Научная статья на тему 'Технология развития мотивационных основ самоорганизации личности старшеклассника в процессе физического воспитания'

Технология развития мотивационных основ самоорганизации личности старшеклассника в процессе физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОЗНАНИЯ / САМОКОНТРОЛЬ / СТАРШЕКЛАССНИК / TECHNOLOGY / SELF-ORGANIZATION / PHYSICAL CULTURE OF CONSCIOUSNESS / SELF-CONTROL / SENIOR GRADE PUPIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириенко Татьяна Леонидовна

В статье рассматривается одна из педагогических технологий, призванная максимально эффективно использовать ценностный потенциал личности старшеклассников для развития и увеличения мотивации к занятиям физической культурой. Данная проблема наиболее остро стоит именно в старших классах общеобразовательной школы, поскольку у них отсутствуют субъектно-личностные, ценностные отношения к физической культуре и своему здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириенко Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT THE MOTIVATIONAL BASES OF SELFORGANIZATION OF SENIOR GRADES PUPIL PERSONALITY IN THE COURSE OF PHYSICAL TRAINING

In the article one of pedagogical technologies is considered, aimed at using the most effectively the value potential of senior grades pupil personality for development and motivation increase to the classes of physical culture. This problem is the most important in the senior grades of comprehensive school as pupils don't have subject-personal, value attitudes to physical culture and health.

Текст научной работы на тему «Технология развития мотивационных основ самоорганизации личности старшеклассника в процессе физического воспитания»

УДК 37.037.1

Т.Л. Кириенко

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОИНЫХ ОСНОВ САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье рассматривается одна из педагогических технологии, призванная максимально эффективно использовать ценностный потенциал личности старшеклассников для развития и увеличения мотивации к занятиям физической культурой. Данная проблема наиболее остро стоит именно в старших классах общеобразовательной школы, поскольку у них отсутствуют субъектно-личностные, ценностные отношения к физической культуре и своему здоровью.

Ключевые слова: технология, самоорганизация, физическая культура сознания, самоконтроль, старшеклассник.

T.L. Kirienko

TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT THE MOTIVATIONAL BASES OF SELF-ORGANIZATION OF SENIOR GRADES PUPIL PERSONALITY IN THE COURSE OF

PHYSICAL TRAINING

In the article one of pedagogical technologies is considered, aimed at using the most effectively the value potential of senior grades pupil personality for development and motivation increase to the classes ofphysical culture. This problem is the most important in the senior grades of comprehensive school as pupils don't have subject-personal, value attitudes to physical culture and health.

Keywords: technology, self-organization, physical culture of consciousness, self-control, senior grade pupil

Одна из самых острых проблем в настоящее время - снижение мотивации к занятиям физической культурой у учащихся школ. Младшие школьники активно занимаются физкультурой, участвуют в соревнованиях, спортивных праздниках. В подростковом возрасте у тех, кто не занимается спортом в секциях, интерес уменьшается, а в старших классах вообще угасает. Причем у девочек больше, чем у мальчиков. Выйти из положения можно, лишь используя новые формы занятий, укрепляя межпредметные связи физической культуры с дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного циклов. Сегодня учитель физической культуры должен обращаться к литературе, физике, химии, биологии, к компьютерным технологиям, которых много и которые помогают получить обратную связь [1].

Здоровый образ жизни выражает ориентированность человека на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, реализует первичную профилактику заболеваний, предотвращающую их возникновение, способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях. Это отмечают многие отечественные ученые - В.К. Бальсевич, П.А. Виноградов, Н.Д. Граевская, A.B. Сахно, В.Д. Чепик и др.

По мнению ведущих медицинских специалистов, в сфере физической культуры здоровый

образ жизни - это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное и своевременное физическое воспитание и развитие подрастающего поколения, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания в нашем регионе (P.E. Мотылянская, В.К. Велитченко, С.Т. Кохан и др.).

Повысить эффективность занятий физической культурой поможет обращение к одной из педагогических технологий - технологии развития мотивационных основ самоорганизации личности старшеклассника в процессе физического воспитания.

Главным фактором становления основ самоорганизации здесь выступает разработка педагогических условий, создающих благоприятную среду для востребования ценностного потенциала личностных структур сознания учащихся. В качестве приоритетной рассматривается личностная структура мотивирования, определяющая эффективность востребования смыслотворче-ской основы самоорганизации физической культуры сознания [3].

Самоорганизация - наиболее гуманное средство становления субъективности. Но используемые в практике технологии физического вос-

питания направлены на ценности внешне привносимые, способствующие формированию необходимых растущему организму качеств: устойчивости, выносливости, способности к сопротивлению различным физическим нагрузкам, волевых усилий, двигательных качеств и т.д. без соотнесения внешнего педагогического воздействия с внутренними ценностными основами сознания учащегося. Такое противоречие снимает возможность смысловой самоорганизации личности в процессе физического воспитания как одну из наиболее значимых гуманистических характеристик.

Физическая культура сознания - это первичная и неотъемлемая часть общей культуры сознания. Ее первичность определяется изначальным присутствием в человеческом сознании потребности использовать физическую силу, как для сохранения жизни, так и для защиты менее сильных. Именно она определяет наличие воспитанных культурой, нравственных и цивилизованных отношений между людьми [4].

Основным показателем физической культуры сознания является цивилизованность. Важнейшая функция цивилизации - приучение человека к культурным действиям по отношению к себе и себе подобным. Физическая культура сознания, как одно из проявлений цивилизованности, самоорганизует гуманные, то есть сообразные понятию «человек» отношения к своему здоровью и к использованию своих физических преимуществ не во вред, а во благо менее сильных окружающих.

Некоторые уровни самоорганизации личности могут быть достигнуты благодаря использованию новых средств физического воспитания. К ним отнесены педагогические условия, способствующие переводу ценностного потенциала сознания учащихся на более высокий цивилизованный уровень. Процесс этого перевода и определяется как процесс самоорганизации физической культуры сознания, осуществляемой при педагогической поддержке со стороны учителя [2].

Гуманистическая парадигма образования выдвигает новое требование к современному учителю физической культуры: он должен сформировать субъектно-личностные, ценностные отношения к преподаваемому предмету у своих учеников. Ему необходим достаточно большой набор личностных качеств, дополняющих умения обучать физическим упражнениям посредством формирования внутренней позиции уверенности в необходимости здорового образа жизни. В связи с этим проблема физического

воспитания переходит в плоскость научного обоснования, развития и становления качественно новых, более тонких и гибких отношений общения между учителем и учеником.

Определение целей. Взаимно выработанная цель обеспечивает удовлетворяющую обе стороны встречу внешних воздействий (педагогических требований учителя) и внутренних источников самоорганизации (личностных структур сознания ученика). В связи с этим развитие творчества в весьма специфических видах отношений, возникающих в процессе создания личностно ориентированной ситуации на уроке физкультуры между учителем и учениками, рассматривается как возможность культурного изменения мотиваций.

Общая цель - это воспитание творческой личности, определяется особой атмосферой общения, возникающей в процессе овладения учащимися различными видами спортивной деятельности. В процессе занятий физической культурой востребование творческого потенциала происходит крайне редко. Обычно учителя ссылаются на необходимость научить выполнять упражнения, где творческий элемент попросту неуместен.

Частная цель - поэтапное и вариативное изменение мотивации занятий физкультурой.

Определение принципов, содержащих ориентиры для построения технологии. Принцип личностной деятельности - ориентация на деятельность личностных структур сознания, наиболее значимых в контексте поставленных целей (мотивирование, цивилизованная автономность, смыслотворчество); принципы субъективного контроля, самореализации в творчестве, открытости учебно-воспитательной информации, диалогичности, нравственности убеждающей коммуникации, неявной педагогической этнокультуры.

Выбор условий:

а) для востребования ценностно-смыслового компонента сознания - изменение речевых стратегий, обращение к нравственной характеристике автора информации о спортивных идеалах, создание ситуаций выбора на основе предложения альтернатив и т.д.;

б) для востребования ценностно-эмоционального компонента сознания - дополнение интуицией недостатка в объективной информации, принятие решений в процессе обсуждения той или иной проблемы, учет влияния педагогического решения на настроение учеников, поощрение и развитие «малых талантов» и т. д.

Разработка содержания. Развитый самоконтроль - это опорная точка в развитии всех остальных компонентов мотивации достижения высокого уровня физической культуры сознания старшеклассников. Опосредованно самоконтроль проявляется в личностной структуре сознания - мотивировании, определяя деятельность всех других личностных структур. Создание среды общения, поддерживающей самоуправление личности, становится возможным при обращении к технологии ненасильственной коммуникации М. Розенберга.

Обретению личностного смысла содержащейся в общении информации в процессе взаимодействия с ней личности способствует создание ситуаций совместного творческого поиска, когда участники образовательного процесса объединяются в единую структуру. Такие ситуации выстраиваются на уроках. В качестве содержания для их построения использовались ценностно-смысловые и ценностно-

эмоциональные компоненты педагогических условий, развернутые в конкретные приемы оказания педагогической поддержки для приобретения учащимися нового опыта общения.

Организация средств воспитания. С организационной стороны технология представлена этапами деятельности учителя в целях оказания помощи ученикам в решении проблем: диагностический, поисковый, договорный, деятельно-стный, рефлексивный. Данные этапы, наполненные новым содержанием (преобразованные в приемы педагогическими условиями формирования основ самоорганизации), представляют собой целостный ориентировочный алгоритм.

Диагностический - выявление и фиксация факта, сигнала проблемности: отсутствие ориентации, наличие трудностей, недостаточность способностей и качеств, внешние препятствия. Цель диагностического этапа - создание условий для осознания учеником сути проблемы («прояснение сущности», вынесение за скобки несущественного), проявление ценностных противоречий (коллизийность сознания) и собственных смыслов (смыслотворческая функция сознания).

Задача учителя на этом этапе: помочь школьнику сформулировать самому проблему, то есть проговорить ее. Важность этой задачи основывается на данных психолого-педагогических исследований, где установлено, что самостоятельная вербализация (словесное оформление) постановки проблемы школьником обеспечивает более успешное ее разрешение по сравнению с теми случаями, когда педагог за

школьника формулирует его проблему. Важно получить согласие ученика на помощь и поддержку в данной ситуации.

Группа с низким уровнем развитости физической культуры сознания (около 40%): крайне радикальные значения по отношению к своим физическим способностям (недооценка, переоценка) и к спорту в целом; к способности преодолевать сомнения, рисковать, быть независимым; привлекательны жесткие виды спорта, требующие большой мускульной силы, сочетаемой с определенным изяществом (восточные единоборства, бокс, кик-боксинг), однако участие в них весьма сомнительно; проявляется в импульсивном поведении, отрывистой и грубой речи, агрессивности; определяется выборами экстернальных смысловых мотиваций, их низким ценностным уровнем, полным отсутствием настойчивости, способностей к сопереживанию, самообладанию и самоконтролю.

Низкий уровень волевой и ценностно-смысловой организации личности проявляется в ориентациях на «сильных» в физическом отношении личности киногероев и героев местного фольклора, сочетаемых с не дифференцируемой оценкой их поступков на нравственные и безнравственные.

Группа с высоким уровнем физической культуры сознания (около 14%). Проявляется в осмысленном отношении к занятиям физкультурой как средству сохранения собственного здоровья и самоактуализации, к возможности оказания помощи слабым и в желании это сделать не по принуждению; данный уровень определяется в целом интернальными ориентациями в сфере спортивных и интеллектуальных достижений, стремлением в большей степени полагаться на свои силы, не уходить от сложностей; привлекательны те виды спорта, в которых есть возможность проявить свои физические возможности, но не безынтересны и многие другие, в особенности те, где необходимы быстро вводимые элементы творчества, как на уровне моментальной реакции на ситуацию (хоккей, футбол), так и на уровне стратегического планирования сил (большой теннис, шахматы).

В целом уровень физической культуры сознания проявляется в ориентациях не на базовые образы имплицитных концепций воспитания, а на ценностно окрашенные поступки современников, как в спорте, так и в обыденной жизни: высокая ценностно-смысловая и волевая организация личности, готовность к риску на разумном уровне, способность к принятию взвешенных решений, целеустремленность, умение планиро-

вать жизнь, равномерно и настойчиво продвигаться к поставленным целям.

Основное внимание при проговаривании ими содержания эпизода обращается на исключение жаргонизмов и особенно резких, грубых выражений. В дальнейшем этот прием усиливается в зависимости от сложности последующих этапов введением новых ценностно-смысловых и ценностно-эмоциональных структур.

Поисковый - организация совместного с учеником поиска причин возникновения трудности, возможных последствий ее сохранения (или преодоления); взгляд на ситуацию со стороны как «глазами ребенка», так и при помощи синергетического принципа «выход в стороннюю позицию». Целью поискового этапа является оказание поддержки и принятие учеником на себя ответственности за возникновение и решение проблемы с использованием данных диагностического этапа (определение локуса самоконтроля); помощь в выявлении связанных с проблемой фактов и обстоятельств, причин, которые привели к затруднению.

Обсуждение возможных последствий предполагает умение педагога предвидеть, предсказать, что произойдет в ближайший и отсроченный период - после школы, если не принимать никаких действий. Поисковый этап предполагает и поддержку в определении цели предстоящего выбора - по ходу выявления фактов и причин появляются предварительные «рабочие» выводы и способы достижения цели.

На поисковом этапе устанавливается неявный источник нравственной характеристики автора введенной ранее информации. В качестве педагогических средств поддержки используется проявление внимания к любым способам, которые называет сам ученик; отказ от высказывания оценочных и критических суждений; обсуждение преимуществ того или иного способа достижения цели как поддержка выбора. Задача педагога - поддержать ученика в любом выборе и выразить готовность помочь в любом случае.

Договорный - проектирование действий педагога и ученика (разделение функций и ответственности, например - прием уточнения сущности и смысла, привлекательных образцов физической развитости). В соответствии с алгоритмом педагогической поддержки этот прием развивает позиции поискового этапа в направлении решения проблемы ценностного выбора, в распределении действий на добровольной основе. Ориентация на способность ученика самостоятельно преодолевать трудности открывает путь к проектированию своих действий. Жела-

ние ученика самостоятельно прилагать усилия для решения своей проблемы нравственного самоопределения является важным результатом педагогической работы.

Деятельностный - для обеспечения успеха педагог должен поддерживать ученика психологически и, если надо, прямо защищать его интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями, если это связано с обеспечением безопасности на пути самостоятельного действия. Разрешение проблемы нравственного выбора требует привлечения новых примеров, выступающих в двух качествах: поддержки или «расшатывания» избранной позиции.

Прием «расшатывания» избранной позиции определяется внесением в описание действий образца для подражания элементов неявных, зачастую негативных характеристик, присутствующих в поведении «героев». Ученикам предлагалось построить модель дальнейшего развития ситуации, где сказались бы последствия их действий, будь они на месте того или иного персонажа. Это необходимо для формирования позиции устойчивости или отказа от избранного образца.

Рефлексивный - совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация фактов разрешимости или неразрешимости проблемы для ее переформулирования, осмысления учеником и педагогом новых вариантов самоопределения. В ходе рефлексии могут выявиться невидимые раньше причины и обстоятельства, стоящие на пути предполагаемого самоопределения.

Обсуждая с учеником продвижение к разрешению проблемы, выделяют ключевые моменты, подтверждающие правильность или ошибочность спроектированных действий. Особое внимание уделяется чувствам и эмоциям старшеклассников, оказывается поддержка посредством выражения собственных чувств. Педагог создает условия, в которых школьник анализирует свои действия, самооценивает как способ действий, так и достигнутый результат. Важно помогать ученику замечать те изменения, которые происходят как в нем самом, так и вокруг него. Рефлексивный этап может быть выделен в самостоятельный, но может и пронизывать всю деятельность поддержки.

Приведенная структура приближает учителя к пониманию и преобразованию своей роли в оказании педагогической поддержки по развитию ценностно-смысловой сферы сознания учащихся средствами урока физической культуры. Одновременно она приближает и старшекласс-

ников к новому пониманию смысла занятий физической культурой не только как средства укрепления здоровья и развития физических возможностей, но и как средства, способствующего становлению нравственного здоровья личности.

Данная технология начала применяется на занятиях физической культурой в 10-11-х классах многопрофильного лицея Забайкальского гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г.Чернышевского. В свете изменяющихся требований применение данной технологии можно считать успешным, поскольку она не только позволяет увеличить мотивацию к занятиям физической культурой, но и помогает учащимся более осознанно воспринимать меж-

предметные связи, что позволяет говорить о воспитании творческой личности.

Литература

1. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. - СПб.: Нева, 2003. - С. 71.

2. Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесбе-регающей педагогике. Технологии здоровьесбере-гающего образования. - М.:АРКТИ, 2008. - С. 288.

3. Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни // Педагогическое общество России. - М., 2004.

4. Шуткин С.Н. Педагогические условия воспитания основ самоорганизации личности на уроках физкультуры. - Липецк: Изд-во ЛГУ, 2003. - С. 95.

Кириенко Татьяна Леонидовна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. 672038, Чита, мкр. Северный, 60, кв. 15. Тел. (3022) 44-34-03.

Kirienko Tatyana Leonidovna, senior lecturer, department of physical education, N.G.Chernyshevsky Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University. 672038, Chita, Severny microdistrict, 60. apt, 15. tel. (3022) 443403.

УДК 796.81

O.A. Куликова

ПОВЫШЕНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОК 1-2 КУРСОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСА ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ УШУ

Результаты исследования, представленные в статье, свидетельствуют о том, что психофизические упражнения ушу оказывают позитивное влияние на показатели физических качеств работоспособности и выносливости организма, которые тесно связаны с такими психофизиологическими характеристиками, как переключение внимания, оперативная память и визуальное мышление. Динамика указанных характеристик свидетельствует о повышении умственной работоспособности испытуемых.

Ключевые слова: физическая культура, психофизические упражнения ушу, интенсивность, продуктивность, умственная работоспособность.

O.A. Kulikova

THE INCREASE OF INTELLECTUAL WORKING CAPACITY OF THE FIRST AND SECOND YEAR STUDENTS ON THE BASIS OF PSYCHOPHYSICAL WUSHU EXERCISES

The results of research presented in the paper testify that psychophysical wushu exercises make positive impact on indicators ofphysical qualities of working capacity and an organism endurance which are closely connected with such psychophysical characteristics as attention switching, operative memory and visual thinking. The dynamics of the specified characteristics proves the increase of intellectual working capacity of examinees.

Keywords: physical training, psychophysical wushu exercises, intensity, productivity, intellectual working capacity.

В настоящее время исследование проблемы работоспособности молодого организма в настоящее время приобретает все большее значение. Это связано, прежде всего, с социально-экономическим положением современного общества. Любая сфера промышленного производства, социальная сфера жизни людей нуждаются в высококвалифицированных специалистах. Наряду с другими важными факторами

показателем высокого уровня профессиональной подготовки специалиста является уровень его работоспособности.

В психолого-педагогической литературе можно обнаружить разные определения работоспособности. Обобщая их, можно сделать вывод, что работоспособность отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, а также выра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.