Таким образом, несмотря на то что занятия аквааэробикой и пилатесом оказывают некоторое положительное влияние на изменения показателей функционального состояния женщин зрелого возраста, величина такого влияния далека от оптимальной.
Исходя из вышеизложенного можно предположить, что влияние занятий аквааэробикой и пи-латесом могут оказывать более прогрессивное влияние на функциональные системы организма женщин зрелого возраста, если наметить и реализовать ряд методических подходов к содержанию и проведению таких занятий:
1) годовой цикл занятий должен предусматривать поэтапную подготовку женщин к увеличению тренировочной нагрузки до «средней» и «выше средней», что соответствует диапазону между системными аэробным (47-59% от МПК) и анаэробным (65-75% от МПК) порогами;
2) целесообразно комплексно использовать средства аквааэробики и пилатеса в единой тренировочной программе, что позволит решать оздоровительные задачи женщин зрелого возраста более эффективно;
3) необходимо организовать систематический педагогический контроль функционального состояния занимающихся с целью оптимизации тренировочного процесса;
4) для повышения интенсивности физической нагрузки на занятиях пилатесом и аквааэробикой целесообразно использовать специальное оборудование.
Примечания
1. Таймазов В. А. Здоровье как приоритет государственной политики и вектор развития в сфере физической культуры и спорта // Материалы III Междунар. конгресса «Человек, спорт, здоровье». СПб., 2007. С. 27-29.
2. Попадьина Л. В. Методика оздоровления лиц среднего возраста, занимающихся умственным трудом: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Л. В. Попадьина. М.: МГАФК, 1999. 24 с.
3. Люйк Л. В., Сахарнова Т. К. Коррекция нарушений осанки у женщин методом Пилатеса. СПб.: НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2010. С. 117-125.
4. Попадьина Л. В. Указ. соч.; Солодянников О. В. Методика оздоровительных занятий степ-аэробикой на основе биомеханических исследований базовых шагов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / О. В. Солодянников. СПб., 2003. 24 с.
5. Шунайлова Н. Ю. Оценка эффективности комплексной программы оздоровительной степ-аэробики / Н. Ю. Шунайлова, Е. А. Мадера, Н. А. Хаттапова // Теория и практика физической культуры. 2006. № 1. С. 40-42; Шансков М. А. Дифференциация содержания и методики оздоровительной гимнастики женщин на основе морфофункциональных особенностей их организма // Теория и практика физической культуры. 2006. № 9. С. 60-62.
6. Кашуба В. А. Биомеханика осанки. Киев: Олимпийская литература, 2003. 274 с.
7. Меньшиков М. К. Гимнастика с методикой преподавания: учеб. пособие / Н. К. Меньшиков, М. Л. Журавин, Н. Д. Скрябин и др.; под ред. Н. К. Меньшикова. М.: Просвещение, 1990. С. 23-34; Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2001. 480 с.
УДК 812
А. В. Макаров
ВЛИЯНИЕ КИТАЙСКОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ УШУ НА ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ
В статье раскрывается содержание педагогических технологий оздоровительной направленности с использованием средств китайской оздоровительной гимнастики ушу, которая способствует росту уровня здоровья и физической подготовленности студентов.
In article takes summary of pedagogical technologies improving orientation with using reveal of chinese improving gymnastics wushu, which promotes growth of health level and physical capacity of students.
Ключевые слова: здоровье, физическая подготовленность, китайская оздоровительная гимнастика ушу, студенты.
Key words: health, physical preparing, chinese improving gymn astic wushu, students.
В последнее десятилетие интенсификация процесса обучения в современном вузе, внедрение компьютерных технологий в учебный процесс создают повышенные нагрузки на организм студентов, что отрицательно сказывается на состоянии их здоровья и физической подготовленности [1].
Выраженное ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности студентов требует поиска новых, действенных средств и методов физического воспитания.
За последние годы в России наблюдается рост общественного интереса к занятиям восточными оздоровительными гимнастиками. В полной мере это относится к китайской оздоровительной гимнастике ушу, которая используется не только для профилактики, но и с целью коррекции уже наступивших отклонений в состоянии здоровья [2]. Однако, несмотря на положительное влияние средств китайской оздоровительной гимнастики ушу на организм человека, использование их в качестве эффективных средств физического, психического и нравственного совершенствования все еще
© Макаров А. В., 2012
не нашло своего должного применения в системе физического воспитания студенческой молодежи.
В то же время преодоление нарушений в состоянии здоровья и деятельности функциональных систем, повышение уровня физической подготовленности студентов вполне возможно при организации систематических, непрерывных и разнообразных форм занятий с использованием на них средств китайской оздоровительной гимнастики ушу.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена наличием противоречия между объективно существующей необходимостью улучшения состояния здоровья учащейся молодежи и отсутствием научно обоснованных путей педагогических воздействий с целью коррекции выявленных отклонений в состоянии здоровья, физической подготовленности в рамках непрерывного физического воспитания студентов средствами китайской оздоровительной гимнастики ушу.
Выявленное противоречие позволяет сформулировать научную проблему исследования: определение педагогических условий использования средств китайской оздоровительной гимнастики ушу в процессе непрерывного физического воспитания студентов, которые окажут положительное влияние на состояние здоровья и физическую подготовленность.
Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы позволили определить цель исследования и рабочую гипотезу.
Цель исследования заключалась в повышении уровня здоровья и улучшении показателей физической подготовленности студентов на основе методики комплексного использования средств китайской оздоровительной гимнастики ушу на различных формах занятий в рамках непрерывного физического воспитания.
На начальном этапе исследования было высказано предположение о том, что процесс физического воспитания в вузе будет оказывать более существенное влияние на увеличение уровня здоровья, повышение показателей физической подготовленности студентов, если будут проведены следующие мероприятия:
1) выявлены наиболее типичные отклонения в состоянии здоровья и физической подготовленности у юношей первого курса;
2) раскрыты особенности содержания занятий китайской оздоровительной гимнастикой ушу и ее влияния на организм человека;
3) определены педагогические условия комплексного использования средств китайской оздоровительной гимнастики ушу на различных формах занятий в рамках непрерывного физического воспитания с юношами первого курса, и в педагогическом эксперименте проверена их эффективность.
Для достижения поставленной цели исследования предполагалось решение следующих задач:
1) определить уровень здоровья и уровень физической подготовленности юношей первого курса;
2) выявить особенности содержания занятий китайской оздоровительной гимнастикой ушу и ее влияния на организм человека;
3) теоретически обосновать и разработать экспериментальную программу по предмету «Физическая культура» и экспериментальную методику комплексного использования средств китайской оздоровительной гимнастики ушу на различных формах занятий по физическому воспитанию со студентами-юношами первого курса и в педагогическом эксперименте проверить ее эффективность в плане повышения уровня здоровья, улучшения показателей физической подготовленности студентов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по исследуемой проблеме; анкетирование; педагогическое тестирование показателей уровня здоровья и физической подготовленности студентов; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Педагогический эксперимент проводился на базе Вятского государственного гуманитарного университета в такой последовательности:
1. Комплектование контрольных и экспериментальных групп.
2. Измерение уровневых показателей здоровья и физической подготовленности до начала педагогического эксперимента.
3. Проведение педагогического эксперимента.
4. Измерение уровневых показателей здоровья и физической подготовленности после педагогического эксперимента.
5. Математическая обработка результатов педагогического эксперимента и их интерпретация.
6. Формулировка выводов и практических рекомендаций.
В эксперименте принимали участие 36 студентов-юношей первого курса физического факультета. Комплектование контрольной и экспериментальной групп проводилось методом случайной выборки [3].
Студенты, принявшие участие в педагогическом эксперименте, по состоянию здоровья отнесены к основной медицинской группе и были идентичны по возрасту (17-18 лет). Студенты контрольной группы (КГ) занимались по примерной программе дисциплины «Физическая культура» [4].
Экспериментальная группа (ЭГ) занималась по экспериментальной программе, модифицированной в соответствии с целевой установкой настоящего исследования. Занятия в экспериментальных и контрольных группах проводились два раза в неделю по два академических часа. В начале эксперимента показатели уровня здоровья и физической подго-
товленности студентов контрольной и экспериментальной групп статистически не различались (Р > 0,05).
Всего было проведено 44 практических занятия длительностью по 80 минут. В экспериментальной группе из 44 практических занятий проведено 32 занятия в соответствии с базовой частью программы, по дисциплине «Физическая культура», в содержание которой включались комплексы китайской оздоровительной гимнастики ушу и 12 дифференцированных специализированных занятий ушу, содержание которых полностью составлялось на основе комплексов китайской оздоровительной гимнастики ушу.
В основу теоретического обоснования методологии экспериментальной модели непрерывного физического воспитания были положены общие цель, задачи и основные (общие) и специальные принципы физического воспитания.
Экспериментальная модель непрерывного физического воспитания нацелена на реализацию общей цели непрерывного физического воспитания -повышение уровня здоровья и улучшение показателей физической подготовленности студентов.
Достижение общей цели непрерывного физического воспитания обеспечивалось решением поставленных общих и частных задач на различных формах занятий при соблюдении и использовании разработанных ранее, но содержательно дополненных и конкретизированных нами применительно к общим задачам исследования основных (общих) и специальных методических принципов.
Основные методические принципы (общие):
1. Принцип непрерывного и комплексного воздействия на личность занимающихся на различных формах занятий.
2. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
3. Принцип систематичности и последовательности педагогических воздействий.
Специальные методические принципы.
1. Принцип «Регулирование тела».
2. Принцип «Регулирование дыхания».
3. Принцип «Регулирование сознания (психики)».
Исходя их вышеизложенного, непрерывное физическое воспитание студентов выстраивается как целостная система педагогических воздействий, решающая как общие, так и частные задачи физического воспитания на различных формах занятий с использованием средств китайской оздоровительной гимнастики ушу.
Содержание экспериментальной учебной программы отличалось от содержания примерной учебной программы по дисциплине «Физическая культура» для высших учебных заведений [5] тем, что в содержание уроков физической культуры, дифференцированных специализированных уроков ушу и индивидуальных домашних занятий были вклю-
чены комплексы упражнений из китайской оздоровительной гимнастики ушу. Причем на разных формах занятий эти комплексы упражнений решали разные задачи, направленные на достижение общей цели непрерывного физического воспитания и настоящего исследования.
Таким образом, реализация экспериментальной программы по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов первого курса осуществлялась экспериментальной методикой комплексного, дифференцированного и индивидуального использования средств китайской оздоровительной гимнастики ушу на уроках физической культуры, дифференцированных специализированных уроках ушу и индивидуальных домашних занятий.
В содержание уроков физической культуры включались теоретические сведения и методи-ко-практическая подготовка по выполнению комплексов упражнений китайской оздоровительной гимнастики ушу и дыхательных упражнений цигун в подготовительной и заключительной частях урока. Лечебно-оздоровительный комплекс суставной гимнастики использовался в подготовительной части занятия с целью подготовки организма к предстоящей физической нагрузке, а комплекс индивидуального самомассажа применялся в заключительной части занятия для устранения общей напряженности после нагрузки и для снятия нежелательных побочных эффектов.
На дифференцированных специализированных уроках ушу приобретались теоретические знания основ истории, философии ушу и применялись комплексы китайской оздоровительной гимнастики ушу как самостоятельного элемента вариативной части программы.
Специализированные уроки ушу проводились в оздоровительной, кондиционной и спортивной группах, в которые студенты зачислялись с учетом уровня их физической подготовленности. Такой подход к организации учебного процесса на основе занятий тхэквондо по предмету «Физическая культура» предлагает использовать В. В. Тверских [6]. В спортивной группе студенты имели высокую физическую подготовленность. Занятия в этой группе студентов были направлены на углубленное изучение техники ушу, а также на развитие психофизических качеств (внимательность, концентрация сознания, осмысленность и осознанность движений и связанных с ними ощущений, визуализация).
На занятиях в кондиционной группе дополнительно применялся комплекс интервальной «круговой тренировки» с тем, чтобы показатели физической подготовленности студентов поднять на более высокий уровень, приблизиться к уровню показателей в спортивной группе.
На занятиях в оздоровительной группе использовался комплекс непрерывной «круговой тренировки» и дополнительно комплексы базовых
упражнений ушу для рук, ног и бедер. Данная группа студентов имела невысокую техническую подготовленность, а также низкий уровень физической подготовленности.
Индивидуальные домашние занятия по выполнению комплексов гимнастики ушу предусматривали индивидуальный подход к студентам с целью коррекции выявленных у них индивидуальных отклонений от нормы в состоянии здоровья и физической подготовленности.
Эффективность экспериментальной методики комплексного использования средств китайской оздоровительной гимнастики ушу в процессе непрерывных занятий по физическому воспитанию со студентами подтверждается результатами педагогического эксперимента.
При комплексной оценке состояния здоровья студентов использовали тест определения уровня здоровья по Г. Л. Апанасенко [7]. На рисунке изображена диаграмма изменения показателей уровня здоровья у студентов контрольных и экспериментальных групп от начала к концу педагогического эксперимента.
Изменения показателей уровня здоровья у студентов контрольной и экспериментальной групп от начала к концу педагогического эксперимента
Анализ изменений показателей уровня здоровья за период эксперимента в контрольной и экспериментальной группах представлен в табл. 1.
Из табл. 1 видно, что на начало педагогического эксперимента показатели состояния уровня здоровья юношей контрольной и экспериментальной групп достоверно не различались (Р > 0,05) и составляли в контрольной группе 7,7 баллов, а в
экспериментальной группе - 8,6 баллов. Эти показатели соответствуют низкому уровню состояния здоровья студентов.
В контрольной группе изменение показателя уровня здоровья за период педагогического эксперимента носит достоверный характер (Р < 0,01). Достигнутый уровень здоровья соответствует среднему показателю.
В то же время в экспериментальной группе за период педагогического эксперимента показатель уровня здоровья юношей изменился более существенно, чем в контрольной группе (Р < 0,001), а достигнутый показатель здоровья соответствует уровню выше среднего.
Сравнение конечных среднегрупповых показателей, характеризующих уровень здоровья студентов в контрольной и экспериментальной группах, выявило их значительное преимущество в экспериментальной группе, причем эти различия носят существенный и достоверный характер (Р < 0,001).
В табл. 2 представлены показатели физической подготовленности студентов контрольной и экспериментальной групп и их изменение за период педагогического эксперимента.
Из табл. 2 видно, что в начале эксперимента между показателями физической подготовленности студентов контрольной и экспериментальной групп достоверных различий нет (Р > 0,05). Так, среднегрупповые показатели в беге на 3000 метров в контрольной группе равнялись 14,13± 0,29 мин/с, а в экспериментальной группе 14,26" 0,31 мин/с. Такие показатели соответствуют низкому уровню развития общей выносливости.
Среднегрупповые показатели в беге на 100 метров в контрольной группе равны 14,7± 0,3 с, а в экспериментальной группе - 14,6± 0,1 с, что также соответствует низкому уровню развития физического качества быстрота движений.
Результаты в прыжках в длину с места в контрольной группе составили 214,9±4,9 см, а в экспериментальной группе - 217,4± 3,8 см, что соответствует возрастному развитию скоростно-силовых качеств на уровне ниже среднего. Показатели кистевой динамометрии в контрольной группе были
Изменения среднегрупповых показателей комплексной оценки уровня здоровья у студентов юношей первого курса в контрольной и в экспериментальной группах от начала к концу педагогического эксперимента (М± т)
Таблица 1
КГ ЭГ Сравнение данных
Показатель (п = 18) (п = 18) по ^критерию
Сентябрь Май Сентябрь Май Стьюдента
1 2 3 4 1-3 2-4
Уровень здоровья 7,7±0,48 10,2 ±0,49 8,6±0,73 14,9±0,39 1 = 0,95 1 = 7,45
(баллы) X = 3,66; Р< 0,01 X = 7,61; Р< 0,001 Р > 0,05 Р < 0,001
равны 39,3± 1,4 кг, а в экспериментальной группе 39,0± 1,6 кг, что соответствует возрастному развитию силовых качеств на уровне ниже среднего.
Показатели в подтягивании на высокой перекладине в контрольной группе составили 9,1±0,9 раз, а в экспериментальной группе -9,3± 0,7 раз. Такие показатели соответствуют возрастному развитию силовой выносливости на уровне от ниже среднего до среднего. Показатели гибкости в контрольной группе составляли 5,9± 1,6 см, а в экспериментальной - 7,7± 1,8 см. Такие показатели говорят о возрастном развитии гибкости на уровне ниже среднего. Показатели координационных способностей, определяемые по челночному бегу 3х10 м, соответствовали возрастному развитию их на уровне ниже среднего и составили в контрольной группе 8,9± 0,5 с, а в экспериментальной группе 9,1±0,7 с.
Таким образом, низкий уровень физической подготовленности студентов был зафиксирован в показателях общей выносливости, силовых и скоростных способностей, гибкости, скоростно-сило-вых качеств, координационных способностей. Исключением стали показатели силовой выносливости мышц рук, возрастной уровень развития которых находился в границах от ниже среднего до
среднего. Полученные результаты свидетельствуют о низком уровне физической подготовленности студентов первого курса.
Анализ изменений показателей физической подготовленности в контрольной и экспериментальной группах от начала к концу педагогического эксперимента показал следующее.
В контрольной группе за период педагогического эксперимента по всем восьми показателям, характеризующим физическую подготовленность студентов, достоверных различий не обнаружено (Р > 0,05). В то же время уровень всех средне-групповых показателей физической подготовленности улучшился.
В экспериментальной группе за период педагогического эксперимента произошли значительные и достоверные изменения по всем восьми показателям физической подготовленности (Р < 0,01). Так, среднегрупповой показатель в беге на 3000 м в экспериментальной группе вырос с 14,26± 0,31 мин/с до 12,20± 0,38 мин/с (Р < 0,001), что соответствует развитию общей выносливости на уровне выше среднего.
В беге на 100 м результат улучшился с 14,6± 0,1 с до 13,6±0,1 с (Р < 0,001), что соответствует возрастному развитию физического каче-
Показатели КГ ЭГ Сравнение данных по ^критерию Стьюдента
(п= 18) (п= 18)
Сентябрь Май Сентябрь Май
1 2 3 4 1-3 2—4
Бег 3000 м (мин, с) 14,13±0,29 13,39±0,36 14,26±0,31 12,20±0,38 1 = 0,53 Р > 0,05 1 = 2,14 Р < 0,05
1,22; Р >0,05 1 = 4,06; Р < 0,001
Бег 100 метров (с) 14,7±0,3 14,3±0,3 14,6±0,1 13,6±0,1 1 = 0,57 Р > 0,05 1 = 3,08 Р < 0,01
1,29; Р> 0,05 1 = 6,00; Р < 0,001
Прыжок в длину с места (см) 214,9±4,9 219,4±5,6 217,4±3,8 238,2±2,7 1 = 0,41 Р > 0,05 1 = 3,01 Р < 0,01
г = 0,61; Р> 0,05 г = 4,47; Р< 0,001
Кистевая динамометрия ведущей рукой (кг) 39,3±1,4 40,6±2,1 39,0±1,6 45,4±2,0 1 = 0,16 Р > 0,05 г = 2,52 Р < 0,05
г = 0,48; Р > 0,05 1 = 3,06;Р<0,01
Наклон вперед из положения стоя (см) 5,9±1,6 10,5±2,5 7,7±1,8 16,6±1,6 1 = 0,74 Р > 0,05 г = 2,06 Р < 0,05
1,54; Р> 0,05 г = 3,73; Р< 0,001
Челночный бег 3x10 м (с) 8,9±0,5 8,7±0,5 9,1 ±0,7 7,2±0,4 1 = 0,85 Р > 0,05 1 = 2,13 Р < 0,05
г = 0,30; Р> 0,05 1 = 2,48; Р < 0,001
Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 9,1±0,9 10,1±1,4 9,3±0,7 14,2±1,4 0,20 Р > 0,05 2,14 Р < 0,05
г = 0,57; Р > 0,05 1 = 3,19;Р<0,01
Таблица 2
Изменения среднегрупповых показателей физической подготовленности у юношей первого курса в контрольной и экспериментальной группах от начала к концу педагогического эксперимента
(М±ш)
ства быстрота до уровня выше среднего [8]. Результат в прыжках в длину с места улучшился с 217,4± 3,8 см до 238,2± 2,7 см (Р < 0,01). Такой показатель соответствует среднему уровню развития скоростно-силовых качеств [9]. Показатели кистевой динамометрии увеличились с 39,0± 1,6 кг до 45,4± 2,0 кг (Р < 0,05), что соответствует возрастному развитию данного качества на уровне выше среднего [10].
Показатели гибкости улучшились до 16,6± 1,6 см (Р < 0,001), и возрастной уровень развития данного качества стал выше среднего [11]. Показатели координационных способностей увеличились до 7,2± 0,4 с (Р < 0,05), а возрастной уровень развития координационных способностей стал высоким [12]. Силовые показатели мышц рук в подтягивании на высокой перекладине увеличились до 14,2± 1,4 раз (Р < 0,05), что соответствует возрастному развитию данного качества на уровне выше среднего [13].
Сравнив конечные среднегрупповые показатели тестирования физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп, можно сделать вывод о том, что более значимые изменения показателей физической подготовленности произошли у студентов, занимавшихся по экспериментальной методике. Изменения всех показателей физической подготовленности носят достоверный характер (Р < 0,05). Такой же достоверный характер имеют уровневые показатели физической подготовленности студентов контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента. Результаты говорят о преимуществе экспериментальной методики комплексного использования средств китайской оздоровительной гимнастики ушу.
Выводы:
1. Результаты проведенного педагогического эксперимента подтвердили эффективность использования экспериментальной методики комплексного, дифференцированного и индивидуального использования средств китайской оздоровительной гимнастики ушу на различных формах занятий в рамках непрерывного физического воспитания с целью улучшения показателей уровня здоровья и показателей физической подготовленности студентов.
2. Показатели физической подготовленности студентов за исследуемый период улучшились. Наиболее значительные и достоверные изменения в показателях физической подготовленности выявлены в экспериментальной группе (Р < 0,05). В контрольной группе физическая подготовленность ни по одному показателю достоверного улучшения не имеет (Р > 0,05).
3. Показатели комплексной оценки уровня здоровья студентов за период эксперимента увеличились в контрольной и экспериментальной группах. Наиболее значительное улучшение этого показателя произошло в экспериментальной группе. Оно составляет от 8,6± 0,73 баллов до 14,9" 0,39 баллов (Р < 0,001). В контрольной группе после эксперимента этот показатель улучшился от 7,7" 0,48 до 10,2" 0,49 баллов (Р < 0,01).
Примечания
1. Пономарева В. В. Физическая культура и здоровье. М.: ФГОУ «ВУНМЦ РОСЗДРАВА», 2006. 320 с.
2. Ма Цзижень, Богачихин М. М. Цигун: история, теория, практика. М.: София, 2003. 479 с.
3. Афанасьев В. В. Спортивная метрология: учебное пособие / В. В. Афанасьев, А. В. Муравьев, И. А. Осетров, П. В. Михайлов. Ярославль, 2009. 242 с.
4. Ильинич В. И, Евсеев Ю. И. Примерная учебная программа. М.: Физическая культура, 2000. 42 с.
5. Там же.
6. Тверских В. В. Тхэквондо как средство укрепления здоровья студентов // Здоровье, физическое развитие и образование: состояние, проблемы и перспективы: тез. докл. 1-й регион. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. С. 224-226.
7. Апанасенко Г. Л. О возможности количественной оценки здоровья человека // Гигиена и санитария. 1985. № 6. С. 55-58.
8. Вавилов Ю. Н. Проверь себя сам // Теория и практика физической культуры. 1997. № 9. С. 58.
9. Тверских В. В. Указ. соч.
10. Алексанянс Г. Д. Спортивная морфология / Г. Д. Алеканянс, В. В. Абушкевич, Д. Б. Тлехас, А. М. Филенко, И. Н. Ананьев, Т. Г. Гричанова. М.: Сов. спорт, 2005. 92 с.
11. Тверских В. В. Указ. соч.; Вавилов Ю. Н. Указ. соч.
12. Вавилов Ю. Н. Указ. соч.
13. Там же.