в процессе обучения грамоте натурального и переводного методов и принципа наглядности, отсутствие наказаний и другие прогрессивные моменты в деятельности этого училища сделали его центром подготовки поначалу очень немногочисленной удмуртской интеллигенции.
Среди выпускников Карлыганской школы народные поэты Удмуртии Максим Прокопьев и Ашаль-чи Оки (Л. Векшина), известный педагог Григорий Медведев, профессор Удмуртского государственного университета М. П. Прокопьев и др. [16]
Примечания
1. Луппов, П. Н. Христианство среди вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX в. [Текст] / П. Н. Луппов. СПб., 1899. С. 1.
2. Фролова, Г. Д. Из истории удмуртской школы [Текст] / Г. Д. Фролова. Ижевск, 1971. С. 58.
3. По поводу мултанского дела // Вятские губернские ведомости. 1896. № 37. С. 6.
4. Ильминский, Н. И. Письма [Текст] / Н. И. Иль-минский. Казань, 1898. С. 152.
5. Там же.
6. К истории просвещения вотяков Вятской губернии [Текст]// Вятские епархиальные ведомости. 1898. № 8. С. 433.
7. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. 205. Оп. 2. Д. 2120. Л. 25.
8. ГАКО. Ф. 205. Оп. 2. Д. 2018. Л. 20.
9. Фролова, Г. Д. История школы в Удмуртской АССР [Текст] : дис. ... канд. ист. наук / Г. Д. Фролова. Ижевск, 1967. С. 127.
10. Чичерина, С. В. Положение просвещения у приволжских инородцев [Текст] / С. В. Чичерина. СПб., 1906. С. 606.
11. ГАКО. Ф. 205. Оп. 2. Д. 2018.
12. Там же. Д. 2185. Л. 7
13. Там же. Д. 2248.
14. Там же. Д. 2120. Л. 48.
15. Там же. Д. 2249. Л. 18.
16. Карлыганская школа [Текст] // Удмуртский календарь на 1966 г. Ижевск, 1965. С. 45-46.
А. В. Макаров
К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ КИТАЙСКОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ УШУ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СО СТУДЕНТАМИ
В статье раскрываются подходы к проблеме разработки педагогических технологий оздоровительной направленности с использованием средств китайской оздоровительной гимнастики ушу, которая способствует росту уровня физического развития, физической подготовленности и умственной работоспособности студентов.
МАКАРОВ Александр Владимирович - старший преподаватель кафедры физического воспитания ВятГГУ © Макаров А. Н„ 2008
Коренное реформирование системы образования России и, как следствие, преобразования, проводимые в системе высшей школы, актуализировали проблему физического воспитания студентов. Анализ здоровья, физического развития и физической подготовленности молодежи показывает, что в настоящее время среди студентов растет заболеваемость [1; 2; 3; 4; 5], снижается уровень физического развития [6], физической подготовленности [7], увеличивается численность студентов, полностью освобожденных от практических занятий по состоянию здоровья, и количество занимающихся, отнесенных к специальной и подготовительной медицинским группам [8; 9; 10; 11; 12].
Интенсификация процесса обучения, внедрение компьютерных технологий в современном вузе создают повышенные нагрузки на организм студентов. При возрастающих учебных нагрузках снижаются физическая и умственная работоспособность, что сказывается на физическом развитии и состоянии здоровья студентов [13].
Выраженное ухудшение здоровья студентов требует поиска новых, действенных средств и методов физического воспитания для решения проблемы укрепления физического и духовного здоровья молодежи, формирования здорового образа жизни.
Непонимание благоприятного воздействия физкультурной деятельности на состояние здоровья, невысокая мотивация к занятиям физической культурой, неадекватное восприятие состояния собственного организма приводят к формальному отношению студентов к своему здоровью, его сохранению и укреплению.
За последние годы в России наблюдается рост общественного интереса к занятиям восточными оздоровительными гимнастиками, в частности к китайской оздоровительной гимнастике ушу, получившей развитие в нашей стране сравнительно недавно и до сих пор недостаточно разработанной и мало применяющейся на занятиях по физическому воспитанию в вузах.
В то же время оздоровительные эффекты гимнастики ушу не вызывают сомнений у специалистов и используются в настоящее время не только для профилактики ряда заболеваний, но и с целью коррекции уже наступивших отклонений в состоянии здоровья [14; 15; 16; 17; 18].
Актуальность темы исследования обусловлена наличием существующего противоречия между объективно существующей необходимостью улучшения состояния здоровья учащейся молодежи, показателей их физического развития, физической подготовленности и отсутствием научно обоснованных путей педагогических воздействий в рамках физического воспитания студентов средствами китайской оздоровительной гимнастики ушу.
Выявленное противоречие и недостаточная разработанность содержания средств и условий организации физического воспитания студентов на основе китайской оздоровительной гимнастики ушу предопределили выбор темы исследования.
Теоретический анализ и обобщение научно-ме-тодической литературы позволил определить объект, предмет, цель и рабочую гипотезу.
Педагогический эксперимент проводился на базе Вятского государственного гуманитарного университета. В педагогическом эксперименте принимали участие 36 студентов I курса физического факультета. Комплектование контрольной и экспериментальной групп проводилось методом случайной выборки [19].
Студенты, принявшие участие в педагогическом эксперименте, по состоянию здоровья были отнесены к основной медицинской группе и были идентичны по возрасту (17-18 лет). Студенты контрольной группы занимались по примерной программе дисциплины «Физическая культура» [20] с учетом специфики вуза и индивидуальных особенностей студентов, а экспериментальная группа занималась по той же программе, но модифицированной в соответствии с целевой установкой настоящего исследования.
Занятия в экспериментальных и контрольных группах проводились два раза в неделю по два академических часа. Всего было проведено 68 занятий длительностью по 80 минут. В экспериментальной группе из 68 занятий проведено 52 занятия в соответствии с базовой частью программы по дисциплине «Физическая культура», в содержание которых включались комплексы китайской оздоровительной гимнастики ушу и 16 специализированных занятий, содержание которых полностью составлялось на основе комплексов китайской оздоровительной гимнастики ушу.
В начале эксперимента показатели функциональной подготовленности, физического развития, физической подготовленности и умственной работоспособности студентов контрольной и экспериментальной групп статистически не различались (Р > 0,05).
На первом, подготовительном, этапе исследования (декабрь 2003 - сентябрь 2004 г.) осуществлялся теоретический анализ и обобщение литературных источников отечественной, иностранной и научно-методической литературы по исследуемой проблеме.
Были разработаны теоретические основы экспериментального исследования, сформулирована методология, определены объект, предмет, цель и рабочая гипотеза.
На втором этапе (сентябрь 2004 - май 2005 г.) проведен первичный сбор и анализ эмпирического материала; конкретизированы задачи и методы исследования, разработаны педагогические
технологии комплексного использования средств китайской оздоровительной гимнастики ушу в физическом воспитании студентов.
На третьем, экспериментальном, этапе (май
2005 - май 2006 г.) проводился формирующий эксперимент, организованный в соответствии с научно-методическими положениями теоретико-экспериментальной работы, в процессе которой исследовалась эффективность комплексного применения средств китайской оздоровительной гимнастики ушу у юношей I курсов.
На четвертом, обобщающем, этапе (июнь
2006 - декабрь 2007 г.) осуществлялась проверка достоверности материала формирующего эксперимента и его обработка методами математической статистики, систематизация, интерпретация с формулированием выводов и практических рекомендаций. Осуществлялось написание научной диссертации в соответствии с общими требованиями, формировались выводы, разрабатывались практические рекомендации. Апробация исследования и внедрение полученных результатов в практику осуществлялась в ходе экспериментального обучения студентов физического факультета Вятского государственного гуманитарного университета.
Поскольку повышение эффективности процесса физического воспитания студентов в вузе невозможно без его рационального планирования, за основу такого планирования был принят годичный образовательный цикл (макроцикл), который делился на 2 периода, соответствующих зимнему и зимне-весеннему семестрам.
Учебный план-график занятий контрольной группы отличался от экспериментальной группы только тем, что в октябре и апреле студенты контрольной группы занимались общефизической подготовкой, тогда как экспериментальная группа в это время занималась специализированными занятиями по ушу.
Распределение материала учебно-практичес-кого подраздела экспериментальной программы по часам: специализированные занятия по ушу -32 ч; легкая атлетика - 30 ч; лыжный спорт -16 ч; спортивные игры - 36 ч; плавание - 16 ч.
Опираясь на рекомендации ведущих специалистов по китайской оздоровительной гимнастике ушу, в содержание разработанных педагогических технологий включили столбовой цигун, дыхательные упражнения системы цигун, классические психомоторные гимнастики, упражнения системы тайцзицюань и лечебно-профилак-тический массаж [16; 18; 21; 22; 23; 24; 25; 26].
На занятиях по экспериментальным педагогическим технологиям применяли следующие методы обучения:
• метод наглядности применялся на начальном этапе разучивания комплексов упражнений;
• в процессе выполнения комплексов китайской оздоровительной гимнастики ушу использовался фронтальный метод;
• равномерный, переменно-непрерывный методы применяли для совершенствования дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма, а также для развития выносливости;
• повторный метод использовали для развития гибкости и подвижности в суставах;
• метод повторных усилий применяли для развития скоростно-силовых способностей, мотивации, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, а также для создания соответствующего эмоционального настроя.
Экспериментальные педагогические технологии включали следующие формы занятий:
1. Комплексные уроки по физическому воспитанию, в содержание которых входили теоретическая и методико-практическая подготовка, основы методики обучения базовым видам двигательной деятельности (легкой атлетики, лыжной подготовки, плавания, спортивных игр) с введением комплексов упражнений китайской оздоровительной гимнастики ушу.
2. Специализированные занятия по ушу с оздоровительной направленностью, на которых приобретались теоретические знания основ истории, философии ушу и применялись комплексы китайской оздоровительной гимнастики ушу как самостоятельные элементы базовой части программы.
3. Индивидуализированные домашние задания по выполнению комплексов гимнастики ушу, предусматривающие индивидуальный и дифференцированный подходы к студентам с целью коррекции выявленных у них индивидуальных отклонений от нормы в физическом развитии и физической подготовленности.
Отличия содержания экспериментальных педагогических технологий от обычных занятий по физическому воспитанию заключались в том, что при их проведении в содержание уроков включались комплексы китайской оздоровительной гимнастики ушу одной школы. Кроме того, использовались классические психомоторные гимнастики, применялись дыхательные упражнения с элементами пассивной и активной медитации.
При проведении комплексных учебных занятий в экспериментальной группе по легкой атлетике, спортивным играм и плаванию в качестве вспомогательного средства в подготовительной части занятия применялся лечебно-оздоро-вительный комплекс суставной гимнастики, а в заключительной части занятия - дыхательные упражнения и комплекс индивидуального самомассажа.
На занятиях по плаванию в конце основной части занятия выполняли комплекс психофизи-
ческих упражнений в воде. Большая плотность воды, чем воздуха, принуждала занимающихся выполнять движения значительно медленнее и плавнее, испытывая при этом значительную нагрузку [27]. Улучшалась деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышалась жизненная емкость легких, увеличивалась интенсивность обменных процессов.
На занятиях по лыжной подготовке в заключительной части занятия для приведения организма в относительно спокойное состояние использовали комплекс психофизических упражнений.
На специализированных учебных занятиях для формирования навыков правильной осанки, а также для общей психоэмоциональной нормализации, стабилизации энергетического состояния организма, развития и укрепления тазобедренных, коленных и голеностопных суставов, статической выносливости мышц ног и мышц, образующих мышечный корсет для позвоночного столба, использовался статический цигун «стояние столбом».
В специализированных учебных занятиях по ушу в подготовительной части занятия выполнялся лечебно-оздоровительный комплекс суставной гимнастики. Упражнения, входящие в данный комплекс, готовили организм к предстоящей нагрузке, значительно улучшали функциональную и физическую подготовленность юношей.
В основной части занятия применялся комплекс психофизических упражнений. Студенты учились гармонично сочетать движения с правильным дыханием, приобретали навыки концентрации и переключения внимания, становились более спокойными и уравновешенными, значительно увеличилась их умственная работоспособность и, как следствие, улучшалась успеваемость. Студенты развивали силовую выносливость четырехглавых мышц бедра, значительно улучшали координационные способности, гибкость, а также подвижность суставов, формировали навыки правильной осанки.
Упражнения, входящие в комплекс, позволяли решать задачи, свойственные лечебной гимнастике, воздействуя практически на все сегменты спинного мозга, и способствовали нормализации функционального состояния ЦНС.
Использование музыки на таких занятиях оказывало положительное влияние на физическую и психическую сферы личности студентов.
Проведение специализированных занятий по ушу босиком обеспечивало профилактику плоскостопия и уменьшало количество острых респираторных заболеваний, а выполнение силовых упражнений способствовало формированию мышечного корсета.
Дыхательные упражнения в подготовительной части занятия применяли для повышения общей возбудимости ЦНС и активизации внешнего дыхания.
В основной части занятий дыхательные упражнения использовали, чтобы обеспечить более быстрое восстановление после нагрузок.
Дыхательные упражнения в заключительной части занятий применяли с целью ускорения восстановительных процессов в организме. Эти дыхательные упражнения носили успокаивающий характер.
Применение индивидуального самомассажа использовалось для снижения и профилактики утомления в заключительной части занятия.
Применение индивидуализированных домашних заданий по выполнению комплексов гимнастики ушу было направлено на коррекцию выявленных индивидуальных отклонений от нормы в физическом развитии и физической подготовленности студентов.
Примечания
1. Зайцев, В. П. Валеология: проблема, воспитание и образование студентов в техническом вузе [Текст] / В. П. Зайцев // Теория и практика физической культуры. 1998. № 9. 12 с.
2. Богатырев, В. С. Здоровье юношей социально-гуманитарного факультета [Текст] / В. С. Богатырев, А. В. Макаров // Гуманитарные проблемы современного информационного общества: м-лы науч.-те-ор. студ. конф. Киров, 2004. С. 117-121.
3. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст]: учеб. пособие для вузов по направлению 5219000 «Физическая культура» и специальности 0223000 «Физическая культура и спорт». М.: Сов. спорт, 2005. 192 с.
4. Мудриевская, Е. В. Оздоровительная гимнастика хатха-йога в практике физического воспитания студенток 17-18 лет [Текст] / Е. В. Мудриевская, А. С. Гречко // Теория и практика физической культуры. 2007. № 1. С. 19-21.
5. Петров, М. В. Здоровье молодежи призывного возраста и обоснование системы мер по его улучшению (на примере Кировской области) [Текст] : дис. ... канд. мед. наук : 14.00.33 / М. В. Петров. СПб., 2007. 152 с.
6. Доскин, В. А. Морфофункциональные константы детского организма [Текст] / В. А. Доскин, X. Келлер, Н. М. Мурасенко. М.: Медицина, 1997. С. 65, 75-79.
7. Тарасов, В. М. Опыт организации спортивно-оздоровительной программы «Президентские состязания в Челябинске» [Текст] / В. М. Тарасов, Ю. Н. Вавилов // Физическая культура. 1998. № 3. С. 18-23.
8. Янкаускас, И. М. К выбору об оздоровительной и профилактической направленности занятий по физическому воспитанию со студентами [Текст] / И. М. Янкаускас // Теория и практика физической культуры. 1986. № 10. С. 10-12.
9. Циркин, В. И. Физическое здоровье человека [Текст] : учеб. пособие / В. И. Циркин, В. С. Богатырев. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. 93 с.
10. Богатырев, В. С. Здоровье студентов [Текст]: сб. науч. трудов / В. С. Богатырев. Киров, 2000. 108 с.
11. Коваленко, Т. Г. Биоинформационные технологии при проблемно-модульном обучении в системе физического воспитания и реабилитации студентов с ослабленным здоровьем [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Т. Г. Коваленко. Волгоград, 2000. 54 с.
12. Белкина, Н. В. Здоровьеформирующая технология физического воспитания студенток вуза [Текст] / Н. В. Белкина // Теория и практика физической культуры. 2006. № 2. С. 7-11.
13. Будяченко, А. Ю. Физическое развитие и здоровье студентов-первокурсников [Текст] / А. Ю. Будяченко, Л. К. Бусловская // Физиология человека. 2004. № 53. С. 31-35.
14. Чжоу Цзунхуа. Дао тайцзи-цюаня. Путь к омоложению [Текст] / Чжоу Цзунхуа. Киев, 1995. 352 с.
15. Мантек Чиа. Пробуждение целительной энергии ДАО [Текст] / Мантек Чиа. Киев: София, 1997. С. 30-98.
16. Аю Шухуэй. Пути адаптации тайцзицюань к системе физической культуры России: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 [Текст] / Лю Шухуэй; Санкт-Петербургская гос. академия физич. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1999. 24 с.
17. Вон Кью-Кит. Искусство цигун [Текст] / Вон Кью-Кит. М.: ФАИР - Пресс, 1999. 320 с.
18. Алтанчулуу. Повышение эффективности физического воспитания в вузе средствами психофизического тренинга ушу [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Алтанчулуу. Улан-Уде, 2007. 160 с.
19. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры [Текст] / Б. А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978. 223 с.
20. Ильинич, В. И. Примерная учебная программа [Текст] / В. И. Ильинич, Ю. И. Евсеев. М.: Физическая культура, 2000.
21. Янь Хай. Традиционные китайские оздоровительные системы и физическая подготовка в вузах [Текст] / Янь Хай // Цигун и спорт. 1991. № 2. С. 40-46.
22. Гагонин, С. Г. Развитие теории и практики физической культуры путем обобщения опыта боевых искусств Востока [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / С. Г. Гагонин. СПб., 1997. 22 с.
23. Цзюньмин. Секреты молодости (Цигун изменения мышц и сухожилий. Цигун промывания костного и головного мозга) [Текст] / Цзюньмин. Киев, 2000. 272 с.
24. Гаськов, А. В. Психофизические аспекты укрепления здоровья детей 7-14 лет средствами ушу [Текст] / А. В. Гаськов, И. В. Марковец// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. № 2. С. 42-44.
25. Куликова, О. А. Влияние психофизических упражнений у-шу на работоспособность студенток I— II курсов [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / О. А. Куликова // Улан-Уде, 2004. 171 с.
26. Воронов, И. А. Психотехника восточных единоборств [Текст] / И. А. Воронов. Минск, 2005. 432 с.
27. Смолевский, В. М. Нетрадиционные виды гимнастики [Текст] / В. М. Смолевский, Б. К. Ивлев. М.: Просвещение. 1992. 72 с.