.2022).

7. Жданова А.С. Финансовая грамотность студентов // Социологические чтения: социальные тренды современности / отв. редакторы С.А. Ильиных, С.В. Ровбель, И.И. Щемелева. Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2021. С. 154-158.

8. Хижная А.В., Жидков А.А., Макарова Н.В. Аспекты формирования финансовой грамотности у студентов профессиональных образовательных организаций // Наука Красноярья. 2021. Т. 10. № 6-1. С. 258-263.

9. Маслов Ю.Н., Мамий С.А. Факторы, влияющие на финансовую грамотность студентов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 4-4 (67). С. 92-94. DOI 10.24412/25001000-2022-4-4-92-94

10. Кузина О.Е. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты применения в России // Вопросы экономики. 2015. № 8. С. 129-148. DOI 10.32609/00428736-2015-8-129-148

11. Смирнова Ю.В. Развитие финансовой грамотности у студентов гуманитарного направления высшей школы // Преподаватель высшей школы. Электронный ресурс: сборник статей выпускников программы профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы». Москва, 2021. С. 301331.

12. Алексеенко Е.В., Геращенко И.П. Опыт формирования финансовой грамотности у студентов педагогических направлений подготовки // Путеводитель предпринимателя. 2020. Т. 13. № 4. С. 247-257. DOI 10.24182/2073-9885-2020-13-4-247-257

13. Новашина М.С. Развитие финансовой грамотности у студентов творческих специальностей // Актуальные проблемы педагогики и психологии. М.: МГИК, 2021. С. 140-144.

14. Назарова А.Н., Лаврентьева Л.В. Особенности формирования финансовой грамотности студентов в результате самостоятельной работы // Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2018. С. 214-218.

REFERENCES

1. Zelentsova A.V. Improving Financial Literacy of the Population: International Experience and Russian Practice. Moscow, 2012, 112 p. (In Russian).

2. Ivanova I.V. Financial literacy of students: modern approaches to the formation of financial literacy as an educational result. In: Traditional and Innovative Science: History, Current State, Prospects. Ufa, Omega Science, 2019, pp. 242-245. (In Russian).

3. Gulyaeva M.A. Integrated approach to formation of financial literacy of students of vocational educational organizations. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom = Professional Education in Russia and Abroad, 2021, no. 4 (44), pp. 11-20. (In Russian). DOI 10.54509/22203036 2021 4 11

4. Paatova M.E., Daurova M.Sh. Financial literacy of children and young people as relevant problem of contemporary education. Vektor nauki Tol''yattinskogo gosudarstvennogo universiteta = Science Vector of Tog-liatti State University, 2014, no. 2 (28), pp. 173-175. (In Russian).

5. Sorokina E.A. Pedagogical problems of higher school: from financial literacy to digital financial competence of students. Innovatsii. Nauka. Obrazovanie, 2021, no. 45, pp. 475-480. (In Russian).

6. Grishakina O.P. Characteristics of the project of the Ministry of Finance of the Russian Federation "Assistance in Improving the Level of Financial Literacy of the Population and the Development of Financial Education in the Russian Federation" and the possibility of its implementation. (In Russian). Available at: http://profesiniciative.ru/index.php/ai1/480-grishakina241116 (accessed: 20.05.2022).

7. Zhdanova A.S. Financial literacy of students. In: Ilinykh S.A., Rovbel S.V., Shchemeleva I.I., executive eds. Sociological Readings: social Trends of Modernity. Novosibirsk, Novosibirsk State University of Economics and Management Publ., 2021, pp. 154-158. (In Russian).

8. Khizhnaya A.V., Zhidkov A.A., Makarova N.V. Aspects of the formation of financial literacy among students of professional educational organizations. Nauka Krasnoyar'ya = Krasnoyarsk Science, 2021, vol. 10, no. 6-1, pp. 258-263. (In Russian).

9. Maslov Yu.N., Mamiy S.A. Factors affecting students' financial literacy. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk = International Journal of Humanities and Natural Sciences, 2022, no. 4-4 (67), pp. 92-94. (In Russian). DOI 10.24412/2500-1000-2022-4-4-92-94

10. Kuzina O.E. Financial literacy and financial capability: definitions, measurement methods, and analysis in the case of russia. Voprosy ekonomiki. 2015, no. 8, pp. 129-148. (In Russian). DOI 10.32609/0042-87362015-8-129-148

11. Smirnova Yu.V. Development of financial literacy among students of the humanities of higher school. In: Teacher of higher school. Moscow, 2021, pp. 301-331. (In Russian).

12. Alekseenko E.V., Gerashchenko I.P. Experience in forming financial literacy among students of pedagogical directions. Putevoditel'predprinimatelya = Entrepreneur's Guide, 2020, vol. 13, no. 4, pp. 247-257. (In Russian). DOI 10.24182/2073-9885-2020-13-4-247-257

13. Navashina M.S. The development of financial literacy among students of creative specialties. In: Current Issues in Pedagogy and Psychology. Moscow, MSIC Publ., 2021, pp. 140-144. (In Russian).

14. Nazarova A.N., Lavrentieva L.V. Features of the formation of financial literacy of students as a result of independent work. In: Current Issues of Finance and Insurance of Russia at the Present Stage. Nizhny Novgorod, K. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University Publ., 2018, pp. 214-218. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / IN

Муллер Ольга Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования. Сургутский государственный университет, г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Российская Федерация. E-mail: muller ou@surgu.ru ORCID: https://orcid.org/QQQQ-0QQ2-8938-5386 Вклад в статью: общая идея статьи, написание и корректировка текста.

Рассказова Нина Владиславовна - аспирант, кафедра педагогики профессионального и дополнительного образования. Сургутский государственный университет, г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Российская Федерация. E-mail: nina 91@inbox.ru ORCID: https://orcid.org/QQQQ-QQQ3-1Q2Q-355X Вклад в статью: анализ и обобщение литературы, написание текста статьи.

RMATION ABOUT THE AUTHORS

Olga Yu. Muller - Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Professional and Further Education Pedagogy Department. Surgut State University, Surgut, Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra, Russian Federation. E-mail: muller ou@surgu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8938-5386 Contribution: main study conception, text writing and editing.

Nina V. Rasskazova - Post-Graduate Student, Professional and Further Education Pedagogy Department. Surgut State University, Surgut, Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra, Russian Federation. E-mail: nina 91@inbox.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1020-355X Contribution: literature analysis and evaluation, article text writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.