Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО'

РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС / ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / СПО / СОДЕРЖАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Сидоров Андрей Николаевич

Статья посвящена вопросам разработки и обоснования содержания электронного курса по повышению финансовой грамотности для студентов в системе СПО. Описаны перспективы применения факультативного электронного курса при формировании финансовой грамотности. Обоснованы ключевые требования и основы разрабатываемого курса, уточнена особая значимость автономности осваиваемого содержания. Разработана и обоснована структура факультативного электронного курса, построенная на основе модульности финансовой грамотности, предполагающей её разделение на отдельные составляющие. Разработанная структура модулей и тематических блоков обусловлена требованиями единой рамки компетенций по финансовой грамотности, послужившей основой проектирования содержания электронного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Сидоров Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CONTENT OF THE ELECTRONIC COURSE ON INCREASING THE LEVEL OF FINANCIAL LITERACY FOR STUDENTS IN THE SVE SYSTEM

The article is devoted to the development and substantiation of the content of an electronic course on improving financial literacy for students in the vocational education system. The prospects for the use of an optional electronic course in the formation of financial literacy are described. The key requirements and foundations of the developed course are substantiated, the special significance of the autonomy of the content being mastered is clarified. The structure of an optional electronic course was developed and substantiated, built on the basis of the modularity of financial literacy, which implies its division into separate components. The developed structure of modules and thematic blocks is due to the requirements of a unified framework of competencies in financial literacy, which served as the basis for designing the content of the electronic course.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО»

14. Синогеев, И.С. Обучение основам искусственного интеллекта / И.С. Синогеев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 9-2. - С. 130-134

15. Шефиева, Э.Ш. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам) / Э.Ш. Шефиева и Т.Е. Исаева // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - № 10. - С. 84-89

Педагогика

УДК 377

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Сидоров Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО

Аннотация. Статья посвящена вопросам разработки и обоснования содержания электронного курса по повышению финансовой грамотности для студентов в системе СПО. Описаны перспективы применения факультативного электронного курса при формировании финансовой грамотности. Обоснованы ключевые требования и основы разрабатываемого курса, уточнена особая значимость автономности осваиваемого содержания. Разработана и обоснована структура факультативного электронного курса, построенная на основе модульности финансовой грамотности, предполагающей её разделение на отдельные составляющие. Разработанная структура модулей и тематических блоков обусловлена требованиями единой рамки компетенций по финансовой грамотности, послужившей основой проектирования содержания электронного курса.

Ключевые слова: финансовая грамотность, электронный курс, повышение финансовой грамотности, СПО, содержание, компетенции.

Annotation. The article is devoted to the development and substantiation of the content of an electronic course on improving financial literacy for students in the vocational education system. The prospects for the use of an optional electronic course in the formation of financial literacy are described. The key requirements and foundations of the developed course are substantiated, the special significance of the autonomy of the content being mastered is clarified. The structure of an optional electronic course was developed and substantiated, built on the basis of the modularity of financial literacy, which implies its division into separate components. The developed structure of modules and thematic blocks is due to the requirements of a unified framework of competencies in financial literacy, which served as the basis for designing the content of the electronic course.

Key words: financial literacy, e-course, financial literacy, open source software, content, competencies.

Введение. На современном этапе вопросы формирования финансовой грамотности населения приобретают основополагающее значение, что обуславливает необходимость поиска наиболее эффективных методов, форм, средств, способов и инструментов планомерной организации данных процессов. В этом контексте, исследование возможностей применения электронных курсов для повышения уровня финансовой грамотности населения рассматривается в качестве способа объективной и планомерной организации деятельности обучающихся с перспективой приобретения ключевых знаний, умений, навыков и компетенций, определяющих уровень сформированности финансовой грамотности. Однако, предельные возможности курса во многом диктуются его методологическими и содержательными аспектами, раскрывающими направленность на формирование ряда компетенций специалистов, что требует обоснования его объективно значимых содержательных элементов.

Цель статьи - разработать и обосновать содержание электронного курса по повышению финансовой грамотности для студентов в системе среднего профессионального образования.

Изложение основного материала статьи. Сегодня процессы формирования финансовой грамотности населения имеют комплексный и системный характер. В течение последних лет активно реализуются множественные проекты, ориентированные на повышение уровня финансовой грамотности населения и обеспечение формирования ключевых теоретических знаний, умений, навыков и компетенций в данной области [8]. Несмотря на это, по данным портала НАФИ, в 2022 году около 30% населения обладает низким уровнем финансовой грамотности [9]; хотя и наблюдаются существенные сокращения данных показателей в динамике, все еще актуальным остается воссоздание условий дополнительного усиления работы с населением в данном направлении, поскольку темпы развития и усложнения рынка финансовых услуг и продуктов в значительной степени превышают темпы прироста уровня финансовой грамотности населения.

Сложность процессов формирования финансовой грамотности населения заключается в межпредметности изучаемых теоретических основ, поскольку финансовая грамотность в разной степени затрагивает отдельные тематические блоки учебных дисциплин, сочетает их в неразрывной связи с житейской практикой хозяйствования личности. В этом вопросе, повышение уровня финансовой грамотности требует создания всех необходимых условий эффективного обучения, что может быть достигнуто за счет использования в качестве основы инструментария электронных курсов [5].

Актуальность формирования финансовой грамотности подтверждается также и результатами проведенного контент-анализа, представленными на рисунке 1:

Формирование финансовой грамотности ■ Ф ор мирование финансов ой гр я мотносга

___... 1

2008 200У 2010 2011 2012 2 0 13 2014 2015 2 6 20 17 2 0 18 20 19 20 20 20 21

Рисунок 1. Контент анализ публикаций по теме «формирование финансовой грамотности»

Приведенные данные на рис. 1 показывают особый рост исследовательского интереса к тематике финансовой грамотности в период с 2015-2016 гг. При этом, важно уточнить, что приведенная статистика учитывает публикации с упоминанием ключевого словосочетания «формирование финансовой грамотности» в названии статьи, аннотации или ключевых словах; кроме того, в систему контент-анализа включены только публикации в журналах ВАК и РИНЦ.

Важно заметить, что в вопросах повышения уровня финансовой грамотности студентов СПО высокую актуальность приобретают возможности факультативной формы организации деятельности на основании применения цифровых средств и инструментов обучения. Е.Е. Румянцева в этом контексте отмечает, что достаточно высокую эффективность данные процессы приобретают за счет использования электронного курса в качестве ключевого инструмента повышения уровня финансовой грамотности населения [6].

По мнению Алешугиной Е.А. и её соавторов электронный курс обучения позволяет планомерно формировать профессиональные компетенции специалистов, воссоздавать условия для формирования индивидуальной траектории обучения, учитывать индивидуальный темп изучения учебного материала, выполнения практико-ориентированных и активно-поисковых заданий [1]. Вместе с тем, важно заметить, что применение электронных курсов сегодня вариативно -они задействуются как в целях обучения дисциплинам согласно учебной программе, так и для организации факультативных дополнительных занятий.

В вопросах обучения студентов СПО, наиболее перспективной становится именно факультативная форма обучения, что обуславливается:

- возможностями по организации самостоятельной работы с теоретическими и практико-ориентированными материалами в «удобное время» и в «удобном месте»;

- отсутствием «принудительного» характера участия в процессах повышения уровня финансовой грамотности, что в значительной степени сказывается на мотивации к изучению материала;

- высокой степенью свободы и самоорганизации в вопросах выбора актуального (на личностном уровне) содержания электронного факультативного курса из представленных материалов, построении индивидуальной траектории обучения;

- возможностью обновления содержащейся в курсе информации, её актуализации, расширения, углубления, дополнения и др., в том числе на основании сбора данных по результатам первых периодов апробации;

- качественной сочетаемостью с процессами очного обучения на базе образовательной организации за счет отсутствия необходимости параллельного совмещения.

Однако, факультативная форма организации обучения с применением системы электронного курса требует также учета ряда специфических основ [7, 10]:

- необходимость формирования многоуровневого содержания курса с учетом влияния на все центры восприятия информации (зрительный и слуховой), включения высокой интерактивности внутренних элементов, использования широкого числа возможностей электронного курса;

- обеспечение полной автономности электронного курса в целях отсутствия привязки процесса прохождения со стороны обучающегося к конкретному педагогу;

- включение возможности организации обратной связи с реальным преподавателем через текстовую форму вопросов, внедрение блока форума и др.;

- наличие системы дифференцированных (разделенных по уровню сложности) заданий и материалов, сопровождающихся автоматическим контролем на уровне внутренних алгоритмов информационной системы электронного курса (использование различных форм тестирования, опросов и др.);

- особая значимость сочетания каждого из тематических разделов курса с другим в целях укрепления внутренних междисциплинарных связей;

- практико-ориентированный (житейский; бытовой) характер выполняемых в рамках курса учебных заданий, упор на деятельностные аспекты и необходимость самостоятельного поиска информации, аналитический характер взаимодействия с ней; и многие другие особенности.

Несмотря на это, использование факультативной формы прохождения электронного курса по повышению уровня финансовой грамотности студентов СПО становится одним из ключевых способов создания универсального элемента личностно-профессионального развития каждого обучающегося. В этом вопросе, особые требования предъявляются именно к вопросам полномерной реализации содержательных аспектов проектируемого курса.

Опыт Н.Ю. Лукьяновой и её соавторов показывает, что электронный курс может быть эффективно применен в целях повышения финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей на базе высшего учебного заведения; в этом вопросе авторы склонны считать, что важно учитывать такие аспекты, как: программируемая последовательность освоения элементов курса, ограничение во времени, единая система и структура курса, единая система оценивания [4]. По нашему мнению, при обучении студентов в системе среднего профессионального образования посредством электронных курсов, необходимо учитывать именно аспекты программируемости (поскольку это позволяет соблюсти принципы преемственности освоения содержания), единой структуры и системы оценивания; однако формировать условия ограничения по времени целесообразно только в внутрисеместровой или годовой формах с учетом создания широких временных промежутков, ограничивающих прохождение электронного курса в целом, без разделения на отдельные составляющие - темы, материалы, занятия и другие.

По нашему мнению, система финансовой грамотности формируется за счет усвоения ряда модулей финансовой грамотности, выстраивающих тематическую структуру электронного учебного курса, среди которых:

- личная финансово-бюджетная (планировочная) грамотность;

- финансово-трудовая и пенсионная грамотность;

- инвестиционно-сберегательная грамотность;

- кредитная грамотность;

- налоговая грамотность;

- страховая грамотность;

- предпринимательская грамотность.

Причем формирование данных модулей происходит именно в ключе преемственности, при переходе от одного учебного модуля к другому. В целом, преимущества модульной структуры курса обуславливаются разделением общей системы содержания на малые составляющие, каждая из которых обладает собственной независимостью и системностью, предполагает достижение определенного образовательного результата. Однако важно подчеркнуть, что сама финансовая грамотность - это неделимое понятие, гармонично сочетающее в себе каждый из представленных модулей, формирующих сложную компетентностную систему. Построение структуры учебного содержания в рамках представленной системы курса будет происходить исходя из следующей схемы (рисунок 2):

Рисунок 2. Система построения содержания курса по финансовой грамотности

Учитывая представленную систему, сформируем совокупную тематическую структуру курса по повышению финансовой грамотности, что представлено в таблице 1:

Таблица 1

Тематическая структура курса финансовой грамотности

Модуль Тематические блоки

Личная финансово-бюджетная (планировочная) грамотность 1) Деньги: история, функция, виды, назначение; 2) Личные финансы человека: источники формирования; 3) Личное финансовое планирование и семейный бюджет; 4) Финансовое планирование и перераспределение личных финансов; 5) Цифровая среда и личная финансовая безопасность.

Финансово-трудовая и пенсионная грамотность 1) Финансовая система России: понятие, структура; 2) Трудовая и пенсионная система России. Функции пенсионной системы; 3) Негосударственные пенсионные фонды. Пенсионные программы для населения.

Инвестиционно- сберегательная грамотность 1) Риски и инвестиции; 2) Фондовый и валютный рынки; 3) Финансовый рынок: структура и участники; 4) Система финансовых инструментов: акции, облигации, ПИФы, валюта, драгоценные металлы и камни; 5) Операции в системе финансовых инструментов; 6) Вклады, депозиты, сберегательные счета.

Кредитная грамотность 1) Понятие банковской системы; 2) Банковские продукты и услуги для населения; 3) Банковский кредит. Ипотека; 4) Небанковские профессиональные кредиторы; 5) Мошенничество в банковской деятельности.

Налоговая грамотность 1) Бюджетная и налоговая системы РФ; 2) Налогообложение граждан и некоторых организаций; 3) Налоговые вычеты. Социальное обеспечение.

Страховая грамотность 1) Страхование: теоретические аспекты, сущность, виды, направления; 2) Страхование населения как способ снижения рисков; 3) Страхование в системе финансовых отношений: банки, инвестиции, фонды.

Предпринимательская грамотность 1) Основы предпринимательской деятельности и риски. Организационно-правовые формы деятельности; 2) Вопросы создания собственного бизнеса; 3) Учетная деятельность в малом бизнесе: основы финансового планирования личного дела. Принятие ответственности.

Важно подчеркнуть, что представленная тематическая структура курса финансовой грамотности будет осваиваться с применением системы теоретического материала, тестирования, практико-ориентированных заданий, а также активной поисковой деятельности студентов в целях управления информацией и самоподготовки. Вместе с тем, предполагается реализация данного содержания электронного курса с упором на воспроизводство основ технологии укрупнения дидактических единиц - это позволяет сформировать автономность системы с переходом от более простых элементов учебного содержания к сложным. Результатом освоения каждого из модулей является набор определенных компетенций, строящихся исходя из сформированной единой рамки компетенций по финансовой грамотности, послужившей основой проектирования содержания электронного курса [2, 3].

Выводы. Таким образом, по результатам проведенной разработки тематической структуры факультативного электронного курса по повышению финансовой грамотности студентов СПО была теоретически обоснована возможность применения модульной технологии формирования составляющих финансовой грамотности, среди которых: личная финансово-бюджетная (планировочная) грамотность, финансово-трудовая и пенсионная грамотность, инвестиционно-сберегательная грамотность, кредитная грамотность, налоговая грамотность, страховая грамотность, предпринимательская грамотность. Кроме того, обоснована высокая актуальность использования факультативных электронных курсов в вопросах повышения уровня финансовой грамотности, складывающаяся из возможностей влияния на мотивацию и результаты образовательной подготовки.

Все это показывает высокую теоретическую значимость проведенного исследования. Перспектива развития заявленной темы строится на разработке профиля компетенций и модели образовательного курса, закладывающих в основу представленную тематическую структуру содержания.

Литература:

1. Алешугина, Е.А. Проектирование индивидуальных траекторий обучения с использованием онлайн-курсов / Е.А. Алешугина, О.И. Ваганова, М.М. Кутепов // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - №1 (26). - С. 185-187

2. Винникова, И.С. Применение информационных технологий при обучении финансовой грамотности студентов ВУЗА / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2018. - Т. 9. - № 6-2. - С. 11-14. EDN: YMRJEL

3. Единая рамка компетенций по финансовой грамотности для школьников и взрослых: сайт. - 2022. - URL: https://моифинансы.рф/materials/edinaya-ramka-kompetencij-po-finansovoj-gramotnosti-dlya-shkolnikov-i-vzroslyh/ (дата обращения: 10.11.2022).

4. Лукьянова, Н.Ю. Инновационный подход к повышению финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей вузов / Н.Ю. Лукьянова, Н.А. Зонин, И.В. Щепкова, М.О. Тищук // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2020. - №1. - С. 107-118

5. Осташевский, С.М. Финансовая грамотность и пути ее повышения как актуальная проблема профессионального образования / С.М. Осташевский, В.С. Петрова // Инновационное развитие профессионального образования. - 2021. - №3 (31). - С. 86-90

6. Румянцева, Е.Е. Повышение финансовой грамотности средствами курса «Нравственная экономика» / Е.Е. Румянцева // Народное образование. - 2011. - №8. - С. 75-81

7. Самерханова, Э.К. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза / Э.К. Самерханова, М.А. Балакин // Вестник Мининского университета. - 2020. - №2. - Том 8. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-4. (дата обращения 15.11.22). DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-4/

8. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы: сайт - 2022. - URL: https://моифинансы.рф/razdel-strategiya/ (дата обращения: 13.11.2022).

9. Финансовая грамотность россиян растет последние 4 года на фоне социально-экономических вызовов: сайт - 2022. - URL: https://nafi.ru/analytics/finansovaya-gramotnost-rossiyan-rastet-poslednie-4-goda-na-fone-sotsialno-ekonomicheskikh-vyzovov/#:~:text=По%20состоянию%20на%20начало%202022,грамотности%20стабильно%20демонстрируют%2010%25%20 россиян. (дата обращения: 08.11.2022).

10. Шамов, А.Н. Особенности профессиональной деятельности преподавателя иностранных языков в вузе / А.Н. Шамов, О.М. Ким // Вестник Мининского университета. - 2020. - №2. - Том 8. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-5. (дата обращения 15.11.22). DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-5

Педагогика

УДК 377

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Таурова Дарья Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ

ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В настоящее время возрастает популярность цифровых технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Развитие цифровых технологий также диктует новые требования, связанные с необходимостью цифровизации образовательного процесса. При преподавании в школе финансовой грамотности, использование цифровых технологий является одним из перспективных направлений повышения финансовой грамотности. В данной статье были проанализированы проблемы финансовой грамотности граждан РФ. Была приведена статистика уровня финансовой грамотности населения и выявлены основные причины возникновения финансовой безграмотности. Кроме того были раскрыты особенности применения цифровых технологий в преподавании финансовой грамотности для учащихся средней школы. Целью исследования является анализ актуальных цифровых технологий обучения, которые могут быть применимы на занятиях финансовой грамотности в средней школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.