Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА'

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТЫ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муллер Ольга Юрьевна

В статье анализируются теоретические и практические аспекты использования цифровых технологий в условиях вуза, отмечаются основные проблемы и возможности интеграции цифровых технологий в инклюзивное образование. На основании изученного материала автором составлена визуальная структура цифровой инклюзивной образовательной среды, демонстрирующая многоаспектность и сложность процесса цифровизации инклюзивного образования. Одна из актуальных задач в системе образования - повышение уровня подготовки студентов с особыми образовательными потребностями в цифровой среде - может быть решена при реализации определенных педагогических условий. Цель статьи - подтверждение результативности реализации педагогических условий формирования информационной компетентности студентов с особыми образовательными потребностями средствами электронного обучения. В качестве обозначенных педагогических условий описываются развитие цифровой образовательной среды в условиях инклюзии и разработка интерактивного образовательного контента средствами информационных технологий. Научная новизна исследования заключается в том, что разработаны и обоснованы педагогические условия, способствующие результативному формированию информационной компетентности студентов с особыми образовательными потребностями средствами электронного обучения. Теоретическая значимость работы представлена результатами отбора и систематизации результатов научных исследований по изучаемой проблеме, что предоставляет объективный и всесторонний взгляд при оценке перспектив применения цифровых технологий в контексте инклюзивного образования в вузе. Практическая значимость работы представлена разработанными педагогическими условиями, которые могут быть применены в практике обучения вузов с целью повышения качества подготовки студентов с особыми образовательными потребностями. Методы, используемые при проведении исследования: обобщение, анализ и синтез информации, сравнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муллер Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLYING DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE INCLUSIVE EDUCATION AT UNIVERSITIES

The article analyses theoretical and practical aspects of the use of digital technologies in a university environment, highlights the main problems and opportunities for integrating digital technologies into inclusive education. On the basis of the studied material, the author compiled the visual structure of the digital inclusive educational environment, demonstrating the multidimensionality and complexity of the digitalisation process of inclusive education. A high level of preparation of students with special educational needs in the digital environment is an urgent task in the educational system, which can be achieved through the implementation of certain pedagogical conditions. The purpose of the article is to con rm the e ectiveness of the implementation of pedagogical conditions for information competence of students with special educational needs by means of e-learning. The following conditions are described: development of electronic information and educational environment; development of interactive educational content by means of information technology. The relevance of the study is due to the fact that pedagogical conditions have been developed and substantiated, contributing to the e ective information competence of students with special educational needs by means of e-learning. The theoretical signi cance of the work is made up by the results of selecting and systematising relevant studies, which provides an objective and comprehensive view when assessing the prospects for the use of digital technologies in the context of inclusive education at universities. The practical signi cance of the work is connected with developing pedagogical conditions that can be applied in university instruction in order to improve the quality of training for students with special educational needs. Research methods include generalisation, analysis and synthesis of information, comparison.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Муллер Ольга Юрьевна, канд. пед. наук, Сургутский государственный университет, Россия, Сургут olga_megion@mail. га https://orcid.org/000-0002-8938-5386

2022. Вып. 65. С. 100-110

Б01: 10.15382Миг^202265.100-110

Применение цифровых технологий

в инклюзивном образовании в условиях вуза

Аннотация: В статье анализируются теоретические и практические аспекты использования цифровых технологий в условиях вуза, отмечаются основные проблемы и возможности интеграции цифровых технологий в инклюзивное образование. На основании изученного материала автором составлена визуальная структура цифровой инклюзивной образовательной среды, демонстрирующая многоаспектность и сложность процесса цифровизации инклюзивного образования. Одна из актуальных задач в системе образования — повышение уровня подготовки студентов с особыми образовательными потребностями в цифровой среде — может быть решена при реализации определенных педагогических условий. Цель статьи — подтверждение результативности реализации педагогических условий формирования информационной компетентности студентов с особыми образовательными потребностями средствами электронного обучения. В качестве обозначенных педагогических условий описываются развитие цифровой образовательной среды в условиях инклюзии и разработка интерактивного образовательного контента средствами информационных технологий. Научная новизна исследования заключается в том, что разработаны и обоснованы педагогические условия, способствующие результативному формированию информационной компетентности студентов с особыми образовательными потребностями средствами электронного обучения. Теоретическая значимость работы представлена результатами отбора и систематизации результатов научных исследований по изучаемой проблеме, что предоставляет объективный и всесторонний взгляд при оценке перспектив применения цифровых технологий в контексте инклюзивного образования в вузе. Практическая значимость работы представлена разработанными педагогическими условиями, которые могут быть применены в практике обучения вузов с целью повышения качества подготовки студентов с особыми образовательными потребностями. Методы, используемые при проведении исследования: обобщение, анализ и синтез информации, сравнение.

Ключевые слова: инклюзивное образование, цифровые технологии, студенты с особыми образовательными потребностями, педагогические условия, информационная компетентность.

О. Ю. Муллер

© Муллер О. Ю., 2022.

На современном этапе развития общества и экономики происходит постоянное увеличение темпа роста знаний и необходимых для профессиональной деятельности навыков — требования современного рынка труда к системе образования (к выпускникам) подразумевают наличие развитых способностей и навыков разного рода. В то же время мы можем говорить об интенсификации внедрения технических средств и информационных технологий во все сферы жизни общества. Этот фактор определяет новые требования к инклюзивному образованию, а также путям его осуществления, что предоставляет новые возможности для повышения эффективности обучения людей с особыми образовательными потребностями (ООП)1.

Основываясь на Федеральных государственных стандартах, применение цифровых технологий в контексте инклюзивного образования способствует решению ряда задач2:

• умение использовать информационную среду как средство обучения;

• формирование способности работать в информационной среде;

• формирование конкурентоспособной, готовой к жизнедеятельности в современных условиях личности;

• выстраивание собственной образовательной траектории.

Проблеме электронного обучения посвятили немалое количество работ такие современные педагоги, как С. Freire3, А. М. Галимов4, Н. Н. Ермошкин5 и др.

Многие исследователи отмечают, что внедрение цифровых технологий в условиях инклюзии сопровождается теми же трудностями и возможностями, которые наблюдаются и в случае цифровизации образования6.

В качестве положительных сторон цифровизации инклюзивного образования называется предоставление лицам с ООП широких возможностей овладения компетенциями, позволяющими им успешно интегрироваться в общество7:

• развитие готовности к применению цифровых технологий;

1 См.: Рассказов Ф. Д., Муллер О. Ю., Ротова Н. А. Кластерный подход в инклюзивном образовании лиц с особыми образовательными потребностями // Инклюзивное образование: теория и практика: сб. материалов Международной науч.-практ. конференции. Орехово-Зуево, 2016. С. 247-253.

2 См.: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». URL: http:// fgosvo.ru/news/8/1583 (дата обращения: 20.12.2021).

3 См.: Freire C. et. al. The potential of distance education for the inclusion of students in higher education // Determining the Reliability of Online Assessment and Distance Learning. Handbook of Research. Hershey, PA, USA, 2020. P. 379-401.

4 См.: Галимов А. М., Хадиуллина Р. Р. Электронная информационно-образовательная среда вуза как инструмент повышения качества образовательного процесса // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 443. С. 241-254.

5 См.: Ермошкин Н. Н. Электронное обучение // Образовательные технологии. 2013. № 2. С. 51-56.

6 См.: Ахметова Д. З. и др. Цифровизация и инклюзивное образование: точки соприкосновения // Высшее образование в России. 2020. № 2. С. 141-150.

7 См.: Фокина М. С. Проблемы и перспективы инклюзивного образования в условиях цифровизации // Студенческий электронный журнал СТРИЖ. 2021. № 2-1 (37). С. 82-84.

• формирование у студентов с ООП технологической компетенции (способности самостоятельно использовать разные электронно-информационные технологии при подготовке к занятиям);

• развитие навыка формирования социальных связей;

• формирование коммуникативной компетенции (умение устанавливать связь с педагогом, вступать в активные беседы и диалоги, исследовать разные информационные средства обучения).

При этом возможности виртуальной среды практически не требуют для этого взаимодействия с реальным обществом, так как инклюзивное образование в цифровом формате нацелено на развитие личностных и профессиональных качеств, а также когнитивных способностей личности с ООП.

К сожалению, существует ряд следующих проблем по реализации цифрови-зации в условиях инклюзивного образования:

• проблемы восприятия учебного материала в цифровой виртуальной среде (в зависимости от нозологии);

• трудности, связанные с необеспеченностью техническими средствами обучения студентов;

• невозможность обучения многим практическим навыкам и интеграции полученных знаний в практическую деятельность;

• проблема мотивации — многие студенты с ООП не имеют достаточного уровня внутренней мотивации;

• снижение социальной активности студентов с ООП;

• недостаточная «цифровая грамотность» и цифровая компетентность педагогов, работающих с обучающимися с ООП8.

Данные затруднения в применении цифровых технологий в контексте инклюзивного образования во многом связаны с трудностями обеспечения эффективного образовательного процесса, при реализации которого часто встречается проблема невозможности устранения преподавателем определенных барьеров, вызванных индивидуальными особенностями студента с ООП.

Для решения обозначенных проблем многие исследователи предлагают собственные пути решения. Например, итальянский ученый М. Lazzari из Университета Бергамо предлагает использовать специальный курс по «цифровому повествованию», которому обучаются будущие педагоги, работающие с лицами с ООП9. Он полагает, что «цифровое повествование» положительно влияет на когнитивные и психоэмоциональные способности лиц с ограничениями здоровья, в том числе стимулируя развитие памяти как одной из важнейших когнитивных способностей, отвечающей за социальную адаптацию.

Российские исследователи Д. З. Ахметова, З. Г. Нигматов и Т. А. Челнокова полагают, что основное преимущество цифровых технологий инклюзивно-

8 См.: Шадчин И. В. Инклюзивное профессиональное образование в условиях его циф-ровизации // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 4 (28). С. 115-145.

9 См.: Lazzari M. Digital Storytelling for Inclusive Education: An Experience in Initial Teacher Training / M. Lazzari // Proceedings of the 10th International Conference on e-Learning 2016. Funchal, Portugal, July 1-2. 2016. P. 199-203.

го образования заключается в том, что применение данных технологий делает процесс обучения более «демократичным», не ограниченным установленными преподавателем рамками10. Среди основных недостатков они выделяют непредсказуемое влияние на здоровье лиц с ООП длительного пребывания за компьютером, а также связанную с этим тенденцию к асоциализации личности. Как отмечают авторы, цифровизация инклюзивного образования проявляется неоднозначным влиянием на здоровье обучающихся и может оказывать обратный, отрицательный эффект. Эти авторы указывают также на необходимость трансформации технологий инклюзивного образования под своеобразие цифровых технологий и особенности здоровья лиц с ООП. Эффективность такого подхода возможна за счет персонификации образовательных траекторий.

Существуют рекомендации к тьюторскому сопровождению, в рамках чего каждому обучающемуся требуется персональный компьютер, который, однако, могут позволить себе не все семьи. В качестве доступной альтернативы по заказу Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс», при финансовой поддержке Министерства образования и молодежной политики Свердловской области в Уральском федеральном университете разработано приложение «Электронный тьютор»11. Пользователю приложения (обучающемуся) предлагается указать свои персональные данные, под которые будет подстраиваться программа, не исключая вовлечение преподавателя в общий процесс использования приложения, в том числе для устранения барьеров в условиях инклюзивного образования.

Специальный проект научно-исследовательского центра «Образование. Качество. Отрасль» под названием «Создание "говорящих" учебников для студентов с нарушениями зрения» свидетельствует об эффективности использования для обучения лиц с ООП книг с дополненной реальностью, где в целях развития большое влияние на успех их применения оказывают правильно составленные специалистами сценарий и дизайн. Опыт показывает, что для лиц с ООП такие книги не должны иметь яркие фоны и содержать сложную визуальную информацию. В рамках данного проекта создано более десяти «говорящих» учебников по различным направлениям подготовки12. На наш взгляд, «говорящие» книги следует рассматривать как одно из перспективных цифровых средств для обучения лиц с ООП на современном этапе, предполагающих вовлечение таких обучающихся в процесс составления данных книг.

10 См.: Ахметова Д. З. и др. Указ. соч.

11 См.: Токарская Л. В., Быстрова Т. Ю. Применение цифровых технологий в процессе инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании фНТЕ 2020): сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конференции с международным участием (19—21 ноября 2020 г.). Екатеринбург, 2020. С. 203-211.

12 См.: Александрова Н. А., Гаврилова Е. А. Проект «Создание "говорящих" учебников для студентов с нарушениями зрения» как средство формирования инклюзивной образовательной среды вуза // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: VI Виртуальный Международный форум по педагогическому образованию: сб. науч. трудов. Ч. II. Казань, 2020. С. 12-19.

Исследователь Д. Ф. Романенкова предлагает следующие механизмы повышения доступности цифровых технологий для обучения лиц с ООП13:

• обеспечение единообразия используемых цифровых средств обучения в рамках образовательной организации;

• минимизация средств образовательной организации для онлайн-обучения (до одной платформы);

• создание версии систем онлайн-обучения для мобильных устройств;

• обеспечение доступа обучающихся с ООП к записям прошедших онлайн-занятий.

Таким образом, результативность применения рассмотренных выше подходов направлена на готовность и способность обучающихся с ООП к эффективной информационной деятельности, включающей в себя ценностное отношение, а также применение знаний, умений и навыков использования новых информационных технологий для решения профессиональных задач14.

На основе анализа выявленных в различных исследованиях проблем и возможностей в применении цифровых технологий в контексте инклюзивного образования в вузе мы составили следующую структуру цифрового инклюзивного образования (см. ил. 1).

Представленная на ил. 1 структура цифровой инклюзивной образовательной среды, на наш взгляд, отображает возможности применения доступных средств в целях обучения лиц с ООП. Направленность данной структуры соответствует содержанию модели формирования информационной компетентности студентов с ООП средствами электронного обучения15.

Для эффективной реализации содержательной модели нами были выявлены и опытно-экспериментальным путем проверены следующие педагогические условия:

• развитие цифровой образовательной среды в условиях инклюзии;

• разработка интерактивного образовательного контента средствами информационных технологий.

Проанализировав состояние цифровой образовательной среды в условиях инклюзии, мы пришли к выводу, что для ее развития необходимо обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе и лиц с ООП, средствами электронного обучения16. На основании этого нами был разработан сайт, включающий в себя следующее наполнение: электронный тьютор, говорящие учебники, цифровое повествование, виртуальная учебная аудитория, форум. При внедрении сайта в образовательный процесс увеличилась мотивация к обучению студентов с ООП, которые были вовлечены в активное взаимо-

13 См.: Романенкова Д. Ф. Основные подходы к обеспечению доступности инклюзивного высшего образования средствами дистанционных технологий // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2021. № 1 (13). С. 27-32.

14 См.: Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm (дата обращения: 19.12.2021).

15 См.: Муллер О. Ю., Столбова А. С. Опытно-экспериментальная работа по формированию информационной компетентности будущих педагогов средствами электронного обучения // Ценности и смыслы. 2021. № 4 (74). С. 157-164.

16 См.: Галимов А. М., Хадиуллина Р. Р. Указ. соч.

43-

гибкость, модульность, доступность, рентабельность, мобильность, широкий охват аудитории, технологичность, социальное равноправие и тл.

Ил. 1. Структура цифровой образовательной среды в условиях инклюзии

действие и организацию образовательного процесса средствами электронного обучения.

Разрабатываемый интерактивный образовательный контент средствами информационных технологий (мультимедийные презентации, анимация, интерактивные модели, рисунки, схемы, задания с выбором ответов, тренажеры, интерактивные задания) использовался при изучении дисциплины «Введение в профессиональную деятельность» студентами первого курса, в том числе и с ООП. Данное педагогическое условие имеет большую практическую значимость, в процессе чего выполняются практические навыки, закрепляются и расширяются теоретические знания, а также вырабатывается умение применять их при выполнении практических заданий и проектов17. Разработка интерактивного образовательного контента осуществлялась на таких платформах, как «Google Презентации», «Canva», «LearningApps», «Wordwall», «Mindomo» и др. К оценочным средствам изучения разделов дисциплины «Введение в профессиональную деятельность» относились устные опросы, письменные опросы, выполнение заданий с выбором ответов, интерактивных заданий, тренажеры.

Также нами был проведен анализ результатов опытно-экспериментальной работы и динамики уровней сформированности компонентов информационной компетентности студентов с ООП средствами электронного обучения. Для оценки уровней мы выявили совокупность критериев, соответствующих следующим структурным компонентам данной компетентности: мотивационно-ценностному, когнитивному и деятельностному. Для каждого из критериев были установлены уровни, характеризующие сформированность критериев18.

В нашем исследовании мы сравниваем показатели сформированности информационной компетентности на начало эксперимента и по его завершению. Результаты констатирующего и оценочного этапов в контрольной и экспериментальной группах представлены на ил. 2 и 3.

Результативность педагогических условий подтверждается статистическим улучшением показателей, характеризующих уровень сформированности информационной компетентности.

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

■ Начало экспериментальной работы

■ Завершение экспериментальной работы

Ил. 2. Динамика уровней сформированности компонентов информационной компетентности студентов с ООП средствами электронного обучения (контрольная группа)

17 См.: Ломаско П. С. Роль интерактивного цифрового контента при реализации онлайн-обучения в современном университете // Современное образование. 2017. № 4. С. 143—151.

18 См.: Муллер О. Ю., Столбова А. С. Указ. соч.

60,60%

48,30%

6,10% ю,зо%

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

■ Начало экспериментальной работы ■ Завершение экспериментальной работы

Ил. 3. Динамика уровней сформированности компонентов информационной компетентности студентов с ООП средствами электронного обучения (экспериментальная группа)

Полученные данные эксперимента свидетельствуют о том, что разработанные педагогические условия способствуют результативному формированию информационной компетентности студентов с ООП средствами электронного обучения.

Таким образом, применение цифровых технологий в инклюзивном образовании позволяет создать для обучения студентов с ООП уникальные возможности и условия, которые расширяют перечень различных видов учебной деятельности, совершенствуют и создают новые организационные методы и формы обучения.

Цифровая инклюзия — это решение о том, как мы учитываем индивидуальные особенности людей и создаем в цифровом мире равные возможности для всех. Поэтому современное образование должно рассматривать человека как основную ценность. Оно должно быть направлено на формирование жизненных ценностей и ориентиров, воспитание человека, а не только на получение услуги. Только в этом случае реализация цифрового образования будет иметь высокую социальную значимость, повышать мотивацию и качество жизни всех участников образовательного процесса.

Александрова Н. А., Гаврилова Е. А. Проект «Создание "говорящих" учебников для студентов с нарушениями зрения» как средство формирования инклюзивной образовательной среды вуза // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: VI Виртуальный Международный форум по педагогическому образованию: сб. науч. трудов. Ч. II. Казань, 2020. С. 12—19.

Ахметова Д. З. и др. Цифровизация и инклюзивное образование: точки соприкосновения // Высшее образование в России. 2020. № 2. С. 141—150.

Галимов А. М., Хадиуллина Р. Р. Электронная информационно-образовательная среда вуза как инструмент повышения качества образовательного процесса // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 443. С. 241—254.

Ермошкин Н. Н. Электронное обучение // Образовательные технологии. 2013. № 2. С. 51-56.

Ломаско П. С. Роль интерактивного цифрового контента при реализации онлайн-обу-чения в современном университете // Современное образование. 2017. № 4. С. 143151.

Список источников

Муллер О. Ю., Столбова А. С. Опытно-экспериментальная работа по формированию информационной компетентности будущих педагогов средствами электронного обучения // Ценности и смыслы. 2021. № 4 (74). С. 157-164.

Рассказов Ф. Д., Муллер О. Ю., Ротова Н. А. Кластерный подход в инклюзивном образовании лиц с особыми образовательными потребностями // Инклюзивное образование: теория и практика: сб. материалов Международной науч.-практ. конференции. Орехово-Зуево, 2016. С. 247-253.

Романенкова Д. Ф. Основные подходы к обеспечению доступности инклюзивного высшего образования средствами дистанционных технологий // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2021. № 1 (13). С. 27-32.

Токарская Л. В., Быстрова Т. Ю. Применение цифровых технологий в процессе инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2020): сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конференции с международным участием (19-21 ноября 2020 г.). Екатеринбург, 2020. С. 203-211.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm (дата обращения: 19.12.2021).

Фокина М. С. Проблемы и перспективы инклюзивного образования в условиях цифро-визации // Студенческий электронный журнал СТРИЖ. 2021. № 2-1 (37). С. 82-84.

Шадчин И. В. Инклюзивное профессиональное образование в условиях его цифрови-зации // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 4 (28). С. 115-145.

Freire C. et. al. The potential ofdistance education for the inclusion ofstudents in higher education // Determining the Reliability of Online Assessment and Distance Learning. Handbook of Research. Hershey, PA, USA, 2020. Р. 379-401.

Lazzari M. Digital Storytelling for Inclusive Education: An Experience in Initial Teacher Training / M. Lazzari // Proceedings of the 10th International Conference on e-Learning 2016. Funchal, Portugal, July 1-2. 2016. P. 199-203.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2022. Vol. 65. P. 100-110 DOI: 10.15382/sturIV202265.100-110

Olga Muller, Candidate of Sciences in Education, Surgut State University, Surgut, Russia olga_megion@mail. ru https://orcid.org/000-0002-8938-5386

Applying Digital Technologies in the Inclusive Education at Universities

O. Muller

Abstract: The article analyses theoretical and practical aspects of the use of digital technologies in a university environment, highlights the main problems and opportunities for integrating digital technologies into inclusive education. On the basis of the studied material, the author compiled the visual structure of the digital inclusive educational

environment, demonstrating the multidimensionality and complexity of the digitalisa-tion process of inclusive education. A high level of preparation of students with special educational needs in the digital environment is an urgent task in the educational system, which can be achieved through the implementation of certain pedagogical conditions. The purpose of the article is to confirm the effectiveness of the implementation of pedagogical conditions for information competence of students with special educational needs by means of e-learning. The following conditions are described: development of electronic information and educational environment; development of interactive educational content by means of information technology. The relevance of the study is due to the fact that pedagogical conditions have been developed and substantiated, contributing to the effective information competence of students with special educational needs by means of e-learning. The theoretical significance of the work is made up by the results of selecting and systematising relevant studies, which provides an objective and comprehensive view when assessing the prospects for the use of digital technologies in the context of inclusive education at universities. The practical significance of the work is connected with developing pedagogical conditions that can be applied in university instruction in order to improve the quality of training for students with special educational needs. Research methods include generalisation, analysis and synthesis of information, comparison.

Keywords: inclusive education, digital technologies, students with special educational needs, pedagogical conditions, information competence.

References

Aleksandrova N., Gavrilova E. (2020) "Proekt "Sozdanie "govoriashchikh" uchebnikov dlia studentov s narusheniiami zreniia" kak sredstvo formirovaniia inkliuzivnoi obrazovatel'noi sredy vuza [The project "Making 'talking' textbooks for visually impaired students as means of developing inclusive university environment], in Perspektivy iprioritetypedagogicheskogo obrazovaniia v epokhu transformatsii, vybora i vyzovov: VI Virtual nyi Mezhdunarodnyi forum po pedagogicheskomu obrazovaniiu: sbornik nauchnykh trudov. Ch. II [Prospects and priorities of teacher training in the era of transformation, choice and challenges: 6th virtual international forum in teacher training: collection of articles. Pt. 2]. Kazan, 2020, pp. 12-19 (in Russian).

Akhmetova D. et al. (2020) "Tsifrovizatsiia i inkliuzivnoe obrazovanie: tochki soprikosnoveniia" [Digitalisation and inclusive education: points of interaction]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020, no. 2, pp. 141-150 (in Russian).

Galimov A., Khadiullina R. (2019) "Elektronnaia informatsionno-obrazovatel'naia sreda vuza kak instrument povysheniia kachestva obrazovatel'nogo protsessa" [Electronic informational education-based university environment as a tool in improving the quality of education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019, no. 443, pp. 241-254 (in Russian).

Ermoshkin N. (2013) "Elektronnoe obuchenie" [Electronic instruction]. Obrazovatelnye tekhnologii. 2013, no. 2, pp. 51-56 (in Russian).

Fokina M. (2021) "Problemy i perspektivy inkliuzivnogo obrazovaniia v usloviiakh tsifrovizatsii" [Problems and prospects of inclusive education in conditions of digitalisation]. Studencheskii elektronnyi zhurnalSTRIZH. 2021, no. 2-1 (37), pp. 82-84 (in Russian).

Freire C. et al. (2020) "The potential of distance education for the inclusion of students in higher education", in Determining the Reliability of Online Assessment and Distance Learning. Handbook of Research. Hershey, 2020, pp. 379-401.

Lazzari M. (2016) "Digital Storytelling for Inclusive Education: An Experience in Initial Teacher Training", in M. Lazzari (ed.) Proceedings of the 10h International Conference on e-Learning 2016. Funchal, July 1-2, 2016, pp. 199-203.

Lomasko P. (2017) "Rol' interaktivnogo tsifrovogo kontenta pri realizatsii onlain-obucheniia v sovremennom universitete" [The role of interactive digital content in implementing online instruction in the present-day university]. Sovremennoe obrazovanie. 2017, no. 4, pp. 143-151 (in Russian).

Muller O., Stolbova A. (2021) "Opytno-eksperimental'naia rabota po formirovaniiu informat-sionnoi kompetentnosti budushchikh pedagogov sredstvami elektronnogo obucheniia" [Pilot testing in the sphere of developing information competence of future teachers by means of electronic instruction]. Tsennostiismysly. 2021, no. 4 (74), pp. 157-164 competence.

Rasskazov F., Muller O., Rotova N. (2016) "Klasternyi podkhod v inkliuzivnom obrazovanii lits s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostiami" [Cluster approach in inclusive education of persons with specific educational needs]. Inkliuzivnoe obrazovanie: teoriia ipraktika: sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Inclusive education: theory and practice. Conference materials]. Orekhovo-Zuevo, 2016, pp. 247-253.

Romanenkova D. (2021) "Osnovnye podkhody k obespecheniiu dostupnosti inkliuzivnogo vysshego obrazovaniia sredstvami distantsionnykh tekhnologii" [Main approaches to providing the accessibility of inclusive higher education by means of distance-learning technology]. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie i zdravookhranenie. 2021, no. 1 (13), pp. 27-32 (in Russian).

Tokarskaia L., Bystrova T. (2020) "Primenenie tsifrovykh tekhnologii v protsesse inkliuzivnogo obrazovaniia detei s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostiami" [Applying digital technologies in inclusive education of children with specific educational needs], in Tsifrovaia gumanitaris-tika i tekhnologii v obrazovanii (DHTE 2020). Sbornik materialov Vserossiiskoi nauchno-prak-ticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. 19—21 noiabria 2020g. [Digital humanities and technologies in education. Conference proceedings]. Ekaterinburg, 2020, pp. 203-211.

Trishina S. Informatsionnaia kompetentnost' kakpedagogicheskaia kategoriia [Information competence as an educational category], available at http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11. htm (accessed 19.12.2021).

Shadchin I. (2020) "Inkliuzivnoe professional'noe obrazovanie v usloviiakh ego tsifrovizatsii" [Inclusive professional education in conditions of its digitalisation]. Innovatsionnoe razvitie professionalnogo obrazovaniia. 2020, no. 4 (28), pp. 115-145 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 29.12.2021

The article was submitted 29.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.