ников к новому пониманию смысла занятий физической культурой не только как средства укрепления здоровья и развития физических возможностей, но и как средства, способствующего становлению нравственного здоровья личности.
Данная технология начала применяется на занятиях физической культурой в 10-11 -х классах многопрофильного лицея Забайкальского гуманитарно-педагогического университета им.
Н.Г.Чернышевского. В свете изменяющихся требований применение данной технологии можно считать успешным, поскольку она не только позволяет увеличить мотивацию к занятиям физической культурой, но и помогает учащимся более осознанно воспринимать меж-
предметные связи, что позволяет говорить о воспитании творческой личности.
Литература
1. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. - СПб.: Нева, 2003. - С. 71.
2. Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. - М.:АРКТИ, 2008. - С. 288.
3. Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни // Педагогическое общество России. - М., 2004.
4. Шуткин С.Н. Педагогические условия воспитания основ самоорганизации личности на уроках физкультуры. - Липецк: Изд-во ЛГУ, 2003. - С. 95.
Кириенко Татьяна Леонидовна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. 672038, Чита, мкр. Северный, 60, кв. 15. Тел. (3022) 44-34-03.
Kirienko Tatyana Leonidovna, senior lecturer, department of physical education, N.G.Chernyshevsky Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University. 672038, Chita, Severny microdistrict, 60. apt, 15. tel. (3022) 443403.
УДК 796.81
O.A. Куликова ПОВЫШЕНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОК 1-2 КУРСОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСА ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ УШУ
Результаты исследования, представленные в статье, свидетельствуют о том, что психофизические упражнения ушу оказывают позитивное влияние на показатели физических качеств работоспособности и выносливости организма, которые тесно связаны с такими психофизиологическими характеристиками, как переключение внимания, оперативная память и визуальное мышление. Динамика указанных характеристик свидетельствует о повышении умственной работоспособности испытуемых.
Ключевые слова: физическая культура, психофизические упражнения ушу, интенсивность, продуктивность, умственная работоспособность.
O.A. Kulikova
THE INCREASE OF INTELLECTUAL WORKING CAPACITY OF THE FIRST AND SECOND YEAR STUDENTS ON THE BASIS OF PSYCHOPHYSICAL WUSHU EXERCISES
The results of research presented in the paper testify that psychophysical wushu exercises make positive impact on indicators ofphysical qualities of working capacity and an organism endurance which are closely connected with such psychophysical characteristics as attention switching, operative memory and visual thinking. The dynamics of the specified characteristics proves the increase of intellectual working capacity of examinees.
Keywords: physical training, psychophysical wushu exercises, intensity, productivity, intellectual working capacity.
В настоящее время исследование проблемы работоспособности молодого организма в настоящее время приобретает все большее значение. Это связано, прежде всего, с социальноэкономическим положением современного общества. Любая сфера промышленного производства, социальная сфера жизни людей нуждаются в высококвалифицированных специалистах. Наряду с другими важными факторами
показателем высокого уровня профессиональной подготовки специалиста является уровень его работоспособности.
В психолого-педагогической литературе можно обнаружить разные определения работоспособности. Обобщая их, можно сделать вывод, что работоспособность отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, а также выра-
жает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности.
При умственной деятельности происходит напряжение мышц лица, шеи и плечевого пояса, так как их активность тесно связана с нервными центрами, управляющими вниманием, эмоциями и речью. В этих условиях длительная импульса-ция от напряженных мышц создает утомление в соответствующих участках ЦНС, и работоспособность снижается. Естественной мерой предупреждения этого явления могут быть активные движения, освобождающие мышцы от излишнего напряжения.
Не менее важно для поддержания умственной работоспособности и состояние мускулатуры, так как между такими показателями первой, как устойчивость и активность внимания, памяти, восприятия и быстроты передачи информации и др., и уровнем физической подготовленности человека существует прямая зависимость.
Оптимально подобранная мышечная нагрузка повышает общий эмоциональный тонус, создавая устойчивое настроение, которое служит благоприятным фоном для умственной деятельности и предупреждает раннее развитие утомления. Физические упражнения оказывают на умственную работоспособность либо непосредственное благоприятное влияние, либо отдаленное спустя некоторое время, либо в виде кумулятивного (накапливающего) эффекта в течение определенного (недель, месяцев) времени [Вайнер Э.Н., 2001].
В ходе исследования мы попытались выявить влияние комплекса психофизических упражнений ушу [Попова Т.С., 2002] на повышение уровня умственной работоспособности. С этой целью в ходе обучения с применением комплекса психофизических упражнений ушу исследовались:
- интенсивность и качество умственной работоспособности испытуемых;
- продуктивность и точность умственной работоспособности участников эксперимента.
Интенсивность и качество умственной работоспособности студенток определялись при 4минутном выполнении задания по буквенным таблицам В.Я. Анфимова в модификации М.В. Антроповой [1984]. Методика дозирования работы по корректурным таблицам позволила исследовать функциональные изменения высшей нервной деятельности студенток. Задание состояло из двух частей. Просмотрев бланк с заданием, испытуемые по сигналу начинали работу. Через две минуты работа прерывалась. Студентки чертой или знаком отмечали проделанную работу. После чего следовало второе указание. В ходе изучения динамики умственной работоспособности на протяжении дня задания менялись, однако по своей сложности они оставались равнозначными первому, которое студентки выполняли утром перед уроком.
Контрольные срезы проводились в сентябре
- октябре (начало учебного года), в декабре (середина учебного года) и мае (конец учебного года). Данные проведенного исследования представлены в таблицах 1, 2 и рисунке 1.
Как видно из таблицы 1, у всех обследуемых в первые недели обучения отмечаются сходные по выраженности и направленности показатели интенсивности работы. Начиная с октября у студенток экспериментальных групп происходит увеличение интенсивности и улучшение качества выполняемой работы, что указывает на повышение умственной работоспособности.
У студенток контрольных групп также происходит повышение интенсивности выполняемой работы, ее качество также улучшается (табл. 1), однако различия недостоверны. Такая картина отражает незначительное повышение работоспособности. Возможно, это происходит за счет преобладания у испытуемых данной группы процессов возбуждения в центральной нервной системе при ослаблении активного торможения, что может наблюдаться при начальной фазе утомления.
Таблица 1
Динамика интенсивности умственной работоспособности студенток 1-11 курсов
в ходе экспериментального обучения
Г руппы Исходный уровень в начале учебного года Периоды исследования
сентябрь октябрь декабрь май Достоверность различий
ЭГ 739,6±3,7 741,7±3,0 695,2±2,1 765,3±2,91 770,4±3,1 Р<0,05
КГ 738,8±2,3 597,3±2,5 597,2±3,3 720,4±5,6 579,6±4,3 Р>0,05
сентябрь октябрь декабрь май
Рис. 1 Динамика интенсивности умственной работоспособности студенток экспериментальной и контрольной групп на протяжении учебного года (А - умственная работоспособность экспериментальной группы; Б -умственная работоспособность контрольной группы; 1-сентябрь; 2- октябрь; 3- декабрь; 4- май). По оси абсцисс
- этапы тестирования; по оси ординат - интенсивность умственной работоспособности (%)
Следует подчеркнуть, что положительные сдвиги рассматриваемых показателей являются достоверными только для экспериментальных групп, наблюдаются относительно исходного уровня в начале учебного года и в сравнении с показателями в октябре. Эти сдвиги носят более выраженный характер по сравнению с показателями студенток контрольных групп. Так, если интенсивность работы в декабре у студенток
экспериментальных групп составляла 765,3 ± 2,91 знака, то в контрольных группах ниже и составляет только 720,4 ± 5,6. Качество выполняемой работы испытуемых экспериментальных групп (4,95 ± 0,12 ошибки на 100 знаков) также достоверно (Р<0,05) и превосходит показатели контрольных групп (5,46 ± 0,34 ошибки на 100 знаков) (табл. 2).
Таблица 2
Динамика качества показателя умственной работоспособности студенток 1-11 курсов
в ходе экспериментального обучения
Груп- пы Исходный уровень в начале учебного года Периоды исследования
сентябрь октябрь декабрь май Достоверность различий
ЭГ 5,9±0,35 5,9±0,12 6,2±0,3 4,95±0,12 4,15±0,22 Р<0,05
КГ 5,8±0,21 5,9±0,18 6,1±0,2 5,46±0,34 6,7±0,40 Р>0,05
Дальнейший анализ динамики умственной работоспособности (декабрь - май) показал еще более выраженные достоверные различия между экспериментальными и контрольными группами. В конце учебного года у испытуемых экспериментальных групп не наблюдается явных признаков утомления, а регистрируемые показатели
- продолжающееся увеличение интенсивности
при неизменном качестве выполняемой работы
- свидетельствуют о дальнейшем повышении умственной работоспособности студенток.
В динамике выявляемых в ходе экспериментального обучения изменений умственной работоспособности студенток экспериментальных и контрольных групп, наряду с общими сдвигами, имеется ряд существенных особенностей. Как
видно из рисунка 1, таблиц 1 и 2, у всех обследуемых в первую неделю обучения отмечаются сходные показатели интенсивности и качества работы. В октябре сохраняется общность направленности наблюдаемых изменений: снижение (относительно исходного уровня в начале учебного года) интенсивности при незначительном повышении качества выполняемой работы. Выявленная закономерность свидетельствует о постепенном снижении умственной работоспособности в рассматриваемый период, что может быть обусловлено адаптационной перестройкой организма к учебной деятельности после летнего отдыха.
На наш взгляд, именно использование комплекса психофизических упражнений ушу оказало положительное влияние на адаптационноприспособительную деятельность студенток экспериментальных групп и повлекло мобилизацию резервных возможностей организма испытуемых. Если же у студенток контрольной группы эти возможности не были снижены, ТО их поддержание на должном уровне осуществлялось за счет определенного напряжения регуляторных систем, прежде всего центральной нервной системы, что, несомненно, отражалось и на продуктивности умственной работоспособности.
В целом годовая динамика умственной работоспособности испытуемых свидетельствует о том, что у студенток контрольных групп в отличие от студенток экспериментальных групп в различные периоды учебного года сдвиги показателей носят отрицательную направленность, характер выявленных изменений показал снижение сопротивляемости организма обследуемых к развивающемуся утомлению.
Таким образом, можно утверждать, что при выполнении комплекса психофизических упражнений ушу создаются достаточные предпосылки для устранения утомления студенток, снижается степень его негативного воздействия и наблюдается рост интенсивности и качества умственной работоспособности.
Далее в ходе эксперимента исследовались продуктивность и точность умственной работоспособности участников эксперимента.
В данном случае мы измеряли работоспособность нервной системы, т.е. базовую, первичную работоспособность, лежащую в основе любой деятельности, и пытались ответить на вопрос: «На какое «волевое усилие» способна нервная система человека, как долго она может работать, не уставая?». От этого, по нашему мнению, зависит эффективность учебной дея-
тельности и плодотворность жизнедеятельности человека в целом.
Для определения показателей продуктивности и точности учебной деятельности студенток был использован тест Э. Ландольта [1996]. Задание состояло в том, чтобы студенты с максимальной скоростью просмотрели бланк и зачеркнули в нем кольца с определенным положением разрыва. Бланки с результатами теста обрабатывались с помощью специальных ключей. Полученные результаты подсчитывались и заносились в бланк фиксации данных. Для характеристики надежности по показателям продуктивности и точности работы по времени строился график с интервалом шага в 2 минуты. Данные, полученные в ходе проведенного исследования, были подвергнуты математико-статистической обработке и представлены на рисунках 2, 3.
В ходе экспериментального обучения у студенток экспериментальных групп возросли показатели скорости переработки информации ^вх = 1,39; Sвыx = 1,48), средней продуктивности выполняемой деятельности (РТвх = 287; РТвых = 324, 3) и ее средней точности (Atвx =
0,92; Atвыx = 0,93) (при Р<0,05 во всех показателях). В контрольных группах средние показатели либо не изменились, а если изменились, то незначительно: скорость переработки информации - Sвx = 1,48; Sвыx= 1,50, средняя продуктивность - РТвх = 305,6; РТвых = 251,4 средняя точность - Atвx = 0,84; Atвыx = 0,82 (при Р>0,05).
Сравнение показателей исследуемых параметров в экспериментальных и контрольных группах проводилось методом однофакторного дисперсионного анализа с использованием критерия Фишера-Снедекора. В качестве воздействующего фактора рассматривалось систематическое применение на занятиях физической культурой комплекса психофизических упражнений ушу. Для контрольных групп выходная диагностика проводилась в течение того же периода времени. Отмечено, что сравниваемые показатели, взятые попарно, до и после проведения эксперимента, имеют равные или близкие дисперсии в экспериментальных и контрольных группах.
Проведенные вычисления показали, что при уровне значимости 0,05 средние значения показателей экспериментальных групп значимо различаются: для скорости переработки информации наблюдаемое значение критерия Фишера-Снедекора Fнaбл. больше критического Fкpит. ^набл. = 2,34; Fкpит. = 2,09); аналогичные соотношения наблюдаются в показателях средней
продуктивности ^набл. = 3,48; Fкpит. = 2,08) и средней точности ^набл. = 2,11; Fкpит. = 2,09).
В контрольных группах при том же уровне значимости (р=0,05) средние значения показателей различаются не так значимо: для скорости переработки информации наблюдаемое значение критерия Фишера-Снедекора Fнaбл. меньше критического Fкpит. ^набл. = 0,001; Fкpит. = 2,08); аналогичные соотношения наблюдаются для показателей средней продуктивности ^набл. = 0,001 ; Fкpит. = 2,08) и средней точности ^набл. = 0,06; Fкpит. = 2,07).
При анализе графиков изменения продуктивности и динамики точности выполняемой деятельности выявлены разные уровни степени надежности работоспособности и проявлений признаков утомления. Такие показатели близки к типовым (по В.Н. Сысоеву), но имеют индивидуальные отклонения. При этом в контрольных группах в конце эксперимента встречается
большее количество испытуемых с высокими показателями надежности и работоспособности, но с быстрым нарастанием признаков утомления, что повлияло на более высокие средние показатели по сравнению с экспериментальными группами при входной диагностике.
Продемонстрируем варианты изменения продуктивности и точности выполняемой работы при появлении признаков утомления студенток экспериментальных и контрольных групп в конце учебного года (рис. 2)
Из рисунка видно, что после кратковременного повышения продуктивность выполняемой деятельности стабилизируется, практически не изменяясь до ее окончания. Уровень точности после кратковременного снижения (или без него) также остается постоянным в течение всей работы. Это свидетельствует о надежности работоспособности обследуемых при высоком или среднем уровне точности работы (Ат > 0,80).
Р 340 320 300 280 260 240
А 1 -
0,9 -
1 1 1 0, 0, 7 8 I I 1 1 1
10
t
2
4
6
8
10
t
Рис. 2. Продуктивность (Р) и точность (А) работы студенток экспериментальной группы в конце
педагогического эксперимента
При этом уровень продуктивности Р не играет роли. Даже в случае Р < 150 мы имеем дело с надежной работой, хотя и при низком уровне
продуктивности. Однако студентки контрольных групп показали совсем другие результаты (рис. 3).
2
4
6
8
Р
400
I
350
300
200
А 0,95 п
' _ 0,9 -
1 1 1 0,85 - 1 1 1
2
4
6
8
10
t
2
4
6 8
10
t
Рис. 3. Продуктивность (Р) и точность (А) работы студенток контрольной группы в конце педагогического эксперимента
Резкое скачкообразное повышение продуктивности в начале работы быстро сменяется постепенным или резким снижением. По окончании работы продуктивность опускается ниже первоначального уровня. При этом амплитуда колебаний продуктивности не может превышать средний уровень (Ртах - Ртт <100 единиц). Описанные изменения продуктивности сопровождаются значительными колебаниями точности и ее снижением к концу работы ниже первоначального уровня, при среднем уровне общей точности работы (Ат = 8,80-0,89). Подобное сочетание показателей свидетельствует о средней, умеренной надежности работоспособности испытуемых. Снижение кривых продуктивности и точности, а также выраженные колебания обоих показателей отражают нарастание признаков утомления.
Таким образом, проведенное исследование показало, что занятия с применением комплекса психофизических упражнений ушу оказывают позитивное влияние на показатели физических качеств работоспособности и выносливости организма, которые тесно связаны с такими пси-
хофизиологическими характеристиками, как особенности нейродинамики, переключение внимания, оперативная память и визуальное мышление. Положительная динамика указанных психофизических характеристик в ходе эксперимента свидетельствует о повышении умственной работоспособности испытуемых.
Литература
1. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1967. - 251 с.
2. Вайнер Э.Н. Учебник для вузов. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 113 с.
3. Виленский М.Я., Минаев Б.Н. Закономерности изменения профессиональной работоспособности студентов в условиях оптимизации режима труда, быта, отдыха и двигательной активности // Теория и практика физической культуры. - 1976. - № 7. -С.53-57.
4. Попова Т.С. и др. Эффективность применения программы психофизической регуляции на занятиях с лицами разного возраста // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №1. - С. 15-17.
Куликова Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физического воспитания Бурятского госуниверситета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Куйбышева, 1. Тел: (3012) 21-64-21. E-mail: [email protected]
Kulikova Olga Anatolevna, candidate of pedagogical sciences, senior teacher, department of physical education, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Kuibyshev str., 1. tel. (3012) 216421.
УДК 372 + 372.212.1
Эмма Э. Мендот, Инга Э. Мендот, Элла Э. Мендот ТУВИНСКИЕ НАРОДНЫЕ ЗРЕЛИЩНЫЕ ИГРЫ
Народные игры и состязания развивают жизненно важные двигательные умения, при этом формируют характер, нравственные принципы, эстетические качества, они стали как бы самостоятельной системой воспитания. В статье рассматривается значение народных зрелищных игр.
Ключевые слова: зрелищные, впечатляющий, эффективный номер, традиция, обычаи, быт, труд, представления о чести, мужестве.
Emma E. Mendot, Inga E. Mendot, Ella E. Mendot TUVINIAN PEOPLE ENTERTAINMENT GAMES
People games and competitions develop vitally important motor skills, forming character, moral principles, esthetic features, they have become as independent system of education. The importance of the people entertainment games is considered in the article.
Keywords: entertainment, impressive, efficient number, tradition, custom, mode of life, labour, concepts of honor and courage.
В настоящее время в Республике Тыва на- ных традиций, обрядов, духовных ценностей
блюдается повышенный интерес к истории сво- национальной культуры. Важнейшим компонен-
его народа, к завоеваниям культуры предков, том любого народного образа являлись физиче-
ведется активная борьба за сохранение различ- ские упражнения. Состязания в силе, ловкости,